
Pontiac Fiero: «горячий» соперник Toyota MR2
Американских автопроизводителей сложно упрекнуть в любви к спортивным автомобилям центральномоторной компоновки. Боссы корпораций полагали, что у таких конструкций нет потенциала для массового тиражирования и возможностей унификации компонентов с остальным модельным рядом. Однако в начале семидесятых Fiat доказал ошибочность такого мнения представив X1/9, в котором сочетались элементы дорожных машин, с уникальной концепцией шасси. Этот рецепт позволил создать действительно драйверский, но доступный по цене спорткар. Тогда итальянцы стали первопроходцами жанра, указавшими путь для других. Через долгие двенадцать лет американцы и японцы, наконец, представили похожие машины.
Запуская революционную, по меркам промышленности США, модель в производство, Pontiac рассчитывали продавать в год по 30 000 Fiero. Но реальность превзошла самые смелые ожидания: новые Pontiac сметали как горячие пирожки! Вскоре дилеры отчитались о 136 840 проданных автомобилях – невероятные показатели для нишевого продукта. Fiero стал рекордсменом по продажам среди всех двухместных спортивных машин, когда-либо предлагаемых в Соединенных Штатах. Для сравнения: в 1979 году дилеры реализовали 53 тысячи Corvette, что стало пиком для Шевроле!
Pontiac Fiero с кузовом фастбек. Фото: Youtube.com
Бесспорно, впечатляющий дизайн Fiero стал сильным аргументом в пользу модели, хотя это можно сказать и о большинстве других спортивных автомобилей с центральным расположением двигателя. Но вскоре первоначально восторженные отзывы сменились недоумением: оказалось, что за красочным фасадом успешно скрываются недостатки, выражавшиеся в низких динамических характеристиках и качестве сборки.
Руководство GM прекрасно понимало, что в США существует серьезный спрос на доступные спорткары. Ведь здесь продавалось больше автомобилей с кузовами купе, чем во всем остальном мире! Тем не менее под программу Fiero «счетоводы» из центрального офиса выделили ограниченный бюджет. Дело в том, что большие боссы не желали, чтобы новый Pontiac конкурировал с Chevrolet Corvette! Мечты Халки Алдикакти, создателя Fiero, о разработке «карманной Ferrari» разбились в пух и прах. Единственное, что ему удалось отстоять – концепцию центрального расположения силового агрегата.
В результате оптимизации расходов, Алдикакти вынужден был использовать элементы от существующих моделей GM. Fiero получил двигатель «Iron Duke» и 4-х ступенчатую КПП от печально известной платформы GM X-Body, а переднюю подвеску пришлось целиком взять от Chevrolet Chevette (не путайте с Chevelle и Corvette!). Однако шасси получилось сделать достаточно инновационным: Pontiac использовали стальную пространственную раму, накрытую сверху пластиковым кузовом. Такая концепция дала Fiero два преимущества. Во-первых, композитный кузов не ржавел в принципе. Во-вторых, провести рестайлинг оказалось также легко, как сменить пиджак: в 1986 году купе Fiero переделают в фастбэк, без внесения изменений в силовую структуру шасси.
Несмотря на то, что по сравнению с Toyota MR2, Fiero оказался чуточку больше, американцы все равно жаловались на тесный салон. Отсутствие места для поклажи так же не добавляло очков «спортивному» Понтиаку. Объем переднего багажника полностью занимали запаска и домкрат, а в задний можно было поместить лишь пару небольших сумок.
Так выглядит интерьер Fiero. Фото: Youtube.com
Но вовсе не это оттолкнуло покупателей! Серьезнейшей проблемой Fiero стала производительность, а точнее – ее отсутствие. Ведь Pontiac оснастили худшим двигателем в классе – 2.5-литровой нижневальной четверкой «Iron Duke», от дешевых седанов GM.
Производя жалкие 92 лошади при 4000 об/мин, двигатель натужно зудел, но ни в какую не желал набирать обороты и разгонять «суперкар». Для набора заветной «сотни», Pontiac Fiero требовалась вечность – 11 секунд.
В это же время в соседнем автосалоне предлагалась Toyota. На японском купе использовался 16-клапанный агрегат объемом 1.6 литра, развивавший мощность 112 лошадок. Не намного больше, но этого хватало для спурта до заветной «сотни» за 8.4 секунды! Что касается скорости, то и здесь MR2 укладывал Pontiac на обе лопатки: сравнивать 165 км/час Fiero, с без малого двумя сотнями максималки Toyota попросту неуместно.
Двигатель и задний багажник Pontiac Fiero. Фото: Youtube.com
Моторная недостаточность Fiero, казалось, была решена путем добавления в 1985 году в модельный ряд 140-сильного 2.8-литрового V6, работающего в паре с 5-ступенчатой механической КПП. Данная комбинация улучшила динамику «0-100» до восьми секунд, и подняла максималку до 180 км/час. Toyota ответила на этот шаг, установив на MR2 приводной нагнетатель. Тем самым японцы подняли стандарт производительности компактных спорткаров на новый уровень. После этого Fiero окончательно ушел в тень соперника. Кстати, вот сравнительные технические характеристики Pontiac Fiero Formula 2.8 V6 и Toyota MR2 W10 Supercharged (в скобках):
✅ Длина кузова – 4072 мм (3950)
✅ Снаряженная масса – 1212 кг (1015)
✅ Мощность двигателя – 142 лошади (145)
✅ Максималка – 180 км/час (216)
✅ Разгон до «сотни» – 9.1 сек (6.4)
Спокойный V6, замечательно проявивший себя в семейных седанах GM, в среднемоторном спортивном автомобиле выглядел насмешкой над азартными водителями.
Проблемы у Fiero возникали не только с производительностью, но и с управляемостью. Теоретически, широкая колея и оптимальная развесовка, в сочетании с независимой подвеской по кругу, казались идеальным рецептом спортивного автомобиля. Но хорошие ингредиенты не всегда означают появление шедевра. К сожалению, это как раз про Fiero! Из-за скудного бюджета на доводку, Fiero ну никак не «тянул» на роль автомобиля для трек-дней. Машина страдала от недостаточной поворачиваемости, хотя концептуально должна была обладать нейтральной. Довершала картину валкая подвеска, «пустой» руль и подъемная сила, возникающая на «передке» по достижении скорости 130 км/час.
Первоначальный Pontiac Fiero дебютировал с таким кузовом. Фото: Youtube.com
Но это еще цветочки! Вскоре счастливые обладатели модного «спортивного» Pontiac столкнулись с куда более серьезной проблемой. Выяснилось, что машина пожароопасная!
В ходе расследования было установлено следующее. В результате производственного брака, усугубленного масляным голоданием вызванного неправильно разработанным поддоном, двигатель Fiero склонен к обрывам шатунов. Показавший «руку дружбы» мотор поливал маслом все вокруг, включая раскаленный выпускной коллектор. Разумеется, что после такого «душа», машина вспыхивала как спичка! И это была не единственная причина возгораний. Из-за повышенной температуры в моторном отсеке, воспламенялись резиновые патрубки системы охлаждения. В конечном итоге согласно статистическим данным, загорался каждый 500-й Fiero. Под давлением общественности GM пришлось объявить отзывную кампанию всех 244 тысяч проданных автомобилей. Потеряв на каждом экземпляре по $2 000, концерн получил убыток до полумиллиарда долларов.
Pontiac Fiero: вид сзади. Фото: Youtube.com
Несмотря на то, что Fiero постоянно улучшался, низкая производительность и репутация «зажигалки» перевесили плюсы симпатичного внешнего вида. Откровенно говоря, в GM поступили мудро, отказавшись продолжать выпуск среднемоторного Pontiac. Модель едва ли его можно было причислить к хорошим автомобилям. Тем не менее Fiero стал первым американским серийным спорткаром с центральным расположением двигателя.
Запуская революционную, по меркам промышленности США, модель в производство, Pontiac рассчитывали продавать в год по 30 000 Fiero. Но реальность превзошла самые смелые ожидания: новые Pontiac сметали как горячие пирожки! Вскоре дилеры отчитались о 136 840 проданных автомобилях – невероятные показатели для нишевого продукта. Fiero стал рекордсменом по продажам среди всех двухместных спортивных машин, когда-либо предлагаемых в Соединенных Штатах. Для сравнения: в 1979 году дилеры реализовали 53 тысячи Corvette, что стало пиком для Шевроле!

