РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельно
Почти каждый российский водитель, чья карьера за рулем началась еще в СССР, помнит микроавтобусы РАФ. Вообще, автомобильная промышленность в те годы не радовала разнообразием, но иметь минивэн хотели многие.
Что могло быть прекраснее, чем загрузить всю семью и родственников в один автомобиль плюс багаж и отправиться на дачу или в деревню. Конечно, неизбалованные советские водители умудрялись даже в «Запорожцы» вместить это все, но хотелось хоть немного комфорта.
На «Рафике» обычным гражданам удавалось прокатиться в основном в двух случаях – пассажиром маршрутного такси или пациентом скорой помощи. Еще везло сотрудникам некоторых институтов – такие микроавтобусы числились у них на балансе.
А ведь Рижская фабрика никогда не имела производства полного цикла. Всегда они использовали шасси от Горьковского автомобильного завода, сначала грузовые, а потом легковые.
В конце 1940-х годов в Латвии появился Рижский авторемонтный завод. Занимались там восстановлением пассажирского транспорта. Основным автобусом в СССР тогда был ГАЗ-03-030 – это был главный «клиент» данного предприятия.
Параллельно с этим заводом функционировала Рижская экспериментальная автомобильная фабрика, созданная стараниями энтузиаста Всеволода Бахчиванджи. Это предприятие несколько лет пыталось выпустить свои легковые машины. Но ничего, кроме пары прототипов, да и тех негодных, завод так и не сделал.
В 1951 году оба рижских предприятия объединили. У одного были энтузиасты и конструкторы, у второго – нужная материально-техническая база.
В 1954 году объединенный завод выпустил свой первый автобус – РАРЗ-651. Ничего примечательного в нем не имелось – стандартная модель ГАЗ на шасси грузовика с индексом 51, выпускаемая на четырех советских предприятиях.
Такая ситуация гордых латышей не устраивала, поэтому они решили создать свою модель.
Только сделать это оказалось не так-то просто. Рижский автобусный завод был по сути небольшим сборочным предприятием, работающим с готовыми машинокомплектами. Ни о каких собственных шасси разговора идти не могло. Рижская экспериментальная автомобильная фабрика уже пробовала – результат оказался плачевным.
Инженеры решили выделиться дизайном и сконструировали на удлиненном шасси ГАЗ-51 свой автобус на 22 сидячих места, хотя по факту, внутрь могло поместиться гораздо больше.
В отличие от РАРЗ-651, новая модель получилась бескапотной.
Для этого пришлось немало поработать:
✅ Перенести педали
✅ Укоротить и установить почти вертикально рулевую колонку
✅ Переделать водительскую кабину
Это уже был классический автобус, несмотря на используемое шасси ГАЗ-51.
Технически это тот же горьковский грузовик с двигателем на 3,48 литра, развивающим 70 л. с. Силовой агрегат был расположен около водителя. Из-за высокой нагрузки на переднюю подвеску в нее добавили по паре дополнительных рессор с каждой стороны.
Кузов РАФ-251 собирался на деревянном каркасе, обшитом листовой сталью. Кстати, в 1967 году, когда модель уже несколько лет как сняли с производства, выпустили цельнометаллический прототип на 30 сидячих мест, но в серию он не пошел.
Автобус был малогабаритный, поэтому он вписывался в стандартный расход топлива для грузовика ГАЗ-51 – 30 литров в среднем. В городских условиях при полной загрузке эти показатели иногда достигали 40 л.
Автобус получился быстрым для своего времени – он разгонялся до 70 км/ч. Впрочем, опытные водители знали, что ездить с такой скоростью не стоит. Достаточно 50, максимум 60 км/ч. Все дело в том, что силовой агрегат ГАЗ-51 не любил работы на высоких оборотах и быстро выходил из строя при таком режиме эксплуатации.
В Советском Союзе РАФ-251 попадался нечасто – эта модель использовалась в основном в Прибалтике. С 1955 по 1960 годы было выпущено около 1,5 тысячи автобусов.
До наших дней сохранилось всего нескольких экземпляров РАФ-251, заботливо отреставрированных коллекционерами.
