Electronic Program System (EPS) в авто – что это такое и особенности системы
Большинство современных автомобилей оборудуется системами, облегчающими управление машиной и повышающими безопасность передвижения. При этом электроника «дополнительно» расширяет функциональные возможности транспортного средства. Electronic Program Stability – одна из наиболее распространенных систем.
Ее нельзя физически пощупать руками – речь идет о специальном программном обеспечении, в которое входят две небольшие системы ABS и ASR. Первая из них препятствует блокировке колес при экстренном торможении, чтобы у водителя оставалась возможность управления автомобилем. Вторая (она включает в себя все возможности ABS) предотвращает пробуксовку. Одновременно система регулирует работу силового агрегата. Т. е. ASR воздействует и на двигатель, и на тормозную систему.
Впервые курсовую стабилизацию стала применять на своих машинах компания Honda с 1990 года. Система всего лишь дополняла уже известную тогда ABS. Новшество пришлось впору и скоро большинство автопроизводителей стали оснащать свои машины EPS. Система постоянно совершенствовалась, но наибольших успехов добился концерн Mercedes-Benz, впервые опробовав программу на модели CL600. С тех пор EPS входит в базовую комплектацию всех «Мерседес» С-класса (и не только).
В систему входят датчики, информирующие о состоянии дорожного покрытия, числе оборотов двигателя и скорости. Также система подключена к электрическому усилителю руля. Электронная программа связана с ходовой частью авто и его силовой установкой, чтобы стабилизировать движение машины в различных дорожных ситуациях.
Работа системы заключается в воздействии на одно или оба ведущих колеса путем торможения. При необходимости автоматически уменьшается количество топливной смеси, подаваемой в цилиндры (в результате снижаются обороты, падает скорость авто). Работа двигателя корректируется посредством ЭБУ, выполняющего функции темпомата (поддержка постоянной скорости – круиз-контроль) и электронной педали газа. Система, попутно учитывая данные от рулевого усилителя, стабилизирует движение машины при прямолинейном перемещении, вхождении в поворот, маневрировании. В конечном итоге EPS удерживает автомобиль в пределах траектории, заданной водителем.
Система начинает работать с самого начала движения и действует на всех скоростях. EPS получает данные о количестве оборотов каждого колеса (не только ведущих) и вычисляет теоретическую скорость транспортного средства. По функциональности она напоминает ту же ASR, но есть отличия, заключающиеся в использовании дополнительных датчиков, которые:
Если ESP, считав информацию с датчиков, «увидит», что поведение машины не соответствует желанию водителя, то ситуация будет определена, как неконтролируемая. Основываясь на полученных данных об ускорении в поперечном направлении и числе оборотов движка, EPS делает расчеты о силах, стремящихся вывести авто с заданной траектории. Далее программа «разрабатывает» способы выхода из опасной ситуации. Т. е. подтормаживает одно или несколько колес, уменьшает (если это необходимо) крутящий момент двигателя, прикрывая дроссельную заслонку. А еще дает команду электронному блоку автоматической коробки, чтобы она не переходила на пониженную передачу. Когда автомобиль вернется на «свою» траекторию, воздействие на двигатель, тормоза и руль прекращается. На «все про все» уходит 20 миллисекунд.
В сложившейся ситуации начинает тормозить переднее левое колесо, идущее по наружному радиусу и оба задних. Это дает возможность быстрого выхода из бокового заноса. Одновременно уменьшаются обороты двигателя, колеса начинают вращаться медленнее.
Необходимость в этом может возникнуть по разным причинам. Вот некоторые из них:
В Западной Европе это взято за правило. Практически все выпускаемые с конвейера машины оснащены системами безопасности. Что касается России, до 2011 года программой динамической устойчивости оборудовались далеко не все марки транспортных средств. С 2016 года электронный контроль стабильности стал обязательным для автобусов, прицепной техники, любых видов коммерческих машин.
