
Duesenberg Model J: роскошный «гиперкар» ревущих двадцатых
В 1929 году Duesenberg представил Model J: автомобиль, опередивший конкурентов на «световые годы»! Машина считалась эксклюзивной и безумно дорогой, ведь одно только шасси стоило 8 500 долларов. И это все, что вы получали, поскольку Дюзенберг не строил кузова. Так что смело прибавляйте к цене за готовый автомобиль еще от 5 до 12 тысяч. Для сравнения: новый седан Ford в те годы стоил 585 «баксов»!
Братья Август и Фред Дюзенберги были перфекционистами и инженерами мирового класса, но это не уберегло компанию от финансовых проблем. Duesenberg Model A, ставший первым серийным автомобилем марки, считался передовой конструкцией (гидравлические тормоза и верхний распределительный вал), но продавался неважно. В конечном счете, фирма разорилась. Однако успехи на гоночных треках (победы в Инди-500 1924-25 годах) принесли братьям не только славу, но и привлекли внимание магната Эррета Лобана Корда.
Duesenberg Model J 1929 года. Фото: Youtube.com
Выкупив Duesenberg Inc. в суде по делам о банкротстве, Корд решил возродить марку. Первым шагом по возвращению на «олимп» было поручение разработать шасси для гранд-туринга, которое могло бы стать американской альтернативой Rolls-Royce, Hispano-Suiza, Isotta-Fraschini а также Mercedes-Benz и Minerva. Техническое задание было следующим: сделайте лучшую машину в мире, а о расходах не волнуйтесь! В результате на свет появился Duesenberg Model J.
1 декабря 1928 года на автосалоне в Нью-Йорке автомобиль предстал перед публикой. Первое впечатление о новом Дюзенберге получилось крайне благоприятным, ведь судя по громким числам технических характеристик, Корд собирался выпускать самую быстроходную и производительную американскую легковушку!
✅ Двигатель – рядная «восьмерка» Lycoming
✅ Газораспределительный механизм – DOHC, с 4 клапанами на цилиндр
✅ Подача топлива – двухкамерный карбюратор Schebler
✅ Рабочий объем – 6.9 литра
✅ Мощность – 265 лошадей, при 4200 об/мин
✅ Крутящий момент – 507 Н*м, при 2000 об/мин
✅ Снаряженная масса – 2390 кг
✅ Максимальная скорость – 190 км/ч
✅ Разгон до «сотни» – 13 секунд
Заявленная мощность разработанного Фредом Дюзенбергом двигателя более чем в два раза превышала предыдущий рекорд отрасли, установленный Chrysler! И хотя злые языки уверяли, что в действительности производительность ближе к отметке 200 лошадей, оказалось, что Duesenberg не обманывал. В частности, Джон Бонд, основатель Road & Track, пребывал в твердой уверенности, что Lycoming выдавал 245-250 л. с, при 4250 об/мин.
Гофрированные выхлопные трубы признак «заряженной» Model SJ. Фото: Youtube.com
Модифицированный агрегат, с нагнетателем и увеличенной до 8.0:1 степенью сжатия, развивал и вовсе 400 лошадей. Следует отметить, что показатели крутящего момента впечатляли ничуть не меньше, ведь мотор выдавал 454 Н*м уже с оборотов холостого хода! Но забудьте о лошадиных силах и рассмотрите другие особенности двигателя.
В те дни, когда боковые клапаны (SV) считались «типичными», а нижневальные моторы (OHV) «современными», Model J оснастили верхним распределительным валом – и не одним, а двумя! Соответственно в каждом цилиндре было по четыре клапана, а общее их количество составляло 32 штуки. Двигатель окрашивали ярко-зеленой эмалью, добавляя отделку из никеля, хрома и нержавеющей стали.
В автомобильной индустрии 30-х легкие сплавы были редкостью: основной областью их применения считалась авиация. Но Дюзенберг широко использовал алюминий для двигателя: в крышке цепи ГРМ, водяном насосе, впускном коллекторе. А также в корпусах дифференциала и маховика, тормозах и даже бензобаке. Таким образом, несмотря на впечатляющие размеры, Model J весила менее 2.4 тонны, а значит — каждая «лошадь» тащила где-то по 10 килограмм снаряженной массы.
