.d-md-none .d-lg-block bibimot

ЛиАЗ-677 – один из самых популярных городских автобусов в СССР и России

ЛиАЗ-677 – один из самых популярных городских автобусов в СССР и России
Далеко не каждый рожденный в СССР вспомнит название этого автобуса. Но стоит посмотреть на фото, как нахлынут цунами мыслей, оставив на губах послевкусие советского мороженого. Да, сегодня мы расскажем про легенду – автобус ЛиАЗ-677.


Достойный Книги Гиннеса


Никто не догадается о том, что ЛиАЗ-677 можно считать рекордсменом в своем классе. Этот автобус был выпущен более чем в 200 000 экземпляров, оставив далеко позади венгерского конкурента – Икарус-260. Да, Ikarus этой модели было собрано чуть больше 50 000 штук. Еще меньше выпускалось автобусов Мерседес подобного класса – например, тираж Mercedes-Benz O305 составил около 16 000 машин.

Прошу иметь ввиду, что разговор идет о всех вариантах ЛиАЗ-677, включая и модифицированную версию с буквой «М» в названии.

ЛиАЗ-677 – один из самых популярных городских автобусов в СССР и РоссииСалон, знакомый с детства! Фото: Youtube.com


Единственным, кто смог обогнать ЛиАЗ-677 – это советский же ЛАЗ-695 в различных модификациях. Их за все годы выпустили более 250 000. Но так как машина поменьше, и относится к среднему классу, он не может быть конкурентом ЛиАЗу.


История создания


Считается, что ЛиАЗ-677 разработан с «чистого листа». Можно сказать и так, но по факту, модель эта появилась благодаря модернизации устаревшего ЗиЛ-158. Тогда у производителя ничего не получилось, пришлось создавать новую версию, но с учетом опытных экземпляров.

Первый серийный ЛиАЗ-677 сошел с конвейера в 1967 году. Выпуск был налажен на Ликинском заводе. Только в 1970 модели удалось вытеснить устаревший ЗиЛ-158В.


Автобусные парки Советского Союза все эти годы заваливали производителя письмами, упрашивая оставить старую машину на конвейере. ЛиАЗ-677 казался слишком сложным, что в перспективе обещало проблемы с ремонтом.

Та самая площадка сзади, куда помещалось очень много пассажиров. Фото: Youtube.com


Но в итоге новые автобусы доказали свою эффективность, и производились не один десяток лет.

В 1982 году произошла модернизация, изменившая внешний вид. После этого машины получили название ЛиАЗ-677М.

Почему «Скотовоз»?


Некоторые, возможно, слышали, как ЛиАЗ-677 называли «Скотовозом». Такая кличка прилипла к автобусу еще в первый год эксплуатации. Дело в том, что машина создавалась с целью максимально снять нагрузку с транспортных линий. Поэтому сидячих мест в ЛиАЗе было немного – всего 25.

Зато стоя ехать могли целых 80 пассажиров, за что машина и получила прозвище «Скотовоз». Общее число мест, таким образом, достигло 110 – отличные показатели вместительности даже в настоящее время! Еще стоит отметить просторную площадку для пассажиров сзади, с понижением уровня пола.

Хотя ездить на ЛиАЗ-677 неудобно, все равно, автобусы набивались битком. Зимой в салон машины заходить было приятно – человек сразу согревался. И дело тут даже не в большом количестве пассажиров, а в оригинальной системе отопления, которая работала очень эффективно.

Водительское место. Фото: Youtube.com


Зато в летнюю жару салон ЛиАЗ-677 превращался в баню. Хотя печка перекрывалась, водительская кабина была открытая, и жар от двигателя все равно шел в салон.

Двигатель


Мотор на ЛиАЗ-677 тоже был легендарным. Это ЗиЛ-375Я7, он же 509. Мощный V8, взятый от УРАЛ-375 отличался надежностью и простотой в ремонте. Другой стороной медали была его не менее легендарная прожорливость.

Если автобус был в полном порядке, расход бензина держался на уровне от 50 до 55 литров топлива на 100 км. Если с мотором были какие-то нелады, а такое случалось часто, то расход доходил и до 100 л.


Проблем с топливом в СССР до середины 1980-х годов не было, зато ЛиАЗ-677 давал возможность «кормить» бензином не только свой личный автомобиль, но еще и пару-тройку соседских, что выливалось в солидную прибавку к зарплате.

Особенно актуально это стало в эпоху перестройки и в начале 1990-х годов. Водители держались за свою работу до последнего – это было золотое дно!

