Но были машины, которые выделялись из массы, собирали их на заводе ЗИЛ, причем на шасси правительственных лимузинов. Соответственно, эти автомобили получались самыми мощными уже изначально. Они выступали в том же классе, что и лучшие зарубежные суперкары, хотя между собой не соревновались – не было возможности.
Довоенные разработки
Еще во второй половине 1930-х годов конструкторы, работающие на заводе ЗИС (тогда он так назывался), решили создать полноценный спортивный автомобиль. Он должен был стать точно не хуже, чем зарубежные аналоги.
Автомобиль был красивым и мощным. Фото: Youtube.com
Для довоенного СССР это было нормальным – в те годы сам товарищ Сталин курировал авто и мотопром, закупались американские модели, и на их основе разрабатывались свои. Шасси уже было – от ЗИС-101, а внешний вид придумали с нуля, ориентируясь на новейшие спорткары тех лет.
Прототип изготовили к 1940 году – он получил название ЗИС-101А Спорт. Автомобиль был рамным, а двигатель от правительственного лимузина специально доработали. Рядный восьмицилиндровый силовой агрегат с рабочим объемом 5,75 литра форсировали до 141 л. с. Напомним, что у серийной модели он развивал 110 л. с.
ЗИС-101А Спорт получился обтекаемым, разгонялся он до 150 км/ч. Кстати, конструкторы утверждали, что мотор способен на большее. В сентябре 1940 года это было доказано. Во время одного из испытательных заездов автомобиль разогнался до 162,5 км/ч.
ЗИС-101 Спорт больше похож на лимузин. Фото: Youtube.com
Интересно, что руководство ЗИС согласилось на проект спорткара не ради каких-то достижений. Тут преследовалась своя цель – подвергнуть шасси, двигатель, коробку передач и другие узлы модели на прочность в условиях максимальных нагрузок. Использовать для этого серийные лимузины неоправданно дорого, а вот на спортивном ЗИС-101А Спорт можно протестировать.
К сожалению, довоенному автомобилю не суждено было стать звездой трассы – помешало начало войны.
Возрождение проекта
К дальнейшим разработкам мощного спортивного автомобиля вернулись только в 1950-х. Конструкторы были слишком заняты грузовиками, необходимыми для восстановления народного хозяйства.
В качестве шасси был взят более современный лимузин – ЗИС-110. Новый автомобиль опять предполагалось использовать скорее не для гонок, а в качестве испытательной платформы.
Для соревнований ЗИС-112С не годился по ряду причин:
✅ Длинная база
✅ Тяжелое рамное шасси
✅ Перегруженная передняя ось
Но все равно, спортивный автомобиль готовили к гонкам, хотя не совсем понятно, с кем именно ему предстояло соревноваться. Двигатель основательно переработали – вместо 140, он выдавал 182 л. с. Максимальная скорость превосходила 200 км/ч – для первой половины 50-х это было нечто.
Еще один спортивный ЗИС. Фото: Youtube.com
Ближе к середине 1950-х годов решили перепрофилировать ЗИС-112С для спорта. Сначала автомобилю укоротили раму, потом облегчили его на 600 кг. Двигатель форсировали до 195 л. с.
До 1957 года собрали ряд прототипов, причем последние уже назывались ЗИЛ-112. Но по факту, это были еще старые ЗИС, созданные на шасси 110 модели.
Новые разработки
В 1957 году было решено глобально обновить гоночный автомобиль. Это требовалось сделать в любом случае, ведь ЗИС/ЗИЛ-110 собирались менять на новую модель с индексом 111. Напомним, что основное предназначение спортивной машины заключалось в доработке агрегатов серийных лимузинов. Но ЗИЛ-112С должен был одновременно стать и гоночным.
Два ЗИЛ-112С. Фото: Youtube.com
Согласно техническому заданию, автомобиль требовалось подготовить к концу 1958 года. Но так как Сталина уже не было в живых, конструкторы советских заводов расслабились и перестали соблюдать сроки.
Раму сварили только в 1960 году. Примерно к этому же времени собрали кузов для первого прототипа. Возможно, он сделан с оглядкой на автомобили марки Ferrari тех лет, но не факт – нигде об этом прямо не говорится. В 1961 году новая модель уже участвовала в своих первых гонках.
Особенности конструкции
При изготовлении нового советского спорткара использовали штатные узлы и детали от серийных моделей – лимузина ЗИЛ-111 и легковушки ГАЗ-21. В некоторых источниках встречается информация, что узлы брали от «Победы», но ее к тому времени уже несколько лет как сняли с конвейера.