Двигатели выпускала фирма Lycoming, входившая в империю Корда. Фото: Youtube.com
С таким «зарядом» Duesenberg развивал ошеломляющую скорость: до 190 км/час, прежде доступную, пожалуй, только самолетам и гоночным болидам! Но разогнаться это половина дела, не менее важно суметь остановиться. И с этим у Dueseberg все было в порядке! Регулируемые с места водителя трехрежимные (сухо, мокро, снег) барабанные тормоза оснащались гидравлическим приводом с вакуумным усилителем.
В том, что касается внутренней отделки кузова, то интерьеры были не только роскошными, но и функциональными. Например, щиток приборов включал в себя спидометр, тахометр, амперметр, указатели температуры воды и давления масла, а также часы с секундомером, альтиметр и барометр. Предупреждающие световые сигналы бортового «арифмометра» напоминали владельцу, например, о необходимости заменить моторное масло, или долить воды в аккумулятор. Наверняка непривычным для автолюбителей тех лет было и то, что нужда «шприцевать» машину отсутствовала, поскольку эта процедура осуществлялась в автоматическом режиме.
Приборная панель Duesenberg Model SJ. Фото: Youtube.com
Столь щепетильное внимание к мелочам было типичным для Фреда Дюзенберга, в его стремлении к совершенству. А также к тому, чтобы автомобили Duesenberg считались лучшими в мире во всех отношениях.
Кузова, устанавливаемые на Model J, столь же прекрасны, как и шасси. В конце концов, это были «кареты» класса люкс, при создании которых использовались только лучшие сорта дерева, ткани и кожи! Для Duesenberg косметички, радиоприемники, минибары и панели приборов заднего ряда считались обычным делом. Реже встречались «таункары» с обивкой из шелка и фурнитурой из серебра и слоновой кости, а один автомобиль даже получил элементы из золота! Таким образом, несмотря на характеристики «гиперкара», в первую очередь клиенты ожидали от Model J супер-роскоши.
Очевидно, что Эррет Корд нацеливался только на тех, кто достаточно богат, чтобы позволить себе «лучшую машину в мире». Кроме того, не забывайте, что за 8 500 долларов вы приобретали не готовый автомобиль, а шасси! Стоимость самого дешевого кабриолета-купе Walter M Murphy составляла уже не менее 13 тысяч. Но большинство готовых Model J продавались за 17 000, в отдельных случаях достигая отметки 25 000 долларов. Сумма, равная цене пятидесяти Ford A!
Кстати, а кто вообще покупал столь дорогие автомобили? Что ж, с 1929 по 1936 год построили всего 481 шасси J, JN и SJ, так что клиентура была эксклюзивной! Например, Грета Гарбо, Кларк Гейбл и Гэри Купер. И хотя Аль Капоне ездил на бронированном Кадиллаке, в 1931 году знаменитый мафиози приобрел Duesenberg. Правда, не себе, а для голливудской звезды немого кинематографа Глэдис Уолтон.
На самом деле в фильме снимались две реплики, а не настоящий Duesenberg. Фото: Youtube.com
Кстати о «фабрике грез»! В 2013 году на экраны вышла картина «Великий Гэтсби», с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Среди прочего, в фильме демонстрируются кадры, в которых показано, как лихо таинственный миллионер рассекает на Duesenberg Model J. Но на самом деле такого просто не могло быть! Ведь действие романа происходит в 1922 году, а Model J дебютирует спустя 7 лет – в 29-м. Да и сам автомобиль Гэтсби – «подделка». Реплику с кузовом из стеклопластика и мотором Ford V8 создали в Висконсине, в 1983 году.
Современные цены на Model J зашкаливают, и каждый экземпляр оценивается в целое состояние. В прошлом месяце Mecum продали Дюзенберг за 2 450 тысяч долларов! Но этой сумме далеко до рекорда установленного четыре года назад, когда на аукционе классических автомобилей в Пеббл-Бич, SSJ Гэри Купера ушел с молотка за 22 миллиона.
