.d-md-none .d-lg-block bibimot

РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельно

РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельно
Почти каждый российский водитель, чья карьера за рулем началась еще в СССР, помнит микроавтобусы РАФ. Вообще, автомобильная промышленность в те годы не радовала разнообразием, но иметь минивэн хотели многие.


Что могло быть прекраснее, чем загрузить всю семью и родственников в один автомобиль плюс багаж и отправиться на дачу или в деревню. Конечно, неизбалованные советские водители умудрялись даже в «Запорожцы» вместить это все, но хотелось хоть немного комфорта.

На «Рафике» обычным гражданам удавалось прокатиться в основном в двух случаях – пассажиром маршрутного такси или пациентом скорой помощи. Еще везло сотрудникам некоторых институтов – такие микроавтобусы числились у них на балансе.

РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельноСамый знаменитый «Рафик». Фото: Youtube.com

А ведь Рижская фабрика никогда не имела производства полного цикла. Всегда они использовали шасси от Горьковского автомобильного завода, сначала грузовые, а потом легковые.

Как все начиналось


В конце 1940-х годов в Латвии появился Рижский авторемонтный завод. Занимались там восстановлением пассажирского транспорта. Основным автобусом в СССР тогда был ГАЗ-03-030 – это был главный «клиент» данного предприятия.

Параллельно с этим заводом функционировала Рижская экспериментальная автомобильная фабрика, созданная стараниями энтузиаста Всеволода Бахчиванджи. Это предприятие несколько лет пыталось выпустить свои легковые машины. Но ничего, кроме пары прототипов, да и тех негодных, завод так и не сделал.

КАВЗ-651. Таким же был и РАРЗ-651. Фото: Youtube.com

В 1951 году оба рижских предприятия объединили. У одного были энтузиасты и конструкторы, у второго – нужная материально-техническая база.

В 1954 году объединенный завод выпустил свой первый автобус – РАРЗ-651. Ничего примечательного в нем не имелось – стандартная модель ГАЗ на шасси грузовика с индексом 51, выпускаемая на четырех советских предприятиях.

Такая ситуация гордых латышей не устраивала, поэтому они решили создать свою модель.

РАФ-251


Только сделать это оказалось не так-то просто. Рижский автобусный завод был по сути небольшим сборочным предприятием, работающим с готовыми машинокомплектами. Ни о каких собственных шасси разговора идти не могло. Рижская экспериментальная автомобильная фабрика уже пробовала – результат оказался плачевным.

Немного нелепый, но уже полноценный автобус. Фото: Youtube.com

Инженеры решили выделиться дизайном и сконструировали на удлиненном шасси ГАЗ-51 свой автобус на 22 сидячих места, хотя по факту, внутрь могло поместиться гораздо больше.

В отличие от РАРЗ-651, новая модель получилась бескапотной.

Для этого пришлось немало поработать:

✅ Перенести педали
✅ Укоротить и установить почти вертикально рулевую колонку
✅ Переделать водительскую кабину

Это уже был классический автобус, несмотря на используемое шасси ГАЗ-51.

Технически это тот же горьковский грузовик с двигателем на 3,48 литра, развивающим 70 л. с. Силовой агрегат был расположен около водителя. Из-за высокой нагрузки на переднюю подвеску в нее добавили по паре дополнительных рессор с каждой стороны.

Кузов РАФ-251 собирался на деревянном каркасе, обшитом листовой сталью. Кстати, в 1967 году, когда модель уже несколько лет как сняли с производства, выпустили цельнометаллический прототип на 30 сидячих мест, но в серию он не пошел.

Автобус был малогабаритный, поэтому он вписывался в стандартный расход топлива для грузовика ГАЗ-51 – 30 литров в среднем. В городских условиях при полной загрузке эти показатели иногда достигали 40 л.

Часто эту модель использовали на пригородных маршрутах. Фото: Youtube.com

Автобус получился быстрым для своего времени – он разгонялся до 70 км/ч. Впрочем, опытные водители знали, что ездить с такой скоростью не стоит. Достаточно 50, максимум 60 км/ч. Все дело в том, что силовой агрегат ГАЗ-51 не любил работы на высоких оборотах и быстро выходил из строя при таком режиме эксплуатации.

В Советском Союзе РАФ-251 попадался нечасто – эта модель использовалась в основном в Прибалтике. С 1955 по 1960 годы было выпущено около 1,5 тысячи автобусов.

До наших дней сохранилось всего нескольких экземпляров РАФ-251, заботливо отреставрированных коллекционерами.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы видели когда-нибудь РАФ-251?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Автомобили скорой помощи советской эпохиЕраЗ-762 – почему так и не стал мечтой армянский «Рафик»?

«Патриоты» станут «круче»

«Патриоты» станут «круче»

По крайней мере качество штампованных деталей должно значительно улучшиться. Подробнее об этом, и о том, что по этому поводу думают рядовые автолюбители...
  • 2 383
Зачем корабли выбрасываются на берег

Зачем корабли выбрасываются на берег

Подобно китам, кашалотам и дельфинам, корабли тоже могут оказаться на суше. Только причина совсем другая: суда «выбрасываются» на берег для дальнейшей...
  • 1 943
Citymax 9 – ПАЗик, рассчитанный на всех

Citymax 9 – ПАЗик, рассчитанный на всех

В автобусе с комфортом могут поместиться 25 пассажиров, предусмотрены места для мам с колясками и маломобильных граждан. Машина доступна для регионов: работает...
  • 1 323
ЛиАЗ-4292.60 – автобус ждут в регионах

ЛиАЗ-4292.60 – автобус ждут в регионах

Выпускаемый с 2015-го года ЛиАЗ-4292.60 постоянно обновляется: повышается комфорт в салоне, улучшается оснащение водительского места. В сумме это способствует...
  • 1 311
«ГАЗель Next» 2024 – новый уровень развития

«ГАЗель Next» 2024 – новый уровень развития

Эти малотоннажные грузовички Горьковского автозавода известны россиянам 11 лет. Статистика продаж за прошлый год (45 330 единиц) показала: «Некст» остается...
  • 520