РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельно
Почти каждый российский водитель, чья карьера за рулем началась еще в СССР, помнит микроавтобусы РАФ. Вообще, автомобильная промышленность в те годы не радовала разнообразием, но иметь минивэн хотели многие.
Что могло быть прекраснее, чем загрузить всю семью и родственников в один автомобиль плюс багаж и отправиться на дачу или в деревню. Конечно, неизбалованные советские водители умудрялись даже в «Запорожцы» вместить это все, но хотелось хоть немного комфорта.
На «Рафике» обычным гражданам удавалось прокатиться в основном в двух случаях – пассажиром маршрутного такси или пациентом скорой помощи. Еще везло сотрудникам некоторых институтов – такие микроавтобусы числились у них на балансе.
А ведь Рижская фабрика никогда не имела производства полного цикла. Всегда они использовали шасси от Горьковского автомобильного завода, сначала грузовые, а потом легковые.
В конце 1940-х годов в Латвии появился Рижский авторемонтный завод. Занимались там восстановлением пассажирского транспорта. Основным автобусом в СССР тогда был ГАЗ-03-030 – это был главный «клиент» данного предприятия.
Параллельно с этим заводом функционировала Рижская экспериментальная автомобильная фабрика, созданная стараниями энтузиаста Всеволода Бахчиванджи. Это предприятие несколько лет пыталось выпустить свои легковые машины. Но ничего, кроме пары прототипов, да и тех негодных, завод так и не сделал.
В 1951 году оба рижских предприятия объединили. У одного были энтузиасты и конструкторы, у второго – нужная материально-техническая база.
В 1954 году объединенный завод выпустил свой первый автобус – РАРЗ-651. Ничего примечательного в нем не имелось – стандартная модель ГАЗ на шасси грузовика с индексом 51, выпускаемая на четырех советских предприятиях.
Такая ситуация гордых латышей не устраивала, поэтому они решили создать свою модель.
Только сделать это оказалось не так-то просто. Рижский автобусный завод был по сути небольшим сборочным предприятием, работающим с готовыми машинокомплектами. Ни о каких собственных шасси разговора идти не могло. Рижская экспериментальная автомобильная фабрика уже пробовала – результат оказался плачевным.
Инженеры решили выделиться дизайном и сконструировали на удлиненном шасси ГАЗ-51 свой автобус на 22 сидячих места, хотя по факту, внутрь могло поместиться гораздо больше.
В отличие от РАРЗ-651, новая модель получилась бескапотной.
Для этого пришлось немало поработать:
✅ Перенести педали
✅ Укоротить и установить почти вертикально рулевую колонку
✅ Переделать водительскую кабину
Это уже был классический автобус, несмотря на используемое шасси ГАЗ-51.
Технически это тот же горьковский грузовик с двигателем на 3,48 литра, развивающим 70 л. с. Силовой агрегат был расположен около водителя. Из-за высокой нагрузки на переднюю подвеску в нее добавили по паре дополнительных рессор с каждой стороны.
Кузов РАФ-251 собирался на деревянном каркасе, обшитом листовой сталью. Кстати, в 1967 году, когда модель уже несколько лет как сняли с производства, выпустили цельнометаллический прототип на 30 сидячих мест, но в серию он не пошел.
Автобус был малогабаритный, поэтому он вписывался в стандартный расход топлива для грузовика ГАЗ-51 – 30 литров в среднем. В городских условиях при полной загрузке эти показатели иногда достигали 40 л.
Автобус получился быстрым для своего времени – он разгонялся до 70 км/ч. Впрочем, опытные водители знали, что ездить с такой скоростью не стоит. Достаточно 50, максимум 60 км/ч. Все дело в том, что силовой агрегат ГАЗ-51 не любил работы на высоких оборотах и быстро выходил из строя при таком режиме эксплуатации.
В Советском Союзе РАФ-251 попадался нечасто – эта модель использовалась в основном в Прибалтике. С 1955 по 1960 годы было выпущено около 1,5 тысячи автобусов.
До наших дней сохранилось всего нескольких экземпляров РАФ-251, заботливо отреставрированных коллекционерами.
