
ЗАЗ-2320 – прототип самого маленького советского самосвала
Иногда любителям советской автомобильной техники может казаться, что они с легкостью могут определить принадлежность автомобиля к какой-то из марок. Их в то время было совсем немного, но встречались и диковинные образцы опытной техники. Кроме того, часто в проектировании модели принимали участие специалисты сразу нескольких предприятий. Да и нередки случаи передачи нового образца техники смежникам. Поэтому не стоит спешить с выводами.
Если бы вам встретился на дороге такой автомобиль, то вы с полной уверенностью заявили: это ЛуАЗ! В принципе, отчасти так и есть. Внешность мини-грузовичка почти идентична всем известной «Волыни». Отличия наблюдаются только в задней части. Но не все так просто, поэтому узнаем об этом необычном автомобиле немного подробнее.
Модель «1320», сменившая на боевом посту «969-й». Фото: youtube.com
Разработка необычного пикапа с самооткидывающимся кузовом стала попыткой завода выжить в новых очень сложных обстоятельствах. Страна, в которой все имело государственную собственность и поддержку, двигалась к своему закату. А в конкурентной среде автомобиль армейского образца с почти «нулевым» комфортом имел очень мало шансов на выживание. Необходим какой-то прорыв, или освоение новой транспортной ниши.
Руководству предприятия казалось, что для автомобиля, более близкого к грузовому, а не легковому транспорту, будут предъявлять гораздо меньшие требования в отношении комфорта. Тем более, что зарождалась новая эпоха с мелкими предпринимателями. Им такой грузовичок мог прийтись очень даже ко двору.
Не стоит обращать внимание на внешность, к началу 90-х полным ходом шел процесс поглощения Луцкого автозавода более крупным земляком. К началу эры независимости два предприятия считались структурными подразделениями «АвтоЗАЗ». Поэтому основную часть разработки новой модели взяли на себя именно запорожские специалисты. Тем более что здесь находился «мозговой центр» – НТЦ «ЗАЗавтотехника».
В свете того, что в советскую страну уже пошел поток подержанных иностранных автомобилей, задача у объединенного завода стояла непростая. Чтобы сделать новый автомобиль востребованным и расширить круг его возможностей, прибегли к некоторым конструктивным особенностям:
✅ самооткидывающийся кузов (при помощи лебедки)
✅ разноплановый набор навесного оборудования
✅ вал отбора мощности
✅ усиленная рама от ЛуАЗ-1302
Как видите, новый автомобиль хотели сделать универсальным помощником сельского фермера. Если бы задумку удалось осуществить, то некоторые из юрких самосвальчиков и сегодня трудились на сельских нивах постсоветского пространства. К сожалению, все развивалось по худшему сценарию.
Последний сохранившийся экземпляр. Фото: youtube.com
ЗАЗ-2320 так и остался опытным, перспективным образцом завода. Серийное производство осталось лишь в мечтах. Даже точное количество выпущенных экземпляров разнится в неподтвержденных данных. Разницу в одну единицу, на мой взгляд, объяснить очень легко (считается, что собрали всего четыре или пять мини-грузовиков).
Вероятнее всего, после появления четырех опытных экземпляров, пришло понимание, что проект обречен на провал. Поэтому последний пятый ЗАЗ-2302, стоявший на заводском конвейере, попросту оставили недоукомплектованным. Мне кажется, в этом случае, очень логична разбежность в цифровых показателях. По сути, верны и одни, и другие данные.
Как уже упоминалось, автомобиль планировали оборудовать стационарным краном и валом отбора мощности. Последнее устройство позволяло подключать к авто многие виды навесного сельскохозяйственного оборудования. В свою очередь, оно крепилось к подрамнику.
А кто-то на селе ждал именно его. Фото: youtube.com
Что касается крана, расположенного за однорядной кабиной, то он служил сразу для нескольких функций. Основной считалось поднятие кузова, превращавшее автомобиль в маленький самосвал. Использовался кран и в случае погрузки на борт дополнительного сельхозоборудования, подключаемого к валу отбора. Естественно, он применялся и во время демонтажа последнего. Виды возможного монтируемого оборудования включали в себя:
✅ измельчитель сена
✅ комплект для пилорамы
✅ механическую крупорушку
В перспективе этот ряд мог заметно расшириться, позволяя фермерам иметь под рукой универсального помощника. Сейчас можно только предполагать как новинку восприняли бы труженики постсоветских сел. Может, радовались его широким возможностям и доступной цене. А, может, возмущались его архаичностью. Трудно сказать, ведь серийное производство советского микро-унимога так и не стартовало.
