.d-md-none .d-lg-block bibimot

Почти суперкар Dome Zero – попытка японцев создать аналог Lamborghini

Почти суперкар Dome Zero – попытка японцев создать аналог Lamborghini
Спортивных автомобилей в мире много. Есть среди них откровенные середнячки, а иногда попадаются суперкары, вроде Lamborghini. А еще существуют настоящие коллекционные экземпляры, выпущенные штучными партиями.


Чаще всего, такие автомобили – это амбициозный проект, так и не «выстреливший». У каждого из спорткаров есть история, иногда трагичная. Но они успели занять место в автомобилестроении и ценятся у коллекционеров.

Одной из таких моделей стал Dome Zero – стильный спорткар, напоминающий Lamborghini. Даже сейчас автомобиль поражает стремительными формами, а уж в конце 70-х, когда он появился, это было нечто.

Рождение восходящей звезды


Идея сделать японский суперкар возникла у Минору Хаяши – специалиста по доработке гоночных болидов в 1975 году. Нужно понимать, что в то время местный автопром не вошел в фазу изобилия, машины выпускались все больше бюджетные, маленькие и скромные.

Почти суперкар Dome Zero – попытка японцев создать аналог LamborghiniLamborghini Countach для сравнения. Фото: Youtube.com

США и Европа тем временем выдавали один суперкар за другим, особо выделялись модели от итальянских производителей Lamborghini и Ferrari. Почему бы не выпустить похожий японский спортивный автомобиль? Тем более, что дизайн уже есть, да и статистику продаж можно проанализировать.

Рецепт Минору Хаяши был прост – сделать автомобиль «по мотивам» Lamborghini, оснастить его каким-нибудь стандартным двигателем и продавать в несколько раз дешевле, чем просят за именитые итальянские модели.

Опыт по созданию спортивных автомобилей у японского энтузиаста уже имелся. Кроме доработки болидов, у него было увлечение – спорткары на шасси серийных моделей. Первое детище конструктора-самоучки появилось в 1965 году. Это был гоночный автомобиль на шасси Хонды S600. Кстати, достаточно удачный прототип, несколько раз побеждавший в гонках.

Дизайн грубый, но запоминающийся. Фото: Youtube.com

Но мечта, которую захотелось реализовать в 1975 году, была куда масштабнее – запустить мелкосерийное производство автомобилей под собственным брендом.

Хаяши был уверен, что для реализации проекта нужно немного:

✅ Открыть фирму
✅ Выпустить прототип
✅ Создать ажиотаж
✅ Вывести модель на несколько выставок и показов

Начало было положено сразу – в 1975 году энтузиаст основал бренд Dome. Работа по созданию модели Zero закипела.

Кстати, до сих пор неизвестно, почему владелец новоиспеченного бренда решил назвать спорткар именно так. Возможно, он хотел подчеркнуть, что автомобиль является первым в своей нише на японском рынке.

Хотя, может у инженера такой юмор был специфический – дескать, нулевой это суперкар, несмотря на футуристическую внешность. Или это просто дань уважению одному из европейских спорткаров с таким же названием и похожим дизайном.

Адская работа


Сделать конкурента Lamborghini, а именно этот бренд был выбран в качестве примера для подражания, оказалось непросто. Даже ведущие мировые автопроизводители на такое не решались, а тут небольшая частная компания.

Двери поднимались вверх. Фото: Youtube.com

Финансы ограничены, сотрудников у Хаяши немного, но зато все они были японцами, прониклись идеями самураев и обладали работоспособностью, которой так славятся жители Страны восходящего солнца.

Ни о каких восьмичасовых сменах речи идти не могло, вечерами, ночами и в выходные работа тоже кипела. Доходило до того, что специалисты даже домой не ездили, а спали в близлежащих мотелях или прямо в цеху.

Работа над проектом растянулась на три года. За это время энтузиазма сотрудники Dome не растеряли, зато иссякло терпение у их жен. Четверо инженеров к моменту завершения работ над первым прототипом стали холостыми.

Ограниченное финансирование в итоге сказалось – готовый Dome Zero имел ряд недоработок, хотя это был не макет, а полноценный прототип, годный для запуска в серийное производство.

