
Зачем нужны датчики давления в шинах - в чем отличия моделей?
Большинство автовладельцев проверяют давление в колесах, когда возникает необходимость ехать на шиномонтаж. Чаще всего при сезонной замене покрышек. И вспоминают о давлении спустя очередные полгода. Между тем шины, накачанные не «по правилам», могут вызвать много проблем.
Найти нужный параметр можно в инструкции к автомобилю, на стойке двери водителя либо на внутренней стороне лючка бензобака. Проверять давление нужно на «холодную». Т. е. необходимо выждать несколько часов, пока разогретые покрышки остынут. Шины нужно накачать именно до указанного давления. Если оно будет меньше, увеличится расход топлива, ухудшится управляемость. При самом плохом раскладе произойдет разрыв покрышки. Если это случится на скорости, высока вероятность ДТП. Перекачанное колесо тоже не порадует:
Впервые нужда в подобных системах возникла у военных. Армейским грузовикам, иной технике (БТР, БРДМ и т. п.) часто приходится проходить трудные участки местности, для чего снижают давление в шинах, а потом снова его увеличивают при въезде на твердую поверхность. Для этого в кабинах устанавливали манометр и регулировочный кран.
На гражданских авто первыми стали вводить системы контроля американцы. В инструкциях новое устройства назвали Tires Pressure Monitoring System или сокращенно TPMS. С начала 90-х годов система устанавливалась опционально, а с 2008-го стала обязательной для любых легковых машин и пикапов, реализуемых на внутреннем рынке США, а также в некоторых азиатских и европейских странах. В России TPSM тоже получила распространение, но пока в виде дополнения. В современных системах контроля над давлением в шинах одними из главных компонентов являются датчики. Какими они бывают?
Если не принимать во внимание использование выносных манометров, то применение таких датчиков - самый простой и недорогой способ проверки давления в шинах. Правильнее механические устройства называть индикаторами. По принципу работы они напоминают обычные манометры и внешне похожи на колпачки золотников. Точнее, это прозрачные пластиковые «столбики», внутри которых по принципу матрешки (или телескопической антенны) размещены три цилиндра разного цвета, откалиброванные на определенное давление. Если видно зеленый оттенок – все соответствует норме. Появление желтого цилиндра говорит о необходимости подкачки. Красный цвет сигнализирует о критическом состоянии шины.
Комплект механических индикаторов на 4 колеса. Средняя цена: 380 руб. Фото: ЯндексМаркет
В продаже встречаются механические индикаторы, рассчитанные на разное давление – от 1,8 до 3,6 атмосфер. Из преимуществ системы стоит выделить доступную цену и легкость установки. К тому же обойти авто перед поездкой гораздо проще, чем подходить к каждому колесу с манометром. Но минусов больше:
Они тоже наворачиваются прямо на золотник. Но по конструкции гораздо сложнее механических индикаторов. Устройства являются передатчиками, отправляющими информацию через канал Bluetooth на блок управления, идущий в комплекте с изделиями. Модуль может быть выполнен в виде отдельного устройства, подключаемого к прикуривателю. Второй вариант – использование для получения информации смартфона с закачанным приложением. Т. е. чтобы проверить давление в шинах, выходить из машины не нужно – все делается на ходу. Для питания датчиков используют батарейки, которых хватает примерно на 5 лет эксплуатации. Такой длинный срок службы связан с периодом передачи сигнала: раз в минуту (а то и реже, в зависимости от модели). Но и здесь есть много отрицательных моментов:
Комплект электронных наружных датчиков с блоком управления на 4 колеса. Средняя цена: 2800 руб. Фото: ЯндексМаркет
Самый лучший вариант, отличающийся высокой степенью надежности. Датчики имеют сложную конструкцию и устанавливаются внутри покрышки на колесный диск. Т. е. понадобится посетить шиномонтаж. Место расположения – штуцер накачки (вместо него). Такой датчик уже не украдешь – разве что с колесом. Обмен информацией с блоком управления осуществляется через тот же канал Bluetooth. Устройства универсальные, их можно ставить на любое колесо. Для питания датчиков применяются батарейки, которых хватает на 5-7 лет. Само устройство неразборное, элементы питания стоят внутри. Производитель подразумевает, что после того, как сядет батарейка, пользователь купит новые датчики. Однако, российские умельцы запросто раскрывают пластиковое устройства и меняют элементы.
