
Graham-Paige Motors: автомобили выпускаемые между двумя мировыми войнами
Возможно писатели братья Гримм гораздо более известны на мировых просторах. Но, в определенных кругах, и имя трех американских братьев Грэм может многое сказать. Я имел в виду, конечно же, автомобильные сообщества.
Все началось на следующий год после окончания Первой мировой войны. Три родных брата Джозеф, Роберт и Рэй организовали совместное предприятие по выпуску комплектующих для знаменитого Ford Model T. Это был необходимый набор для превращения его в грузовик модели ТТ. Хотя, если сказать точнее, то начинали братья с производства стекла. И только накопив необходимый капитал, обратились в техническую сферу.
Ford Model TT, ставший стартом для Graham-Paige Motors. Фото: youtube.com
Как это нередко случалось в истории, находиться на вторых ролях не всегда приятно. Поэтому со временем появилась Graham Brothers, производящая грузовики собственной конструкции. Конечно, комплектовались они двигателями других американских производителей. Со временем компания, начавшая с Индианы, расширилась до Мичигана и Калифорнии.
История развития включала привычную для западного автомобильного бизнеса, взаимную систему поглощения. Сначала Грэмы определились с силовым агрегатом для своего грузовика, отдав предпочтение Dodge. Это привело к тому, что продукция братьев стала распространяться через дилерскую сеть этой компании. С 1925 года Graham Brothers стал структурным подразделением Dodge. Братья вошли в руководящий состав новой компании, заняв некоторые управленческие посты.
Dodge Fargo Powerwagons, выпускавшийся больше трех десятилетий. Фото: youtube.com
Спустя два года саму основную компанию попытались продать. Это побудило братьев отпочковаться и начать самостоятельное производство. На следующий 1928 год их новая линейка состояла из четырех моделей, грузоподъемностью от 0,45 до 1,8 тонны. Несмотря на такое развитие, их бренд находился в собственности материнской компании. В том же году Dodge поглотила Chrysler Corporation. С 1929 года название Graham Brothers прекратило свое существование. Начиналась новая страница истории компании братьев Грэм.
Чтобы получить новый толчок к развитию, компаньоны приобрели производителя марок Paige и Jewett. Это им стало в хорошую копеечку (в современном эквиваленте около 54,6 млн. долл.), но заложило основание для дальнейшего развития. В том числе, и в производстве легкового транспорта также.
Несмотря на плотную конкуренцию, новая компания братьев очень быстро заняла свою нишу. Этого удалось достичь, в основном, благодаря двум факторам: хорошему качеству сборки автомобилей и их участию в гонках. Все это прекрасно посодействовало хорошей динамике продаж автомобилей Graham-Paige. Вырос авторитет компании и ее продукцию с удовольствием приобретали во всех уголках американского континента. Многие проблемы сборки решили кардинально:
✅ для литья деталей двигателя заключен контракт с Continental
✅ создан инженерный отдел для собственного проектирования новых двигателей
✅ участие в гонках популяризировало марку и повышало ее престиж
✅ для сборки кузовов выкупили компанию Wayne Body Company
Амос Нортап, главный конструктор Wayne, в 1932 году придумал радикальную на тот момент серию Blue Streak. Новинка оснащалась новым рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 90 л. с. Вместо того, чтобы устанавливаться под поднятым шасси, трубы оси Graham проходили через его лонжероны. Задние листовые рессоры устанавливались снаружи лонжеронов рамы. Такое ноу-хау принесло прекрасные результаты. Повысилась управляемость и снизился профиль. В итоге гонщики компании одержали несколько впечатляющих побед.
