Мотоциклы Pannonia: самые красивые в СССР, но не советские!
30 598

Мотоциклы Pannonia: самые красивые в СССР, но не советские!

Про мотоциклы марки Паннония сейчас мало кто помнит, а ведь когда-то они ценились наравне с Явой! Но поставки этой техники в СССР прекратились еще в 1975 году, поэтому тем, чья юность пришлась на 80-90-е, венгерский байк знаком как проблемный.


Дело в том, что запчасти на Pannonia с 1975 года в СССР больше не поставлялись, приходилось или выживать на запасах, собранных по бережливым дедушкам, или что-то «колхозить».

Кстати, знаменитые деревянные поршни – это как раз из серии «как продать Паннонию, чтобы она завелась и проехала хотя бы несколько километров».

Мотоциклы, не попавшие в СССР


Мотоциклы венгерского завода в Европе известны с 1932 года, когда они продавались под маркой Csepel. Интересно, что машиностроительный комбинат Csepel выпускал байки под несколькими брендами.

Мотоциклы Pannonia: самые красивые в СССР, но не советские!CSEPEL 250 MODEL 1953 года. Фото: Youtube.com


Среди них можно отметить:

  • ? Csepel
  • ? Panni
  • ? Danuvia
  • ? Pannonia
  • ? White
  • ? Tunde


В производственной гамме были не только мотоциклы, но и мотороллеры. Но в СССР поставлялись только байки под брендом Pannonia.


Первыми мотоциклами завода Csepel были малокубатурные копии немецких DKW RT-125. Эти же байки стали отправной точкой для модельных линеек Минск («макаки») и ЗиД (Восход). Венгры пошли дальше всех, создав свои мотоциклы с объемами моторов, увеличившихся до 250 см3.

На минском мотовелозаводе с двигателем мудрить вообще не стали, выпуская все время 125-кубовые модели, просто дорабатывая мотор. Завод имени Дегтярева пошел дальше, модернизировав силовой агрегат до 175 см3. А вот венгры сразу нацелились в конкуренты Яве, выпустив мотоцикл с двигателем 250 «кубиков».

Первые байки собственной разработки появились в 1954 году – это была модель Csepel TL 250.

Pannonia TLT 250


Именно с этого мотоцикла о венгерской Pannonia узнали советские водители. Модель TLT 250 дебютировала в 1956 году. Примерно в это же время байк начали поставлять В СССР, но небольшими партиями.

Pannonia de Luxe TLT 250. Фото: Youtube.com


Тогда в Советском Союзе было две двухколесные иномарки – Ява и Паннония. Чешские байки в 1950-х годах поставлялись в СССР тоже в малых количествах, зато их было две модели – на 250 и 350 кубических сантиметров.

Крупные и регулярные партии венгерских и чешских мотоциклов начали поступать к нам только с 1964 года.


Pannonia TLT 250 был редок на советских просторах, но увлеченные мотоциклисты о нем знали. Красивый байк поставлялся в основном в черном цвете, за что и получил прозвище «венгерская ворона», на что повлияли еще и крылья на значке.

Мотоцикл для СССР 1950-х годов был замечательным:

  • ? Двухтактный двигатель с рабочим объемом 246 см3
  • ? Мощность 14 л. с.
  • ? Вес всего 146 кг
  • ? Скорость – до 110 км/ч
  • ? Средний расход бензина – 4 литра на 100 км


В общем, идеальный байк, особенно учитывая тот момент, что он был куда надежнее советских моделей. Купить такую вещь в 1950-х годах было сложно, поэтому редким счастливчикам сильно завидовали, как и владельцам Яв.

Pannonia TLF 250


Следующая модель – это Pannonia TLF 250. Мотоцикл получил новый дизайн, не так сильно перегруженный щитками, как раньше. Байк выпускался с 1958 по 1961 годы, поставлялся в СССР в небольших количествах.

Pannonia de Luxe TLF 250. Фото: Youtube.com


Мотоцикл был одноцилиндровым, двухтактным, рабочий объем 246 см3, мощность осталась на том же уровне – 14 л. с.

Pannonia Т5


После небольшого перерыва, Советский Союз заключил крупные контракты с венгерским заводом Csepel и чешской Jawa. С этого момента поставки увеличились в десятки раз. Например, мотоциклов Pannonia в СССР шло около 50%, а Яв – более 90.