Информация может передаваться на отдельно подключенный дисплей, приборную панель или смартфон. Индикация критического давления в шинах может быть световой или звуковой, а то и обеих типов. Наиболее сложные и дорогие датчики передают информацию с учетом температуры внутри покрышки, т. к. при ее нагреве или охлаждении давление изменяется, и водитель может получить ложные данные. Из отрицательных сторон выделяются высокая стоимость комплекта и необходимость балансировки колес. Поэтому установку датчиков целесообразно «соединить» с сезонной заменой покрышек.
Электронный внутренний датчик для Hyundai. Средняя цена за 1 штуку: 1290 руб. Фото: ЯндексМаркет
Можно вообще ничего не устанавливать, а воспользоваться системой, которая уже есть в машине. Имеется в виду ABS (если она присутствует в вашем авто), датчики которой вычисляют расстояние, проходимое колесом за оборот. При падении давления в шине ее диаметр уменьшается, а скорость вращения увеличивается. Такую информацию ABS фиксирует и передает в ЭБУ. Бортовой компьютер обрабатывает данные и выводит предупреждение в виде загорающегося индикатора на приборной панели.
Рекомендуемое давление
Найти нужный параметр можно в инструкции к автомобилю, на стойке двери водителя либо на внутренней стороне лючка бензобака. Проверять давление нужно на «холодную». Т. е. необходимо выждать несколько часов, пока разогретые покрышки остынут. Шины нужно накачать именно до указанного давления. Если оно будет меньше, увеличится расход топлива, ухудшится управляемость. При самом плохом раскладе произойдет разрыв покрышки. Если это случится на скорости, высока вероятность ДТП. Перекачанное колесо тоже не порадует:
- ✅ из-за меньшей площади соприкосновения с поверхностью увеличится тормозной путь
- ✅ возрастает риск повреждения покрышки неровностями дороги (выступами и впадинами)
- ✅ подвеска становится жесткой, а поездка – малокомфортной
Пониженное давление, как и высокое, приводит к быстрому износу протектора, что уменьшает ресурс покрышки.
Когда стали контролировать давление в шинах
Впервые нужда в подобных системах возникла у военных. Армейским грузовикам, иной технике (БТР, БРДМ и т. п.) часто приходится проходить трудные участки местности, для чего снижают давление в шинах, а потом снова его увеличивают при въезде на твердую поверхность. Для этого в кабинах устанавливали манометр и регулировочный кран.
На гражданских авто первыми стали вводить системы контроля американцы. В инструкциях новое устройства назвали Tires Pressure Monitoring System или сокращенно TPMS. С начала 90-х годов система устанавливалась опционально, а с 2008-го стала обязательной для любых легковых машин и пикапов, реализуемых на внутреннем рынке США, а также в некоторых азиатских и европейских странах. В России TPSM тоже получила распространение, но пока в виде дополнения. В современных системах контроля над давлением в шинах одними из главных компонентов являются датчики. Какими они бывают?
Механические наружные
Если не принимать во внимание использование выносных манометров, то применение таких датчиков - самый простой и недорогой способ проверки давления в шинах. Правильнее механические устройства называть индикаторами. По принципу работы они напоминают обычные манометры и внешне похожи на колпачки золотников. Точнее, это прозрачные пластиковые «столбики», внутри которых по принципу матрешки (или телескопической антенны) размещены три цилиндра разного цвета, откалиброванные на определенное давление. Если видно зеленый оттенок – все соответствует норме. Появление желтого цилиндра говорит о необходимости подкачки. Красный цвет сигнализирует о критическом состоянии шины.

