Lincoln Zephyr V12: когда мощность – не главное
В американских автомобилях ХХ века есть что-то притягательное, пожалуй, для каждого. Одни люди отдают дань уважения яркому и зачатую пышному стилю с обильным хромированием. Другим же в глаза бросается сочетание корабельных пропорций снаружи и простора внутри кабины. Но чего у «старых американцев» точно не отнять, так это в хорошем смысле фанатизм в отношении больших и мощных двигателей. Вот почему наше внимание так привлек Lincoln Zephyr V12, построенный еще в далеких 40-х годах XX века компанией Lincoln Motor Company.
Как все началось?
На начало 30-х годов прошлого века компания Lincoln Motor Company продавала только дорогие и во всех смыслах презентабельные автомобили. Устоявшейся клиентской базой были в основном взрослые, а зачастую и пожилые, но обеспеченные господа, гораздо реже – дамы. Пришло время, и менеджмент задумался о том, что нужно разбавить аудиторию молодыми покупателями, иначе еще 10-20 лет, и от прежних клиентов фирмы останутся приятные или не очень воспоминания.
Менеджеры придумали, инженеры исполнили – так в 1936 году с конвейера сошел первый Lincoln Zephyr V12. Менее крупный и более доступный автомобиль не потерял роскоши, характерной для машин американской компании. Уже в первый год было произведено 15 тысяч экземпляров, которые быстро разошлись среди покупателей. Для Lincoln Motor Company это стало прорывом. Так, модель Chrysler Airflow за аналогичный период была продана в количестве 4 тысяч штук.
О самом главном
Как вы уже поняли, основным аргументом автомобиля стал крупногабаритный двигатель V12. Благодаря ему Lincoln Zephyr V12 сильно выделялся на фоне главных конкурентов laSalle и Packard One-Twenty. У них под капотом стояли пусть и тоже мощные, но восьмицилиндровые ДВС.
На момент разработки модели Zephyr у компании Lincoln уже были два двигателя V12 с L-образной головки. Ни один из них не стали использовать для нового автомобиля по причине громоздкости – в моторный отсек они бы не поместились. В связи с этим создали новый мотор V12 на базе 90-градусного V8 от компании Ford. Новый силовой агрегат получил менее широкий угол между цилиндрами – 75 градусов – два водяных насоса, стальные поршни и головки из алюминия.
Итак, автомобиль получил 12-цилиндровый двигатель объемом 4,4 литра. Как вы думаете, сколько л. с. выдавал мотор? Может быть, 400? Или 600? Это было бы вполне логичным предположением, учитывая конфигурацию и габариты двигателя. Однако не забываем, что в 30-е годы ХХ века все не так радужно с технологиями, как сегодня. В связи с этим максимум, на что был способен двигатель – скромные 110 л. с. при скорости вращения 3900 об/мин. Но главным плюсом были не «лошади».
Инженеры сделали ставку на крутящий момент – он составил приличные для тех времен 244 Н*м. Большим плюсом было то, что тяговое усилие двигателя практически не изменялось в широком диапазоне количества оборотов. Владелец автомобиля мог рассчитывать на честные 244 Н*м как при 3900 об/мин, так и при 400 об/мин. Однако были у этого двигателя и серьезные недостатки.
Яркий пример – плохая вентиляция картера, усугубляемая плохой циркуляцией масла. Из-за этого мотор в первых версиях Lincoln Zephyr V12 быстро перегревался. Инженеры не предусмотрели, что двигатель окажется довольно требовательным к охлаждению, и сделали небольшие каналы для воды. Из-за высокого давления они растачивались жидкостью и теряли изначальную геометрию.
Благо, с некоторыми «детскими болезнями» мотора V12 инженерам материнской компании Ford удалось разделаться в первый же год выпуска автомобиля. Вообще, двигатель нередко дорабатывался и улучшался вплоть до 1942 года. Так, в 1938 году он получил гидрокомпенсаторы клапанов, а еще через 4 года в моторе стали использоваться чугунные головки и улучшенная смазка.
Внешний вид
В плане дизайна автомобиль был в меру продвинут относительно современников. Низкое лобовое стекло хоть и доставляло проблемы с обзором, являлось частью стильного обтекаемого кузова без широких крыльев. Внешний вид можно было охарактеризовать как монументальный. Чего стоит дизайн передней решетки, которая как нос парохода была сильно заострена и выдавалась вперед.
Автомобиль был доступен в двухдверном и четырехдверном вариантах кузова. Купе пользовалось чуть меньшим спросом у покупателей из-за более высокой цены в сравнении с 4-дверной версией. В 1937 году стоимость модели с четырьмя дверьми стала еще ниже, и на нее пришлось 75% продаж. Не стоит забывать про еще одно, пусть редкое и не такое популярное исполнение кузова – лимузин.
