Ford GT40 – тот, кто поставил Ferrari на место
Если вы смотрели фильм «Ford против Ferrari» 2019 года выпуска, наверняка подметили стильный спорткар в красно-голубой расцветке кузова. Одним из главных героев кино стал Ford GT40, причем это не случайность. Модель создавалась как прямой конкурент спорткарам Ferrari во время гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана». Получился успех – детище Ford четыре раза подряд занимало первое место в период с 1996 по 1969 годы. Отдадим дань истории и рассмотрим модель подробно.
Компания Ford долго и упорно шла к созданию собственного гоночного автомобиля. В 60-е годы на этом поле лидировала Ferrari, поэтому американскому производителю необходимо было обратить на себя внимание, побеждая в престижных гонках. В 1963 году представители Ford даже пытались выкупить у Ferrari весь пакет чемпионских технологий. Однако Энцо Феррари сумма в 18 миллионов долларов США не вдохновила, хоть это и были огромные по тем временам деньги. Да и по нашим тоже.
В 1964 году буквально с нуля был создан Ford GT, который полностью провалился на первой гонке. Неудача побудила Генри Форда – не того самого, а его внука – нанять на работу Кэррола Шелби. За счет этого уже через год – в 1965 – свет увидел герой сегодняшнего обзора. Ford GT40 ворвался в мир престижных гонок и одерживал ошеломительные победы на протяжении следующих пяти лет. «GT» в его названии – это сокращение от Gran Turismo, а «40» обозначает высоту кузова в дюймах.
Интересно, что модель не сразу получила известное на сей день название. Поначалу это был просто Ford GT, причем первые 12 прототипов получили индивидуальные номера с 101 по 112. Как только производство встало на поток, следующие машины имели нумерацию от P-1000 до P-1145. Все они официально имели название GT40 независимо от типа кузова, которых было четыре разных версии.
Оригинальный Ford GT40 с появлением второй версии получил обозначение Mk1. Прототипы имели на борту 4,2-литровый двигатель, тогда как серийные образцы оснащались уже 4,7-литровыми ДВС. Они выдавали мощность в размере 380 л. с. и разгоняли автомобиль от 0 до 100 км/ч за 7,4 секунды.
Версия Mk2 получила гораздо более солидный мотор объемом 7,0 литров в паре с 4-ступенчатой коробке. Для гонки «24 часа Дейтоны» 1967 года было сделано два экземпляра с мотором Mercury. Из-за неправильной закалки входных валов внутри ведущих мостов Ford уступил первенство Ferrari. В том числе из-за этого было принято решение переходить к скорейшей модернизации автомобиля.
Ford GT40 Mk3 стал первым не гоночным вариантом спорткара. Всего в свет вышло всего 7 машин. Они комплектовались четырьмя передними фарами, имели слегка расширенный кузов в его задней части – это нужно было для размещения багажного отсека. Оригинальный 4,7-литровый двигатель от версии Mk1 получил дефорсаж до 306 л. с. Для большего удобство и комфорта инженеры были вынуждены переместить руль на левую сторону и сделать более мягкие настройки ходовой части. С версией Mk3 в Ford GT40 впервые появилась пепельница, а селектор КПП переместился в центр.
В 1967 году появился четвертый вариант Ford GT40 – Mk4. Он собирался на укрепленном шасси с 7,0-литровым двигателем, аналогичным тому, что использовался в конструкции Mk2. У него была специфичная конструкция и шасси. Машина получилась более безопасной – сказался несчастный случай с гибелью Кена Майлза из-за поломки подвески. С другой стороны, спорткар стал тяжелее, и превосходил по массе главного конкурента в лице Ferrari на целых 272 кг. Интересно и то, что в отличие от ранних Mk1, Mk2 и Mk3, версия Mk4 собирался в США, тогда как остальные – в Британии.
Изначально в конструкции Ford GT40 использовался двигатель Ford Gurney-Weslake, изготовленный из нестандартного сплава. Сначала был только 4,7-литровый вариант, затем, в 1966 году появился 7,0-литровый мотор V8. В 1968 году в гоночный регламент вступили ограничения на рабочий объем двигателей. Из-за этого инженеры Ford оснастили ДВС новыми головками цилиндров, уменьшив тем самым его объем до 5,0 литров. На успехи модели в гоночном спорте это не повлияло – победа в Ле-Мане была и в 1968, и в 1969 годах. 385-сильная версия легко достигала скорости 310 км/ч. У 7,0-литрового мотора запас мощности был гораздо больше. В пике он мог выдавать до 485 л. с.
Разгон от 0 до 100 км/ч у спорткара с 7,0-литровым V8 занимал всего 5,2 секунды. Да, сегодня это не кажется чем-то грандиозным, однако напоминаем, что речь про середину 60-х годов. Конечно, за такие выдающиеся способности приходилось расплачиваться, и платой был огромный расход бензина. Из-за этого пилоты Ford GT40 на всех соревнованиях были частыми гостями пит-стопа.
