ЗАЗ-2320 – прототип самого маленького советского самосвала
Иногда любителям советской автомобильной техники может казаться, что они с легкостью могут определить принадлежность автомобиля к какой-то из марок. Их в то время было совсем немного, но встречались и диковинные образцы опытной техники. Кроме того, часто в проектировании модели принимали участие специалисты сразу нескольких предприятий. Да и нередки случаи передачи нового образца техники смежникам. Поэтому не стоит спешить с выводами.
Если бы вам встретился на дороге такой автомобиль, то вы с полной уверенностью заявили: это ЛуАЗ! В принципе, отчасти так и есть. Внешность мини-грузовичка почти идентична всем известной «Волыни». Отличия наблюдаются только в задней части. Но не все так просто, поэтому узнаем об этом необычном автомобиле немного подробнее.
Разработка необычного пикапа с самооткидывающимся кузовом стала попыткой завода выжить в новых очень сложных обстоятельствах. Страна, в которой все имело государственную собственность и поддержку, двигалась к своему закату. А в конкурентной среде автомобиль армейского образца с почти «нулевым» комфортом имел очень мало шансов на выживание. Необходим какой-то прорыв, или освоение новой транспортной ниши.
Руководству предприятия казалось, что для автомобиля, более близкого к грузовому, а не легковому транспорту, будут предъявлять гораздо меньшие требования в отношении комфорта. Тем более, что зарождалась новая эпоха с мелкими предпринимателями. Им такой грузовичок мог прийтись очень даже ко двору.
Не стоит обращать внимание на внешность, к началу 90-х полным ходом шел процесс поглощения Луцкого автозавода более крупным земляком. К началу эры независимости два предприятия считались структурными подразделениями «АвтоЗАЗ». Поэтому основную часть разработки новой модели взяли на себя именно запорожские специалисты. Тем более что здесь находился «мозговой центр» – НТЦ «ЗАЗавтотехника».
В свете того, что в советскую страну уже пошел поток подержанных иностранных автомобилей, задача у объединенного завода стояла непростая. Чтобы сделать новый автомобиль востребованным и расширить круг его возможностей, прибегли к некоторым конструктивным особенностям:
✅ самооткидывающийся кузов (при помощи лебедки)
✅ разноплановый набор навесного оборудования
✅ вал отбора мощности
✅ усиленная рама от ЛуАЗ-1302
Как видите, новый автомобиль хотели сделать универсальным помощником сельского фермера. Если бы задумку удалось осуществить, то некоторые из юрких самосвальчиков и сегодня трудились на сельских нивах постсоветского пространства. К сожалению, все развивалось по худшему сценарию.
ЗАЗ-2320 так и остался опытным, перспективным образцом завода. Серийное производство осталось лишь в мечтах. Даже точное количество выпущенных экземпляров разнится в неподтвержденных данных. Разницу в одну единицу, на мой взгляд, объяснить очень легко (считается, что собрали всего четыре или пять мини-грузовиков).
Вероятнее всего, после появления четырех опытных экземпляров, пришло понимание, что проект обречен на провал. Поэтому последний пятый ЗАЗ-2302, стоявший на заводском конвейере, попросту оставили недоукомплектованным. Мне кажется, в этом случае, очень логична разбежность в цифровых показателях. По сути, верны и одни, и другие данные.
Как уже упоминалось, автомобиль планировали оборудовать стационарным краном и валом отбора мощности. Последнее устройство позволяло подключать к авто многие виды навесного сельскохозяйственного оборудования. В свою очередь, оно крепилось к подрамнику.
Что касается крана, расположенного за однорядной кабиной, то он служил сразу для нескольких функций. Основной считалось поднятие кузова, превращавшее автомобиль в маленький самосвал. Использовался кран и в случае погрузки на борт дополнительного сельхозоборудования, подключаемого к валу отбора. Естественно, он применялся и во время демонтажа последнего. Виды возможного монтируемого оборудования включали в себя:
✅ измельчитель сена
✅ комплект для пилорамы
✅ механическую крупорушку
В перспективе этот ряд мог заметно расшириться, позволяя фермерам иметь под рукой универсального помощника. Сейчас можно только предполагать как новинку восприняли бы труженики постсоветских сел. Может, радовались его широким возможностям и доступной цене. А, может, возмущались его архаичностью. Трудно сказать, ведь серийное производство советского микро-унимога так и не стартовало.
