
Первый автомобиль для простых советских людей «Москвич-400»
Производство легковых автомобилей в СССР стартовало еще в предвоенные 30-е. Но их нельзя назвать массовыми. Тяжелые и громоздкие модели ГАЗ и ЗИС предназначались для служебного использования: такси, скорая помощь и другой спецтранспорт. Часто такие автомобили закупались различными советскими организациями для внутренних нужд. Обычному человеку многолитражная машина была малодоступна.
В послевоенное время ситуация стала меняться к лучшему. И тому послужило сразу несколько причин. Во-первых, советские люди побывали во многих европейских странах и увидели, как «загнивающие капиталисты» преспокойненько ездят на личных авто. Во-вторых, в стране появилось много трофейной техники, привезенной офицерами и генералами из побежденной Германии. Ну и в-третьих, стране-победителю негоже пасти задних в таком важном вопросе как легковой автомобиль массового производства.
Схожесть с Opel Kadett видна невооруженным глазом. Фото: youtube.com
Конечно, уже в первые послевоенные годы появилась «Победа». Но хотелось показать, что и советские граждане со среднем достатком, не относящиеся к элите, могут рассчитывать когда-нибудь обзавестись личным автотранспортом. Воплощением этой идеи стал автомобиль почти полностью скопированный с немецкой модели 30-х Opel Kadett K38. Его производство поручили заводу ЗМА, который мы с вами лучше знаем как АЗЛК.
Подготовка к производству завертелась очень быстро. Ведь не надо проводить разработок, строить опытные образцы и проводить доводку сырых прототипов. По данным, которые разнятся, у столичных инженеров оказалась полная документация на немецкую технику или только несколько ходовых экземпляров автомобиля.
Судя по разночтению и невозможности подтверждения какой-либо из версий, посмею предположить следующее. У советских специалистов на руках имелось несколько образцов Opel Kadett и основная часть проектной документации. Это позволило им быстро сориентироваться и в сжатые сроки представить собственную модель. Такое объяснение может казаться вполне логичным, ведь архивы Opel находились тогда в американской оккупационной зоне.
Почему выбор пал именно на этот вариант? В принципе, тогда на территорию СССР попало очень много моделей от различным немецких марок, ведь мы имели дело с ведущим автомобильным производителем Европы. Opel Kadett перевесил несколькими аргументами:
✅ относительная свежесть (меньше 10 лет от начала производства модели)
✅ хорошая «переносимость» советского бездорожья
✅ неплохая мощность для малолитражки (23-сильный литровый мотор)
Решение о производстве этого автомобиля принято уже в августе 1945 года на самом высоком уровне. Возможно сам Сталин, считавший еще до войны Kadett идеальным вариантом для массового советского производства, повлиял на скорейшее претворение решения в жизнь без каких-либо конструктивных изменений.
При разборке немецкой документации обнаружились специальные модификации – кабриолимузины. Это был вариант шикарного авто для настоящих пижонов. Поэтому в зарубежных вариациях такие кузова не являлись чем-то необычным. Многие производители прибегали к ним, чтобы удовлетворить пожелания любителей прокатиться с шиком.
В отличие от оригинала, наш аналог обладал 4-дверным кузовом. Более того, в советской действительности не нашлось широкого места для такой романтики. Наши люди не спешили приобретать автомобиль с необычным кузовом, который в стране с холодным климатом явно становился сезонной техникой. Как говорится, я не для того недоедал несколько лет, чтобы мерзнуть как собака или просто смотреть на него зимой в гараже.
Вариант «четырехсотого» с откидным верхом. Фото: youtube.com
Конечно, на Кавказе и в Средней Азии нашлись охотники для диковинной комплектации. Но такой спрос явно не покрывал расходы массового производства. Ведь особенности сборки кабриолетов делали их себестоимость, как это не парадоксально, выше, чем у классических моделей с крышей.
Еще одной технической особенностью «Москвич-400» стало запасное колесо в… салоне. Да, за пассажирским сидением оборудовали перегородку на всю высоту салона. Поэтому задние створки, во избежание разбивания, выполнили неостекленными.
Когда улегся первоначальный восторг, постепенно пришло понимание действительности. А она оказалась таковой, что приспособление к внутренним нуждам рынка чужой и не совсем свежей модели значительно сокращает срок ее «жизни» на конвейере производителя. Именно это и произошло на ЗМА.
Силовой агрегат «Москвич-401». Фото: youtube.com
Уже в начале 50-х автомобиль начал сдавать позиции, по сравнению с зарубежными современниками и потребностями тех времен. Спасать ситуацию попытались при помощи обновления некоторых узлов и деталей. Первым вопросом, требующим немедленного решения, стала коробка передач. Кроме технических сложностей, имелся и неудобный в работе рычаг КПП. Эти проблемы решили обновлением 1951 года. Следующей на повестке дня встала низкая мощность двигателя. Для решения этого вопроса в 1954 году предприняли уже коренной рестайлинг модели.
Выпуск автомобиля так необходимого гражданам страны-победителя и благословленного самим вождем наладили «на бегу». Так даже его государственная сертификация прошла только через два с половиной года. А вот народ принял новинку от Завода малолитражных автомобилей на «ура», выстроившись для ее приобретения. Кстати, тогда его просто именовали «Москвичом», ведь других моделей этой марки еще не существовало. В ближайшие годы появилось множество модификаций:
✅ фургоны с деревяным кузовом
✅ кабриолеты
✅ грузопассажирские шасси
Партия «четырехсотых», выпущенная к юбилею столицы, снабдили специальным знаком на капоте в виде древнерусского щита. В это же время начали изготавливаться и специальные модификации «Москвич-400» (например, для медицинских нужд с моющейся внутренней обивкой).
Поворотники – одно из немногих отличий модели «401». Фото: youtube.com
В начале 50-х производство нового автомобиля достигло своего пика – около 50 тысяч экземпляров в год. Их цена составляла 8000 рублей дореформенного образца и равнялась примерно 13 средним зарплатам. Он был вдвое дешевле «Победы» и впятеро – ГАЗ-12. Поистине – народный автомобиль!
Однако во время автомобильного и конструкторского бума 50-х довоенная начинка модели стремительно устаревала. Так на конвейере появился «Москвич-401». Он имел более мощный двигатель и улучшенную трансмиссию. Но и цена выросла на целую тысячу. Да и ситуацию это не спасло. Время первых моделей «Москвич» стремительно приближалось к концу.
И сегодня самый старый «Москвич» вызывает интерес. Фото: youtube.com
Спустя всего два года для обновления модельного ряда на заводской конвейер встал «Москвич-402». Первая модель завода в разных модификациях достигла производства почти в 250 тыс. штук. Львиную долю (более 216 тысяч) из них составили легковушки с кузовом седан. Так «проба пера» москвичей с весом около 900 кг и грузоподъемностью 270 кг завершила свою 8-летнюю историю, уступив место «молодым».
В послевоенное время ситуация стала меняться к лучшему. И тому послужило сразу несколько причин. Во-первых, советские люди побывали во многих европейских странах и увидели, как «загнивающие капиталисты» преспокойненько ездят на личных авто. Во-вторых, в стране появилось много трофейной техники, привезенной офицерами и генералами из побежденной Германии. Ну и в-третьих, стране-победителю негоже пасти задних в таком важном вопросе как легковой автомобиль массового производства.

