
Rover SD1: «Панамера» семидесятых
На разработку Rover SD1 не жалели ни времени, ни средств, в результате чего общая стоимость проекта составила 95 миллионов фунтов стерлингов. И это не считая того, что в Солихалле построили завод за £31 млн, рассчитанный на выпуск до 150 000 автомобилей в год и работу в три смены. Сколь велика была эта сумма? В качестве примера: в 1972 году Rolls-Royce Phantom стоил 10 тысяч.
На модель возлагались надежды и мечты всех любителей британского автопрома, однако во многом «благодаря» ей British Leyland Motor Corporation рухнула. И тем не менее Rover SD1 до сих пор пользуется культовым статусом! Почему? Во-многом, из-за отменной инженерной проработки модели, несмотря на опоздание запуска все равно заметно опередившей свое время. Кроме того, благодаря победам на гоночных трассах, где Rover SD1 опережал такие автомобили как: Volvo 240 Turbo, Mercedes-Benz 190Е 2.3-16, Ford Sierra XR4Ti и BMW 635 CSi. Во-многом благодаря своему «горячему сердцу».
В начале 50-х Уильям Мартин-Херст, управляющий директор Rover, пришел к выводу, что для рывка в будущее фирме позарез нужен V8. К тому моменту стало очевидным, что газовые турбины, на развитие которых компания потратила немало времени и средств, не оправдали себя. Более того, ГТД-революция настолько исчерпала ресурсы Rover Company, что инженерам пришлось ехать на поклон за океан – в Америку. «Большая тройка» в то время производила «восьмерки» на любой вкус, однако все они лежали за пределами досягаемости британцев. General Motors связывали отношения с Vauxhall, Chrysler сотрудничал Rootes Group, а у Ford и вовсе был собственный завод в Англии.
Из всех внешних «украшательств» SD1 оставили лишь логотип марки – Viking Longship (Drakkar). Фото: Youtube.com
И тем не менее специалисты Rover не отчаивались, посещая различные семинары мотористов. На одном таком мероприятии, представитель фирмы приметил «алюминиевый» двигатель Buick 215 V8. По массогабаритным характеристикам мотор идеально вписывался в подкапотное пространство Rover P6. В ходе «допроса» представителей Mercury Marine, а именно туда занесла судьба конструкцию GM, выяснилось, что после провала с автомобилями двигатель пытались использовать на лодках. Но и тут проект посчитали бесперспективным.
Предка этого агрегата разработали в начале 50-х, в качестве двигателя «реактивной эры». Первый экземпляр использовался для концепта Buick Le Sabre, а серийные версии «B.O.P. 215» поступили в продажу на автомобилях, построенных на платформе GM Y-Body в 1961 году. Вскоре «легкосплавный» двигатель, успевший получить скверную репутацию, сняли с производства, и General Motors продолжили развитие «чугунной» линейки. Впрочем, была у этой медали и другая сторона: блок цилиндров Oldsmobile 215 V8 использовался австралийцами из Repco в качестве основы для чемпионского двигателя Формулы-1.
Rover P5B первым примерил «новое сердце» V8. Фото: Youtube.com
Итак, дело оставалось за малым: купить у General Motors лицензию на выпуск оказавшегося ненужным мотора, и уговорить совет директоров Rover Cars принять к производству американский агрегат. В конечном счете Уильяму Мартину-Херсту удалось сделать и то, и другое. Первым автомобилем, получившим под капот 158-сильный 3,5-литровый V8 стал Rover P5B.
В шестидесятых годах Rover добился значительного успеха с P6. Эта модель, наряду с Triumph 2000, являла собой воплощение британского автомобиля среднего класса: роскошней, чем Morris или Ford, но не столь дорогой, как Jaguar. Эта парочка поделила между собой рынок и приносила хорошую прибыль.
Но вскоре для британской автопромышленности началась «темная эра». Многие легендарные марки канули в Лету, а те что остались, угодили в British Leyland. В их числе оказались Rover и Triumph, объединенные с Jaguar в новом подразделении, названном Specialist Division №1. Разумеется, что отныне о производстве двух моделей среднего класса на различных платформах не могло идти и речи! Остаться должен был кто-то один, и между командами из Кэнли (Triumph) или Солихалла (Rover) развернулось ожесточенное соперничество «не на жизнь, а на смерть», ведь проигравшей марке предстояло понижение в статусе! 9 Февраля 1971 года руководству British Leyland Motor Corporation предстояло выявить победителя.
Вид в профиль – не самый удачный ракурс для SD1. Фото: Youtube.com
Им оказался проект Ровера. Тогда же решили, что новый среднеразмерный автомобиль будет продаваться только под одной маркой – Rover. В прессе тех лет широко отмечалось, что дизайн имеет более чем заметное сходство с Ferrari Daytona, но справедливости ради стоит уточнить что на стиль SD1 также сильно повлиял концепт-кар BMC 1800, разработанный командой Pininfarina.
