
Graham-Paige Motors: автомобили выпускаемые между двумя мировыми войнами
Возможно писатели братья Гримм гораздо более известны на мировых просторах. Но, в определенных кругах, и имя трех американских братьев Грэм может многое сказать. Я имел в виду, конечно же, автомобильные сообщества.
Все началось на следующий год после окончания Первой мировой войны. Три родных брата Джозеф, Роберт и Рэй организовали совместное предприятие по выпуску комплектующих для знаменитого Ford Model T. Это был необходимый набор для превращения его в грузовик модели ТТ. Хотя, если сказать точнее, то начинали братья с производства стекла. И только накопив необходимый капитал, обратились в техническую сферу.
Ford Model TT, ставший стартом для Graham-Paige Motors. Фото: youtube.com
Как это нередко случалось в истории, находиться на вторых ролях не всегда приятно. Поэтому со временем появилась Graham Brothers, производящая грузовики собственной конструкции. Конечно, комплектовались они двигателями других американских производителей. Со временем компания, начавшая с Индианы, расширилась до Мичигана и Калифорнии.
История развития включала привычную для западного автомобильного бизнеса, взаимную систему поглощения. Сначала Грэмы определились с силовым агрегатом для своего грузовика, отдав предпочтение Dodge. Это привело к тому, что продукция братьев стала распространяться через дилерскую сеть этой компании. С 1925 года Graham Brothers стал структурным подразделением Dodge. Братья вошли в руководящий состав новой компании, заняв некоторые управленческие посты.
Dodge Fargo Powerwagons, выпускавшийся больше трех десятилетий. Фото: youtube.com
Спустя два года саму основную компанию попытались продать. Это побудило братьев отпочковаться и начать самостоятельное производство. На следующий 1928 год их новая линейка состояла из четырех моделей, грузоподъемностью от 0,45 до 1,8 тонны. Несмотря на такое развитие, их бренд находился в собственности материнской компании. В том же году Dodge поглотила Chrysler Corporation. С 1929 года название Graham Brothers прекратило свое существование. Начиналась новая страница истории компании братьев Грэм.
Чтобы получить новый толчок к развитию, компаньоны приобрели производителя марок Paige и Jewett. Это им стало в хорошую копеечку (в современном эквиваленте около 54,6 млн. долл.), но заложило основание для дальнейшего развития. В том числе, и в производстве легкового транспорта также.
Несмотря на плотную конкуренцию, новая компания братьев очень быстро заняла свою нишу. Этого удалось достичь, в основном, благодаря двум факторам: хорошему качеству сборки автомобилей и их участию в гонках. Все это прекрасно посодействовало хорошей динамике продаж автомобилей Graham-Paige. Вырос авторитет компании и ее продукцию с удовольствием приобретали во всех уголках американского континента. Многие проблемы сборки решили кардинально:
✅ для литья деталей двигателя заключен контракт с Continental
✅ создан инженерный отдел для собственного проектирования новых двигателей
✅ участие в гонках популяризировало марку и повышало ее престиж
✅ для сборки кузовов выкупили компанию Wayne Body Company
Амос Нортап, главный конструктор Wayne, в 1932 году придумал радикальную на тот момент серию Blue Streak. Новинка оснащалась новым рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 90 л. с. Вместо того, чтобы устанавливаться под поднятым шасси, трубы оси Graham проходили через его лонжероны. Задние листовые рессоры устанавливались снаружи лонжеронов рамы. Такое ноу-хау принесло прекрасные результаты. Повысилась управляемость и снизился профиль. В итоге гонщики компании одержали несколько впечатляющих побед.
