Бортовой грузовик ГАЗ-3309
В 90-е годы на Горьковском автозаводе господствовали грузовики 33-й серии. В первую очередь это относится к базовому ГАЗ-3307. Он оказался очень востребованным, но имел одно слабое место. Автомобиль комплектовался бензиновым двигателем, а уже вовсю развивалась эра среднетоннажного транспорта на дизельной тяге.
Поэтому когда в конце 1994 года завод представил турбодизель ГАЗ 544.1, вопрос решился сразу же. Этот 4-цилиндровый 116-сильный силовой агрегат установили на базовую модель, изменив ее индекс. Новый дизельный вариант грузоподъемностью 4,5 тонны получил название ГАЗ-3309. И хотя в начале своей истории, на стыке веков, он на короткое время уступил место «старшей сестре», будущее оказалось за «ноль девятым».
Со временем эта модель вытеснила с конвейера конкурента с бензиновым мотором, заняв позицию основного автомобиля завода. Появились множественные модификации, используемые в специальных назначениях. А история этого грузовика продлилась более чем на четверть века.
Новый автомобиль почти полностью соответствовал предшественнику. Внутренним отличием служил турбодизель, а внешним – труба воздухозаборника с левой стороны кабины. На стыке веков остро встал вопрос с моделью силового агрегата. Это на некоторое время приостановило выпуск модели. Очень скоро он был решен положительно. В начале «нулевых» партнеры с Минского моторного завода предложили Д-245.7, который оказался находкой для горьковского среднетоннажника.
Автомобиль приобрел популярность, несмотря на то, что высокая проходимость не входила в число его сильных сторон. В своей нише ему нашлось немного достойных конкурентов. Поэтому очень часто «ноль девятого» можно встретить в небольших городах и поселках. Ведь дороги с твердым покрытием и поездки на короткие расстояния являются коньком этой модели. К тому же, нередко грузовик очень достойно проявил себя и на участках с худшим качеством покрытия, перевозя грузы средней тяжести.
Серийный автомобиль заслужил уважение, в том числе, и за оптимальное соотношение в плане качество/цена. Его дизельный агрегат подтвердил свой хороший моторесурс на многих провинциальных дорогах нашей страны. Дополнительными бонусами стал еще целый ряд моментов:
✅ надежность
✅ простота в эксплуатации
✅ невысокая стоимость обслуживания и ремонта
✅ хорошая функциональность
Цельнометаллическая кабина грузовика имеет капотную компоновку. Внутри применена приятная мягкая обивка и есть два посадочных места. Каждое из них оборудовано ремнем безопасности. Предустановленные системы отопления и вентиляции вполне справляются со своими обязанностями даже не в самых благоприятных метеорологических условиях.
Еще в конце 90-х появилась полноприводная версия автомобиля, именуемая «Садко» (ГАЗ-3308). 2-тонный грузовик в первую очередь предназначался для военных нужд. Существовавшая гражданская версия отличалась большей на 300 кг грузоподъемностью. Их успешная эксплуатация привела к появлению новых модификаций. Так появилось целое семейство 5-местных автомобилей со спаренной кабиной ГАЗ-3325 «Егерь». Немного позже, под заказ для богатых охотников, предлагался полноразмерный внедорожный грузовик «Вепрь» (ГАЗ-330811).
В середине нулевых пришло время ревизии силовых агрегатов. Автомобиль несколько раз подвергали обновлениям, чтобы получить сертификацию соответствия экологическим нормам: ЕВРО-2 (2006-2008 годы) и ЕВРО-3 (2008-2012 годы). Поэтому серийное производство «ноль седьмых» с заволжскими бензиновыми двигателями прекратили в 2009 году. После этого их производили лишь мелкосерийно, под госзаказ (в 2010-м – 406 штук). Напротив, минские дизели 245-го поколения стали базовыми для линейки горьковских грузовиков:
✅ Д-245.7 Е-3 – в 2010-2012 устанавливался на ГАЗ-3309
✅ Д-245.7 Е-2 – в это же время на «Садко» и «Земляк»
✅ 119-сильный Д-245.7 Е-4 с 2013 по 2016 использовался для всех модификаций
Кроме того, модификация «096» до 2016 года имела под капотом дизель Cummins ISF 3.8L, отвечающий требованиям ЕВРО-4. Такую же модель силового агрегата устанавливали и на «Валдай». С 2013 года наступила эра ярославских моторов 534-й серии. Ими компоновали новую модификацию ГАЗ-33098 и обновленный вездеход «Садко» (ГАЗ-33088). Здесь мы имеем 12-вольтовое оборудование, гидроусилитель руля, пневмогидравлические тормоза и ABS.
