Graham-Paige Motors: автомобили выпускаемые между двумя мировыми войнами
Возможно писатели братья Гримм гораздо более известны на мировых просторах. Но, в определенных кругах, и имя трех американских братьев Грэм может многое сказать. Я имел в виду, конечно же, автомобильные сообщества.
Все началось на следующий год после окончания Первой мировой войны. Три родных брата Джозеф, Роберт и Рэй организовали совместное предприятие по выпуску комплектующих для знаменитого Ford Model T. Это был необходимый набор для превращения его в грузовик модели ТТ. Хотя, если сказать точнее, то начинали братья с производства стекла. И только накопив необходимый капитал, обратились в техническую сферу.
Как это нередко случалось в истории, находиться на вторых ролях не всегда приятно. Поэтому со временем появилась Graham Brothers, производящая грузовики собственной конструкции. Конечно, комплектовались они двигателями других американских производителей. Со временем компания, начавшая с Индианы, расширилась до Мичигана и Калифорнии.
История развития включала привычную для западного автомобильного бизнеса, взаимную систему поглощения. Сначала Грэмы определились с силовым агрегатом для своего грузовика, отдав предпочтение Dodge. Это привело к тому, что продукция братьев стала распространяться через дилерскую сеть этой компании. С 1925 года Graham Brothers стал структурным подразделением Dodge. Братья вошли в руководящий состав новой компании, заняв некоторые управленческие посты.
Спустя два года саму основную компанию попытались продать. Это побудило братьев отпочковаться и начать самостоятельное производство. На следующий 1928 год их новая линейка состояла из четырех моделей, грузоподъемностью от 0,45 до 1,8 тонны. Несмотря на такое развитие, их бренд находился в собственности материнской компании. В том же году Dodge поглотила Chrysler Corporation. С 1929 года название Graham Brothers прекратило свое существование. Начиналась новая страница истории компании братьев Грэм.
Чтобы получить новый толчок к развитию, компаньоны приобрели производителя марок Paige и Jewett. Это им стало в хорошую копеечку (в современном эквиваленте около 54,6 млн. долл.), но заложило основание для дальнейшего развития. В том числе, и в производстве легкового транспорта также.
Несмотря на плотную конкуренцию, новая компания братьев очень быстро заняла свою нишу. Этого удалось достичь, в основном, благодаря двум факторам: хорошему качеству сборки автомобилей и их участию в гонках. Все это прекрасно посодействовало хорошей динамике продаж автомобилей Graham-Paige. Вырос авторитет компании и ее продукцию с удовольствием приобретали во всех уголках американского континента. Многие проблемы сборки решили кардинально:
✅ для литья деталей двигателя заключен контракт с Continental
✅ создан инженерный отдел для собственного проектирования новых двигателей
✅ участие в гонках популяризировало марку и повышало ее престиж
✅ для сборки кузовов выкупили компанию Wayne Body Company
Амос Нортап, главный конструктор Wayne, в 1932 году придумал радикальную на тот момент серию Blue Streak. Новинка оснащалась новым рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 90 л. с. Вместо того, чтобы устанавливаться под поднятым шасси, трубы оси Graham проходили через его лонжероны. Задние листовые рессоры устанавливались снаружи лонжеронов рамы. Такое ноу-хау принесло прекрасные результаты. Повысилась управляемость и снизился профиль. В итоге гонщики компании одержали несколько впечатляющих побед.
В самом начале Великой американской депрессии компания Graham-Paige смогла успешно «держать удар». Но дальнейшее усугубление кризиса заметно сказалось и на ней. Главным негативным последствием тяжелых времен стало заметное снижение продаж. Это и не удивительно, пришло время, когда люди заботились не о роскоши приобретения или обновления личного автотранспорта, а об удовлетворении насущных проблем. Американцев, готовых расстаться со значительной суммой денег для приобретения авто, становилось все меньше.
По иронии судьбы, именно в начале этого периода, в 1932 году Амос Нортап разработал оригинальный дизайн для свежей линейки моделей. Он удостоился звания «самого влиятельного в автомобильной истории». Новая «восьмерка» для этого модельного ряда получило название «Голубая полоса». Со временем общественное мнение присвоили это имя и самим автомобилям. Его дизайн включал сразу несколько новаторских разработок:
✅ закрытые крылья, скрывающие накопившуюся грязь
✅ крышка радиатора, установленная под капотом
✅ кромка крышки капота, выведенная до основания лобового стекла
Дополнительный нагнетатель с кривошипом был внедрен братьями Грэм в 1934 году. Его установили на 4,3-литровую «восьмерку», которой компоновались модели того года. Спустя два года силовую установку заменили на 6-цилиндровую модель. Но установка дополнительных нагнетателей продолжилась и на ней.
