Автобусы «Волжанин»: от автоколонны до полноценного производства
После того как Россия в 1991 году стала отдельным государством, начали происходить многие переориентационные процессы внутри страны. Экономика из государственной все больше становилась конкурентной. Также изменяется спектр производства. Теперь есть возможность приобретения импортных комплектующих: двигателей, кузовов и целых моделей разных видов транспорта.
К этому всему добавляется неразбериха, финансовая нестабильность и возможность реализовать предпринимательскую жилку. Люди, жившие в то время, резко разделяются на тех, кто идет вперед и добивается успеха. Другая часть, напротив, не находит себя в новых реалиях. К последним очень хорошо подходят слова бессмертного Бендера: «Киса, мы с вами чужие на этом празднике жизни!». Но, не будет о грустном, ведь сегодня речь пойдет о представителях первой из упомянутых категорий.
Обычная советская практика – в каждом городе существует своя автоколонна. Она обслуживает внутригородские, пригородные и междугородные маршруты. Это очень удобно, всегда под рукой водители, механики и администрация. Существует такая и в 250-тысячном Волжске, относящемся к Волгоградской городской агломерации. Ей присвоен союзный № 1732. Руководство во главе с Анатолием Бакулиным здесь оказалось вполне современным и предприимчивым. Поэтому именно сюда в 1993 году перенесена сборка автобусов ЛиАЗ-5256 из уже готовых машинокомплектов.
В общем-то, обычный новый сборочный цех, каких имелось немало как в те времена, так и сейчас. Но амбиции не позволили остановливаться на достигнутом. Хотелось двигаться вперед, к новым высотам. Поэтому спустя всего два года на базе автоколонны начались собственные разработки.
Середина 90-х казалась совсем неподходящим временем для покорения новых высот: гиперинфляция, политическая нестабильность, экономический крах. В Волжске решили не обращать на это внимания, занимаясь разработками собственной модели автобуса.
Так ЛиАЗ-5256, выпускаемые волжским заводом после 1997 года, получили специфические перемены в экстерьере. Их передняя часть теперь явно отсылала к неосуществленной «Премьере». В общем, волжане всем показали, что «первый блин – комом» – не повод «откладывать сковородку в сторону». Предприятие ждало дальнейшее развитие и успех.
Это подтвердило их участие в Московском автосалоне-97 с новинкой – «Волжанин-5270». Это уже был экземпляр городской техники с немецким MAN под капотом. Заявив так о себе на всю страну ВАП решило сосредоточиться на выпуске транспорта собственной конструкции. Поэтому с 1998 года производство ликинских автобусов прекратили совсем.
Через год стартует серийное производство доработанного «5270». Но в Волжском не собирались оставаться заводом одной модели. Очень скоро всеобщему вниманию представлены новые автобусы и разработки:
✅ с 2000 года на конвейер встали пригородная и междугородная модели
✅ спустя год – первый трехосник модели «6270»
✅ междугородний «5285» в 2003 году признан лучшим отечественным автобусом
✅ спустя два года успех повторил 15-метровый «Волжанин-6270»
В первое пятилетие нового тысячелетия завод динамично развивался. И это подтверждали не только получаемые награды на конкурсах и диплом за оригинальность конструкции на «Мотор Шоу». Автосборочное предприятие старалось использовать шасси от разных производителей: Scania, TATA и другие. Расширялся и модельный ряд: от малого городского «3290» до низкопольной 15-метровой конструкции.
Развивая линейку, производители не забывают и о своевременном рестайлинге первой модели. «Волжанин-5270» заметно изменился с 2004 года. Это были отголоски дизайнерских решений от «шестьдесят второго»: прямоугольные фары сменили две пары круглых.
Область применения модели и ее многочисленных модификаций оказалась довольно обширной. Этому способствовала надежная конструкция неприхотливого в использовании автобуса. А это:
✅ цельнометаллический каркас
✅ облицовочные панели из оцинковки
✅ многослойное лобовое стекло
✅ панорамное остекление салона
✅ антикоррозионный корпус вагонного типа, изготовленный из низколегированной стали
Последнее имело очень большое значение в зимний период. Тогда трасса, посыпаемая различными реагентами, становится особо агрессивной для внешней обшивки автобуса. Антикоррозионка значительно снижает их негативное влияние.
В том, что касается остекления пассажирской части автобуса, то оно выполнено тонированным стеклом и имеет окна форточной конструкции. Из дополнительных удобств стоит упомянуть стационарное отопление и хороший уровень шумоизоляции салона. Настил пола выполнен из твердо-мягкой комбинации, а панели – из материала, который может долго оставаться в чистом состоянии. Сами 24 сидения пластиковые с мягкими вставками для дополнительного комфорта. Пассивную безопасность тех, кто едет стоя, обеспечивают навесные ремни и обычные поручни.
