Забитый катализатор - заменить на новый или удалить
Жесткие экологические требования во всем мире привели к появлению в конструкции машин элементов, которые никак не влияют на технические характеристики, но способствуют очищению выхлопных газов от вредных веществ. Один из компонентов, помогающий сберечь окружающую среду от автомобильных выбросов, называют каталитическим нейтрализатором. Или проще – катализатором. По внешнему виду он представляет собой большую металлическую банку, встраиваемую в выхлопную систему. Но благодаря ей, большинство современных автомобилей соответствуют стандартам ЕС «Евро 5» и «Евро 6».
Есть несколько вариантов его месторасположения. Чаще всего он врезается в приемную трубу. Иногда его размещают после нее, перед основным резонатором. Другой вариант – установка непосредственно в выпускной коллектор, когда изделие является его составной частью. Такое размещение позволяет быстро достичь нужной температуры в катализаторе. Но в случае перегрева он сразу выйдет из строя.
Внутри изделие поделено на множество сот, покрытым напылением из драгоценных металлов. Роль последних обычно играют палладий, родий либо платина. Эти элементы выполняют функции катализаторов, способствующих протеканию химических реакций. Нейтрализатор действует так:
В дизельных двигателях наряду с катализатором устанавливается сажевый фильтр
Все изделия подразделяются на две группы, различающиеся по материалу изготовления ячеек.
Внутренняя часть детали, называемая картриджем, сделана в виде сот, имеющих форму круга, треугольника или квадрата. Ячейки сквозные, поэтому хорошо просматриваются. Т. е. картридж напоминает решетку. Основное преимущество керамического катализатора – относительно доступная цена. Минус - хрупкость изделия. Достаточно заехать в яму или в лужу, чтобы оно вышло из строя. Катализатор, корпус которого разрушен, могут даже не принять в скупку.
Они прочнее керамических, устойчивее к воздействию влаги и не так боятся плохих дорог. Внутренняя часть выглядит как ячеистая структура из спирали. Соты имеют неправильную форму. Выход из строя металлического катализатора чаще всего связан с использованием низкокачественного горючего, перегревом, естественным износом. Зато удары дорог и щебенка, попавшая на корпус, не скажутся на работоспособности изделия – в последнем случае разве что останется вмятина.
Ставится на авто с дизельными движками. Внутри – закрытые и открытые квадратные соты, расположенные в шахматном порядке. Цена сажевого фильтра меньше, чем металлического нейтрализатора. Однако первый плохо переносит ударные воздействия и может легко расколоться.
Один из первых симптомов – загорание на панели приборов лампочки Check Engine. При замере токсичности выхлопных газов становится ясно, что оксида углерода стало больше. Другие признаки:
С течением времени нейтрализатор засоряется. Производители уверяют, что деталь не потребует замены до 100-150 тыс. км пробега. Но на практике такие цифры вряд ли достижимы. Связано это с некачественным топливом, в составе которого полно различных присадок, забивающих соты. Нейтрализатор придется менять, если он имеет механические повреждения – например, в результате ДТП. Однако стоимость этой детали очень высока из-за содержания в ней драгметаллов, и может доходить до четверти цены машины с пробегом. Поэтому автовладельцы ищут выход из подобной ситуации.
К преимуществам установки устройства относится не только его более низкая стоимость (почти в 10 раз) по сравнению с катализатором. Есть и другие плюсы:
Однако перечисленные выше плюсы достижимы при выполнении некоторых условий. Во-первых, катализатор должен быть забит наглухо или сломан механически. Во-вторых, необходимо грамотно перепрошить ЭБУ, чтобы «обмануть» его. В противном случае электроника обнаружит «исчезновение» катализатора и станет изменять состав топливной смеси. В результате подобной коррекции двигатель перестанет быть приемистым, а расход горючего повысится.
Из отрицательных сторон стоит отметить увеличение содержания вредных веществ в выхлопе, уменьшение срока службы топливной системы. А также повышение шумности выхлопа. Последняя неприятность случается, если из отработавшего катализатора просто вытащили все «внутренности» и обратно поставили пустую «банку». В результате отработанные газы со звоном резонируют в «емкости». И еще: не всегда удается подыскать пламегаситель, который точно подходит к вашей модели машины. Зачастую автовладельцы устанавливают универсальные изделия, которые впоследствии приходится подгонять под конкретную выхлопную систему. Хорошо сделать это сможет только профессиональный сварщик, что влечет дополнительные расходы.
