
Ford GT40 – тот, кто поставил Ferrari на место
Если вы смотрели фильм «Ford против Ferrari» 2019 года выпуска, наверняка подметили стильный спорткар в красно-голубой расцветке кузова. Одним из главных героев кино стал Ford GT40, причем это не случайность. Модель создавалась как прямой конкурент спорткарам Ferrari во время гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана». Получился успех – детище Ford четыре раза подряд занимало первое место в период с 1996 по 1969 годы. Отдадим дань истории и рассмотрим модель подробно.
Компания Ford долго и упорно шла к созданию собственного гоночного автомобиля. В 60-е годы на этом поле лидировала Ferrari, поэтому американскому производителю необходимо было обратить на себя внимание, побеждая в престижных гонках. В 1963 году представители Ford даже пытались выкупить у Ferrari весь пакет чемпионских технологий. Однако Энцо Феррари сумма в 18 миллионов долларов США не вдохновила, хоть это и были огромные по тем временам деньги. Да и по нашим тоже.
Один из экземпляров, прошедших качественную реставрацию. Фото: youtube.com
В 1964 году буквально с нуля был создан Ford GT, который полностью провалился на первой гонке. Неудача побудила Генри Форда – не того самого, а его внука – нанять на работу Кэррола Шелби. За счет этого уже через год – в 1965 – свет увидел герой сегодняшнего обзора. Ford GT40 ворвался в мир престижных гонок и одерживал ошеломительные победы на протяжении следующих пяти лет. «GT» в его названии – это сокращение от Gran Turismo, а «40» обозначает высоту кузова в дюймах.
Интересно, что модель не сразу получила известное на сей день название. Поначалу это был просто Ford GT, причем первые 12 прототипов получили индивидуальные номера с 101 по 112. Как только производство встало на поток, следующие машины имели нумерацию от P-1000 до P-1145. Все они официально имели название GT40 независимо от типа кузова, которых было четыре разных версии.
Оригинальный Ford GT40 с появлением второй версии получил обозначение Mk1. Прототипы имели на борту 4,2-литровый двигатель, тогда как серийные образцы оснащались уже 4,7-литровыми ДВС. Они выдавали мощность в размере 380 л. с. и разгоняли автомобиль от 0 до 100 км/ч за 7,4 секунды.
Версия Mk2 получила гораздо более солидный мотор объемом 7,0 литров в паре с 4-ступенчатой коробке. Для гонки «24 часа Дейтоны» 1967 года было сделано два экземпляра с мотором Mercury. Из-за неправильной закалки входных валов внутри ведущих мостов Ford уступил первенство Ferrari. В том числе из-за этого было принято решение переходить к скорейшей модернизации автомобиля.
Ford GT40 Mk3 стал первым не гоночным вариантом спорткара. Всего в свет вышло всего 7 машин. Они комплектовались четырьмя передними фарами, имели слегка расширенный кузов в его задней части – это нужно было для размещения багажного отсека. Оригинальный 4,7-литровый двигатель от версии Mk1 получил дефорсаж до 306 л. с. Для большего удобство и комфорта инженеры были вынуждены переместить руль на левую сторону и сделать более мягкие настройки ходовой части. С версией Mk3 в Ford GT40 впервые появилась пепельница, а селектор КПП переместился в центр.
Автомобиль был создан для гонок и обречен на успех. Фото: youtube.com
В 1967 году появился четвертый вариант Ford GT40 – Mk4. Он собирался на укрепленном шасси с 7,0-литровым двигателем, аналогичным тому, что использовался в конструкции Mk2. У него была специфичная конструкция и шасси. Машина получилась более безопасной – сказался несчастный случай с гибелью Кена Майлза из-за поломки подвески. С другой стороны, спорткар стал тяжелее, и превосходил по массе главного конкурента в лице Ferrari на целых 272 кг. Интересно и то, что в отличие от ранних Mk1, Mk2 и Mk3, версия Mk4 собирался в США, тогда как остальные – в Британии.
Изначально в конструкции Ford GT40 использовался двигатель Ford Gurney-Weslake, изготовленный из нестандартного сплава. Сначала был только 4,7-литровый вариант, затем, в 1966 году появился 7,0-литровый мотор V8. В 1968 году в гоночный регламент вступили ограничения на рабочий объем двигателей. Из-за этого инженеры Ford оснастили ДВС новыми головками цилиндров, уменьшив тем самым его объем до 5,0 литров. На успехи модели в гоночном спорте это не повлияло – победа в Ле-Мане была и в 1968, и в 1969 годах. 385-сильная версия легко достигала скорости 310 км/ч. У 7,0-литрового мотора запас мощности был гораздо больше. В пике он мог выдавать до 485 л. с.