Остановившись подробнее на дизельных агрегатах, стоит отметить, что они имеют 4 цилиндра рядной компоновки и турбонаддув трубчато-пластинчатого типа. Применен и непосредственный впрыск топлива. Белорусские моторы при 4,75 л объема развивают максимальную мощность в 125 л. с. Ярославский конкурент при немного меньшем рабочем объеме (4,43 л) способен выдать чуть больше «лошадок» – 134,5 и имеет на 100 оборотов в минуту больше (2300). Расход топлива у ЯМЗ тоже выше на один литр (15,5 л/100 км).
Общей концепцией всех модификаций грузовика является задний привод и рамная конструкция с зависимыми рессорными подвесками. Спереди имеются двухсторонние телескопические амортизаторы. Тормозная система имеет двойной контур и гидропривод. Она дополнена вакуумными ресиверами в контурах и барабанными тормозами.
Внешний дизайн включает 20-дюймовые колеса, круглую галогеновую оптику и заднюю противотуманку. Экстерьер выполнен очень просто, что подчеркивает массивная решетка радиатора и противоударный бампер классического типа. Кабина полностью изготовлена из металла.
Внутри 2-дверной кабины с широкими проемами имеется неплохой отопитель и удобные кресла с высокой спинкой. В наличии также крупное остекление, содействующее хорошему обзору и большие зеркала с ручной регулировкой. Просторный капот обеспечивает удобный доступ к элементам моторного отсека с любой из сторон.
Сидения и зеркала имеют механическую регулировку. Передняя панель оборудована круглыми приборами и крупными рычагами управления. Рядом с сидениями имеются крючки для верхней одежды, впереди – солнцезащитные козырьки. В общем, все просто и без притязаний на какую-то особую роскошь или комфорт. Учитывая небольшие расстояния, для которых и предназначен ГАЗ-3309, это и не удивительно. У грузовика следующие габариты:
✅ длина – 6,4 м
✅ ширина – 2,38 м
✅ высота – 2,35 м (по тенту – 2,9 м)
✅ колесная база – 3,77 м
✅ дорожный просвет – 265 мм
✅ угол преодолимого подъема – 14 градусов
Снаряженная масса, в зависимости от модификации, может колебаться от 3,53 до 3,68 тонны. Тентованная версия имеет меньшую на 150 кг грузоподъемность, а полная масса авто – 8,18 тонны. Грузовая платформа имеет деревяный пол с металлической армировкой и три откидных борта, высотой 51 см. Для перевозки сыпучих веществ предусмотрено наращивание их высоты.
Кроме обычных модификаций существовали и длиннобазные версии грузовика, такие как «Добрыня» или ГАЗ-33091. Последний хорошо прижился как спецавтомобиль в пожарной службе. Гарантийным сроком для автомобиля считался 30-тысячный пробег или годичная эксплуатация (в зависимости от того, что наступало раньше).
В 2014 году все грузовики получили небольшое внешнее изменение. Теперь вместо обычной надписи «ГАЗ» на радиаторной решетке красовалась эмблема завода-изготовителя. В это же время минимальная цена ГАЗ-3309 составляла 870 тысяч рублей. Выпуск востребованных грузовиков продолжился до 2019 года. В январе следующего года автомобили сняли с производства.
