
Успех советских автомобилей за границей
Советский Союз славился военными автомобилями. Что касается легковушек, то они ближе к 1980 году стали устаревшими и примитивными. Но так было далеко не всегда, до середины 1970-х советские машины могли еще соперничать с иномарками.
Проблема в том, что в СССР развитие легкового автопрома велось по другим принципам. Производитель знал, все, что они выпустят, раскупят. Плюс машины должны были быть доступными.
Дефицит автомобилей расслабил производителей, поэтому модели долгое время глобально не модернизировали. К чему это привело в итоге знают все – остался один АвтоВАЗ и УАЗ.
Но сегодня разговор пойдет про советские автомобили, популярные за рубежом. Их было много, хотя считается, что избалованные иностранцы даже не смотрели в сторону отечественного автопрома.
Культовый легковой автомобиль, выпущенный в честь Великой Победы. Сам Иосиф Виссарионович Сталин курировал процесс создания, и он изменил название с «Родины» на «Победу».
ГАЗ-М20 выглядит монументально. Фото: Youtube.com
Автомобиль был лучшей легковушкой в СССР:
После нескольких лет производства, «Победу» начали продавать за рубеж, причем далеко не только в страны «соцлагеря». Автомобили собирали квалифицированные рабочие, детали тщательно проверялись, кузова лучше обрабатывали, лудили и окрашивали.
ГАЗ-М20 поставляли на экспорт с 1949 по 1958 годы.
Автомобиль был популярен в разных странах:
Оттуда они попадали в США, где в начале 1950-х годов заслужили ряд положительных отзывов. Единственное, что не нравилось иностранным журналистам в «Победе» – это недостаточно мощный двигатель. В США привыкли к большеобъемным моторам.
Одним из знаковых советских автомобилей стал ГАЗ-21 «Волга». Это была желанная машина для отечественного водителя, только недоступная. «Волги» никогда не продавались свободно. Зато мечта разыгрывалась в лотереях и реализовывалась самым достойным, включая передовиков, ученых и так далее.
ГАЗ-22. Фото: Youtube.com
Машина стала массовой для зарубежных покупателей – она продавалась в 43 странах мира, по 3 000 единиц в каждую из них.
Двигатели экспортных «Волг» уже на Горьковском автомобильном заводе форсировались на 10-15 л. с. за счет увеличения степени сжатия. Разумеется, что это требовало использовать бензин с высоким октановым числом.
Какие дизели были под капотом ГАЗ-21:
Для рынка Великобритании на Горьковском автомобильном заводе выпускались праворульные модификации «Волги».
Газ-24 тоже поставляли на экспорт, но спросом новая модель за границей не пользовалась – она к тому времени безнадежно устарела конструктивно.
Тот самый знаменитый «Горбатый». Советская малолитражка, в отличие от последующих «Запорожцев», получила стильный и оригинальный дизайн. Автомобиль поставлялся на экспорт с 1960 по 1969 годы и пользовался спросом из-за низкой цены и интересной внешности.
Самый стильный Запорожец в истории. Фото: Youtube.com
В Советском Союзе «Горбатый» назывался ЗАЗ-965Э. За границей его знали как ZAZ, Jalta или Eliette.
Глядя на этот небольшой автомобильчик, кажется, что он предназначен для передвижения по городу и только, но по факту, машина обладала высокой проходимостью.
Это достигалось за счет:
Если в салоне ехали 4 крепких мужчины, то застрять на ЗАЗ-965 было сложно – он выносился на руках благодаря весу в 660 кг.
«Горбатый» конкурировал в Европе с малолитражными Фиатами и Ситроенами. В Европу попадало в среднем 4-5 тысяч экспортных экземпляров данной модели.
Последующие «Запорожцы» тоже продавались за рубеж, но особым спросом не пользовались. Их покупали только из-за низкой стоимости.