Помимо обеспечения безопасности движения и вывода автомобиля из аварийных ситуаций, наличие системы дает и другие плюсы:
Система достаточно надежна, и каких-либо действий со стороны водителя в ходе эксплуатации не требует. Но, как и любое иное электронное устройство, имеет свои слабости. Одна из возможных проблем – сбой программы. При его возникновении загорается контрольная лампа на приборной панели.
В гаражных условиях понять, чем вызван сбой ПО и восстановить нормальное его функционирование очень сложно – потребуется специальная диагностическая аппаратура. Лучший вариант – обратиться в профильный сервис. Налаживание программы не занимает много времени. Самостоятельные попытки ремонта могут привести к еще большим проблемам и, как следствие, увеличенным финансовым затратам в будущем. Но если вы уверены в своих силах, можно для начала сбросить ошибки EPS. Ниже рассказывается, как это сделать на примере Honda Accord:
Остается только выключить зажигание и вытащить перемычку из разъема – ошибки сброшены.
Система помогает отрегулировать курсовую устойчивость авто, исправляет некоторые ошибки водителя и выводит машину из ситуаций, связанных с заносами, скольжением и низким качеством дорожного покрытия. Но не стоит забывать, что EPS – не панацея от всех бед, она не может полностью исключить ДТП. Например, программа не гарантирует безопасность при малом радиусе поворота на высокой скорости. Поэтому нужно внимательно оценивать дорожную обстановку и прежде всего рассчитывать на собственные силы и опыт.
Что такое EPS
Ее нельзя физически пощупать руками – речь идет о специальном программном обеспечении, в которое входят две небольшие системы ABS и ASR. Первая из них препятствует блокировке колес при экстренном торможении, чтобы у водителя оставалась возможность управления автомобилем. Вторая (она включает в себя все возможности ABS) предотвращает пробуксовку. Одновременно система регулирует работу силового агрегата. Т. е. ASR воздействует и на двигатель, и на тормозную систему.
Когда EPS появилась
Впервые курсовую стабилизацию стала применять на своих машинах компания Honda с 1990 года. Система всего лишь дополняла уже известную тогда ABS. Новшество пришлось впору и скоро большинство автопроизводителей стали оснащать свои машины EPS. Система постоянно совершенствовалась, но наибольших успехов добился концерн Mercedes-Benz, впервые опробовав программу на модели CL600. С тех пор EPS входит в базовую комплектацию всех «Мерседес» С-класса (и не только).
Как действует EPS
В систему входят датчики, информирующие о состоянии дорожного покрытия, числе оборотов двигателя и скорости. Также система подключена к электрическому усилителю руля. Электронная программа связана с ходовой частью авто и его силовой установкой, чтобы стабилизировать движение машины в различных дорожных ситуациях.
Работа системы заключается в воздействии на одно или оба ведущих колеса путем торможения. При необходимости автоматически уменьшается количество топливной смеси, подаваемой в цилиндры (в результате снижаются обороты, падает скорость авто). Работа двигателя корректируется посредством ЭБУ, выполняющего функции темпомата (поддержка постоянной скорости – круиз-контроль) и электронной педали газа. Система, попутно учитывая данные от рулевого усилителя, стабилизирует движение машины при прямолинейном перемещении, вхождении в поворот, маневрировании. В конечном итоге EPS удерживает автомобиль в пределах траектории, заданной водителем.
Система начинает работать с самого начала движения и действует на всех скоростях. EPS получает данные о количестве оборотов каждого колеса (не только ведущих) и вычисляет теоретическую скорость транспортного средства. По функциональности она напоминает ту же ASR, но есть отличия, заключающиеся в использовании дополнительных датчиков, которые:
- ✅ вычисляют угол поворота руля
- ✅ определяют положение педали акселератора
- ✅ «узнают» все о поведении автомобиля – его движение вокруг вертикальной оси, поперечное ускорение и количество оборотов колес
Подробнее о работе системы
Если ESP, считав информацию с датчиков, «увидит», что поведение машины не соответствует желанию водителя, то ситуация будет определена, как неконтролируемая. Основываясь на полученных данных об ускорении в поперечном направлении и числе оборотов движка, EPS делает расчеты о силах, стремящихся вывести авто с заданной траектории. Далее программа «разрабатывает» способы выхода из опасной ситуации. Т. е. подтормаживает одно или несколько колес, уменьшает (если это необходимо) крутящий момент двигателя, прикрывая дроссельную заслонку. А еще дает команду электронному блоку автоматической коробки, чтобы она не переходила на пониженную передачу. Когда автомобиль вернется на «свою» траекторию, воздействие на двигатель, тормоза и руль прекращается. На «все про все» уходит 20 миллисекунд.
