Почти суперкар Dome Zero – попытка японцев создать аналог Lamborghini
Спортивных автомобилей в мире много. Есть среди них откровенные середнячки, а иногда попадаются суперкары, вроде Lamborghini. А еще существуют настоящие коллекционные экземпляры, выпущенные штучными партиями.
Чаще всего, такие автомобили – это амбициозный проект, так и не «выстреливший». У каждого из спорткаров есть история, иногда трагичная. Но они успели занять место в автомобилестроении и ценятся у коллекционеров.
Одной из таких моделей стал Dome Zero – стильный спорткар, напоминающий Lamborghini. Даже сейчас автомобиль поражает стремительными формами, а уж в конце 70-х, когда он появился, это было нечто.
Идея сделать японский суперкар возникла у Минору Хаяши – специалиста по доработке гоночных болидов в 1975 году. Нужно понимать, что в то время местный автопром не вошел в фазу изобилия, машины выпускались все больше бюджетные, маленькие и скромные.
США и Европа тем временем выдавали один суперкар за другим, особо выделялись модели от итальянских производителей Lamborghini и Ferrari. Почему бы не выпустить похожий японский спортивный автомобиль? Тем более, что дизайн уже есть, да и статистику продаж можно проанализировать.
Рецепт Минору Хаяши был прост – сделать автомобиль «по мотивам» Lamborghini, оснастить его каким-нибудь стандартным двигателем и продавать в несколько раз дешевле, чем просят за именитые итальянские модели.
Опыт по созданию спортивных автомобилей у японского энтузиаста уже имелся. Кроме доработки болидов, у него было увлечение – спорткары на шасси серийных моделей. Первое детище конструктора-самоучки появилось в 1965 году. Это был гоночный автомобиль на шасси Хонды S600. Кстати, достаточно удачный прототип, несколько раз побеждавший в гонках.
Но мечта, которую захотелось реализовать в 1975 году, была куда масштабнее – запустить мелкосерийное производство автомобилей под собственным брендом.
Хаяши был уверен, что для реализации проекта нужно немного:
✅ Открыть фирму
✅ Выпустить прототип
✅ Создать ажиотаж
✅ Вывести модель на несколько выставок и показов
Начало было положено сразу – в 1975 году энтузиаст основал бренд Dome. Работа по созданию модели Zero закипела.
Хотя, может у инженера такой юмор был специфический – дескать, нулевой это суперкар, несмотря на футуристическую внешность. Или это просто дань уважению одному из европейских спорткаров с таким же названием и похожим дизайном.
Сделать конкурента Lamborghini, а именно этот бренд был выбран в качестве примера для подражания, оказалось непросто. Даже ведущие мировые автопроизводители на такое не решались, а тут небольшая частная компания.
Финансы ограничены, сотрудников у Хаяши немного, но зато все они были японцами, прониклись идеями самураев и обладали работоспособностью, которой так славятся жители Страны восходящего солнца.
Ни о каких восьмичасовых сменах речи идти не могло, вечерами, ночами и в выходные работа тоже кипела. Доходило до того, что специалисты даже домой не ездили, а спали в близлежащих мотелях или прямо в цеху.
Работа над проектом растянулась на три года. За это время энтузиазма сотрудники Dome не растеряли, зато иссякло терпение у их жен. Четверо инженеров к моменту завершения работ над первым прототипом стали холостыми.
Ограниченное финансирование в итоге сказалось – готовый Dome Zero имел ряд недоработок, хотя это был не макет, а полноценный прототип, годный для запуска в серийное производство.
Спорткар в итоге получился стильным и привлекающим внимание. Первый же официальный дебют, состоявшийся на Женевском автосалоне, доказал это. Dome Zero произвел впечатление на посетителей выставки.
В его облике явно прослеживаются черты Lamborghini Countach – тот же зубилообразный и агрессивный дизайн, двери, открывающиеся вверх и выезжающие фары. Автомобиль привлек не только зевак, но и потенциальных покупателей, а также инвесторов. Казалось, что момент триумфа близок. Не отпугнула от спорткара даже высокая предполагаемая стоимость – на уровне 30 000 долларов, что для 1978 года было существенно.
Вернувшись в Японию, Минору Хаяши подал техническую документацию для сертификации и неожиданно для себя получил отказ. История умалчивает, в чем конкретно была причина. Некоторые эксперты говорят, что это двери, открывающиеся вверх, но большинство сходится во мнении, что у компании Dome просто не было денег на взятки и/или выполнение требований чиновников.
Получается, что инвесторы готовы вложить средства в проект, но хотят прохождения юридических процедур перед этим. Проанализировав ситуацию, было решено отказаться от выпуска модели в Японии и переключиться на США, где клиенты богаче и требования к сертификации автомобилей не такие жесткие.