Что могло быть прекраснее, чем загрузить всю семью и родственников в один автомобиль плюс багаж и отправиться на дачу или в деревню. Конечно, неизбалованные советские водители умудрялись даже в «Запорожцы» вместить это все, но хотелось хоть немного комфорта.
На «Рафике» обычным гражданам удавалось прокатиться в основном в двух случаях – пассажиром маршрутного такси или пациентом скорой помощи. Еще везло сотрудникам некоторых институтов – такие микроавтобусы числились у них на балансе.
Самый знаменитый «Рафик». Фото: Youtube.com
А ведь Рижская фабрика никогда не имела производства полного цикла. Всегда они использовали шасси от Горьковского автомобильного завода, сначала грузовые, а потом легковые.
Как все начиналось
В конце 1940-х годов в Латвии появился Рижский авторемонтный завод. Занимались там восстановлением пассажирского транспорта. Основным автобусом в СССР тогда был ГАЗ-03-030 – это был главный «клиент» данного предприятия.
Параллельно с этим заводом функционировала Рижская экспериментальная автомобильная фабрика, созданная стараниями энтузиаста Всеволода Бахчиванджи. Это предприятие несколько лет пыталось выпустить свои легковые машины. Но ничего, кроме пары прототипов, да и тех негодных, завод так и не сделал.
КАВЗ-651. Таким же был и РАРЗ-651. Фото: Youtube.com
В 1951 году оба рижских предприятия объединили. У одного были энтузиасты и конструкторы, у второго – нужная материально-техническая база.
В 1954 году объединенный завод выпустил свой первый автобус – РАРЗ-651. Ничего примечательного в нем не имелось – стандартная модель ГАЗ на шасси грузовика с индексом 51, выпускаемая на четырех советских предприятиях.
Такая ситуация гордых латышей не устраивала, поэтому они решили создать свою модель.
РАФ-251
Только сделать это оказалось не так-то просто. Рижский автобусный завод был по сути небольшим сборочным предприятием, работающим с готовыми машинокомплектами. Ни о каких собственных шасси разговора идти не могло. Рижская экспериментальная автомобильная фабрика уже пробовала – результат оказался плачевным.
Немного нелепый, но уже полноценный автобус. Фото: Youtube.com
Инженеры решили выделиться дизайном и сконструировали на удлиненном шасси ГАЗ-51 свой автобус на 22 сидячих места, хотя по факту, внутрь могло поместиться гораздо больше.
В отличие от РАРЗ-651, новая модель получилась бескапотной.
Для этого пришлось немало поработать:
✅ Перенести педали
✅ Укоротить и установить почти вертикально рулевую колонку
✅ Переделать водительскую кабину
Это уже был классический автобус, несмотря на используемое шасси ГАЗ-51.
Технически это тот же горьковский грузовик с двигателем на 3,48 литра, развивающим 70 л. с. Силовой агрегат был расположен около водителя. Из-за высокой нагрузки на переднюю подвеску в нее добавили по паре дополнительных рессор с каждой стороны.
Кузов РАФ-251 собирался на деревянном каркасе, обшитом листовой сталью. Кстати, в 1967 году, когда модель уже несколько лет как сняли с производства, выпустили цельнометаллический прототип на 30 сидячих мест, но в серию он не пошел.
Автобус был малогабаритный, поэтому он вписывался в стандартный расход топлива для грузовика ГАЗ-51 – 30 литров в среднем. В городских условиях при полной загрузке эти показатели иногда достигали 40 л.
Часто эту модель использовали на пригородных маршрутах. Фото: Youtube.com
Автобус получился быстрым для своего времени – он разгонялся до 70 км/ч. Впрочем, опытные водители знали, что ездить с такой скоростью не стоит. Достаточно 50, максимум 60 км/ч. Все дело в том, что силовой агрегат ГАЗ-51 не любил работы на высоких оборотах и быстро выходил из строя при таком режиме эксплуатации.
В Советском Союзе РАФ-251 попадался нечасто – эта модель использовалась в основном в Прибалтике. С 1955 по 1960 годы было выпущено около 1,5 тысячи автобусов.
До наших дней сохранилось всего нескольких экземпляров РАФ-251, заботливо отреставрированных коллекционерами.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...