Kaiser Jeepster Commando – четыре кузова на все случаи жизни
Семейный универсал, молодежный родстер, утилитарный пикап и презентабельный кабриолет для зажиточных американцев. Наверняка вы подумали, что сейчас будет сравнение сразу четырех авто, но нет – все эти регалии принадлежат одному автомобилю. Встречайте – Kaiser Jeepster Commando.
Jeepster Commando – это автомобиль класса SUV, выпускавшийся сперва компанией Kaiser Motors в период с 1967 про 1969 годы, после чего бразды его производства взяла на себя небезызвестная American Motors Company. Именно под ее эгидой джип выпускался с 1970 по последний 1973 годы.
Внедорожник был впервые представлен публике в 1966 году как автомобиль, способный потеснить легендарную на тот момент Toyota Land Cruiser 40 серии. Американцы посчитали, что японский авто стал слишком уж популярным на североамериканском рынке, и задумали «импортозамещение».
Чтобы успешно конкурировать с Land Cruiser, новый внедорожник должен был быть проходимым, простым в плане конструкции, надежным и доступным. Казалось бы, объединить такой набор никак нельзя, ведь «или хорошо, или дешево». Но нет, Jeepster Commando получил все четыре качества.
Важно то, что к 1966 году компания Kaiser Motors буквально выживала за счет производства машин в Южной Америке, в частности, в Аргентине и Бразилии. Легковые авто в США фирма не выпускала с 1950-х годов. Jeepster Commando стал для нее и экспериментом, и шансом вернуться на рынок.
Результатом усилий стало появление в 1967 году в продаже внедорожника в четырех кузовах:
✅ пикап
✅ родстер
✅ универсал
✅ кабриолет
В 1971 году линейку пополнил довольно редкий и тогда, и тем более сейчас вариант Hurst Jeepster. Он выделялся на фоне всех серийных джипов за счет нестандартной бело-красно-синей окраски, наличием спортивного рулевого колеса и штатного багажника на крыше. Модификация также была интересна автоматической КПП, белыми покрышками и более крупными колесными дисками.
Интересно, что фактически Jeepster Commando быстро попал в разряд уверенных конкурентов не только для упомянутого выше Land Cruiser, но и для внедорожников International Scout, Ford Bronco. В том числе это обусловлено тем, что, по сути, одна модель закрыла потребность и для аудитории пикапов, и для молодежи, предпочитающей родстеры, и для семейных людей в виде универсала. Именно последний был самым продаваемым. Сразу за ним шел любимый американцами пикап.
В 1972 году, когда производство модели перешло в распоряжение American Motors Company, она сменила свое название. Приставка Jeepster ушла в прошлое, на ее смену пришло современное Jeep. На этом изменения не закончились. Колесная база выросла до 104 дюймов, изменилась передняя решетка – теперь она стала сплошной, а моторный отсек был готов принять крупный мотор V8.
За все время производства вплоть до 1973 года было выпущено порядка 57 тысяч экземпляров. Их можно встретить и сейчас. На вторичном рынке авто в хорошем состоянии стоят от 15 тысяч USD. Автомобиль стал предшественником полноразмерного Jeep Cherokee и в целом всего семейства, производством которого занялся популярный бренд Chrysler.
Jeepster Commando – это полноценный рамный внедорожник, в базовой версии комплектуемый четырехцилиндровым карбюраторным двигателем Hurricane F-134. Его мощность составляла 75 л. с. – скромно даже для тех времен. В целом для поездок ее хватало, но впритык, и запаса не было. Аналогичный мотор устанавливался на автомобили Willys с начала 50-х годов и уже сильно устарел.
Куда больший интерес в техническом плане представлял альтернативный двигатель Dauntless 225. 3,8-литровый карбюраторный V6 выдавал гораздо более серьезные 160 л. с. при крутящем моменте 319 Н*м. Независимо от кузова и сферы применения, автомобили с таким мотором показывали хорошую динамику, плюс оставался запас. Такой двигатель можно было получить в качестве опции.
Оба варианта мотора соединялись с 3-ступенчатую механическую коробку, которая сегодня смогла бы удивить даже искушенного любителя внедорожников. Так как в те годы все было серьезно, даже на семейном универсале и молодежном родстере стояла двухступенчатая раздаточная коробка и блокируемый межосевой дифференциал. На случай, если путь будет пролегать через бездорожье.
