
МАЗ-537: один из немногих тягачей народного хозяйства
Во время Второй мировой войны у советских танков Т-34 существовала только одна серьезная проблема. Отсутствовала специальная транспортировочная техника, способная их перевозить. Но в то время стране было не до решения такого вопроса. После войны за него взялись вплотную. Уже в 50-х испробовали сразу несколько моделей в качестве специальных тягачей.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.
Военные модели «награждались» красной звездой. Фото: youtube.com
Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.
Такой громадине не место на оживленных улицах. Фото: youtube.com
Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.
Вариант гражданского тягача. Фото: youtube.com
Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
Например, ЯАЗ-210 стал тем, на кого пал первый выбор. Выпуск автомобиля начали на Ярославском заводе в 1951 году. И хотя производство крупнотоннажника продолжалось еще 7 лет, армейское руководство его забраковало. Оказалось, что трехосный грузовик не обладал необходимыми тяговыми показателями и запасом мощности для использования его в таком качестве.

Окончательный выбор пал на появившийся уже в начале следующего десятилетия МАЗ-537. Он оказался востребованным не только в нашей стране, но и у тогдашних государств-союзников. Ведь его использовали сразу в нескольких качествах:
✅ транспортировка танков
✅ ракетоносец
✅ буксировщик самолетов
Такая последовательность продлила его «жизнь» на заводском конвейере на три десятилетия, почти до распада СССР. Она оказалась намного дольше, чем у модели-предшественника.
Долгая история тягача МАЗ-537
Заказ на разработку подходящего тягача на Минском заводе получили еще в 1954 году. Среди основных требований к такой спецтехнике числилось: наличие четырех ведущих осей, отдельные шины с контролем давления, гидродинамическая трансмиссия-автомат и гидроусилитель руля. Ну, и конечно же, соответствующие мощностные характеристики.
Пробным камнем стала модель МАЗ-535, опытные образцы которого появились в 1956 году. Уже на его базе разработали окончательный вариант тягача – модель МАЗ-537. Серийный выпуск стартовал в 1960 году.
Не прошло и четырех лет, когда минскую страницу истории нового тягача перевернули. По решению свыше выпуск спецавтотранспорта перенесли на «Уралсельмаш» в г. Кургане. А еще спустя три года производство переименовали в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).
В комплекте с МАЗ-537 работали платформенные прицепы ЧМЗАП. Именно на них грузовик-гигант мог перевозить грузы весом до 50 тонн. Применялось и другое использование тягача. На его базе иногда выпускались эвакуационные машины КЭТ-Т.
Технические характеристики тягача
Автомобиль оснащен 4-местной, двухдверной кабиной. В ней предусмотрено автономное отопление. Лобовая оптика представлена простыми фарами круглой формы. В модификации с индексом «Г» имелось дополнительное оборудование в виде лебедки. Ее 100-метровый трос обеспечивал автомобилю автономность во время процесса загрузки / выгрузки тяжелой гусеничной техники.

Под капотом, точнее за кабиной, располагается двигатель, подобный устанавливаемым на танки: 12-цилиндровый дизель с предпусковым подогревом. Коробка передач – 3-ступенчатая планетарка, привод – на переднюю пару осей. МАЗ-573 обладает следующими характеристиками:
✅ максимально допустимая масса прицепа – до 65 т
✅ полная масса поезда – 86,6 т
✅ рабочий объем двигателя – 38,88 л
✅ мощность – 525 л. с.
✅ максимальный уклон – не более 15 градусов
✅ ширина преодолеваемой траншеи – до 1,3 м
✅ скорость – 55 км / ч
✅ запас топлива – 840 л
✅ количество мест в салоне – 4
✅ длина – 9,13 м
За 30 лет производства автомобиль пережил несколько незначительных обновлений. Основным можно считать замену силового агрегата на более современный ЯМЗ-240, произошедшую в середине 80-х. Конечно же такой транспорт использовался и в мирных целях.
Гражданское использование МАЗ-537
Во многих хозяйствах советского и постсоветского периода надежные тягачи нашли свое достойное применение. К примеру, одна из белорусских мехколонн пользовалась таким со времен независимости страны в течение 15 лет. За это время гигант перевез множество с/х гусеничной техники и многого другого. Пережил он и замену силового агрегата. А вот поломка КПП стала трагедией. Оказалось, что у этой спецтехники мудреная и эксклюзивная коробка передач. Заменить ее, по сути, нечем. Ведь выпуск тягача прекращен еще в советские времена.

Нередко эти мощные машины можно встретить и на бескрайних просторах Заполярья. Их мощность и проходимость не раз выручала тружеников лесозаготовительных и других предприятий этого сурового региона. Можно сказать, что МАЗ-537 помогал не только людям, но и своим менее мощным «коллегам», попавшим в суровые лапы холодной стихии.
Учитывая все эти заслуги, мощные тягачи и сейчас в цене. Причем, не только у работников Заполярья или спецмехколонн. Ими торгуют и в других странах. Например, в Чехии (раньше входила в состав Варшавского договора) предлагают купить такой грузовик по цене почти 600 тыс. крон (примерно 1,45 млн. рублей). Так что историю МАЗ-537 пока рано считать завершенной.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...