
ГАЗ-23 – автомобиль, созданный для советских спецслужб 60-х
Простые советские люди могли оставаться и без личного транспортного средства. А вот такие силовые структуры, как КГБ или МВД – ни в коем случае. Более того, для их службы, которая «и опасна, и трудна» требовался мощный, быстрый и надежный транспорт.
Шестидесятые годы часто воспринимаются как время прорыва и свободы. Культ личности остался позади, в советской стране поют и танцуют твист. По улицам разгуливают стиляги, а в газетах и журналах пишут немыслимые до недавнего времени вещи. Свобода!
Внешние отличия от базовой почти не видны. Фото: youtube.com
Это ощущение быстренько тускнеет при воспоминании о религиозных гонениях того периода и Карибском кризисе. Да, отношения между двумя великими державами далеки от мирных, поэтому роль КГБ важна как никогда. И справляться с ней без хороших автомобилей просто невозможно.
В таком серьезном заказе не было ничего нового для горьковчан. Еще в довоенные 30-е на базе их «Эмки» собирали единичные экземпляры с более мощными двигателями, предназначенные для силовых структур. После войны история повторилась с «Победой». Когда появилась «двадцать первая» «Волга» все понимали, что очень скоро необходимо представить и спецтранспорт на ее базе.
Опытному конструктору Б. А. Дехтяру и его коллективу пришлось совсем непросто. Для создания такого автомобиля понадобился целый ряд переделок:
✅ V8 от «Чайки» под капотом
✅ увеличенный радиатор
✅ усиление кузова и подвески
Все они утяжелили автомобиль на 300 кг по сравнению с базовым. Но главным было не это. Учитывая предстоящую специфику использования транспортного средства, оно не могло заметно отличаться от серийного автомобиля. И здесь пришлось «хорошенько попотеть».
Сложности начались уже на этапе установки «восьмерки». Она имела конечно же две выхлопные трубы. Такая особенность сразу бы разрушила всю конспирацию. Пришлось прибегнуть к хитрости: по днищу шли два выхлопа, у заднего бампера сходились в один. Так создалась внешняя иллюзия одинарной выхлопной трубы.
Двигатель, с трудом уместившийся под капотом. Фото: youtube.com
Еще одна задача состояла в том, чтобы огромный мотор вместить под передний капот стандартных размеров. В итоге применили 2-градусный поворот по оси коленвала и минимальные зазоры от кузовных элементов. Все же такие манипуляции сказались негативно на комфорте переднего пассажира. Правый выпускной коллектор увеличенного радиатора отобрал полезное пространство у его ног и значительно «повысил» их температуру.
Спецтранспорт выпускался как с коробкой-автоматом, так и с механикой. Имелись и другие конструктивные особенности, зависевшие от того, что предполагалось сразу несколько сфер применения скоростного автомобиля:
✅ классическая версия с АКПП для госбезопасности
✅ «23Б» – в роскошном хроме, для сопровождения правительственных кортежей
✅ «23А» – автомобиль для слежки, замаскированный под служебную «Волгу»
На последний вариант устанавливали классическую механику от «двадцать первой». Ее пришлось комплектовать усиленными шестернями. Иначе мощный мотор в считанные часы «разобрался» бы с хлипкой механикой. Версия «23А1» отличалась наличием оборудования спецсвязи, установленном в багажнике автомобиля.
Благодаря 160-сильному (со временем мощность довели до 195 л. с.) двигателю автомобиль разгонялся до «сотни» в два раза быстрее чем ГАЗ-21. Максимальная скорость при этом демонстрировалась на уровне 160-170 км/ч. Наличие мощного мотора и узких колес требовало от водителя не только отличных навыков вождения, но и неплохой физической подготовки. Кстати, за рулем ГАЗ-23 мог оказаться офицер в звании не ниже капитана.
Сегодняшнее восстановление ГАЗ-23 потребует немалых затрат. Фото: youtube.com
Конструктивные изменения автомобиля значительно нарушили развесовку в сторону передний части. Обычно с этим справлялись за счет спецоборудования или нескольких запасок, расположенных в багажнике. Последнее было далеко не лишним. От мощного мотора и высоких скоростей «волговская» резина буквально горела на глазах.
Выпуск ГАЗ-23 прекратили вместе с базовой моделью в 1970 году. За это время успели собрать 603 спецавтомобиля. Учитывая специфику их конструкции и эксплуатации, до наших дней мало кто из них дожил. Понятное дело, что в советские времена такие автомобили никогда не поступали в свободную продажу, даже по истечении срока эксплуатации.
Шестидесятые годы часто воспринимаются как время прорыва и свободы. Культ личности остался позади, в советской стране поют и танцуют твист. По улицам разгуливают стиляги, а в газетах и журналах пишут немыслимые до недавнего времени вещи. Свобода!

Это ощущение быстренько тускнеет при воспоминании о религиозных гонениях того периода и Карибском кризисе. Да, отношения между двумя великими державами далеки от мирных, поэтому роль КГБ важна как никогда. И справляться с ней без хороших автомобилей просто невозможно.
Форсированная «Волга» для советских спецслужб
В таком серьезном заказе не было ничего нового для горьковчан. Еще в довоенные 30-е на базе их «Эмки» собирали единичные экземпляры с более мощными двигателями, предназначенные для силовых структур. После войны история повторилась с «Победой». Когда появилась «двадцать первая» «Волга» все понимали, что очень скоро необходимо представить и спецтранспорт на ее базе.
В 1959 году группе Дехтяра поручили приступить к подготовке специального автомобиля. Для доведения модели до заводского конвейера понадобилось около трех лет. Модель, официально именовавшуюся «быстроходный автомобиль», выпускали в течение 8 лет. После этого ее сменила новая, уже на базе «двадцать четвертой».
Опытному конструктору Б. А. Дехтяру и его коллективу пришлось совсем непросто. Для создания такого автомобиля понадобился целый ряд переделок:
✅ V8 от «Чайки» под капотом
✅ увеличенный радиатор
✅ усиление кузова и подвески
Все они утяжелили автомобиль на 300 кг по сравнению с базовым. Но главным было не это. Учитывая предстоящую специфику использования транспортного средства, оно не могло заметно отличаться от серийного автомобиля. И здесь пришлось «хорошенько попотеть».
Переделки, не заметные для постороннего глаза
Сложности начались уже на этапе установки «восьмерки». Она имела конечно же две выхлопные трубы. Такая особенность сразу бы разрушила всю конспирацию. Пришлось прибегнуть к хитрости: по днищу шли два выхлопа, у заднего бампера сходились в один. Так создалась внешняя иллюзия одинарной выхлопной трубы.

Еще одна задача состояла в том, чтобы огромный мотор вместить под передний капот стандартных размеров. В итоге применили 2-градусный поворот по оси коленвала и минимальные зазоры от кузовных элементов. Все же такие манипуляции сказались негативно на комфорте переднего пассажира. Правый выпускной коллектор увеличенного радиатора отобрал полезное пространство у его ног и значительно «повысил» их температуру.
Спецтранспорт выпускался как с коробкой-автоматом, так и с механикой. Имелись и другие конструктивные особенности, зависевшие от того, что предполагалось сразу несколько сфер применения скоростного автомобиля:
✅ классическая версия с АКПП для госбезопасности
✅ «23Б» – в роскошном хроме, для сопровождения правительственных кортежей
✅ «23А» – автомобиль для слежки, замаскированный под служебную «Волгу»
На последний вариант устанавливали классическую механику от «двадцать первой». Ее пришлось комплектовать усиленными шестернями. Иначе мощный мотор в считанные часы «разобрался» бы с хлипкой механикой. Версия «23А1» отличалась наличием оборудования спецсвязи, установленном в багажнике автомобиля.
Технические особенности и объемы производства
Благодаря 160-сильному (со временем мощность довели до 195 л. с.) двигателю автомобиль разгонялся до «сотни» в два раза быстрее чем ГАЗ-21. Максимальная скорость при этом демонстрировалась на уровне 160-170 км/ч. Наличие мощного мотора и узких колес требовало от водителя не только отличных навыков вождения, но и неплохой физической подготовки. Кстати, за рулем ГАЗ-23 мог оказаться офицер в звании не ниже капитана.

Конструктивные изменения автомобиля значительно нарушили развесовку в сторону передний части. Обычно с этим справлялись за счет спецоборудования или нескольких запасок, расположенных в багажнике. Последнее было далеко не лишним. От мощного мотора и высоких скоростей «волговская» резина буквально горела на глазах.
Выпуск ГАЗ-23 прекратили вместе с базовой моделью в 1970 году. За это время успели собрать 603 спецавтомобиля. Учитывая специфику их конструкции и эксплуатации, до наших дней мало кто из них дожил. Понятное дело, что в советские времена такие автомобили никогда не поступали в свободную продажу, даже по истечении срока эксплуатации.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...