Бесспорно, впечатляющий дизайн Fiero стал сильным аргументом в пользу модели, хотя это можно сказать и о большинстве других спортивных автомобилей с центральным расположением двигателя. Но вскоре первоначально восторженные отзывы сменились недоумением: оказалось, что за красочным фасадом успешно скрываются недостатки, выражавшиеся в низких динамических характеристиках и качестве сборки.
Рождение Fiero
Руководство GM прекрасно понимало, что в США существует серьезный спрос на доступные спорткары. Ведь здесь продавалось больше автомобилей с кузовами купе, чем во всем остальном мире! Тем не менее под программу Fiero «счетоводы» из центрального офиса выделили ограниченный бюджет. Дело в том, что большие боссы не желали, чтобы новый Pontiac конкурировал с Chevrolet Corvette! Мечты Халки Алдикакти, создателя Fiero, о разработке «карманной Ferrari» разбились в пух и прах. Единственное, что ему удалось отстоять – концепцию центрального расположения силового агрегата.
В результате оптимизации расходов, Алдикакти вынужден был использовать элементы от существующих моделей GM. Fiero получил двигатель «Iron Duke» и 4-х ступенчатую КПП от печально известной платформы GM X-Body, а переднюю подвеску пришлось целиком взять от Chevrolet Chevette (не путайте с Chevelle и Corvette!). Однако шасси получилось сделать достаточно инновационным: Pontiac использовали стальную пространственную раму, накрытую сверху пластиковым кузовом. Такая концепция дала Fiero два преимущества. Во-первых, композитный кузов не ржавел в принципе. Во-вторых, провести рестайлинг оказалось также легко, как сменить пиджак: в 1986 году купе Fiero переделают в фастбэк, без внесения изменений в силовую структуру шасси.
Недостатки Fiero
Несмотря на то, что по сравнению с Toyota MR2, Fiero оказался чуточку больше, американцы все равно жаловались на тесный салон. Отсутствие места для поклажи так же не добавляло очков «спортивному» Понтиаку. Объем переднего багажника полностью занимали запаска и домкрат, а в задний можно было поместить лишь пару небольших сумок.