Сложно сейчас в это поверить, но в свое время Москвич-408 имел огромную популярность в Европе. Советский завод зарабатывал валюту, а иностранцам очень нравился новый стильный кузов автомобиля.
Цифры невероятные, но в среднем, более половины всех Москвичей-408 шло за рубеж – от 45 до 70%.
Москвич-408. Фото: Youtube.com
Именно по этой причине даже сейчас лучшим автомобилем бренда считается эта модель. За рубеж шли экземпляры качественной сборки, они предлагались в богатой цветовой палитре.
Такой бешеной популярности советские Москвич-408 добились благодаря предприимчивым коммерсантам из Европы. Они догадались использовать автомобили в ралли, даже континентальных. Так иностранцы узнали про качественную и недорогую модель из СССР.
Всего на экспорт за 5 лет было отправлено больше 270 000 Москвич-408.
Следующая модель попыталась повторить успех предшественника за рубежом, но ничего из этого не вышло. Москвич-412 к моменту начала выпуска уже безнадежно устарел.
Продукция Волжского автомобильного завода пользовалась спросом не только в СССР. Как оказалось, к моменту появления первых ВАЗ-2101/03, автомобили считались современными даже в Европе.
Продажи начались с 1971 года и продолжались до 1991. До конца 70-х машины покупали охотно, потом их начали брать из-за низкой цены. Даже после развала СССР классические ВАЗ-2104-07 продолжали экспортировать, пускай и в небольших количествах. За рубежом их ценили за низкую стоимость.
ВАЗ-2103. Фото: Youtube.com
Мало кто знает, но в годы существования СССР около 25% выпускаемых автомобилей уходили за рубеж. Понятно, что их бы и на внутреннем рынке разобрали, но стране была нужна валюта.
Неплохо реализовывались за пределами страны и переднеприводные модели ВАЗ 2108/09. Конечно, даже в 1984 году, когда начался экспорт, автомобили из СССР были устаревшими, но низкая цена являлась стимулирующим фактором для покупки.
Вот это настоящая легенда, актуальная до сих пор. Автомобиль, дебютировавший в 1977 году, буквально за пару лет обрел такую бешеную популярность в Европе, что за ним записывались в очереди.
Благодаря участию в ралли и постоянных победах в них, машина стала считаться невероятно надежной и проходимой.
«Нива» популярна за рубежом и сейчас, а в 1980-х годах она была легендой, и поставлялась в более чем 100 стран.
Lada Niva стала первым кроссовером в истории серийных автомобилей, и именно на эту модель ориентировались японцы при создании своих авто повышенной проходимости.
ВАЗ-2121. Фото: Youtube.com
В Австрии в 1980-х годах «Нив» было до 90% от всех частных внедорожников. Нередко эти автомобили приобретались государственными компаниями, для эксплуатации в сложных условиях.
Другие советские марки автомобилей тоже поставляли за границу, но количество их несопоставимо с вышеперечисленными.
Если первые машины производства СССР считались современными, то уже с середины 1970-х годов их брали из-за низкой стоимости. Особняком стояла «Нива» - ее покупали исключительно за внедорожные качества.
Проблема в том, что в СССР развитие легкового автопрома велось по другим принципам. Производитель знал, все, что они выпустят, раскупят. Плюс машины должны были быть доступными.
Дефицит автомобилей расслабил производителей, поэтому модели долгое время глобально не модернизировали. К чему это привело в итоге знают все – остался один АвтоВАЗ и УАЗ.
Но сегодня разговор пойдет про советские автомобили, популярные за рубежом. Их было много, хотя считается, что избалованные иностранцы даже не смотрели в сторону отечественного автопрома.
ГАЗ-М20 «Победа»
Культовый легковой автомобиль, выпущенный в честь Великой Победы. Сам Иосиф Виссарионович Сталин курировал процесс создания, и он изменил название с «Родины» на «Победу».

