
Tatra-603 – премиальный автомобиль для партийной элиты
В странах Варшавского договора самыми престижными автомобилями считались ЗИС/ЗИЛ и ГАЗ. Советский Союз щедро поставлял лимузины своим политическим друзьям, чаще всего бесплатно.
Но не ЗИЛом и «Чайкой» едиными прославились страны соцлагеря. Была у них минимум одна марка, которая могла стать конкурентом советским лимузинам. Пусть эти автомобили не такие большие и мощные, зато они выделялись необычным дизайном.
Сегодня разговор пойдет про легковые машины фирмы Tatra из Чехословакии, а точнее, про самую красивую и неординарную модель, известную под индексом 603.
Ранняя Tatra-603 с тремя головными фарами. Фото: Youtube.com
Этот автомобиль дебютировал в 1956 году на выставке в Брно и вызвал просто бурю эмоций. Самое интересное, что модель разработали самостоятельно, не ориентируясь на американские аналоги, которые в то время считались эталоном.
Tatra-603 появилась благодаря одному увлеченному и влюбленному в свое дело человеку – Юлиусу Мацкерле. Создавая новую модель, инженер решил доказать всему миру, что Чехословакия – это страна, в которой могут делать хорошие автомобили, а самое главное – уникальные и ни на что не похожие.
Интересна история появления модели. Оказалось, что разработка нового автомобиля, едва не завершилась катастрофой. У предприятия закончились деньги на финальном этапе, когда испытания были позади.
Tatra-603 уже даже подготовили к серийному производству, но бюджет, выбитый Юлиусом Мацкерле с таким трудом, иссяк. Руководство завода прямо заявило, что денег нет и под суд никто идти не собирается за растрату.
Более поздние модификации были уже с четырьмя фарами. Фото: Youtube.com
Инженерам повезло исключительно из-за нужного знакомства с водителем заместителя премьер-министра Чехословакии. Конструкторы пожаловались, что такой удачный проект могут закрыть и автомобиль так и не станет серийным. Водитель свел их со своим боссом. Когда чиновник увидел Tatra-603, он сразу же распорядился выделить необходимые средства на запуск модели в серию.
Есть мнение, что Юлиус Мацкерле смог уговорить заместителя премьер-министра обещаниями, что новая машина будет приносить заводу и стране много денег. В пользу данной легенды говорит прозвище «Валюта» – именно так хотели назвать Tatra-603.
Дизайн новой модели разработал Франтишек Кардаус. Этот художник-конструктор известен любовью к необычным аэродинамическим формам, что и было воплощено в Tatra-603.
Особенно странно и футуристично выглядели головные фары, похожие на глаза циклопа, хотя у того орган зрения был в единственном числе. Кстати, изначально планировалось, что два боковых элемента будут посредством привода поворачиваться вместе с рулевым колесом. Только осуществить эту идею оказалось сложно и от нее отказались.
Автомобиль выглядит необычно, но красив однозначно. Фото: Youtube.com
Внешность автомобиля не портили даже карманы воздухозаборников на задних крыльях. В отличие от ЗАЗ-966, который появился только через 10 лет, они гармонично вписались в облик. Да и продувка моделей в аэродинамической трубе сказалась.
Внутри автомобиля могли разместиться шесть человек – передний диван тоже трехместный. Сам салон отличался простором как для первого, так и второго ряда.
Отапливалась Tatra-603 за счет установленного автономного обогревателя, работающего на бензине. Опять сходство с «Запорожцем»! Поневоле возникает мысль, что создатели советской малолитражки ориентировались на модель из Чехословакии.
Двигатель у Tatra-603 расположен сзади, но это не самая главная особенность. Он с воздушным охлаждением, то есть, устаревший конструктивно.
Нетипичный двигатель V8 с воздушным охлаждением. Фото: Youtube.com
Другая особенность – это V8, но с рабочим объемом, больше подходящим «четверке» или «шестерке» – 2,245 см3.
Задняя подвеска Tatra-603 по сути грузовая – с качающимися полуосями и дополнительными тягами которые делали эту конструкции комфортной для водителя и пассажиров. Спереди – классический МакФерсон. Тормоза барабанные до 1968 года, после чего их заменили на дисковые.
Tatra-603 получилась удачной. Модель массово поставляли в СССР, она считалась престижнее «Волги», но хуже «Чайки. Хотя, внимания этот автомобиль привлекал даже больше, чем лимузины марки ЗИЛ.
Но не ЗИЛом и «Чайкой» едиными прославились страны соцлагеря. Была у них минимум одна марка, которая могла стать конкурентом советским лимузинам. Пусть эти автомобили не такие большие и мощные, зато они выделялись необычным дизайном.
Сегодня разговор пойдет про легковые машины фирмы Tatra из Чехословакии, а точнее, про самую красивую и неординарную модель, известную под индексом 603.