Позаботились и о пассажирах с особыми потребностями. В середине салона выделили площадку для инвалидных (или детских) колясок с кнопкой вызова водителя. А для их заезда в салон средняя дверь оборудована откидной панелью, снижающей посадочный перепад высоты. Всего дверей в салоне три. Для удобства все они управляются одной кнопкой на водительском пульте. 15 основных модификаций модели оснащаются силовыми агрегатами разных производителей:
✅ Deutz
✅ MAN
✅ Caterpillar
✅ ЯМЗ-236
✅ Scania
✅ Raba
✅ Cummins
Чаще всего в автобусе, способном перевозить до 110 пассажиров, использовался шестицилиндровый дизельный 285-сильный Deutz. 7,1-литровый мотор расходовал не меньше 30 л / 100 км, имея миллионный заводской ресурс до капиталки. Есть в линейке и специализированный транспорт. К примеру, передвижная библиотека. Автобус выпускался в течение 15 лет, завершив свою историю в 2012 году.
После выхода в 2001 году опытной партии междугородных автобусов модели «52851», состоявшей из 40 экземпляров, решено было освоить серийное производство. Оно стартовало через два года. Машина предназначалась для междугородных поездок длительной протяженности.
Его сильной стороной стало то, что предлагался максимум комфорта: индивидуальный климат-контроль, откидные столики, туалеты, аудио- и видеосистемы. Слабой стороной можно назвать зависимость от импортных комплектующих: привод дверей, элементы интерьера, стеклопакеты и многое другое здесь применялось иностранного производства.
Потребность рынка во вместительной автобусной технике пытались решать с помощью трехосной модели «6270», освоенной в 2001 году. Высокопольная модификация имела 30 сидячих мест при полной вместимости 145 человек. Полунизкопольной, изготавливаемой для столицы с 2005 года, добавили еще одно сидение. А вот общая вместимость значительно снизилась – 115 пассажиров.
За чуть более чем 10 лет выпущено почти 270 единиц такой техники. В 2008 году произошло вхождение предприятия в холдинг «Volgabus». Это стало окончанием истории автобусов марки «Волжанин». С этого момента появилось новое название – «Volgabus «СитиРитм».
К этому всему добавляется неразбериха, финансовая нестабильность и возможность реализовать предпринимательскую жилку. Люди, жившие в то время, резко разделяются на тех, кто идет вперед и добивается успеха. Другая часть, напротив, не находит себя в новых реалиях. К последним очень хорошо подходят слова бессмертного Бендера: «Киса, мы с вами чужие на этом празднике жизни!». Но, не будет о грустном, ведь сегодня речь пойдет о представителях первой из упомянутых категорий.
ЛиАЗ-5256, с которого началась история ВАП «Волжанин». Фото: youtube.com
Обычная советская практика – в каждом городе существует своя автоколонна. Она обслуживает внутригородские, пригородные и междугородные маршруты. Это очень удобно, всегда под рукой водители, механики и администрация. Существует такая и в 250-тысячном Волжске, относящемся к Волгоградской городской агломерации. Ей присвоен союзный № 1732. Руководство во главе с Анатолием Бакулиным здесь оказалось вполне современным и предприимчивым. Поэтому именно сюда в 1993 году перенесена сборка автобусов ЛиАЗ-5256 из уже готовых машинокомплектов.
В общем-то, обычный новый сборочный цех, каких имелось немало как в те времена, так и сейчас. Но амбиции не позволили остановливаться на достигнутом. Хотелось двигаться вперед, к новым высотам. Поэтому спустя всего два года на базе автоколонны начались собственные разработки.
Первый «Волжанин» из Волжска
Середина 90-х казалась совсем неподходящим временем для покорения новых высот: гиперинфляция, политическая нестабильность, экономический крах. В Волжске решили не обращать на это внимания, занимаясь разработками собственной модели автобуса.
После 1995 года появился пробный шар нового завода – «Премьера» («Волжанин-5268»). Опытные образцы этого междугородного автобуса не имели продолжения, но стали основой для дальнейших моделей предприятия.
Так ЛиАЗ-5256, выпускаемые волжским заводом после 1997 года, получили специфические перемены в экстерьере. Их передняя часть теперь явно отсылала к неосуществленной «Премьере». В общем, волжане всем показали, что «первый блин – комом» – не повод «откладывать сковородку в сторону». Предприятие ждало дальнейшее развитие и успех.
Так выглядел «Волжанин-5270-10-06». Фото: youtube.com
Это подтвердило их участие в Московском автосалоне-97 с новинкой – «Волжанин-5270». Это уже был экземпляр городской техники с немецким MAN под капотом. Заявив так о себе на всю страну ВАП решило сосредоточиться на выпуске транспорта собственной конструкции. Поэтому с 1998 года производство ликинских автобусов прекратили совсем.
