
Немецкий «Запорожец» или первый «Фольксваген-Гольф»
В одной из иностранных комедий я услышал такую шутку: «Да этот парень еще тот, он же ездит на «Гольфе». Судя по интонации я понял, что это был стеб, и увидел, что, как и у нас подсмеивались над владельцами «Запорожцев» и «Оки», так и немецкие автолюбители свысока отзывались об отечественном «Фольксваген-Гольф».
Действительно ли эта модель так плоха? Или, может быть, немцы просто «с жиру бесятся»? В то время я уже знал ответ на этот вопрос, ведь еще в начале 90-х побывал в тогдашней ГДР и увидел эту модель собственными глазами. Более того, пару раз мне пришлось дежурить на стоянке автомобилей, принадлежащих советским офицерам. Кроме различных «Жигулей» и «Мерседесов» выпуска конца 70-х имелись там и «Гольфы».
Скромный, но уютный по-домашнему интерьер. Фото: youtube.com
Конечно, этот автомобиль с довольно скромными параметрами смотрелся бедновато на фоне мощных и имеющих шикарный дизайн собратьев. Однако, для советского непритязательного глаза все выглядело немного иначе. Пусть и неказистая, но все же иномарка. К тому же, очень неприхотливая и надежная. А это для реалий 30-летней давности было более чем достаточно.
Хотя мы привыкли, что в Европе все живут на широкую ногу, там тоже есть бедные. А ментальность людей в тех краях такова, что личное авто должен иметь даже безработный. Или просто человек, который на данный момент имеет очень скромный (по немецким, например, меркам) доход. Именно для таких людей и проектировалась эта заводская модель. Еще одной целью являлось повышение уровня продаж за счет недорогих, но надежных автомобилей.
Ситуация сложилась так, что фурор, который произвел легендарный «Жук», в начале 70-х сошел на нет. Сбыт автомобильной продукции с каждым годом становился все ниже, нанося значительные убытки всему концерну Volkswagen AG. Срочно требовался быстрый, надежный и недорогой вариант автомобиля, призванный спасти автоконцерн от упадка.
По сути Golf стал преемником для Beetle. Хотя выпуск последнего продлился на два года дольше, чем базовой модели Golf первого поколения. В то же время другие модификации значительно пережили своего основоположника. К примеру, кабриолеты, количество которых приблизилось к 389 тысячам штук, производились на заводе в Karmann до начала лета 1993 года. Пикап Caddy на основе первого поколения Golf и вовсе оказался поразительным долгожителем.
Надежный и недорогой «спаситель» концерна. Фото: youtube.com
94 тысячи таких пикапов собрал сараевский завод. Возможно, их получилось бы гораздо больше, но с 1992 года, из-за войны и политической ситуации в стране, сербское предприятие прекратило выпуск немецких пикапов. В США производство продлилось на год дольше. Это позволило превысить югославские цифры более чем в два раза.
Рекордсменом все же стала Южно-Африканская Республика. На здешний мощностях пикапы первого поколения производились аж до 2007 года. Впрочем, для африканских или латиноамериканских стран это не является чем-то диковинным. Скромный достаток и консерватизм местных покупателей побуждает производить устаревшие, но сохранившие спрос в этих странах, модели.
А вот 5-дверный Citi африканцы выпускали еще в течение двух лет. Так общее время производства на мощностях завода в ЮАР разных модификаций первого поколения Golf продлилось целую четверть века! Чтобы устаревшая конструкция хотя бы немного соответствовала духу времени, позже автомобиль стали компоновать обновленными деталями:
✅ приборная панель от Skoda Fabia
✅ современные фары
✅ другие элементы внешнего дизайна
Конечно имелась у этого процесса и другая сторона: некоторых запчастей просто уже не было по причине прекращения выпуска устаревшей модели на головном производстве. Так или иначе, но в Африке выкрутились и еще многие годы предлагали своим покупателям устаревшие, но надежные и полюбившиеся им конструкции.
