ГАЗ-23 – автомобиль, созданный для советских спецслужб 60-х
19 586

ГАЗ-23 – автомобиль, созданный для советских спецслужб 60-х

Простые советские люди могли оставаться и без личного транспортного средства. А вот такие силовые структуры, как КГБ или МВД – ни в коем случае. Более того, для их службы, которая «и опасна, и трудна» требовался мощный, быстрый и надежный транспорт.


Шестидесятые годы часто воспринимаются как время прорыва и свободы. Культ личности остался позади, в советской стране поют и танцуют твист. По улицам разгуливают стиляги, а в газетах и журналах пишут немыслимые до недавнего времени вещи. Свобода!

ГАЗ-23 – автомобиль, созданный для советских спецслужб 60-хВнешние отличия от базовой почти не видны. Фото: youtube.com

Это ощущение быстренько тускнеет при воспоминании о религиозных гонениях того периода и Карибском кризисе. Да, отношения между двумя великими державами далеки от мирных, поэтому роль КГБ важна как никогда. И справляться с ней без хороших автомобилей просто невозможно.

Форсированная «Волга» для советских спецслужб


В таком серьезном заказе не было ничего нового для горьковчан. Еще в довоенные 30-е на базе их «Эмки» собирали единичные экземпляры с более мощными двигателями, предназначенные для силовых структур. После войны история повторилась с «Победой». Когда появилась «двадцать первая» «Волга» все понимали, что очень скоро необходимо представить и спецтранспорт на ее базе.

В 1959 году группе Дехтяра поручили приступить к подготовке специального автомобиля. Для доведения модели до заводского конвейера понадобилось около трех лет. Модель, официально именовавшуюся «быстроходный автомобиль», выпускали в течение 8 лет. После этого ее сменила новая, уже на базе «двадцать четвертой».


Опытному конструктору Б. А. Дехтяру и его коллективу пришлось совсем непросто. Для создания такого автомобиля понадобился целый ряд переделок:

✅ V8 от «Чайки» под капотом
✅ увеличенный радиатор
✅ усиление кузова и подвески

Все они утяжелили автомобиль на 300 кг по сравнению с базовым. Но главным было не это. Учитывая предстоящую специфику использования транспортного средства, оно не могло заметно отличаться от серийного автомобиля. И здесь пришлось «хорошенько попотеть».

Переделки, не заметные для постороннего глаза


Сложности начались уже на этапе установки «восьмерки». Она имела конечно же две выхлопные трубы. Такая особенность сразу бы разрушила всю конспирацию. Пришлось прибегнуть к хитрости: по днищу шли два выхлопа, у заднего бампера сходились в один. Так создалась внешняя иллюзия одинарной выхлопной трубы.

Двигатель, с трудом уместившийся под капотом. Фото: youtube.com

Еще одна задача состояла в том, чтобы огромный мотор вместить под передний капот стандартных размеров. В итоге применили 2-градусный поворот по оси коленвала и минимальные зазоры от кузовных элементов. Все же такие манипуляции сказались негативно на комфорте переднего пассажира. Правый выпускной коллектор увеличенного радиатора отобрал полезное пространство у его ног и значительно «повысил» их температуру.

Спецтранспорт выпускался как с коробкой-автоматом, так и с механикой. Имелись и другие конструктивные особенности, зависевшие от того, что предполагалось сразу несколько сфер применения скоростного автомобиля:

✅ классическая версия с АКПП для госбезопасности
✅ «23Б» – в роскошном хроме, для сопровождения правительственных кортежей
✅ «23А» – автомобиль для слежки, замаскированный под служебную «Волгу»

На последний вариант устанавливали классическую механику от «двадцать первой». Ее пришлось комплектовать усиленными шестернями. Иначе мощный мотор в считанные часы «разобрался» бы с хлипкой механикой. Версия «23А1» отличалась наличием оборудования спецсвязи, установленном в багажнике автомобиля.

Технические особенности и объемы производства


Благодаря 160-сильному (со временем мощность довели до 195 л. с.) двигателю автомобиль разгонялся до «сотни» в два раза быстрее чем ГАЗ-21. Максимальная скорость при этом демонстрировалась на уровне 160-170 км/ч. Наличие мощного мотора и узких колес требовало от водителя не только отличных навыков вождения, но и неплохой физической подготовки. Кстати, за рулем ГАЗ-23 мог оказаться офицер в звании не ниже капитана.

Сегодняшнее восстановление ГАЗ-23 потребует немалых затрат. Фото: youtube.com

Конструктивные изменения автомобиля значительно нарушили развесовку в сторону передний части. Обычно с этим справлялись за счет спецоборудования или нескольких запасок, расположенных в багажнике. Последнее было далеко не лишним. От мощного мотора и высоких скоростей «волговская» резина буквально горела на глазах.

Выпуск ГАЗ-23 прекратили вместе с базовой моделью в 1970 году. За это время успели собрать 603 спецавтомобиля. Учитывая специфику их конструкции и эксплуатации, до наших дней мало кто из них дожил. Понятное дело, что в советские времена такие автомобили никогда не поступали в свободную продажу, даже по истечении срока эксплуатации.
Нравится ли вам спецтранспорт советского периода?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...