Этот автомобиль дебютировал в 1956 году на выставке в Брно и вызвал просто бурю эмоций. Самое интересное, что модель разработали самостоятельно, не ориентируясь на американские аналоги, которые в то время считались эталоном.
История появления
Tatra-603 появилась благодаря одному увлеченному и влюбленному в свое дело человеку – Юлиусу Мацкерле. Создавая новую модель, инженер решил доказать всему миру, что Чехословакия – это страна, в которой могут делать хорошие автомобили, а самое главное – уникальные и ни на что не похожие.
Интересна история появления модели. Оказалось, что разработка нового автомобиля, едва не завершилась катастрофой. У предприятия закончились деньги на финальном этапе, когда испытания были позади.
Tatra-603 уже даже подготовили к серийному производству, но бюджет, выбитый Юлиусом Мацкерле с таким трудом, иссяк. Руководство завода прямо заявило, что денег нет и под суд никто идти не собирается за растрату.

Инженерам повезло исключительно из-за нужного знакомства с водителем заместителя премьер-министра Чехословакии. Конструкторы пожаловались, что такой удачный проект могут закрыть и автомобиль так и не станет серийным. Водитель свел их со своим боссом. Когда чиновник увидел Tatra-603, он сразу же распорядился выделить необходимые средства на запуск модели в серию.
Есть мнение, что Юлиус Мацкерле смог уговорить заместителя премьер-министра обещаниями, что новая машина будет приносить заводу и стране много денег. В пользу данной легенды говорит прозвище «Валюта» – именно так хотели назвать Tatra-603.
Внешний вид
Дизайн новой модели разработал Франтишек Кардаус. Этот художник-конструктор известен любовью к необычным аэродинамическим формам, что и было воплощено в Tatra-603.
Особенно странно и футуристично выглядели головные фары, похожие на глаза циклопа, хотя у того орган зрения был в единственном числе. Кстати, изначально планировалось, что два боковых элемента будут посредством привода поворачиваться вместе с рулевым колесом. Только осуществить эту идею оказалось сложно и от нее отказались.

Внешность автомобиля не портили даже карманы воздухозаборников на задних крыльях. В отличие от ЗАЗ-966, который появился только через 10 лет, они гармонично вписались в облик. Да и продувка моделей в аэродинамической трубе сказалась.
Внутри автомобиля могли разместиться шесть человек – передний диван тоже трехместный. Сам салон отличался простором как для первого, так и второго ряда.
Отапливалась Tatra-603 за счет установленного автономного обогревателя, работающего на бензине. Опять сходство с «Запорожцем»! Поневоле возникает мысль, что создатели советской малолитражки ориентировались на модель из Чехословакии.
Технические нюансы
Двигатель у Tatra-603 расположен сзади, но это не самая главная особенность. Он с воздушным охлаждением, то есть, устаревший конструктивно.

Другая особенность – это V8, но с рабочим объемом, больше подходящим «четверке» или «шестерке» – 2,245 см3.
Задняя подвеска Tatra-603 по сути грузовая – с качающимися полуосями и дополнительными тягами которые делали эту конструкции комфортной для водителя и пассажиров. Спереди – классический МакФерсон. Тормоза барабанные до 1968 года, после чего их заменили на дисковые.
Tatra-603 получилась удачной. Модель массово поставляли в СССР, она считалась престижнее «Волги», но хуже «Чайки. Хотя, внимания этот автомобиль привлекал даже больше, чем лимузины марки ЗИЛ.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...