Зачем нужны датчики давления в шинах - в чем отличия моделей?
Большинство автовладельцев проверяют давление в колесах, когда возникает необходимость ехать на шиномонтаж. Чаще всего при сезонной замене покрышек. И вспоминают о давлении спустя очередные полгода. Между тем шины, накачанные не «по правилам», могут вызвать много проблем.
Найти нужный параметр можно в инструкции к автомобилю, на стойке двери водителя либо на внутренней стороне лючка бензобака. Проверять давление нужно на «холодную». Т. е. необходимо выждать несколько часов, пока разогретые покрышки остынут. Шины нужно накачать именно до указанного давления. Если оно будет меньше, увеличится расход топлива, ухудшится управляемость. При самом плохом раскладе произойдет разрыв покрышки. Если это случится на скорости, высока вероятность ДТП. Перекачанное колесо тоже не порадует:
Впервые нужда в подобных системах возникла у военных. Армейским грузовикам, иной технике (БТР, БРДМ и т. п.) часто приходится проходить трудные участки местности, для чего снижают давление в шинах, а потом снова его увеличивают при въезде на твердую поверхность. Для этого в кабинах устанавливали манометр и регулировочный кран.
На гражданских авто первыми стали вводить системы контроля американцы. В инструкциях новое устройства назвали Tires Pressure Monitoring System или сокращенно TPMS. С начала 90-х годов система устанавливалась опционально, а с 2008-го стала обязательной для любых легковых машин и пикапов, реализуемых на внутреннем рынке США, а также в некоторых азиатских и европейских странах. В России TPSM тоже получила распространение, но пока в виде дополнения. В современных системах контроля над давлением в шинах одними из главных компонентов являются датчики. Какими они бывают?
Если не принимать во внимание использование выносных манометров, то применение таких датчиков - самый простой и недорогой способ проверки давления в шинах. Правильнее механические устройства называть индикаторами. По принципу работы они напоминают обычные манометры и внешне похожи на колпачки золотников. Точнее, это прозрачные пластиковые «столбики», внутри которых по принципу матрешки (или телескопической антенны) размещены три цилиндра разного цвета, откалиброванные на определенное давление. Если видно зеленый оттенок – все соответствует норме. Появление желтого цилиндра говорит о необходимости подкачки. Красный цвет сигнализирует о критическом состоянии шины.
В продаже встречаются механические индикаторы, рассчитанные на разное давление – от 1,8 до 3,6 атмосфер. Из преимуществ системы стоит выделить доступную цену и легкость установки. К тому же обойти авто перед поездкой гораздо проще, чем подходить к каждому колесу с манометром. Но минусов больше:
Они тоже наворачиваются прямо на золотник. Но по конструкции гораздо сложнее механических индикаторов. Устройства являются передатчиками, отправляющими информацию через канал Bluetooth на блок управления, идущий в комплекте с изделиями. Модуль может быть выполнен в виде отдельного устройства, подключаемого к прикуривателю. Второй вариант – использование для получения информации смартфона с закачанным приложением. Т. е. чтобы проверить давление в шинах, выходить из машины не нужно – все делается на ходу. Для питания датчиков используют батарейки, которых хватает примерно на 5 лет эксплуатации. Такой длинный срок службы связан с периодом передачи сигнала: раз в минуту (а то и реже, в зависимости от модели). Но и здесь есть много отрицательных моментов:
Самый лучший вариант, отличающийся высокой степенью надежности. Датчики имеют сложную конструкцию и устанавливаются внутри покрышки на колесный диск. Т. е. понадобится посетить шиномонтаж. Место расположения – штуцер накачки (вместо него). Такой датчик уже не украдешь – разве что с колесом. Обмен информацией с блоком управления осуществляется через тот же канал Bluetooth. Устройства универсальные, их можно ставить на любое колесо. Для питания датчиков применяются батарейки, которых хватает на 5-7 лет. Само устройство неразборное, элементы питания стоят внутри. Производитель подразумевает, что после того, как сядет батарейка, пользователь купит новые датчики. Однако, российские умельцы запросто раскрывают пластиковое устройства и меняют элементы.
