
ЛАЗ-695: самый массовый пассажирский автобус в мире
Советские автобусы давно канули в Лету, но мы вспоминаем их, и улыбка невольно появляется на губах. Да, они были не самыми скоростными, да и размерами не отличались, но сколько с ними связано воспоминаний!
Сегодня мы расскажем вам про ЛАЗ-695, и модель с буквой «Н» в частности». Эта модификация была массовой, и она выпускалась до 2008 года, хоть последние 6 лет не на Львовском автобусном заводе.
ЛАЗ-695 можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннеса – всего выпущено более 250 000 штук. Ни один пассажирский автобус в мире не может похвастаться такими тиражами. А ведь было время, когда Львовский завод никто не рассматривал, как серьезного производителя!
История ЛАЗ началась сразу после окончания Второй Мировой войны. В 1947 году завод уже выпустил первую продукцию. Примечательно, что изначально предприятие задумывалось вовсе не для сборки общественного транспорта. Тут делали автолавки, подъемные краны и прицепы.
Один из первых ЛАЗ-695. Фото: Youtube.com
В первой половине 1950-х годов Советскому Союзу срочно понадобились автобусы, поэтому Львовский завод было решено перепрофилировать. Предполагалось, что тут начнут собирать ЗИС-155. Но эта машина выпускалась с 1949 года, и на фоне иностранных аналогов смотрелась устаревшей.
В итоге партия дала добро, и на Львовский завод прибыли три новеньких автобуса:
Взяв от этих машин лучшее по дизайну и технической части, конструкторское бюро выпустило первый опытный ЛАЗ-695 в 1956 году.
Некоторые называют львовскую машину копией зарубежных аналогов. Но на самом деле, автобус был авторский, просто ориентировались инженеры на то, чтобы догнать и перегнать зарубежную технику.
Это автобус Мерседес, на него ориентировались при создании ЛАЗ. Фото: Youtube.com
В качестве базы был использован автобус ЗиЛ-158. «Папой» ЛАЗ-695 следует считать Виктора Васильевича Осепчугова. По факту, модель стала совмещением устаревших ЗиС/ЗиЛ и современного немецкого дизайна.
Недостатков у нового автобуса хватало – все это проявилось во время эксплуатации первых партий 1957 года выпуска.
В 1958 модель модернизировали, она получила букву «Б» в названии. В этой модификации автобус выпускался до 1964 года.
В 1963 появился обновленная версия – ЛАЗ-695Е.
Основные отличия:
Нужно отдельно упомянуть про модификацию ЛАЗ-695Ж. Она выпускалась с 1963 по 1965 гг. От «Е» отличалась только наличием автоматической коробки передач. Планировалось запустить серию машин с АКПП, но в итоге выпустили 40 экземпляров. Документы по разработке гидромеханической коробки передач, как и готовые агрегаты, передали на завод ЛиАЗ для модели 677.
Первые серийные ЛАЗ-695. Фото: Youtube.com
В 1969 году начали собирать модификацию ЛАЗ-695М, известную среди водителей как «Маруся». Этот автобус получил гидроусилитель руля (на междугородних версиях), мосты Raba и новую тормозную систему.
Начиная с 1976 года выпускали модификацию ЛАЗ-695Н. Эта версия собиралась до 2002 года во Львове.
В отличие от зарубежных аналогов, львовские автобусы были бензиновые. Модель ЛАЗ-695Н оснащалась мотором ЗИЛ-130 с мощностью 150 л. с. Двигатель простой, настроен на тягу на низах.
Коробка передач тоже изготавливалась на Заводе имени Лихачева. Она взята не от грузовика, а от автобуса ЗиЛ-158В.
ЛАЗ-695Н получил гидроусилитель руля во всех модификациях, а не только в междугородних. Но на самых первых партиях этого автобуса ГУРа не было.
ЛАЗ-695Е. Фото: Youtube.com
Нужно обратить внимание на подвеску – она получилась идеальной для советских дорог. Тут не стали использовать пневмобаллоны, но зато есть рессоры в тандеме с пружинами. Система простая, но зато позволяет сохранять жесткость при загрузке. Подвеска сделала ЛАЗ-695Н самым популярным автобусом на сельских дорогах. Пневмобаллоны в таких условиях долго не живут.