Дизайн приборной панели, выполненной из soft-touch пластика, что само по себе опередило свое время, намеренно сделали симметричным, чтобы облегчить производство автомобилей как с левым, так и с правым рулем. В том, что касается стандартного оборудования, то для семидесятых оснащение Rover SD1 ошеломляло!
✅ Регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка
✅ Галогенные фары Lucas
✅ Тонированное лобовое стекло Triplex Ten Twenty
✅ Складывающийся задний ряд сидений
✅ Инерционные ремни безопасности
✅ Электростеклоподъемники.
Но кое в чем, на фоне Rover P6, новая модель выглядела шагом назад. Так спереди, вместо двойных поперечных рычагов, использовали стойки McPherson, а сзади решено было отказаться от дорогой в производстве подвески De Dion в пользу торсионов и параллелограмма Уатта.
В 1976 году первые Rover SD1 3500 отправились дилерам. За машину просили 4750 фунтов стерлингов, что выглядело сущим подарком, на фоне цен конкурентов! Например, за Peugeot 604 нужно было заплатить на £550 больше. Дебют сопровождался восторженными отзывами прессы и покупателей, а кульминацией стало вручение Rover SD1 престижной награды «Автомобиль года». Спрос на модель превысил самые смелые ожидания, и дилеры спешно начали перепродавать машины на аукционах в качестве подержанных, прибавляя £600 к рекомендованной заводом цене!
Интерьер Rover SD1 элегантен и функционален. Фото: Youtube.com
Борясь с дефицитом, British Leyland Motor Corporation открыли вторую, а впоследствии и третью нитку конвейера, и даже попытались ввести ночную смену. Но так и не сумели удовлетворить спрос на SD1. Во-многом, из-за действий профсоюзов, саботирующих выпуск автомобиля. В лучшем случае завод работал на 35-50% своих возможностей, из-за чего задержка в поставках готовых машин достигала полугода! В результате стоимость модели на «черном рынке» подскочила до 6000 фунтов! Почти столько же просили за Jaguar XJ.
Постоянные остановки конвейера привели к серьезным проблемам с качеством. На товарных машинах, в буквальном смысле, отваливалась краска, рассыпалась внутренняя отделка, а через уплотнители дверных проемов можно было увидеть улицу! Цены на модель поползли вниз, и вскоре дилерам пришлось уговаривать клиентов купить машину за £3500. И хотя к началу восьмидесятых проблемы с качеством были решены, к тому времени над Rover SD1 дамокловым мечом нависла репутация ломучей недоделки. Изменить восприятие флагмана марки в глазах покупателей мог выпуск спортивных, а также роскошных версий (Vanden Plas, Vitesse), и… автоспорт!
В 1980 году в регламент «Группы 1» британского кузовного чемпионата BSCC внесли изменения, касающиеся объема двигателей. Отныне допускалось использование моторов до 3,5 литра. Возможность участия SD1 в гонках вызвала горячую полемику внутри компании, но, к счастью, в этом споре победили романтики. В BSCC тех лет доминировал Ford Capri, поэтому максимум на что претендовали гонщики Rover. – четвертые места. Однако Джеффу Алламу удалось одержать неожиданную победу под дождем в Брэндс-Хэтч. Чуть позже, в аналогичных условиях, чемпион мира F1 Алан Джонс выиграл в Донингтоне. Неплохой дебют!
В автоспорте Rover SD1 Vitesse удавалось опережать BMW 635CSi и Volvo 240 Turbo. Фото: Youtube.com
Чтобы повысить конкурентоспособность, British Leyland пригласила Тома Уокиншоу из TWR, и в 1983 году SD1 побеждает в чемпионате Великобритании! Правда из-за протеста BMW все Rover дисквалифицировали. Но в следующем сезоне Энди Роуз восстановил справедливость, приведя частный SD1 к титулу в BSCC. А еще через пару лет Курт Тим, выступавший на Rover SD1 Vitesse, стал победителем престижного кузовного чемпионата Deutsche Tourenwagen Meisterschaft. К тому времени мощность 3,5 литрового V8 превышала 300 лошадей, что в сочетании с отменной аэродинамикой позволяло не отставать от BMW 635 CSI, и 340-сильных Volvo 240 Turbo. Но не смотря на громкие успехи в автогонках, покупатели не спешили к дилерам Rover.
За десять лет производства было продано 303 405 автомобилей, что выглядит ничтожным на фоне конкурентов, таких как Mercedes-Benz W123 или Ford Granada. Даже Citroen легко превзошел британцев, реализовав свыше миллиона CX! Компания British Leyland поставила все на «карту SD1» – проект, который должен был приносить прибыль, продаваясь в больших количествах.