Как EPS борется с заносами заднего моста и потерей управляемости
В сложившейся ситуации начинает тормозить переднее левое колесо, идущее по наружному радиусу и оба задних. Это дает возможность быстрого выхода из бокового заноса. Одновременно уменьшаются обороты двигателя, колеса начинают вращаться медленнее.
Отключение системы
Необходимость в этом может возникнуть по разным причинам. Вот некоторые из них:
- ✅ поездка по сложной дороге – глубокому снегу, песку, льду, траве
- ✅ вытаскивание автомобиля, застрявшего в кювете или где-либо еще
- ✅ при тестировании машины на стендах в профильных техцентрах
- ✅ при установке колес разного диаметра
Оснащение системами безопасности серийных авто
В Западной Европе это взято за правило. Практически все выпускаемые с конвейера машины оснащены системами безопасности. Что касается России, до 2011 года программой динамической устойчивости оборудовались далеко не все марки транспортных средств. С 2016 года электронный контроль стабильности стал обязательным для автобусов, прицепной техники, любых видов коммерческих машин.
Что дает подключение EPS
Помимо обеспечения безопасности движения и вывода автомобиля из аварийных ситуаций, наличие системы дает и другие плюсы:
- ✅ уменьшение расхода горючего, вызванного падением энергетических затрат на работу рулевого усилителя
- ✅ возможность самостоятельного изменения штатных настроек EPS водителем (имеется в виду снижение либо повышение чувствительности датчиков к маневрам)
Система может устанавливаться на любых марках автомобильной техники, вне зависимости от ее предназначения.
Особенности использования EPS
Система достаточно надежна, и каких-либо действий со стороны водителя в ходе эксплуатации не требует. Но, как и любое иное электронное устройство, имеет свои слабости. Одна из возможных проблем – сбой программы. При его возникновении загорается контрольная лампа на приборной панели.
В гаражных условиях понять, чем вызван сбой ПО и восстановить нормальное его функционирование очень сложно – потребуется специальная диагностическая аппаратура. Лучший вариант – обратиться в профильный сервис. Налаживание программы не занимает много времени. Самостоятельные попытки ремонта могут привести к еще большим проблемам и, как следствие, увеличенным финансовым затратам в будущем. Но если вы уверены в своих силах, можно для начала сбросить ошибки EPS. Ниже рассказывается, как это сделать на примере Honda Accord:
- ✅ выключите зажигание, найдите диагностический разъем и замкните (скрепкой, проволочкой и т. п.) контакты 4 и 9
- ✅ рулевое колесо поверните влево до конца и удерживайте его в данном положении
- ✅ включите зажигание – лампа EPS загорится и через 4 секунды погаснет
- ✅ отпустите руль, чтобы он вернулся в среднее положение, спустя те же 4 сек., аварийный сигнал вновь будет светиться
- ✅ повторите процедуру №2 и №4
- ✅ когда руль окажется в среднем положении, сигнализатор EPS мигнет пару раз, свидетельствуя о том, что память обнулилась
Остается только выключить зажигание и вытащить перемычку из разъема – ошибки сброшены.
Можно ли постоянно надеяться на ESP?
Система помогает отрегулировать курсовую устойчивость авто, исправляет некоторые ошибки водителя и выводит машину из ситуаций, связанных с заносами, скольжением и низким качеством дорожного покрытия. Но не стоит забывать, что EPS – не панацея от всех бед, она не может полностью исключить ДТП. Например, программа не гарантирует безопасность при малом радиусе поворота на высокой скорости. Поэтому нужно внимательно оценивать дорожную обстановку и прежде всего рассчитывать на собственные силы и опыт.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...