Lincoln Zephyr V12: когда мощность – не главное
2 931

Lincoln Zephyr V12: когда мощность – не главное

В американских автомобилях ХХ века есть что-то притягательное, пожалуй, для каждого. Одни люди отдают дань уважения яркому и зачатую пышному стилю с обильным хромированием. Другим же в глаза бросается сочетание корабельных пропорций снаружи и простора внутри кабины. Но чего у «старых американцев» точно не отнять, так это в хорошем смысле фанатизм в отношении больших и мощных двигателей. Вот почему наше внимание так привлек Lincoln Zephyr V12, построенный еще в далеких 40-х годах XX века компанией Lincoln Motor Company.


Как все началось?
На начало 30-х годов прошлого века компания Lincoln Motor Company продавала только дорогие и во всех смыслах презентабельные автомобили. Устоявшейся клиентской базой были в основном взрослые, а зачастую и пожилые, но обеспеченные господа, гораздо реже – дамы. Пришло время, и менеджмент задумался о том, что нужно разбавить аудиторию молодыми покупателями, иначе еще 10-20 лет, и от прежних клиентов фирмы останутся приятные или не очень воспоминания.

Lincoln Zephyr V12: когда мощность – не главноеZephyr стал в каком-то смысле прорывом для своего времени. Фото: youtube.com

Менеджеры придумали, инженеры исполнили – так в 1936 году с конвейера сошел первый Lincoln Zephyr V12. Менее крупный и более доступный автомобиль не потерял роскоши, характерной для машин американской компании. Уже в первый год было произведено 15 тысяч экземпляров, которые быстро разошлись среди покупателей. Для Lincoln Motor Company это стало прорывом. Так, модель Chrysler Airflow за аналогичный период была продана в количестве 4 тысяч штук.

О самом главном
Как вы уже поняли, основным аргументом автомобиля стал крупногабаритный двигатель V12. Благодаря ему Lincoln Zephyr V12 сильно выделялся на фоне главных конкурентов laSalle и Packard One-Twenty. У них под капотом стояли пусть и тоже мощные, но восьмицилиндровые ДВС.

На момент разработки модели Zephyr у компании Lincoln уже были два двигателя V12 с L-образной головки. Ни один из них не стали использовать для нового автомобиля по причине громоздкости – в моторный отсек они бы не поместились. В связи с этим создали новый мотор V12 на базе 90-градусного V8 от компании Ford. Новый силовой агрегат получил менее широкий угол между цилиндрами – 75 градусов – два водяных насоса, стальные поршни и головки из алюминия.

V12 в естественной среде обитания. Фото: youtube.com

Итак, автомобиль получил 12-цилиндровый двигатель объемом 4,4 литра. Как вы думаете, сколько л. с. выдавал мотор? Может быть, 400? Или 600? Это было бы вполне логичным предположением, учитывая конфигурацию и габариты двигателя. Однако не забываем, что в 30-е годы ХХ века все не так радужно с технологиями, как сегодня. В связи с этим максимум, на что был способен двигатель – скромные 110 л. с. при скорости вращения 3900 об/мин. Но главным плюсом были не «лошади».

Инженеры сделали ставку на крутящий момент – он составил приличные для тех времен 244 Н*м. Большим плюсом было то, что тяговое усилие двигателя практически не изменялось в широком диапазоне количества оборотов. Владелец автомобиля мог рассчитывать на честные 244 Н*м как при 3900 об/мин, так и при 400 об/мин. Однако были у этого двигателя и серьезные недостатки.

Яркий пример – плохая вентиляция картера, усугубляемая плохой циркуляцией масла. Из-за этого мотор в первых версиях Lincoln Zephyr V12 быстро перегревался. Инженеры не предусмотрели, что двигатель окажется довольно требовательным к охлаждению, и сделали небольшие каналы для воды. Из-за высокого давления они растачивались жидкостью и теряли изначальную геометрию.

С каждым редизайном автомобиль становился все более презентабельным. Фото: youtube.com

Благо, с некоторыми «детскими болезнями» мотора V12 инженерам материнской компании Ford удалось разделаться в первый же год выпуска автомобиля. Вообще, двигатель нередко дорабатывался и улучшался вплоть до 1942 года. Так, в 1938 году он получил гидрокомпенсаторы клапанов, а еще через 4 года в моторе стали использоваться чугунные головки и улучшенная смазка.

Внешний вид
В плане дизайна автомобиль был в меру продвинут относительно современников. Низкое лобовое стекло хоть и доставляло проблемы с обзором, являлось частью стильного обтекаемого кузова без широких крыльев. Внешний вид можно было охарактеризовать как монументальный. Чего стоит дизайн передней решетки, которая как нос парохода была сильно заострена и выдавалась вперед.

Автомобиль был доступен в двухдверном и четырехдверном вариантах кузова. Купе пользовалось чуть меньшим спросом у покупателей из-за более высокой цены в сравнении с 4-дверной версией. В 1937 году стоимость модели с четырьмя дверьми стала еще ниже, и на нее пришлось 75% продаж. Не стоит забывать про еще одно, пусть редкое и не такое популярное исполнение кузова – лимузин.

Отдельный интерес представляет история единственного экземпляра Lincoln Zephyr V12 не со сплошной, а двойной передней решеткой. Есть несколько предположений, почему вообще появилась такая версия машины. Наиболее вероятное и правдоподобное объяснение – благодаря этой конструкции удалось добиться лучшего охлаждения слишком уж горячего двигателя V12.

Тот самый уникальный экземпляр. Фото: youtube.com

В патентной заявке от 1936 года есть еще одна интересная версия. В соответствии с ней, решетка была изменена для того, чтобы улучшить обзорность из салона для женщин и мужчин небольшого роста. Уменьшить высоту моторного отсека было нельзя, все-таки мотор требовал много места. Выход нашли там, где не ждали – просто разделили решетку на части. Решение было признано хоть и удачным технически, но не сильно-то и красивым, поэтому дальше одной модели дело не пошло.

В 1938 году дизайн передней решетки все-таки был изменен – узкий «клюв» стал более широким, за счет чего у крупного двигателя появилось больше места для обдува, он стал меньше нагреваться.

Самый популярный вариант кузова Zephyr V12. Фото: youtube.com

В 1942 году произошел очередной редизайн автомобиля. Передняя часть стала крупнее, сам кузов увеличился в длине, что положительно отразилось на монументальности его дизайна. Кстати, по этому же случаю был увеличен объем двигателя – вместо прежних 4,5 литров стало 5,0. Мощность увеличилась со 110 до 130 л. с.

Отделка салона
Поставив задачу сделать автомобиль с одним из крупнейших двигателей на рынке на тот момент, специалисты Lincoln Motor Company не забыли и про премиальный уровень комфорта. В то время, когда интерьер во многих машинах конкурентов украшался имитацией дерева и кожзаменителем, внутри Zephyr V12 красовалась мягкая перфорированная кожа и натуральная древесина. От того, в каком цвете был выполнен салон автомобиля, использовалось либо черное, либо кленовое дерево.

Спидометр располагался в центре передней панели. Фото: youtube.com

Неизвестно, по какой причине, нов багажнике машины установлен самый настоящий сейф. Правда, чтобы закрыть его, вам понадобится полноценный амбарный замок, но в те годы это «небольшое» неудобство нисколько не смущало довольных покупателей. Вероятно, этот сейф использовали для хранения документов и прочих ценностей, за которыми не приходилось часто лезть в багажник.

Заключение
В период с 1943 по 1945 годы компания Lincoln занималась выполнением военных заказов, поэтому производство Zephyr было временно свернуто уже в 1942. Фактически авто на базе этой модели производились и после Второй мировой войны в период с 1936 по 1948 годы, но название Zephyr в истории уже не фигурировало. Интересно, что спустя 70 лет после первого появления линейка Lincoln Zephyr возродилась, правда, уже на современный лад, не имея ничего общего с предком.
Интересна ли вам история автомобилей по типу Lincoln Zephyr V12?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....