
Забитый катализатор - заменить на новый или удалить
Жесткие экологические требования во всем мире привели к появлению в конструкции машин элементов, которые никак не влияют на технические характеристики, но способствуют очищению выхлопных газов от вредных веществ. Один из компонентов, помогающий сберечь окружающую среду от автомобильных выбросов, называют каталитическим нейтрализатором. Или проще – катализатором. По внешнему виду он представляет собой большую металлическую банку, встраиваемую в выхлопную систему. Но благодаря ей, большинство современных автомобилей соответствуют стандартам ЕС «Евро 5» и «Евро 6».
Есть несколько вариантов его месторасположения. Чаще всего он врезается в приемную трубу. Иногда его размещают после нее, перед основным резонатором. Другой вариант – установка непосредственно в выпускной коллектор, когда изделие является его составной частью. Такое размещение позволяет быстро достичь нужной температуры в катализаторе. Но в случае перегрева он сразу выйдет из строя.
Внутри изделие поделено на множество сот, покрытым напылением из драгоценных металлов. Роль последних обычно играют палладий, родий либо платина. Эти элементы выполняют функции катализаторов, способствующих протеканию химических реакций. Нейтрализатор действует так:
В дизельных двигателях наряду с катализатором устанавливается сажевый фильтр
Все изделия подразделяются на две группы, различающиеся по материалу изготовления ячеек.
Внутренняя часть детали, называемая картриджем, сделана в виде сот, имеющих форму круга, треугольника или квадрата. Ячейки сквозные, поэтому хорошо просматриваются. Т. е. картридж напоминает решетку. Основное преимущество керамического катализатора – относительно доступная цена. Минус - хрупкость изделия. Достаточно заехать в яму или в лужу, чтобы оно вышло из строя. Катализатор, корпус которого разрушен, могут даже не принять в скупку.
Они прочнее керамических, устойчивее к воздействию влаги и не так боятся плохих дорог. Внутренняя часть выглядит как ячеистая структура из спирали. Соты имеют неправильную форму. Выход из строя металлического катализатора чаще всего связан с использованием низкокачественного горючего, перегревом, естественным износом. Зато удары дорог и щебенка, попавшая на корпус, не скажутся на работоспособности изделия – в последнем случае разве что останется вмятина.
Картридж металлического катализатора. Фото: Youtube. com
Ставится на авто с дизельными движками. Внутри – закрытые и открытые квадратные соты, расположенные в шахматном порядке. Цена сажевого фильтра меньше, чем металлического нейтрализатора. Однако первый плохо переносит ударные воздействия и может легко расколоться.
Вскрытие сажевого фильтра прямо на штатном месте. Фото: Youtube. com
Один из первых симптомов – загорание на панели приборов лампочки Check Engine. При замере токсичности выхлопных газов становится ясно, что оксида углерода стало больше. Другие признаки:
С течением времени нейтрализатор засоряется. Производители уверяют, что деталь не потребует замены до 100-150 тыс. км пробега. Но на практике такие цифры вряд ли достижимы. Связано это с некачественным топливом, в составе которого полно различных присадок, забивающих соты. Нейтрализатор придется менять, если он имеет механические повреждения – например, в результате ДТП. Однако стоимость этой детали очень высока из-за содержания в ней драгметаллов, и может доходить до четверти цены машины с пробегом. Поэтому автовладельцы ищут выход из подобной ситуации.
К преимуществам установки устройства относится не только его более низкая стоимость (почти в 10 раз) по сравнению с катализатором. Есть и другие плюсы:
Однако перечисленные выше плюсы достижимы при выполнении некоторых условий. Во-первых, катализатор должен быть забит наглухо или сломан механически. Во-вторых, необходимо грамотно перепрошить ЭБУ, чтобы «обмануть» его. В противном случае электроника обнаружит «исчезновение» катализатора и станет изменять состав топливной смеси. В результате подобной коррекции двигатель перестанет быть приемистым, а расход горючего повысится.
