ЛАЗ-695: самый массовый пассажирский автобус в мире
Советские автобусы давно канули в Лету, но мы вспоминаем их, и улыбка невольно появляется на губах. Да, они были не самыми скоростными, да и размерами не отличались, но сколько с ними связано воспоминаний!
Сегодня мы расскажем вам про ЛАЗ-695, и модель с буквой «Н» в частности». Эта модификация была массовой, и она выпускалась до 2008 года, хоть последние 6 лет не на Львовском автобусном заводе.
ЛАЗ-695 можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннеса – всего выпущено более 250 000 штук. Ни один пассажирский автобус в мире не может похвастаться такими тиражами. А ведь было время, когда Львовский завод никто не рассматривал, как серьезного производителя!
История ЛАЗ началась сразу после окончания Второй Мировой войны. В 1947 году завод уже выпустил первую продукцию. Примечательно, что изначально предприятие задумывалось вовсе не для сборки общественного транспорта. Тут делали автолавки, подъемные краны и прицепы.
В первой половине 1950-х годов Советскому Союзу срочно понадобились автобусы, поэтому Львовский завод было решено перепрофилировать. Предполагалось, что тут начнут собирать ЗИС-155. Но эта машина выпускалась с 1949 года, и на фоне иностранных аналогов смотрелась устаревшей.
В итоге партия дала добро, и на Львовский завод прибыли три новеньких автобуса:
Взяв от этих машин лучшее по дизайну и технической части, конструкторское бюро выпустило первый опытный ЛАЗ-695 в 1956 году.
Некоторые называют львовскую машину копией зарубежных аналогов. Но на самом деле, автобус был авторский, просто ориентировались инженеры на то, чтобы догнать и перегнать зарубежную технику.
В качестве базы был использован автобус ЗиЛ-158. «Папой» ЛАЗ-695 следует считать Виктора Васильевича Осепчугова. По факту, модель стала совмещением устаревших ЗиС/ЗиЛ и современного немецкого дизайна.
Недостатков у нового автобуса хватало – все это проявилось во время эксплуатации первых партий 1957 года выпуска.
В 1958 модель модернизировали, она получила букву «Б» в названии. В этой модификации автобус выпускался до 1964 года.
В 1963 появился обновленная версия – ЛАЗ-695Е.
Основные отличия:
Нужно отдельно упомянуть про модификацию ЛАЗ-695Ж. Она выпускалась с 1963 по 1965 гг. От «Е» отличалась только наличием автоматической коробки передач. Планировалось запустить серию машин с АКПП, но в итоге выпустили 40 экземпляров. Документы по разработке гидромеханической коробки передач, как и готовые агрегаты, передали на завод ЛиАЗ для модели 677.
В 1969 году начали собирать модификацию ЛАЗ-695М, известную среди водителей как «Маруся». Этот автобус получил гидроусилитель руля (на междугородних версиях), мосты Raba и новую тормозную систему.
Начиная с 1976 года выпускали модификацию ЛАЗ-695Н. Эта версия собиралась до 2002 года во Львове.
В отличие от зарубежных аналогов, львовские автобусы были бензиновые. Модель ЛАЗ-695Н оснащалась мотором ЗИЛ-130 с мощностью 150 л. с. Двигатель простой, настроен на тягу на низах.
Коробка передач тоже изготавливалась на Заводе имени Лихачева. Она взята не от грузовика, а от автобуса ЗиЛ-158В.
ЛАЗ-695Н получил гидроусилитель руля во всех модификациях, а не только в междугородних. Но на самых первых партиях этого автобуса ГУРа не было.
Нужно обратить внимание на подвеску – она получилась идеальной для советских дорог. Тут не стали использовать пневмобаллоны, но зато есть рессоры в тандеме с пружинами. Система простая, но зато позволяет сохранять жесткость при загрузке. Подвеска сделала ЛАЗ-695Н самым популярным автобусом на сельских дорогах. Пневмобаллоны в таких условиях долго не живут.
