
XFV-1 Salmon – самолет, способный взлетать и приземляться на «хвост»
Военные всегда мечтали создать самолеты, способные взлетать и садиться в ограниченном пространстве, желательно вообще без использования специальных аэродромов. Только в конце 1980-х появились такие серийные модели.
В качестве ярчайшего примера можно назвать Bell V-22 Osprey. Это знаменитый конвертоплан, совершающий вертикальные взлет и посадку за счет воздушных винтов, которые разворачиваются.
Значительно позднее появились реактивные модели. Для взлета они используют вертикальную тягу своих двигателей.
Летал самолет по классической схеме. Фото: Youtube.com
Но разработка самолетов, способных обходиться без аэродромов, началась еще в 1940-х годах. Произошло это в Германии, ближе к концу Второй Мировой войны, когда страна проигрывала и цеплялась за любую возможность, способную резко изменить ход боевых действий.
Начало было положено в 1944 году, когда компания Focke Wulf показала фантастический на то время проект под названием Triebflügeljäger. Этот самолет должен был взлетать и приземляться вертикально, что интересно, на хвост.
Несмотря на всю кажущуюся нелепость, данная концепция была принята с огромным энтузиазмом. Дело в том, что Германию в 1944 году часто бомбили самолеты СССР и союзников. Воздушные машины Люфтваффе просто не успевали взлететь. Разведка противника работала отлично – немцы стали жертвами своей же тактики.
Именно в такой ситуации создание принципиально новых самолетов могло переломить положение на фронтах в свою пользу. Такие боевые машины можно было размещать практически в любом месте – они не нуждались во взлетной полосе.
Самолет получился достаточно компактным – это было предусмотрено в ТЗ. Фото: Youtube.com
Только время уже упустили, поэтому ничего хорошего из проекта Triebflügeljäger не вышло – конструкторы даже не успели создать прототип необычного самолета, не говоря о серийной модели. Война была проиграна.
Спасая жизни, немецкие конструкторы стали предлагать США свои разработки. Так техническая документация по созданию самолета, способного совершать вертикальные взлеты и посадки попала в США.
Проект сначала никого не интересовал. Только в 1947 году в США началась разработка летательного аппарата под названием «Колибри». Этот небольшой самолет предназначался для военно-морского флота. Взлет и посадка летательных аппаратов должны были осуществляться не только с палуб кораблей, но и подводных лодок.
К сожалению, проект оказался провальным, но на этом инженеры не остановились. В 1950 году две конкурирующие компании выдвинули свои идеи самолетов, способных на вертикальный взлет. Рассмотрев проект Генриха Фоке, было решено, что он серьезно недоработан. Пришлось вносить свои изменения.
Lockheed XFY-1 Salmon в полете. Фото: Youtube.com
Военные заинтересовались, еще не особо понимая, как все это будет реализовано. Уж очень заманчивым было получение самолетов, способных взлетать с палуб небольших кораблей и секретных баз. В итоге разработчики конкурирующих фирм Lockheed и Convair получили контракты на общую сумму в 10 млн. долларов США. За это нужно было создать два прототипа истребителей – по одному от каждого производителя.
Оба представленных образца получили сначала числовые индексы, а потом их назвали XFY-1. Прототипы имели и имена собственные. Вариант от Lockheed назвали Salmon, от Convair – Pogo. В процессе испытаний прототипов, от второго варианта было решено отказаться.
Первый экспериментальный Lockheed XFY-1 Salmon был готов в 1953 году. Нужно отметить, что изначально он взлетал с помощью вспомогательного классического шасси. Мощности первого двигателя, установленного на этот летательный аппарат, банально не хватало для вертикального поднятия в воздух.
Lockheed XFY-1 Salmon – это моноплан, снабженный одним мотором. Особенности силового агрегата – наличие соосных трехлопастных воздушных винтов. Изначально на самолет устанавливали мотор Allison YT-40-A-14, в дальнейшем его заменили на более мощный двигатель с индексом YT-40-A-16 от того же производителя. Последний силовой агрегат выдавал 6 825 л. с.
Сохранившийся самолет во флоридском музее. Фото: Youtube.com
Шасси четырехопорное, оригинальной конструкции, размещенное на хвостовом оперении. Если сказать проще – оно похоже на колесики для кресел. Так как самолет был недоработан и не всегда мог взлетать и садиться вертикально, он получил дополнительное шасси классической конструкции – на двух стойках с подкосами. Пришлось установить и стандартные хвостовые колеса на оперении.
Фюзеляж у Lockheed XFY-1 Salmon короткий, высокой аэродинамикой не отличающийся. Кабина пилота сильно выступает. Для упрощения посадки, кресло можно было отодвинуть на 45 градусов.
Кстати, запуск самолета – это был тот еще квест. На хвостовом шасси летательный аппарат стоял на первый взгляд устойчиво, но порывы ветра могли его уронить. Поэтому приходилось использовать специальные конструкции для поддержки вертикального положения. Для пилота тоже соорудили лестницу с помостом, чтобы легче было попасть в кабину.
Компьютерная модель XFY-1 Salmon. Фото: Youtube.com
Крыло самолета прямое, без какой-либо механизации. На правой и левой консолях было предусмотрено место для установки дополнительных баков для топлива или крепления вооружения. В зависимости от предполагаемых задач это могли быть авиационные пушки калибра 20 или 70 мм.
Первый полет XFY-1 Salmon состоялся в июне 1954 года. Инженеры-конструкторы были уверены в том, что самолет способен будет совершать как вертикальные взлеты, так и посадки. К сожалению, надежды не оправдались. Сначала это списывали на пилота, незнакомого с подобной конструкцией, но потом оказалось, что мощности двигателя не хватает.
Именно после этого самолет получил дополнительное шасси и стойки с колесами на хвостовом оперении. Это было нужно, чтобы дать Lockheed XFY-1 Salmon возможность взлетать и садиться, плюс проверить его летные качества хотя бы в воздухе.
Первый опытный полет едва не закончился катастрофой. Педаль газа оказалась слишком «острой», поэтому самолет взлетел рано и набрал скорость под 300 км/ч. Пришлось его дорабатывать, что заняло 6 месяцев.
Полет самолета на испытаниях. Фото: Youtube.com
Во время проведения испытаний, вертикальные взлеты и приземления совершали в воздухе. Так было безопаснее. Как оказалось, мощности двигателя не хватает даже для того, чтобы удержать XFY-1 Salmon на месте. Он начинал снижаться, причем из-за силы тяжести, с каждой секундой и приближении к земле все быстрее.
Когда мотор заменили на Allison YT-40-A-16, испытания проходили более успешно. Начало получаться взлетать и садиться не в воздухе, а на земле. Но все равно, нагрузки на двигатель были запредельными, как и требования к мастерству пилота.
Дальнейший этап развития проекта предусматривал установку более мощного силового агрегата и появление следующего прототипа под названием XFV-2. На самолете планировали двигатель на 7 100 л. с. Этой мощности должно было хватить на беспроблемные вертикальные взлеты и приземления.
Два трехлопастных пропеллера. Фото: Youtube.com
Но создать новый мотор не удалось, поэтому работы над проектом XFV-2 отложили. Летом 1955 года он был вообще признан бесперспективным.
Хотя с Lockheed XFY-1 Salmon ничего не получилось, этот прототип сыграл свою роль в авиастроении. Стало ясно, что военным и специальным службам такие летательные аппараты нужны. В дальнейшем они появились, но это уже другая история.
Что касается XFY-1 Salmon, то опытные самолеты сохранились до сих пор. После завершения программы, их передали в авиационные музеи.
В качестве ярчайшего примера можно назвать Bell V-22 Osprey. Это знаменитый конвертоплан, совершающий вертикальные взлет и посадку за счет воздушных винтов, которые разворачиваются.
Значительно позднее появились реактивные модели. Для взлета они используют вертикальную тягу своих двигателей.