Отдельный интерес представляет история единственного экземпляра Lincoln Zephyr V12 не со сплошной, а двойной передней решеткой. Есть несколько предположений, почему вообще появилась такая версия машины. Наиболее вероятное и правдоподобное объяснение – благодаря этой конструкции удалось добиться лучшего охлаждения слишком уж горячего двигателя V12.
В патентной заявке от 1936 года есть еще одна интересная версия. В соответствии с ней, решетка была изменена для того, чтобы улучшить обзорность из салона для женщин и мужчин небольшого роста. Уменьшить высоту моторного отсека было нельзя, все-таки мотор требовал много места. Выход нашли там, где не ждали – просто разделили решетку на части. Решение было признано хоть и удачным технически, но не сильно-то и красивым, поэтому дальше одной модели дело не пошло.
В 1938 году дизайн передней решетки все-таки был изменен – узкий «клюв» стал более широким, за счет чего у крупного двигателя появилось больше места для обдува, он стал меньше нагреваться.
В 1942 году произошел очередной редизайн автомобиля. Передняя часть стала крупнее, сам кузов увеличился в длине, что положительно отразилось на монументальности его дизайна. Кстати, по этому же случаю был увеличен объем двигателя – вместо прежних 4,5 литров стало 5,0. Мощность увеличилась со 110 до 130 л. с.
Отделка салона
Поставив задачу сделать автомобиль с одним из крупнейших двигателей на рынке на тот момент, специалисты Lincoln Motor Company не забыли и про премиальный уровень комфорта. В то время, когда интерьер во многих машинах конкурентов украшался имитацией дерева и кожзаменителем, внутри Zephyr V12 красовалась мягкая перфорированная кожа и натуральная древесина. От того, в каком цвете был выполнен салон автомобиля, использовалось либо черное, либо кленовое дерево.
Неизвестно, по какой причине, нов багажнике машины установлен самый настоящий сейф. Правда, чтобы закрыть его, вам понадобится полноценный амбарный замок, но в те годы это «небольшое» неудобство нисколько не смущало довольных покупателей. Вероятно, этот сейф использовали для хранения документов и прочих ценностей, за которыми не приходилось часто лезть в багажник.
Заключение
В период с 1943 по 1945 годы компания Lincoln занималась выполнением военных заказов, поэтому производство Zephyr было временно свернуто уже в 1942. Фактически авто на базе этой модели производились и после Второй мировой войны в период с 1936 по 1948 годы, но название Zephyr в истории уже не фигурировало. Интересно, что спустя 70 лет после первого появления линейка Lincoln Zephyr возродилась, правда, уже на современный лад, не имея ничего общего с предком.
Как все началось?
На начало 30-х годов прошлого века компания Lincoln Motor Company продавала только дорогие и во всех смыслах презентабельные автомобили. Устоявшейся клиентской базой были в основном взрослые, а зачастую и пожилые, но обеспеченные господа, гораздо реже – дамы. Пришло время, и менеджмент задумался о том, что нужно разбавить аудиторию молодыми покупателями, иначе еще 10-20 лет, и от прежних клиентов фирмы останутся приятные или не очень воспоминания.
Zephyr стал в каком-то смысле прорывом для своего времени. Фото: youtube.com
Менеджеры придумали, инженеры исполнили – так в 1936 году с конвейера сошел первый Lincoln Zephyr V12. Менее крупный и более доступный автомобиль не потерял роскоши, характерной для машин американской компании. Уже в первый год было произведено 15 тысяч экземпляров, которые быстро разошлись среди покупателей. Для Lincoln Motor Company это стало прорывом. Так, модель Chrysler Airflow за аналогичный период была продана в количестве 4 тысяч штук.
О самом главном
Как вы уже поняли, основным аргументом автомобиля стал крупногабаритный двигатель V12. Благодаря ему Lincoln Zephyr V12 сильно выделялся на фоне главных конкурентов laSalle и Packard One-Twenty. У них под капотом стояли пусть и тоже мощные, но восьмицилиндровые ДВС.
На момент разработки модели Zephyr у компании Lincoln уже были два двигателя V12 с L-образной головки. Ни один из них не стали использовать для нового автомобиля по причине громоздкости – в моторный отсек они бы не поместились. В связи с этим создали новый мотор V12 на базе 90-градусного V8 от компании Ford. Новый силовой агрегат получил менее широкий угол между цилиндрами – 75 градусов – два водяных насоса, стальные поршни и головки из алюминия.
V12 в естественной среде обитания. Фото: youtube.com
Итак, автомобиль получил 12-цилиндровый двигатель объемом 4,4 литра. Как вы думаете, сколько л. с. выдавал мотор? Может быть, 400? Или 600? Это было бы вполне логичным предположением, учитывая конфигурацию и габариты двигателя. Однако не забываем, что в 30-е годы ХХ века все не так радужно с технологиями, как сегодня. В связи с этим максимум, на что был способен двигатель – скромные 110 л. с. при скорости вращения 3900 об/мин. Но главным плюсом были не «лошади».
