Советские велосипеды – все еще в ходу?
Не претендуя на звание «велосипедной державы», Советский Союз в свое время наладил активное производство велосипедов, так что купить двух- или трехколесный транспорт мог каждый. Сегодня кто-то до сих пор ездит на «железных конях», выпущенных в бытность СССР. Находятся желающие коллекционировать велосипеды минувшей эпохи. Неоспорим тот факт, что сделаны они были на совесть, а потому сохранились до нашей поры в хорошем состоянии.
Велосипед был знаком еще жителям царской России. Однако только после Октябрьской революции транспорт обрел массовое распространение. До этого он стоил дорого, поэтому позволить себе «железного коня» могли лишь обеспеченные люди.
Виток развития велосипедного производства выпал на 20-е годы ХХ столетия. Первым начал выпускать транспорт на двух колесах Харьковский завод. Если в 1923-м с конвейера сошел опытный образец, то годом позже в продажу поступила 1000 велосипедов. Тогда они продавались безымянными, и лишь в 1926-м прозвучало название модели, ставшей легендой – это «Украина».
Как правило, владельцу «Украины», сохранившейся по сей день, приходится жаловаться лишь на износ сиденья и коррозию металла. Фото: youtube
Шесть лет Харьковский велосипедный завод был монополистом. В 1929 открыто аналогичное производство в Москве. Только после Второй мировой войны появились новые предприятия в Минске, Пензе, других городах.
Постепенно расширялся ассортимент, инженеры разрабатывали новые модели, многие из них достойны пополнять коллекции ценителей и сегодня.
Несмотря на расширение модельного ряда, велосипеды советской эпохи в общих чертах схожи друг с другом. Их объединяет:
✅ простота линий
✅ добротность материалов
✅ высокое качество сборки
✅ защита от коррозии
Заводы в СССР выпускали модели с открытой, закрытой или выпуклой рамой для взрослых ездоков.
Простота выражалась в минимуме аксессуаров. Иногда транспорт дополнялся подножкой, еще реже встречались корзины. Даже светоотражатели не считали обязательным элементом. Давайте же вспомним самые достойные и любимые модели!
Наверняка для многих станет открытием, что детских моделей на советском пространстве насчитывалось больше 50-ти! Среди них были версии на двух и на трех колесах. Вторые отличались сверхустойчивостью, обеспечивая полную безопасность ребенка. К двухколесным зачастую прилагались дополнительные колесики для освоения езды.
✅ «Малыш» - элементарная и надежная конструкция, с которой начиналось знакомство детей с велосипедом возрастом от 1 года до трех лет
✅ «Спарите» или «Стрекоза» - модель из Латвийской СССР, которая ориентировалась на экспорт, поэтому советские малыши ее редко встречали
✅ «Ветерок» - велосипед-трансформер, который ездил и на двух, и на трех колесах, предназначался детям от 3 лет
Современникам «Малыш» покажется неказистым, но именно ему доверяли родители, так как он был очень устойчивым. Фото: youtube
Только в детских моделях встречались детали из пластика, который для советских времен был редкостью.
Для этой возрастной группы существовало больше сотни моделей. Ключевое отличие – велосипеды для детей и подростков подстраивались под рост благодаря регулировке высоты сиденья и руля.