Автобус получил обновленный кузов, не такой стильный, как раньше, но современный. Площадь остекления в салоне увеличилась, стало заметно светлее. Пассажирам было удобнее заходить и выходить из салона – передняя дверь стала такой же по размерам, как и задняя.
Что касается удобства для пассажиров, то все ЛАЗ-696 годятся больше для пригородных поездок. Сидеть удобно, но стоячие места далеки от совершенства. Их мало, и нет полноценной накопительной площадки.
Некоторые вспоминают, что ЛАЗ-695Н был неудобным, но для большинства этот автобус лучший – он уютный и какой-то домашний.
Хотя ЛАЗ-695Н стал самым удобным и просторным в серии, водителю все равно тесно. От пассажиров его отделяла полузагородка и телескопическая штанга, идущая от створки двери.
Если сравнивать ЛАЗ-695Н с другим популярным автобусом тех лет – ЛиАЗ-677, львовская модель кажется быстрой и динамичной. Дело тут не только в размерах, но и в том, что в салон помещалось гораздо меньше пассажиров.
Да и механическая коробка передач в паре с двигателем работает лучше. МКПП, кстати, отличается огромными ходами рычага – особенности конструкции, ведь «палка» в кабине водителя, а мотор сзади.
Но разгоняется автобус бодро, главное приловчиться к переключению передач, при этом у некоторых экземпляров рычаг упирался прямо в панель.
Подвеска «глотает» все неровности, а в поворотах крены минимальные, даже в резких. Раскачки кузова добиться сложно, случалось это только на самом волнообразном асфальте.
В больших городах предпочитали использовать Икарусы и ЛиАЗы, но там, где не было возможности чинить сложные машины, ЛАЗ-695Н был вне конкуренции. Простой конструктивно автобус легко было починить даже в деревне.
Автобусов ЛАЗ-695Н было выпущено более 170 000 экземпляров. Они разошлись по всему Советскому Союзу. О востребованности модели можно судить хотя бы по тому, что ее выпускали до 2002 года во Львове.
После этого производство передали на Днепродзержинский автомобильный завод, где модель продолжали мелкосерийно собирать вплоть до 2008 г.
Казалось бы, при таких огромных тиражах в СНГ должно остаться большое количество машин. Но ЛАЗы в автобусных парках старательно утилизировались. Еще в начале 2000-х их можно было увидеть в большинстве городов и поселков, а теперь ЛАЗ-695Н найти невозможно, не говоря о более ранних моделях.
На сайтах по продажам автомобилей автобусы еще 5 лет назад попадались, среди них даже можно было найти несколько экземпляров на ходу. Но сейчас в сети определяется максимум 2-3 варианта, да и то, такие, что больше похожи на металлолом.
Редкие ЛАЗ-695 иногда попадаются в хорошем состоянии, и эти экземпляры продают уже от 2 000 000 рублей. При этом стоит учитывать, что это далеко не коллекционные экземпляры, и в них придется еще вкладывать деньги.
Очень жаль, что любители такой техники не имеют возможности приобрести ее. Можно сказать, что ЛАЗ-695 мы потеряли, как и ЛиАЗ-677. Но пешком никто не ходит. На смену легендарным моделям пришла целая вереница современных и более практичных моделей для перевозки пассажиров на разные расстояния. О них мы поговорим уже в другой раз.
Сегодня мы расскажем вам про ЛАЗ-695, и модель с буквой «Н» в частности». Эта модификация была массовой, и она выпускалась до 2008 года, хоть последние 6 лет не на Львовском автобусном заводе.
История модели
ЛАЗ-695 можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннеса – всего выпущено более 250 000 штук. Ни один пассажирский автобус в мире не может похвастаться такими тиражами. А ведь было время, когда Львовский завод никто не рассматривал, как серьезного производителя!
