Авто не для всех: советский лимузин ЗИЛ-114
Советские лимузины народ видел изредка, в основном на военных парадах. А так, они возили делегации и встречали высоких гостей.
Первые лимузины ЗИЛ были частично иностранными – с большим количеством скопированных узлов и агрегатов. Примером для подражания являлся автопром США.
Но ЗИЛ-114 стал революционным – его разработали с нуля, и почти не использовали технические решения иностранных производителей. Это и делает лимузин легендарным – он стал образцом для подражания для всех последующих советских автомобилей этого класса. Они собирались на базе этой машины, меняя лишь внешний вид и отделку.
В отличие от предшественника, дизайн нового лимузина получился далеко не таким кричащим и помпезным. Наоборот, при создании руководствовались принципами минимализма. Но зато кузов получился современный и классический, не подверженный модным веяниям.
Автомобиль семиместный, длина целых 6 305 мм при колесной базе 3 880 мм.
В середине 1960-х было принято решение разрабатывать машину с нуля – даже раму сделали новую. Она получила лонжероны закрытого сечения, лишившись икс-образного усилителя.
Тормозная система у ЗИЛ-114 уникальная – никогда до этого у советских автомобилей не было дисков на всех колесах, в основном, барабаны. Тут их скопировали с Girling – это одно из немногих заимствований от зарубежных производителей. Но тормоза лицензионные, все было честно куплено и оформлено.
Перед тем, как создавать новый лимузин, советские инженеры тщательно изучили американские модели данного класса. Дизайн сделали именно в стиле Chrysler и General Motors, но он более сдержанный и классический.
Мотор для ЗИЛ-114 был V8 на 300 л. с. В качестве базы выбран двигатель от ЗИЛ-111, но его так переработали, что можно назвать новым агрегатом. Рабочий объем был увеличен с 6 до 7 литров, мощность подняли в полтора раза.
Система питания – четырехкамерный карбюратор.
Коробку передач изначально ставили от ЗИЛ-111 – это простой двухступенчатый автомат. Агрегат ведет свою родословную еще от американских Chrysler из 50-х годов. АКПП ставилась с 1967 по 1975 гг. Этот «автомат» был устаревший и откровенно слабый для мощного двигателя. На ЗИЛ-111 он подходил, но для новой модели не слишком годился.
В 1975 году на смену двухступенчатой коробке с кнопками управления пришла традиционная для современных водителей – трехступенчатая с напольным рычагом. Этот агрегат был более надежным, но все равно, высоким ресурсом он не отличался.
Разрабатывая подвеску для нового лимузина, советские инженеры нашли компромиссное решение. Заднюю часть они оставили без изменений, перенеся ее с ЗИЛ-111, а вот переднюю скопировали с автомобилей марки Chrysler.
Сзади у лимузина стоят традиционные рессоры и неразрезной мост. Спереди – подвеска на продольных торсионах.
За счет этого новый лимузин получил:
ЗИЛ-114 стал самым современным и прогрессивным советским автомобилем за всю историю лимузинов Завода имени Лихачева.
В конце 1960-х годов стало понятно, что Леонид Ильич Брежнев имеет серьезные проблемы со здоровьем. Афишировать это не хотелось, но на все выезды главу государства должны были сопровождать врачи.
Именно для этого в 1974 был создан специализированный ЗИЛ-114А. Машину изготовили в двух экземплярах – одна из них была скорее опытной, потом ее прикрепили для обслуживания медсанчасти Завода имени Лихачева.
Второй автомобиль сделали в соответствии с канонами «лимузиностроения». Внешне – это типичный универсал. На борту не было никаких специальных знаков, показывающих, что это медицинский автомобиль. Даже бригада из трех врачей не имела белых халатов, чтобы не демаскировать машину.
Внутри имелась вся необходимая кардиологическая и реанимационная аппаратура. Но для проведения операций ЗИЛ-114А не был предназначен. В его задачу входила максимально быстрая доставка пациента в больницу и поддержание жизнедеятельности в это время.
Интересно, что задняя левая дверь в салон не вела – там было небольшое багажное отделение, где водитель хранил запаску и инструменты для экстренного ремонта.
Снаряженная масса автомобиля составляла 3,9 тонны, полная – 4,8 т.
Во второй половине 1970-х годов на Заводе имени Лихачева начались работы по созданию лимузина нового поколения – 115 модели. Чтобы испытать новый двигатель и трансмиссию, было решено установить их на ЗИЛ-114. Такой автомобиль получил название индекс Э114С.
В 1975 году работы по созданию кузова нового лимузина завершились. Но двигатель и коробка передач к тому времени еще не были готовы. Поэтому на ЗИЛ-114 стали устанавливать новый кузов, делая переходные модели. Всего изготовлено около 30 таких автомобилей, получивших индекс 114Н. Буква «Н» в названии означает «новый».
