ГАЗ-23 – автомобиль, созданный для советских спецслужб 60-х
Простые советские люди могли оставаться и без личного транспортного средства. А вот такие силовые структуры, как КГБ или МВД – ни в коем случае. Более того, для их службы, которая «и опасна, и трудна» требовался мощный, быстрый и надежный транспорт.
Шестидесятые годы часто воспринимаются как время прорыва и свободы. Культ личности остался позади, в советской стране поют и танцуют твист. По улицам разгуливают стиляги, а в газетах и журналах пишут немыслимые до недавнего времени вещи. Свобода!
Это ощущение быстренько тускнеет при воспоминании о религиозных гонениях того периода и Карибском кризисе. Да, отношения между двумя великими державами далеки от мирных, поэтому роль КГБ важна как никогда. И справляться с ней без хороших автомобилей просто невозможно.
В таком серьезном заказе не было ничего нового для горьковчан. Еще в довоенные 30-е на базе их «Эмки» собирали единичные экземпляры с более мощными двигателями, предназначенные для силовых структур. После войны история повторилась с «Победой». Когда появилась «двадцать первая» «Волга» все понимали, что очень скоро необходимо представить и спецтранспорт на ее базе.
Опытному конструктору Б. А. Дехтяру и его коллективу пришлось совсем непросто. Для создания такого автомобиля понадобился целый ряд переделок:
✅ V8 от «Чайки» под капотом
✅ увеличенный радиатор
✅ усиление кузова и подвески
Все они утяжелили автомобиль на 300 кг по сравнению с базовым. Но главным было не это. Учитывая предстоящую специфику использования транспортного средства, оно не могло заметно отличаться от серийного автомобиля. И здесь пришлось «хорошенько попотеть».
Сложности начались уже на этапе установки «восьмерки». Она имела конечно же две выхлопные трубы. Такая особенность сразу бы разрушила всю конспирацию. Пришлось прибегнуть к хитрости: по днищу шли два выхлопа, у заднего бампера сходились в один. Так создалась внешняя иллюзия одинарной выхлопной трубы.
Еще одна задача состояла в том, чтобы огромный мотор вместить под передний капот стандартных размеров. В итоге применили 2-градусный поворот по оси коленвала и минимальные зазоры от кузовных элементов. Все же такие манипуляции сказались негативно на комфорте переднего пассажира. Правый выпускной коллектор увеличенного радиатора отобрал полезное пространство у его ног и значительно «повысил» их температуру.
Спецтранспорт выпускался как с коробкой-автоматом, так и с механикой. Имелись и другие конструктивные особенности, зависевшие от того, что предполагалось сразу несколько сфер применения скоростного автомобиля:
✅ классическая версия с АКПП для госбезопасности
✅ «23Б» – в роскошном хроме, для сопровождения правительственных кортежей
✅ «23А» – автомобиль для слежки, замаскированный под служебную «Волгу»
На последний вариант устанавливали классическую механику от «двадцать первой». Ее пришлось комплектовать усиленными шестернями. Иначе мощный мотор в считанные часы «разобрался» бы с хлипкой механикой. Версия «23А1» отличалась наличием оборудования спецсвязи, установленном в багажнике автомобиля.
Благодаря 160-сильному (со временем мощность довели до 195 л. с.) двигателю автомобиль разгонялся до «сотни» в два раза быстрее чем ГАЗ-21. Максимальная скорость при этом демонстрировалась на уровне 160-170 км/ч. Наличие мощного мотора и узких колес требовало от водителя не только отличных навыков вождения, но и неплохой физической подготовки. Кстати, за рулем ГАЗ-23 мог оказаться офицер в звании не ниже капитана.
Конструктивные изменения автомобиля значительно нарушили развесовку в сторону передний части. Обычно с этим справлялись за счет спецоборудования или нескольких запасок, расположенных в багажнике. Последнее было далеко не лишним. От мощного мотора и высоких скоростей «волговская» резина буквально горела на глазах.
Выпуск ГАЗ-23 прекратили вместе с базовой моделью в 1970 году. За это время успели собрать 603 спецавтомобиля. Учитывая специфику их конструкции и эксплуатации, до наших дней мало кто из них дожил. Понятное дело, что в советские времена такие автомобили никогда не поступали в свободную продажу, даже по истечении срока эксплуатации.
Шестидесятые годы часто воспринимаются как время прорыва и свободы. Культ личности остался позади, в советской стране поют и танцуют твист. По улицам разгуливают стиляги, а в газетах и журналах пишут немыслимые до недавнего времени вещи. Свобода!
