
Автобусы «Волжанин»: от автоколонны до полноценного производства
После того как Россия в 1991 году стала отдельным государством, начали происходить многие переориентационные процессы внутри страны. Экономика из государственной все больше становилась конкурентной. Также изменяется спектр производства. Теперь есть возможность приобретения импортных комплектующих: двигателей, кузовов и целых моделей разных видов транспорта.
К этому всему добавляется неразбериха, финансовая нестабильность и возможность реализовать предпринимательскую жилку. Люди, жившие в то время, резко разделяются на тех, кто идет вперед и добивается успеха. Другая часть, напротив, не находит себя в новых реалиях. К последним очень хорошо подходят слова бессмертного Бендера: «Киса, мы с вами чужие на этом празднике жизни!». Но, не будет о грустном, ведь сегодня речь пойдет о представителях первой из упомянутых категорий.
ЛиАЗ-5256, с которого началась история ВАП «Волжанин». Фото: youtube.com
Обычная советская практика – в каждом городе существует своя автоколонна. Она обслуживает внутригородские, пригородные и междугородные маршруты. Это очень удобно, всегда под рукой водители, механики и администрация. Существует такая и в 250-тысячном Волжске, относящемся к Волгоградской городской агломерации. Ей присвоен союзный № 1732. Руководство во главе с Анатолием Бакулиным здесь оказалось вполне современным и предприимчивым. Поэтому именно сюда в 1993 году перенесена сборка автобусов ЛиАЗ-5256 из уже готовых машинокомплектов.
В общем-то, обычный новый сборочный цех, каких имелось немало как в те времена, так и сейчас. Но амбиции не позволили остановливаться на достигнутом. Хотелось двигаться вперед, к новым высотам. Поэтому спустя всего два года на базе автоколонны начались собственные разработки.
Середина 90-х казалась совсем неподходящим временем для покорения новых высот: гиперинфляция, политическая нестабильность, экономический крах. В Волжске решили не обращать на это внимания, занимаясь разработками собственной модели автобуса.
Так ЛиАЗ-5256, выпускаемые волжским заводом после 1997 года, получили специфические перемены в экстерьере. Их передняя часть теперь явно отсылала к неосуществленной «Премьере». В общем, волжане всем показали, что «первый блин – комом» – не повод «откладывать сковородку в сторону». Предприятие ждало дальнейшее развитие и успех.
Так выглядел «Волжанин-5270-10-06». Фото: youtube.com
Это подтвердило их участие в Московском автосалоне-97 с новинкой – «Волжанин-5270». Это уже был экземпляр городской техники с немецким MAN под капотом. Заявив так о себе на всю страну ВАП решило сосредоточиться на выпуске транспорта собственной конструкции. Поэтому с 1998 года производство ликинских автобусов прекратили совсем.
Через год стартует серийное производство доработанного «5270». Но в Волжском не собирались оставаться заводом одной модели. Очень скоро всеобщему вниманию представлены новые автобусы и разработки:
✅ с 2000 года на конвейер встали пригородная и междугородная модели
✅ спустя год – первый трехосник модели «6270»
✅ междугородний «5285» в 2003 году признан лучшим отечественным автобусом
✅ спустя два года успех повторил 15-метровый «Волжанин-6270»
В первое пятилетие нового тысячелетия завод динамично развивался. И это подтверждали не только получаемые награды на конкурсах и диплом за оригинальность конструкции на «Мотор Шоу». Автосборочное предприятие старалось использовать шасси от разных производителей: Scania, TATA и другие. Расширялся и модельный ряд: от малого городского «3290» до низкопольной 15-метровой конструкции.
Развивая линейку, производители не забывают и о своевременном рестайлинге первой модели. «Волжанин-5270» заметно изменился с 2004 года. Это были отголоски дизайнерских решений от «шестьдесят второго»: прямоугольные фары сменили две пары круглых.
Область применения модели и ее многочисленных модификаций оказалась довольно обширной. Этому способствовала надежная конструкция неприхотливого в использовании автобуса. А это:
✅ цельнометаллический каркас
✅ облицовочные панели из оцинковки
✅ многослойное лобовое стекло
✅ панорамное остекление салона
✅ антикоррозионный корпус вагонного типа, изготовленный из низколегированной стали
Последнее имело очень большое значение в зимний период. Тогда трасса, посыпаемая различными реагентами, становится особо агрессивной для внешней обшивки автобуса. Антикоррозионка значительно снижает их негативное влияние.
Вместительный транспорт с нетерпением ждут пассажиры. Фото: youtube.com
В том, что касается остекления пассажирской части автобуса, то оно выполнено тонированным стеклом и имеет окна форточной конструкции. Из дополнительных удобств стоит упомянуть стационарное отопление и хороший уровень шумоизоляции салона. Настил пола выполнен из твердо-мягкой комбинации, а панели – из материала, который может долго оставаться в чистом состоянии. Сами 24 сидения пластиковые с мягкими вставками для дополнительного комфорта. Пассивную безопасность тех, кто едет стоя, обеспечивают навесные ремни и обычные поручни.
Позаботились и о пассажирах с особыми потребностями. В середине салона выделили площадку для инвалидных (или детских) колясок с кнопкой вызова водителя. А для их заезда в салон средняя дверь оборудована откидной панелью, снижающей посадочный перепад высоты. Всего дверей в салоне три. Для удобства все они управляются одной кнопкой на водительском пульте. 15 основных модификаций модели оснащаются силовыми агрегатами разных производителей:
✅ Deutz
✅ MAN
✅ Caterpillar
✅ ЯМЗ-236
✅ Scania
✅ Raba
✅ Cummins
Чаще всего в автобусе, способном перевозить до 110 пассажиров, использовался шестицилиндровый дизельный 285-сильный Deutz. 7,1-литровый мотор расходовал не меньше 30 л / 100 км, имея миллионный заводской ресурс до капиталки. Есть в линейке и специализированный транспорт. К примеру, передвижная библиотека. Автобус выпускался в течение 15 лет, завершив свою историю в 2012 году.
После выхода в 2001 году опытной партии междугородных автобусов модели «52851», состоявшей из 40 экземпляров, решено было освоить серийное производство. Оно стартовало через два года. Машина предназначалась для междугородных поездок длительной протяженности.
Сочлененная модель с индексом «6271». Фото: youtube.com
Его сильной стороной стало то, что предлагался максимум комфорта: индивидуальный климат-контроль, откидные столики, туалеты, аудио- и видеосистемы. Слабой стороной можно назвать зависимость от импортных комплектующих: привод дверей, элементы интерьера, стеклопакеты и многое другое здесь применялось иностранного производства.
Потребность рынка во вместительной автобусной технике пытались решать с помощью трехосной модели «6270», освоенной в 2001 году. Высокопольная модификация имела 30 сидячих мест при полной вместимости 145 человек. Полунизкопольной, изготавливаемой для столицы с 2005 года, добавили еще одно сидение. А вот общая вместимость значительно снизилась – 115 пассажиров.
С 2008 года автобусы изменили свое название. Фото: youtube.com
За чуть более чем 10 лет выпущено почти 270 единиц такой техники. В 2008 году произошло вхождение предприятия в холдинг «Volgabus». Это стало окончанием истории автобусов марки «Волжанин». С этого момента появилось новое название – «Volgabus «СитиРитм».
К этому всему добавляется неразбериха, финансовая нестабильность и возможность реализовать предпринимательскую жилку. Люди, жившие в то время, резко разделяются на тех, кто идет вперед и добивается успеха. Другая часть, напротив, не находит себя в новых реалиях. К последним очень хорошо подходят слова бессмертного Бендера: «Киса, мы с вами чужие на этом празднике жизни!». Но, не будет о грустном, ведь сегодня речь пойдет о представителях первой из упомянутых категорий.