Конечно, уже в первые послевоенные годы появилась «Победа». Но хотелось показать, что и советские граждане со среднем достатком, не относящиеся к элите, могут рассчитывать когда-нибудь обзавестись личным автотранспортом. Воплощением этой идеи стал автомобиль почти полностью скопированный с немецкой модели 30-х Opel Kadett K38. Его производство поручили заводу ЗМА, который мы с вами лучше знаем как АЗЛК.
«Московский Опель»
Подготовка к производству завертелась очень быстро. Ведь не надо проводить разработок, строить опытные образцы и проводить доводку сырых прототипов. По данным, которые разнятся, у столичных инженеров оказалась полная документация на немецкую технику или только несколько ходовых экземпляров автомобиля.
Судя по разночтению и невозможности подтверждения какой-либо из версий, посмею предположить следующее. У советских специалистов на руках имелось несколько образцов Opel Kadett и основная часть проектной документации. Это позволило им быстро сориентироваться и в сжатые сроки представить собственную модель. Такое объяснение может казаться вполне логичным, ведь архивы Opel находились тогда в американской оккупационной зоне.
Итак, спустя всего полтора года после победы, московские автопроизводители представили на общественный обзор автомобиль, получивший название «Москвич-400». Конечно, внешнее сходство с немецким «папой» казалось слишком уж неприличным, но в стране за «железным занавесом» это абсолютно никого не смущало. Техническая репатриация в тот момент казалась полностью оправданным шагом.
Почему выбор пал именно на этот вариант? В принципе, тогда на территорию СССР попало очень много моделей от различным немецких марок, ведь мы имели дело с ведущим автомобильным производителем Европы. Opel Kadett перевесил несколькими аргументами:
✅ относительная свежесть (меньше 10 лет от начала производства модели)
✅ хорошая «переносимость» советского бездорожья
✅ неплохая мощность для малолитражки (23-сильный литровый мотор)
Решение о производстве этого автомобиля принято уже в августе 1945 года на самом высоком уровне. Возможно сам Сталин, считавший еще до войны Kadett идеальным вариантом для массового советского производства, повлиял на скорейшее претворение решения в жизнь без каких-либо конструктивных изменений.
Невостребованные кабриолеты и «запаска» в салоне
При разборке немецкой документации обнаружились специальные модификации – кабриолимузины. Это был вариант шикарного авто для настоящих пижонов. Поэтому в зарубежных вариациях такие кузова не являлись чем-то необычным. Многие производители прибегали к ним, чтобы удовлетворить пожелания любителей прокатиться с шиком.
В отличие от оригинала, наш аналог обладал 4-дверным кузовом. Более того, в советской действительности не нашлось широкого места для такой романтики. Наши люди не спешили приобретать автомобиль с необычным кузовом, который в стране с холодным климатом явно становился сезонной техникой. Как говорится, я не для того недоедал несколько лет, чтобы мерзнуть как собака или просто смотреть на него зимой в гараже.

