МАЗ-537: один из немногих тягачей народного хозяйства
Во время Второй мировой войны у советских танков Т-34 существовала только одна серьезная проблема. Отсутствовала специальная транспортировочная техника, способная их перевозить. Но в то время стране было не до решения такого вопроса. После войны за него взялись вплотную. Уже в 50-х испробовали сразу несколько моделей в качестве специальных тягачей.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.
Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.
Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.
Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.
Военные модели «награждались» красной звездой. Фото: youtube.com
Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Долгая история тягача МАЗ-537
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Пробным камнем стала модель МАЗ-535, опытные образцы которого появились в 1956 году. Уже на его базе разработали окончательный вариант тягача – модель МАЗ-537. Серийный выпуск стартовал в 1960 году.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Технические характеристики тягача
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.
Такой громадине не место на оживленных улицах. Фото: youtube.com
Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Гражданское использование МАЗ-537
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.
Вариант гражданского тягача. Фото: youtube.com
Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....