Интересный лимузин с заводским люком на крыше. Сколько их конкретно было создано на Заводе имени Лихачева – неизвестно, говорят о существовании трех опытных экземпляров. Подобные автомобили делали по инициативе конструкторского бюро.
Основная цель лимузина с люком в крыше – это сделать главу государства близким к народу. Но в СССР эта идея не прижилась.
Кроме серийных экземпляров, Завод имени Лихачева выпускал и несколько секретных версий ЗИЛ-114. Например, автомобиль спецсвязи имел на борту полный комплекс аппаратуры, обеспечивающей бесперебойную, защищенную от помех связь с любым абонентом земного шара.
Была отдельная версия лимузинов с экранированным зажиганием. Этот автомобиль назывался ЗИЛ-114Е.
Самой секретной моделью стала модификация 114М. Буква «М» в названии означает «модернизированный». Автомобиль должен был получить броню с толщиной до 7 мм. Разработки велись осенью 1969 года, но в итоге от нее отказались, не сделав даже макет.
Кроме секретных, нужно упомянуть еще об одной интересной машине – киношном ЗИЛ-114. По факту – это обыкновенный базовый лимузин, который был передан «Мосфильму» в 1980-х годах. Дело в том, что машина пострадала в аварии, и не могла эксплуатироваться в правительственных гаражах по тамошним правилам даже после восстановления.
Киношники переделали автомобиль, превратив его в платформу для киносъемок.
Для своих лет, ЗИЛ-114 был революционным. К сожалению, на этом все по факту и закончилось – последующие модели правительственных лимузинов разрабатывались на базе этого автомобиля. Всего было выпущено 113 ЗИЛ-114 различных модификаций.
Особенности
Первые лимузины ЗИЛ были частично иностранными – с большим количеством скопированных узлов и агрегатов. Примером для подражания являлся автопром США.
Но ЗИЛ-114 стал революционным – его разработали с нуля, и почти не использовали технические решения иностранных производителей. Это и делает лимузин легендарным – он стал образцом для подражания для всех последующих советских автомобилей этого класса. Они собирались на базе этой машины, меняя лишь внешний вид и отделку.
Кузов и салон
В отличие от предшественника, дизайн нового лимузина получился далеко не таким кричащим и помпезным. Наоборот, при создании руководствовались принципами минимализма. Но зато кузов получился современный и классический, не подверженный модным веяниям.
Автомобиль семиместный, длина целых 6 305 мм при колесной базе 3 880 мм.
Перед чем-то дизайн Москвича напоминает. Фото: Youtube.com
В середине 1960-х было принято решение разрабатывать машину с нуля – даже раму сделали новую. Она получила лонжероны закрытого сечения, лишившись икс-образного усилителя.
Тормозная система у ЗИЛ-114 уникальная – никогда до этого у советских автомобилей не было дисков на всех колесах, в основном, барабаны. Тут их скопировали с Girling – это одно из немногих заимствований от зарубежных производителей. Но тормоза лицензионные, все было честно куплено и оформлено.
Некоторые утверждают, что дизайн салона ЗИЛ-114 скопирован с Imperial. На самом деле, ничего подобного – мода в 1960-х была на такое оформление лимузинов, а делали их только в США. Именно от этого и все схожести.
Перед тем, как создавать новый лимузин, советские инженеры тщательно изучили американские модели данного класса. Дизайн сделали именно в стиле Chrysler и General Motors, но он более сдержанный и классический.
Двигатель и коробка передач
Мотор для ЗИЛ-114 был V8 на 300 л. с. В качестве базы выбран двигатель от ЗИЛ-111, но его так переработали, что можно назвать новым агрегатом. Рабочий объем был увеличен с 6 до 7 литров, мощность подняли в полтора раза.
Дизайн четкий и угловатый. Фото: Youtube.com
Система питания – четырехкамерный карбюратор.
Коробку передач изначально ставили от ЗИЛ-111 – это простой двухступенчатый автомат. Агрегат ведет свою родословную еще от американских Chrysler из 50-х годов. АКПП ставилась с 1967 по 1975 гг. Этот «автомат» был устаревший и откровенно слабый для мощного двигателя. На ЗИЛ-111 он подходил, но для новой модели не слишком годился.
Спасало положение только то, что пробеги у лимузинов были минимальные, так что АКПП кое-как справлялась.
В 1975 году на смену двухступенчатой коробке с кнопками управления пришла традиционная для современных водителей – трехступенчатая с напольным рычагом. Этот агрегат был более надежным, но все равно, высоким ресурсом он не отличался.