Прожорливый двигатель меньше 50 литров бензина никогда не расходовал. Фото: Youtube.com


Периодически инженеры-конструкторы Ликинского автобусного завода пытались внедрить на ЛиАЗ-677 дизельный двигатель.

В разное время использовали моторы на тяжелом топливе:

? ЯМЗ-233
? RABA
? Skoda-LIAZ

Все эти версии были экспериментальные, даже предсерийных модификаций не выпускалось.

Единственные ЛиАЗ-677 с дизельными моторами штучно переделывали на Тосненском автобусном заводе в 1990-х годах, но там разговор идет о бывших в употреблении машинах с изношенными бензиновыми двигателями.

Автоматическая коробка передач


Вряд ли пассажиры ЛиАЗ-677 догадывались о том, что автобус с самого начала выпуска оборудовали автоматической коробкой передач. Агрегат разрабатывался на Львовском заводе для своих моделей, но потом отказались.

А вот для ЛиАЗ-677 эта коробка оказалась кстати, видимо, решили сделать машину плавной и комфортной, чтобы все 80 стоящих пассажиров не летали по салону, наверное.

Один из немногих сохранившихся экземпляров. Фото: Youtube.com


АКПП была двухскоростной, что гарантированно обеспечивало огромный расход бензина и так не экономному двигателю от Урал-375.
Кстати, в 90-х авторемонтные предприятия избавлялись от сломанных автоматических коробок передач, ставя на их место МКПП от грузовиков. С механикой ЛиАЗ-677 становился резвее, и расход бензина немного снижался.

Кстати, именно с автоматической коробкой передач связано это характерное бульканье, похожее на звон пустых бутылок. Это из-за износа подшипников промежуточной крестовины кардана и выходным на КПП. Звон этот начинался только по мере износа трансмиссии, но на езду не влиял, так что часто ездили так.

Подвеска


Кроме необычной для советских автобусов автоматической коробки передач, ЛиАЗ-677 имел еще одно новшество – пневморессорную подвеску. Вкупе с АКПП это давало высокий уровень комфорта.

Спереди стояло два пневмобаллона, сзади – четыре. Кроме того, в подвеске применялись рессоры и амортизаторы. Вышедшие из строя пневматические баллоны часто не меняли, поэтому автобусы иногда «козлили» на кочках так, что пассажиры сзади стукались головами о потолок.

Долгая жизнь модели


В 1994 году выпуск ЛиАЗ-677 на Ликинском заводе был официально прекращен. Производитель начал осваивать новую модель под индексом 5256. Вот только более современный автобус оказался дорогим и сложным в производстве. Экономическая ситуация для всех предприятий бывшего Советского Союза была критической, поэтому Ликинский завод так и не модернизировали.

Увидев такой автобус на улице, сразу возвращаешься в детство. Фото: Youtube.com


Новый автобус был дорогим, его покупали плохо. Зато на дешевый ЛиАЗ-677 спрос сохранился, хоть и небольшой. Старый конвейер по выпуску ЛиАЗ-677 передали в Орехово-Зуево на завод «Ремтехмаш».

Это предприятие не имело права делать автобусы, поэтому вся выпущенная техника оформлялась как восстановленная старая по документам. Многие таким образом обновляли автопарки. Они закупали новые кузова и двигатели с КПП у «Ремтехмаш», а потом оформляли машины, как прошедшие капитальный ремонт.

Конец выпуска ЛиАЗ-677 официально произошел в 2004, хотя новые кузова после этого реализовывались еще минимум год. В это время автобусы начали постепенно списывать, начиная с крупных городов.

Дольше всего в России ЛиАЗ-677 официально работали в Краснокаменске, Амурске, Арзамасе и Зеленогорске – до 2020 года. Возможно, что эти машины еще докатывают свой век в каких-нибудь небольших городах.

В центре билетная касса-копилка. Фото: Youtube.com


ЛиАЗ-677 для многих останется самой настоящей легендой и воспоминанием из счастливого и беззаботного детства, недоступного современному поколению. И тем, кому довелось кататься на нем домой и на работу, в кружок или на секцию, этот автобус будет напоминать о временах порой далеко не легких, но спокойных и счастливых!

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А какой советский автобус нравится вам?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЛАЗ-695: самый массовый пассажирский автобус в миреВенгерский Икарус: продолжение. Теперь в качестве EV

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Сравнительно небольшой, но очень популярный в узких кругах бизнес-джет Dassault Falcon 900 кроме роскошного салона имеет одну удивительную особенность. Она...
  • 1 570