Electronic Program System (EPS) в авто – что это такое и особенности системы
Большинство современных автомобилей оборудуется системами, облегчающими управление машиной и повышающими безопасность передвижения. При этом электроника «дополнительно» расширяет функциональные возможности транспортного средства. Electronic Program Stability – одна из наиболее распространенных систем.
Ее нельзя физически пощупать руками – речь идет о специальном программном обеспечении, в которое входят две небольшие системы ABS и ASR. Первая из них препятствует блокировке колес при экстренном торможении, чтобы у водителя оставалась возможность управления автомобилем. Вторая (она включает в себя все возможности ABS) предотвращает пробуксовку. Одновременно система регулирует работу силового агрегата. Т. е. ASR воздействует и на двигатель, и на тормозную систему.
Впервые курсовую стабилизацию стала применять на своих машинах компания Honda с 1990 года. Система всего лишь дополняла уже известную тогда ABS. Новшество пришлось впору и скоро большинство автопроизводителей стали оснащать свои машины EPS. Система постоянно совершенствовалась, но наибольших успехов добился концерн Mercedes-Benz, впервые опробовав программу на модели CL600. С тех пор EPS входит в базовую комплектацию всех «Мерседес» С-класса (и не только).
В систему входят датчики, информирующие о состоянии дорожного покрытия, числе оборотов двигателя и скорости. Также система подключена к электрическому усилителю руля. Электронная программа связана с ходовой частью авто и его силовой установкой, чтобы стабилизировать движение машины в различных дорожных ситуациях.
Работа системы заключается в воздействии на одно или оба ведущих колеса путем торможения. При необходимости автоматически уменьшается количество топливной смеси, подаваемой в цилиндры (в результате снижаются обороты, падает скорость авто). Работа двигателя корректируется посредством ЭБУ, выполняющего функции темпомата (поддержка постоянной скорости – круиз-контроль) и электронной педали газа. Система, попутно учитывая данные от рулевого усилителя, стабилизирует движение машины при прямолинейном перемещении, вхождении в поворот, маневрировании. В конечном итоге EPS удерживает автомобиль в пределах траектории, заданной водителем.
Система начинает работать с самого начала движения и действует на всех скоростях. EPS получает данные о количестве оборотов каждого колеса (не только ведущих) и вычисляет теоретическую скорость транспортного средства. По функциональности она напоминает ту же ASR, но есть отличия, заключающиеся в использовании дополнительных датчиков, которые:
Если ESP, считав информацию с датчиков, «увидит», что поведение машины не соответствует желанию водителя, то ситуация будет определена, как неконтролируемая. Основываясь на полученных данных об ускорении в поперечном направлении и числе оборотов движка, EPS делает расчеты о силах, стремящихся вывести авто с заданной траектории. Далее программа «разрабатывает» способы выхода из опасной ситуации. Т. е. подтормаживает одно или несколько колес, уменьшает (если это необходимо) крутящий момент двигателя, прикрывая дроссельную заслонку. А еще дает команду электронному блоку автоматической коробки, чтобы она не переходила на пониженную передачу. Когда автомобиль вернется на «свою» траекторию, воздействие на двигатель, тормоза и руль прекращается. На «все про все» уходит 20 миллисекунд.
В сложившейся ситуации начинает тормозить переднее левое колесо, идущее по наружному радиусу и оба задних. Это дает возможность быстрого выхода из бокового заноса. Одновременно уменьшаются обороты двигателя, колеса начинают вращаться медленнее.
Необходимость в этом может возникнуть по разным причинам. Вот некоторые из них:
В Западной Европе это взято за правило. Практически все выпускаемые с конвейера машины оснащены системами безопасности. Что касается России, до 2011 года программой динамической устойчивости оборудовались далеко не все марки транспортных средств. С 2016 года электронный контроль стабильности стал обязательным для автобусов, прицепной техники, любых видов коммерческих машин.