✅ «Мишка» родом из Саранска ориентировался на детвору 5-7 лет, отличался глубоким прогибом рамы, пневматическими шинами на колесах диаметром 12 дюймов. Для комфорта сиденье оббивали дерматином и поролоном
✅ «Зайка-Люкс» - модель Львовского производства для детей 4-7 лет. У нее было сиденье со спинкой, колеса прикрывали крылья. Велосипед отличался расширенной комплектацией: к нему прилагалась декоративная фара, звуковой сигнал в форме рожка. Еще можно было установить опорные ролики, пока ребенок учится кататься, также в дополнение предлагался металлический багажник
✅ «Дружок» - велосипед со складной стальной рамой на 14-дюймовых колесах, на которых установлены резиновые шины. В дополнение прилагались маленькие колесики, облегчающие процесс обучения
✅ «Рябинка» - модель с рамой открытого типа, с барабанным тормозом и мягким седлом – полужесткий каркас сверху оббивали поролоном и дерматином. Плюс к велосипеду полагались светоотражатели, щиток для цепи. В комплекте были даже насос со шлангом
✅ «Бабочка» - разработка из Тульской области, созданная для детворы возрастом от 4 до 7 лет. Сварной велосипед был поставлен на 12-дюймовые колеса с пневматическими шинами. Модель отличало наличие двух тормозов барабанного типа – переднего и заднего. Кроме опорных роликов, к транспорту прилагался звонок, багажник, а цепь была защищена коротким щитом
Девчачье название «Рябинки» намекало, кому предназначалась эта модель. Фото: youtube
Пожалуй, самый популярный подростковый велосипед – «Школьник», выпускаемый отдельно для мальчиков и для девочек. На транспорте весом 9.5 килограмм детвора охотно гоняла по окрестностям, хотя сиденье у него было жестковато – из прочного пластика.
В СССР поддерживали велоспорт, создавая для этого специальные модели. Возможно, они уступают современным по красочности и оснащению, однако это не мешало получать удовольствие от гонок и побеждать в соревнованиях. Такой транспорт отличала легкость и определенные особенности конструкции.
✅ «Чемпион» - создан харьковчанами специально для состязаний. Благодаря совершенствованию рамы удалось повысить жесткость, а вилка с увеличенным радиусом изгиба перьев обеспечивала превосходную упругость. Спортсмены гоняли на велосипеде с удовольствием – инженеры продумали форму сиденья, которое спрятали под мягкой обивкой. Весил «Чемпион» 10.5 кг
✅ «Москва 80» - разработка для шоссейных гонок. Тоже появилась благодаря труду харьковских мастеров, которые готовили транспорт для спортсменов в преддверие Олимпиады. Вес конструкции удалось снизить до 8.5 кг благодаря сочетанию титана и алюминия
✅ «Рекорд» - спортивно-трековый велосипед, узнаваемый по специфической раме из стальных труб. Его облегчили, сделав ободья из алюминия и дюраля – вес достигал 8.5 кг
✅ «Спринт» - отличался возможностью индивидуальной регулировки под спортсмена. Рама улучшенной геометрии сварена из тонкостенных труб. Эта модель весила чуть больше – 8.6 кг
«Москва 80» выделялась из аналогов, заслуживая лучшие отзывы: ее сравнивали с лучшими «европейцами». Фото: youtube
Призовой велосипед «Золотые колеса» был в особом почете, хотя конструктивно в нем ничего примечательного. Он создан специально для вручения победителям гонок Харьковского велоклуба. Отличался транспорт окраской – рама была желтой, а шины золотистые.
Представители этой группы были самыми востребованными. Именно дорожные велосипеды покупали охотнее всего для городских покатушек и выездов за город. В СССР подобный транспорт был представлен в большом ассортименте, так что вполне удавалось подыскать наиболее удачную модель под свои запросы.
✅ «Турист» - относится к дорожно-туристическому типу, разработан для мужчин. Можно было купить велосипед с обычным барабанным тормозом, однако для продолжительных поездок предпочитали модификации с ручной клещевой тормозной системой. За ним охотились, поскольку у него было 4 скорости, что для своей эпохи считалось редкостью
✅ «Харьков», переименованный с 50-х в «Прогресс» - с прочной закрытой рамой, элементарной конструкцией руля и весьма жестким сиденьем. В комплекте полагался багажник и сумка с инструментами
✅ «Рига» - велосипед выпускался в женской и мужской модификации, причем в нескольких версиях. Транспорт для дам узнаваем открытой рамой. Конструкция предусматривала возможность регулировки руля по высоте благодаря поворотному замку. Сравнительно богатым было оснащение «Риги»: в комплекте предлагали все необходимые аксессуары – от зеркала до насоса и генератора
✅ «Таир», известный еще под названием «Альтаир», выпускался в Йошкар-Оле, предназначался для подростков и взрослых, которые могли отправляться на этом велосипеде на прогулку и даже в туристическую поездку. Модель отличала прямая посадка, а кресло с мягкой накидкой способствовало комфорту
Считается, что мопед Рига-2 «Гауя» родился именно на базе одноименного велосипеда. Фото: youtube
Еще стоит вспомнить о велосипедах «Сура», выпускаемых в Пензе. Между прочим, они производились вплоть до 2014 года, так что недавно встречались в продаже. Теперь и «Сура» перешла в разряд раритета.