Отдельно стоит упомянуть и о спорткаре Graham British Special. Для разработки кузова этого седана применили модель Bertelli. Это происходило в сложный период середины десятилетия, когда последствия кризиса ощущались наиболее сильно. Недостаток инвестиций для финансирования новых разработок кузовных деталей заставил компанию покупать кузова у REO. Именно такими комплектовались модели 1936 / 37 годов.
Амос Нортап начал разрабатывать модельный ряд Graham 1938 года, но умер годом раньше. Поэтому другим инженерам компании пришлось заканчивать эту работу самостоятельно. Результатом стал высоко оцененный стиль «Дух движения» с выступающей кормой и передними брызговиками, но продажи все также оставались довольно низкими.
В 1940 году Грэм заключил сделку с Hupmobile, которому принадлежали штампы для несуществующего кузова Cord 810 / 812. Это понадобилось для производства Hupmobile Skylark, а также для использования в новинке компании, которая называлась Hollywood.
Это имя должно было вызвать дополнительный интерес, т. к. в то время популярность «киношного» стиля росла из года в год. Обе машины имели модифицированную переднюю часть кузова Cord и заднеприводную конструкцию. Graham оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым двигателем с нагнетателем или без него.
Голливудский стиль сделал свое дело, и заказы хлынули потоком. Однако многомесячные задержки со сборкой привели к тому, что большинство из них пришлось отменить. Это имело фатальные последствия: Грэм прекратил производство автомобилей в конце 1940 года. Двери завода вновь открыли уже для выпуска военной техники во время Второй мировой войны. Попытки возродить значок «Грэм» в 1945 году не принесли результатов, и компанию поглотил Kaiser-Frazer.
Все началось на следующий год после окончания Первой мировой войны. Три родных брата Джозеф, Роберт и Рэй организовали совместное предприятие по выпуску комплектующих для знаменитого Ford Model T. Это был необходимый набор для превращения его в грузовик модели ТТ. Хотя, если сказать точнее, то начинали братья с производства стекла. И только накопив необходимый капитал, обратились в техническую сферу.
Ford Model TT, ставший стартом для Graham-Paige Motors. Фото: youtube.com
Как это нередко случалось в истории, находиться на вторых ролях не всегда приятно. Поэтому со временем появилась Graham Brothers, производящая грузовики собственной конструкции. Конечно, комплектовались они двигателями других американских производителей. Со временем компания, начавшая с Индианы, расширилась до Мичигана и Калифорнии.
История развития включала привычную для западного автомобильного бизнеса, взаимную систему поглощения. Сначала Грэмы определились с силовым агрегатом для своего грузовика, отдав предпочтение Dodge. Это привело к тому, что продукция братьев стала распространяться через дилерскую сеть этой компании. С 1925 года Graham Brothers стал структурным подразделением Dodge. Братья вошли в руководящий состав новой компании, заняв некоторые управленческие посты.
Dodge Fargo Powerwagons, выпускавшийся больше трех десятилетий. Фото: youtube.com
Спустя два года саму основную компанию попытались продать. Это побудило братьев отпочковаться и начать самостоятельное производство. На следующий 1928 год их новая линейка состояла из четырех моделей, грузоподъемностью от 0,45 до 1,8 тонны. Несмотря на такое развитие, их бренд находился в собственности материнской компании. В том же году Dodge поглотила Chrysler Corporation. С 1929 года название Graham Brothers прекратило свое существование. Начиналась новая страница истории компании братьев Грэм.
Зарождение обновленной компании
Чтобы получить новый толчок к развитию, компаньоны приобрели производителя марок Paige и Jewett. Это им стало в хорошую копеечку (в современном эквиваленте около 54,6 млн. долл.), но заложило основание для дальнейшего развития. В том числе, и в производстве легкового транспорта также.
Так появился новый бренд – Graham-Paige. Первое время это были и легкие грузовики Paige. Но их производство вскоре пришлось прекратить из-за нарушения предварительных договоренностей с Dodge о неконкуренции. Так компанию вынудили сосредоточиться на выпуске шести- и восьмицилиндровых легковых Graham-Paige.
