ЗАЗ-2320 – прототип самого маленького советского самосвала
Иногда любителям советской автомобильной техники может казаться, что они с легкостью могут определить принадлежность автомобиля к какой-то из марок. Их в то время было совсем немного, но встречались и диковинные образцы опытной техники. Кроме того, часто в проектировании модели принимали участие специалисты сразу нескольких предприятий. Да и нередки случаи передачи нового образца техники смежникам. Поэтому не стоит спешить с выводами.
Если бы вам встретился на дороге такой автомобиль, то вы с полной уверенностью заявили: это ЛуАЗ! В принципе, отчасти так и есть. Внешность мини-грузовичка почти идентична всем известной «Волыни». Отличия наблюдаются только в задней части. Но не все так просто, поэтому узнаем об этом необычном автомобиле немного подробнее.
Разработка необычного пикапа с самооткидывающимся кузовом стала попыткой завода выжить в новых очень сложных обстоятельствах. Страна, в которой все имело государственную собственность и поддержку, двигалась к своему закату. А в конкурентной среде автомобиль армейского образца с почти «нулевым» комфортом имел очень мало шансов на выживание. Необходим какой-то прорыв, или освоение новой транспортной ниши.
Руководству предприятия казалось, что для автомобиля, более близкого к грузовому, а не легковому транспорту, будут предъявлять гораздо меньшие требования в отношении комфорта. Тем более, что зарождалась новая эпоха с мелкими предпринимателями. Им такой грузовичок мог прийтись очень даже ко двору.
Не стоит обращать внимание на внешность, к началу 90-х полным ходом шел процесс поглощения Луцкого автозавода более крупным земляком. К началу эры независимости два предприятия считались структурными подразделениями «АвтоЗАЗ». Поэтому основную часть разработки новой модели взяли на себя именно запорожские специалисты. Тем более что здесь находился «мозговой центр» – НТЦ «ЗАЗавтотехника».
В свете того, что в советскую страну уже пошел поток подержанных иностранных автомобилей, задача у объединенного завода стояла непростая. Чтобы сделать новый автомобиль востребованным и расширить круг его возможностей, прибегли к некоторым конструктивным особенностям:
✅ самооткидывающийся кузов (при помощи лебедки)
✅ разноплановый набор навесного оборудования
✅ вал отбора мощности
✅ усиленная рама от ЛуАЗ-1302
Как видите, новый автомобиль хотели сделать универсальным помощником сельского фермера. Если бы задумку удалось осуществить, то некоторые из юрких самосвальчиков и сегодня трудились на сельских нивах постсоветского пространства. К сожалению, все развивалось по худшему сценарию.
ЗАЗ-2320 так и остался опытным, перспективным образцом завода. Серийное производство осталось лишь в мечтах. Даже точное количество выпущенных экземпляров разнится в неподтвержденных данных. Разницу в одну единицу, на мой взгляд, объяснить очень легко (считается, что собрали всего четыре или пять мини-грузовиков).
Вероятнее всего, после появления четырех опытных экземпляров, пришло понимание, что проект обречен на провал. Поэтому последний пятый ЗАЗ-2302, стоявший на заводском конвейере, попросту оставили недоукомплектованным. Мне кажется, в этом случае, очень логична разбежность в цифровых показателях. По сути, верны и одни, и другие данные.
Как уже упоминалось, автомобиль планировали оборудовать стационарным краном и валом отбора мощности. Последнее устройство позволяло подключать к авто многие виды навесного сельскохозяйственного оборудования. В свою очередь, оно крепилось к подрамнику.
Что касается крана, расположенного за однорядной кабиной, то он служил сразу для нескольких функций. Основной считалось поднятие кузова, превращавшее автомобиль в маленький самосвал. Использовался кран и в случае погрузки на борт дополнительного сельхозоборудования, подключаемого к валу отбора. Естественно, он применялся и во время демонтажа последнего. Виды возможного монтируемого оборудования включали в себя:
✅ измельчитель сена
✅ комплект для пилорамы
✅ механическую крупорушку
В перспективе этот ряд мог заметно расшириться, позволяя фермерам иметь под рукой универсального помощника. Сейчас можно только предполагать как новинку восприняли бы труженики постсоветских сел. Может, радовались его широким возможностям и доступной цене. А, может, возмущались его архаичностью. Трудно сказать, ведь серийное производство советского микро-унимога так и не стартовало.
