
Lincoln Zephyr V12: когда мощность – не главное
В американских автомобилях ХХ века есть что-то притягательное, пожалуй, для каждого. Одни люди отдают дань уважения яркому и зачатую пышному стилю с обильным хромированием. Другим же в глаза бросается сочетание корабельных пропорций снаружи и простора внутри кабины. Но чего у «старых американцев» точно не отнять, так это в хорошем смысле фанатизм в отношении больших и мощных двигателей. Вот почему наше внимание так привлек Lincoln Zephyr V12, построенный еще в далеких 40-х годах XX века компанией Lincoln Motor Company.
Как все началось?
На начало 30-х годов прошлого века компания Lincoln Motor Company продавала только дорогие и во всех смыслах презентабельные автомобили. Устоявшейся клиентской базой были в основном взрослые, а зачастую и пожилые, но обеспеченные господа, гораздо реже – дамы. Пришло время, и менеджмент задумался о том, что нужно разбавить аудиторию молодыми покупателями, иначе еще 10-20 лет, и от прежних клиентов фирмы останутся приятные или не очень воспоминания.
Zephyr стал в каком-то смысле прорывом для своего времени. Фото: youtube.com
Менеджеры придумали, инженеры исполнили – так в 1936 году с конвейера сошел первый Lincoln Zephyr V12. Менее крупный и более доступный автомобиль не потерял роскоши, характерной для машин американской компании. Уже в первый год было произведено 15 тысяч экземпляров, которые быстро разошлись среди покупателей. Для Lincoln Motor Company это стало прорывом. Так, модель Chrysler Airflow за аналогичный период была продана в количестве 4 тысяч штук.
О самом главном
Как вы уже поняли, основным аргументом автомобиля стал крупногабаритный двигатель V12. Благодаря ему Lincoln Zephyr V12 сильно выделялся на фоне главных конкурентов laSalle и Packard One-Twenty. У них под капотом стояли пусть и тоже мощные, но восьмицилиндровые ДВС.
На момент разработки модели Zephyr у компании Lincoln уже были два двигателя V12 с L-образной головки. Ни один из них не стали использовать для нового автомобиля по причине громоздкости – в моторный отсек они бы не поместились. В связи с этим создали новый мотор V12 на базе 90-градусного V8 от компании Ford. Новый силовой агрегат получил менее широкий угол между цилиндрами – 75 градусов – два водяных насоса, стальные поршни и головки из алюминия.
V12 в естественной среде обитания. Фото: youtube.com
Итак, автомобиль получил 12-цилиндровый двигатель объемом 4,4 литра. Как вы думаете, сколько л. с. выдавал мотор? Может быть, 400? Или 600? Это было бы вполне логичным предположением, учитывая конфигурацию и габариты двигателя. Однако не забываем, что в 30-е годы ХХ века все не так радужно с технологиями, как сегодня. В связи с этим максимум, на что был способен двигатель – скромные 110 л. с. при скорости вращения 3900 об/мин. Но главным плюсом были не «лошади».
Инженеры сделали ставку на крутящий момент – он составил приличные для тех времен 244 Н*м. Большим плюсом было то, что тяговое усилие двигателя практически не изменялось в широком диапазоне количества оборотов. Владелец автомобиля мог рассчитывать на честные 244 Н*м как при 3900 об/мин, так и при 400 об/мин. Однако были у этого двигателя и серьезные недостатки.
Яркий пример – плохая вентиляция картера, усугубляемая плохой циркуляцией масла. Из-за этого мотор в первых версиях Lincoln Zephyr V12 быстро перегревался. Инженеры не предусмотрели, что двигатель окажется довольно требовательным к охлаждению, и сделали небольшие каналы для воды. Из-за высокого давления они растачивались жидкостью и теряли изначальную геометрию.
С каждым редизайном автомобиль становился все более презентабельным. Фото: youtube.com
Благо, с некоторыми «детскими болезнями» мотора V12 инженерам материнской компании Ford удалось разделаться в первый же год выпуска автомобиля. Вообще, двигатель нередко дорабатывался и улучшался вплоть до 1942 года. Так, в 1938 году он получил гидрокомпенсаторы клапанов, а еще через 4 года в моторе стали использоваться чугунные головки и улучшенная смазка.
Внешний вид
