МАЗ-537: один из немногих тягачей народного хозяйства
Во время Второй мировой войны у советских танков Т-34 существовала только одна серьезная проблема. Отсутствовала специальная транспортировочная техника, способная их перевозить. Но в то время стране было не до решения такого вопроса. После войны за него взялись вплотную. Уже в 50-х испробовали сразу несколько моделей в качестве специальных тягачей.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.
Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.
Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.
Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.
Военные модели «награждались» красной звездой. Фото: youtube.com
Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Долгая история тягача МАЗ-537
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Пробным камнем стала модель МАЗ-535, опытные образцы которого появились в 1956 году. Уже на его базе разработали окончательный вариант тягача – модель МАЗ-537. Серийный выпуск стартовал в 1960 году.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Технические характеристики тягача
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.
Такой громадине не место на оживленных улицах. Фото: youtube.com
Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Гражданское использование МАЗ-537
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.
Вариант гражданского тягача. Фото: youtube.com
Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...