Грузовой автомобиль создавался на серийном шасси ЛуАЗ-1302. Несмотря на это он имел большую чем у оригинала длину. Такие перемены наступили из-за особенностей конструкции грузового отсека «2320-го». Напомним, что мы имеем дело с коротким легковым шасси. А создатели постарались в небольшое грузовое пространство уместить и кран, и дополнительное оборудование. Поэтому пришлось искать альтернативные способы увеличения полезного пространства. Этого добились благодаря удлинению заднего свеса кузовной части. В остальном – все классически:
✅ двигатель МеМЗ-969А с рабочим объемом 1,2 литра
✅ мощность – 40 л. с.
✅ надежная и неприхотливая 4-ступенчатая «механика»
✅ полноприводная конструкция
✅ блокировка заднего дифференциала
Успешной эксплуатации перспективной модели в условиях сельского бездорожья могла поспособствовать понижающая передача. Подключение заднего моста происходило без использования межосевого дифференциала. Малолитражный мотор имел очень низкий расход топлива.
Неизвестно почему в мини-самосвал не установили новый двигатель от «Таврии». Возможно, это произошло бы случись серийное производство. Ведь мы имеем дело всего лишь с прототипом, а они всегда претерпевали какие-то изменения накануне выхода в серию. А вот усиление конструкции рулевого управления, тормозные колодки с износостойкими накладками и алюминиевые барабаны с чугунными вкладками как нельзя лучше подходили для грузового варианта. Вот только пригодились они в уже совсем другой модели.
Интересной задумке включили «красный свет», посчитав ее малоперспективной. Проект закрыли, а идею производства подобной техники реализовали в другом виде. Фаворитом стал ЛуАЗ-13021, обычный бортовой мини-грузовик. Может, наверху решили, для смутного времени лучше выпускать не мудреную конструкцию, а что-то попроще? Точного ответа мы не знаем.
Из нескольких опытных ЗАЗ-2320 до нашего времени дожил только один. Он находится в разукомплектованном, полностью нерабочем состоянии. Смог бы этот автомобиль помочь выжить луцкому предприятию? Может быть, но он просто пополнил список нереализованных советских автомобильных проектов. А ЛуАЗ в 2001 году прекратил свое существование.
Если бы вам встретился на дороге такой автомобиль, то вы с полной уверенностью заявили: это ЛуАЗ! В принципе, отчасти так и есть. Внешность мини-грузовичка почти идентична всем известной «Волыни». Отличия наблюдаются только в задней части. Но не все так просто, поэтому узнаем об этом необычном автомобиле немного подробнее.
Модель «1320», сменившая на боевом посту «969-й». Фото: youtube.com
Разработка необычного пикапа с самооткидывающимся кузовом стала попыткой завода выжить в новых очень сложных обстоятельствах. Страна, в которой все имело государственную собственность и поддержку, двигалась к своему закату. А в конкурентной среде автомобиль армейского образца с почти «нулевым» комфортом имел очень мало шансов на выживание. Необходим какой-то прорыв, или освоение новой транспортной ниши.
Руководству предприятия казалось, что для автомобиля, более близкого к грузовому, а не легковому транспорту, будут предъявлять гораздо меньшие требования в отношении комфорта. Тем более, что зарождалась новая эпоха с мелкими предпринимателями. Им такой грузовичок мог прийтись очень даже ко двору.
Как ЛуАЗ превратился в ЗАЗ
Не стоит обращать внимание на внешность, к началу 90-х полным ходом шел процесс поглощения Луцкого автозавода более крупным земляком. К началу эры независимости два предприятия считались структурными подразделениями «АвтоЗАЗ». Поэтому основную часть разработки новой модели взяли на себя именно запорожские специалисты. Тем более что здесь находился «мозговой центр» – НТЦ «ЗАЗавтотехника».
ЗАЗ-2320, появившийся в 1991 году, был символом объединения двух украинских автомобильных предприятий. Именно по этой причине его первоначальное наименование ЛуАЗ-2320 изменили соответственно ситуации. Опытный образец мини-самосвала мог занять нишу помощника сельских тружеников и представителей провинциального малого бизнеса.
В свете того, что в советскую страну уже пошел поток подержанных иностранных автомобилей, задача у объединенного завода стояла непростая. Чтобы сделать новый автомобиль востребованным и расширить круг его возможностей, прибегли к некоторым конструктивным особенностям:
✅ самооткидывающийся кузов (при помощи лебедки)
✅ разноплановый набор навесного оборудования
✅ вал отбора мощности
✅ усиленная рама от ЛуАЗ-1302
Как видите, новый автомобиль хотели сделать универсальным помощником сельского фермера. Если бы задумку удалось осуществить, то некоторые из юрких самосвальчиков и сегодня трудились на сельских нивах постсоветского пространства. К сожалению, все развивалось по худшему сценарию.