Информация может передаваться на отдельно подключенный дисплей, приборную панель или смартфон. Индикация критического давления в шинах может быть световой или звуковой, а то и обеих типов. Наиболее сложные и дорогие датчики передают информацию с учетом температуры внутри покрышки, т. к. при ее нагреве или охлаждении давление изменяется, и водитель может получить ложные данные. Из отрицательных сторон выделяются высокая стоимость комплекта и необходимость балансировки колес. Поэтому установку датчиков целесообразно «соединить» с сезонной заменой покрышек.
Можно вообще ничего не устанавливать, а воспользоваться системой, которая уже есть в машине. Имеется в виду ABS (если она присутствует в вашем авто), датчики которой вычисляют расстояние, проходимое колесом за оборот. При падении давления в шине ее диаметр уменьшается, а скорость вращения увеличивается. Такую информацию ABS фиксирует и передает в ЭБУ. Бортовой компьютер обрабатывает данные и выводит предупреждение в виде загорающегося индикатора на приборной панели.
Рекомендуемое давление
Найти нужный параметр можно в инструкции к автомобилю, на стойке двери водителя либо на внутренней стороне лючка бензобака. Проверять давление нужно на «холодную». Т. е. необходимо выждать несколько часов, пока разогретые покрышки остынут. Шины нужно накачать именно до указанного давления. Если оно будет меньше, увеличится расход топлива, ухудшится управляемость. При самом плохом раскладе произойдет разрыв покрышки. Если это случится на скорости, высока вероятность ДТП. Перекачанное колесо тоже не порадует:
- ✅ из-за меньшей площади соприкосновения с поверхностью увеличится тормозной путь
- ✅ возрастает риск повреждения покрышки неровностями дороги (выступами и впадинами)
- ✅ подвеска становится жесткой, а поездка – малокомфортной
Пониженное давление, как и высокое, приводит к быстрому износу протектора, что уменьшает ресурс покрышки.
Когда стали контролировать давление в шинах
Впервые нужда в подобных системах возникла у военных. Армейским грузовикам, иной технике (БТР, БРДМ и т. п.) часто приходится проходить трудные участки местности, для чего снижают давление в шинах, а потом снова его увеличивают при въезде на твердую поверхность. Для этого в кабинах устанавливали манометр и регулировочный кран.
На гражданских авто первыми стали вводить системы контроля американцы. В инструкциях новое устройства назвали Tires Pressure Monitoring System или сокращенно TPMS. С начала 90-х годов система устанавливалась опционально, а с 2008-го стала обязательной для любых легковых машин и пикапов, реализуемых на внутреннем рынке США, а также в некоторых азиатских и европейских странах. В России TPSM тоже получила распространение, но пока в виде дополнения. В современных системах контроля над давлением в шинах одними из главных компонентов являются датчики. Какими они бывают?
Механические наружные
Если не принимать во внимание использование выносных манометров, то применение таких датчиков - самый простой и недорогой способ проверки давления в шинах. Правильнее механические устройства называть индикаторами. По принципу работы они напоминают обычные манометры и внешне похожи на колпачки золотников. Точнее, это прозрачные пластиковые «столбики», внутри которых по принципу матрешки (или телескопической антенны) размещены три цилиндра разного цвета, откалиброванные на определенное давление. Если видно зеленый оттенок – все соответствует норме. Появление желтого цилиндра говорит о необходимости подкачки. Красный цвет сигнализирует о критическом состоянии шины.
Комплект механических индикаторов на 4 колеса. Средняя цена: 380 руб. Фото: ЯндексМаркет
В продаже встречаются механические индикаторы, рассчитанные на разное давление – от 1,8 до 3,6 атмосфер. Из преимуществ системы стоит выделить доступную цену и легкость установки. К тому же обойти авто перед поездкой гораздо проще, чем подходить к каждому колесу с манометром. Но минусов больше:
- ✅ чтобы определить давление, придется вылезти из автомобиля – на ходу это сделать нельзя, т. к на приборной панели информация не отображается
- ✅ индикаторы быстро загрязняются и для считывания исформации устройства приходится очищать
- ✅ со временем цилиндры заклинивают из-за попадания внутрь микроскопической пыли
- ✅ легко устанавливаемые индикаторы – хорошая приманка для злоумышленников
Все это серьезно сокращает срок службы изделий, поэтому многие автовладельцы отдают предпочтение другим системам и датчикам.