Инженеры сделали ставку на крутящий момент – он составил приличные для тех времен 244 Н*м. Большим плюсом было то, что тяговое усилие двигателя практически не изменялось в широком диапазоне количества оборотов. Владелец автомобиля мог рассчитывать на честные 244 Н*м как при 3900 об/мин, так и при 400 об/мин. Однако были у этого двигателя и серьезные недостатки.
Яркий пример – плохая вентиляция картера, усугубляемая плохой циркуляцией масла. Из-за этого мотор в первых версиях Lincoln Zephyr V12 быстро перегревался. Инженеры не предусмотрели, что двигатель окажется довольно требовательным к охлаждению, и сделали небольшие каналы для воды. Из-за высокого давления они растачивались жидкостью и теряли изначальную геометрию.
С каждым редизайном автомобиль становился все более презентабельным. Фото: youtube.com
Благо, с некоторыми «детскими болезнями» мотора V12 инженерам материнской компании Ford удалось разделаться в первый же год выпуска автомобиля. Вообще, двигатель нередко дорабатывался и улучшался вплоть до 1942 года. Так, в 1938 году он получил гидрокомпенсаторы клапанов, а еще через 4 года в моторе стали использоваться чугунные головки и улучшенная смазка.
Внешний вид
В плане дизайна автомобиль был в меру продвинут относительно современников. Низкое лобовое стекло хоть и доставляло проблемы с обзором, являлось частью стильного обтекаемого кузова без широких крыльев. Внешний вид можно было охарактеризовать как монументальный. Чего стоит дизайн передней решетки, которая как нос парохода была сильно заострена и выдавалась вперед.
Автомобиль был доступен в двухдверном и четырехдверном вариантах кузова. Купе пользовалось чуть меньшим спросом у покупателей из-за более высокой цены в сравнении с 4-дверной версией. В 1937 году стоимость модели с четырьмя дверьми стала еще ниже, и на нее пришлось 75% продаж. Не стоит забывать про еще одно, пусть редкое и не такое популярное исполнение кузова – лимузин.
Отдельный интерес представляет история единственного экземпляра Lincoln Zephyr V12 не со сплошной, а двойной передней решеткой. Есть несколько предположений, почему вообще появилась такая версия машины. Наиболее вероятное и правдоподобное объяснение – благодаря этой конструкции удалось добиться лучшего охлаждения слишком уж горячего двигателя V12.
Тот самый уникальный экземпляр. Фото: youtube.com
В патентной заявке от 1936 года есть еще одна интересная версия. В соответствии с ней, решетка была изменена для того, чтобы улучшить обзорность из салона для женщин и мужчин небольшого роста. Уменьшить высоту моторного отсека было нельзя, все-таки мотор требовал много места. Выход нашли там, где не ждали – просто разделили решетку на части. Решение было признано хоть и удачным технически, но не сильно-то и красивым, поэтому дальше одной модели дело не пошло.
В 1938 году дизайн передней решетки все-таки был изменен – узкий «клюв» стал более широким, за счет чего у крупного двигателя появилось больше места для обдува, он стал меньше нагреваться.
Самый популярный вариант кузова Zephyr V12. Фото: youtube.com
В 1942 году произошел очередной редизайн автомобиля. Передняя часть стала крупнее, сам кузов увеличился в длине, что положительно отразилось на монументальности его дизайна. Кстати, по этому же случаю был увеличен объем двигателя – вместо прежних 4,5 литров стало 5,0. Мощность увеличилась со 110 до 130 л. с.
Отделка салона
Поставив задачу сделать автомобиль с одним из крупнейших двигателей на рынке на тот момент, специалисты Lincoln Motor Company не забыли и про премиальный уровень комфорта. В то время, когда интерьер во многих машинах конкурентов украшался имитацией дерева и кожзаменителем, внутри Zephyr V12 красовалась мягкая перфорированная кожа и натуральная древесина. От того, в каком цвете был выполнен салон автомобиля, использовалось либо черное, либо кленовое дерево.
Спидометр располагался в центре передней панели. Фото: youtube.com
Неизвестно, по какой причине, нов багажнике машины установлен самый настоящий сейф. Правда, чтобы закрыть его, вам понадобится полноценный амбарный замок, но в те годы это «небольшое» неудобство нисколько не смущало довольных покупателей. Вероятно, этот сейф использовали для хранения документов и прочих ценностей, за которыми не приходилось часто лезть в багажник.
Заключение
В период с 1943 по 1945 годы компания Lincoln занималась выполнением военных заказов, поэтому производство Zephyr было временно свернуто уже в 1942. Фактически авто на базе этой модели производились и после Второй мировой войны в период с 1936 по 1948 годы, но название Zephyr в истории уже не фигурировало. Интересно, что спустя 70 лет после первого появления линейка Lincoln Zephyr возродилась, правда, уже на современный лад, не имея ничего общего с предком.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...