Автобус получил обновленный кузов, не такой стильный, как раньше, но современный. Площадь остекления в салоне увеличилась, стало заметно светлее. Пассажирам было удобнее заходить и выходить из салона – передняя дверь стала такой же по размерам, как и задняя.
Что касается удобства для пассажиров, то все ЛАЗ-696 годятся больше для пригородных поездок. Сидеть удобно, но стоячие места далеки от совершенства. Их мало, и нет полноценной накопительной площадки.
Двигатель ЗИЛ-130. Фото: Youtube.com
Некоторые вспоминают, что ЛАЗ-695Н был неудобным, но для большинства этот автобус лучший – он уютный и какой-то домашний.
Хотя ЛАЗ-695Н стал самым удобным и просторным в серии, водителю все равно тесно. От пассажиров его отделяла полузагородка и телескопическая штанга, идущая от створки двери.
Если сравнивать ЛАЗ-695Н с другим популярным автобусом тех лет – ЛиАЗ-677, львовская модель кажется быстрой и динамичной. Дело тут не только в размерах, но и в том, что в салон помещалось гораздо меньше пассажиров.
Да и механическая коробка передач в паре с двигателем работает лучше. МКПП, кстати, отличается огромными ходами рычага – особенности конструкции, ведь «палка» в кабине водителя, а мотор сзади.
Но разгоняется автобус бодро, главное приловчиться к переключению передач, при этом у некоторых экземпляров рычаг упирался прямо в панель.
Подвеска «глотает» все неровности, а в поворотах крены минимальные, даже в резких. Раскачки кузова добиться сложно, случалось это только на самом волнообразном асфальте.
Автобусы долго работали на междугородных маршрутах. Фото: Youtube.com
В больших городах предпочитали использовать Икарусы и ЛиАЗы, но там, где не было возможности чинить сложные машины, ЛАЗ-695Н был вне конкуренции. Простой конструктивно автобус легко было починить даже в деревне.
Автобусов ЛАЗ-695Н было выпущено более 170 000 экземпляров. Они разошлись по всему Советскому Союзу. О востребованности модели можно судить хотя бы по тому, что ее выпускали до 2002 года во Львове.
После этого производство передали на Днепродзержинский автомобильный завод, где модель продолжали мелкосерийно собирать вплоть до 2008 г.
Казалось бы, при таких огромных тиражах в СНГ должно остаться большое количество машин. Но ЛАЗы в автобусных парках старательно утилизировались. Еще в начале 2000-х их можно было увидеть в большинстве городов и поселков, а теперь ЛАЗ-695Н найти невозможно, не говоря о более ранних моделях.
На сайтах по продажам автомобилей автобусы еще 5 лет назад попадались, среди них даже можно было найти несколько экземпляров на ходу. Но сейчас в сети определяется максимум 2-3 варианта, да и то, такие, что больше похожи на металлолом.
Редкие ЛАЗ-695 иногда попадаются в хорошем состоянии, и эти экземпляры продают уже от 2 000 000 рублей. При этом стоит учитывать, что это далеко не коллекционные экземпляры, и в них придется еще вкладывать деньги.
Пенсионеры эту модель не любили. Фото: Youtube.com
Очень жаль, что любители такой техники не имеют возможности приобрести ее. Можно сказать, что ЛАЗ-695 мы потеряли, как и ЛиАЗ-677. Но пешком никто не ходит. На смену легендарным моделям пришла целая вереница современных и более практичных моделей для перевозки пассажиров на разные расстояния. О них мы поговорим уже в другой раз.
Сегодня мы расскажем вам про ЛАЗ-695, и модель с буквой «Н» в частности». Эта модификация была массовой, и она выпускалась до 2008 года, хоть последние 6 лет не на Львовском автобусном заводе.
История модели
ЛАЗ-695 можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннеса – всего выпущено более 250 000 штук. Ни один пассажирский автобус в мире не может похвастаться такими тиражами. А ведь было время, когда Львовский завод никто не рассматривал, как серьезного производителя!
История ЛАЗ началась сразу после окончания Второй Мировой войны. В 1947 году завод уже выпустил первую продукцию. Примечательно, что изначально предприятие задумывалось вовсе не для сборки общественного транспорта. Тут делали автолавки, подъемные краны и прицепы.