Новые модели и развитие предприятия
Через год стартует серийное производство доработанного «5270». Но в Волжском не собирались оставаться заводом одной модели. Очень скоро всеобщему вниманию представлены новые автобусы и разработки:
✅ с 2000 года на конвейер встали пригородная и междугородная модели
✅ спустя год – первый трехосник модели «6270»
✅ междугородний «5285» в 2003 году признан лучшим отечественным автобусом
✅ спустя два года успех повторил 15-метровый «Волжанин-6270»
В первое пятилетие нового тысячелетия завод динамично развивался. И это подтверждали не только получаемые награды на конкурсах и диплом за оригинальность конструкции на «Мотор Шоу». Автосборочное предприятие старалось использовать шасси от разных производителей: Scania, TATA и другие. Расширялся и модельный ряд: от малого городского «3290» до низкопольной 15-метровой конструкции.
Развивая линейку, производители не забывают и о своевременном рестайлинге первой модели. «Волжанин-5270» заметно изменился с 2004 года. Это были отголоски дизайнерских решений от «шестьдесят второго»: прямоугольные фары сменили две пары круглых.
Описание и устройство «Волжанина-5270»
Область применения модели и ее многочисленных модификаций оказалась довольно обширной. Этому способствовала надежная конструкция неприхотливого в использовании автобуса. А это:
✅ цельнометаллический каркас
✅ облицовочные панели из оцинковки
✅ многослойное лобовое стекло
✅ панорамное остекление салона
✅ антикоррозионный корпус вагонного типа, изготовленный из низколегированной стали
Последнее имело очень большое значение в зимний период. Тогда трасса, посыпаемая различными реагентами, становится особо агрессивной для внешней обшивки автобуса. Антикоррозионка значительно снижает их негативное влияние.
Вместительный транспорт с нетерпением ждут пассажиры. Фото: youtube.com
В том, что касается остекления пассажирской части автобуса, то оно выполнено тонированным стеклом и имеет окна форточной конструкции. Из дополнительных удобств стоит упомянуть стационарное отопление и хороший уровень шумоизоляции салона. Настил пола выполнен из твердо-мягкой комбинации, а панели – из материала, который может долго оставаться в чистом состоянии. Сами 24 сидения пластиковые с мягкими вставками для дополнительного комфорта. Пассивную безопасность тех, кто едет стоя, обеспечивают навесные ремни и обычные поручни.
Позаботились и о пассажирах с особыми потребностями. В середине салона выделили площадку для инвалидных (или детских) колясок с кнопкой вызова водителя. А для их заезда в салон средняя дверь оборудована откидной панелью, снижающей посадочный перепад высоты. Всего дверей в салоне три. Для удобства все они управляются одной кнопкой на водительском пульте. 15 основных модификаций модели оснащаются силовыми агрегатами разных производителей:
✅ Deutz
✅ MAN
✅ Caterpillar
✅ ЯМЗ-236
✅ Scania
✅ Raba
✅ Cummins
Чаще всего в автобусе, способном перевозить до 110 пассажиров, использовался шестицилиндровый дизельный 285-сильный Deutz. 7,1-литровый мотор расходовал не меньше 30 л / 100 км, имея миллионный заводской ресурс до капиталки. Есть в линейке и специализированный транспорт. К примеру, передвижная библиотека. Автобус выпускался в течение 15 лет, завершив свою историю в 2012 году.
«Волжанин-6270» и другие модели завода
После выхода в 2001 году опытной партии междугородных автобусов модели «52851», состоявшей из 40 экземпляров, решено было освоить серийное производство. Оно стартовало через два года. Машина предназначалась для междугородных поездок длительной протяженности.
Сочлененная модель с индексом «6271». Фото: youtube.com
Его сильной стороной стало то, что предлагался максимум комфорта: индивидуальный климат-контроль, откидные столики, туалеты, аудио- и видеосистемы. Слабой стороной можно назвать зависимость от импортных комплектующих: привод дверей, элементы интерьера, стеклопакеты и многое другое здесь применялось иностранного производства.
Потребность рынка во вместительной автобусной технике пытались решать с помощью трехосной модели «6270», освоенной в 2001 году. Высокопольная модификация имела 30 сидячих мест при полной вместимости 145 человек. Полунизкопольной, изготавливаемой для столицы с 2005 года, добавили еще одно сидение. А вот общая вместимость значительно снизилась – 115 пассажиров.
С 2008 года автобусы изменили свое название. Фото: youtube.com
За чуть более чем 10 лет выпущено почти 270 единиц такой техники. В 2008 году произошло вхождение предприятия в холдинг «Volgabus». Это стало окончанием истории автобусов марки «Волжанин». С этого момента появилось новое название – «Volgabus «СитиРитм».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...