Покупательский ажиотаж 50-60-х годов сильно расслабил руководство концерна. Поэтому слишком велико оказалось желание «почивать на лаврах». А, может быть, дело касалось консерватизма и нежелания идти в ногу со временем? Так или иначе, но позиция тогдашнего главы Volkswagen AG Генриха Нордхоффа отдавать приоритет заднеприводным конструкциям с воздушным охлаждением завела ситуацию в тупик.
Классический хэтчбек – дитя своего времени. Фото: youtube.com
Требовательные клиенты конца 60-х уже хотели передний привод. Тем более, что итальянские конкуренты в то время имели несколько моделей с такой компоновкой. Кажется, немецкая компания, некогда успешная, постепенно сдавала не только внешние, но и внутренние позиции. Спасать ситуацию поручили новому руководителю Курту Лоцу. Он настаивал на кардинальных обновлениях:
✅ водяном охлаждении
✅ переднем приводе
✅ поперечном расположении двигателя
✅ новой программе развития компании
После нескольких лет поисков и доработок, появилась новая модель, названная в честь теплого течения Гольфстрим. Также как оно приносит тепло, покой и расцвет в Европу, новому автомобилю предстояло вытаскивать концерн из дна, на которое он начал опускаться. И Volkswagen Golf справился с порученным заданием как нельзя лучше. То, что времена подошли нелегкие подтверждает и составление нового автомобиля общими усилиями:
✅ технические решения от Auto Union
✅ конструкторские наработки от NSU
✅ силовые установки от Audi
Собрав все это воедино проект 1969 года ЕА 276 превратился пять лет спустя в суперуспешный Golf, в течение многих лет возглавлявший немецкую статистику регистрации новых автомобилей. Ну и, как вы помните, на целых 25 лет обосновавшийся на южноафриканском конвейере.
ItalDesign в лице Джоржетто Джуджаро обеспечил простой, но оригинальный дизайн кузова. Решение о поперечном расположении силового агрегата дало максимальную эргономику. Невысокая цена привлекла к модели внимание покупателей, стесненных в средствах. Но все эти факты не являлись основной причиной успеха Golf.
Ею стало событие, получившее развитие с 1973 года – всемирный топливный кризис. Именно оно обеспечило автомобилю стойкий интерес со стороны покупателей на многие годы. Все дело в том, что первые двигатели модели с объемом 1,1 / 1,5 литров (мощностью 50 / 70 л. с.) показали себя очень экономичными. Так силовой агрегат меньшего объема имел расход топлива в пределах 5-6 л / 100 км. Согласитесь, самое лучшее предложение во время нефтяного кризиса.
Он мог спокойно передвигаться и там, где нет асфальта. Фото: youtube.com
Довели спрос до высшей точки испытания на надежность, проведенные в течение двух с половиной месяцев на американском материке. Они включали 30,5 тысяч км от самой северной точки до Огненной Земли и показали новый автомобиль с самой лучшей стороны. Теперь ему был обеспечен успех по обе стороны океана, сделав его одним из самых популярных переднеприводных хэтчбеков.
Чудеса экономии продемонстрировал и появившийся в сентябре 1976 года Golf Diesel – ок. 5 л / 100 км. Начальная его мощность составляла 50 л. с. Со временем, благодаря турбонагнетателю, ее увеличили на двадцать единиц.
А вот самой мощной модификацией являлся 110-сильный Golf GTI. По этой причине его обеспечили вакуумным усилителем тормозов, спортивным рулем, широкими шинами и изменениями внешнего дизайна, увеличивающими его обтекаемость. В 1982 году на эту модификацию начали устанавливать 1,8-литровый, 112-сильный мотор.
GTI – самый мощный в первом поколении. Фото: youtube.com
Не забыли немцы и о консервативном сегменте рынка. Для таких покупателей в конце лета появился VW Jetta. Он предлагался с двух- или четырехдверным кузовом. Особую популярность Jetta приобрела среди североамериканских покупателей, где всегда любили кузова типа седан.