Помимо обеспечения безопасности движения и вывода автомобиля из аварийных ситуаций, наличие системы дает и другие плюсы:
Система достаточно надежна, и каких-либо действий со стороны водителя в ходе эксплуатации не требует. Но, как и любое иное электронное устройство, имеет свои слабости. Одна из возможных проблем – сбой программы. При его возникновении загорается контрольная лампа на приборной панели.
В гаражных условиях понять, чем вызван сбой ПО и восстановить нормальное его функционирование очень сложно – потребуется специальная диагностическая аппаратура. Лучший вариант – обратиться в профильный сервис. Налаживание программы не занимает много времени. Самостоятельные попытки ремонта могут привести к еще большим проблемам и, как следствие, увеличенным финансовым затратам в будущем. Но если вы уверены в своих силах, можно для начала сбросить ошибки EPS. Ниже рассказывается, как это сделать на примере Honda Accord:
Остается только выключить зажигание и вытащить перемычку из разъема – ошибки сброшены.
Система помогает отрегулировать курсовую устойчивость авто, исправляет некоторые ошибки водителя и выводит машину из ситуаций, связанных с заносами, скольжением и низким качеством дорожного покрытия. Но не стоит забывать, что EPS – не панацея от всех бед, она не может полностью исключить ДТП. Например, программа не гарантирует безопасность при малом радиусе поворота на высокой скорости. Поэтому нужно внимательно оценивать дорожную обстановку и прежде всего рассчитывать на собственные силы и опыт.
Что такое EPS
Ее нельзя физически пощупать руками – речь идет о специальном программном обеспечении, в которое входят две небольшие системы ABS и ASR. Первая из них препятствует блокировке колес при экстренном торможении, чтобы у водителя оставалась возможность управления автомобилем. Вторая (она включает в себя все возможности ABS) предотвращает пробуксовку. Одновременно система регулирует работу силового агрегата. Т. е. ASR воздействует и на двигатель, и на тормозную систему.
Когда EPS появилась
Впервые курсовую стабилизацию стала применять на своих машинах компания Honda с 1990 года. Система всего лишь дополняла уже известную тогда ABS. Новшество пришлось впору и скоро большинство автопроизводителей стали оснащать свои машины EPS. Система постоянно совершенствовалась, но наибольших успехов добился концерн Mercedes-Benz, впервые опробовав программу на модели CL600. С тех пор EPS входит в базовую комплектацию всех «Мерседес» С-класса (и не только).
Как действует EPS
В систему входят датчики, информирующие о состоянии дорожного покрытия, числе оборотов двигателя и скорости. Также система подключена к электрическому усилителю руля. Электронная программа связана с ходовой частью авто и его силовой установкой, чтобы стабилизировать движение машины в различных дорожных ситуациях.
Работа системы заключается в воздействии на одно или оба ведущих колеса путем торможения. При необходимости автоматически уменьшается количество топливной смеси, подаваемой в цилиндры (в результате снижаются обороты, падает скорость авто). Работа двигателя корректируется посредством ЭБУ, выполняющего функции темпомата (поддержка постоянной скорости – круиз-контроль) и электронной педали газа. Система, попутно учитывая данные от рулевого усилителя, стабилизирует движение машины при прямолинейном перемещении, вхождении в поворот, маневрировании. В конечном итоге EPS удерживает автомобиль в пределах траектории, заданной водителем.
Система начинает работать с самого начала движения и действует на всех скоростях. EPS получает данные о количестве оборотов каждого колеса (не только ведущих) и вычисляет теоретическую скорость транспортного средства. По функциональности она напоминает ту же ASR, но есть отличия, заключающиеся в использовании дополнительных датчиков, которые:
- ✅ вычисляют угол поворота руля
- ✅ определяют положение педали акселератора
- ✅ «узнают» все о поведении автомобиля – его движение вокруг вертикальной оси, поперечное ускорение и количество оборотов колес
Подробнее о работе системы
Если ESP, считав информацию с датчиков, «увидит», что поведение машины не соответствует желанию водителя, то ситуация будет определена, как неконтролируемая. Основываясь на полученных данных об ускорении в поперечном направлении и числе оборотов движка, EPS делает расчеты о силах, стремящихся вывести авто с заданной траектории. Далее программа «разрабатывает» способы выхода из опасной ситуации. Т. е. подтормаживает одно или несколько колес, уменьшает (если это необходимо) крутящий момент двигателя, прикрывая дроссельную заслонку. А еще дает команду электронному блоку автоматической коробки, чтобы она не переходила на пониженную передачу. Когда автомобиль вернется на «свою» траекторию, воздействие на двигатель, тормоза и руль прекращается. На «все про все» уходит 20 миллисекунд.