Обычная советская практика – в каждом городе существует своя автоколонна. Она обслуживает внутригородские, пригородные и междугородные маршруты. Это очень удобно, всегда под рукой водители, механики и администрация. Существует такая и в 250-тысячном Волжске, относящемся к Волгоградской городской агломерации. Ей присвоен союзный № 1732. Руководство во главе с Анатолием Бакулиным здесь оказалось вполне современным и предприимчивым. Поэтому именно сюда в 1993 году перенесена сборка автобусов ЛиАЗ-5256 из уже готовых машинокомплектов.
В общем-то, обычный новый сборочный цех, каких имелось немало как в те времена, так и сейчас. Но амбиции не позволили остановливаться на достигнутом. Хотелось двигаться вперед, к новым высотам. Поэтому спустя всего два года на базе автоколонны начались собственные разработки.
Первый «Волжанин» из Волжска
Середина 90-х казалась совсем неподходящим временем для покорения новых высот: гиперинфляция, политическая нестабильность, экономический крах. В Волжске решили не обращать на это внимания, занимаясь разработками собственной модели автобуса.
После 1995 года появился пробный шар нового завода – «Премьера» («Волжанин-5268»). Опытные образцы этого междугородного автобуса не имели продолжения, но стали основой для дальнейших моделей предприятия.
Так ЛиАЗ-5256, выпускаемые волжским заводом после 1997 года, получили специфические перемены в экстерьере. Их передняя часть теперь явно отсылала к неосуществленной «Премьере». В общем, волжане всем показали, что «первый блин – комом» – не повод «откладывать сковородку в сторону». Предприятие ждало дальнейшее развитие и успех.

