ГАЗ-23 – автомобиль, созданный для советских спецслужб 60-х
Простые советские люди могли оставаться и без личного транспортного средства. А вот такие силовые структуры, как КГБ или МВД – ни в коем случае. Более того, для их службы, которая «и опасна, и трудна» требовался мощный, быстрый и надежный транспорт.
Шестидесятые годы часто воспринимаются как время прорыва и свободы. Культ личности остался позади, в советской стране поют и танцуют твист. По улицам разгуливают стиляги, а в газетах и журналах пишут немыслимые до недавнего времени вещи. Свобода!
Это ощущение быстренько тускнеет при воспоминании о религиозных гонениях того периода и Карибском кризисе. Да, отношения между двумя великими державами далеки от мирных, поэтому роль КГБ важна как никогда. И справляться с ней без хороших автомобилей просто невозможно.
В таком серьезном заказе не было ничего нового для горьковчан. Еще в довоенные 30-е на базе их «Эмки» собирали единичные экземпляры с более мощными двигателями, предназначенные для силовых структур. После войны история повторилась с «Победой». Когда появилась «двадцать первая» «Волга» все понимали, что очень скоро необходимо представить и спецтранспорт на ее базе.
Опытному конструктору Б. А. Дехтяру и его коллективу пришлось совсем непросто. Для создания такого автомобиля понадобился целый ряд переделок:
✅ V8 от «Чайки» под капотом
✅ увеличенный радиатор
✅ усиление кузова и подвески
Все они утяжелили автомобиль на 300 кг по сравнению с базовым. Но главным было не это. Учитывая предстоящую специфику использования транспортного средства, оно не могло заметно отличаться от серийного автомобиля. И здесь пришлось «хорошенько попотеть».
Сложности начались уже на этапе установки «восьмерки». Она имела конечно же две выхлопные трубы. Такая особенность сразу бы разрушила всю конспирацию. Пришлось прибегнуть к хитрости: по днищу шли два выхлопа, у заднего бампера сходились в один. Так создалась внешняя иллюзия одинарной выхлопной трубы.
Еще одна задача состояла в том, чтобы огромный мотор вместить под передний капот стандартных размеров. В итоге применили 2-градусный поворот по оси коленвала и минимальные зазоры от кузовных элементов. Все же такие манипуляции сказались негативно на комфорте переднего пассажира. Правый выпускной коллектор увеличенного радиатора отобрал полезное пространство у его ног и значительно «повысил» их температуру.
Спецтранспорт выпускался как с коробкой-автоматом, так и с механикой. Имелись и другие конструктивные особенности, зависевшие от того, что предполагалось сразу несколько сфер применения скоростного автомобиля:
✅ классическая версия с АКПП для госбезопасности
✅ «23Б» – в роскошном хроме, для сопровождения правительственных кортежей
✅ «23А» – автомобиль для слежки, замаскированный под служебную «Волгу»
На последний вариант устанавливали классическую механику от «двадцать первой». Ее пришлось комплектовать усиленными шестернями. Иначе мощный мотор в считанные часы «разобрался» бы с хлипкой механикой. Версия «23А1» отличалась наличием оборудования спецсвязи, установленном в багажнике автомобиля.
Благодаря 160-сильному (со временем мощность довели до 195 л. с.) двигателю автомобиль разгонялся до «сотни» в два раза быстрее чем ГАЗ-21. Максимальная скорость при этом демонстрировалась на уровне 160-170 км/ч. Наличие мощного мотора и узких колес требовало от водителя не только отличных навыков вождения, но и неплохой физической подготовки. Кстати, за рулем ГАЗ-23 мог оказаться офицер в звании не ниже капитана.
Конструктивные изменения автомобиля значительно нарушили развесовку в сторону передний части. Обычно с этим справлялись за счет спецоборудования или нескольких запасок, расположенных в багажнике. Последнее было далеко не лишним. От мощного мотора и высоких скоростей «волговская» резина буквально горела на глазах.
Выпуск ГАЗ-23 прекратили вместе с базовой моделью в 1970 году. За это время успели собрать 603 спецавтомобиля. Учитывая специфику их конструкции и эксплуатации, до наших дней мало кто из них дожил. Понятное дело, что в советские времена такие автомобили никогда не поступали в свободную продажу, даже по истечении срока эксплуатации.
Шестидесятые годы часто воспринимаются как время прорыва и свободы. Культ личности остался позади, в советской стране поют и танцуют твист. По улицам разгуливают стиляги, а в газетах и журналах пишут немыслимые до недавнего времени вещи. Свобода!
