
Автобусы «Волжанин»: от автоколонны до полноценного производства
После того как Россия в 1991 году стала отдельным государством, начали происходить многие переориентационные процессы внутри страны. Экономика из государственной все больше становилась конкурентной. Также изменяется спектр производства. Теперь есть возможность приобретения импортных комплектующих: двигателей, кузовов и целых моделей разных видов транспорта.
К этому всему добавляется неразбериха, финансовая нестабильность и возможность реализовать предпринимательскую жилку. Люди, жившие в то время, резко разделяются на тех, кто идет вперед и добивается успеха. Другая часть, напротив, не находит себя в новых реалиях. К последним очень хорошо подходят слова бессмертного Бендера: «Киса, мы с вами чужие на этом празднике жизни!». Но, не будет о грустном, ведь сегодня речь пойдет о представителях первой из упомянутых категорий.
ЛиАЗ-5256, с которого началась история ВАП «Волжанин». Фото: youtube.com
Обычная советская практика – в каждом городе существует своя автоколонна. Она обслуживает внутригородские, пригородные и междугородные маршруты. Это очень удобно, всегда под рукой водители, механики и администрация. Существует такая и в 250-тысячном Волжске, относящемся к Волгоградской городской агломерации. Ей присвоен союзный № 1732. Руководство во главе с Анатолием Бакулиным здесь оказалось вполне современным и предприимчивым. Поэтому именно сюда в 1993 году перенесена сборка автобусов ЛиАЗ-5256 из уже готовых машинокомплектов.
В общем-то, обычный новый сборочный цех, каких имелось немало как в те времена, так и сейчас. Но амбиции не позволили остановливаться на достигнутом. Хотелось двигаться вперед, к новым высотам. Поэтому спустя всего два года на базе автоколонны начались собственные разработки.
Середина 90-х казалась совсем неподходящим временем для покорения новых высот: гиперинфляция, политическая нестабильность, экономический крах. В Волжске решили не обращать на это внимания, занимаясь разработками собственной модели автобуса.
Так ЛиАЗ-5256, выпускаемые волжским заводом после 1997 года, получили специфические перемены в экстерьере. Их передняя часть теперь явно отсылала к неосуществленной «Премьере». В общем, волжане всем показали, что «первый блин – комом» – не повод «откладывать сковородку в сторону». Предприятие ждало дальнейшее развитие и успех.
Так выглядел «Волжанин-5270-10-06». Фото: youtube.com
Это подтвердило их участие в Московском автосалоне-97 с новинкой – «Волжанин-5270». Это уже был экземпляр городской техники с немецким MAN под капотом. Заявив так о себе на всю страну ВАП решило сосредоточиться на выпуске транспорта собственной конструкции. Поэтому с 1998 года производство ликинских автобусов прекратили совсем.
Через год стартует серийное производство доработанного «5270». Но в Волжском не собирались оставаться заводом одной модели. Очень скоро всеобщему вниманию представлены новые автобусы и разработки:
✅ с 2000 года на конвейер встали пригородная и междугородная модели
✅ спустя год – первый трехосник модели «6270»
✅ междугородний «5285» в 2003 году признан лучшим отечественным автобусом
✅ спустя два года успех повторил 15-метровый «Волжанин-6270»
В первое пятилетие нового тысячелетия завод динамично развивался. И это подтверждали не только получаемые награды на конкурсах и диплом за оригинальность конструкции на «Мотор Шоу». Автосборочное предприятие старалось использовать шасси от разных производителей: Scania, TATA и другие. Расширялся и модельный ряд: от малого городского «3290» до низкопольной 15-метровой конструкции.
Развивая линейку, производители не забывают и о своевременном рестайлинге первой модели. «Волжанин-5270» заметно изменился с 2004 года. Это были отголоски дизайнерских решений от «шестьдесят второго»: прямоугольные фары сменили две пары круглых.
Область применения модели и ее многочисленных модификаций оказалась довольно обширной. Этому способствовала надежная конструкция неприхотливого в использовании автобуса. А это:
✅ цельнометаллический каркас
✅ облицовочные панели из оцинковки
✅ многослойное лобовое стекло
✅ панорамное остекление салона
✅ антикоррозионный корпус вагонного типа, изготовленный из низколегированной стали
Последнее имело очень большое значение в зимний период. Тогда трасса, посыпаемая различными реагентами, становится особо агрессивной для внешней обшивки автобуса. Антикоррозионка значительно снижает их негативное влияние.
Вместительный транспорт с нетерпением ждут пассажиры. Фото: youtube.com
В том, что касается остекления пассажирской части автобуса, то оно выполнено тонированным стеклом и имеет окна форточной конструкции. Из дополнительных удобств стоит упомянуть стационарное отопление и хороший уровень шумоизоляции салона. Настил пола выполнен из твердо-мягкой комбинации, а панели – из материала, который может долго оставаться в чистом состоянии. Сами 24 сидения пластиковые с мягкими вставками для дополнительного комфорта. Пассивную безопасность тех, кто едет стоя, обеспечивают навесные ремни и обычные поручни.
Позаботились и о пассажирах с особыми потребностями. В середине салона выделили площадку для инвалидных (или детских) колясок с кнопкой вызова водителя. А для их заезда в салон средняя дверь оборудована откидной панелью, снижающей посадочный перепад высоты. Всего дверей в салоне три. Для удобства все они управляются одной кнопкой на водительском пульте. 15 основных модификаций модели оснащаются силовыми агрегатами разных производителей:
✅ Deutz
✅ MAN
✅ Caterpillar
✅ ЯМЗ-236
✅ Scania
✅ Raba
✅ Cummins
Чаще всего в автобусе, способном перевозить до 110 пассажиров, использовался шестицилиндровый дизельный 285-сильный Deutz. 7,1-литровый мотор расходовал не меньше 30 л / 100 км, имея миллионный заводской ресурс до капиталки. Есть в линейке и специализированный транспорт. К примеру, передвижная библиотека. Автобус выпускался в течение 15 лет, завершив свою историю в 2012 году.
После выхода в 2001 году опытной партии междугородных автобусов модели «52851», состоявшей из 40 экземпляров, решено было освоить серийное производство. Оно стартовало через два года. Машина предназначалась для междугородных поездок длительной протяженности.
Сочлененная модель с индексом «6271». Фото: youtube.com
Его сильной стороной стало то, что предлагался максимум комфорта: индивидуальный климат-контроль, откидные столики, туалеты, аудио- и видеосистемы. Слабой стороной можно назвать зависимость от импортных комплектующих: привод дверей, элементы интерьера, стеклопакеты и многое другое здесь применялось иностранного производства.
Потребность рынка во вместительной автобусной технике пытались решать с помощью трехосной модели «6270», освоенной в 2001 году. Высокопольная модификация имела 30 сидячих мест при полной вместимости 145 человек. Полунизкопольной, изготавливаемой для столицы с 2005 года, добавили еще одно сидение. А вот общая вместимость значительно снизилась – 115 пассажиров.
С 2008 года автобусы изменили свое название. Фото: youtube.com
За чуть более чем 10 лет выпущено почти 270 единиц такой техники. В 2008 году произошло вхождение предприятия в холдинг «Volgabus». Это стало окончанием истории автобусов марки «Волжанин». С этого момента появилось новое название – «Volgabus «СитиРитм».
К этому всему добавляется неразбериха, финансовая нестабильность и возможность реализовать предпринимательскую жилку. Люди, жившие в то время, резко разделяются на тех, кто идет вперед и добивается успеха. Другая часть, напротив, не находит себя в новых реалиях. К последним очень хорошо подходят слова бессмертного Бендера: «Киса, мы с вами чужие на этом празднике жизни!». Но, не будет о грустном, ведь сегодня речь пойдет о представителях первой из упомянутых категорий.