В самом начале Великой американской депрессии компания Graham-Paige смогла успешно «держать удар». Но дальнейшее усугубление кризиса заметно сказалось и на ней. Главным негативным последствием тяжелых времен стало заметное снижение продаж. Это и не удивительно, пришло время, когда люди заботились не о роскоши приобретения или обновления личного автотранспорта, а об удовлетворении насущных проблем. Американцев, готовых расстаться со значительной суммой денег для приобретения авто, становилось все меньше.
Graham-Paige 1928 года, используемый современной американской семьей. Фото: youtube.com
По иронии судьбы, именно в начале этого периода, в 1932 году Амос Нортап разработал оригинальный дизайн для свежей линейки моделей. Он удостоился звания «самого влиятельного в автомобильной истории». Новая «восьмерка» для этого модельного ряда получило название «Голубая полоса». Со временем общественное мнение присвоили это имя и самим автомобилям. Его дизайн включал сразу несколько новаторских разработок:
✅ закрытые крылья, скрывающие накопившуюся грязь
✅ крышка радиатора, установленная под капотом
✅ кромка крышки капота, выведенная до основания лобового стекла
Дополнительный нагнетатель с кривошипом был внедрен братьями Грэм в 1934 году. Его установили на 4,3-литровую «восьмерку», которой компоновались модели того года. Спустя два года силовую установку заменили на 6-цилиндровую модель. Но установка дополнительных нагнетателей продолжилась и на ней.
Отдельно стоит упомянуть и о спорткаре Graham British Special. Для разработки кузова этого седана применили модель Bertelli. Это происходило в сложный период середины десятилетия, когда последствия кризиса ощущались наиболее сильно. Недостаток инвестиций для финансирования новых разработок кузовных деталей заставил компанию покупать кузова у REO. Именно такими комплектовались модели 1936 / 37 годов.
Автомобиль, получивший прозвище «акулий нос». Фото: youtube.com
Амос Нортап начал разрабатывать модельный ряд Graham 1938 года, но умер годом раньше. Поэтому другим инженерам компании пришлось заканчивать эту работу самостоятельно. Результатом стал высоко оцененный стиль «Дух движения» с выступающей кормой и передними брызговиками, но продажи все также оставались довольно низкими.
В 1940 году Грэм заключил сделку с Hupmobile, которому принадлежали штампы для несуществующего кузова Cord 810 / 812. Это понадобилось для производства Hupmobile Skylark, а также для использования в новинке компании, которая называлась Hollywood.
Это имя должно было вызвать дополнительный интерес, т. к. в то время популярность «киношного» стиля росла из года в год. Обе машины имели модифицированную переднюю часть кузова Cord и заднеприводную конструкцию. Graham оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым двигателем с нагнетателем или без него.
«Лебединая песня» компании – модель Hollywood. Фото: youtube.com
Голливудский стиль сделал свое дело, и заказы хлынули потоком. Однако многомесячные задержки со сборкой привели к тому, что большинство из них пришлось отменить. Это имело фатальные последствия: Грэм прекратил производство автомобилей в конце 1940 года. Двери завода вновь открыли уже для выпуска военной техники во время Второй мировой войны. Попытки возродить значок «Грэм» в 1945 году не принесли результатов, и компанию поглотил Kaiser-Frazer.
Все началось на следующий год после окончания Первой мировой войны. Три родных брата Джозеф, Роберт и Рэй организовали совместное предприятие по выпуску комплектующих для знаменитого Ford Model T. Это был необходимый набор для превращения его в грузовик модели ТТ. Хотя, если сказать точнее, то начинали братья с производства стекла. И только накопив необходимый капитал, обратились в техническую сферу.