Электронные наружные
Они тоже наворачиваются прямо на золотник. Но по конструкции гораздо сложнее механических индикаторов. Устройства являются передатчиками, отправляющими информацию через канал Bluetooth на блок управления, идущий в комплекте с изделиями. Модуль может быть выполнен в виде отдельного устройства, подключаемого к прикуривателю. Второй вариант – использование для получения информации смартфона с закачанным приложением. Т. е. чтобы проверить давление в шинах, выходить из машины не нужно – все делается на ходу. Для питания датчиков используют батарейки, которых хватает примерно на 5 лет эксплуатации. Такой длинный срок службы связан с периодом передачи сигнала: раз в минуту (а то и реже, в зависимости от модели). Но и здесь есть много отрицательных моментов:
- ? Срабатывание при прохождении затяжного поворота, когда датчики фиксируют большую разницу в количестве оборотов колес, вращающихся по наружному и внешнему радиусу
- ? При установке покрышек системы RanFlat устройства вообще бесполезны, т. к. в шинах подобного типа давление может упасть до нуля, а жесткость покрышки будут обеспечивать усиленные боковины
И еще один минус заключается в легкости демонтажа, что привлекает злоумышленников. Конечно, можно каждый раз, когда авто ставится на длительную парковку, сворачивать датчики, но это уже чересчур!
Комплект электронных наружных датчиков с блоком управления на 4 колеса. Средняя цена: 2800 руб. Фото: ЯндексМаркет
Электронные внутренние устройства
Самый лучший вариант, отличающийся высокой степенью надежности. Датчики имеют сложную конструкцию и устанавливаются внутри покрышки на колесный диск. Т. е. понадобится посетить шиномонтаж. Место расположения – штуцер накачки (вместо него). Такой датчик уже не украдешь – разве что с колесом. Обмен информацией с блоком управления осуществляется через тот же канал Bluetooth. Устройства универсальные, их можно ставить на любое колесо. Для питания датчиков применяются батарейки, которых хватает на 5-7 лет. Само устройство неразборное, элементы питания стоят внутри. Производитель подразумевает, что после того, как сядет батарейка, пользователь купит новые датчики. Однако, российские умельцы запросто раскрывают пластиковое устройства и меняют элементы.
Информация может передаваться на отдельно подключенный дисплей, приборную панель или смартфон. Индикация критического давления в шинах может быть световой или звуковой, а то и обеих типов. Наиболее сложные и дорогие датчики передают информацию с учетом температуры внутри покрышки, т. к. при ее нагреве или охлаждении давление изменяется, и водитель может получить ложные данные. Из отрицательных сторон выделяются высокая стоимость комплекта и необходимость балансировки колес. Поэтому установку датчиков целесообразно «соединить» с сезонной заменой покрышек.
Электронный внутренний датчик для Hyundai. Средняя цена за 1 штуку: 1290 руб. Фото: ЯндексМаркет
Самостоятельный монтаж внутренних устройств весьма проблематичен. Наиболее сложные изделия придется «вшивать» в программное обеспечение бортового компьютера. Для выполнения подобной операции требуется специальное оборудование с соответствующим ПО и опытный электронщик.
Штатный контроль давления в шинах
Можно вообще ничего не устанавливать, а воспользоваться системой, которая уже есть в машине. Имеется в виду ABS (если она присутствует в вашем авто), датчики которой вычисляют расстояние, проходимое колесом за оборот. При падении давления в шине ее диаметр уменьшается, а скорость вращения увеличивается. Такую информацию ABS фиксирует и передает в ЭБУ. Бортовой компьютер обрабатывает данные и выводит предупреждение в виде загорающегося индикатора на приборной панели.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Представлен новый российский пикап – ждем рамный минивэн на его шасси
Мотор Isuzu и возможность установки на шасси специального оборудования. Пикап обещают сделать доступным....