В плане дизайна автомобиль был в меру продвинут относительно современников. Низкое лобовое стекло хоть и доставляло проблемы с обзором, являлось частью стильного обтекаемого кузова без широких крыльев. Внешний вид можно было охарактеризовать как монументальный. Чего стоит дизайн передней решетки, которая как нос парохода была сильно заострена и выдавалась вперед.
Автомобиль был доступен в двухдверном и четырехдверном вариантах кузова. Купе пользовалось чуть меньшим спросом у покупателей из-за более высокой цены в сравнении с 4-дверной версией. В 1937 году стоимость модели с четырьмя дверьми стала еще ниже, и на нее пришлось 75% продаж. Не стоит забывать про еще одно, пусть редкое и не такое популярное исполнение кузова – лимузин.
Отдельный интерес представляет история единственного экземпляра Lincoln Zephyr V12 не со сплошной, а двойной передней решеткой. Есть несколько предположений, почему вообще появилась такая версия машины. Наиболее вероятное и правдоподобное объяснение – благодаря этой конструкции удалось добиться лучшего охлаждения слишком уж горячего двигателя V12.
Тот самый уникальный экземпляр. Фото: youtube.com
В патентной заявке от 1936 года есть еще одна интересная версия. В соответствии с ней, решетка была изменена для того, чтобы улучшить обзорность из салона для женщин и мужчин небольшого роста. Уменьшить высоту моторного отсека было нельзя, все-таки мотор требовал много места. Выход нашли там, где не ждали – просто разделили решетку на части. Решение было признано хоть и удачным технически, но не сильно-то и красивым, поэтому дальше одной модели дело не пошло.
В 1938 году дизайн передней решетки все-таки был изменен – узкий «клюв» стал более широким, за счет чего у крупного двигателя появилось больше места для обдува, он стал меньше нагреваться.
Самый популярный вариант кузова Zephyr V12. Фото: youtube.com
В 1942 году произошел очередной редизайн автомобиля. Передняя часть стала крупнее, сам кузов увеличился в длине, что положительно отразилось на монументальности его дизайна. Кстати, по этому же случаю был увеличен объем двигателя – вместо прежних 4,5 литров стало 5,0. Мощность увеличилась со 110 до 130 л. с.
Отделка салона
Поставив задачу сделать автомобиль с одним из крупнейших двигателей на рынке на тот момент, специалисты Lincoln Motor Company не забыли и про премиальный уровень комфорта. В то время, когда интерьер во многих машинах конкурентов украшался имитацией дерева и кожзаменителем, внутри Zephyr V12 красовалась мягкая перфорированная кожа и натуральная древесина. От того, в каком цвете был выполнен салон автомобиля, использовалось либо черное, либо кленовое дерево.
Спидометр располагался в центре передней панели. Фото: youtube.com
Неизвестно, по какой причине, нов багажнике машины установлен самый настоящий сейф. Правда, чтобы закрыть его, вам понадобится полноценный амбарный замок, но в те годы это «небольшое» неудобство нисколько не смущало довольных покупателей. Вероятно, этот сейф использовали для хранения документов и прочих ценностей, за которыми не приходилось часто лезть в багажник.
Заключение
В период с 1943 по 1945 годы компания Lincoln занималась выполнением военных заказов, поэтому производство Zephyr было временно свернуто уже в 1942. Фактически авто на базе этой модели производились и после Второй мировой войны в период с 1936 по 1948 годы, но название Zephyr в истории уже не фигурировало. Интересно, что спустя 70 лет после первого появления линейка Lincoln Zephyr возродилась, правда, уже на современный лад, не имея ничего общего с предком.
Как все началось?
На начало 30-х годов прошлого века компания Lincoln Motor Company продавала только дорогие и во всех смыслах презентабельные автомобили. Устоявшейся клиентской базой были в основном взрослые, а зачастую и пожилые, но обеспеченные господа, гораздо реже – дамы. Пришло время, и менеджмент задумался о том, что нужно разбавить аудиторию молодыми покупателями, иначе еще 10-20 лет, и от прежних клиентов фирмы останутся приятные или не очень воспоминания.