SD1 больше запомнился как гоночный болид, чем как роскошный британский автомобиль. Фото: Youtube.com
Но этого так и не случилось. В результате, у BLMC не осталось денег для создания замены Triumph Dolomite и Morris Marina. Другими словами, корпорация потеряла средства как раз тогда, когда они были необходимы. Возможно, Rover SD1 и не убил концерн в одиночку, но он в любом случае слишком дорого обошелся.
На модель возлагались надежды и мечты всех любителей британского автопрома, однако во многом «благодаря» ей British Leyland Motor Corporation рухнула. И тем не менее Rover SD1 до сих пор пользуется культовым статусом! Почему? Во-многом, из-за отменной инженерной проработки модели, несмотря на опоздание запуска все равно заметно опередившей свое время. Кроме того, благодаря победам на гоночных трассах, где Rover SD1 опережал такие автомобили как: Volvo 240 Turbo, Mercedes-Benz 190Е 2.3-16, Ford Sierra XR4Ti и BMW 635 CSi. Во-многом благодаря своему «горячему сердцу».
Rover V8
В начале 50-х Уильям Мартин-Херст, управляющий директор Rover, пришел к выводу, что для рывка в будущее фирме позарез нужен V8. К тому моменту стало очевидным, что газовые турбины, на развитие которых компания потратила немало времени и средств, не оправдали себя. Более того, ГТД-революция настолько исчерпала ресурсы Rover Company, что инженерам пришлось ехать на поклон за океан – в Америку. «Большая тройка» в то время производила «восьмерки» на любой вкус, однако все они лежали за пределами досягаемости британцев. General Motors связывали отношения с Vauxhall, Chrysler сотрудничал Rootes Group, а у Ford и вовсе был собственный завод в Англии.

И тем не менее специалисты Rover не отчаивались, посещая различные семинары мотористов. На одном таком мероприятии, представитель фирмы приметил «алюминиевый» двигатель Buick 215 V8. По массогабаритным характеристикам мотор идеально вписывался в подкапотное пространство Rover P6. В ходе «допроса» представителей Mercury Marine, а именно туда занесла судьба конструкцию GM, выяснилось, что после провала с автомобилями двигатель пытались использовать на лодках. Но и тут проект посчитали бесперспективным.
Buick-Oldsmobile-Pontiac 215
Предка этого агрегата разработали в начале 50-х, в качестве двигателя «реактивной эры». Первый экземпляр использовался для концепта Buick Le Sabre, а серийные версии «B.O.P. 215» поступили в продажу на автомобилях, построенных на платформе GM Y-Body в 1961 году. Вскоре «легкосплавный» двигатель, успевший получить скверную репутацию, сняли с производства, и General Motors продолжили развитие «чугунной» линейки. Впрочем, была у этой медали и другая сторона: блок цилиндров Oldsmobile 215 V8 использовался австралийцами из Repco в качестве основы для чемпионского двигателя Формулы-1.

Итак, дело оставалось за малым: купить у General Motors лицензию на выпуск оказавшегося ненужным мотора, и уговорить совет директоров Rover Cars принять к производству американский агрегат. В конечном счете Уильяму Мартину-Херсту удалось сделать и то, и другое. Первым автомобилем, получившим под капот 158-сильный 3,5-литровый V8 стал Rover P5B.
Триумф Ровера
В шестидесятых годах Rover добился значительного успеха с P6. Эта модель, наряду с Triumph 2000, являла собой воплощение британского автомобиля среднего класса: роскошней, чем Morris или Ford, но не столь дорогой, как Jaguar. Эта парочка поделила между собой рынок и приносила хорошую прибыль.
Но вскоре для британской автопромышленности началась «темная эра». Многие легендарные марки канули в Лету, а те что остались, угодили в British Leyland. В их числе оказались Rover и Triumph, объединенные с Jaguar в новом подразделении, названном Specialist Division №1. Разумеется, что отныне о производстве двух моделей среднего класса на различных платформах не могло идти и речи! Остаться должен был кто-то один, и между командами из Кэнли (Triumph) или Солихалла (Rover) развернулось ожесточенное соперничество «не на жизнь, а на смерть», ведь проигравшей марке предстояло понижение в статусе! 9 Февраля 1971 года руководству British Leyland Motor Corporation предстояло выявить победителя.

Им оказался проект Ровера. Тогда же решили, что новый среднеразмерный автомобиль будет продаваться только под одной маркой – Rover. В прессе тех лет широко отмечалось, что дизайн имеет более чем заметное сходство с Ferrari Daytona, но справедливости ради стоит уточнить что на стиль SD1 также сильно повлиял концепт-кар BMC 1800, разработанный командой Pininfarina.