В подвеске интерес представляет наличие муфт свободного хода на ступицах переднего моста. Их не очень удобно подключать вручную, так как другого варианта не предусмотрено. Однако сам по себе такой механизм предельно прост и надежен, так что на 100% укладывается в идеологию авто.
Подвеска у Jeepster Commando рессорная, что спереди, что сзади. Следовательно, на суперкомфорт рассчитывать не приходилось, на что особенно явно намекает отсутствие гидроусилителя руля. Вот такая простота прослеживается во всех аспектах, но, с другой стороны, она обеспечила надежность.
Салон внедорожника предельно аскетичен. Прямо перед водительским сиденьем расположилась скромная механическая панель приборов. Шкала ограничена отметкой 110 миль в час, но ошибался тот, кто пытался разогнать автомобиль до этой скорости. По свидетельствам очевидцев, уже при 95 миль в час управление становилось крайне непредсказуемым и появлялся страх за свою жизнь.
Кроме спидометра, занявшего центральное положение, на приборной панели есть механические индикаторы температуры воды и уровня топлива. На указатель масла производитель поскупился, вместо него предусмотрена простая контрольная лампа. Еще одна такая же включалась в случае выхода из строя генератора. Наконец, последние две лампочки отведены под указатели поворотов.
В центральной части передней панели установлен маленький транзисторный радиоприемник с одним динамиком, который находится тут же. Справа от него расположился бардачок, запираемый на ключ – вот уж где производитель не стал экономить на безопасности. Особенно важна такая опция для родстера, ибо оставлять ценности на сиденьях или торпедо, когда нет крыши, чревато.
Сиденья простые, о центральной консоли не идет никакой речи. Ремни безопасности есть как для передних, так и для задних пассажиров. Интересен тот факт, что внедорожник в кузове универсал выполнен на базе родстера. Жесткий верх прикручен на несколько болтов. Это давало при наличии желания и простого инструмента сделать из универсала родстер, например, перед летним сезоном.
Внедорожнику в кузове кабриолет был доступен как стандартный, так и премиальный интерьер. В число дополнительных опций входил набор из четырех дорогих покрышек бренда Continental, а также электрически привод крыши. Универсалы отличались от пикапов улучшенной отделкой и наличием раздвижных задних окон. По желанию покупатель могу получить двухцветную окраску.
Kaiser Jeepster Commando не стал культовым автомобилем в истории США, но до сих пор машина представляет неподдельный интерес для коллекционеров настоящих джипов без всякой мишуры. В России на вторичном рынке такие внедорожники в последние годы не встречаются. Однако это вовсе не исключает возможности того, что парочка экземпляров залежалась в частных коллекциях.
История появления
Jeepster Commando – это автомобиль класса SUV, выпускавшийся сперва компанией Kaiser Motors в период с 1967 про 1969 годы, после чего бразды его производства взяла на себя небезызвестная American Motors Company. Именно под ее эгидой джип выпускался с 1970 по последний 1973 годы.
Внедорожник был впервые представлен публике в 1966 году как автомобиль, способный потеснить легендарную на тот момент Toyota Land Cruiser 40 серии. Американцы посчитали, что японский авто стал слишком уж популярным на североамериканском рынке, и задумали «импортозамещение».
Грузовой пикап продавался по цене немногим более 2500 долларов США. Фото: youtube.com
Чтобы успешно конкурировать с Land Cruiser, новый внедорожник должен был быть проходимым, простым в плане конструкции, надежным и доступным. Казалось бы, объединить такой набор никак нельзя, ведь «или хорошо, или дешево». Но нет, Jeepster Commando получил все четыре качества.
Важно то, что к 1966 году компания Kaiser Motors буквально выживала за счет производства машин в Южной Америке, в частности, в Аргентине и Бразилии. Легковые авто в США фирма не выпускала с 1950-х годов. Jeepster Commando стал для нее и экспериментом, и шансом вернуться на рынок.