Специально для Северной Америки разработали второй экземпляр спорткара Dome Zero. Он получил новые бамперы и был исправлен внешне и в техническом плане, конструктивно не изменившись.
В США автомобиль показали на нескольких автосалонах, неизменно привлекая к себе внимание. Казалось, что осталось только закрепить успех, но опять вмешались обстоятельства.
Команда Dome состояла из профессиональных инженеров, разрабатывающих спортивные болиды. Поэтому, когда Минору Хаяши предложил участвовать в 24 Heures du Mans – старейших гонках на выживание, они без колебаний согласились.
К сожалению, спортивная карьера модели не удалась. Только один автомобиль за три года смог закончить гонку, да и то, занял последнее место. В остальных случаях машины выбывали по техническим причинам.
После последней для себя 24 Heures du Mans в 1981 году, разработчики разочаровались в своем детище. Проект по серийному Dome Zero тоже закрыли, решив, что неудачная спортивная карьера послужит антирекламой.
Несмотря на свой облик, назвать суперкаром японский автомобиль нельзя. Dome Zero получил стандартный двигатель Nissan L28. Этот силовой агрегат не блещет техническими характеристиками – при рабочем объеме в 2,8 литра он выдавал всего 145 л. с. Зато атмосферник отличался надежностью.
Несмотря на скромный мотор, разгонялся Dome Zero до 100 км/ч за 7,7 секунды – этого удалось достичь за счет веса автомобиля всего в 920 кг. Конечно, на фоне Lamborghini Countach ТТХ японского спорткара не впечатляют, но на одном уровне с некоторыми Porsche он ехал.
Коробка передач тоже заурядная – обычная механическая пятиступка. Точно такая же МКПП ставилась на серийные автомобили Nissan в связке с мотором L28.
Dome Zero имел шансы стать мелкосерийной легендой японского производства, но обстоятельства для этого спорткара сложились не самым лучшим образом. Скорее всего, главной причиной неудач стала банальное отсутствие финансов на доработки, взятки и оформление ряда разрешений.
Кстати, компания Dome до сих пор создает гоночные автомобили под заказ, но о выпуске моделей в серию больше не мечтает.
Чаще всего, такие автомобили – это амбициозный проект, так и не «выстреливший». У каждого из спорткаров есть история, иногда трагичная. Но они успели занять место в автомобилестроении и ценятся у коллекционеров.
Одной из таких моделей стал Dome Zero – стильный спорткар, напоминающий Lamborghini. Даже сейчас автомобиль поражает стремительными формами, а уж в конце 70-х, когда он появился, это было нечто.
Рождение восходящей звезды
Идея сделать японский суперкар возникла у Минору Хаяши – специалиста по доработке гоночных болидов в 1975 году. Нужно понимать, что в то время местный автопром не вошел в фазу изобилия, машины выпускались все больше бюджетные, маленькие и скромные.
Lamborghini Countach для сравнения. Фото: Youtube.com
США и Европа тем временем выдавали один суперкар за другим, особо выделялись модели от итальянских производителей Lamborghini и Ferrari. Почему бы не выпустить похожий японский спортивный автомобиль? Тем более, что дизайн уже есть, да и статистику продаж можно проанализировать.
Рецепт Минору Хаяши был прост – сделать автомобиль «по мотивам» Lamborghini, оснастить его каким-нибудь стандартным двигателем и продавать в несколько раз дешевле, чем просят за именитые итальянские модели.
Опыт по созданию спортивных автомобилей у японского энтузиаста уже имелся. Кроме доработки болидов, у него было увлечение – спорткары на шасси серийных моделей. Первое детище конструктора-самоучки появилось в 1965 году. Это был гоночный автомобиль на шасси Хонды S600. Кстати, достаточно удачный прототип, несколько раз побеждавший в гонках.
Дизайн грубый, но запоминающийся. Фото: Youtube.com
Но мечта, которую захотелось реализовать в 1975 году, была куда масштабнее – запустить мелкосерийное производство автомобилей под собственным брендом.
Хаяши был уверен, что для реализации проекта нужно немного:
✅ Открыть фирму
✅ Выпустить прототип
✅ Создать ажиотаж
✅ Вывести модель на несколько выставок и показов
Начало было положено сразу – в 1975 году энтузиаст основал бренд Dome. Работа по созданию модели Zero закипела.
Кстати, до сих пор неизвестно, почему владелец новоиспеченного бренда решил назвать спорткар именно так. Возможно, он хотел подчеркнуть, что автомобиль является первым в своей нише на японском рынке.
Хотя, может у инженера такой юмор был специфический – дескать, нулевой это суперкар, несмотря на футуристическую внешность. Или это просто дань уважению одному из европейских спорткаров с таким же названием и похожим дизайном.
Адская работа
Сделать конкурента Lamborghini, а именно этот бренд был выбран в качестве примера для подражания, оказалось непросто. Даже ведущие мировые автопроизводители на такое не решались, а тут небольшая частная компания.
Двери поднимались вверх. Фото: Youtube.com
Финансы ограничены, сотрудников у Хаяши немного, но зато все они были японцами, прониклись идеями самураев и обладали работоспособностью, которой так славятся жители Страны восходящего солнца.
Ни о каких восьмичасовых сменах речи идти не могло, вечерами, ночами и в выходные работа тоже кипела. Доходило до того, что специалисты даже домой не ездили, а спали в близлежащих мотелях или прямо в цеху.
Работа над проектом растянулась на три года. За это время энтузиазма сотрудники Dome не растеряли, зато иссякло терпение у их жен. Четверо инженеров к моменту завершения работ над первым прототипом стали холостыми.
Ограниченное финансирование в итоге сказалось – готовый Dome Zero имел ряд недоработок, хотя это был не макет, а полноценный прототип, годный для запуска в серийное производство.
Внешность и первый триумф
Спорткар в итоге получился стильным и привлекающим внимание. Первый же официальный дебют, состоявшийся на Женевском автосалоне, доказал это. Dome Zero произвел впечатление на посетителей выставки.
Архивные кадры с гонок. Фото: Youtube.com
В его облике явно прослеживаются черты Lamborghini Countach – тот же зубилообразный и агрессивный дизайн, двери, открывающиеся вверх и выезжающие фары. Автомобиль привлек не только зевак, но и потенциальных покупателей, а также инвесторов. Казалось, что момент триумфа близок. Не отпугнула от спорткара даже высокая предполагаемая стоимость – на уровне 30 000 долларов, что для 1978 года было существенно.
Вернувшись в Японию, Минору Хаяши подал техническую документацию для сертификации и неожиданно для себя получил отказ. История умалчивает, в чем конкретно была причина. Некоторые эксперты говорят, что это двери, открывающиеся вверх, но большинство сходится во мнении, что у компании Dome просто не было денег на взятки и/или выполнение требований чиновников.
Получается, что инвесторы готовы вложить средства в проект, но хотят прохождения юридических процедур перед этим. Проанализировав ситуацию, было решено отказаться от выпуска модели в Японии и переключиться на США, где клиенты богаче и требования к сертификации автомобилей не такие жесткие.
Попытка №2
Специально для Северной Америки разработали второй экземпляр спорткара Dome Zero. Он получил новые бамперы и был исправлен внешне и в техническом плане, конструктивно не изменившись.
Дизайн салона. Фото: Youtube.com
В США автомобиль показали на нескольких автосалонах, неизменно привлекая к себе внимание. Казалось, что осталось только закрепить успех, но опять вмешались обстоятельства.
Команда Dome состояла из профессиональных инженеров, разрабатывающих спортивные болиды. Поэтому, когда Минору Хаяши предложил участвовать в 24 Heures du Mans – старейших гонках на выживание, они без колебаний согласились.
Это решение в итоге поставило крест на Dome Zero. Разработчики переделали автомобили для участия в гонках и боролись за призовые места на протяжении трех лет.
К сожалению, спортивная карьера модели не удалась. Только один автомобиль за три года смог закончить гонку, да и то, занял последнее место. В остальных случаях машины выбывали по техническим причинам.
После последней для себя 24 Heures du Mans в 1981 году, разработчики разочаровались в своем детище. Проект по серийному Dome Zero тоже закрыли, решив, что неудачная спортивная карьера послужит антирекламой.
Технические особенности модели
Несмотря на свой облик, назвать суперкаром японский автомобиль нельзя. Dome Zero получил стандартный двигатель Nissan L28. Этот силовой агрегат не блещет техническими характеристиками – при рабочем объеме в 2,8 литра он выдавал всего 145 л. с. Зато атмосферник отличался надежностью.
Несмотря на скромный мотор, разгонялся Dome Zero до 100 км/ч за 7,7 секунды – этого удалось достичь за счет веса автомобиля всего в 920 кг. Конечно, на фоне Lamborghini Countach ТТХ японского спорткара не впечатляют, но на одном уровне с некоторыми Porsche он ехал.
Двигатель от серийного автомобиля Nissan. Фото: Youtube.com
Коробка передач тоже заурядная – обычная механическая пятиступка. Точно такая же МКПП ставилась на серийные автомобили Nissan в связке с мотором L28.
Dome Zero имел шансы стать мелкосерийной легендой японского производства, но обстоятельства для этого спорткара сложились не самым лучшим образом. Скорее всего, главной причиной неудач стала банальное отсутствие финансов на доработки, взятки и оформление ряда разрешений.
Кстати, компания Dome до сих пор создает гоночные автомобили под заказ, но о выпуске моделей в серию больше не мечтает.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....