Как это нередко случалось в истории, находиться на вторых ролях не всегда приятно. Поэтому со временем появилась Graham Brothers, производящая грузовики собственной конструкции. Конечно, комплектовались они двигателями других американских производителей. Со временем компания, начавшая с Индианы, расширилась до Мичигана и Калифорнии.
История развития включала привычную для западного автомобильного бизнеса, взаимную систему поглощения. Сначала Грэмы определились с силовым агрегатом для своего грузовика, отдав предпочтение Dodge. Это привело к тому, что продукция братьев стала распространяться через дилерскую сеть этой компании. С 1925 года Graham Brothers стал структурным подразделением Dodge. Братья вошли в руководящий состав новой компании, заняв некоторые управленческие посты.

Спустя два года саму основную компанию попытались продать. Это побудило братьев отпочковаться и начать самостоятельное производство. На следующий 1928 год их новая линейка состояла из четырех моделей, грузоподъемностью от 0,45 до 1,8 тонны. Несмотря на такое развитие, их бренд находился в собственности материнской компании. В том же году Dodge поглотила Chrysler Corporation. С 1929 года название Graham Brothers прекратило свое существование. Начиналась новая страница истории компании братьев Грэм.
Зарождение обновленной компании
Чтобы получить новый толчок к развитию, компаньоны приобрели производителя марок Paige и Jewett. Это им стало в хорошую копеечку (в современном эквиваленте около 54,6 млн. долл.), но заложило основание для дальнейшего развития. В том числе, и в производстве легкового транспорта также.
Так появился новый бренд – Graham-Paige. Первое время это были и легкие грузовики Paige. Но их производство вскоре пришлось прекратить из-за нарушения предварительных договоренностей с Dodge о неконкуренции. Так компанию вынудили сосредоточиться на выпуске шести- и восьмицилиндровых легковых Graham-Paige.
Несмотря на плотную конкуренцию, новая компания братьев очень быстро заняла свою нишу. Этого удалось достичь, в основном, благодаря двум факторам: хорошему качеству сборки автомобилей и их участию в гонках. Все это прекрасно посодействовало хорошей динамике продаж автомобилей Graham-Paige. Вырос авторитет компании и ее продукцию с удовольствием приобретали во всех уголках американского континента. Многие проблемы сборки решили кардинально:
✅ для литья деталей двигателя заключен контракт с Continental
✅ создан инженерный отдел для собственного проектирования новых двигателей
✅ участие в гонках популяризировало марку и повышало ее престиж
✅ для сборки кузовов выкупили компанию Wayne Body Company
Амос Нортап, главный конструктор Wayne, в 1932 году придумал радикальную на тот момент серию Blue Streak. Новинка оснащалась новым рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 90 л. с. Вместо того, чтобы устанавливаться под поднятым шасси, трубы оси Graham проходили через его лонжероны. Задние листовые рессоры устанавливались снаружи лонжеронов рамы. Такое ноу-хау принесло прекрасные результаты. Повысилась управляемость и снизился профиль. В итоге гонщики компании одержали несколько впечатляющих побед.
Период Великой депрессии, подорвавший стабильность компании
В самом начале Великой американской депрессии компания Graham-Paige смогла успешно «держать удар». Но дальнейшее усугубление кризиса заметно сказалось и на ней. Главным негативным последствием тяжелых времен стало заметное снижение продаж. Это и не удивительно, пришло время, когда люди заботились не о роскоши приобретения или обновления личного автотранспорта, а об удовлетворении насущных проблем. Американцев, готовых расстаться со значительной суммой денег для приобретения авто, становилось все меньше.

По иронии судьбы, именно в начале этого периода, в 1932 году Амос Нортап разработал оригинальный дизайн для свежей линейки моделей. Он удостоился звания «самого влиятельного в автомобильной истории». Новая «восьмерка» для этого модельного ряда получило название «Голубая полоса». Со временем общественное мнение присвоили это имя и самим автомобилям. Его дизайн включал сразу несколько новаторских разработок:
✅ закрытые крылья, скрывающие накопившуюся грязь
✅ крышка радиатора, установленная под капотом
✅ кромка крышки капота, выведенная до основания лобового стекла
Дополнительный нагнетатель с кривошипом был внедрен братьями Грэм в 1934 году. Его установили на 4,3-литровую «восьмерку», которой компоновались модели того года. Спустя два года силовую установку заменили на 6-цилиндровую модель. Но установка дополнительных нагнетателей продолжилась и на ней.
Отдельно стоит упомянуть и о спорткаре Graham British Special. Для разработки кузова этого седана применили модель Bertelli. Это происходило в сложный период середины десятилетия, когда последствия кризиса ощущались наиболее сильно. Недостаток инвестиций для финансирования новых разработок кузовных деталей заставил компанию покупать кузова у REO. Именно такими комплектовались модели 1936 / 37 годов.

Амос Нортап начал разрабатывать модельный ряд Graham 1938 года, но умер годом раньше. Поэтому другим инженерам компании пришлось заканчивать эту работу самостоятельно. Результатом стал высоко оцененный стиль «Дух движения» с выступающей кормой и передними брызговиками, но продажи все также оставались довольно низкими.
Последние предвоенные годы и поглощение компании
В 1940 году Грэм заключил сделку с Hupmobile, которому принадлежали штампы для несуществующего кузова Cord 810 / 812. Это понадобилось для производства Hupmobile Skylark, а также для использования в новинке компании, которая называлась Hollywood.
Это имя должно было вызвать дополнительный интерес, т. к. в то время популярность «киношного» стиля росла из года в год. Обе машины имели модифицированную переднюю часть кузова Cord и заднеприводную конструкцию. Graham оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым двигателем с нагнетателем или без него.

Голливудский стиль сделал свое дело, и заказы хлынули потоком. Однако многомесячные задержки со сборкой привели к тому, что большинство из них пришлось отменить. Это имело фатальные последствия: Грэм прекратил производство автомобилей в конце 1940 года. Двери завода вновь открыли уже для выпуска военной техники во время Второй мировой войны. Попытки возродить значок «Грэм» в 1945 году не принесли результатов, и компанию поглотил Kaiser-Frazer.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...