Внешность и первый триумф


Спорткар в итоге получился стильным и привлекающим внимание. Первый же официальный дебют, состоявшийся на Женевском автосалоне, доказал это. Dome Zero произвел впечатление на посетителей выставки.

Архивные кадры с гонок. Фото: Youtube.com

В его облике явно прослеживаются черты Lamborghini Countach – тот же зубилообразный и агрессивный дизайн, двери, открывающиеся вверх и выезжающие фары. Автомобиль привлек не только зевак, но и потенциальных покупателей, а также инвесторов. Казалось, что момент триумфа близок. Не отпугнула от спорткара даже высокая предполагаемая стоимость – на уровне 30 000 долларов, что для 1978 года было существенно.

Вернувшись в Японию, Минору Хаяши подал техническую документацию для сертификации и неожиданно для себя получил отказ. История умалчивает, в чем конкретно была причина. Некоторые эксперты говорят, что это двери, открывающиеся вверх, но большинство сходится во мнении, что у компании Dome просто не было денег на взятки и/или выполнение требований чиновников.

Получается, что инвесторы готовы вложить средства в проект, но хотят прохождения юридических процедур перед этим. Проанализировав ситуацию, было решено отказаться от выпуска модели в Японии и переключиться на США, где клиенты богаче и требования к сертификации автомобилей не такие жесткие.

Попытка №2


Специально для Северной Америки разработали второй экземпляр спорткара Dome Zero. Он получил новые бамперы и был исправлен внешне и в техническом плане, конструктивно не изменившись.

Дизайн салона. Фото: Youtube.com

В США автомобиль показали на нескольких автосалонах, неизменно привлекая к себе внимание. Казалось, что осталось только закрепить успех, но опять вмешались обстоятельства.

Команда Dome состояла из профессиональных инженеров, разрабатывающих спортивные болиды. Поэтому, когда Минору Хаяши предложил участвовать в 24 Heures du Mans – старейших гонках на выживание, они без колебаний согласились.

Это решение в итоге поставило крест на Dome Zero. Разработчики переделали автомобили для участия в гонках и боролись за призовые места на протяжении трех лет.

К сожалению, спортивная карьера модели не удалась. Только один автомобиль за три года смог закончить гонку, да и то, занял последнее место. В остальных случаях машины выбывали по техническим причинам.

После последней для себя 24 Heures du Mans в 1981 году, разработчики разочаровались в своем детище. Проект по серийному Dome Zero тоже закрыли, решив, что неудачная спортивная карьера послужит антирекламой.

Технические особенности модели


Несмотря на свой облик, назвать суперкаром японский автомобиль нельзя. Dome Zero получил стандартный двигатель Nissan L28. Этот силовой агрегат не блещет техническими характеристиками – при рабочем объеме в 2,8 литра он выдавал всего 145 л. с. Зато атмосферник отличался надежностью.

Несмотря на скромный мотор, разгонялся Dome Zero до 100 км/ч за 7,7 секунды – этого удалось достичь за счет веса автомобиля всего в 920 кг. Конечно, на фоне Lamborghini Countach ТТХ японского спорткара не впечатляют, но на одном уровне с некоторыми Porsche он ехал.

Двигатель от серийного автомобиля Nissan. Фото: Youtube.com

Коробка передач тоже заурядная – обычная механическая пятиступка. Точно такая же МКПП ставилась на серийные автомобили Nissan в связке с мотором L28.

Dome Zero имел шансы стать мелкосерийной легендой японского производства, но обстоятельства для этого спорткара сложились не самым лучшим образом. Скорее всего, главной причиной неудач стала банальное отсутствие финансов на доработки, взятки и оформление ряда разрешений.

Кстати, компания Dome до сих пор создает гоночные автомобили под заказ, но о выпуске моделей в серию больше не мечтает.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вам нравится Dome Zero?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Lamborghini Countach: олдскул против ретрофутуризмаЛегенда о «Ламбо-Рэмбо»

Т500 – советский трактор из Чебоксар

Т500 – советский трактор из Чебоксар

Хотя Т500 был разработан челябинскими специалистами, на конвейер он встал на новом Чебоксарском тракторном заводе. В результате техника не только простояла на...
  • 312