А как быть, если вам не под силу купить новый нейтрализатор, а загрязнять атмосферу не хочется? Тогда можно воспользоваться другими способами, чтобы сберечь природу и сэкономить деньги.
Это химические катализаторы, добавляемые в топливо и являющиеся присадками. Они корректируют структуру горючего, меняя его свойства. В результате топливо сгорает полнее, токсичность выхлопных газов уменьшается, риск детонации сводится к нулю. Эффективность химического средства зависит от правильной его концентрации. Поэтому нужно четко следовать инструкции. Серьезный минус присадки – возможное увеличение расхода топлива до 10%, что для большинства автовладельцев просто неприемлемо.
Их устанавливают на входе, до инжектора или карбюратора (на дизельных моторах – перед ТНВД и форсунками). Монтаж занимает не более 20 минут. Принцип работы заключается в корректировке физических свойств топлива под воздействием магнитного поля. После установки горючее сгорает более полно, мощность двигателя возрастает, токсичность выбросов падает в 3-4 раза.
Правила запрещают самостоятельно вносить изменения в конструкцию машины. В данном случае это выхлопная система. Есть соответствующая статья, наказание. Но все это в РФ работает исключительно неэффективно. Да многие и не подозревают о существовании такого закона. На Западе к подобной проблеме относятся серьезней. В некоторых странах штраф за удаление или неполноценную замену детали может превышать стоимость нового катализатора.
Где находится катализатор
Есть несколько вариантов его месторасположения. Чаще всего он врезается в приемную трубу. Иногда его размещают после нее, перед основным резонатором. Другой вариант – установка непосредственно в выпускной коллектор, когда изделие является его составной частью. Такое размещение позволяет быстро достичь нужной температуры в катализаторе. Но в случае перегрева он сразу выйдет из строя.
Как работает катализатор?
Внутри изделие поделено на множество сот, покрытым напылением из драгоценных металлов. Роль последних обычно играют палладий, родий либо платина. Эти элементы выполняют функции катализаторов, способствующих протеканию химических реакций. Нейтрализатор действует так:
- ✅ выхлопные газы поступают в изделие, заполняя его ячейки
- ✅ напыление способствуют процессу окисления вредных веществ, когда в результате химической реакции образуется конденсат и углекислый газ
- ✅ в итоге в атмосферу попадают безвредные в плане экологии вещества
В дизельных двигателях наряду с катализатором устанавливается сажевый фильтр
В холодном виде нейтрализатор не выполняет свои функции. Для его эффективной работы необходимо поддерживать температуру не менее 300 С° (оптимальный вариант – 800 С°). Но если нагреть изделие свыше 1000 С°, деталь быстро разрушится.
Виды нейтрализаторов
Все изделия подразделяются на две группы, различающиеся по материалу изготовления ячеек.
Керамические
Внутренняя часть детали, называемая картриджем, сделана в виде сот, имеющих форму круга, треугольника или квадрата. Ячейки сквозные, поэтому хорошо просматриваются. Т. е. картридж напоминает решетку. Основное преимущество керамического катализатора – относительно доступная цена. Минус - хрупкость изделия. Достаточно заехать в яму или в лужу, чтобы оно вышло из строя. Катализатор, корпус которого разрушен, могут даже не принять в скупку.
Металлические
Они прочнее керамических, устойчивее к воздействию влаги и не так боятся плохих дорог. Внутренняя часть выглядит как ячеистая структура из спирали. Соты имеют неправильную форму. Выход из строя металлического катализатора чаще всего связан с использованием низкокачественного горючего, перегревом, естественным износом. Зато удары дорог и щебенка, попавшая на корпус, не скажутся на работоспособности изделия – в последнем случае разве что останется вмятина.
Картридж металлического катализатора. Фото: Youtube. com
Сажевый фильтр
Ставится на авто с дизельными движками. Внутри – закрытые и открытые квадратные соты, расположенные в шахматном порядке. Цена сажевого фильтра меньше, чем металлического нейтрализатора. Однако первый плохо переносит ударные воздействия и может легко расколоться.