Но разработка самолетов, способных обходиться без аэродромов, началась еще в 1940-х годах. Произошло это в Германии, ближе к концу Второй Мировой войны, когда страна проигрывала и цеплялась за любую возможность, способную резко изменить ход боевых действий.
Немецкие разработки
Начало было положено в 1944 году, когда компания Focke Wulf показала фантастический на то время проект под названием Triebflügeljäger. Этот самолет должен был взлетать и приземляться вертикально, что интересно, на хвост.
Летательный аппарат подобной конструкции был запатентован раньше. В 1939 году это сделал профессор Генрих Фоке.
Несмотря на всю кажущуюся нелепость, данная концепция была принята с огромным энтузиазмом. Дело в том, что Германию в 1944 году часто бомбили самолеты СССР и союзников. Воздушные машины Люфтваффе просто не успевали взлететь. Разведка противника работала отлично – немцы стали жертвами своей же тактики.
Именно в такой ситуации создание принципиально новых самолетов могло переломить положение на фронтах в свою пользу. Такие боевые машины можно было размещать практически в любом месте – они не нуждались во взлетной полосе.

Только время уже упустили, поэтому ничего хорошего из проекта Triebflügeljäger не вышло – конструкторы даже не успели создать прототип необычного самолета, не говоря о серийной модели. Война была проиграна.
Спасая жизни, немецкие конструкторы стали предлагать США свои разработки. Так техническая документация по созданию самолета, способного совершать вертикальные взлеты и посадки попала в США.
Американские разработки
Проект сначала никого не интересовал. Только в 1947 году в США началась разработка летательного аппарата под названием «Колибри». Этот небольшой самолет предназначался для военно-морского флота. Взлет и посадка летательных аппаратов должны были осуществляться не только с палуб кораблей, но и подводных лодок.
К сожалению, проект оказался провальным, но на этом инженеры не остановились. В 1950 году две конкурирующие компании выдвинули свои идеи самолетов, способных на вертикальный взлет. Рассмотрев проект Генриха Фоке, было решено, что он серьезно недоработан. Пришлось вносить свои изменения.

