МАЗ-537: один из немногих тягачей народного хозяйства
8 645

МАЗ-537: один из немногих тягачей народного хозяйства

Во время Второй мировой войны у советских танков Т-34 существовала только одна серьезная проблема. Отсутствовала специальная транспортировочная техника, способная их перевозить. Но в то время стране было не до решения такого вопроса. После войны за него взялись вплотную. Уже в 50-х испробовали сразу несколько моделей в качестве специальных тягачей.


Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.

МАЗ-537: один из немногих тягачей народного хозяйстваВоенные модели «награждались» красной звездой. Фото: youtube.com

Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:

✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов

Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.

Долгая история тягача МАЗ-537


Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.

Пробным камнем стала модель МАЗ-535, опытные образцы которого появились в 1956 году. Уже на его базе разработали окончательный вариант тягача – модель МАЗ-537. Серийный выпуск стартовал в 1960 году.


Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).

В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.

Технические характеристики тягача


Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.

Такой громадине не место на оживленных улицах. Фото: youtube.com

Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:

✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м

За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.

Гражданское использование МАЗ-537


Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.

Вариант гражданского тягача. Фото: youtube.com

Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.

Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
Нравится ли вам такая мощная буксировочная техника?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...