Менеджеры придумали, инженеры исполнили – так в 1936 году с конвейера сошел первый Lincoln Zephyr V12. Менее крупный и более доступный автомобиль не потерял роскоши, характерной для машин американской компании. Уже в первый год было произведено 15 тысяч экземпляров, которые быстро разошлись среди покупателей. Для Lincoln Motor Company это стало прорывом. Так, модель Chrysler Airflow за аналогичный период была продана в количестве 4 тысяч штук.
О самом главном
Как вы уже поняли, основным аргументом автомобиля стал крупногабаритный двигатель V12. Благодаря ему Lincoln Zephyr V12 сильно выделялся на фоне главных конкурентов laSalle и Packard One-Twenty. У них под капотом стояли пусть и тоже мощные, но восьмицилиндровые ДВС.
На момент разработки модели Zephyr у компании Lincoln уже были два двигателя V12 с L-образной головки. Ни один из них не стали использовать для нового автомобиля по причине громоздкости – в моторный отсек они бы не поместились. В связи с этим создали новый мотор V12 на базе 90-градусного V8 от компании Ford. Новый силовой агрегат получил менее широкий угол между цилиндрами – 75 градусов – два водяных насоса, стальные поршни и головки из алюминия.

Итак, автомобиль получил 12-цилиндровый двигатель объемом 4,4 литра. Как вы думаете, сколько л. с. выдавал мотор? Может быть, 400? Или 600? Это было бы вполне логичным предположением, учитывая конфигурацию и габариты двигателя. Однако не забываем, что в 30-е годы ХХ века все не так радужно с технологиями, как сегодня. В связи с этим максимум, на что был способен двигатель – скромные 110 л. с. при скорости вращения 3900 об/мин. Но главным плюсом были не «лошади».
Инженеры сделали ставку на крутящий момент – он составил приличные для тех времен 244 Н*м. Большим плюсом было то, что тяговое усилие двигателя практически не изменялось в широком диапазоне количества оборотов. Владелец автомобиля мог рассчитывать на честные 244 Н*м как при 3900 об/мин, так и при 400 об/мин. Однако были у этого двигателя и серьезные недостатки.
Яркий пример – плохая вентиляция картера, усугубляемая плохой циркуляцией масла. Из-за этого мотор в первых версиях Lincoln Zephyr V12 быстро перегревался. Инженеры не предусмотрели, что двигатель окажется довольно требовательным к охлаждению, и сделали небольшие каналы для воды. Из-за высокого давления они растачивались жидкостью и теряли изначальную геометрию.

Благо, с некоторыми «детскими болезнями» мотора V12 инженерам материнской компании Ford удалось разделаться в первый же год выпуска автомобиля. Вообще, двигатель нередко дорабатывался и улучшался вплоть до 1942 года. Так, в 1938 году он получил гидрокомпенсаторы клапанов, а еще через 4 года в моторе стали использоваться чугунные головки и улучшенная смазка.
Внешний вид
В плане дизайна автомобиль был в меру продвинут относительно современников. Низкое лобовое стекло хоть и доставляло проблемы с обзором, являлось частью стильного обтекаемого кузова без широких крыльев. Внешний вид можно было охарактеризовать как монументальный. Чего стоит дизайн передней решетки, которая как нос парохода была сильно заострена и выдавалась вперед.
Автомобиль был доступен в двухдверном и четырехдверном вариантах кузова. Купе пользовалось чуть меньшим спросом у покупателей из-за более высокой цены в сравнении с 4-дверной версией. В 1937 году стоимость модели с четырьмя дверьми стала еще ниже, и на нее пришлось 75% продаж. Не стоит забывать про еще одно, пусть редкое и не такое популярное исполнение кузова – лимузин.
Отдельный интерес представляет история единственного экземпляра Lincoln Zephyr V12 не со сплошной, а двойной передней решеткой. Есть несколько предположений, почему вообще появилась такая версия машины. Наиболее вероятное и правдоподобное объяснение – благодаря этой конструкции удалось добиться лучшего охлаждения слишком уж горячего двигателя V12.

В патентной заявке от 1936 года есть еще одна интересная версия. В соответствии с ней, решетка была изменена для того, чтобы улучшить обзорность из салона для женщин и мужчин небольшого роста. Уменьшить высоту моторного отсека было нельзя, все-таки мотор требовал много места. Выход нашли там, где не ждали – просто разделили решетку на части. Решение было признано хоть и удачным технически, но не сильно-то и красивым, поэтому дальше одной модели дело не пошло.
В 1938 году дизайн передней решетки все-таки был изменен – узкий «клюв» стал более широким, за счет чего у крупного двигателя появилось больше места для обдува, он стал меньше нагреваться.

В 1942 году произошел очередной редизайн автомобиля. Передняя часть стала крупнее, сам кузов увеличился в длине, что положительно отразилось на монументальности его дизайна. Кстати, по этому же случаю был увеличен объем двигателя – вместо прежних 4,5 литров стало 5,0. Мощность увеличилась со 110 до 130 л. с.
Отделка салона
Поставив задачу сделать автомобиль с одним из крупнейших двигателей на рынке на тот момент, специалисты Lincoln Motor Company не забыли и про премиальный уровень комфорта. В то время, когда интерьер во многих машинах конкурентов украшался имитацией дерева и кожзаменителем, внутри Zephyr V12 красовалась мягкая перфорированная кожа и натуральная древесина. От того, в каком цвете был выполнен салон автомобиля, использовалось либо черное, либо кленовое дерево.

Неизвестно, по какой причине, нов багажнике машины установлен самый настоящий сейф. Правда, чтобы закрыть его, вам понадобится полноценный амбарный замок, но в те годы это «небольшое» неудобство нисколько не смущало довольных покупателей. Вероятно, этот сейф использовали для хранения документов и прочих ценностей, за которыми не приходилось часто лезть в багажник.
Заключение
В период с 1943 по 1945 годы компания Lincoln занималась выполнением военных заказов, поэтому производство Zephyr было временно свернуто уже в 1942. Фактически авто на базе этой модели производились и после Второй мировой войны в период с 1936 по 1948 годы, но название Zephyr в истории уже не фигурировало. Интересно, что спустя 70 лет после первого появления линейка Lincoln Zephyr возродилась, правда, уже на современный лад, не имея ничего общего с предком.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...