Такие велосипеды считались пижонскими! Хотя они уступали по основным характеристикам версиям со стандартными рамами, было шиком гонять на подобном транспорте.
Наиболее яркий и характерный представитель группы – «Эврика». Разработанная во Львове модель выглядела необычно. Ее отличали выразительные черты:
✅ Вилку украшал псевдоамортизатор
✅ Высокий руль как будто был позаимствован у чоппера
Складывалась рама по принципу шарнира в продольной плоскости. В езде «Эврика» была комфортной благодаря пружинистому каркасу и мягкой накидке. В базовый комплект входили насос и светоотражатели, зеркало, звонок и сумка под седло. Дополнительно можно было купить генератор, фару и прочее оборудование.
Выпускали в Союзе и специализированные модели! Они предназначались для трюкачей и для фигурного катания. Таких моделей было несколько, но подробностей о них неизвестно.
До сих пор «железный конь» советской эпохи способен соперничать с современными моделями по прочности и надежности. Но, пожалуй, это тот транспорт, который все же стоит холить и лелеять. Как минимум, стоит подумать о реставрации и восстановлении, если такой раритет вдруг обнаружится на чердаке или в сарае.
Краткая история
Велосипед был знаком еще жителям царской России. Однако только после Октябрьской революции транспорт обрел массовое распространение. До этого он стоил дорого, поэтому позволить себе «железного коня» могли лишь обеспеченные люди.
Виток развития велосипедного производства выпал на 20-е годы ХХ столетия. Первым начал выпускать транспорт на двух колесах Харьковский завод. Если в 1923-м с конвейера сошел опытный образец, то годом позже в продажу поступила 1000 велосипедов. Тогда они продавались безымянными, и лишь в 1926-м прозвучало название модели, ставшей легендой – это «Украина».
Как правило, владельцу «Украины», сохранившейся по сей день, приходится жаловаться лишь на износ сиденья и коррозию металла. Фото: youtube
Шесть лет Харьковский велосипедный завод был монополистом. В 1929 открыто аналогичное производство в Москве. Только после Второй мировой войны появились новые предприятия в Минске, Пензе, других городах.
Постепенно расширялся ассортимент, инженеры разрабатывали новые модели, многие из них достойны пополнять коллекции ценителей и сегодня.
Особенности советского велосипеда
Несмотря на расширение модельного ряда, велосипеды советской эпохи в общих чертах схожи друг с другом. Их объединяет:
✅ простота линий
✅ добротность материалов
✅ высокое качество сборки
✅ защита от коррозии
Заводы в СССР выпускали модели с открытой, закрытой или выпуклой рамой для взрослых ездоков.
Традиционно велосипеды оснащались крыльями, барабанным тормозом, который срабатывал при вращении педалей в обратную сторону. Исключение – единичные гоночные версии, где встречалась конструкция V-brake.
Простота выражалась в минимуме аксессуаров. Иногда транспорт дополнялся подножкой, еще реже встречались корзины. Даже светоотражатели не считали обязательным элементом. Давайте же вспомним самые достойные и любимые модели!