Грузовой автомобиль создавался на серийном шасси ЛуАЗ-1302. Несмотря на это он имел большую чем у оригинала длину. Такие перемены наступили из-за особенностей конструкции грузового отсека «2320-го». Напомним, что мы имеем дело с коротким легковым шасси. А создатели постарались в небольшое грузовое пространство уместить и кран, и дополнительное оборудование. Поэтому пришлось искать альтернативные способы увеличения полезного пространства. Этого добились благодаря удлинению заднего свеса кузовной части. В остальном – все классически:
✅ двигатель МеМЗ-969А с рабочим объемом 1,2 литра
✅ мощность – 40 л. с.
✅ надежная и неприхотливая 4-ступенчатая «механика»
✅ полноприводная конструкция
✅ блокировка заднего дифференциала
Успешной эксплуатации перспективной модели в условиях сельского бездорожья могла поспособствовать понижающая передача. Подключение заднего моста происходило без использования межосевого дифференциала. Малолитражный мотор имел очень низкий расход топлива.
Неизвестно почему в мини-самосвал не установили новый двигатель от «Таврии». Возможно, это произошло бы случись серийное производство. Ведь мы имеем дело всего лишь с прототипом, а они всегда претерпевали какие-то изменения накануне выхода в серию. А вот усиление конструкции рулевого управления, тормозные колодки с износостойкими накладками и алюминиевые барабаны с чугунными вкладками как нельзя лучше подходили для грузового варианта. Вот только пригодились они в уже совсем другой модели.
Интересной задумке включили «красный свет», посчитав ее малоперспективной. Проект закрыли, а идею производства подобной техники реализовали в другом виде. Фаворитом стал ЛуАЗ-13021, обычный бортовой мини-грузовик. Может, наверху решили, для смутного времени лучше выпускать не мудреную конструкцию, а что-то попроще? Точного ответа мы не знаем.
Из нескольких опытных ЗАЗ-2320 до нашего времени дожил только один. Он находится в разукомплектованном, полностью нерабочем состоянии. Смог бы этот автомобиль помочь выжить луцкому предприятию? Может быть, но он просто пополнил список нереализованных советских автомобильных проектов. А ЛуАЗ в 2001 году прекратил свое существование.
Если бы вам встретился на дороге такой автомобиль, то вы с полной уверенностью заявили: это ЛуАЗ! В принципе, отчасти так и есть. Внешность мини-грузовичка почти идентична всем известной «Волыни». Отличия наблюдаются только в задней части. Но не все так просто, поэтому узнаем об этом необычном автомобиле немного подробнее.
Модель «1320», сменившая на боевом посту «969-й». Фото: youtube.com
Разработка необычного пикапа с самооткидывающимся кузовом стала попыткой завода выжить в новых очень сложных обстоятельствах. Страна, в которой все имело государственную собственность и поддержку, двигалась к своему закату. А в конкурентной среде автомобиль армейского образца с почти «нулевым» комфортом имел очень мало шансов на выживание. Необходим какой-то прорыв, или освоение новой транспортной ниши.
Руководству предприятия казалось, что для автомобиля, более близкого к грузовому, а не легковому транспорту, будут предъявлять гораздо меньшие требования в отношении комфорта. Тем более, что зарождалась новая эпоха с мелкими предпринимателями. Им такой грузовичок мог прийтись очень даже ко двору.
Как ЛуАЗ превратился в ЗАЗ
Не стоит обращать внимание на внешность, к началу 90-х полным ходом шел процесс поглощения Луцкого автозавода более крупным земляком. К началу эры независимости два предприятия считались структурными подразделениями «АвтоЗАЗ». Поэтому основную часть разработки новой модели взяли на себя именно запорожские специалисты. Тем более что здесь находился «мозговой центр» – НТЦ «ЗАЗавтотехника».
ЗАЗ-2320, появившийся в 1991 году, был символом объединения двух украинских автомобильных предприятий. Именно по этой причине его первоначальное наименование ЛуАЗ-2320 изменили соответственно ситуации. Опытный образец мини-самосвала мог занять нишу помощника сельских тружеников и представителей провинциального малого бизнеса.
В свете того, что в советскую страну уже пошел поток подержанных иностранных автомобилей, задача у объединенного завода стояла непростая. Чтобы сделать новый автомобиль востребованным и расширить круг его возможностей, прибегли к некоторым конструктивным особенностям:
✅ самооткидывающийся кузов (при помощи лебедки)
✅ разноплановый набор навесного оборудования
✅ вал отбора мощности
✅ усиленная рама от ЛуАЗ-1302
Как видите, новый автомобиль хотели сделать универсальным помощником сельского фермера. Если бы задумку удалось осуществить, то некоторые из юрких самосвальчиков и сегодня трудились на сельских нивах постсоветского пространства. К сожалению, все развивалось по худшему сценарию.