Первоначальный успех побудил руководство концерна приступить в 1983 году к выпуску второй серии модели. Производство Golf уже восьмого поколения (с 2019 года) продолжается и сегодня. А вот возвращаясь к сравнению с «Запорожцем» скажу одно. Попадая в нашу страну, этот автомобиль котировался выше наших «Жигулей». Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Действительно ли эта модель так плоха? Или, может быть, немцы просто «с жиру бесятся»? В то время я уже знал ответ на этот вопрос, ведь еще в начале 90-х побывал в тогдашней ГДР и увидел эту модель собственными глазами. Более того, пару раз мне пришлось дежурить на стоянке автомобилей, принадлежащих советским офицерам. Кроме различных «Жигулей» и «Мерседесов» выпуска конца 70-х имелись там и «Гольфы».

Конечно, этот автомобиль с довольно скромными параметрами смотрелся бедновато на фоне мощных и имеющих шикарный дизайн собратьев. Однако, для советского непритязательного глаза все выглядело немного иначе. Пусть и неказистая, но все же иномарка. К тому же, очень неприхотливая и надежная. А это для реалий 30-летней давности было более чем достаточно.
«Народный автомобиль» для нетребовательных покупателей
Хотя мы привыкли, что в Европе все живут на широкую ногу, там тоже есть бедные. А ментальность людей в тех краях такова, что личное авто должен иметь даже безработный. Или просто человек, который на данный момент имеет очень скромный (по немецким, например, меркам) доход. Именно для таких людей и проектировалась эта заводская модель. Еще одной целью являлось повышение уровня продаж за счет недорогих, но надежных автомобилей.
Volkswagen Golf 1974 года вместе с другой моделью завода – Passat, появившейся годом ранее, стал спасительной соломинкой для немецкого концерна. Им предстояло оживить объем продаж и вывести предприятие из кризиса.
Ситуация сложилась так, что фурор, который произвел легендарный «Жук», в начале 70-х сошел на нет. Сбыт автомобильной продукции с каждым годом становился все ниже, нанося значительные убытки всему концерну Volkswagen AG. Срочно требовался быстрый, надежный и недорогой вариант автомобиля, призванный спасти автоконцерн от упадка.
По сути Golf стал преемником для Beetle. Хотя выпуск последнего продлился на два года дольше, чем базовой модели Golf первого поколения. В то же время другие модификации значительно пережили своего основоположника. К примеру, кабриолеты, количество которых приблизилось к 389 тысячам штук, производились на заводе в Karmann до начала лета 1993 года. Пикап Caddy на основе первого поколения Golf и вовсе оказался поразительным долгожителем.

94 тысячи таких пикапов собрал сараевский завод. Возможно, их получилось бы гораздо больше, но с 1992 года, из-за войны и политической ситуации в стране, сербское предприятие прекратило выпуск немецких пикапов. В США производство продлилось на год дольше. Это позволило превысить югославские цифры более чем в два раза.
Рекордсменом все же стала Южно-Африканская Республика. На здешний мощностях пикапы первого поколения производились аж до 2007 года. Впрочем, для африканских или латиноамериканских стран это не является чем-то диковинным. Скромный достаток и консерватизм местных покупателей побуждает производить устаревшие, но сохранившие спрос в этих странах, модели.
А вот 5-дверный Citi африканцы выпускали еще в течение двух лет. Так общее время производства на мощностях завода в ЮАР разных модификаций первого поколения Golf продлилось целую четверть века! Чтобы устаревшая конструкция хотя бы немного соответствовала духу времени, позже автомобиль стали компоновать обновленными деталями:
✅ приборная панель от Skoda Fabia
✅ современные фары
✅ другие элементы внешнего дизайна
Конечно имелась у этого процесса и другая сторона: некоторых запчастей просто уже не было по причине прекращения выпуска устаревшей модели на головном производстве. Так или иначе, но в Африке выкрутились и еще многие годы предлагали своим покупателям устаревшие, но надежные и полюбившиеся им конструкции.