Результатом усилий стало появление в 1967 году в продаже внедорожника в четырех кузовах:
✅ пикап
✅ родстер
✅ универсал
✅ кабриолет
В 1971 году линейку пополнил довольно редкий и тогда, и тем более сейчас вариант Hurst Jeepster. Он выделялся на фоне всех серийных джипов за счет нестандартной бело-красно-синей окраски, наличием спортивного рулевого колеса и штатного багажника на крыше. Модификация также была интересна автоматической КПП, белыми покрышками и более крупными колесными дисками.
Интересно, что фактически Jeepster Commando быстро попал в разряд уверенных конкурентов не только для упомянутого выше Land Cruiser, но и для внедорожников International Scout, Ford Bronco. В том числе это обусловлено тем, что, по сути, одна модель закрыла потребность и для аудитории пикапов, и для молодежи, предпочитающей родстеры, и для семейных людей в виде универсала. Именно последний был самым продаваемым. Сразу за ним шел любимый американцами пикап.
Кузов кабриолет считался отдельной и самостоятельной моделью. Фото: youtube.com
В 1972 году, когда производство модели перешло в распоряжение American Motors Company, она сменила свое название. Приставка Jeepster ушла в прошлое, на ее смену пришло современное Jeep. На этом изменения не закончились. Колесная база выросла до 104 дюймов, изменилась передняя решетка – теперь она стала сплошной, а моторный отсек был готов принять крупный мотор V8.
За все время производства вплоть до 1973 года было выпущено порядка 57 тысяч экземпляров. Их можно встретить и сейчас. На вторичном рынке авто в хорошем состоянии стоят от 15 тысяч USD. Автомобиль стал предшественником полноразмерного Jeep Cherokee и в целом всего семейства, производством которого занялся популярный бренд Chrysler.
Двигатель и КПП
Jeepster Commando – это полноценный рамный внедорожник, в базовой версии комплектуемый четырехцилиндровым карбюраторным двигателем Hurricane F-134. Его мощность составляла 75 л. с. – скромно даже для тех времен. В целом для поездок ее хватало, но впритык, и запаса не было. Аналогичный мотор устанавливался на автомобили Willys с начала 50-х годов и уже сильно устарел.
Куда больший интерес в техническом плане представлял альтернативный двигатель Dauntless 225. 3,8-литровый карбюраторный V6 выдавал гораздо более серьезные 160 л. с. при крутящем моменте 319 Н*м. Независимо от кузова и сферы применения, автомобили с таким мотором показывали хорошую динамику, плюс оставался запас. Такой двигатель можно было получить в качестве опции.
Оба варианта мотора соединялись с 3-ступенчатую механическую коробку, которая сегодня смогла бы удивить даже искушенного любителя внедорожников. Так как в те годы все было серьезно, даже на семейном универсале и молодежном родстере стояла двухступенчатая раздаточная коробка и блокируемый межосевой дифференциал. На случай, если путь будет пролегать через бездорожье.
Ходовая часть
В подвеске интерес представляет наличие муфт свободного хода на ступицах переднего моста. Их не очень удобно подключать вручную, так как другого варианта не предусмотрено. Однако сам по себе такой механизм предельно прост и надежен, так что на 100% укладывается в идеологию авто.
Подвеска у Jeepster Commando рессорная, что спереди, что сзади. Следовательно, на суперкомфорт рассчитывать не приходилось, на что особенно явно намекает отсутствие гидроусилителя руля. Вот такая простота прослеживается во всех аспектах, но, с другой стороны, она обеспечила надежность.
А что внутри?
Салон внедорожника предельно аскетичен. Прямо перед водительским сиденьем расположилась скромная механическая панель приборов. Шкала ограничена отметкой 110 миль в час, но ошибался тот, кто пытался разогнать автомобиль до этой скорости. По свидетельствам очевидцев, уже при 95 миль в час управление становилось крайне непредсказуемым и появлялся страх за свою жизнь.
Кроме спидометра, занявшего центральное положение, на приборной панели есть механические индикаторы температуры воды и уровня топлива. На указатель масла производитель поскупился, вместо него предусмотрена простая контрольная лампа. Еще одна такая же включалась в случае выхода из строя генератора. Наконец, последние две лампочки отведены под указатели поворотов.