Внешние отличия от базовой почти не видны. Фото: youtube.com
Это ощущение быстренько тускнеет при воспоминании о религиозных гонениях того периода и Карибском кризисе. Да, отношения между двумя великими державами далеки от мирных, поэтому роль КГБ важна как никогда. И справляться с ней без хороших автомобилей просто невозможно.
Форсированная «Волга» для советских спецслужб
В таком серьезном заказе не было ничего нового для горьковчан. Еще в довоенные 30-е на базе их «Эмки» собирали единичные экземпляры с более мощными двигателями, предназначенные для силовых структур. После войны история повторилась с «Победой». Когда появилась «двадцать первая» «Волга» все понимали, что очень скоро необходимо представить и спецтранспорт на ее базе.
В 1959 году группе Дехтяра поручили приступить к подготовке специального автомобиля. Для доведения модели до заводского конвейера понадобилось около трех лет. Модель, официально именовавшуюся «быстроходный автомобиль», выпускали в течение 8 лет. После этого ее сменила новая, уже на базе «двадцать четвертой».
Опытному конструктору Б. А. Дехтяру и его коллективу пришлось совсем непросто. Для создания такого автомобиля понадобился целый ряд переделок:
✅ V8 от «Чайки» под капотом
✅ увеличенный радиатор
✅ усиление кузова и подвески
Все они утяжелили автомобиль на 300 кг по сравнению с базовым. Но главным было не это. Учитывая предстоящую специфику использования транспортного средства, оно не могло заметно отличаться от серийного автомобиля. И здесь пришлось «хорошенько попотеть».
Переделки, не заметные для постороннего глаза
Сложности начались уже на этапе установки «восьмерки». Она имела конечно же две выхлопные трубы. Такая особенность сразу бы разрушила всю конспирацию. Пришлось прибегнуть к хитрости: по днищу шли два выхлопа, у заднего бампера сходились в один. Так создалась внешняя иллюзия одинарной выхлопной трубы.
Двигатель, с трудом уместившийся под капотом. Фото: youtube.com
Еще одна задача состояла в том, чтобы огромный мотор вместить под передний капот стандартных размеров. В итоге применили 2-градусный поворот по оси коленвала и минимальные зазоры от кузовных элементов. Все же такие манипуляции сказались негативно на комфорте переднего пассажира. Правый выпускной коллектор увеличенного радиатора отобрал полезное пространство у его ног и значительно «повысил» их температуру.
Спецтранспорт выпускался как с коробкой-автоматом, так и с механикой. Имелись и другие конструктивные особенности, зависевшие от того, что предполагалось сразу несколько сфер применения скоростного автомобиля:
✅ классическая версия с АКПП для госбезопасности
✅ «23Б» – в роскошном хроме, для сопровождения правительственных кортежей
✅ «23А» – автомобиль для слежки, замаскированный под служебную «Волгу»
На последний вариант устанавливали классическую механику от «двадцать первой». Ее пришлось комплектовать усиленными шестернями. Иначе мощный мотор в считанные часы «разобрался» бы с хлипкой механикой. Версия «23А1» отличалась наличием оборудования спецсвязи, установленном в багажнике автомобиля.
Технические особенности и объемы производства
Благодаря 160-сильному (со временем мощность довели до 195 л. с.) двигателю автомобиль разгонялся до «сотни» в два раза быстрее чем ГАЗ-21. Максимальная скорость при этом демонстрировалась на уровне 160-170 км/ч. Наличие мощного мотора и узких колес требовало от водителя не только отличных навыков вождения, но и неплохой физической подготовки. Кстати, за рулем ГАЗ-23 мог оказаться офицер в звании не ниже капитана.
Сегодняшнее восстановление ГАЗ-23 потребует немалых затрат. Фото: youtube.com
Конструктивные изменения автомобиля значительно нарушили развесовку в сторону передний части. Обычно с этим справлялись за счет спецоборудования или нескольких запасок, расположенных в багажнике. Последнее было далеко не лишним. От мощного мотора и высоких скоростей «волговская» резина буквально горела на глазах.
Выпуск ГАЗ-23 прекратили вместе с базовой моделью в 1970 году. За это время успели собрать 603 спецавтомобиля. Учитывая специфику их конструкции и эксплуатации, до наших дней мало кто из них дожил. Понятное дело, что в советские времена такие автомобили никогда не поступали в свободную продажу, даже по истечении срока эксплуатации.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...