Последний сохранившийся экземпляр. Фото: youtube.com
ЗАЗ-2320 так и остался опытным, перспективным образцом завода. Серийное производство осталось лишь в мечтах. Даже точное количество выпущенных экземпляров разнится в неподтвержденных данных. Разницу в одну единицу, на мой взгляд, объяснить очень легко (считается, что собрали всего четыре или пять мини-грузовиков).
Вероятнее всего, после появления четырех опытных экземпляров, пришло понимание, что проект обречен на провал. Поэтому последний пятый ЗАЗ-2302, стоявший на заводском конвейере, попросту оставили недоукомплектованным. Мне кажется, в этом случае, очень логична разбежность в цифровых показателях. По сути, верны и одни, и другие данные.
Техническое устройство опытной модели
Как уже упоминалось, автомобиль планировали оборудовать стационарным краном и валом отбора мощности. Последнее устройство позволяло подключать к авто многие виды навесного сельскохозяйственного оборудования. В свою очередь, оно крепилось к подрамнику.
А кто-то на селе ждал именно его. Фото: youtube.com
Что касается крана, расположенного за однорядной кабиной, то он служил сразу для нескольких функций. Основной считалось поднятие кузова, превращавшее автомобиль в маленький самосвал. Использовался кран и в случае погрузки на борт дополнительного сельхозоборудования, подключаемого к валу отбора. Естественно, он применялся и во время демонтажа последнего. Виды возможного монтируемого оборудования включали в себя:
✅ измельчитель сена
✅ комплект для пилорамы
✅ механическую крупорушку
В перспективе этот ряд мог заметно расшириться, позволяя фермерам иметь под рукой универсального помощника. Сейчас можно только предполагать как новинку восприняли бы труженики постсоветских сел. Может, радовались его широким возможностям и доступной цене. А, может, возмущались его архаичностью. Трудно сказать, ведь серийное производство советского микро-унимога так и не стартовало.
Грузовой автомобиль создавался на серийном шасси ЛуАЗ-1302. Несмотря на это он имел большую чем у оригинала длину. Такие перемены наступили из-за особенностей конструкции грузового отсека «2320-го». Напомним, что мы имеем дело с коротким легковым шасси. А создатели постарались в небольшое грузовое пространство уместить и кран, и дополнительное оборудование. Поэтому пришлось искать альтернативные способы увеличения полезного пространства. Этого добились благодаря удлинению заднего свеса кузовной части. В остальном – все классически:
✅ двигатель МеМЗ-969А с рабочим объемом 1,2 литра
✅ мощность – 40 л. с.
✅ надежная и неприхотливая 4-ступенчатая «механика»
✅ полноприводная конструкция
✅ блокировка заднего дифференциала
Успешной эксплуатации перспективной модели в условиях сельского бездорожья могла поспособствовать понижающая передача. Подключение заднего моста происходило без использования межосевого дифференциала. Малолитражный мотор имел очень низкий расход топлива.
Полезные изменения и другой «фаворит»
Неизвестно почему в мини-самосвал не установили новый двигатель от «Таврии». Возможно, это произошло бы случись серийное производство. Ведь мы имеем дело всего лишь с прототипом, а они всегда претерпевали какие-то изменения накануне выхода в серию. А вот усиление конструкции рулевого управления, тормозные колодки с износостойкими накладками и алюминиевые барабаны с чугунными вкладками как нельзя лучше подходили для грузового варианта. Вот только пригодились они в уже совсем другой модели.
Интересной задумке включили «красный свет», посчитав ее малоперспективной. Проект закрыли, а идею производства подобной техники реализовали в другом виде. Фаворитом стал ЛуАЗ-13021, обычный бортовой мини-грузовик. Может, наверху решили, для смутного времени лучше выпускать не мудреную конструкцию, а что-то попроще? Точного ответа мы не знаем.
ЛуАЗ-13021, которому больше повезло. Фото: youtube.com
Из нескольких опытных ЗАЗ-2320 до нашего времени дожил только один. Он находится в разукомплектованном, полностью нерабочем состоянии. Смог бы этот автомобиль помочь выжить луцкому предприятию? Может быть, но он просто пополнил список нереализованных советских автомобильных проектов. А ЛуАЗ в 2001 году прекратил свое существование.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....