Несмотря на плотную конкуренцию, новая компания братьев очень быстро заняла свою нишу. Этого удалось достичь, в основном, благодаря двум факторам: хорошему качеству сборки автомобилей и их участию в гонках. Все это прекрасно посодействовало хорошей динамике продаж автомобилей Graham-Paige. Вырос авторитет компании и ее продукцию с удовольствием приобретали во всех уголках американского континента. Многие проблемы сборки решили кардинально:
✅ для литья деталей двигателя заключен контракт с Continental
✅ создан инженерный отдел для собственного проектирования новых двигателей
✅ участие в гонках популяризировало марку и повышало ее престиж
✅ для сборки кузовов выкупили компанию Wayne Body Company
Амос Нортап, главный конструктор Wayne, в 1932 году придумал радикальную на тот момент серию Blue Streak. Новинка оснащалась новым рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 90 л. с. Вместо того, чтобы устанавливаться под поднятым шасси, трубы оси Graham проходили через его лонжероны. Задние листовые рессоры устанавливались снаружи лонжеронов рамы. Такое ноу-хау принесло прекрасные результаты. Повысилась управляемость и снизился профиль. В итоге гонщики компании одержали несколько впечатляющих побед.
Период Великой депрессии, подорвавший стабильность компании
В самом начале Великой американской депрессии компания Graham-Paige смогла успешно «держать удар». Но дальнейшее усугубление кризиса заметно сказалось и на ней. Главным негативным последствием тяжелых времен стало заметное снижение продаж. Это и не удивительно, пришло время, когда люди заботились не о роскоши приобретения или обновления личного автотранспорта, а об удовлетворении насущных проблем. Американцев, готовых расстаться со значительной суммой денег для приобретения авто, становилось все меньше.
Graham-Paige 1928 года, используемый современной американской семьей. Фото: youtube.com
По иронии судьбы, именно в начале этого периода, в 1932 году Амос Нортап разработал оригинальный дизайн для свежей линейки моделей. Он удостоился звания «самого влиятельного в автомобильной истории». Новая «восьмерка» для этого модельного ряда получило название «Голубая полоса». Со временем общественное мнение присвоили это имя и самим автомобилям. Его дизайн включал сразу несколько новаторских разработок:
✅ закрытые крылья, скрывающие накопившуюся грязь
✅ крышка радиатора, установленная под капотом
✅ кромка крышки капота, выведенная до основания лобового стекла
Дополнительный нагнетатель с кривошипом был внедрен братьями Грэм в 1934 году. Его установили на 4,3-литровую «восьмерку», которой компоновались модели того года. Спустя два года силовую установку заменили на 6-цилиндровую модель. Но установка дополнительных нагнетателей продолжилась и на ней.
Отдельно стоит упомянуть и о спорткаре Graham British Special. Для разработки кузова этого седана применили модель Bertelli. Это происходило в сложный период середины десятилетия, когда последствия кризиса ощущались наиболее сильно. Недостаток инвестиций для финансирования новых разработок кузовных деталей заставил компанию покупать кузова у REO. Именно такими комплектовались модели 1936 / 37 годов.
Автомобиль, получивший прозвище «акулий нос». Фото: youtube.com
Амос Нортап начал разрабатывать модельный ряд Graham 1938 года, но умер годом раньше. Поэтому другим инженерам компании пришлось заканчивать эту работу самостоятельно. Результатом стал высоко оцененный стиль «Дух движения» с выступающей кормой и передними брызговиками, но продажи все также оставались довольно низкими.
Последние предвоенные годы и поглощение компании
В 1940 году Грэм заключил сделку с Hupmobile, которому принадлежали штампы для несуществующего кузова Cord 810 / 812. Это понадобилось для производства Hupmobile Skylark, а также для использования в новинке компании, которая называлась Hollywood.
Это имя должно было вызвать дополнительный интерес, т. к. в то время популярность «киношного» стиля росла из года в год. Обе машины имели модифицированную переднюю часть кузова Cord и заднеприводную конструкцию. Graham оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым двигателем с нагнетателем или без него.
«Лебединая песня» компании – модель Hollywood. Фото: youtube.com
Голливудский стиль сделал свое дело, и заказы хлынули потоком. Однако многомесячные задержки со сборкой привели к тому, что большинство из них пришлось отменить. Это имело фатальные последствия: Грэм прекратил производство автомобилей в конце 1940 года. Двери завода вновь открыли уже для выпуска военной техники во время Второй мировой войны. Попытки возродить значок «Грэм» в 1945 году не принесли результатов, и компанию поглотил Kaiser-Frazer.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...