МАЗ-537: один из немногих тягачей народного хозяйства
Во время Второй мировой войны у советских танков Т-34 существовала только одна серьезная проблема. Отсутствовала специальная транспортировочная техника, способная их перевозить. Но в то время стране было не до решения такого вопроса. После войны за него взялись вплотную. Уже в 50-х испробовали сразу несколько моделей в качестве специальных тягачей.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.
Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.
Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.
Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.
Военные модели «награждались» красной звездой. Фото: youtube.com
Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Долгая история тягача МАЗ-537
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Пробным камнем стала модель МАЗ-535, опытные образцы которого появились в 1956 году. Уже на его базе разработали окончательный вариант тягача – модель МАЗ-537. Серийный выпуск стартовал в 1960 году.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Технические характеристики тягача
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.
Такой громадине не место на оживленных улицах. Фото: youtube.com
Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Гражданское использование МАЗ-537
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.
Вариант гражданского тягача. Фото: youtube.com
Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....