Модель Паннония Т5 стала действительно популярной. Наряду с Jawa «Чекушкой», мотоцикл пользовался высоким спросом у населения, как правило, в городах. На селе с «иномарками» связываться побаивались – запчасти там искать было гораздо сложнее.


Мотоциклисты уважали Pannonia Т5 за:

  • ? Надежность
  • ? Низкий расход топлива
  • ? Высокую проходимость
  • ? Внешность
  • ? Наличие коляски


Да, модель имела варианты с прицепами! Производили их на предприятии Vaci Hajogyar.

Pannonia T5. Фото: Youtube.com


Мотоцикл был достаточно легким, поэтому вес коляски составлял всего 60-70 кг. Сначала их делали на стальном каркасе с такой же обшивкой, потом начали использовать алюминий.

Прицепы назывались «Дуна», и выглядели они очень стильно. Тогда в моде была космическая тематика, поэтому коляски сделаны в стиле ракет.


Мотоцикл Pannonia Т5 оснащался двухтактным мотором с рабочим объемом 247 см3. Мощность увеличили до 16 л. с. Скорость составляла 115 км/ч, разгон до «сотни» – 25 секунд.

Модель выпускалась с 1964 по 1975 год, и в СССР попало более 200 000 экземпляров этих красивых байков.

После того, как выпуск мотоцикла был прекращен, СССР отказался от поставок техники Паннония. Это стало роковым для венгерского производителя, который рассчитывал на долгосрочное сотрудничество, запуская новую модель, на смену Т5.

Pannonia P20


Еще в середине 1960 годов венгерский завод Csepel задумался о будущем. Вместо того, чтобы как Ява выпускать устаревшие мотоциклы, незначительно модернизируя их, руководство решило наладить выпуск техники нового поколения.

Связавшись с японской Yamaha, была приобретена лицензия на модель YDS-2. Новый байк получил название Pannonia P20. Это современная на то время конструкция. Чего стоил только двигатель с мощностью 23 л. с. при объеме в 250 см3!

Байк получил бензобак на 16,5 л, что делало его настоящим «туристом». Максимальная скорость при этом достигала 135 км/ч, а расход топлива не превышал 4 литра бензина. Советские мотоциклисты оценили бы такую динамичную и экономичную технику!

Pannonia P20. Фото: Youtube.com


Байк должен был стать бестселлером в Советском Союзе, ведь именно в расчете на эту страну новая модель и покупалась у японцев. Руководство завода уже потирало руки, подсчитывая будущие барыши, но реальность оказалась жестока.

Вместо того, чтобы забирать более 90% готовой продукции, торговые представители СССР вдруг взяли, да отказались от новейшего мотоцикла!
Было решено, что байк слишком дорогой, сложный в ремонте, да и вообще, покупать у японцев лицензию – это не по-коммунистически!

Завод попытался выйти с Pannonia P20 на мировую арену, но там уже к тому времени безраздельно правили японские фирмы. В итоге, модель производилась только до 1974 года, параллельно с устаревшим Т5.

В 1975 г. Советский Союз полностью отказался от мотоциклов марки Паннония, и было принято решение прекратить производство такой техники.

Кстати, в советских газетах на этот счет писали свою версию – дескать, спроса на мотоциклы в Венгрии нет, поэтому завод решил выпускать больше велосипедов.

Можно ли купить мотоциклы Паннония сейчас?


Покупка Pannonia в настоящее время – это та еще авантюра. В продаже эти байки периодически встречаются, причем недорого. Просят за них от 15 000 до 90 000 за экземпляр в идеальном состоянии.

Иногда мотоциклы появляются и по 300-600 тысяч рублей, но это уже в надежде на какого-нибудь коллекционера-энтузиаста.
Покупать изначально «ушатанный» экземпляр не стоит. Запчасти достать для него будет очень непросто. Даже популярные Явы восстанавливать сложно, а тут редкая Паннония! Лучше изначально экземпляр в идеале найти, а потом стараться поддерживать его в таком состоянии.

Та самая коляска космического типа. Фото: Youtube.com


Конечно, использовать мотоцикл как транспортное средство на каждый день не стоит. Это уже коллекционные экземпляры, поэтому лучше эксплуатировать его в качестве байка выходного дня.
Паннония или Ява-250 – какой мотоцикл лучше?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас