Chevrolet Chevelle: 450-сильный монстр 70-х
10 437

Chevrolet Chevelle: 450-сильный монстр 70-х

В начале шестидесятых между General Motors, Chrysler, Ford и American Motors шла ожесточенная война за внимание покупателей. Главным направлением удара автомобильных корпораций стало поколение «бэби-бумеров», чьи предпочтения привели к смещению спроса на легковые автомобили малого и среднего размера с мощными двигателями. Молодые люди не хотели ездить на «старых дедушкиных диванах», предпочитая элегантные и производительные машины. Концернам, волей-неволей, пришлось приспосабливаться, в результате чего на свет появились новые классы автомобилей – пони и маслкары. 


Отвечая веяниям времени в Ford запустили программу Total Performance, в рамках которой показали концепт-кар Mustang I, и развернули гоночные проекты в NASCAR, дрэг-рейсинге и гонках Indy. Также были представлены среднеразмерные Ford Fairlane и Mercury Meteor. Данный тренд шел в разрез с политикой концерна GM, в который входили марки Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile, Buick и Cadillac. Руководство компании строжайшим образом запрещалось устанавливать на среднеразмерные автомобили моторы с рабочим объемом превышающим 330 кубических дюймов (5,4 литра), и какое либо участие своих подразделений в гоночных мероприятиях. 

Chevrolet Chevelle: 450-сильный монстр 70-хChevelle образца 1970 года – квинтэссенция маслкаров «золотой эры»! Фото: Youtube.com

По мнению руководства концерна, двигатели «Big Block» предназначались исключительно для полноразмерных машин, таких как Impala, или для спортивного Corvette. Однако не все руководители отделений были согласны с такой политикой, и в 1963 году Джон Делориан начал восстание против корпоративных правил! В результате на свет появился Pontiac GTO с 389-двигателем V8, развивающим мощность 348 лошадей, при 4900 об-мин. Эта машина и стала первым общепризнанным маслкаром Америки. 

Рождение среднего класса


К слову, к тому времени в General Motors сподобились-таки выпустить среднеразмерную модель, хотя прежде концерн предпочитал игнорировать этот сегмент. Однако успех Ford Falcon, а особенно American Motors, взлетевшей на третье место в чартах продаж, изменил мнение руководства GM. Новый автомобиль рассматривали в качестве промежуточной ступени между компактной Nova и полноразмерной Impala. Chevrolet Chevelle, а именно такое имя получила машина, построили на платформе A-Body, которая также лежала в основе Pontiac Tempest, Oldsmobile Cutlass и Buick Skylark. 

Chevrolet Chevelle первого поколения. Фото: Youtube.com

В итоге все получилось даже лучше, чем планировалось: новинка сразу же стала одним из самых популярных автомобилей General Motors! В том, что касается кузовов, то на протяжении всего своего существования Chevelle выпускался в виде купе, кабриолетов, хардтопов, универсалов и пикапов El Camino. Chevelle считается культовым среди почитателей маслкаров. Ведь несмотря на то, что модель выпускалась всего 13 лет (1964-1977), она оказала серьезное влияние на восприятие производительного автомобиля. И тому было три причины: бесконечно длинный капот, «мускулистый» кузов и много-много лошадиных сил! 

Chevrolet постоянно улучшал Chevelle 1964-67 годов, чтобы достичь наилучшего соотношения мощности к весу. Делалось это ради стритрейсинга и заездов на четверть мили. В конечном счете, моторный отсек Chevelle станет домом для мощнейших силовых установок производства General Motors, и самым большим из них являлся LS6 Big Block 454. С этим мотором, Chevelle стал мощнейшим серийным маслкаром из всех, когда-либо выпущенных до «эры недомогания». И раз уж речь зашла о производительности, то давайте немного отвлечемся от хронологии повествования!

Central Office Production Order


После того, как в GM отменили запрет на участие в соревнованиях, Chevrolet создают «нечто», способное бросить вызов соперникам в драгрейсинге NHRA Super Stock SS/D. COPO расшифровывается как «производственный заказ центрального офиса», и это был спецзаказ Chevrolet «на стороне». 

Chevy COPO. Выглядит скромно, но связываться с такой не советуем! Фото: Youtube.com

Прямо с конвейера машины отправляли в Пенсильванию, на Don Yenko Chevrolet. Там на автомобили устанавливали 427-й «алюминиевый» мотор. При весе 1730 килограмма, машина имела заявленную мощность 425 лошадиных сил (хотя на самом деле значение было ближе к цифре 450). Получившийся драгстер разгонялся до «сотни» за 5, и пролетал «квотер» за 13,137 секунды. Всего выпустили 99 Yenco Chevelle, ставших культовыми у фанатов марки.   

Второй раз в средний класс


Смена поколения привела к удлинению колесной базы, появлению новой формы кузова, а также к смене позиционирования: теперь в табеле о рангах Chevelle занимал промежуточное место между Camaro и Impala. А еще через два года Chevelle обретает «тот самый» вид. И хотя можно привести веские доводы в пользу раннего дизайна, лучшим Chevelle, вне всякого сомнения, стала модель 1970 года. К тому же, именно тогда был достигнут пик производительности классических маслкаров! 

Сколько лошадиных сил у Chevelle SS 454? Что ж, этот 7,4-литровый мотор предлагался в нескольких конфигурациях — например, LS5 для Corvette 1970 года. Такой двигатель покидал завод с заявленной мощностью в 390 лошадиных сил. Впрочем, производительность моторов тех лет «на бумаге» часто занижали, например, из-за стоимости страховки. 

Под капотом Chevelle притаился 7,4 литровый монстр LS6. Фото: Youtube.com

И, тем не менее, это достаточно впечатляющее число! Хотя и не предел для Chevelle. Ведь если покупатель выбирал пакет RPO Z15 (за дополнительные 500 долларов), то получал 450-сильного кинг-конга! И здесь нужно отметить, что реальная отдача такого агрегата оценивалась в 500 лошадиных сил. Кстати, вот техническая спецификация Chevrolet Chevelle с мотором LS6:

✅ Габаритные размеры кузова – длина 5029 мм, ширина 1930 мм 
✅ Снаряженная масса – 1814 кг
✅ Двигатель – LS6 Mark IV Big Block V8
✅ Рабочий объем – 7,4 литра (454 cid)
✅ Мощность – 450 лошадей, при 5600 об/мин
✅ Крутящий момент – 678 Н*м, при 3600 об/мин
✅ Карбюратор – четырехкамерный Holley
✅ КПП – 4-ступенчатая М22 Rock Crusher 
✅ Максималка – 210 км/час

Никогда прежде серийный Chevelle не был столь быстрым! С механической КПП, и со «стандартным» редуктором заднего моста, такие экземпляры разгонялись до «сотни» за шесть, и проезжали «квотер» за 13,8 секунды!  

Начало конца «Золотой эры»


В 1971 году произошло несколько изменений, в том числе добавление недорогой, но по-прежнему мощной комплектации «Heavy Chevy». Этот год также был началом правительственных репрессий против маслкаров, пожирающих бензин с невероятной скоростью. К тому же, частенько молодые американские водители не справлялись с быстроходными, но практически неуправляемыми «снарядами», что сильно не нравилось страховым компаниям! Когда огромная мощность, высокая аварийность и неприличный расход топлива стали социально неприемлемыми, маслкары ушли в небытие. 

«Heavy Chevy» 1972 года. Все еще мощный, все еще маслкар. Фото: Youtube.com

Однако Chevelle выжил! С новым кузовом «Colonnade», и 5,7-литровым V8 машина оставалась популярной: объем продаж в 1974 году превысил 91 000 экземпляров, две трети из которых оснащались восьмицилиндровыми двигателями. И это несмотря на нехватку топлива на АЗС и рост цен! Вскоре на смену SS пришла Laguna Type S-3 (омологационная версия для NASCAR), а в 1977 году мир попрощался с Chevelle. Модель не столько «отменили», сколько заменили. Дело в том, что в General Motors приняли решение  сократить модельный ряд, ради снижения производственных расходов и сложностей, связанных с логистикой. От Chevelle отказались, а вот Malibu остался.

Немногие могли потягаться с Chevelle SS на дрэгстрипе. Фото: Youtube.com

Сегодня ценители классических автомобилей жаждут заполучить Chevelle в свои коллекции. И если машину, способную к самостоятельному передвижению, можно приобрести тысяч за двадцать, то редкие экземпляры куда дороже! Например, в 2013 году на аукционе Barrett-Jackson купе «SS 454 LS6» продали за 1 242 000 долларов, что сделало его одним из самых дорогих маслкаров в мире!
Какой из маслкаров GM «Золотой эры» вы бы предпочли?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...