Для детей
Наверняка для многих станет открытием, что детских моделей на советском пространстве насчитывалось больше 50-ти! Среди них были версии на двух и на трех колесах. Вторые отличались сверхустойчивостью, обеспечивая полную безопасность ребенка. К двухколесным зачастую прилагались дополнительные колесики для освоения езды.
✅ «Малыш» - элементарная и надежная конструкция, с которой начиналось знакомство детей с велосипедом возрастом от 1 года до трех лет
✅ «Спарите» или «Стрекоза» - модель из Латвийской СССР, которая ориентировалась на экспорт, поэтому советские малыши ее редко встречали
✅ «Ветерок» - велосипед-трансформер, который ездил и на двух, и на трех колесах, предназначался детям от 3 лет
Современникам «Малыш» покажется неказистым, но именно ему доверяли родители, так как он был очень устойчивым. Фото: youtube
Только в детских моделях встречались детали из пластика, который для советских времен был редкостью.
Для школьников и подростков
Для этой возрастной группы существовало больше сотни моделей. Ключевое отличие – велосипеды для детей и подростков подстраивались под рост благодаря регулировке высоты сиденья и руля.
✅ «Мишка» родом из Саранска ориентировался на детвору 5-7 лет, отличался глубоким прогибом рамы, пневматическими шинами на колесах диаметром 12 дюймов. Для комфорта сиденье оббивали дерматином и поролоном
✅ «Зайка-Люкс» - модель Львовского производства для детей 4-7 лет. У нее было сиденье со спинкой, колеса прикрывали крылья. Велосипед отличался расширенной комплектацией: к нему прилагалась декоративная фара, звуковой сигнал в форме рожка. Еще можно было установить опорные ролики, пока ребенок учится кататься, также в дополнение предлагался металлический багажник
✅ «Дружок» - велосипед со складной стальной рамой на 14-дюймовых колесах, на которых установлены резиновые шины. В дополнение прилагались маленькие колесики, облегчающие процесс обучения
✅ «Рябинка» - модель с рамой открытого типа, с барабанным тормозом и мягким седлом – полужесткий каркас сверху оббивали поролоном и дерматином. Плюс к велосипеду полагались светоотражатели, щиток для цепи. В комплекте были даже насос со шлангом
✅ «Бабочка» - разработка из Тульской области, созданная для детворы возрастом от 4 до 7 лет. Сварной велосипед был поставлен на 12-дюймовые колеса с пневматическими шинами. Модель отличало наличие двух тормозов барабанного типа – переднего и заднего. Кроме опорных роликов, к транспорту прилагался звонок, багажник, а цепь была защищена коротким щитом
Девчачье название «Рябинки» намекало, кому предназначалась эта модель. Фото: youtube
Пожалуй, самый популярный подростковый велосипед – «Школьник», выпускаемый отдельно для мальчиков и для девочек. На транспорте весом 9.5 килограмм детвора охотно гоняла по окрестностям, хотя сиденье у него было жестковато – из прочного пластика.
Для спортивной езды
В СССР поддерживали велоспорт, создавая для этого специальные модели. Возможно, они уступают современным по красочности и оснащению, однако это не мешало получать удовольствие от гонок и побеждать в соревнованиях. Такой транспорт отличала легкость и определенные особенности конструкции.
✅ «Чемпион» - создан харьковчанами специально для состязаний. Благодаря совершенствованию рамы удалось повысить жесткость, а вилка с увеличенным радиусом изгиба перьев обеспечивала превосходную упругость. Спортсмены гоняли на велосипеде с удовольствием – инженеры продумали форму сиденья, которое спрятали под мягкой обивкой. Весил «Чемпион» 10.5 кг
✅ «Москва 80» - разработка для шоссейных гонок. Тоже появилась благодаря труду харьковских мастеров, которые готовили транспорт для спортсменов в преддверие Олимпиады. Вес конструкции удалось снизить до 8.5 кг благодаря сочетанию титана и алюминия
✅ «Рекорд» - спортивно-трековый велосипед, узнаваемый по специфической раме из стальных труб. Его облегчили, сделав ободья из алюминия и дюраля – вес достигал 8.5 кг
✅ «Спринт» - отличался возможностью индивидуальной регулировки под спортсмена. Рама улучшенной геометрии сварена из тонкостенных труб. Эта модель весила чуть больше – 8.6 кг
«Москва 80» выделялась из аналогов, заслуживая лучшие отзывы: ее сравнивали с лучшими «европейцами». Фото: youtube
Призовой велосипед «Золотые колеса» был в особом почете, хотя конструктивно в нем ничего примечательного. Он создан специально для вручения победителям гонок Харьковского велоклуба. Отличался транспорт окраской – рама была желтой, а шины золотистые.