Двигатель V8 располагался позади кокпита. Фото: youtube.com
Разгон от 0 до 100 км/ч у спорткара с 7,0-литровым V8 занимал всего 5,2 секунды. Да, сегодня это не кажется чем-то грандиозным, однако напоминаем, что речь про середину 60-х годов. Конечно, за такие выдающиеся способности приходилось расплачиваться, и платой был огромный расход бензина. Из-за этого пилоты Ford GT40 на всех соревнованиях были частыми гостями пит-стопа.
В целом Ford GT40 – это среднемоторная компоновка, тесный кокпит и резко скошенная под углом задняя часть кузова со скромными и едва различимыми фарами. Автомобиль запомнился фанатам автоспорта в том числе огромными надписями Goodyear Eagle на покрышках, которые органично дополняли стремительный профиль корпуса. В задней части кузова симметрично расположились две огромные по меркам нормы выхлопные трубы. До сих пор GT40 сложно спутать с чем-либо.
Инженеры создавали в первую очередь автомобиль для гоночной трассы, поэтому на экстерьер особой ставки не было. Тем не менее, стояла цель придать кузову узнаваемый вид, чтобы зрителям он запоминался надолго. Можно сказать, что это получилось. Машина получила крупные фары нестандартной формы, обтекаемый кузов и в целом приятный дизайн, с которым не стыдно было бы выехать и на дороги общего пользования. Тем не менее, встречается критика полностью «гражданской» версии Mk3, которая, по мнению некоторых, получилась не такой привлекательной.
Само собой, никаких изысков в салоне Ford GT40 наблюдать не приходится. Строился он как авто для гонок, а автогонщики, как известно, люди неприхотливые. Здесь нет ни магнитолы, ни радио – зачем, если все это лишь утяжеляет машину и отвлекает от дороги? Любителям минимализма GT40 определенно понравится. В салоне только трехспицевый руль и крупная приборная панель, которая растянулась по горизонтали почти на всю ширину. Она буквально усыпана аналоговыми приборами и переключателями. Настоящий рай для ценителей тактильных ощущений. Тогда иначе и не было.
Все важные органы управления максимум на вытянутой руке от пилота. Фото: youtube.com
Несмотря на крупные размеры передней панели, ее не хватило на все переключатели. Из-за этого часть органов управления вынесена на карту водительской двери. Примечательно, что все кнопки и переключатели направлены в сторону водителя, чтобы он мог пользоваться ими без задержки.
Оглядываясь на годы назад, можно с уверенностью сказать, что внук и по совместительству полный тезка Генри Форда не зря потратил столько времени и денег на то, чтобы сместить Ferrari с олимпа европейских гонок. Американская компания долго шла к успеху, и результат удивил даже полных скептиков. Еще бы – на одной из гонок «24 часа Ле-Ман» финишировали сразу три экземпляра Ford GT40, заняв первое, второе и третье места соответственно. Сегодня своего рода продолжателем традиций стал Ford GT, перенявший у своего предка и внешний вид, и выдающиеся характеристики.
Как именно все начиналось?
Компания Ford долго и упорно шла к созданию собственного гоночного автомобиля. В 60-е годы на этом поле лидировала Ferrari, поэтому американскому производителю необходимо было обратить на себя внимание, побеждая в престижных гонках. В 1963 году представители Ford даже пытались выкупить у Ferrari весь пакет чемпионских технологий. Однако Энцо Феррари сумма в 18 миллионов долларов США не вдохновила, хоть это и были огромные по тем временам деньги. Да и по нашим тоже.

В 1964 году буквально с нуля был создан Ford GT, который полностью провалился на первой гонке. Неудача побудила Генри Форда – не того самого, а его внука – нанять на работу Кэррола Шелби. За счет этого уже через год – в 1965 – свет увидел герой сегодняшнего обзора. Ford GT40 ворвался в мир престижных гонок и одерживал ошеломительные победы на протяжении следующих пяти лет. «GT» в его названии – это сокращение от Gran Turismo, а «40» обозначает высоту кузова в дюймах.
Интересно, что модель не сразу получила известное на сей день название. Поначалу это был просто Ford GT, причем первые 12 прототипов получили индивидуальные номера с 101 по 112. Как только производство встало на поток, следующие машины имели нумерацию от P-1000 до P-1145. Все они официально имели название GT40 независимо от типа кузова, которых было четыре разных версии.
Версии автомобиля
Оригинальный Ford GT40 с появлением второй версии получил обозначение Mk1. Прототипы имели на борту 4,2-литровый двигатель, тогда как серийные образцы оснащались уже 4,7-литровыми ДВС. Они выдавали мощность в размере 380 л. с. и разгоняли автомобиль от 0 до 100 км/ч за 7,4 секунды.
Версия Mk2 получила гораздо более солидный мотор объемом 7,0 литров в паре с 4-ступенчатой коробке. Для гонки «24 часа Дейтоны» 1967 года было сделано два экземпляра с мотором Mercury. Из-за неправильной закалки входных валов внутри ведущих мостов Ford уступил первенство Ferrari. В том числе из-за этого было принято решение переходить к скорейшей модернизации автомобиля.