Интерьер
Дизайн приборной панели, выполненной из soft-touch пластика, что само по себе опередило свое время, намеренно сделали симметричным, чтобы облегчить производство автомобилей как с левым, так и с правым рулем. В том, что касается стандартного оборудования, то для семидесятых оснащение Rover SD1 ошеломляло!
✅ Регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка
✅ Галогенные фары Lucas
✅ Тонированное лобовое стекло Triplex Ten Twenty
✅ Складывающийся задний ряд сидений
✅ Инерционные ремни безопасности
✅ Электростеклоподъемники.
Но кое в чем, на фоне Rover P6, новая модель выглядела шагом назад. Так спереди, вместо двойных поперечных рычагов, использовали стойки McPherson, а сзади решено было отказаться от дорогой в производстве подвески De Dion в пользу торсионов и параллелограмма Уатта.
«Английское Начало»
В 1976 году первые Rover SD1 3500 отправились дилерам. За машину просили 4750 фунтов стерлингов, что выглядело сущим подарком, на фоне цен конкурентов! Например, за Peugeot 604 нужно было заплатить на £550 больше. Дебют сопровождался восторженными отзывами прессы и покупателей, а кульминацией стало вручение Rover SD1 престижной награды «Автомобиль года». Спрос на модель превысил самые смелые ожидания, и дилеры спешно начали перепродавать машины на аукционах в качестве подержанных, прибавляя £600 к рекомендованной заводом цене!

Борясь с дефицитом, British Leyland Motor Corporation открыли вторую, а впоследствии и третью нитку конвейера, и даже попытались ввести ночную смену. Но так и не сумели удовлетворить спрос на SD1. Во-многом, из-за действий профсоюзов, саботирующих выпуск автомобиля. В лучшем случае завод работал на 35-50% своих возможностей, из-за чего задержка в поставках готовых машин достигала полугода! В результате стоимость модели на «черном рынке» подскочила до 6000 фунтов! Почти столько же просили за Jaguar XJ.
Постоянные остановки конвейера привели к серьезным проблемам с качеством. На товарных машинах, в буквальном смысле, отваливалась краска, рассыпалась внутренняя отделка, а через уплотнители дверных проемов можно было увидеть улицу! Цены на модель поползли вниз, и вскоре дилерам пришлось уговаривать клиентов купить машину за £3500. И хотя к началу восьмидесятых проблемы с качеством были решены, к тому времени над Rover SD1 дамокловым мечом нависла репутация ломучей недоделки. Изменить восприятие флагмана марки в глазах покупателей мог выпуск спортивных, а также роскошных версий (Vanden Plas, Vitesse), и… автоспорт!
«В воскресенье побеждай, в понедельник продавай»
В 1980 году в регламент «Группы 1» британского кузовного чемпионата BSCC внесли изменения, касающиеся объема двигателей. Отныне допускалось использование моторов до 3,5 литра. Возможность участия SD1 в гонках вызвала горячую полемику внутри компании, но, к счастью, в этом споре победили романтики. В BSCC тех лет доминировал Ford Capri, поэтому максимум на что претендовали гонщики Rover. – четвертые места. Однако Джеффу Алламу удалось одержать неожиданную победу под дождем в Брэндс-Хэтч. Чуть позже, в аналогичных условиях, чемпион мира F1 Алан Джонс выиграл в Донингтоне. Неплохой дебют!

Чтобы повысить конкурентоспособность, British Leyland пригласила Тома Уокиншоу из TWR, и в 1983 году SD1 побеждает в чемпионате Великобритании! Правда из-за протеста BMW все Rover дисквалифицировали. Но в следующем сезоне Энди Роуз восстановил справедливость, приведя частный SD1 к титулу в BSCC. А еще через пару лет Курт Тим, выступавший на Rover SD1 Vitesse, стал победителем престижного кузовного чемпионата Deutsche Tourenwagen Meisterschaft. К тому времени мощность 3,5 литрового V8 превышала 300 лошадей, что в сочетании с отменной аэродинамикой позволяло не отставать от BMW 635 CSI, и 340-сильных Volvo 240 Turbo. Но не смотря на громкие успехи в автогонках, покупатели не спешили к дилерам Rover.
«Пешечное окончание»
За десять лет производства было продано 303 405 автомобилей, что выглядит ничтожным на фоне конкурентов, таких как Mercedes-Benz W123 или Ford Granada. Даже Citroen легко превзошел британцев, реализовав свыше миллиона CX! Компания British Leyland поставила все на «карту SD1» – проект, который должен был приносить прибыль, продаваясь в больших количествах.

Но этого так и не случилось. В результате, у BLMC не осталось денег для создания замены Triumph Dolomite и Morris Marina. Другими словами, корпорация потеряла средства как раз тогда, когда они были необходимы. Возможно, Rover SD1 и не убил концерн в одиночку, но он в любом случае слишком дорого обошелся.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...