История ЛАЗ началась сразу после окончания Второй Мировой войны. В 1947 году завод уже выпустил первую продукцию. Примечательно, что изначально предприятие задумывалось вовсе не для сборки общественного транспорта. Тут делали автолавки, подъемные краны и прицепы.
Один из первых ЛАЗ-695. Фото: Youtube.com
В первой половине 1950-х годов Советскому Союзу срочно понадобились автобусы, поэтому Львовский завод было решено перепрофилировать. Предполагалось, что тут начнут собирать ЗИС-155. Но эта машина выпускалась с 1949 года, и на фоне иностранных аналогов смотрелась устаревшей.
На заводе к тому времени уже успели сформировать собственное конструкторское бюро. Молодым сотрудникам претил выпуск устаревших автобусов. Поэтому они старались убедить «верхи» в том, что смогут разработать свою модель, ничем не хуже зарубежных аналогов.
В итоге партия дала добро, и на Львовский завод прибыли три новеньких автобуса:
- ? Магирус
- ? Неоплан
- ? Мерседес
Взяв от этих машин лучшее по дизайну и технической части, конструкторское бюро выпустило первый опытный ЛАЗ-695 в 1956 году.
Некоторые называют львовскую машину копией зарубежных аналогов. Но на самом деле, автобус был авторский, просто ориентировались инженеры на то, чтобы догнать и перегнать зарубежную технику.
Это автобус Мерседес, на него ориентировались при создании ЛАЗ. Фото: Youtube.com
В качестве базы был использован автобус ЗиЛ-158. «Папой» ЛАЗ-695 следует считать Виктора Васильевича Осепчугова. По факту, модель стала совмещением устаревших ЗиС/ЗиЛ и современного немецкого дизайна.
Недостатков у нового автобуса хватало – все это проявилось во время эксплуатации первых партий 1957 года выпуска.
В 1958 модель модернизировали, она получила букву «Б» в названии. В этой модификации автобус выпускался до 1964 года.
В 1963 появился обновленная версия – ЛАЗ-695Е.
Основные отличия:
- ? Двигатель ЗиЛ-130
- ? Новые сцепление и коробка передач
- ? Усовершенствованная тормозная система
Нужно отдельно упомянуть про модификацию ЛАЗ-695Ж. Она выпускалась с 1963 по 1965 гг. От «Е» отличалась только наличием автоматической коробки передач. Планировалось запустить серию машин с АКПП, но в итоге выпустили 40 экземпляров. Документы по разработке гидромеханической коробки передач, как и готовые агрегаты, передали на завод ЛиАЗ для модели 677.
Первые серийные ЛАЗ-695. Фото: Youtube.com
В 1969 году начали собирать модификацию ЛАЗ-695М, известную среди водителей как «Маруся». Этот автобус получил гидроусилитель руля (на междугородних версиях), мосты Raba и новую тормозную систему.
Начиная с 1976 года выпускали модификацию ЛАЗ-695Н. Эта версия собиралась до 2002 года во Львове.
Особенности ЛАЗ-695Н
В отличие от зарубежных аналогов, львовские автобусы были бензиновые. Модель ЛАЗ-695Н оснащалась мотором ЗИЛ-130 с мощностью 150 л. с. Двигатель простой, настроен на тягу на низах.
Коробка передач тоже изготавливалась на Заводе имени Лихачева. Она взята не от грузовика, а от автобуса ЗиЛ-158В.
ЛАЗ-695Н получил гидроусилитель руля во всех модификациях, а не только в междугородних. Но на самых первых партиях этого автобуса ГУРа не было.
ЛАЗ-695Е. Фото: Youtube.com
Нужно обратить внимание на подвеску – она получилась идеальной для советских дорог. Тут не стали использовать пневмобаллоны, но зато есть рессоры в тандеме с пружинами. Система простая, но зато позволяет сохранять жесткость при загрузке. Подвеска сделала ЛАЗ-695Н самым популярным автобусом на сельских дорогах. Пневмобаллоны в таких условиях долго не живут.
Внешние отличия ЛАЗ-695Н
Автобус получил обновленный кузов, не такой стильный, как раньше, но современный. Площадь остекления в салоне увеличилась, стало заметно светлее. Пассажирам было удобнее заходить и выходить из салона – передняя дверь стала такой же по размерам, как и задняя.
Что касается удобства для пассажиров, то все ЛАЗ-696 годятся больше для пригородных поездок. Сидеть удобно, но стоячие места далеки от совершенства. Их мало, и нет полноценной накопительной площадки.
Двигатель ЗИЛ-130. Фото: Youtube.com
Некоторые вспоминают, что ЛАЗ-695Н был неудобным, но для большинства этот автобус лучший – он уютный и какой-то домашний.
Хотя ЛАЗ-695Н стал самым удобным и просторным в серии, водителю все равно тесно. От пассажиров его отделяла полузагородка и телескопическая штанга, идущая от створки двери.
Как едет
Если сравнивать ЛАЗ-695Н с другим популярным автобусом тех лет – ЛиАЗ-677, львовская модель кажется быстрой и динамичной. Дело тут не только в размерах, но и в том, что в салон помещалось гораздо меньше пассажиров.
Да и механическая коробка передач в паре с двигателем работает лучше. МКПП, кстати, отличается огромными ходами рычага – особенности конструкции, ведь «палка» в кабине водителя, а мотор сзади.
Но разгоняется автобус бодро, главное приловчиться к переключению передач, при этом у некоторых экземпляров рычаг упирался прямо в панель.
Подвеска «глотает» все неровности, а в поворотах крены минимальные, даже в резких. Раскачки кузова добиться сложно, случалось это только на самом волнообразном асфальте.
Пневматические тормоза даже сейчас работают достойно в сравнении с тем же ЗиЛ-130.
Автобусы долго работали на междугородных маршрутах. Фото: Youtube.com
В больших городах предпочитали использовать Икарусы и ЛиАЗы, но там, где не было возможности чинить сложные машины, ЛАЗ-695Н был вне конкуренции. Простой конструктивно автобус легко было починить даже в деревне.
Можно ли приобрести сейчас
Автобусов ЛАЗ-695Н было выпущено более 170 000 экземпляров. Они разошлись по всему Советскому Союзу. О востребованности модели можно судить хотя бы по тому, что ее выпускали до 2002 года во Львове.
После этого производство передали на Днепродзержинский автомобильный завод, где модель продолжали мелкосерийно собирать вплоть до 2008 г.
Казалось бы, при таких огромных тиражах в СНГ должно остаться большое количество машин. Но ЛАЗы в автобусных парках старательно утилизировались. Еще в начале 2000-х их можно было увидеть в большинстве городов и поселков, а теперь ЛАЗ-695Н найти невозможно, не говоря о более ранних моделях.
На сайтах по продажам автомобилей автобусы еще 5 лет назад попадались, среди них даже можно было найти несколько экземпляров на ходу. Но сейчас в сети определяется максимум 2-3 варианта, да и то, такие, что больше похожи на металлолом.
Редкие ЛАЗ-695 иногда попадаются в хорошем состоянии, и эти экземпляры продают уже от 2 000 000 рублей. При этом стоит учитывать, что это далеко не коллекционные экземпляры, и в них придется еще вкладывать деньги.
Пенсионеры эту модель не любили. Фото: Youtube.com
Очень жаль, что любители такой техники не имеют возможности приобрести ее. Можно сказать, что ЛАЗ-695 мы потеряли, как и ЛиАЗ-677. Но пешком никто не ходит. На смену легендарным моделям пришла целая вереница современных и более практичных моделей для перевозки пассажиров на разные расстояния. О них мы поговорим уже в другой раз.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....