Грузовой автомобиль создавался на серийном шасси ЛуАЗ-1302. Несмотря на это он имел большую чем у оригинала длину. Такие перемены наступили из-за особенностей конструкции грузового отсека «2320-го». Напомним, что мы имеем дело с коротким легковым шасси. А создатели постарались в небольшое грузовое пространство уместить и кран, и дополнительное оборудование. Поэтому пришлось искать альтернативные способы увеличения полезного пространства. Этого добились благодаря удлинению заднего свеса кузовной части. В остальном – все классически:
✅ двигатель МеМЗ-969А с рабочим объемом 1,2 литра
✅ мощность – 40 л. с.
✅ надежная и неприхотливая 4-ступенчатая «механика»
✅ полноприводная конструкция
✅ блокировка заднего дифференциала
Успешной эксплуатации перспективной модели в условиях сельского бездорожья могла поспособствовать понижающая передача. Подключение заднего моста происходило без использования межосевого дифференциала. Малолитражный мотор имел очень низкий расход топлива.
Неизвестно почему в мини-самосвал не установили новый двигатель от «Таврии». Возможно, это произошло бы случись серийное производство. Ведь мы имеем дело всего лишь с прототипом, а они всегда претерпевали какие-то изменения накануне выхода в серию. А вот усиление конструкции рулевого управления, тормозные колодки с износостойкими накладками и алюминиевые барабаны с чугунными вкладками как нельзя лучше подходили для грузового варианта. Вот только пригодились они в уже совсем другой модели.
Интересной задумке включили «красный свет», посчитав ее малоперспективной. Проект закрыли, а идею производства подобной техники реализовали в другом виде. Фаворитом стал ЛуАЗ-13021, обычный бортовой мини-грузовик. Может, наверху решили, для смутного времени лучше выпускать не мудреную конструкцию, а что-то попроще? Точного ответа мы не знаем.
ЛуАЗ-13021, которому больше повезло. Фото: youtube.com
Из нескольких опытных ЗАЗ-2320 до нашего времени дожил только один. Он находится в разукомплектованном, полностью нерабочем состоянии. Смог бы этот автомобиль помочь выжить луцкому предприятию? Может быть, но он просто пополнил список нереализованных советских автомобильных проектов. А ЛуАЗ в 2001 году прекратил свое существование.
Если бы вам встретился на дороге такой автомобиль, то вы с полной уверенностью заявили: это ЛуАЗ! В принципе, отчасти так и есть. Внешность мини-грузовичка почти идентична всем известной «Волыни». Отличия наблюдаются только в задней части. Но не все так просто, поэтому узнаем об этом необычном автомобиле немного подробнее.

Разработка необычного пикапа с самооткидывающимся кузовом стала попыткой завода выжить в новых очень сложных обстоятельствах. Страна, в которой все имело государственную собственность и поддержку, двигалась к своему закату. А в конкурентной среде автомобиль армейского образца с почти «нулевым» комфортом имел очень мало шансов на выживание. Необходим какой-то прорыв, или освоение новой транспортной ниши.
Руководству предприятия казалось, что для автомобиля, более близкого к грузовому, а не легковому транспорту, будут предъявлять гораздо меньшие требования в отношении комфорта. Тем более, что зарождалась новая эпоха с мелкими предпринимателями. Им такой грузовичок мог прийтись очень даже ко двору.
Как ЛуАЗ превратился в ЗАЗ
Не стоит обращать внимание на внешность, к началу 90-х полным ходом шел процесс поглощения Луцкого автозавода более крупным земляком. К началу эры независимости два предприятия считались структурными подразделениями «АвтоЗАЗ». Поэтому основную часть разработки новой модели взяли на себя именно запорожские специалисты. Тем более что здесь находился «мозговой центр» – НТЦ «ЗАЗавтотехника».
ЗАЗ-2320, появившийся в 1991 году, был символом объединения двух украинских автомобильных предприятий. Именно по этой причине его первоначальное наименование ЛуАЗ-2320 изменили соответственно ситуации. Опытный образец мини-самосвала мог занять нишу помощника сельских тружеников и представителей провинциального малого бизнеса.