Внешние отличия от базовой почти не видны. Фото: youtube.com
Это ощущение быстренько тускнеет при воспоминании о религиозных гонениях того периода и Карибском кризисе. Да, отношения между двумя великими державами далеки от мирных, поэтому роль КГБ важна как никогда. И справляться с ней без хороших автомобилей просто невозможно.
Форсированная «Волга» для советских спецслужб
В таком серьезном заказе не было ничего нового для горьковчан. Еще в довоенные 30-е на базе их «Эмки» собирали единичные экземпляры с более мощными двигателями, предназначенные для силовых структур. После войны история повторилась с «Победой». Когда появилась «двадцать первая» «Волга» все понимали, что очень скоро необходимо представить и спецтранспорт на ее базе.
В 1959 году группе Дехтяра поручили приступить к подготовке специального автомобиля. Для доведения модели до заводского конвейера понадобилось около трех лет. Модель, официально именовавшуюся «быстроходный автомобиль», выпускали в течение 8 лет. После этого ее сменила новая, уже на базе «двадцать четвертой».
Опытному конструктору Б. А. Дехтяру и его коллективу пришлось совсем непросто. Для создания такого автомобиля понадобился целый ряд переделок:
✅ V8 от «Чайки» под капотом
✅ увеличенный радиатор
✅ усиление кузова и подвески
Все они утяжелили автомобиль на 300 кг по сравнению с базовым. Но главным было не это. Учитывая предстоящую специфику использования транспортного средства, оно не могло заметно отличаться от серийного автомобиля. И здесь пришлось «хорошенько попотеть».
Переделки, не заметные для постороннего глаза
Сложности начались уже на этапе установки «восьмерки». Она имела конечно же две выхлопные трубы. Такая особенность сразу бы разрушила всю конспирацию. Пришлось прибегнуть к хитрости: по днищу шли два выхлопа, у заднего бампера сходились в один. Так создалась внешняя иллюзия одинарной выхлопной трубы.
Двигатель, с трудом уместившийся под капотом. Фото: youtube.com
Еще одна задача состояла в том, чтобы огромный мотор вместить под передний капот стандартных размеров. В итоге применили 2-градусный поворот по оси коленвала и минимальные зазоры от кузовных элементов. Все же такие манипуляции сказались негативно на комфорте переднего пассажира. Правый выпускной коллектор увеличенного радиатора отобрал полезное пространство у его ног и значительно «повысил» их температуру.
Спецтранспорт выпускался как с коробкой-автоматом, так и с механикой. Имелись и другие конструктивные особенности, зависевшие от того, что предполагалось сразу несколько сфер применения скоростного автомобиля:
✅ классическая версия с АКПП для госбезопасности
✅ «23Б» – в роскошном хроме, для сопровождения правительственных кортежей
✅ «23А» – автомобиль для слежки, замаскированный под служебную «Волгу»
На последний вариант устанавливали классическую механику от «двадцать первой». Ее пришлось комплектовать усиленными шестернями. Иначе мощный мотор в считанные часы «разобрался» бы с хлипкой механикой. Версия «23А1» отличалась наличием оборудования спецсвязи, установленном в багажнике автомобиля.
Технические особенности и объемы производства
Благодаря 160-сильному (со временем мощность довели до 195 л. с.) двигателю автомобиль разгонялся до «сотни» в два раза быстрее чем ГАЗ-21. Максимальная скорость при этом демонстрировалась на уровне 160-170 км/ч. Наличие мощного мотора и узких колес требовало от водителя не только отличных навыков вождения, но и неплохой физической подготовки. Кстати, за рулем ГАЗ-23 мог оказаться офицер в звании не ниже капитана.
Сегодняшнее восстановление ГАЗ-23 потребует немалых затрат. Фото: youtube.com
Конструктивные изменения автомобиля значительно нарушили развесовку в сторону передний части. Обычно с этим справлялись за счет спецоборудования или нескольких запасок, расположенных в багажнике. Последнее было далеко не лишним. От мощного мотора и высоких скоростей «волговская» резина буквально горела на глазах.
Выпуск ГАЗ-23 прекратили вместе с базовой моделью в 1970 году. За это время успели собрать 603 спецавтомобиля. Учитывая специфику их конструкции и эксплуатации, до наших дней мало кто из них дожил. Понятное дело, что в советские времена такие автомобили никогда не поступали в свободную продажу, даже по истечении срока эксплуатации.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...