Последний сохранившийся экземпляр. Фото: youtube.com
ЗАЗ-2320 так и остался опытным, перспективным образцом завода. Серийное производство осталось лишь в мечтах. Даже точное количество выпущенных экземпляров разнится в неподтвержденных данных. Разницу в одну единицу, на мой взгляд, объяснить очень легко (считается, что собрали всего четыре или пять мини-грузовиков).
Вероятнее всего, после появления четырех опытных экземпляров, пришло понимание, что проект обречен на провал. Поэтому последний пятый ЗАЗ-2302, стоявший на заводском конвейере, попросту оставили недоукомплектованным. Мне кажется, в этом случае, очень логична разбежность в цифровых показателях. По сути, верны и одни, и другие данные.
Техническое устройство опытной модели
Как уже упоминалось, автомобиль планировали оборудовать стационарным краном и валом отбора мощности. Последнее устройство позволяло подключать к авто многие виды навесного сельскохозяйственного оборудования. В свою очередь, оно крепилось к подрамнику.
А кто-то на селе ждал именно его. Фото: youtube.com
Что касается крана, расположенного за однорядной кабиной, то он служил сразу для нескольких функций. Основной считалось поднятие кузова, превращавшее автомобиль в маленький самосвал. Использовался кран и в случае погрузки на борт дополнительного сельхозоборудования, подключаемого к валу отбора. Естественно, он применялся и во время демонтажа последнего. Виды возможного монтируемого оборудования включали в себя:
✅ измельчитель сена
✅ комплект для пилорамы
✅ механическую крупорушку
В перспективе этот ряд мог заметно расшириться, позволяя фермерам иметь под рукой универсального помощника. Сейчас можно только предполагать как новинку восприняли бы труженики постсоветских сел. Может, радовались его широким возможностям и доступной цене. А, может, возмущались его архаичностью. Трудно сказать, ведь серийное производство советского микро-унимога так и не стартовало.
Грузовой автомобиль создавался на серийном шасси ЛуАЗ-1302. Несмотря на это он имел большую чем у оригинала длину. Такие перемены наступили из-за особенностей конструкции грузового отсека «2320-го». Напомним, что мы имеем дело с коротким легковым шасси. А создатели постарались в небольшое грузовое пространство уместить и кран, и дополнительное оборудование. Поэтому пришлось искать альтернативные способы увеличения полезного пространства. Этого добились благодаря удлинению заднего свеса кузовной части. В остальном – все классически:
✅ двигатель МеМЗ-969А с рабочим объемом 1,2 литра
✅ мощность – 40 л. с.
✅ надежная и неприхотливая 4-ступенчатая «механика»
✅ полноприводная конструкция
✅ блокировка заднего дифференциала
Успешной эксплуатации перспективной модели в условиях сельского бездорожья могла поспособствовать понижающая передача. Подключение заднего моста происходило без использования межосевого дифференциала. Малолитражный мотор имел очень низкий расход топлива.
Полезные изменения и другой «фаворит»
Неизвестно почему в мини-самосвал не установили новый двигатель от «Таврии». Возможно, это произошло бы случись серийное производство. Ведь мы имеем дело всего лишь с прототипом, а они всегда претерпевали какие-то изменения накануне выхода в серию. А вот усиление конструкции рулевого управления, тормозные колодки с износостойкими накладками и алюминиевые барабаны с чугунными вкладками как нельзя лучше подходили для грузового варианта. Вот только пригодились они в уже совсем другой модели.
Интересной задумке включили «красный свет», посчитав ее малоперспективной. Проект закрыли, а идею производства подобной техники реализовали в другом виде. Фаворитом стал ЛуАЗ-13021, обычный бортовой мини-грузовик. Может, наверху решили, для смутного времени лучше выпускать не мудреную конструкцию, а что-то попроще? Точного ответа мы не знаем.
ЛуАЗ-13021, которому больше повезло. Фото: youtube.com
Из нескольких опытных ЗАЗ-2320 до нашего времени дожил только один. Он находится в разукомплектованном, полностью нерабочем состоянии. Смог бы этот автомобиль помочь выжить луцкому предприятию? Может быть, но он просто пополнил список нереализованных советских автомобильных проектов. А ЛуАЗ в 2001 году прекратил свое существование.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...