.d-md-none .d-lg-block bibimot

Последний советский самосвал ГАЗ-САЗ-3507

Последний советский самосвал ГАЗ-САЗ-3507
В мордовском Саранске выпуск грузовиков на горьковском шасси наладили ещё в начале 60-х. Так реализовали постановление местного Совнархоза, претворив его в жизнь. Результатом стал Саранский завод автосамосвалов, который к концу советской эпохи выпустил более 1,2 миллиона автомобилей марки ГАЗ-САЗ. Параллельно на этом же предприятии происходила сборка прицепов и полуприцепов (к началу 90-х их количество перевалило за 35 тысяч).


Самосвал САЗ-53, выпускавшийся до 1984 года, оказался очень успешным и востребованным. Поэтому появление новой модели на Горьковском автозаводе не могло пройти бесследно. Правда, не все шло гладко. Под впечатлением от западногерманских Magirus-Deutz советские чиновники склонялись к полной «дизелизации» грузового автопарка страны. Тем более что «немцы» оказались намного успешнее бензиновых моторов при работе в суровых условиях Крайнего Севера. Все завершилось решением XXV съезда КПСС об установке на новых моделях советских среднетоннажных грузовиков исключительно дизельных двигателей.

Последний советский самосвал ГАЗ-САЗ-3507Конструкторские идеи грузовика отсылают к 60-м. Фото: youtube.com

В 80-е годы все сильнее ощущался кризис, поэтому горьковский проект дизеля с воздушным охлаждением ГАЗ-4301 тогда не удалось реализовать. Вместо него предприятие освоило выпуск модернизированной версии «пятьдесят третьего» – ГАЗ-3307 с бензиновым силовым агрегатом и бортовой версии ГАЗ-3309. Серийное производство 125-сильных грузовиков началось в 1989 году. Параллельно в Саранске выпускалась версия автомобиля с самооткидывающимся кузовом.

Последний самосвал для колхозов и совхозов


В конце советской эпохи люди еще надеялись на лучшее будущее. Поэтому для пока еще работающих сельхозпредприятий социалистического толка требовалось много различных грузовиков. В начале 90-х эту нишу заняли САЗ-3507. Автомобили по праву в то время считались самыми популярными.

Новые самосвалы выпускались либо на платформе бензинового «3307», либо дизельного «3309». САЗ-3507 смог справиться с непростой задачей сельского помощника в сложные экономические времена и период становления фермерских хозяйств.


Большинство габаритов и характеристик самосвала совпадают с базовыми моделями. Все же, хотя автомобиль производился на готовом шасси, специфика его использования потребовала некоторых переделок:

✅ задняя часть стала короче на 152 мм
✅ запасное колесо смещено на 27 см
✅ использованы буксирные крюки вместо приборов
✅ другие кожух и коврик пола

Основным назначением самосвала с цельнометаллическим кузовом считалась перевозка грузов сельхозназначения и мелкосыпучих стройматериалов. Преимуществом была возможность их механизированной разгрузки. Она могла производиться на любую из трех сторон (назад или вбок). Эксплуатация автомобиля предусматривалась по дорогам различного назначения: асфальтовое покрытие, грунт или полевые накаты. Использовать его разрешалось в умеренных широтах при разбеге температур от – 45 до + 45 градусов.

Со временем передняя часть изменилась. Фото: youtube.com

Существовал запрет на применение модели для карьерных или массовых строительных работ (перевозка бетона и др. строительных растворов). Нельзя было перевозить скальные породы или трудиться в паре с прицепным устройством. Производители четко указывали на то, что это не входит в категорию работ, выполняемых САЗ-3507 и может привести к поломке основных узлов и деталей. Но у самосвала и без того хватало работы на селе или при мелком строительстве.

