Бортовой грузовик ГАЗ-3309
В 90-е годы на Горьковском автозаводе господствовали грузовики 33-й серии. В первую очередь это относится к базовому ГАЗ-3307. Он оказался очень востребованным, но имел одно слабое место. Автомобиль комплектовался бензиновым двигателем, а уже вовсю развивалась эра среднетоннажного транспорта на дизельной тяге.
Поэтому когда в конце 1994 года завод представил турбодизель ГАЗ 544.1, вопрос решился сразу же. Этот 4-цилиндровый 116-сильный силовой агрегат установили на базовую модель, изменив ее индекс. Новый дизельный вариант грузоподъемностью 4,5 тонны получил название ГАЗ-3309. И хотя в начале своей истории, на стыке веков, он на короткое время уступил место «старшей сестре», будущее оказалось за «ноль девятым».
Со временем эта модель вытеснила с конвейера конкурента с бензиновым мотором, заняв позицию основного автомобиля завода. Появились множественные модификации, используемые в специальных назначениях. А история этого грузовика продлилась более чем на четверть века.
Новый автомобиль почти полностью соответствовал предшественнику. Внутренним отличием служил турбодизель, а внешним – труба воздухозаборника с левой стороны кабины. На стыке веков остро встал вопрос с моделью силового агрегата. Это на некоторое время приостановило выпуск модели. Очень скоро он был решен положительно. В начале «нулевых» партнеры с Минского моторного завода предложили Д-245.7, который оказался находкой для горьковского среднетоннажника.
Автомобиль приобрел популярность, несмотря на то, что высокая проходимость не входила в число его сильных сторон. В своей нише ему нашлось немного достойных конкурентов. Поэтому очень часто «ноль девятого» можно встретить в небольших городах и поселках. Ведь дороги с твердым покрытием и поездки на короткие расстояния являются коньком этой модели. К тому же, нередко грузовик очень достойно проявил себя и на участках с худшим качеством покрытия, перевозя грузы средней тяжести.
Серийный автомобиль заслужил уважение, в том числе, и за оптимальное соотношение в плане качество/цена. Его дизельный агрегат подтвердил свой хороший моторесурс на многих провинциальных дорогах нашей страны. Дополнительными бонусами стал еще целый ряд моментов:
✅ надежность
✅ простота в эксплуатации
✅ невысокая стоимость обслуживания и ремонта
✅ хорошая функциональность
Цельнометаллическая кабина грузовика имеет капотную компоновку. Внутри применена приятная мягкая обивка и есть два посадочных места. Каждое из них оборудовано ремнем безопасности. Предустановленные системы отопления и вентиляции вполне справляются со своими обязанностями даже не в самых благоприятных метеорологических условиях.
Еще в конце 90-х появилась полноприводная версия автомобиля, именуемая «Садко» (ГАЗ-3308). 2-тонный грузовик в первую очередь предназначался для военных нужд. Существовавшая гражданская версия отличалась большей на 300 кг грузоподъемностью. Их успешная эксплуатация привела к появлению новых модификаций. Так появилось целое семейство 5-местных автомобилей со спаренной кабиной ГАЗ-3325 «Егерь». Немного позже, под заказ для богатых охотников, предлагался полноразмерный внедорожный грузовик «Вепрь» (ГАЗ-330811).
В середине нулевых пришло время ревизии силовых агрегатов. Автомобиль несколько раз подвергали обновлениям, чтобы получить сертификацию соответствия экологическим нормам: ЕВРО-2 (2006-2008 годы) и ЕВРО-3 (2008-2012 годы). Поэтому серийное производство «ноль седьмых» с заволжскими бензиновыми двигателями прекратили в 2009 году. После этого их производили лишь мелкосерийно, под госзаказ (в 2010-м – 406 штук). Напротив, минские дизели 245-го поколения стали базовыми для линейки горьковских грузовиков:
✅ Д-245.7 Е-3 – в 2010-2012 устанавливался на ГАЗ-3309
✅ Д-245.7 Е-2 – в это же время на «Садко» и «Земляк»
✅ 119-сильный Д-245.7 Е-4 с 2013 по 2016 использовался для всех модификаций
Кроме того, модификация «096» до 2016 года имела под капотом дизель Cummins ISF 3.8L, отвечающий требованиям ЕВРО-4. Такую же модель силового агрегата устанавливали и на «Валдай». С 2013 года наступила эра ярославских моторов 534-й серии. Ими компоновали новую модификацию ГАЗ-33098 и обновленный вездеход «Садко» (ГАЗ-33088). Здесь мы имеем 12-вольтовое оборудование, гидроусилитель руля, пневмогидравлические тормоза и ABS.
