Потом появились трамваи, но автомобили долго считались диковинкой, а про автобусы и говорить не стоит. Только с приходом Советской власти и окончанием Гражданской войны страна начала налаживать быт горожан.
История появления модели
Автобусы сначала закупались за рубежом, но уже в 1926 году появилась первая советская модель – АМО-Ф-15. По факту, это будущие ЗИС, а потом ЗИЛ.
А еще на шасси АМО-Ф-15 делали машины скорой помощи. Фото: Youtube.com
Стране нужны были грузовики и автобусы в больших количествах, поэтому ничего удивительного, что на Нижегородском автомобильном заводе имени В. М. Молотова, который начал работать в 1932 году, тоже решили освоить общественный транспорт.
Чтобы упростить себе жизнь, советские конструкторы, с разрешения партии, пошли по схеме, апробированной на АМО. Заключили договор с Ford Motor Company, выкупили у них модели Форд-A/АА – легковую и грузовик, а также все необходимое оборудование для запуска их в серийное производство.
Когда наладили сборку основных автомобилей, принялись за автобус. Сделать его было несложно – взяли шасси от ГАЗ-АА, он же Ford-АА и соорудили новый закрытый кузов для перевозки пассажиров. Модель назвали ГАЗ-03-30.
Внешний вид
Первый автобус Горьковского завода выглядит интересно и даже красиво, но в основном спереди. Носовая часть – это классика американского автопрома 1930-х. Ничего удивительного – модель разрабатывал сам Генри Форд, а он умел создавать красивые и вместе с тем недорогие машины.
Спереди автобус красив однозначно. Фото: Youtube.com
Стильные линии капота, изгиб крыльев, круглые глаза фар, решетка радиатора – все это вызывает восхищение даже сейчас, а про 1930-е годы и говорить не стоит. Тогда появление этого автобуса приводило в дикий восторг, на него смотрели как на чудо.
Зато с боков, а особенно сзади, коробка кузова ГАЗ-03-30 выглядит откровенно убого. Хотя, какие могут быть претензии к инженерам, создающим свой первый автобус и видящего в нем чуть ли не чудо? А про пассажиров и говорить не стоит – возможность добраться до места работы быстро, да еще на «моторе» – это мечта любого советского гражданина тех лет.
Кузов автобуса был деревянный, причем как каркас, так и его обшивка. Что интересно – все обстоятельства указывают на то, что «коробочку» делали самостоятельно, по наитию. По крайней мере, никакой технической документации по изготовлению кузова ГАЗ-03-30 не сохранилось.
Крышу в автобусе обтягивали брезентом. Таким оригинальным способом ей придали плавные изгибы. Покрытие красили в несколько слоев, чтобы создать видимость целостности кузова.
А вот корма откровенно подкачала в плане внешности. Фото: Youtube.com
Кстати, не совсем понятно на первый взгляд, для чего автобусу задняя дверь – ведь она закрыта сиденьем. На самом деле, объясняется все просто – техника в раннем СССР делалась с прицелом на возможные военные действия, так что это люк для загрузки носилок с ранеными.
Технические особенности
Так как в качестве шасси для ГАЗ-03-30 было решено использовать ГАЗ-АА, автобус почти ничем не отличается от донора. Двигатель простейший, с рабочим объемом 3,3 литра. Его мощность – 42 л. с.
На более поздние ГАЗ-03-30 ставили модернизированные силовые агрегаты от ГАЗ-ММ. Там уже мощность доведена до 50 л. с.
Кардан у советского автобуса расположен в трубе, чтобы избежать повреждений. Подвески рессорные, тормоза механического типа.
Подвески простейшие. Фото: Youtube.com
Несмотря на простоту конструкции, двигатель автобуса ГАЗ-03-30 имеет свой характер. Водителю этой техники, как и «полуторки», нужно быть полноценным механиком, причем высокой квалификации. Чего только стоила регулировка опережения зажигания подрулевым рычагом.