Тот самый Duesenberg Купера. Фото: Youtube.com
Модель Duesenberg J, вне всякого сомнения, уникальна. Не только в качестве символа технического прогресса и престижа, или безумной ценой, но и как быстроходный автомобиль со стильным внешним видом и впечатляющим историческим контекстом! К сожалению, Великая депрессия, и последующая трагическая гибель Фреда Дюзенберга сильно ударили по компании, и в 1937 году фирма, по решению Эрретта Корда, прекратила деятельность.
Братья Август и Фред Дюзенберги были перфекционистами и инженерами мирового класса, но это не уберегло компанию от финансовых проблем. Duesenberg Model A, ставший первым серийным автомобилем марки, считался передовой конструкцией (гидравлические тормоза и верхний распределительный вал), но продавался неважно. В конечном счете, фирма разорилась. Однако успехи на гоночных треках (победы в Инди-500 1924-25 годах) принесли братьям не только славу, но и привлекли внимание магната Эррета Лобана Корда.

Выкупив Duesenberg Inc. в суде по делам о банкротстве, Корд решил возродить марку. Первым шагом по возвращению на «олимп» было поручение разработать шасси для гранд-туринга, которое могло бы стать американской альтернативой Rolls-Royce, Hispano-Suiza, Isotta-Fraschini а также Mercedes-Benz и Minerva. Техническое задание было следующим: сделайте лучшую машину в мире, а о расходах не волнуйтесь! В результате на свет появился Duesenberg Model J.
Эра Корда
1 декабря 1928 года на автосалоне в Нью-Йорке автомобиль предстал перед публикой. Первое впечатление о новом Дюзенберге получилось крайне благоприятным, ведь судя по громким числам технических характеристик, Корд собирался выпускать самую быстроходную и производительную американскую легковушку!
✅ Двигатель – рядная «восьмерка» Lycoming
✅ Газораспределительный механизм – DOHC, с 4 клапанами на цилиндр
✅ Подача топлива – двухкамерный карбюратор Schebler
✅ Рабочий объем – 6.9 литра
✅ Мощность – 265 лошадей, при 4200 об/мин
✅ Крутящий момент – 507 Н*м, при 2000 об/мин
✅ Снаряженная масса – 2390 кг
✅ Максимальная скорость – 190 км/ч
✅ Разгон до «сотни» – 13 секунд
Заявленная мощность разработанного Фредом Дюзенбергом двигателя более чем в два раза превышала предыдущий рекорд отрасли, установленный Chrysler! И хотя злые языки уверяли, что в действительности производительность ближе к отметке 200 лошадей, оказалось, что Duesenberg не обманывал. В частности, Джон Бонд, основатель Road & Track, пребывал в твердой уверенности, что Lycoming выдавал 245-250 л. с, при 4250 об/мин.

Модифицированный агрегат, с нагнетателем и увеличенной до 8.0:1 степенью сжатия, развивал и вовсе 400 лошадей. Следует отметить, что показатели крутящего момента впечатляли ничуть не меньше, ведь мотор выдавал 454 Н*м уже с оборотов холостого хода! Но забудьте о лошадиных силах и рассмотрите другие особенности двигателя.
Вершина технического прогресса
В те дни, когда боковые клапаны (SV) считались «типичными», а нижневальные моторы (OHV) «современными», Model J оснастили верхним распределительным валом – и не одним, а двумя! Соответственно в каждом цилиндре было по четыре клапана, а общее их количество составляло 32 штуки. Двигатель окрашивали ярко-зеленой эмалью, добавляя отделку из никеля, хрома и нержавеющей стали.
В автомобильной индустрии 30-х легкие сплавы были редкостью: основной областью их применения считалась авиация. Но Дюзенберг широко использовал алюминий для двигателя: в крышке цепи ГРМ, водяном насосе, впускном коллекторе. А также в корпусах дифференциала и маховика, тормозах и даже бензобаке. Таким образом, несмотря на впечатляющие размеры, Model J весила менее 2.4 тонны, а значит — каждая «лошадь» тащила где-то по 10 килограмм снаряженной массы.