Военные заинтересовались, еще не особо понимая, как все это будет реализовано. Уж очень заманчивым было получение самолетов, способных взлетать с палуб небольших кораблей и секретных баз. В итоге разработчики конкурирующих фирм Lockheed и Convair получили контракты на общую сумму в 10 млн. долларов США. За это нужно было создать два прототипа истребителей – по одному от каждого производителя.
Оба представленных образца получили сначала числовые индексы, а потом их назвали XFY-1. Прототипы имели и имена собственные. Вариант от Lockheed назвали Salmon, от Convair – Pogo. В процессе испытаний прототипов, от второго варианта было решено отказаться.
Первый экспериментальный Lockheed XFY-1 Salmon был готов в 1953 году. Нужно отметить, что изначально он взлетал с помощью вспомогательного классического шасси. Мощности первого двигателя, установленного на этот летательный аппарат, банально не хватало для вертикального поднятия в воздух.
Технические характеристики
Lockheed XFY-1 Salmon – это моноплан, снабженный одним мотором. Особенности силового агрегата – наличие соосных трехлопастных воздушных винтов. Изначально на самолет устанавливали мотор Allison YT-40-A-14, в дальнейшем его заменили на более мощный двигатель с индексом YT-40-A-16 от того же производителя. Последний силовой агрегат выдавал 6 825 л. с.

Шасси четырехопорное, оригинальной конструкции, размещенное на хвостовом оперении. Если сказать проще – оно похоже на колесики для кресел. Так как самолет был недоработан и не всегда мог взлетать и садиться вертикально, он получил дополнительное шасси классической конструкции – на двух стойках с подкосами. Пришлось установить и стандартные хвостовые колеса на оперении.
Фюзеляж у Lockheed XFY-1 Salmon короткий, высокой аэродинамикой не отличающийся. Кабина пилота сильно выступает. Для упрощения посадки, кресло можно было отодвинуть на 45 градусов.
Кстати, запуск самолета – это был тот еще квест. На хвостовом шасси летательный аппарат стоял на первый взгляд устойчиво, но порывы ветра могли его уронить. Поэтому приходилось использовать специальные конструкции для поддержки вертикального положения. Для пилота тоже соорудили лестницу с помостом, чтобы легче было попасть в кабину.

Крыло самолета прямое, без какой-либо механизации. На правой и левой консолях было предусмотрено место для установки дополнительных баков для топлива или крепления вооружения. В зависимости от предполагаемых задач это могли быть авиационные пушки калибра 20 или 70 мм.
Испытания
Первый полет XFY-1 Salmon состоялся в июне 1954 года. Инженеры-конструкторы были уверены в том, что самолет способен будет совершать как вертикальные взлеты, так и посадки. К сожалению, надежды не оправдались. Сначала это списывали на пилота, незнакомого с подобной конструкцией, но потом оказалось, что мощности двигателя не хватает.
Именно после этого самолет получил дополнительное шасси и стойки с колесами на хвостовом оперении. Это было нужно, чтобы дать Lockheed XFY-1 Salmon возможность взлетать и садиться, плюс проверить его летные качества хотя бы в воздухе.
Первый опытный полет едва не закончился катастрофой. Педаль газа оказалась слишком «острой», поэтому самолет взлетел рано и набрал скорость под 300 км/ч. Пришлось его дорабатывать, что заняло 6 месяцев.

Во время проведения испытаний, вертикальные взлеты и приземления совершали в воздухе. Так было безопаснее. Как оказалось, мощности двигателя не хватает даже для того, чтобы удержать XFY-1 Salmon на месте. Он начинал снижаться, причем из-за силы тяжести, с каждой секундой и приближении к земле все быстрее.
Когда мотор заменили на Allison YT-40-A-16, испытания проходили более успешно. Начало получаться взлетать и садиться не в воздухе, а на земле. Но все равно, нагрузки на двигатель были запредельными, как и требования к мастерству пилота.
Дальнейший этап развития проекта предусматривал установку более мощного силового агрегата и появление следующего прототипа под названием XFV-2. На самолете планировали двигатель на 7 100 л. с. Этой мощности должно было хватить на беспроблемные вертикальные взлеты и приземления.

Но создать новый мотор не удалось, поэтому работы над проектом XFV-2 отложили. Летом 1955 года он был вообще признан бесперспективным.
Хотя с Lockheed XFY-1 Salmon ничего не получилось, этот прототип сыграл свою роль в авиастроении. Стало ясно, что военным и специальным службам такие летательные аппараты нужны. В дальнейшем они появились, но это уже другая история.
Что касается XFY-1 Salmon, то опытные самолеты сохранились до сих пор. После завершения программы, их передали в авиационные музеи.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...