Особенности кузова самосвала


Имеющаяся самосвальная установка приводилась в движение прямо из кабины. Для работы с ней имелись два рычага, расположенных недалеко от переключения передач. Их назначением являлось активизация коробки отбора мощности и крана управления. Последний мог находиться в нейтральном положении или в режиме опускания кузова.

Для проведения разгрузки необходим работающий двигатель и выключенное сцепление. Его включение активизировало коробку отбора и в гидроцилиндр начинало под давлением поступать масло. Это приводило к его выдвижению и опрокидыванию кузова. При задней разгрузке важно параллельное медленное продвижение автомобиля на пару метров вперед во избежание контакта с выгружаемым материалом.

Инжекторная силовая установка новых модификаций. Фото: youtube.com

Кран управления, использованный в автомобильной конструкции, имеет шариковый тип и 3-клапанную конструкцию. Производители не рекомендовали резких движений грузовика во время выгрузки. Также запрещается наращивание бортов и передвижение по дороге с поднятым кузовом.

Силовой агрегат самосвала


Первоначально грузовики комплектовались бензиновыми моторами. Со временем на них начали устанавливать и дизели. Во втором случае рулевое управление имеет шариковую гайку с гидроусилителем. На бензиновых – трехгребневый ролик и глобоидный червяк. Основными параметрами автомобиля являются (в скобках – данные дизельной версии):

✅ 4,67-литровый V8 (Д-245.7 с объемом 4,75 л)
✅ мощность – 124 (122) л. с
✅ масса силовой установки – 275 (530) кг

Дизельный двигатель располагал микропроцессором впрыска топлива и турбокомпрессором. Он производился на Минском моторном. У бензинового – жидкостное охлаждение и возможность заправки низкооктановым топливом с числом 76 или 80. Картину завершают пневмогидравлические барабанные основные тормоза и ручник с тросовым приводом. Другие технические параметры выражены в следующих цифрах (в скобках – дизель):

✅ колесная база – 3,77 м
✅ дорожный просвет – 265 мм
✅ грузоподъемность – 4,13 (4) т
✅ снаряженная масса – 3,6 (3,94) т
✅ угол опрокидывания – 45 (вбок) и 50 (назад)
✅ возврат платформы в исходное положение – 15 секунд

Имея такие хорошие эксплуатационные качества, самосвал для села значительно расширил сферу своего применения. Нередко на автомобиле с колесной формулой 4х2 перевозили небольшие партии грузов и в городской черте. Активное использования показало и его слабые стороны. К ним можно отнести низкое качество кузовного металла. Он плохо переносит перегрузки и излишне подвержен коррозии. Другим уязвимым местом считается гидравлическая система, в которой нередко случается подтекание масла.

Модификации и завершение производства основной модели


Самосвал, который сделали максимально унифицированным с базовой моделью, оказался доступным по цене. Изначально он выступал в качестве переходной модели, которую должна была заменить более современная дизельная модификация. Но завершение советской истории подкорректировало планы автомобилистов. Спрос на эту модель заметно снизился, а вот новые модификации все же появились.

ГАЗ-САЗ-330901 – модификация с белорусским дизелем. Фото: youtube.com

Первой стала дизельная версия под индексом «35071». А вот в 2003 году саранские специалисты решили использовать шасси нового горьковского дизельного грузовика ГАЗ-3309. Так появился «35072». Его кузов имел одностороннюю разгрузку и чуть большую грузоподъемность – 4,25 тонны. В плане экономичности тоже случился заметный прогресс – 14 л/100 км. Таковы оказались технические отличия, внешность автомобиля при этом осталась неизменной.

История основной бензиновой модели САЗ-3507 завершилась в 2009 году. Дизельные «дети» пережили ее, их выпуск продолжился и в последующие годы. Недорогие и универсальные помощники оказались все еще востребованы, и нашли свое применение в российском селе.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Какой советский самосвал больше нравится вам?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Морозоустойчивые самосвалы «Tatra» и другие модели брендаГаз-52/53 - незаменимый «трудяга» народного хозяйства