В самом начале Великой американской депрессии компания Graham-Paige смогла успешно «держать удар». Но дальнейшее усугубление кризиса заметно сказалось и на ней. Главным негативным последствием тяжелых времен стало заметное снижение продаж. Это и не удивительно, пришло время, когда люди заботились не о роскоши приобретения или обновления личного автотранспорта, а об удовлетворении насущных проблем. Американцев, готовых расстаться со значительной суммой денег для приобретения авто, становилось все меньше.
Graham-Paige 1928 года, используемый современной американской семьей. Фото: youtube.com
По иронии судьбы, именно в начале этого периода, в 1932 году Амос Нортап разработал оригинальный дизайн для свежей линейки моделей. Он удостоился звания «самого влиятельного в автомобильной истории». Новая «восьмерка» для этого модельного ряда получило название «Голубая полоса». Со временем общественное мнение присвоили это имя и самим автомобилям. Его дизайн включал сразу несколько новаторских разработок:
✅ закрытые крылья, скрывающие накопившуюся грязь
✅ крышка радиатора, установленная под капотом
✅ кромка крышки капота, выведенная до основания лобового стекла
Дополнительный нагнетатель с кривошипом был внедрен братьями Грэм в 1934 году. Его установили на 4,3-литровую «восьмерку», которой компоновались модели того года. Спустя два года силовую установку заменили на 6-цилиндровую модель. Но установка дополнительных нагнетателей продолжилась и на ней.
Отдельно стоит упомянуть и о спорткаре Graham British Special. Для разработки кузова этого седана применили модель Bertelli. Это происходило в сложный период середины десятилетия, когда последствия кризиса ощущались наиболее сильно. Недостаток инвестиций для финансирования новых разработок кузовных деталей заставил компанию покупать кузова у REO. Именно такими комплектовались модели 1936 / 37 годов.
Автомобиль, получивший прозвище «акулий нос». Фото: youtube.com
Амос Нортап начал разрабатывать модельный ряд Graham 1938 года, но умер годом раньше. Поэтому другим инженерам компании пришлось заканчивать эту работу самостоятельно. Результатом стал высоко оцененный стиль «Дух движения» с выступающей кормой и передними брызговиками, но продажи все также оставались довольно низкими.
В 1940 году Грэм заключил сделку с Hupmobile, которому принадлежали штампы для несуществующего кузова Cord 810 / 812. Это понадобилось для производства Hupmobile Skylark, а также для использования в новинке компании, которая называлась Hollywood.
Это имя должно было вызвать дополнительный интерес, т. к. в то время популярность «киношного» стиля росла из года в год. Обе машины имели модифицированную переднюю часть кузова Cord и заднеприводную конструкцию. Graham оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым двигателем с нагнетателем или без него.
«Лебединая песня» компании – модель Hollywood. Фото: youtube.com
Голливудский стиль сделал свое дело, и заказы хлынули потоком. Однако многомесячные задержки со сборкой привели к тому, что большинство из них пришлось отменить. Это имело фатальные последствия: Грэм прекратил производство автомобилей в конце 1940 года. Двери завода вновь открыли уже для выпуска военной техники во время Второй мировой войны. Попытки возродить значок «Грэм» в 1945 году не принесли результатов, и компанию поглотил Kaiser-Frazer.
Все началось на следующий год после окончания Первой мировой войны. Три родных брата Джозеф, Роберт и Рэй организовали совместное предприятие по выпуску комплектующих для знаменитого Ford Model T. Это был необходимый набор для превращения его в грузовик модели ТТ. Хотя, если сказать точнее, то начинали братья с производства стекла. И только накопив необходимый капитал, обратились в техническую сферу.