Остановившись подробнее на дизельных агрегатах, стоит отметить, что они имеют 4 цилиндра рядной компоновки и турбонаддув трубчато-пластинчатого типа. Применен и непосредственный впрыск топлива. Белорусские моторы при 4,75 л объема развивают максимальную мощность в 125 л. с. Ярославский конкурент при немного меньшем рабочем объеме (4,43 л) способен выдать чуть больше «лошадок» – 134,5 и имеет на 100 оборотов в минуту больше (2300). Расход топлива у ЯМЗ тоже выше на один литр (15,5 л/100 км).
Общей концепцией всех модификаций грузовика является задний привод и рамная конструкция с зависимыми рессорными подвесками. Спереди имеются двухсторонние телескопические амортизаторы. Тормозная система имеет двойной контур и гидропривод. Она дополнена вакуумными ресиверами в контурах и барабанными тормозами.
Внешний дизайн включает 20-дюймовые колеса, круглую галогеновую оптику и заднюю противотуманку. Экстерьер выполнен очень просто, что подчеркивает массивная решетка радиатора и противоударный бампер классического типа. Кабина полностью изготовлена из металла.
Внутри 2-дверной кабины с широкими проемами имеется неплохой отопитель и удобные кресла с высокой спинкой. В наличии также крупное остекление, содействующее хорошему обзору и большие зеркала с ручной регулировкой. Просторный капот обеспечивает удобный доступ к элементам моторного отсека с любой из сторон.
Сидения и зеркала имеют механическую регулировку. Передняя панель оборудована круглыми приборами и крупными рычагами управления. Рядом с сидениями имеются крючки для верхней одежды, впереди – солнцезащитные козырьки. В общем, все просто и без притязаний на какую-то особую роскошь или комфорт. Учитывая небольшие расстояния, для которых и предназначен ГАЗ-3309, это и не удивительно. У грузовика следующие габариты:
✅ длина – 6,4 м
✅ ширина – 2,38 м
✅ высота – 2,35 м (по тенту – 2,9 м)
✅ колесная база – 3,77 м
✅ дорожный просвет – 265 мм
✅ угол преодолимого подъема – 14 градусов
Снаряженная масса, в зависимости от модификации, может колебаться от 3,53 до 3,68 тонны. Тентованная версия имеет меньшую на 150 кг грузоподъемность, а полная масса авто – 8,18 тонны. Грузовая платформа имеет деревяный пол с металлической армировкой и три откидных борта, высотой 51 см. Для перевозки сыпучих веществ предусмотрено наращивание их высоты.
Кроме обычных модификаций существовали и длиннобазные версии грузовика, такие как «Добрыня» или ГАЗ-33091. Последний хорошо прижился как спецавтомобиль в пожарной службе. Гарантийным сроком для автомобиля считался 30-тысячный пробег или годичная эксплуатация (в зависимости от того, что наступало раньше).
В 2014 году все грузовики получили небольшое внешнее изменение. Теперь вместо обычной надписи «ГАЗ» на радиаторной решетке красовалась эмблема завода-изготовителя. В это же время минимальная цена ГАЗ-3309 составляла 870 тысяч рублей. Выпуск востребованных грузовиков продолжился до 2019 года. В январе следующего года автомобили сняли с производства.