Поэтому когда в конце 1994 года завод представил турбодизель ГАЗ 544.1, вопрос решился сразу же. Этот 4-цилиндровый 116-сильный силовой агрегат установили на базовую модель, изменив ее индекс. Новый дизельный вариант грузоподъемностью 4,5 тонны получил название ГАЗ-3309. И хотя в начале своей истории, на стыке веков, он на короткое время уступил место «старшей сестре», будущее оказалось за «ноль девятым».
Неутомимый труженик ГАЗ-3309. Фото: youtube.com
Со временем эта модель вытеснила с конвейера конкурента с бензиновым мотором, заняв позицию основного автомобиля завода. Появились множественные модификации, используемые в специальных назначениях. А история этого грузовика продлилась более чем на четверть века.
Появление первых ГАЗ-3309
Новый автомобиль почти полностью соответствовал предшественнику. Внутренним отличием служил турбодизель, а внешним – труба воздухозаборника с левой стороны кабины. На стыке веков остро встал вопрос с моделью силового агрегата. Это на некоторое время приостановило выпуск модели. Очень скоро он был решен положительно. В начале «нулевых» партнеры с Минского моторного завода предложили Д-245.7, который оказался находкой для горьковского среднетоннажника.
С того времени ГАЗ-3309 комплектовался почти исключительно минскими двигателями. Они показали себя с самой лучшей стороны, проявив поразительную унификацию с тяговыми и дорожными показателями грузовика.
Автомобиль приобрел популярность, несмотря на то, что высокая проходимость не входила в число его сильных сторон. В своей нише ему нашлось немного достойных конкурентов. Поэтому очень часто «ноль девятого» можно встретить в небольших городах и поселках. Ведь дороги с твердым покрытием и поездки на короткие расстояния являются коньком этой модели. К тому же, нередко грузовик очень достойно проявил себя и на участках с худшим качеством покрытия, перевозя грузы средней тяжести.
Серийный автомобиль заслужил уважение, в том числе, и за оптимальное соотношение в плане качество/цена. Его дизельный агрегат подтвердил свой хороший моторесурс на многих провинциальных дорогах нашей страны. Дополнительными бонусами стал еще целый ряд моментов:
✅ надежность
✅ простота в эксплуатации
✅ невысокая стоимость обслуживания и ремонта
✅ хорошая функциональность
Цельнометаллическая кабина грузовика имеет капотную компоновку. Внутри применена приятная мягкая обивка и есть два посадочных места. Каждое из них оборудовано ремнем безопасности. Предустановленные системы отопления и вентиляции вполне справляются со своими обязанностями даже не в самых благоприятных метеорологических условиях.
Модификации и развитие модели
Еще в конце 90-х появилась полноприводная версия автомобиля, именуемая «Садко» (ГАЗ-3308). 2-тонный грузовик в первую очередь предназначался для военных нужд. Существовавшая гражданская версия отличалась большей на 300 кг грузоподъемностью. Их успешная эксплуатация привела к появлению новых модификаций. Так появилось целое семейство 5-местных автомобилей со спаренной кабиной ГАЗ-3325 «Егерь». Немного позже, под заказ для богатых охотников, предлагался полноразмерный внедорожный грузовик «Вепрь» (ГАЗ-330811).
Модификация с двойной кабиной. Фото: youtube.com
В середине нулевых пришло время ревизии силовых агрегатов. Автомобиль несколько раз подвергали обновлениям, чтобы получить сертификацию соответствия экологическим нормам: ЕВРО-2 (2006-2008 годы) и ЕВРО-3 (2008-2012 годы). Поэтому серийное производство «ноль седьмых» с заволжскими бензиновыми двигателями прекратили в 2009 году. После этого их производили лишь мелкосерийно, под госзаказ (в 2010-м – 406 штук). Напротив, минские дизели 245-го поколения стали базовыми для линейки горьковских грузовиков:
✅ Д-245.7 Е-3 – в 2010-2012 устанавливался на ГАЗ-3309
✅ Д-245.7 Е-2 – в это же время на «Садко» и «Земляк»
✅ 119-сильный Д-245.7 Е-4 с 2013 по 2016 использовался для всех модификаций
Кроме того, модификация «096» до 2016 года имела под капотом дизель Cummins ISF 3.8L, отвечающий требованиям ЕВРО-4. Такую же модель силового агрегата устанавливали и на «Валдай». С 2013 года наступила эра ярославских моторов 534-й серии. Ими компоновали новую модификацию ГАЗ-33098 и обновленный вездеход «Садко» (ГАЗ-33088). Здесь мы имеем 12-вольтовое оборудование, гидроусилитель руля, пневмогидравлические тормоза и ABS.