Это подтвердило их участие в Московском автосалоне-97 с новинкой – «Волжанин-5270». Это уже был экземпляр городской техники с немецким MAN под капотом. Заявив так о себе на всю страну ВАП решило сосредоточиться на выпуске транспорта собственной конструкции. Поэтому с 1998 года производство ликинских автобусов прекратили совсем.
Новые модели и развитие предприятия
Через год стартует серийное производство доработанного «5270». Но в Волжском не собирались оставаться заводом одной модели. Очень скоро всеобщему вниманию представлены новые автобусы и разработки:
✅ с 2000 года на конвейер встали пригородная и междугородная модели
✅ спустя год – первый трехосник модели «6270»
✅ междугородний «5285» в 2003 году признан лучшим отечественным автобусом
✅ спустя два года успех повторил 15-метровый «Волжанин-6270»
В первое пятилетие нового тысячелетия завод динамично развивался. И это подтверждали не только получаемые награды на конкурсах и диплом за оригинальность конструкции на «Мотор Шоу». Автосборочное предприятие старалось использовать шасси от разных производителей: Scania, TATA и другие. Расширялся и модельный ряд: от малого городского «3290» до низкопольной 15-метровой конструкции.
Развивая линейку, производители не забывают и о своевременном рестайлинге первой модели. «Волжанин-5270» заметно изменился с 2004 года. Это были отголоски дизайнерских решений от «шестьдесят второго»: прямоугольные фары сменили две пары круглых.
Описание и устройство «Волжанина-5270»
Область применения модели и ее многочисленных модификаций оказалась довольно обширной. Этому способствовала надежная конструкция неприхотливого в использовании автобуса. А это:
✅ цельнометаллический каркас
✅ облицовочные панели из оцинковки
✅ многослойное лобовое стекло
✅ панорамное остекление салона
✅ антикоррозионный корпус вагонного типа, изготовленный из низколегированной стали
Последнее имело очень большое значение в зимний период. Тогда трасса, посыпаемая различными реагентами, становится особо агрессивной для внешней обшивки автобуса. Антикоррозионка значительно снижает их негативное влияние.

В том, что касается остекления пассажирской части автобуса, то оно выполнено тонированным стеклом и имеет окна форточной конструкции. Из дополнительных удобств стоит упомянуть стационарное отопление и хороший уровень шумоизоляции салона. Настил пола выполнен из твердо-мягкой комбинации, а панели – из материала, который может долго оставаться в чистом состоянии. Сами 24 сидения пластиковые с мягкими вставками для дополнительного комфорта. Пассивную безопасность тех, кто едет стоя, обеспечивают навесные ремни и обычные поручни.
Позаботились и о пассажирах с особыми потребностями. В середине салона выделили площадку для инвалидных (или детских) колясок с кнопкой вызова водителя. А для их заезда в салон средняя дверь оборудована откидной панелью, снижающей посадочный перепад высоты. Всего дверей в салоне три. Для удобства все они управляются одной кнопкой на водительском пульте. 15 основных модификаций модели оснащаются силовыми агрегатами разных производителей:
✅ Deutz
✅ MAN
✅ Caterpillar
✅ ЯМЗ-236
✅ Scania
✅ Raba
✅ Cummins
Чаще всего в автобусе, способном перевозить до 110 пассажиров, использовался шестицилиндровый дизельный 285-сильный Deutz. 7,1-литровый мотор расходовал не меньше 30 л / 100 км, имея миллионный заводской ресурс до капиталки. Есть в линейке и специализированный транспорт. К примеру, передвижная библиотека. Автобус выпускался в течение 15 лет, завершив свою историю в 2012 году.
«Волжанин-6270» и другие модели завода
После выхода в 2001 году опытной партии междугородных автобусов модели «52851», состоявшей из 40 экземпляров, решено было освоить серийное производство. Оно стартовало через два года. Машина предназначалась для междугородных поездок длительной протяженности.

Его сильной стороной стало то, что предлагался максимум комфорта: индивидуальный климат-контроль, откидные столики, туалеты, аудио- и видеосистемы. Слабой стороной можно назвать зависимость от импортных комплектующих: привод дверей, элементы интерьера, стеклопакеты и многое другое здесь применялось иностранного производства.
Потребность рынка во вместительной автобусной технике пытались решать с помощью трехосной модели «6270», освоенной в 2001 году. Высокопольная модификация имела 30 сидячих мест при полной вместимости 145 человек. Полунизкопольной, изготавливаемой для столицы с 2005 года, добавили еще одно сидение. А вот общая вместимость значительно снизилась – 115 пассажиров.

За чуть более чем 10 лет выпущено почти 270 единиц такой техники. В 2008 году произошло вхождение предприятия в холдинг «Volgabus». Это стало окончанием истории автобусов марки «Волжанин». С этого момента появилось новое название – «Volgabus «СитиРитм».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....