Поэтому когда в конце 1994 года завод представил турбодизель ГАЗ 544.1, вопрос решился сразу же. Этот 4-цилиндровый 116-сильный силовой агрегат установили на базовую модель, изменив ее индекс. Новый дизельный вариант грузоподъемностью 4,5 тонны получил название ГАЗ-3309. И хотя в начале своей истории, на стыке веков, он на короткое время уступил место «старшей сестре», будущее оказалось за «ноль девятым».
Неутомимый труженик ГАЗ-3309. Фото: youtube.com
Со временем эта модель вытеснила с конвейера конкурента с бензиновым мотором, заняв позицию основного автомобиля завода. Появились множественные модификации, используемые в специальных назначениях. А история этого грузовика продлилась более чем на четверть века.
Появление первых ГАЗ-3309
Новый автомобиль почти полностью соответствовал предшественнику. Внутренним отличием служил турбодизель, а внешним – труба воздухозаборника с левой стороны кабины. На стыке веков остро встал вопрос с моделью силового агрегата. Это на некоторое время приостановило выпуск модели. Очень скоро он был решен положительно. В начале «нулевых» партнеры с Минского моторного завода предложили Д-245.7, который оказался находкой для горьковского среднетоннажника.
С того времени ГАЗ-3309 комплектовался почти исключительно минскими двигателями. Они показали себя с самой лучшей стороны, проявив поразительную унификацию с тяговыми и дорожными показателями грузовика.
Автомобиль приобрел популярность, несмотря на то, что высокая проходимость не входила в число его сильных сторон. В своей нише ему нашлось немного достойных конкурентов. Поэтому очень часто «ноль девятого» можно встретить в небольших городах и поселках. Ведь дороги с твердым покрытием и поездки на короткие расстояния являются коньком этой модели. К тому же, нередко грузовик очень достойно проявил себя и на участках с худшим качеством покрытия, перевозя грузы средней тяжести.
Серийный автомобиль заслужил уважение, в том числе, и за оптимальное соотношение в плане качество/цена. Его дизельный агрегат подтвердил свой хороший моторесурс на многих провинциальных дорогах нашей страны. Дополнительными бонусами стал еще целый ряд моментов:
✅ надежность
✅ простота в эксплуатации
✅ невысокая стоимость обслуживания и ремонта
✅ хорошая функциональность
Цельнометаллическая кабина грузовика имеет капотную компоновку. Внутри применена приятная мягкая обивка и есть два посадочных места. Каждое из них оборудовано ремнем безопасности. Предустановленные системы отопления и вентиляции вполне справляются со своими обязанностями даже не в самых благоприятных метеорологических условиях.
Модификации и развитие модели
Еще в конце 90-х появилась полноприводная версия автомобиля, именуемая «Садко» (ГАЗ-3308). 2-тонный грузовик в первую очередь предназначался для военных нужд. Существовавшая гражданская версия отличалась большей на 300 кг грузоподъемностью. Их успешная эксплуатация привела к появлению новых модификаций. Так появилось целое семейство 5-местных автомобилей со спаренной кабиной ГАЗ-3325 «Егерь». Немного позже, под заказ для богатых охотников, предлагался полноразмерный внедорожный грузовик «Вепрь» (ГАЗ-330811).
Модификация с двойной кабиной. Фото: youtube.com
В середине нулевых пришло время ревизии силовых агрегатов. Автомобиль несколько раз подвергали обновлениям, чтобы получить сертификацию соответствия экологическим нормам: ЕВРО-2 (2006-2008 годы) и ЕВРО-3 (2008-2012 годы). Поэтому серийное производство «ноль седьмых» с заволжскими бензиновыми двигателями прекратили в 2009 году. После этого их производили лишь мелкосерийно, под госзаказ (в 2010-м – 406 штук). Напротив, минские дизели 245-го поколения стали базовыми для линейки горьковских грузовиков:
✅ Д-245.7 Е-3 – в 2010-2012 устанавливался на ГАЗ-3309
✅ Д-245.7 Е-2 – в это же время на «Садко» и «Земляк»
✅ 119-сильный Д-245.7 Е-4 с 2013 по 2016 использовался для всех модификаций
Кроме того, модификация «096» до 2016 года имела под капотом дизель Cummins ISF 3.8L, отвечающий требованиям ЕВРО-4. Такую же модель силового агрегата устанавливали и на «Валдай». С 2013 года наступила эра ярославских моторов 534-й серии. Ими компоновали новую модификацию ГАЗ-33098 и обновленный вездеход «Садко» (ГАЗ-33088). Здесь мы имеем 12-вольтовое оборудование, гидроусилитель руля, пневмогидравлические тормоза и ABS.