В целом Ford GT40 – это среднемоторная компоновка, тесный кокпит и резко скошенная под углом задняя часть кузова со скромными и едва различимыми фарами. Автомобиль запомнился фанатам автоспорта в том числе огромными надписями Goodyear Eagle на покрышках, которые органично дополняли стремительный профиль корпуса. В задней части кузова симметрично расположились две огромные по меркам нормы выхлопные трубы. До сих пор GT40 сложно спутать с чем-либо.
Инженеры создавали в первую очередь автомобиль для гоночной трассы, поэтому на экстерьер особой ставки не было. Тем не менее, стояла цель придать кузову узнаваемый вид, чтобы зрителям он запоминался надолго. Можно сказать, что это получилось. Машина получила крупные фары нестандартной формы, обтекаемый кузов и в целом приятный дизайн, с которым не стыдно было бы выехать и на дороги общего пользования. Тем не менее, встречается критика полностью «гражданской» версии Mk3, которая, по мнению некоторых, получилась не такой привлекательной.
Само собой, никаких изысков в салоне Ford GT40 наблюдать не приходится. Строился он как авто для гонок, а автогонщики, как известно, люди неприхотливые. Здесь нет ни магнитолы, ни радио – зачем, если все это лишь утяжеляет машину и отвлекает от дороги? Любителям минимализма GT40 определенно понравится. В салоне только трехспицевый руль и крупная приборная панель, которая растянулась по горизонтали почти на всю ширину. Она буквально усыпана аналоговыми приборами и переключателями. Настоящий рай для ценителей тактильных ощущений. Тогда иначе и не было.
Несмотря на крупные размеры передней панели, ее не хватило на все переключатели. Из-за этого часть органов управления вынесена на карту водительской двери. Примечательно, что все кнопки и переключатели направлены в сторону водителя, чтобы он мог пользоваться ими без задержки.
Оглядываясь на годы назад, можно с уверенностью сказать, что внук и по совместительству полный тезка Генри Форда не зря потратил столько времени и денег на то, чтобы сместить Ferrari с олимпа европейских гонок. Американская компания долго шла к успеху, и результат удивил даже полных скептиков. Еще бы – на одной из гонок «24 часа Ле-Ман» финишировали сразу три экземпляра Ford GT40, заняв первое, второе и третье места соответственно. Сегодня своего рода продолжателем традиций стал Ford GT, перенявший у своего предка и внешний вид, и выдающиеся характеристики.
Как именно все начиналось?
Компания Ford долго и упорно шла к созданию собственного гоночного автомобиля. В 60-е годы на этом поле лидировала Ferrari, поэтому американскому производителю необходимо было обратить на себя внимание, побеждая в престижных гонках. В 1963 году представители Ford даже пытались выкупить у Ferrari весь пакет чемпионских технологий. Однако Энцо Феррари сумма в 18 миллионов долларов США не вдохновила, хоть это и были огромные по тем временам деньги. Да и по нашим тоже.
Один из экземпляров, прошедших качественную реставрацию. Фото: youtube.com
В 1964 году буквально с нуля был создан Ford GT, который полностью провалился на первой гонке. Неудача побудила Генри Форда – не того самого, а его внука – нанять на работу Кэррола Шелби. За счет этого уже через год – в 1965 – свет увидел герой сегодняшнего обзора. Ford GT40 ворвался в мир престижных гонок и одерживал ошеломительные победы на протяжении следующих пяти лет. «GT» в его названии – это сокращение от Gran Turismo, а «40» обозначает высоту кузова в дюймах.
Интересно, что модель не сразу получила известное на сей день название. Поначалу это был просто Ford GT, причем первые 12 прототипов получили индивидуальные номера с 101 по 112. Как только производство встало на поток, следующие машины имели нумерацию от P-1000 до P-1145. Все они официально имели название GT40 независимо от типа кузова, которых было четыре разных версии.
Версии автомобиля
Оригинальный Ford GT40 с появлением второй версии получил обозначение Mk1. Прототипы имели на борту 4,2-литровый двигатель, тогда как серийные образцы оснащались уже 4,7-литровыми ДВС. Они выдавали мощность в размере 380 л. с. и разгоняли автомобиль от 0 до 100 км/ч за 7,4 секунды.
Версия Mk2 получила гораздо более солидный мотор объемом 7,0 литров в паре с 4-ступенчатой коробке. Для гонки «24 часа Дейтоны» 1967 года было сделано два экземпляра с мотором Mercury. Из-за неправильной закалки входных валов внутри ведущих мостов Ford уступил первенство Ferrari. В том числе из-за этого было принято решение переходить к скорейшей модернизации автомобиля.