Из отрицательных сторон стоит отметить увеличение содержания вредных веществ в выхлопе, уменьшение срока службы топливной системы. А также повышение шумности выхлопа. Последняя неприятность случается, если из отработавшего катализатора просто вытащили все «внутренности» и обратно поставили пустую «банку». В результате отработанные газы со звоном резонируют в «емкости». И еще: не всегда удается подыскать пламегаситель, который точно подходит к вашей модели машины. Зачастую автовладельцы устанавливают универсальные изделия, которые впоследствии приходится подгонять под конкретную выхлопную систему. Хорошо сделать это сможет только профессиональный сварщик, что влечет дополнительные расходы.
А как быть, если вам не под силу купить новый нейтрализатор, а загрязнять атмосферу не хочется? Тогда можно воспользоваться другими способами, чтобы сберечь природу и сэкономить деньги.
Это химические катализаторы, добавляемые в топливо и являющиеся присадками. Они корректируют структуру горючего, меняя его свойства. В результате топливо сгорает полнее, токсичность выхлопных газов уменьшается, риск детонации сводится к нулю. Эффективность химического средства зависит от правильной его концентрации. Поэтому нужно четко следовать инструкции. Серьезный минус присадки – возможное увеличение расхода топлива до 10%, что для большинства автовладельцев просто неприемлемо.
Их устанавливают на входе, до инжектора или карбюратора (на дизельных моторах – перед ТНВД и форсунками). Монтаж занимает не более 20 минут. Принцип работы заключается в корректировке физических свойств топлива под воздействием магнитного поля. После установки горючее сгорает более полно, мощность двигателя возрастает, токсичность выбросов падает в 3-4 раза.
Правила запрещают самостоятельно вносить изменения в конструкцию машины. В данном случае это выхлопная система. Есть соответствующая статья, наказание. Но все это в РФ работает исключительно неэффективно. Да многие и не подозревают о существовании такого закона. На Западе к подобной проблеме относятся серьезней. В некоторых странах штраф за удаление или неполноценную замену детали может превышать стоимость нового катализатора.
Где находится катализатор
Есть несколько вариантов его месторасположения. Чаще всего он врезается в приемную трубу. Иногда его размещают после нее, перед основным резонатором. Другой вариант – установка непосредственно в выпускной коллектор, когда изделие является его составной частью. Такое размещение позволяет быстро достичь нужной температуры в катализаторе. Но в случае перегрева он сразу выйдет из строя.
Как работает катализатор?
Внутри изделие поделено на множество сот, покрытым напылением из драгоценных металлов. Роль последних обычно играют палладий, родий либо платина. Эти элементы выполняют функции катализаторов, способствующих протеканию химических реакций. Нейтрализатор действует так:
- ✅ выхлопные газы поступают в изделие, заполняя его ячейки
- ✅ напыление способствуют процессу окисления вредных веществ, когда в результате химической реакции образуется конденсат и углекислый газ
- ✅ в итоге в атмосферу попадают безвредные в плане экологии вещества
В дизельных двигателях наряду с катализатором устанавливается сажевый фильтр
В холодном виде нейтрализатор не выполняет свои функции. Для его эффективной работы необходимо поддерживать температуру не менее 300 С° (оптимальный вариант – 800 С°). Но если нагреть изделие свыше 1000 С°, деталь быстро разрушится.
Виды нейтрализаторов
Все изделия подразделяются на две группы, различающиеся по материалу изготовления ячеек.
Керамические
Внутренняя часть детали, называемая картриджем, сделана в виде сот, имеющих форму круга, треугольника или квадрата. Ячейки сквозные, поэтому хорошо просматриваются. Т. е. картридж напоминает решетку. Основное преимущество керамического катализатора – относительно доступная цена. Минус - хрупкость изделия. Достаточно заехать в яму или в лужу, чтобы оно вышло из строя. Катализатор, корпус которого разрушен, могут даже не принять в скупку.
Металлические
Они прочнее керамических, устойчивее к воздействию влаги и не так боятся плохих дорог. Внутренняя часть выглядит как ячеистая структура из спирали. Соты имеют неправильную форму. Выход из строя металлического катализатора чаще всего связан с использованием низкокачественного горючего, перегревом, естественным износом. Зато удары дорог и щебенка, попавшая на корпус, не скажутся на работоспособности изделия – в последнем случае разве что останется вмятина.

Сажевый фильтр
Ставится на авто с дизельными движками. Внутри – закрытые и открытые квадратные соты, расположенные в шахматном порядке. Цена сажевого фильтра меньше, чем металлического нейтрализатора. Однако первый плохо переносит ударные воздействия и может легко расколоться.

