Pontiac Fiero: «горячий» соперник Toyota MR2
Американских автопроизводителей сложно упрекнуть в любви к спортивным автомобилям центральномоторной компоновки. Боссы корпораций полагали, что у таких конструкций нет потенциала для массового тиражирования и возможностей унификации компонентов с остальным модельным рядом. Однако в начале семидесятых Fiat доказал ошибочность такого мнения представив X1/9, в котором сочетались элементы дорожных машин, с уникальной концепцией шасси. Этот рецепт позволил создать действительно драйверский, но доступный по цене спорткар. Тогда итальянцы стали первопроходцами жанра, указавшими путь для других. Через долгие двенадцать лет американцы и японцы, наконец, представили похожие машины.
Запуская революционную, по меркам промышленности США, модель в производство, Pontiac рассчитывали продавать в год по 30 000 Fiero. Но реальность превзошла самые смелые ожидания: новые Pontiac сметали как горячие пирожки! Вскоре дилеры отчитались о 136 840 проданных автомобилях – невероятные показатели для нишевого продукта. Fiero стал рекордсменом по продажам среди всех двухместных спортивных машин, когда-либо предлагаемых в Соединенных Штатах. Для сравнения: в 1979 году дилеры реализовали 53 тысячи Corvette, что стало пиком для Шевроле!
Бесспорно, впечатляющий дизайн Fiero стал сильным аргументом в пользу модели, хотя это можно сказать и о большинстве других спортивных автомобилей с центральным расположением двигателя. Но вскоре первоначально восторженные отзывы сменились недоумением: оказалось, что за красочным фасадом успешно скрываются недостатки, выражавшиеся в низких динамических характеристиках и качестве сборки.
Руководство GM прекрасно понимало, что в США существует серьезный спрос на доступные спорткары. Ведь здесь продавалось больше автомобилей с кузовами купе, чем во всем остальном мире! Тем не менее под программу Fiero «счетоводы» из центрального офиса выделили ограниченный бюджет. Дело в том, что большие боссы не желали, чтобы новый Pontiac конкурировал с Chevrolet Corvette! Мечты Халки Алдикакти, создателя Fiero, о разработке «карманной Ferrari» разбились в пух и прах. Единственное, что ему удалось отстоять – концепцию центрального расположения силового агрегата.
В результате оптимизации расходов, Алдикакти вынужден был использовать элементы от существующих моделей GM. Fiero получил двигатель «Iron Duke» и 4-х ступенчатую КПП от печально известной платформы GM X-Body, а переднюю подвеску пришлось целиком взять от Chevrolet Chevette (не путайте с Chevelle и Corvette!). Однако шасси получилось сделать достаточно инновационным: Pontiac использовали стальную пространственную раму, накрытую сверху пластиковым кузовом. Такая концепция дала Fiero два преимущества. Во-первых, композитный кузов не ржавел в принципе. Во-вторых, провести рестайлинг оказалось также легко, как сменить пиджак: в 1986 году купе Fiero переделают в фастбэк, без внесения изменений в силовую структуру шасси.
Несмотря на то, что по сравнению с Toyota MR2, Fiero оказался чуточку больше, американцы все равно жаловались на тесный салон. Отсутствие места для поклажи так же не добавляло очков «спортивному» Понтиаку. Объем переднего багажника полностью занимали запаска и домкрат, а в задний можно было поместить лишь пару небольших сумок.
Но вовсе не это оттолкнуло покупателей! Серьезнейшей проблемой Fiero стала производительность, а точнее – ее отсутствие. Ведь Pontiac оснастили худшим двигателем в классе – 2.5-литровой нижневальной четверкой «Iron Duke», от дешевых седанов GM.
Производя жалкие 92 лошади при 4000 об/мин, двигатель натужно зудел, но ни в какую не желал набирать обороты и разгонять «суперкар». Для набора заветной «сотни», Pontiac Fiero требовалась вечность – 11 секунд.
В это же время в соседнем автосалоне предлагалась Toyota. На японском купе использовался 16-клапанный агрегат объемом 1.6 литра, развивавший мощность 112 лошадок. Не намного больше, но этого хватало для спурта до заветной «сотни» за 8.4 секунды! Что касается скорости, то и здесь MR2 укладывал Pontiac на обе лопатки: сравнивать 165 км/час Fiero, с без малого двумя сотнями максималки Toyota попросту неуместно.
Моторная недостаточность Fiero, казалось, была решена путем добавления в 1985 году в модельный ряд 140-сильного 2.8-литрового V6, работающего в паре с 5-ступенчатой механической КПП. Данная комбинация улучшила динамику «0-100» до восьми секунд, и подняла максималку до 180 км/час. Toyota ответила на этот шаг, установив на MR2 приводной нагнетатель. Тем самым японцы подняли стандарт производительности компактных спорткаров на новый уровень. После этого Fiero окончательно ушел в тень соперника. Кстати, вот сравнительные технические характеристики Pontiac Fiero Formula 2.8 V6 и Toyota MR2 W10 Supercharged (в скобках):
✅ Длина кузова – 4072 мм (3950)
✅ Снаряженная масса – 1212 кг (1015)
✅ Мощность двигателя – 142 лошади (145)
✅ Максималка – 180 км/час (216)
✅ Разгон до «сотни» – 9.1 сек (6.4)
Спокойный V6, замечательно проявивший себя в семейных седанах GM, в среднемоторном спортивном автомобиле выглядел насмешкой над азартными водителями.
Проблемы у Fiero возникали не только с производительностью, но и с управляемостью. Теоретически, широкая колея и оптимальная развесовка, в сочетании с независимой подвеской по кругу, казались идеальным рецептом спортивного автомобиля. Но хорошие ингредиенты не всегда означают появление шедевра. К сожалению, это как раз про Fiero! Из-за скудного бюджета на доводку, Fiero ну никак не «тянул» на роль автомобиля для трек-дней. Машина страдала от недостаточной поворачиваемости, хотя концептуально должна была обладать нейтральной. Довершала картину валкая подвеска, «пустой» руль и подъемная сила, возникающая на «передке» по достижении скорости 130 км/час.
Но это еще цветочки! Вскоре счастливые обладатели модного «спортивного» Pontiac столкнулись с куда более серьезной проблемой. Выяснилось, что машина пожароопасная!
В ходе расследования было установлено следующее. В результате производственного брака, усугубленного масляным голоданием вызванного неправильно разработанным поддоном, двигатель Fiero склонен к обрывам шатунов. Показавший «руку дружбы» мотор поливал маслом все вокруг, включая раскаленный выпускной коллектор. Разумеется, что после такого «душа», машина вспыхивала как спичка! И это была не единственная причина возгораний. Из-за повышенной температуры в моторном отсеке, воспламенялись резиновые патрубки системы охлаждения. В конечном итоге согласно статистическим данным, загорался каждый 500-й Fiero. Под давлением общественности GM пришлось объявить отзывную кампанию всех 244 тысяч проданных автомобилей. Потеряв на каждом экземпляре по $2 000, концерн получил убыток до полумиллиарда долларов.
Несмотря на то, что Fiero постоянно улучшался, низкая производительность и репутация «зажигалки» перевесили плюсы симпатичного внешнего вида. Откровенно говоря, в GM поступили мудро, отказавшись продолжать выпуск среднемоторного Pontiac. Модель едва ли его можно было причислить к хорошим автомобилям. Тем не менее Fiero стал первым американским серийным спорткаром с центральным расположением двигателя.
Запуская революционную, по меркам промышленности США, модель в производство, Pontiac рассчитывали продавать в год по 30 000 Fiero. Но реальность превзошла самые смелые ожидания: новые Pontiac сметали как горячие пирожки! Вскоре дилеры отчитались о 136 840 проданных автомобилях – невероятные показатели для нишевого продукта. Fiero стал рекордсменом по продажам среди всех двухместных спортивных машин, когда-либо предлагаемых в Соединенных Штатах. Для сравнения: в 1979 году дилеры реализовали 53 тысячи Corvette, что стало пиком для Шевроле!
Pontiac Fiero с кузовом фастбек. Фото: Youtube.com
Бесспорно, впечатляющий дизайн Fiero стал сильным аргументом в пользу модели, хотя это можно сказать и о большинстве других спортивных автомобилей с центральным расположением двигателя. Но вскоре первоначально восторженные отзывы сменились недоумением: оказалось, что за красочным фасадом успешно скрываются недостатки, выражавшиеся в низких динамических характеристиках и качестве сборки.
Рождение Fiero
Руководство GM прекрасно понимало, что в США существует серьезный спрос на доступные спорткары. Ведь здесь продавалось больше автомобилей с кузовами купе, чем во всем остальном мире! Тем не менее под программу Fiero «счетоводы» из центрального офиса выделили ограниченный бюджет. Дело в том, что большие боссы не желали, чтобы новый Pontiac конкурировал с Chevrolet Corvette! Мечты Халки Алдикакти, создателя Fiero, о разработке «карманной Ferrari» разбились в пух и прах. Единственное, что ему удалось отстоять – концепцию центрального расположения силового агрегата.
В результате оптимизации расходов, Алдикакти вынужден был использовать элементы от существующих моделей GM. Fiero получил двигатель «Iron Duke» и 4-х ступенчатую КПП от печально известной платформы GM X-Body, а переднюю подвеску пришлось целиком взять от Chevrolet Chevette (не путайте с Chevelle и Corvette!). Однако шасси получилось сделать достаточно инновационным: Pontiac использовали стальную пространственную раму, накрытую сверху пластиковым кузовом. Такая концепция дала Fiero два преимущества. Во-первых, композитный кузов не ржавел в принципе. Во-вторых, провести рестайлинг оказалось также легко, как сменить пиджак: в 1986 году купе Fiero переделают в фастбэк, без внесения изменений в силовую структуру шасси.
Недостатки Fiero
Несмотря на то, что по сравнению с Toyota MR2, Fiero оказался чуточку больше, американцы все равно жаловались на тесный салон. Отсутствие места для поклажи так же не добавляло очков «спортивному» Понтиаку. Объем переднего багажника полностью занимали запаска и домкрат, а в задний можно было поместить лишь пару небольших сумок.
Так выглядит интерьер Fiero. Фото: Youtube.com
Но вовсе не это оттолкнуло покупателей! Серьезнейшей проблемой Fiero стала производительность, а точнее – ее отсутствие. Ведь Pontiac оснастили худшим двигателем в классе – 2.5-литровой нижневальной четверкой «Iron Duke», от дешевых седанов GM.
Джентльмены, запускайте моторы!
Производя жалкие 92 лошади при 4000 об/мин, двигатель натужно зудел, но ни в какую не желал набирать обороты и разгонять «суперкар». Для набора заветной «сотни», Pontiac Fiero требовалась вечность – 11 секунд.
В это же время в соседнем автосалоне предлагалась Toyota. На японском купе использовался 16-клапанный агрегат объемом 1.6 литра, развивавший мощность 112 лошадок. Не намного больше, но этого хватало для спурта до заветной «сотни» за 8.4 секунды! Что касается скорости, то и здесь MR2 укладывал Pontiac на обе лопатки: сравнивать 165 км/час Fiero, с без малого двумя сотнями максималки Toyota попросту неуместно.
Двигатель и задний багажник Pontiac Fiero. Фото: Youtube.com
Моторная недостаточность Fiero, казалось, была решена путем добавления в 1985 году в модельный ряд 140-сильного 2.8-литрового V6, работающего в паре с 5-ступенчатой механической КПП. Данная комбинация улучшила динамику «0-100» до восьми секунд, и подняла максималку до 180 км/час. Toyota ответила на этот шаг, установив на MR2 приводной нагнетатель. Тем самым японцы подняли стандарт производительности компактных спорткаров на новый уровень. После этого Fiero окончательно ушел в тень соперника. Кстати, вот сравнительные технические характеристики Pontiac Fiero Formula 2.8 V6 и Toyota MR2 W10 Supercharged (в скобках):
✅ Длина кузова – 4072 мм (3950)
✅ Снаряженная масса – 1212 кг (1015)
✅ Мощность двигателя – 142 лошади (145)
✅ Максималка – 180 км/час (216)
✅ Разгон до «сотни» – 9.1 сек (6.4)
Спокойный V6, замечательно проявивший себя в семейных седанах GM, в среднемоторном спортивном автомобиле выглядел насмешкой над азартными водителями.
С удовольствием за рулем
Проблемы у Fiero возникали не только с производительностью, но и с управляемостью. Теоретически, широкая колея и оптимальная развесовка, в сочетании с независимой подвеской по кругу, казались идеальным рецептом спортивного автомобиля. Но хорошие ингредиенты не всегда означают появление шедевра. К сожалению, это как раз про Fiero! Из-за скудного бюджета на доводку, Fiero ну никак не «тянул» на роль автомобиля для трек-дней. Машина страдала от недостаточной поворачиваемости, хотя концептуально должна была обладать нейтральной. Довершала картину валкая подвеска, «пустой» руль и подъемная сила, возникающая на «передке» по достижении скорости 130 км/час.
Первоначальный Pontiac Fiero дебютировал с таким кузовом. Фото: Youtube.com
Но это еще цветочки! Вскоре счастливые обладатели модного «спортивного» Pontiac столкнулись с куда более серьезной проблемой. Выяснилось, что машина пожароопасная!
Горячая феерия за 500 миллионов
В ходе расследования было установлено следующее. В результате производственного брака, усугубленного масляным голоданием вызванного неправильно разработанным поддоном, двигатель Fiero склонен к обрывам шатунов. Показавший «руку дружбы» мотор поливал маслом все вокруг, включая раскаленный выпускной коллектор. Разумеется, что после такого «душа», машина вспыхивала как спичка! И это была не единственная причина возгораний. Из-за повышенной температуры в моторном отсеке, воспламенялись резиновые патрубки системы охлаждения. В конечном итоге согласно статистическим данным, загорался каждый 500-й Fiero. Под давлением общественности GM пришлось объявить отзывную кампанию всех 244 тысяч проданных автомобилей. Потеряв на каждом экземпляре по $2 000, концерн получил убыток до полумиллиарда долларов.
Pontiac Fiero: вид сзади. Фото: Youtube.com
Несмотря на то, что Fiero постоянно улучшался, низкая производительность и репутация «зажигалки» перевесили плюсы симпатичного внешнего вида. Откровенно говоря, в GM поступили мудро, отказавшись продолжать выпуск среднемоторного Pontiac. Модель едва ли его можно было причислить к хорошим автомобилям. Тем не менее Fiero стал первым американским серийным спорткаром с центральным расположением двигателя.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...