Автомобиль был лучшей легковушкой в СССР:
- ? Луженый кузов
- ? Толщина металла
- ? Бронебойные подвески
- ? Четырехцилиндровый двигатель
После нескольких лет производства, «Победу» начали продавать за рубеж, причем далеко не только в страны «соцлагеря». Автомобили собирали квалифицированные рабочие, детали тщательно проверялись, кузова лучше обрабатывали, лудили и окрашивали.
ГАЗ-М20 поставляли на экспорт с 1949 по 1958 годы.
Автомобиль был популярен в разных странах:
- ? Финляндии
- ? Англии
- ? Норвегии
- ? Дании
- ? Бельгии
Оттуда они попадали в США, где в начале 1950-х годов заслужили ряд положительных отзывов. Единственное, что не нравилось иностранным журналистам в «Победе» – это недостаточно мощный двигатель. В США привыкли к большеобъемным моторам.
ГАЗ-21/22 «Волга»
Одним из знаковых советских автомобилей стал ГАЗ-21 «Волга». Это была желанная машина для отечественного водителя, только недоступная. «Волги» никогда не продавались свободно. Зато мечта разыгрывалась в лотереях и реализовывалась самым достойным, включая передовиков, ученых и так далее.

За границу «Волги» поставлялись с 1957 по 1970 годы. Разумеется, их собирали более тщательно, чем автомобили, предназначенные для реализации на внутреннем рынке. На экспорт шли люксовые модификации ГАЗ-21/22.
Машина стала массовой для зарубежных покупателей – она продавалась в 43 странах мира, по 3 000 единиц в каждую из них.
Двигатели экспортных «Волг» уже на Горьковском автомобильном заводе форсировались на 10-15 л. с. за счет увеличения степени сжатия. Разумеется, что это требовало использовать бензин с высоким октановым числом.
Комплектовались «Волги» и дизельными двигателями. Делала это бельгийская фирма S.A. Scaldia–Volga.
Какие дизели были под капотом ГАЗ-21:
- ? Perkins Four
- ? Rover
- ? Peugeot-Indenor
Для рынка Великобритании на Горьковском автомобильном заводе выпускались праворульные модификации «Волги».
Газ-24 тоже поставляли на экспорт, но спросом новая модель за границей не пользовалась – она к тому времени безнадежно устарела конструктивно.
ЗАЗ-965
Тот самый знаменитый «Горбатый». Советская малолитражка, в отличие от последующих «Запорожцев», получила стильный и оригинальный дизайн. Автомобиль поставлялся на экспорт с 1960 по 1969 годы и пользовался спросом из-за низкой цены и интересной внешности.

В Советском Союзе «Горбатый» назывался ЗАЗ-965Э. За границей его знали как ZAZ, Jalta или Eliette.
Глядя на этот небольшой автомобильчик, кажется, что он предназначен для передвижения по городу и только, но по факту, машина обладала высокой проходимостью.
Это достигалось за счет:
- ? Заднего расположения двигателя
- ? Плоского днища
- ? Минимального веса
Если в салоне ехали 4 крепких мужчины, то застрять на ЗАЗ-965 было сложно – он выносился на руках благодаря весу в 660 кг.
«Горбатый» конкурировал в Европе с малолитражными Фиатами и Ситроенами. В Европу попадало в среднем 4-5 тысяч экспортных экземпляров данной модели.
Последующие «Запорожцы» тоже продавались за рубеж, но особым спросом не пользовались. Их покупали только из-за низкой стоимости.
Москвич-408
Сложно сейчас в это поверить, но в свое время Москвич-408 имел огромную популярность в Европе. Советский завод зарабатывал валюту, а иностранцам очень нравился новый стильный кузов автомобиля.
Цифры невероятные, но в среднем, более половины всех Москвичей-408 шло за рубеж – от 45 до 70%.

Именно по этой причине даже сейчас лучшим автомобилем бренда считается эта модель. За рубеж шли экземпляры качественной сборки, они предлагались в богатой цветовой палитре.
Такой бешеной популярности советские Москвич-408 добились благодаря предприимчивым коммерсантам из Европы. Они догадались использовать автомобили в ралли, даже континентальных. Так иностранцы узнали про качественную и недорогую модель из СССР.
Всего на экспорт за 5 лет было отправлено больше 270 000 Москвич-408.
Следующая модель попыталась повторить успех предшественника за рубежом, но ничего из этого не вышло. Москвич-412 к моменту начала выпуска уже безнадежно устарел.
Классические автомобили ВАЗ
Продукция Волжского автомобильного завода пользовалась спросом не только в СССР. Как оказалось, к моменту появления первых ВАЗ-2101/03, автомобили считались современными даже в Европе.
Продажи начались с 1971 года и продолжались до 1991. До конца 70-х машины покупали охотно, потом их начали брать из-за низкой цены. Даже после развала СССР классические ВАЗ-2104-07 продолжали экспортировать, пускай и в небольших количествах. За рубежом их ценили за низкую стоимость.

Мало кто знает, но в годы существования СССР около 25% выпускаемых автомобилей уходили за рубеж. Понятно, что их бы и на внутреннем рынке разобрали, но стране была нужна валюта.
За границей все Жигули продавались под брендом «LADA».
Неплохо реализовывались за пределами страны и переднеприводные модели ВАЗ 2108/09. Конечно, даже в 1984 году, когда начался экспорт, автомобили из СССР были устаревшими, но низкая цена являлась стимулирующим фактором для покупки.
«Нива»
Вот это настоящая легенда, актуальная до сих пор. Автомобиль, дебютировавший в 1977 году, буквально за пару лет обрел такую бешеную популярность в Европе, что за ним записывались в очереди.
Благодаря участию в ралли и постоянных победах в них, машина стала считаться невероятно надежной и проходимой.
«Нива» популярна за рубежом и сейчас, а в 1980-х годах она была легендой, и поставлялась в более чем 100 стран.
Lada Niva стала первым кроссовером в истории серийных автомобилей, и именно на эту модель ориентировались японцы при создании своих авто повышенной проходимости.

В Австрии в 1980-х годах «Нив» было до 90% от всех частных внедорожников. Нередко эти автомобили приобретались государственными компаниями, для эксплуатации в сложных условиях.
Всего было реализовано более 500 000 Lada Niva, и это число продолжает увеличиваться.
Другие советские марки автомобилей тоже поставляли за границу, но количество их несопоставимо с вышеперечисленными.
Если первые машины производства СССР считались современными, то уже с середины 1970-х годов их брали из-за низкой стоимости. Особняком стояла «Нива» - ее покупали исключительно за внедорожные качества.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...