В первой половине 1950-х годов Советскому Союзу срочно понадобились автобусы, поэтому Львовский завод было решено перепрофилировать. Предполагалось, что тут начнут собирать ЗИС-155. Но эта машина выпускалась с 1949 года, и на фоне иностранных аналогов смотрелась устаревшей.
На заводе к тому времени уже успели сформировать собственное конструкторское бюро. Молодым сотрудникам претил выпуск устаревших автобусов. Поэтому они старались убедить «верхи» в том, что смогут разработать свою модель, ничем не хуже зарубежных аналогов.
В итоге партия дала добро, и на Львовский завод прибыли три новеньких автобуса:
- ? Магирус
- ? Неоплан
- ? Мерседес
Взяв от этих машин лучшее по дизайну и технической части, конструкторское бюро выпустило первый опытный ЛАЗ-695 в 1956 году.
Некоторые называют львовскую машину копией зарубежных аналогов. Но на самом деле, автобус был авторский, просто ориентировались инженеры на то, чтобы догнать и перегнать зарубежную технику.

В качестве базы был использован автобус ЗиЛ-158. «Папой» ЛАЗ-695 следует считать Виктора Васильевича Осепчугова. По факту, модель стала совмещением устаревших ЗиС/ЗиЛ и современного немецкого дизайна.
Недостатков у нового автобуса хватало – все это проявилось во время эксплуатации первых партий 1957 года выпуска.
В 1958 модель модернизировали, она получила букву «Б» в названии. В этой модификации автобус выпускался до 1964 года.
В 1963 появился обновленная версия – ЛАЗ-695Е.
Основные отличия:
- ? Двигатель ЗиЛ-130
- ? Новые сцепление и коробка передач
- ? Усовершенствованная тормозная система
Нужно отдельно упомянуть про модификацию ЛАЗ-695Ж. Она выпускалась с 1963 по 1965 гг. От «Е» отличалась только наличием автоматической коробки передач. Планировалось запустить серию машин с АКПП, но в итоге выпустили 40 экземпляров. Документы по разработке гидромеханической коробки передач, как и готовые агрегаты, передали на завод ЛиАЗ для модели 677.

В 1969 году начали собирать модификацию ЛАЗ-695М, известную среди водителей как «Маруся». Этот автобус получил гидроусилитель руля (на междугородних версиях), мосты Raba и новую тормозную систему.
Начиная с 1976 года выпускали модификацию ЛАЗ-695Н. Эта версия собиралась до 2002 года во Львове.
Особенности ЛАЗ-695Н
В отличие от зарубежных аналогов, львовские автобусы были бензиновые. Модель ЛАЗ-695Н оснащалась мотором ЗИЛ-130 с мощностью 150 л. с. Двигатель простой, настроен на тягу на низах.
Коробка передач тоже изготавливалась на Заводе имени Лихачева. Она взята не от грузовика, а от автобуса ЗиЛ-158В.
ЛАЗ-695Н получил гидроусилитель руля во всех модификациях, а не только в междугородних. Но на самых первых партиях этого автобуса ГУРа не было.