Как EPS борется с заносами заднего моста и потерей управляемости
В сложившейся ситуации начинает тормозить переднее левое колесо, идущее по наружному радиусу и оба задних. Это дает возможность быстрого выхода из бокового заноса. Одновременно уменьшаются обороты двигателя, колеса начинают вращаться медленнее.
Отключение системы
Необходимость в этом может возникнуть по разным причинам. Вот некоторые из них:
- ✅ поездка по сложной дороге – глубокому снегу, песку, льду, траве
- ✅ вытаскивание автомобиля, застрявшего в кювете или где-либо еще
- ✅ при тестировании машины на стендах в профильных техцентрах
- ✅ при установке колес разного диаметра
Оснащение системами безопасности серийных авто
В Западной Европе это взято за правило. Практически все выпускаемые с конвейера машины оснащены системами безопасности. Что касается России, до 2011 года программой динамической устойчивости оборудовались далеко не все марки транспортных средств. С 2016 года электронный контроль стабильности стал обязательным для автобусов, прицепной техники, любых видов коммерческих машин.
Что дает подключение EPS
Помимо обеспечения безопасности движения и вывода автомобиля из аварийных ситуаций, наличие системы дает и другие плюсы:
- ✅ уменьшение расхода горючего, вызванного падением энергетических затрат на работу рулевого усилителя
- ✅ возможность самостоятельного изменения штатных настроек EPS водителем (имеется в виду снижение либо повышение чувствительности датчиков к маневрам)
Система может устанавливаться на любых марках автомобильной техники, вне зависимости от ее предназначения.
Особенности использования EPS
Система достаточно надежна, и каких-либо действий со стороны водителя в ходе эксплуатации не требует. Но, как и любое иное электронное устройство, имеет свои слабости. Одна из возможных проблем – сбой программы. При его возникновении загорается контрольная лампа на приборной панели.
В гаражных условиях понять, чем вызван сбой ПО и восстановить нормальное его функционирование очень сложно – потребуется специальная диагностическая аппаратура. Лучший вариант – обратиться в профильный сервис. Налаживание программы не занимает много времени. Самостоятельные попытки ремонта могут привести к еще большим проблемам и, как следствие, увеличенным финансовым затратам в будущем. Но если вы уверены в своих силах, можно для начала сбросить ошибки EPS. Ниже рассказывается, как это сделать на примере Honda Accord:
- ✅ выключите зажигание, найдите диагностический разъем и замкните (скрепкой, проволочкой и т. п.) контакты 4 и 9
- ✅ рулевое колесо поверните влево до конца и удерживайте его в данном положении
- ✅ включите зажигание – лампа EPS загорится и через 4 секунды погаснет
- ✅ отпустите руль, чтобы он вернулся в среднее положение, спустя те же 4 сек., аварийный сигнал вновь будет светиться
- ✅ повторите процедуру №2 и №4
- ✅ когда руль окажется в среднем положении, сигнализатор EPS мигнет пару раз, свидетельствуя о том, что память обнулилась
Остается только выключить зажигание и вытащить перемычку из разъема – ошибки сброшены.
Можно ли постоянно надеяться на ESP?
Система помогает отрегулировать курсовую устойчивость авто, исправляет некоторые ошибки водителя и выводит машину из ситуаций, связанных с заносами, скольжением и низким качеством дорожного покрытия. Но не стоит забывать, что EPS – не панацея от всех бед, она не может полностью исключить ДТП. Например, программа не гарантирует безопасность при малом радиусе поворота на высокой скорости. Поэтому нужно внимательно оценивать дорожную обстановку и прежде всего рассчитывать на собственные силы и опыт.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....