Ford GT40 Mk3 стал первым не гоночным вариантом спорткара. Всего в свет вышло всего 7 машин. Они комплектовались четырьмя передними фарами, имели слегка расширенный кузов в его задней части – это нужно было для размещения багажного отсека. Оригинальный 4,7-литровый двигатель от версии Mk1 получил дефорсаж до 306 л. с. Для большего удобство и комфорта инженеры были вынуждены переместить руль на левую сторону и сделать более мягкие настройки ходовой части. С версией Mk3 в Ford GT40 впервые появилась пепельница, а селектор КПП переместился в центр.

В 1967 году появился четвертый вариант Ford GT40 – Mk4. Он собирался на укрепленном шасси с 7,0-литровым двигателем, аналогичным тому, что использовался в конструкции Mk2. У него была специфичная конструкция и шасси. Машина получилась более безопасной – сказался несчастный случай с гибелью Кена Майлза из-за поломки подвески. С другой стороны, спорткар стал тяжелее, и превосходил по массе главного конкурента в лице Ferrari на целых 272 кг. Интересно и то, что в отличие от ранних Mk1, Mk2 и Mk3, версия Mk4 собирался в США, тогда как остальные – в Британии.
Двигатели
Изначально в конструкции Ford GT40 использовался двигатель Ford Gurney-Weslake, изготовленный из нестандартного сплава. Сначала был только 4,7-литровый вариант, затем, в 1966 году появился 7,0-литровый мотор V8. В 1968 году в гоночный регламент вступили ограничения на рабочий объем двигателей. Из-за этого инженеры Ford оснастили ДВС новыми головками цилиндров, уменьшив тем самым его объем до 5,0 литров. На успехи модели в гоночном спорте это не повлияло – победа в Ле-Мане была и в 1968, и в 1969 годах. 385-сильная версия легко достигала скорости 310 км/ч. У 7,0-литрового мотора запас мощности был гораздо больше. В пике он мог выдавать до 485 л. с.

Разгон от 0 до 100 км/ч у спорткара с 7,0-литровым V8 занимал всего 5,2 секунды. Да, сегодня это не кажется чем-то грандиозным, однако напоминаем, что речь про середину 60-х годов. Конечно, за такие выдающиеся способности приходилось расплачиваться, и платой был огромный расход бензина. Из-за этого пилоты Ford GT40 на всех соревнованиях были частыми гостями пит-стопа.
Экстерьер
В целом Ford GT40 – это среднемоторная компоновка, тесный кокпит и резко скошенная под углом задняя часть кузова со скромными и едва различимыми фарами. Автомобиль запомнился фанатам автоспорта в том числе огромными надписями Goodyear Eagle на покрышках, которые органично дополняли стремительный профиль корпуса. В задней части кузова симметрично расположились две огромные по меркам нормы выхлопные трубы. До сих пор GT40 сложно спутать с чем-либо.
Инженеры создавали в первую очередь автомобиль для гоночной трассы, поэтому на экстерьер особой ставки не было. Тем не менее, стояла цель придать кузову узнаваемый вид, чтобы зрителям он запоминался надолго. Можно сказать, что это получилось. Машина получила крупные фары нестандартной формы, обтекаемый кузов и в целом приятный дизайн, с которым не стыдно было бы выехать и на дороги общего пользования. Тем не менее, встречается критика полностью «гражданской» версии Mk3, которая, по мнению некоторых, получилась не такой привлекательной.
А что внутри?
Само собой, никаких изысков в салоне Ford GT40 наблюдать не приходится. Строился он как авто для гонок, а автогонщики, как известно, люди неприхотливые. Здесь нет ни магнитолы, ни радио – зачем, если все это лишь утяжеляет машину и отвлекает от дороги? Любителям минимализма GT40 определенно понравится. В салоне только трехспицевый руль и крупная приборная панель, которая растянулась по горизонтали почти на всю ширину. Она буквально усыпана аналоговыми приборами и переключателями. Настоящий рай для ценителей тактильных ощущений. Тогда иначе и не было.

Несмотря на крупные размеры передней панели, ее не хватило на все переключатели. Из-за этого часть органов управления вынесена на карту водительской двери. Примечательно, что все кнопки и переключатели направлены в сторону водителя, чтобы он мог пользоваться ими без задержки.
Заключение
Оглядываясь на годы назад, можно с уверенностью сказать, что внук и по совместительству полный тезка Генри Форда не зря потратил столько времени и денег на то, чтобы сместить Ferrari с олимпа европейских гонок. Американская компания долго шла к успеху, и результат удивил даже полных скептиков. Еще бы – на одной из гонок «24 часа Ле-Ман» финишировали сразу три экземпляра Ford GT40, заняв первое, второе и третье места соответственно. Сегодня своего рода продолжателем традиций стал Ford GT, перенявший у своего предка и внешний вид, и выдающиеся характеристики.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...