С таким «зарядом» Duesenberg развивал ошеломляющую скорость: до 190 км/час, прежде доступную, пожалуй, только самолетам и гоночным болидам! Но разогнаться это половина дела, не менее важно суметь остановиться. И с этим у Dueseberg все было в порядке! Регулируемые с места водителя трехрежимные (сухо, мокро, снег) барабанные тормоза оснащались гидравлическим приводом с вакуумным усилителем.
Любопытные «фишки»
В том, что касается внутренней отделки кузова, то интерьеры были не только роскошными, но и функциональными. Например, щиток приборов включал в себя спидометр, тахометр, амперметр, указатели температуры воды и давления масла, а также часы с секундомером, альтиметр и барометр. Предупреждающие световые сигналы бортового «арифмометра» напоминали владельцу, например, о необходимости заменить моторное масло, или долить воды в аккумулятор. Наверняка непривычным для автолюбителей тех лет было и то, что нужда «шприцевать» машину отсутствовала, поскольку эта процедура осуществлялась в автоматическом режиме.

Столь щепетильное внимание к мелочам было типичным для Фреда Дюзенберга, в его стремлении к совершенству. А также к тому, чтобы автомобили Duesenberg считались лучшими в мире во всех отношениях.
Внутренний мир Duesenberg
Кузова, устанавливаемые на Model J, столь же прекрасны, как и шасси. В конце концов, это были «кареты» класса люкс, при создании которых использовались только лучшие сорта дерева, ткани и кожи! Для Duesenberg косметички, радиоприемники, минибары и панели приборов заднего ряда считались обычным делом. Реже встречались «таункары» с обивкой из шелка и фурнитурой из серебра и слоновой кости, а один автомобиль даже получил элементы из золота! Таким образом, несмотря на характеристики «гиперкара», в первую очередь клиенты ожидали от Model J супер-роскоши.
Очевидно, что Эррет Корд нацеливался только на тех, кто достаточно богат, чтобы позволить себе «лучшую машину в мире». Кроме того, не забывайте, что за 8 500 долларов вы приобретали не готовый автомобиль, а шасси! Стоимость самого дешевого кабриолета-купе Walter M Murphy составляла уже не менее 13 тысяч. Но большинство готовых Model J продавались за 17 000, в отдельных случаях достигая отметки 25 000 долларов. Сумма, равная цене пятидесяти Ford A!
«Великий Гэтсби» и другие...
Кстати, а кто вообще покупал столь дорогие автомобили? Что ж, с 1929 по 1936 год построили всего 481 шасси J, JN и SJ, так что клиентура была эксклюзивной! Например, Грета Гарбо, Кларк Гейбл и Гэри Купер. И хотя Аль Капоне ездил на бронированном Кадиллаке, в 1931 году знаменитый мафиози приобрел Duesenberg. Правда, не себе, а для голливудской звезды немого кинематографа Глэдис Уолтон.

Кстати о «фабрике грез»! В 2013 году на экраны вышла картина «Великий Гэтсби», с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Среди прочего, в фильме демонстрируются кадры, в которых показано, как лихо таинственный миллионер рассекает на Duesenberg Model J. Но на самом деле такого просто не могло быть! Ведь действие романа происходит в 1922 году, а Model J дебютирует спустя 7 лет – в 29-м. Да и сам автомобиль Гэтсби – «подделка». Реплику с кузовом из стеклопластика и мотором Ford V8 создали в Висконсине, в 1983 году.
Современные цены
Современные цены на Model J зашкаливают, и каждый экземпляр оценивается в целое состояние. В прошлом месяце Mecum продали Дюзенберг за 2 450 тысяч долларов! Но этой сумме далеко до рекорда установленного четыре года назад, когда на аукционе классических автомобилей в Пеббл-Бич, SSJ Гэри Купера ушел с молотка за 22 миллиона.

Модель Duesenberg J, вне всякого сомнения, уникальна. Не только в качестве символа технического прогресса и престижа, или безумной ценой, но и как быстроходный автомобиль со стильным внешним видом и впечатляющим историческим контекстом! К сожалению, Великая депрессия, и последующая трагическая гибель Фреда Дюзенберга сильно ударили по компании, и в 1937 году фирма, по решению Эрретта Корда, прекратила деятельность.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...