Технические особенности ГАЗ-3309
Остановившись подробнее на дизельных агрегатах, стоит отметить, что они имеют 4 цилиндра рядной компоновки и турбонаддув трубчато-пластинчатого типа. Применен и непосредственный впрыск топлива. Белорусские моторы при 4,75 л объема развивают максимальную мощность в 125 л. с. Ярославский конкурент при немного меньшем рабочем объеме (4,43 л) способен выдать чуть больше «лошадок» – 134,5 и имеет на 100 оборотов в минуту больше (2300). Расход топлива у ЯМЗ тоже выше на один литр (15,5 л/100 км).
Рессоры родом из далеких 50-х. Фото: youtube.com
Общей концепцией всех модификаций грузовика является задний привод и рамная конструкция с зависимыми рессорными подвесками. Спереди имеются двухсторонние телескопические амортизаторы. Тормозная система имеет двойной контур и гидропривод. Она дополнена вакуумными ресиверами в контурах и барабанными тормозами.
Внешний дизайн включает 20-дюймовые колеса, круглую галогеновую оптику и заднюю противотуманку. Экстерьер выполнен очень просто, что подчеркивает массивная решетка радиатора и противоударный бампер классического типа. Кабина полностью изготовлена из металла.
Внутри 2-дверной кабины с широкими проемами имеется неплохой отопитель и удобные кресла с высокой спинкой. В наличии также крупное остекление, содействующее хорошему обзору и большие зеркала с ручной регулировкой. Просторный капот обеспечивает удобный доступ к элементам моторного отсека с любой из сторон.
Советская приборная классика. Фото: youtube.com
Сидения и зеркала имеют механическую регулировку. Передняя панель оборудована круглыми приборами и крупными рычагами управления. Рядом с сидениями имеются крючки для верхней одежды, впереди – солнцезащитные козырьки. В общем, все просто и без притязаний на какую-то особую роскошь или комфорт. Учитывая небольшие расстояния, для которых и предназначен ГАЗ-3309, это и не удивительно. У грузовика следующие габариты:
✅ длина – 6,4 м
✅ ширина – 2,38 м
✅ высота – 2,35 м (по тенту – 2,9 м)
✅ колесная база – 3,77 м
✅ дорожный просвет – 265 мм
✅ угол преодолимого подъема – 14 градусов
Снаряженная масса, в зависимости от модификации, может колебаться от 3,53 до 3,68 тонны. Тентованная версия имеет меньшую на 150 кг грузоподъемность, а полная масса авто – 8,18 тонны. Грузовая платформа имеет деревяный пол с металлической армировкой и три откидных борта, высотой 51 см. Для перевозки сыпучих веществ предусмотрено наращивание их высоты.
Востребованность и окончание производства
Кроме обычных модификаций существовали и длиннобазные версии грузовика, такие как «Добрыня» или ГАЗ-33091. Последний хорошо прижился как спецавтомобиль в пожарной службе. Гарантийным сроком для автомобиля считался 30-тысячный пробег или годичная эксплуатация (в зависимости от того, что наступало раньше).
«Добрыня» со спальником так и не ставший серийным. Фото: youtube.com
В 2014 году все грузовики получили небольшое внешнее изменение. Теперь вместо обычной надписи «ГАЗ» на радиаторной решетке красовалась эмблема завода-изготовителя. В это же время минимальная цена ГАЗ-3309 составляла 870 тысяч рублей. Выпуск востребованных грузовиков продолжился до 2019 года. В январе следующего года автомобили сняли с производства.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...