Признаки выхода из строя катализатора
Один из первых симптомов – загорание на панели приборов лампочки Check Engine. При замере токсичности выхлопных газов становится ясно, что оксида углерода стало больше. Другие признаки:
- ✅ выхлопная система работает шумно, из-под днища авто появляется дымок
- ✅ холостые обороты «плавают»
- ✅ расход горючего возрастает, а мощность двигателя уменьшается
- ✅ возникают проблемы с динамикой авто и первым пуском после стоянки
Если у вас керамический катализатор, демонтируйте его и посмотрите на просвет. Забитые соты сразу будет видно.
Почему катализатор выходит из строя
С течением времени нейтрализатор засоряется. Производители уверяют, что деталь не потребует замены до 100-150 тыс. км пробега. Но на практике такие цифры вряд ли достижимы. Связано это с некачественным топливом, в составе которого полно различных присадок, забивающих соты. Нейтрализатор придется менять, если он имеет механические повреждения – например, в результате ДТП. Однако стоимость этой детали очень высока из-за содержания в ней драгметаллов, и может доходить до четверти цены машины с пробегом. Поэтому автовладельцы ищут выход из подобной ситуации.
Замена нейтрализатора на пламегаситель
К преимуществам установки устройства относится не только его более низкая стоимость (почти в 10 раз) по сравнению с катализатором. Есть и другие плюсы:
- ✅ немного возрастает мощность двигателя
- ✅ падает расход горючего (примерно на 2-3 %)
- ✅ мотор не так требователен к качеству топлива
Однако перечисленные выше плюсы достижимы при выполнении некоторых условий. Во-первых, катализатор должен быть забит наглухо или сломан механически. Во-вторых, необходимо грамотно перепрошить ЭБУ, чтобы «обмануть» его. В противном случае электроника обнаружит «исчезновение» катализатора и станет изменять состав топливной смеси. В результате подобной коррекции двигатель перестанет быть приемистым, а расход горючего повысится.
Из отрицательных сторон стоит отметить увеличение содержания вредных веществ в выхлопе, уменьшение срока службы топливной системы. А также повышение шумности выхлопа. Последняя неприятность случается, если из отработавшего катализатора просто вытащили все «внутренности» и обратно поставили пустую «банку». В результате отработанные газы со звоном резонируют в «емкости». И еще: не всегда удается подыскать пламегаситель, который точно подходит к вашей модели машины. Зачастую автовладельцы устанавливают универсальные изделия, которые впоследствии приходится подгонять под конкретную выхлопную систему. Хорошо сделать это сможет только профессиональный сварщик, что влечет дополнительные расходы.
Другие виды катализаторов
А как быть, если вам не под силу купить новый нейтрализатор, а загрязнять атмосферу не хочется? Тогда можно воспользоваться другими способами, чтобы сберечь природу и сэкономить деньги.
Анамегаторы
Это химические катализаторы, добавляемые в топливо и являющиеся присадками. Они корректируют структуру горючего, меняя его свойства. В результате топливо сгорает полнее, токсичность выхлопных газов уменьшается, риск детонации сводится к нулю. Эффективность химического средства зависит от правильной его концентрации. Поэтому нужно четко следовать инструкции. Серьезный минус присадки – возможное увеличение расхода топлива до 10%, что для большинства автовладельцев просто неприемлемо.
Магнитно-стрикционные устройства
Их устанавливают на входе, до инжектора или карбюратора (на дизельных моторах – перед ТНВД и форсунками). Монтаж занимает не более 20 минут. Принцип работы заключается в корректировке физических свойств топлива под воздействием магнитного поля. После установки горючее сгорает более полно, мощность двигателя возрастает, токсичность выбросов падает в 3-4 раза.
Удаление катализатора и законодательство
Правила запрещают самостоятельно вносить изменения в конструкцию машины. В данном случае это выхлопная система. Есть соответствующая статья, наказание. Но все это в РФ работает исключительно неэффективно. Да многие и не подозревают о существовании такого закона. На Западе к подобной проблеме относятся серьезней. В некоторых странах штраф за удаление или неполноценную замену детали может превышать стоимость нового катализатора.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...