Подвески
Разрабатывая подвеску для нового лимузина, советские инженеры нашли компромиссное решение. Заднюю часть они оставили без изменений, перенеся ее с ЗИЛ-111, а вот переднюю скопировали с автомобилей марки Chrysler.
Сзади у лимузина стоят традиционные рессоры и неразрезной мост. Спереди – подвеска на продольных торсионах.
Приборная панель строгая и лаконичная. Фото: Youtube.com
За счет этого новый лимузин получил:
- ? Высокую плавность хода
- ? Минимальные крены в поворотах
- ? Отсутствие «клевков» при резком торможении
ЗИЛ-114 стал самым современным и прогрессивным советским автомобилем за всю историю лимузинов Завода имени Лихачева.
ЗИЛ-114А – машина медпомощи для Брежнева
В конце 1960-х годов стало понятно, что Леонид Ильич Брежнев имеет серьезные проблемы со здоровьем. Афишировать это не хотелось, но на все выезды главу государства должны были сопровождать врачи.
Именно для этого в 1974 был создан специализированный ЗИЛ-114А. Машину изготовили в двух экземплярах – одна из них была скорее опытной, потом ее прикрепили для обслуживания медсанчасти Завода имени Лихачева.
Второй автомобиль сделали в соответствии с канонами «лимузиностроения». Внешне – это типичный универсал. На борту не было никаких специальных знаков, показывающих, что это медицинский автомобиль. Даже бригада из трех врачей не имела белых халатов, чтобы не демаскировать машину.
Кроме медиков, в экипаже были прикреплены водитель и охранник. В салоне оставалось место для одного лежачего больного.
Внутри имелась вся необходимая кардиологическая и реанимационная аппаратура. Но для проведения операций ЗИЛ-114А не был предназначен. В его задачу входила максимально быстрая доставка пациента в больницу и поддержание жизнедеятельности в это время.
Сзади с комфортом разместится человек любой комплекции. Фото: Youtube.com
Интересно, что задняя левая дверь в салон не вела – там было небольшое багажное отделение, где водитель хранил запаску и инструменты для экстренного ремонта.
Снаряженная масса автомобиля составляла 3,9 тонны, полная – 4,8 т.
ЗИЛ-Э114С, ЗИЛ-114Н
Во второй половине 1970-х годов на Заводе имени Лихачева начались работы по созданию лимузина нового поколения – 115 модели. Чтобы испытать новый двигатель и трансмиссию, было решено установить их на ЗИЛ-114. Такой автомобиль получил название индекс Э114С.
В 1975 году работы по созданию кузова нового лимузина завершились. Но двигатель и коробка передач к тому времени еще не были готовы. Поэтому на ЗИЛ-114 стали устанавливать новый кузов, делая переходные модели. Всего изготовлено около 30 таких автомобилей, получивших индекс 114Н. Буква «Н» в названии означает «новый».
ЗИЛ-114К
Интересный лимузин с заводским люком на крыше. Сколько их конкретно было создано на Заводе имени Лихачева – неизвестно, говорят о существовании трех опытных экземпляров. Подобные автомобили делали по инициативе конструкторского бюро.
Основная цель лимузина с люком в крыше – это сделать главу государства близким к народу. Но в СССР эта идея не прижилась.
Секретные автомобили
Кроме серийных экземпляров, Завод имени Лихачева выпускал и несколько секретных версий ЗИЛ-114. Например, автомобиль спецсвязи имел на борту полный комплекс аппаратуры, обеспечивающей бесперебойную, защищенную от помех связь с любым абонентом земного шара.
Была отдельная версия лимузинов с экранированным зажиганием. Этот автомобиль назывался ЗИЛ-114Е.
Двигатель V8. Фото: Youtube.com
Самой секретной моделью стала модификация 114М. Буква «М» в названии означает «модернизированный». Автомобиль должен был получить броню с толщиной до 7 мм. Разработки велись осенью 1969 года, но в итоге от нее отказались, не сделав даже макет.
Киношный ЗИЛ
Кроме секретных, нужно упомянуть еще об одной интересной машине – киношном ЗИЛ-114. По факту – это обыкновенный базовый лимузин, который был передан «Мосфильму» в 1980-х годах. Дело в том, что машина пострадала в аварии, и не могла эксплуатироваться в правительственных гаражах по тамошним правилам даже после восстановления.
Киношники переделали автомобиль, превратив его в платформу для киносъемок.
Один из ЗИЛ-114 сохранили в США. Фото: Youtube.com
Для своих лет, ЗИЛ-114 был революционным. К сожалению, на этом все по факту и закончилось – последующие модели правительственных лимузинов разрабатывались на базе этого автомобиля. Всего было выпущено 113 ЗИЛ-114 различных модификаций.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...