Дорожные модели
Представители этой группы были самыми востребованными. Именно дорожные велосипеды покупали охотнее всего для городских покатушек и выездов за город. В СССР подобный транспорт был представлен в большом ассортименте, так что вполне удавалось подыскать наиболее удачную модель под свои запросы.
✅ «Турист» - относится к дорожно-туристическому типу, разработан для мужчин. Можно было купить велосипед с обычным барабанным тормозом, однако для продолжительных поездок предпочитали модификации с ручной клещевой тормозной системой. За ним охотились, поскольку у него было 4 скорости, что для своей эпохи считалось редкостью
✅ «Харьков», переименованный с 50-х в «Прогресс» - с прочной закрытой рамой, элементарной конструкцией руля и весьма жестким сиденьем. В комплекте полагался багажник и сумка с инструментами
✅ «Рига» - велосипед выпускался в женской и мужской модификации, причем в нескольких версиях. Транспорт для дам узнаваем открытой рамой. Конструкция предусматривала возможность регулировки руля по высоте благодаря поворотному замку. Сравнительно богатым было оснащение «Риги»: в комплекте предлагали все необходимые аксессуары – от зеркала до насоса и генератора
✅ «Таир», известный еще под названием «Альтаир», выпускался в Йошкар-Оле, предназначался для подростков и взрослых, которые могли отправляться на этом велосипеде на прогулку и даже в туристическую поездку. Модель отличала прямая посадка, а кресло с мягкой накидкой способствовало комфорту
Считается, что мопед Рига-2 «Гауя» родился именно на базе одноименного велосипеда. Фото: youtube
Еще стоит вспомнить о велосипедах «Сура», выпускаемых в Пензе. Между прочим, они производились вплоть до 2014 года, так что недавно встречались в продаже. Теперь и «Сура» перешла в разряд раритета.
Складные модели
Такие велосипеды считались пижонскими! Хотя они уступали по основным характеристикам версиям со стандартными рамами, было шиком гонять на подобном транспорте.
Наиболее яркий и характерный представитель группы – «Эврика». Разработанная во Львове модель выглядела необычно. Ее отличали выразительные черты:
✅ Вилку украшал псевдоамортизатор
✅ Высокий руль как будто был позаимствован у чоппера
Складывалась рама по принципу шарнира в продольной плоскости. В езде «Эврика» была комфортной благодаря пружинистому каркасу и мягкой накидке. В базовый комплект входили насос и светоотражатели, зеркало, звонок и сумка под седло. Дополнительно можно было купить генератор, фару и прочее оборудование.
Транспорт для цирковых выступлений
Выпускали в Союзе и специализированные модели! Они предназначались для трюкачей и для фигурного катания. Таких моделей было несколько, но подробностей о них неизвестно.
Сегодня фигурные и цирковые велосипеды исключительная редкость, им место в музеях, ведь изначально выпуск был ограниченным.
До сих пор «железный конь» советской эпохи способен соперничать с современными моделями по прочности и надежности. Но, пожалуй, это тот транспорт, который все же стоит холить и лелеять. Как минимум, стоит подумать о реставрации и восстановлении, если такой раритет вдруг обнаружится на чердаке или в сарае.
- Юлия Богословская
- https://www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....