Как чувствовали себя пассажиры
Первое, что нужно отметить – в начале 30-х годов поездка на автомобиле была для советских граждан делом необычным и радостным. Даже прокатиться в кузове грузовика считалось за счастье. А если это автобус с крышей над головой и сиденьями – восторгам не было предела.
Что интересно – салон ГАЗ-03-30 не рассчитан на стоячие места. К этому пришли позднее и на других моделях. Нет, первый автобус ГАЗ имел только сидячие места – 17 штук.
Простора для современного человека маловато – колени упираются в следующий ряд, да и чувствуешь дружеское плечо соседа. Но не стоит забывать, что в 1930-х годах, пережив две войны, население богатырскими статями не отличалось, поэтому в салоне люди размещались с удобствами.
Скромно, зато быстро. Фото: Youtube.com
Отдельно нужно отметить отсутствие поручней, что еще раз ненавязчиво напоминает о несуществующих стоячих местах. Не совсем понятно, почему так сделано. Может, автобусами пользовалась только интеллигенция, или их собирались построить много.
Кстати, сильно пожилому или тучному человеку попасть в салон ГАЗ-03-30 было сложно – шасси грузовика предполагало высокопольную конструкцию автобуса.
Ездить на ГАЗ-03-30 неудобно – рессорная «тележка» от «полуторки» была рассчитана на перевозку грузов, а не пассажиров. Но по сравнению с ГАЗ-АА автобус все-таки мягче на ходу. Благодарить за это нужно деревянный кузов на раме из этого же материала. Получалось, что часть вибраций «съедалось». Это как молоток с деревянной и стальной рукоятью для сравнения.
Но все равно, комфорта для пассажиров маловато. Особенно весело было ехать в городе по мощеным булыжниками мостовых.
А каково приходилось водителю?
Управлять автобусом в 30-х годах считалось делом престижным. Это относилось к любым машинам, тем более, к общественному транспорту. Конечно, комфорт в кабине ГАЗ-03-30 был спартанский, но, по сравнению с «полуторкой», условия работы отличались в лучшую сторону.
За счет ширины кузова, водитель имел много свободного пространства. У него даже были некие опции комфорта – опускающиеся «веслами» стекла в боковых дверях.
В кабине могут жить спартанцы, им бы понравилось. Фото: Youtube.com
Есть одна особенность автобуса – он не был оборудован указателями поворотов. Если в сельской местности это роли не играло, то в городе приходилось жестикулировать. Главной проблемой стала ширина кабины – согнутую руку (правый поворот) в левое окошко вытянуть не получалось – она оставалась внутри.
Как автобус работал на маршрутах?
В первую очередь нужно отметить, что ГАЗ-03-30 использовался в основном в пригородах и в качестве служебного транспорта. Для мегаполисов предпочитали ЗИС-8 – они имели 29 посадочных мест, включая даже несколько стоячих.
Двигатель «полуторки» мог разогнать ГАЗ-03-30 до максимальных 65 км/ч. В условиях качества дорог того времени, точнее, в его отсутствии, этого хватало. Водителям не рекомендовали превышать порог в 50 км/ч – двигатель не любил работы на высоких оборотах и его ресурс снижался.
Автобус передает атмосферу довоенного СССР. Фото: Youtube.com
В отличие от ГАЗ-АА, где на некоторых версиях передние колеса не имели тормозов, у ГАЗ-03-30 они везде. Но все равно, останавливался автобус медленно, особенно с полным салоном пассажиров. От аварий спасало только мастерство водителей и низкая скорость.
В производстве ГАЗ-03-30 было два этапа – до и после войны. Собирали автобусы этой модели до 1950 года. Всего выпущено более 18,6 тысячи экземпляров.
Найти ГАЗ-03-30 сложно – в России есть несколько машин, восстановленных по фотографиям и сохранившейся технической документации. Мало осталось людей, помнящих эту модель, но когда-то она была самым массовым автобусом СССР.