Что могло быть прекраснее, чем загрузить всю семью и родственников в один автомобиль плюс багаж и отправиться на дачу или в деревню. Конечно, неизбалованные советские водители умудрялись даже в «Запорожцы» вместить это все, но хотелось хоть немного комфорта.
На «Рафике» обычным гражданам удавалось прокатиться в основном в двух случаях – пассажиром маршрутного такси или пациентом скорой помощи. Еще везло сотрудникам некоторых институтов – такие микроавтобусы числились у них на балансе.
Самый знаменитый «Рафик». Фото: Youtube.com
А ведь Рижская фабрика никогда не имела производства полного цикла. Всегда они использовали шасси от Горьковского автомобильного завода, сначала грузовые, а потом легковые.
Как все начиналось
В конце 1940-х годов в Латвии появился Рижский авторемонтный завод. Занимались там восстановлением пассажирского транспорта. Основным автобусом в СССР тогда был ГАЗ-03-030 – это был главный «клиент» данного предприятия.
Параллельно с этим заводом функционировала Рижская экспериментальная автомобильная фабрика, созданная стараниями энтузиаста Всеволода Бахчиванджи. Это предприятие несколько лет пыталось выпустить свои легковые машины. Но ничего, кроме пары прототипов, да и тех негодных, завод так и не сделал.
КАВЗ-651. Таким же был и РАРЗ-651. Фото: Youtube.com
В 1951 году оба рижских предприятия объединили. У одного были энтузиасты и конструкторы, у второго – нужная материально-техническая база.
В 1954 году объединенный завод выпустил свой первый автобус – РАРЗ-651. Ничего примечательного в нем не имелось – стандартная модель ГАЗ на шасси грузовика с индексом 51, выпускаемая на четырех советских предприятиях.
Такая ситуация гордых латышей не устраивала, поэтому они решили создать свою модель.
РАФ-251
Только сделать это оказалось не так-то просто. Рижский автобусный завод был по сути небольшим сборочным предприятием, работающим с готовыми машинокомплектами. Ни о каких собственных шасси разговора идти не могло. Рижская экспериментальная автомобильная фабрика уже пробовала – результат оказался плачевным.
Немного нелепый, но уже полноценный автобус. Фото: Youtube.com
Инженеры решили выделиться дизайном и сконструировали на удлиненном шасси ГАЗ-51 свой автобус на 22 сидячих места, хотя по факту, внутрь могло поместиться гораздо больше.
В отличие от РАРЗ-651, новая модель получилась бескапотной.
Для этого пришлось немало поработать:
✅ Перенести педали
✅ Укоротить и установить почти вертикально рулевую колонку
✅ Переделать водительскую кабину
Это уже был классический автобус, несмотря на используемое шасси ГАЗ-51.
Технически это тот же горьковский грузовик с двигателем на 3,48 литра, развивающим 70 л. с. Силовой агрегат был расположен около водителя. Из-за высокой нагрузки на переднюю подвеску в нее добавили по паре дополнительных рессор с каждой стороны.
Кузов РАФ-251 собирался на деревянном каркасе, обшитом листовой сталью. Кстати, в 1967 году, когда модель уже несколько лет как сняли с производства, выпустили цельнометаллический прототип на 30 сидячих мест, но в серию он не пошел.
Автобус был малогабаритный, поэтому он вписывался в стандартный расход топлива для грузовика ГАЗ-51 – 30 литров в среднем. В городских условиях при полной загрузке эти показатели иногда достигали 40 л.
Часто эту модель использовали на пригородных маршрутах. Фото: Youtube.com
Автобус получился быстрым для своего времени – он разгонялся до 70 км/ч. Впрочем, опытные водители знали, что ездить с такой скоростью не стоит. Достаточно 50, максимум 60 км/ч. Все дело в том, что силовой агрегат ГАЗ-51 не любил работы на высоких оборотах и быстро выходил из строя при таком режиме эксплуатации.
В Советском Союзе РАФ-251 попадался нечасто – эта модель использовалась в основном в Прибалтике. С 1955 по 1960 годы было выпущено около 1,5 тысячи автобусов.
До наших дней сохранилось всего нескольких экземпляров РАФ-251, заботливо отреставрированных коллекционерами.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....