Чтобы автомобиль мог полноценно участвовать в гонках, раму сделали полностью с нуля. Ее сварили из тонких труб, но сплав был выбран повышенной прочности.
Салон, конечно, спартанский. Фото: Youtube.com
Кузов было решено сделать без использования металла. Все панели были стеклопластиковыми, а соединялись они друг с другом за счет клея.
В результате спортивный автомобиль удалось максимально облегчить – в зависимости от установленного двигателя, вес модели составлял от 1,1 до 1,33 тонны. Кстати, моторы ставили как ЗИЛ-111, так и ГАЗ-13. Последний был легче более чем на 200 кг.
Автомобиль получил простую переднюю подвеску от серийной «Волги» ГАЗ-21. Естественно, ее пришлось дорабатывать и подгонять под особенности ЗИЛ-112С. Задняя подвеска – это несущая балка «Де Дион» с отдельно прикрепленным на раме редуктором.
Тормоза, в духе времени, были барабанные как спереди, так и сзади. Для надежности, гидропривод сделали отдельным для каждой из осей.
Основным двигателем для спортивного автомобиля был ЗИЛ-111. Его мощность повысили за счет установки двух карбюраторов К-85, увеличения степени сжатия и доработки системы газораспределения.
Так как на правительственном лимузине ЗИЛ-111 коробка передач была автоматической, от нее отказались, установив механику от ЗИС-110.
Спортивная карьера
Первая официальная гонка, в которой принял участие советский спорткар, состоялась в 1961 году. Правда, соперников для ЗИЛ-112С не нашлось, поэтому было решено использовать автомобиль еще и для установки советских скоростных рекордов.
Двигатель с индексом ЗИЛ-111. Фото: Youtube.com
В 1962 году состоялся первый заезд на озере Баскунчак. Цель – установить рекорд скорости. Автомобиль планировалось разогнать до 350 км/ч. Для этих целей специалисты Завода имени Лихачева сделали новый, максимально обтекаемый кузов, облегчили машину и доработали двигатель.
К сожалению, никаких скоростных рекордов побить ЗИЛ-112С так и не удалось. Погода испортилась, начались дожди. Сухое дно озера превратилось в мелкую и грязную лужу. Тогда разогнаться больше 230 км/ч не получилось.
Кстати, кузов, подготовленный специально для скоростных заездов, сняли с шасси и списали.
В 1962 году ЗИЛ-112С планировали использовать для гонок на Дмитровском полигоне – на этот раз автомобиль должен был установить рекорд скорости в 24-часовом заезде. Опять не получилось – из-за руководства Завода имени Лихачева. Они считали, что все эти рекорды дело ненужное, лишь отвлекающее инженеров и сотрудников предприятия от работы.
Энтузиастам все же удалось отстоять модель, дескать, такие автомобили нужны для советского спорта. В 1963 году построили второй экземпляр ЗИЛ-112С, более приспособленный для гонок, с дисковыми тормозами на всех колесах и дугами безопасности.
Вплоть до 1970 года два спортивных автомобиля участвовали в гонках различных классов. Их постоянно дорабатывали, устанавливали новые, более совершенные и/или легкие двигатели. Самые мощные силовые агрегаты оба ЗИЛ-112С получили в 1967 году. Это моторы на 300 л. с.
В 1970 году оба спортивных автомобиля оказались не у дел – им не с кем оказалось соревноваться, советские гоночные модели были легкие, с малообъемными моторами. Они простояли на заводе ЗИЛ примерно до середины 70-х, а потом их выкупил клуб антикварных автомобилей из Риги, где один из экземпляров выставляется до сих пор.
Классический суперкар. Фото: Youtube.com
Интересно сложилась судьба второго ЗИЛ-112С. По слухам, его разбили еще в 1970-х и машину отвезли в какой-то местный колхоз на реставрацию – там был небольшой музей тракторов. Несколько лет автомобиль простоял там, потом его передали в Ригу – это было в 80-х.
В 1993 году так и не сделанный ЗИЛ-112С отдали шведу в обмен на ЗИС-101. У коллекционера руки до восстановления тоже не дошли. В 2018 году автомобиль выкупил Евгений Шиманский и привез обратно в Россию. Там он сейчас и находится, постепенно восстанавливаемый.
Хотя работ над ЗИЛ-112С еще много, но они продвигаются, так что можно надеяться на полную реставрацию этого замечательного автомобиля.