Спасительные модели в стесненных обстоятельствах
Покупательский ажиотаж 50-60-х годов сильно расслабил руководство концерна. Поэтому слишком велико оказалось желание «почивать на лаврах». А, может быть, дело касалось консерватизма и нежелания идти в ногу со временем? Так или иначе, но позиция тогдашнего главы Volkswagen AG Генриха Нордхоффа отдавать приоритет заднеприводным конструкциям с воздушным охлаждением завела ситуацию в тупик.

Требовательные клиенты конца 60-х уже хотели передний привод. Тем более, что итальянские конкуренты в то время имели несколько моделей с такой компоновкой. Кажется, немецкая компания, некогда успешная, постепенно сдавала не только внешние, но и внутренние позиции. Спасать ситуацию поручили новому руководителю Курту Лоцу. Он настаивал на кардинальных обновлениях:
✅ водяном охлаждении
✅ переднем приводе
✅ поперечном расположении двигателя
✅ новой программе развития компании
После нескольких лет поисков и доработок, появилась новая модель, названная в честь теплого течения Гольфстрим. Также как оно приносит тепло, покой и расцвет в Европу, новому автомобилю предстояло вытаскивать концерн из дна, на которое он начал опускаться. И Volkswagen Golf справился с порученным заданием как нельзя лучше. То, что времена подошли нелегкие подтверждает и составление нового автомобиля общими усилиями:
✅ технические решения от Auto Union
✅ конструкторские наработки от NSU
✅ силовые установки от Audi
Собрав все это воедино проект 1969 года ЕА 276 превратился пять лет спустя в суперуспешный Golf, в течение многих лет возглавлявший немецкую статистику регистрации новых автомобилей. Ну и, как вы помните, на целых 25 лет обосновавшийся на южноафриканском конвейере.
Технические особенности и причины успеха Volkswagen Golf
ItalDesign в лице Джоржетто Джуджаро обеспечил простой, но оригинальный дизайн кузова. Решение о поперечном расположении силового агрегата дало максимальную эргономику. Невысокая цена привлекла к модели внимание покупателей, стесненных в средствах. Но все эти факты не являлись основной причиной успеха Golf.
Ею стало событие, получившее развитие с 1973 года – всемирный топливный кризис. Именно оно обеспечило автомобилю стойкий интерес со стороны покупателей на многие годы. Все дело в том, что первые двигатели модели с объемом 1,1 / 1,5 литров (мощностью 50 / 70 л. с.) показали себя очень экономичными. Так силовой агрегат меньшего объема имел расход топлива в пределах 5-6 л / 100 км. Согласитесь, самое лучшее предложение во время нефтяного кризиса.

Довели спрос до высшей точки испытания на надежность, проведенные в течение двух с половиной месяцев на американском материке. Они включали 30,5 тысяч км от самой северной точки до Огненной Земли и показали новый автомобиль с самой лучшей стороны. Теперь ему был обеспечен успех по обе стороны океана, сделав его одним из самых популярных переднеприводных хэтчбеков.
Развитие модели и дальнейшие ее поколения
Чудеса экономии продемонстрировал и появившийся в сентябре 1976 года Golf Diesel – ок. 5 л / 100 км. Начальная его мощность составляла 50 л. с. Со временем, благодаря турбонагнетателю, ее увеличили на двадцать единиц.
А вот самой мощной модификацией являлся 110-сильный Golf GTI. По этой причине его обеспечили вакуумным усилителем тормозов, спортивным рулем, широкими шинами и изменениями внешнего дизайна, увеличивающими его обтекаемость. В 1982 году на эту модификацию начали устанавливать 1,8-литровый, 112-сильный мотор.

Не забыли немцы и о консервативном сегменте рынка. Для таких покупателей в конце лета появился VW Jetta. Он предлагался с двух- или четырехдверным кузовом. Особую популярность Jetta приобрела среди североамериканских покупателей, где всегда любили кузова типа седан.
Первоначальный успех побудил руководство концерна приступить в 1983 году к выпуску второй серии модели. Производство Golf уже восьмого поколения (с 2019 года) продолжается и сегодня. А вот возвращаясь к сравнению с «Запорожцем» скажу одно. Попадая в нашу страну, этот автомобиль котировался выше наших «Жигулей». Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...