Обычная советская практика – в каждом городе существует своя автоколонна. Она обслуживает внутригородские, пригородные и междугородные маршруты. Это очень удобно, всегда под рукой водители, механики и администрация. Существует такая и в 250-тысячном Волжске, относящемся к Волгоградской городской агломерации. Ей присвоен союзный № 1732. Руководство во главе с Анатолием Бакулиным здесь оказалось вполне современным и предприимчивым. Поэтому именно сюда в 1993 году перенесена сборка автобусов ЛиАЗ-5256 из уже готовых машинокомплектов.
В общем-то, обычный новый сборочный цех, каких имелось немало как в те времена, так и сейчас. Но амбиции не позволили остановливаться на достигнутом. Хотелось двигаться вперед, к новым высотам. Поэтому спустя всего два года на базе автоколонны начались собственные разработки.
Первый «Волжанин» из Волжска
Середина 90-х казалась совсем неподходящим временем для покорения новых высот: гиперинфляция, политическая нестабильность, экономический крах. В Волжске решили не обращать на это внимания, занимаясь разработками собственной модели автобуса.
После 1995 года появился пробный шар нового завода – «Премьера» («Волжанин-5268»). Опытные образцы этого междугородного автобуса не имели продолжения, но стали основой для дальнейших моделей предприятия.
Так ЛиАЗ-5256, выпускаемые волжским заводом после 1997 года, получили специфические перемены в экстерьере. Их передняя часть теперь явно отсылала к неосуществленной «Премьере». В общем, волжане всем показали, что «первый блин – комом» – не повод «откладывать сковородку в сторону». Предприятие ждало дальнейшее развитие и успех.