В свете того, что в советскую страну уже пошел поток подержанных иностранных автомобилей, задача у объединенного завода стояла непростая. Чтобы сделать новый автомобиль востребованным и расширить круг его возможностей, прибегли к некоторым конструктивным особенностям:
✅ самооткидывающийся кузов (при помощи лебедки)
✅ разноплановый набор навесного оборудования
✅ вал отбора мощности
✅ усиленная рама от ЛуАЗ-1302
Как видите, новый автомобиль хотели сделать универсальным помощником сельского фермера. Если бы задумку удалось осуществить, то некоторые из юрких самосвальчиков и сегодня трудились на сельских нивах постсоветского пространства. К сожалению, все развивалось по худшему сценарию.

ЗАЗ-2320 так и остался опытным, перспективным образцом завода. Серийное производство осталось лишь в мечтах. Даже точное количество выпущенных экземпляров разнится в неподтвержденных данных. Разницу в одну единицу, на мой взгляд, объяснить очень легко (считается, что собрали всего четыре или пять мини-грузовиков).
Вероятнее всего, после появления четырех опытных экземпляров, пришло понимание, что проект обречен на провал. Поэтому последний пятый ЗАЗ-2302, стоявший на заводском конвейере, попросту оставили недоукомплектованным. Мне кажется, в этом случае, очень логична разбежность в цифровых показателях. По сути, верны и одни, и другие данные.
Техническое устройство опытной модели
Как уже упоминалось, автомобиль планировали оборудовать стационарным краном и валом отбора мощности. Последнее устройство позволяло подключать к авто многие виды навесного сельскохозяйственного оборудования. В свою очередь, оно крепилось к подрамнику.

Что касается крана, расположенного за однорядной кабиной, то он служил сразу для нескольких функций. Основной считалось поднятие кузова, превращавшее автомобиль в маленький самосвал. Использовался кран и в случае погрузки на борт дополнительного сельхозоборудования, подключаемого к валу отбора. Естественно, он применялся и во время демонтажа последнего. Виды возможного монтируемого оборудования включали в себя:
✅ измельчитель сена
✅ комплект для пилорамы
✅ механическую крупорушку
В перспективе этот ряд мог заметно расшириться, позволяя фермерам иметь под рукой универсального помощника. Сейчас можно только предполагать как новинку восприняли бы труженики постсоветских сел. Может, радовались его широким возможностям и доступной цене. А, может, возмущались его архаичностью. Трудно сказать, ведь серийное производство советского микро-унимога так и не стартовало.
Грузовой автомобиль создавался на серийном шасси ЛуАЗ-1302. Несмотря на это он имел большую чем у оригинала длину. Такие перемены наступили из-за особенностей конструкции грузового отсека «2320-го». Напомним, что мы имеем дело с коротким легковым шасси. А создатели постарались в небольшое грузовое пространство уместить и кран, и дополнительное оборудование. Поэтому пришлось искать альтернативные способы увеличения полезного пространства. Этого добились благодаря удлинению заднего свеса кузовной части. В остальном – все классически:
✅ двигатель МеМЗ-969А с рабочим объемом 1,2 литра
✅ мощность – 40 л. с.
✅ надежная и неприхотливая 4-ступенчатая «механика»
✅ полноприводная конструкция
✅ блокировка заднего дифференциала
Успешной эксплуатации перспективной модели в условиях сельского бездорожья могла поспособствовать понижающая передача. Подключение заднего моста происходило без использования межосевого дифференциала. Малолитражный мотор имел очень низкий расход топлива.
Полезные изменения и другой «фаворит»
Неизвестно почему в мини-самосвал не установили новый двигатель от «Таврии». Возможно, это произошло бы случись серийное производство. Ведь мы имеем дело всего лишь с прототипом, а они всегда претерпевали какие-то изменения накануне выхода в серию. А вот усиление конструкции рулевого управления, тормозные колодки с износостойкими накладками и алюминиевые барабаны с чугунными вкладками как нельзя лучше подходили для грузового варианта. Вот только пригодились они в уже совсем другой модели.
Интересной задумке включили «красный свет», посчитав ее малоперспективной. Проект закрыли, а идею производства подобной техники реализовали в другом виде. Фаворитом стал ЛуАЗ-13021, обычный бортовой мини-грузовик. Может, наверху решили, для смутного времени лучше выпускать не мудреную конструкцию, а что-то попроще? Точного ответа мы не знаем.

Из нескольких опытных ЗАЗ-2320 до нашего времени дожил только один. Он находится в разукомплектованном, полностью нерабочем состоянии. Смог бы этот автомобиль помочь выжить луцкому предприятию? Может быть, но он просто пополнил список нереализованных советских автомобильных проектов. А ЛуАЗ в 2001 году прекратил свое существование.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...