Конечно, на Кавказе и в Средней Азии нашлись охотники для диковинной комплектации. Но такой спрос явно не покрывал расходы массового производства. Ведь особенности сборки кабриолетов делали их себестоимость, как это не парадоксально, выше, чем у классических моделей с крышей.
Еще одной технической особенностью «Москвич-400» стало запасное колесо в… салоне. Да, за пассажирским сидением оборудовали перегородку на всю высоту салона. Поэтому задние створки, во избежание разбивания, выполнили неостекленными.
Попытки модернизации с целью удержать модель на конвейере
Когда улегся первоначальный восторг, постепенно пришло понимание действительности. А она оказалась таковой, что приспособление к внутренним нуждам рынка чужой и не совсем свежей модели значительно сокращает срок ее «жизни» на конвейере производителя. Именно это и произошло на ЗМА.

Уже в начале 50-х автомобиль начал сдавать позиции, по сравнению с зарубежными современниками и потребностями тех времен. Спасать ситуацию попытались при помощи обновления некоторых узлов и деталей. Первым вопросом, требующим немедленного решения, стала коробка передач. Кроме технических сложностей, имелся и неудобный в работе рычаг КПП. Эти проблемы решили обновлением 1951 года. Следующей на повестке дня встала низкая мощность двигателя. Для решения этого вопроса в 1954 году предприняли уже коренной рестайлинг модели.
Восемь лет истории, модификации и рестайлинг
Выпуск автомобиля так необходимого гражданам страны-победителя и благословленного самим вождем наладили «на бегу». Так даже его государственная сертификация прошла только через два с половиной года. А вот народ принял новинку от Завода малолитражных автомобилей на «ура», выстроившись для ее приобретения. Кстати, тогда его просто именовали «Москвичом», ведь других моделей этой марки еще не существовало. В ближайшие годы появилось множество модификаций:
✅ фургоны с деревяным кузовом
✅ кабриолеты
✅ грузопассажирские шасси
Партия «четырехсотых», выпущенная к юбилею столицы, снабдили специальным знаком на капоте в виде древнерусского щита. В это же время начали изготавливаться и специальные модификации «Москвич-400» (например, для медицинских нужд с моющейся внутренней обивкой).

В начале 50-х производство нового автомобиля достигло своего пика – около 50 тысяч экземпляров в год. Их цена составляла 8000 рублей дореформенного образца и равнялась примерно 13 средним зарплатам. Он был вдвое дешевле «Победы» и впятеро – ГАЗ-12. Поистине – народный автомобиль!
Однако во время автомобильного и конструкторского бума 50-х довоенная начинка модели стремительно устаревала. Так на конвейере появился «Москвич-401». Он имел более мощный двигатель и улучшенную трансмиссию. Но и цена выросла на целую тысячу. Да и ситуацию это не спасло. Время первых моделей «Москвич» стремительно приближалось к концу.

Спустя всего два года для обновления модельного ряда на заводской конвейер встал «Москвич-402». Первая модель завода в разных модификациях достигла производства почти в 250 тыс. штук. Львиную долю (более 216 тысяч) из них составили легковушки с кузовом седан. Так «проба пера» москвичей с весом около 900 кг и грузоподъемностью 270 кг завершила свою 8-летнюю историю, уступив место «молодым».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...