Как это нередко случалось в истории, находиться на вторых ролях не всегда приятно. Поэтому со временем появилась Graham Brothers, производящая грузовики собственной конструкции. Конечно, комплектовались они двигателями других американских производителей. Со временем компания, начавшая с Индианы, расширилась до Мичигана и Калифорнии.
История развития включала привычную для западного автомобильного бизнеса, взаимную систему поглощения. Сначала Грэмы определились с силовым агрегатом для своего грузовика, отдав предпочтение Dodge. Это привело к тому, что продукция братьев стала распространяться через дилерскую сеть этой компании. С 1925 года Graham Brothers стал структурным подразделением Dodge. Братья вошли в руководящий состав новой компании, заняв некоторые управленческие посты.

Спустя два года саму основную компанию попытались продать. Это побудило братьев отпочковаться и начать самостоятельное производство. На следующий 1928 год их новая линейка состояла из четырех моделей, грузоподъемностью от 0,45 до 1,8 тонны. Несмотря на такое развитие, их бренд находился в собственности материнской компании. В том же году Dodge поглотила Chrysler Corporation. С 1929 года название Graham Brothers прекратило свое существование. Начиналась новая страница истории компании братьев Грэм.
Зарождение обновленной компании
Чтобы получить новый толчок к развитию, компаньоны приобрели производителя марок Paige и Jewett. Это им стало в хорошую копеечку (в современном эквиваленте около 54,6 млн. долл.), но заложило основание для дальнейшего развития. В том числе, и в производстве легкового транспорта также.
Так появился новый бренд – Graham-Paige. Первое время это были и легкие грузовики Paige. Но их производство вскоре пришлось прекратить из-за нарушения предварительных договоренностей с Dodge о неконкуренции. Так компанию вынудили сосредоточиться на выпуске шести- и восьмицилиндровых легковых Graham-Paige.
Несмотря на плотную конкуренцию, новая компания братьев очень быстро заняла свою нишу. Этого удалось достичь, в основном, благодаря двум факторам: хорошему качеству сборки автомобилей и их участию в гонках. Все это прекрасно посодействовало хорошей динамике продаж автомобилей Graham-Paige. Вырос авторитет компании и ее продукцию с удовольствием приобретали во всех уголках американского континента. Многие проблемы сборки решили кардинально:
✅ для литья деталей двигателя заключен контракт с Continental
✅ создан инженерный отдел для собственного проектирования новых двигателей
✅ участие в гонках популяризировало марку и повышало ее престиж
✅ для сборки кузовов выкупили компанию Wayne Body Company
Амос Нортап, главный конструктор Wayne, в 1932 году придумал радикальную на тот момент серию Blue Streak. Новинка оснащалась новым рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 90 л. с. Вместо того, чтобы устанавливаться под поднятым шасси, трубы оси Graham проходили через его лонжероны. Задние листовые рессоры устанавливались снаружи лонжеронов рамы. Такое ноу-хау принесло прекрасные результаты. Повысилась управляемость и снизился профиль. В итоге гонщики компании одержали несколько впечатляющих побед.
Период Великой депрессии, подорвавший стабильность компании
В самом начале Великой американской депрессии компания Graham-Paige смогла успешно «держать удар». Но дальнейшее усугубление кризиса заметно сказалось и на ней. Главным негативным последствием тяжелых времен стало заметное снижение продаж. Это и не удивительно, пришло время, когда люди заботились не о роскоши приобретения или обновления личного автотранспорта, а об удовлетворении насущных проблем. Американцев, готовых расстаться со значительной суммой денег для приобретения авто, становилось все меньше.

По иронии судьбы, именно в начале этого периода, в 1932 году Амос Нортап разработал оригинальный дизайн для свежей линейки моделей. Он удостоился звания «самого влиятельного в автомобильной истории». Новая «восьмерка» для этого модельного ряда получило название «Голубая полоса». Со временем общественное мнение присвоили это имя и самим автомобилям. Его дизайн включал сразу несколько новаторских разработок:
✅ закрытые крылья, скрывающие накопившуюся грязь
✅ крышка радиатора, установленная под капотом
✅ кромка крышки капота, выведенная до основания лобового стекла
Дополнительный нагнетатель с кривошипом был внедрен братьями Грэм в 1934 году. Его установили на 4,3-литровую «восьмерку», которой компоновались модели того года. Спустя два года силовую установку заменили на 6-цилиндровую модель. Но установка дополнительных нагнетателей продолжилась и на ней.
Отдельно стоит упомянуть и о спорткаре Graham British Special. Для разработки кузова этого седана применили модель Bertelli. Это происходило в сложный период середины десятилетия, когда последствия кризиса ощущались наиболее сильно. Недостаток инвестиций для финансирования новых разработок кузовных деталей заставил компанию покупать кузова у REO. Именно такими комплектовались модели 1936 / 37 годов.

Амос Нортап начал разрабатывать модельный ряд Graham 1938 года, но умер годом раньше. Поэтому другим инженерам компании пришлось заканчивать эту работу самостоятельно. Результатом стал высоко оцененный стиль «Дух движения» с выступающей кормой и передними брызговиками, но продажи все также оставались довольно низкими.
Последние предвоенные годы и поглощение компании
В 1940 году Грэм заключил сделку с Hupmobile, которому принадлежали штампы для несуществующего кузова Cord 810 / 812. Это понадобилось для производства Hupmobile Skylark, а также для использования в новинке компании, которая называлась Hollywood.
Это имя должно было вызвать дополнительный интерес, т. к. в то время популярность «киношного» стиля росла из года в год. Обе машины имели модифицированную переднюю часть кузова Cord и заднеприводную конструкцию. Graham оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым двигателем с нагнетателем или без него.

Голливудский стиль сделал свое дело, и заказы хлынули потоком. Однако многомесячные задержки со сборкой привели к тому, что большинство из них пришлось отменить. Это имело фатальные последствия: Грэм прекратил производство автомобилей в конце 1940 года. Двери завода вновь открыли уже для выпуска военной техники во время Второй мировой войны. Попытки возродить значок «Грэм» в 1945 году не принесли результатов, и компанию поглотил Kaiser-Frazer.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...

Электросамокатчики «приехали» – выходят важные изменения в ПДД
Нововведение не назовешь точечным. Охвачено множество вопросов и проблем, связанных с этим типом транспорта. Пешеходам и водителям ТС однозначно будет теперь...