Ford GT40 Mk3 стал первым не гоночным вариантом спорткара. Всего в свет вышло всего 7 машин. Они комплектовались четырьмя передними фарами, имели слегка расширенный кузов в его задней части – это нужно было для размещения багажного отсека. Оригинальный 4,7-литровый двигатель от версии Mk1 получил дефорсаж до 306 л. с. Для большего удобство и комфорта инженеры были вынуждены переместить руль на левую сторону и сделать более мягкие настройки ходовой части. С версией Mk3 в Ford GT40 впервые появилась пепельница, а селектор КПП переместился в центр.
Автомобиль был создан для гонок и обречен на успех. Фото: youtube.com
В 1967 году появился четвертый вариант Ford GT40 – Mk4. Он собирался на укрепленном шасси с 7,0-литровым двигателем, аналогичным тому, что использовался в конструкции Mk2. У него была специфичная конструкция и шасси. Машина получилась более безопасной – сказался несчастный случай с гибелью Кена Майлза из-за поломки подвески. С другой стороны, спорткар стал тяжелее, и превосходил по массе главного конкурента в лице Ferrari на целых 272 кг. Интересно и то, что в отличие от ранних Mk1, Mk2 и Mk3, версия Mk4 собирался в США, тогда как остальные – в Британии.
Двигатели
Изначально в конструкции Ford GT40 использовался двигатель Ford Gurney-Weslake, изготовленный из нестандартного сплава. Сначала был только 4,7-литровый вариант, затем, в 1966 году появился 7,0-литровый мотор V8. В 1968 году в гоночный регламент вступили ограничения на рабочий объем двигателей. Из-за этого инженеры Ford оснастили ДВС новыми головками цилиндров, уменьшив тем самым его объем до 5,0 литров. На успехи модели в гоночном спорте это не повлияло – победа в Ле-Мане была и в 1968, и в 1969 годах. 385-сильная версия легко достигала скорости 310 км/ч. У 7,0-литрового мотора запас мощности был гораздо больше. В пике он мог выдавать до 485 л. с.
Двигатель V8 располагался позади кокпита. Фото: youtube.com
Разгон от 0 до 100 км/ч у спорткара с 7,0-литровым V8 занимал всего 5,2 секунды. Да, сегодня это не кажется чем-то грандиозным, однако напоминаем, что речь про середину 60-х годов. Конечно, за такие выдающиеся способности приходилось расплачиваться, и платой был огромный расход бензина. Из-за этого пилоты Ford GT40 на всех соревнованиях были частыми гостями пит-стопа.
Экстерьер
В целом Ford GT40 – это среднемоторная компоновка, тесный кокпит и резко скошенная под углом задняя часть кузова со скромными и едва различимыми фарами. Автомобиль запомнился фанатам автоспорта в том числе огромными надписями Goodyear Eagle на покрышках, которые органично дополняли стремительный профиль корпуса. В задней части кузова симметрично расположились две огромные по меркам нормы выхлопные трубы. До сих пор GT40 сложно спутать с чем-либо.
Инженеры создавали в первую очередь автомобиль для гоночной трассы, поэтому на экстерьер особой ставки не было. Тем не менее, стояла цель придать кузову узнаваемый вид, чтобы зрителям он запоминался надолго. Можно сказать, что это получилось. Машина получила крупные фары нестандартной формы, обтекаемый кузов и в целом приятный дизайн, с которым не стыдно было бы выехать и на дороги общего пользования. Тем не менее, встречается критика полностью «гражданской» версии Mk3, которая, по мнению некоторых, получилась не такой привлекательной.
А что внутри?
Само собой, никаких изысков в салоне Ford GT40 наблюдать не приходится. Строился он как авто для гонок, а автогонщики, как известно, люди неприхотливые. Здесь нет ни магнитолы, ни радио – зачем, если все это лишь утяжеляет машину и отвлекает от дороги? Любителям минимализма GT40 определенно понравится. В салоне только трехспицевый руль и крупная приборная панель, которая растянулась по горизонтали почти на всю ширину. Она буквально усыпана аналоговыми приборами и переключателями. Настоящий рай для ценителей тактильных ощущений. Тогда иначе и не было.
Все важные органы управления максимум на вытянутой руке от пилота. Фото: youtube.com
Несмотря на крупные размеры передней панели, ее не хватило на все переключатели. Из-за этого часть органов управления вынесена на карту водительской двери. Примечательно, что все кнопки и переключатели направлены в сторону водителя, чтобы он мог пользоваться ими без задержки.
Заключение
Оглядываясь на годы назад, можно с уверенностью сказать, что внук и по совместительству полный тезка Генри Форда не зря потратил столько времени и денег на то, чтобы сместить Ferrari с олимпа европейских гонок. Американская компания долго шла к успеху, и результат удивил даже полных скептиков. Еще бы – на одной из гонок «24 часа Ле-Ман» финишировали сразу три экземпляра Ford GT40, заняв первое, второе и третье места соответственно. Сегодня своего рода продолжателем традиций стал Ford GT, перенявший у своего предка и внешний вид, и выдающиеся характеристики.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Горные дороги Китая: попробуй проедь!
Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...