Вскрытие сажевого фильтра прямо на штатном месте. Фото: Youtube. com
Признаки выхода из строя катализатора
Один из первых симптомов – загорание на панели приборов лампочки Check Engine. При замере токсичности выхлопных газов становится ясно, что оксида углерода стало больше. Другие признаки:
- ✅ выхлопная система работает шумно, из-под днища авто появляется дымок
- ✅ холостые обороты «плавают»
- ✅ расход горючего возрастает, а мощность двигателя уменьшается
- ✅ возникают проблемы с динамикой авто и первым пуском после стоянки
Если у вас керамический катализатор, демонтируйте его и посмотрите на просвет. Забитые соты сразу будет видно.
Почему катализатор выходит из строя
С течением времени нейтрализатор засоряется. Производители уверяют, что деталь не потребует замены до 100-150 тыс. км пробега. Но на практике такие цифры вряд ли достижимы. Связано это с некачественным топливом, в составе которого полно различных присадок, забивающих соты. Нейтрализатор придется менять, если он имеет механические повреждения – например, в результате ДТП. Однако стоимость этой детали очень высока из-за содержания в ней драгметаллов, и может доходить до четверти цены машины с пробегом. Поэтому автовладельцы ищут выход из подобной ситуации.
Замена нейтрализатора на пламегаситель
К преимуществам установки устройства относится не только его более низкая стоимость (почти в 10 раз) по сравнению с катализатором. Есть и другие плюсы:
- ✅ немного возрастает мощность двигателя
- ✅ падает расход горючего (примерно на 2-3 %)
- ✅ мотор не так требователен к качеству топлива
Однако перечисленные выше плюсы достижимы при выполнении некоторых условий. Во-первых, катализатор должен быть забит наглухо или сломан механически. Во-вторых, необходимо грамотно перепрошить ЭБУ, чтобы «обмануть» его. В противном случае электроника обнаружит «исчезновение» катализатора и станет изменять состав топливной смеси. В результате подобной коррекции двигатель перестанет быть приемистым, а расход горючего повысится.
Из отрицательных сторон стоит отметить увеличение содержания вредных веществ в выхлопе, уменьшение срока службы топливной системы. А также повышение шумности выхлопа. Последняя неприятность случается, если из отработавшего катализатора просто вытащили все «внутренности» и обратно поставили пустую «банку». В результате отработанные газы со звоном резонируют в «емкости». И еще: не всегда удается подыскать пламегаситель, который точно подходит к вашей модели машины. Зачастую автовладельцы устанавливают универсальные изделия, которые впоследствии приходится подгонять под конкретную выхлопную систему. Хорошо сделать это сможет только профессиональный сварщик, что влечет дополнительные расходы.
Другие виды катализаторов
А как быть, если вам не под силу купить новый нейтрализатор, а загрязнять атмосферу не хочется? Тогда можно воспользоваться другими способами, чтобы сберечь природу и сэкономить деньги.
Анамегаторы
Это химические катализаторы, добавляемые в топливо и являющиеся присадками. Они корректируют структуру горючего, меняя его свойства. В результате топливо сгорает полнее, токсичность выхлопных газов уменьшается, риск детонации сводится к нулю. Эффективность химического средства зависит от правильной его концентрации. Поэтому нужно четко следовать инструкции. Серьезный минус присадки – возможное увеличение расхода топлива до 10%, что для большинства автовладельцев просто неприемлемо.
Магнитно-стрикционные устройства
Их устанавливают на входе, до инжектора или карбюратора (на дизельных моторах – перед ТНВД и форсунками). Монтаж занимает не более 20 минут. Принцип работы заключается в корректировке физических свойств топлива под воздействием магнитного поля. После установки горючее сгорает более полно, мощность двигателя возрастает, токсичность выбросов падает в 3-4 раза.
Удаление катализатора и законодательство
Правила запрещают самостоятельно вносить изменения в конструкцию машины. В данном случае это выхлопная система. Есть соответствующая статья, наказание. Но все это в РФ работает исключительно неэффективно. Да многие и не подозревают о существовании такого закона. На Западе к подобной проблеме относятся серьезней. В некоторых странах штраф за удаление или неполноценную замену детали может превышать стоимость нового катализатора.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....