Нужно обратить внимание на подвеску – она получилась идеальной для советских дорог. Тут не стали использовать пневмобаллоны, но зато есть рессоры в тандеме с пружинами. Система простая, но зато позволяет сохранять жесткость при загрузке. Подвеска сделала ЛАЗ-695Н самым популярным автобусом на сельских дорогах. Пневмобаллоны в таких условиях долго не живут.
Внешние отличия ЛАЗ-695Н
Автобус получил обновленный кузов, не такой стильный, как раньше, но современный. Площадь остекления в салоне увеличилась, стало заметно светлее. Пассажирам было удобнее заходить и выходить из салона – передняя дверь стала такой же по размерам, как и задняя.
Что касается удобства для пассажиров, то все ЛАЗ-696 годятся больше для пригородных поездок. Сидеть удобно, но стоячие места далеки от совершенства. Их мало, и нет полноценной накопительной площадки.

Некоторые вспоминают, что ЛАЗ-695Н был неудобным, но для большинства этот автобус лучший – он уютный и какой-то домашний.
Хотя ЛАЗ-695Н стал самым удобным и просторным в серии, водителю все равно тесно. От пассажиров его отделяла полузагородка и телескопическая штанга, идущая от створки двери.
Как едет
Если сравнивать ЛАЗ-695Н с другим популярным автобусом тех лет – ЛиАЗ-677, львовская модель кажется быстрой и динамичной. Дело тут не только в размерах, но и в том, что в салон помещалось гораздо меньше пассажиров.
Да и механическая коробка передач в паре с двигателем работает лучше. МКПП, кстати, отличается огромными ходами рычага – особенности конструкции, ведь «палка» в кабине водителя, а мотор сзади.
Но разгоняется автобус бодро, главное приловчиться к переключению передач, при этом у некоторых экземпляров рычаг упирался прямо в панель.
Подвеска «глотает» все неровности, а в поворотах крены минимальные, даже в резких. Раскачки кузова добиться сложно, случалось это только на самом волнообразном асфальте.
Пневматические тормоза даже сейчас работают достойно в сравнении с тем же ЗиЛ-130.

В больших городах предпочитали использовать Икарусы и ЛиАЗы, но там, где не было возможности чинить сложные машины, ЛАЗ-695Н был вне конкуренции. Простой конструктивно автобус легко было починить даже в деревне.
Можно ли приобрести сейчас
Автобусов ЛАЗ-695Н было выпущено более 170 000 экземпляров. Они разошлись по всему Советскому Союзу. О востребованности модели можно судить хотя бы по тому, что ее выпускали до 2002 года во Львове.
После этого производство передали на Днепродзержинский автомобильный завод, где модель продолжали мелкосерийно собирать вплоть до 2008 г.
Казалось бы, при таких огромных тиражах в СНГ должно остаться большое количество машин. Но ЛАЗы в автобусных парках старательно утилизировались. Еще в начале 2000-х их можно было увидеть в большинстве городов и поселков, а теперь ЛАЗ-695Н найти невозможно, не говоря о более ранних моделях.
На сайтах по продажам автомобилей автобусы еще 5 лет назад попадались, среди них даже можно было найти несколько экземпляров на ходу. Но сейчас в сети определяется максимум 2-3 варианта, да и то, такие, что больше похожи на металлолом.
Редкие ЛАЗ-695 иногда попадаются в хорошем состоянии, и эти экземпляры продают уже от 2 000 000 рублей. При этом стоит учитывать, что это далеко не коллекционные экземпляры, и в них придется еще вкладывать деньги.

Очень жаль, что любители такой техники не имеют возможности приобрести ее. Можно сказать, что ЛАЗ-695 мы потеряли, как и ЛиАЗ-677. Но пешком никто не ходит. На смену легендарным моделям пришла целая вереница современных и более практичных моделей для перевозки пассажиров на разные расстояния. О них мы поговорим уже в другой раз.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...