Но вовсе не это оттолкнуло покупателей! Серьезнейшей проблемой Fiero стала производительность, а точнее – ее отсутствие. Ведь Pontiac оснастили худшим двигателем в классе – 2.5-литровой нижневальной четверкой «Iron Duke», от дешевых седанов GM.
Джентльмены, запускайте моторы!
Производя жалкие 92 лошади при 4000 об/мин, двигатель натужно зудел, но ни в какую не желал набирать обороты и разгонять «суперкар». Для набора заветной «сотни», Pontiac Fiero требовалась вечность – 11 секунд.
В это же время в соседнем автосалоне предлагалась Toyota. На японском купе использовался 16-клапанный агрегат объемом 1.6 литра, развивавший мощность 112 лошадок. Не намного больше, но этого хватало для спурта до заветной «сотни» за 8.4 секунды! Что касается скорости, то и здесь MR2 укладывал Pontiac на обе лопатки: сравнивать 165 км/час Fiero, с без малого двумя сотнями максималки Toyota попросту неуместно.

Моторная недостаточность Fiero, казалось, была решена путем добавления в 1985 году в модельный ряд 140-сильного 2.8-литрового V6, работающего в паре с 5-ступенчатой механической КПП. Данная комбинация улучшила динамику «0-100» до восьми секунд, и подняла максималку до 180 км/час. Toyota ответила на этот шаг, установив на MR2 приводной нагнетатель. Тем самым японцы подняли стандарт производительности компактных спорткаров на новый уровень. После этого Fiero окончательно ушел в тень соперника. Кстати, вот сравнительные технические характеристики Pontiac Fiero Formula 2.8 V6 и Toyota MR2 W10 Supercharged (в скобках):
✅ Длина кузова – 4072 мм (3950)
✅ Снаряженная масса – 1212 кг (1015)
✅ Мощность двигателя – 142 лошади (145)
✅ Максималка – 180 км/час (216)
✅ Разгон до «сотни» – 9.1 сек (6.4)
Спокойный V6, замечательно проявивший себя в семейных седанах GM, в среднемоторном спортивном автомобиле выглядел насмешкой над азартными водителями.
С удовольствием за рулем
Проблемы у Fiero возникали не только с производительностью, но и с управляемостью. Теоретически, широкая колея и оптимальная развесовка, в сочетании с независимой подвеской по кругу, казались идеальным рецептом спортивного автомобиля. Но хорошие ингредиенты не всегда означают появление шедевра. К сожалению, это как раз про Fiero! Из-за скудного бюджета на доводку, Fiero ну никак не «тянул» на роль автомобиля для трек-дней. Машина страдала от недостаточной поворачиваемости, хотя концептуально должна была обладать нейтральной. Довершала картину валкая подвеска, «пустой» руль и подъемная сила, возникающая на «передке» по достижении скорости 130 км/час.

Но это еще цветочки! Вскоре счастливые обладатели модного «спортивного» Pontiac столкнулись с куда более серьезной проблемой. Выяснилось, что машина пожароопасная!
Горячая феерия за 500 миллионов
В ходе расследования было установлено следующее. В результате производственного брака, усугубленного масляным голоданием вызванного неправильно разработанным поддоном, двигатель Fiero склонен к обрывам шатунов. Показавший «руку дружбы» мотор поливал маслом все вокруг, включая раскаленный выпускной коллектор. Разумеется, что после такого «душа», машина вспыхивала как спичка! И это была не единственная причина возгораний. Из-за повышенной температуры в моторном отсеке, воспламенялись резиновые патрубки системы охлаждения. В конечном итоге согласно статистическим данным, загорался каждый 500-й Fiero. Под давлением общественности GM пришлось объявить отзывную кампанию всех 244 тысяч проданных автомобилей. Потеряв на каждом экземпляре по $2 000, концерн получил убыток до полумиллиарда долларов.

Несмотря на то, что Fiero постоянно улучшался, низкая производительность и репутация «зажигалки» перевесили плюсы симпатичного внешнего вида. Откровенно говоря, в GM поступили мудро, отказавшись продолжать выпуск среднемоторного Pontiac. Модель едва ли его можно было причислить к хорошим автомобилям. Тем не менее Fiero стал первым американским серийным спорткаром с центральным расположением двигателя.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...