В центральной части передней панели установлен маленький транзисторный радиоприемник с одним динамиком, который находится тут же. Справа от него расположился бардачок, запираемый на ключ – вот уж где производитель не стал экономить на безопасности. Особенно важна такая опция для родстера, ибо оставлять ценности на сиденьях или торпедо, когда нет крыши, чревато.
Умельцы неплохо восстанавливают уцелевшие экземпляры до подобного состояния. Фото: youtube.com
Сиденья простые, о центральной консоли не идет никакой речи. Ремни безопасности есть как для передних, так и для задних пассажиров. Интересен тот факт, что внедорожник в кузове универсал выполнен на базе родстера. Жесткий верх прикручен на несколько болтов. Это давало при наличии желания и простого инструмента сделать из универсала родстер, например, перед летним сезоном.
Внедорожнику в кузове кабриолет был доступен как стандартный, так и премиальный интерьер. В число дополнительных опций входил набор из четырех дорогих покрышек бренда Continental, а также электрически привод крыши. Универсалы отличались от пикапов улучшенной отделкой и наличием раздвижных задних окон. По желанию покупатель могу получить двухцветную окраску.
Заключение
Kaiser Jeepster Commando не стал культовым автомобилем в истории США, но до сих пор машина представляет неподдельный интерес для коллекционеров настоящих джипов без всякой мишуры. В России на вторичном рынке такие внедорожники в последние годы не встречаются. Однако это вовсе не исключает возможности того, что парочка экземпляров залежалась в частных коллекциях.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Состоялся дебютный полет полностью отечественного вертолета
Это серийный образец отечественного Ка-32А11М, прошедший глубокую модернизацию. О том, какие комплексные улучшения получила модель и как прошел первый подъем в...
Европейские автопроизводители терпят убытки: «евро-Детройт» уже не за горами
С каждым годом европейским концернам все труднее производить и реализовывать новые автомобили. Главные причины в нашем новом материале....
Личный автомобиль Жириновского – что случилось с самым редким «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» был амбициозным проектом в российской истории автомобилестроения. Отечественная разработка должна была получить передовые технологии, не имеющие...
Беларус 82.3 – самая современная и доработанная версия легендарного трактора
Некогда популярный в СССР трактор в очередной раз обновился как внешне, так и технически. Рассказываем, что конкретно изменилось....
Maybach Exelero: роялю место не в кустах, а на капоте автомобиля
Как мы выбираем автомобили? Кто-то (в основном, женщины) глазами: лишь бы красивый. Другим нужен мотор или проходимость. Нас же зацепило имя. Майбах!...
ВАЗ-21109 или «Лада Консул» для российских чиновников
К концу 90-х АвтоВАЗ остался единственным полностью работоспособным профильным предприятием России. Поэтому именно его специалистам поручили сборку...
Обновленный Toyota 4Runner стал самым мощным в истории модели
На выбор доступно 9 комплектаций. Есть 2,4-литровый бензиновый турбомотор и гибридная силовая установка....
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Volvo 850 – привет из 90-х, способный еще послужить
Когда-то этот автомобиль поражал своей строгой и стремительной внешностью. Сейчас это классика, причем неплохо сохранившаяся....
Спасение Ауди 200 – весь процесс восстановления от начала до конца кратко
Российские водители считают, что восстанавливают старые автомобили только у нас и в других странах, некогда входящих в состав СССР. Дескать, делать это...
Многопрофильные джипы из ЮАР – URI Desert Runner/Mining Vehicle
Намибийско-южноафриканские джипы URI сначала появились как раллийная техника. Позже их специализация значительно расширилась, охватив целый ряд направлений....
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
Представлены обновленные версии моделей Skoda – Fabia, Kamiq и Scala
Автомобили получат большее количество опций, за которые придется заплатить около 8% от их стоимости. Так производитель хочет поднять продажи....
Что случится с машиной, если накачать 60 бар в колесо
Чем опасен автомобиль? Первой на ум приходит топливная система, в особенности если в машине используется газобаллонное оборудование. Кроме того далеко не все...
Citroen SM возвращается концептом в стиле ретро-футуризма
Правда, это не совсем Citroen. Однако, хуже от этого концептуальный автомобиль точно не стал....