В продаже встречаются механические индикаторы, рассчитанные на разное давление – от 1,8 до 3,6 атмосфер. Из преимуществ системы стоит выделить доступную цену и легкость установки. К тому же обойти авто перед поездкой гораздо проще, чем подходить к каждому колесу с манометром. Но минусов больше:
- ✅ чтобы определить давление, придется вылезти из автомобиля – на ходу это сделать нельзя, т. к на приборной панели информация не отображается
- ✅ индикаторы быстро загрязняются и для считывания исформации устройства приходится очищать
- ✅ со временем цилиндры заклинивают из-за попадания внутрь микроскопической пыли
- ✅ легко устанавливаемые индикаторы – хорошая приманка для злоумышленников
Все это серьезно сокращает срок службы изделий, поэтому многие автовладельцы отдают предпочтение другим системам и датчикам.
Электронные наружные
Они тоже наворачиваются прямо на золотник. Но по конструкции гораздо сложнее механических индикаторов. Устройства являются передатчиками, отправляющими информацию через канал Bluetooth на блок управления, идущий в комплекте с изделиями. Модуль может быть выполнен в виде отдельного устройства, подключаемого к прикуривателю. Второй вариант – использование для получения информации смартфона с закачанным приложением. Т. е. чтобы проверить давление в шинах, выходить из машины не нужно – все делается на ходу. Для питания датчиков используют батарейки, которых хватает примерно на 5 лет эксплуатации. Такой длинный срок службы связан с периодом передачи сигнала: раз в минуту (а то и реже, в зависимости от модели). Но и здесь есть много отрицательных моментов:
- ? Срабатывание при прохождении затяжного поворота, когда датчики фиксируют большую разницу в количестве оборотов колес, вращающихся по наружному и внешнему радиусу
- ? При установке покрышек системы RanFlat устройства вообще бесполезны, т. к. в шинах подобного типа давление может упасть до нуля, а жесткость покрышки будут обеспечивать усиленные боковины
И еще один минус заключается в легкости демонтажа, что привлекает злоумышленников. Конечно, можно каждый раз, когда авто ставится на длительную парковку, сворачивать датчики, но это уже чересчур!

Электронные внутренние устройства
Самый лучший вариант, отличающийся высокой степенью надежности. Датчики имеют сложную конструкцию и устанавливаются внутри покрышки на колесный диск. Т. е. понадобится посетить шиномонтаж. Место расположения – штуцер накачки (вместо него). Такой датчик уже не украдешь – разве что с колесом. Обмен информацией с блоком управления осуществляется через тот же канал Bluetooth. Устройства универсальные, их можно ставить на любое колесо. Для питания датчиков применяются батарейки, которых хватает на 5-7 лет. Само устройство неразборное, элементы питания стоят внутри. Производитель подразумевает, что после того, как сядет батарейка, пользователь купит новые датчики. Однако, российские умельцы запросто раскрывают пластиковое устройства и меняют элементы.
Информация может передаваться на отдельно подключенный дисплей, приборную панель или смартфон. Индикация критического давления в шинах может быть световой или звуковой, а то и обеих типов. Наиболее сложные и дорогие датчики передают информацию с учетом температуры внутри покрышки, т. к. при ее нагреве или охлаждении давление изменяется, и водитель может получить ложные данные. Из отрицательных сторон выделяются высокая стоимость комплекта и необходимость балансировки колес. Поэтому установку датчиков целесообразно «соединить» с сезонной заменой покрышек.

Самостоятельный монтаж внутренних устройств весьма проблематичен. Наиболее сложные изделия придется «вшивать» в программное обеспечение бортового компьютера. Для выполнения подобной операции требуется специальное оборудование с соответствующим ПО и опытный электронщик.
Штатный контроль давления в шинах
Можно вообще ничего не устанавливать, а воспользоваться системой, которая уже есть в машине. Имеется в виду ABS (если она присутствует в вашем авто), датчики которой вычисляют расстояние, проходимое колесом за оборот. При падении давления в шине ее диаметр уменьшается, а скорость вращения увеличивается. Такую информацию ABS фиксирует и передает в ЭБУ. Бортовой компьютер обрабатывает данные и выводит предупреждение в виде загорающегося индикатора на приборной панели.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...