Это подтвердило их участие в Московском автосалоне-97 с новинкой – «Волжанин-5270». Это уже был экземпляр городской техники с немецким MAN под капотом. Заявив так о себе на всю страну ВАП решило сосредоточиться на выпуске транспорта собственной конструкции. Поэтому с 1998 года производство ликинских автобусов прекратили совсем.
Новые модели и развитие предприятия
Через год стартует серийное производство доработанного «5270». Но в Волжском не собирались оставаться заводом одной модели. Очень скоро всеобщему вниманию представлены новые автобусы и разработки:
✅ с 2000 года на конвейер встали пригородная и междугородная модели
✅ спустя год – первый трехосник модели «6270»
✅ междугородний «5285» в 2003 году признан лучшим отечественным автобусом
✅ спустя два года успех повторил 15-метровый «Волжанин-6270»
В первое пятилетие нового тысячелетия завод динамично развивался. И это подтверждали не только получаемые награды на конкурсах и диплом за оригинальность конструкции на «Мотор Шоу». Автосборочное предприятие старалось использовать шасси от разных производителей: Scania, TATA и другие. Расширялся и модельный ряд: от малого городского «3290» до низкопольной 15-метровой конструкции.
Развивая линейку, производители не забывают и о своевременном рестайлинге первой модели. «Волжанин-5270» заметно изменился с 2004 года. Это были отголоски дизайнерских решений от «шестьдесят второго»: прямоугольные фары сменили две пары круглых.
Описание и устройство «Волжанина-5270»
Область применения модели и ее многочисленных модификаций оказалась довольно обширной. Этому способствовала надежная конструкция неприхотливого в использовании автобуса. А это:
✅ цельнометаллический каркас
✅ облицовочные панели из оцинковки
✅ многослойное лобовое стекло
✅ панорамное остекление салона
✅ антикоррозионный корпус вагонного типа, изготовленный из низколегированной стали
Последнее имело очень большое значение в зимний период. Тогда трасса, посыпаемая различными реагентами, становится особо агрессивной для внешней обшивки автобуса. Антикоррозионка значительно снижает их негативное влияние.

В том, что касается остекления пассажирской части автобуса, то оно выполнено тонированным стеклом и имеет окна форточной конструкции. Из дополнительных удобств стоит упомянуть стационарное отопление и хороший уровень шумоизоляции салона. Настил пола выполнен из твердо-мягкой комбинации, а панели – из материала, который может долго оставаться в чистом состоянии. Сами 24 сидения пластиковые с мягкими вставками для дополнительного комфорта. Пассивную безопасность тех, кто едет стоя, обеспечивают навесные ремни и обычные поручни.
Позаботились и о пассажирах с особыми потребностями. В середине салона выделили площадку для инвалидных (или детских) колясок с кнопкой вызова водителя. А для их заезда в салон средняя дверь оборудована откидной панелью, снижающей посадочный перепад высоты. Всего дверей в салоне три. Для удобства все они управляются одной кнопкой на водительском пульте. 15 основных модификаций модели оснащаются силовыми агрегатами разных производителей:
✅ Deutz
✅ MAN
✅ Caterpillar
✅ ЯМЗ-236
✅ Scania
✅ Raba
✅ Cummins
Чаще всего в автобусе, способном перевозить до 110 пассажиров, использовался шестицилиндровый дизельный 285-сильный Deutz. 7,1-литровый мотор расходовал не меньше 30 л / 100 км, имея миллионный заводской ресурс до капиталки. Есть в линейке и специализированный транспорт. К примеру, передвижная библиотека. Автобус выпускался в течение 15 лет, завершив свою историю в 2012 году.
«Волжанин-6270» и другие модели завода
После выхода в 2001 году опытной партии междугородных автобусов модели «52851», состоявшей из 40 экземпляров, решено было освоить серийное производство. Оно стартовало через два года. Машина предназначалась для междугородных поездок длительной протяженности.

Его сильной стороной стало то, что предлагался максимум комфорта: индивидуальный климат-контроль, откидные столики, туалеты, аудио- и видеосистемы. Слабой стороной можно назвать зависимость от импортных комплектующих: привод дверей, элементы интерьера, стеклопакеты и многое другое здесь применялось иностранного производства.
Потребность рынка во вместительной автобусной технике пытались решать с помощью трехосной модели «6270», освоенной в 2001 году. Высокопольная модификация имела 30 сидячих мест при полной вместимости 145 человек. Полунизкопольной, изготавливаемой для столицы с 2005 года, добавили еще одно сидение. А вот общая вместимость значительно снизилась – 115 пассажиров.

За чуть более чем 10 лет выпущено почти 270 единиц такой техники. В 2008 году произошло вхождение предприятия в холдинг «Volgabus». Это стало окончанием истории автобусов марки «Волжанин». С этого момента появилось новое название – «Volgabus «СитиРитм».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...