Технические особенности ГАЗ-3309
Остановившись подробнее на дизельных агрегатах, стоит отметить, что они имеют 4 цилиндра рядной компоновки и турбонаддув трубчато-пластинчатого типа. Применен и непосредственный впрыск топлива. Белорусские моторы при 4,75 л объема развивают максимальную мощность в 125 л. с. Ярославский конкурент при немного меньшем рабочем объеме (4,43 л) способен выдать чуть больше «лошадок» – 134,5 и имеет на 100 оборотов в минуту больше (2300). Расход топлива у ЯМЗ тоже выше на один литр (15,5 л/100 км).
Рессоры родом из далеких 50-х. Фото: youtube.com
Общей концепцией всех модификаций грузовика является задний привод и рамная конструкция с зависимыми рессорными подвесками. Спереди имеются двухсторонние телескопические амортизаторы. Тормозная система имеет двойной контур и гидропривод. Она дополнена вакуумными ресиверами в контурах и барабанными тормозами.
Внешний дизайн включает 20-дюймовые колеса, круглую галогеновую оптику и заднюю противотуманку. Экстерьер выполнен очень просто, что подчеркивает массивная решетка радиатора и противоударный бампер классического типа. Кабина полностью изготовлена из металла.
Внутри 2-дверной кабины с широкими проемами имеется неплохой отопитель и удобные кресла с высокой спинкой. В наличии также крупное остекление, содействующее хорошему обзору и большие зеркала с ручной регулировкой. Просторный капот обеспечивает удобный доступ к элементам моторного отсека с любой из сторон.
Советская приборная классика. Фото: youtube.com
Сидения и зеркала имеют механическую регулировку. Передняя панель оборудована круглыми приборами и крупными рычагами управления. Рядом с сидениями имеются крючки для верхней одежды, впереди – солнцезащитные козырьки. В общем, все просто и без притязаний на какую-то особую роскошь или комфорт. Учитывая небольшие расстояния, для которых и предназначен ГАЗ-3309, это и не удивительно. У грузовика следующие габариты:
✅ длина – 6,4 м
✅ ширина – 2,38 м
✅ высота – 2,35 м (по тенту – 2,9 м)
✅ колесная база – 3,77 м
✅ дорожный просвет – 265 мм
✅ угол преодолимого подъема – 14 градусов
Снаряженная масса, в зависимости от модификации, может колебаться от 3,53 до 3,68 тонны. Тентованная версия имеет меньшую на 150 кг грузоподъемность, а полная масса авто – 8,18 тонны. Грузовая платформа имеет деревяный пол с металлической армировкой и три откидных борта, высотой 51 см. Для перевозки сыпучих веществ предусмотрено наращивание их высоты.
Востребованность и окончание производства
Кроме обычных модификаций существовали и длиннобазные версии грузовика, такие как «Добрыня» или ГАЗ-33091. Последний хорошо прижился как спецавтомобиль в пожарной службе. Гарантийным сроком для автомобиля считался 30-тысячный пробег или годичная эксплуатация (в зависимости от того, что наступало раньше).
«Добрыня» со спальником так и не ставший серийным. Фото: youtube.com
В 2014 году все грузовики получили небольшое внешнее изменение. Теперь вместо обычной надписи «ГАЗ» на радиаторной решетке красовалась эмблема завода-изготовителя. В это же время минимальная цена ГАЗ-3309 составляла 870 тысяч рублей. Выпуск востребованных грузовиков продолжился до 2019 года. В январе следующего года автомобили сняли с производства.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....