ЛиАЗ-677 – один из самых популярных городских автобусов в СССР и России
Далеко не каждый рожденный в СССР вспомнит название этого автобуса. Но стоит посмотреть на фото, как нахлынут цунами мыслей, оставив на губах послевкусие советского мороженого. Да, сегодня мы расскажем про легенду – автобус ЛиАЗ-677.
Никто не догадается о том, что ЛиАЗ-677 можно считать рекордсменом в своем классе. Этот автобус был выпущен более чем в 200 000 экземпляров, оставив далеко позади венгерского конкурента – Икарус-260. Да, Ikarus этой модели было собрано чуть больше 50 000 штук. Еще меньше выпускалось автобусов Мерседес подобного класса – например, тираж Mercedes-Benz O305 составил около 16 000 машин.
Прошу иметь ввиду, что разговор идет о всех вариантах ЛиАЗ-677, включая и модифицированную версию с буквой «М» в названии.
Считается, что ЛиАЗ-677 разработан с «чистого листа». Можно сказать и так, но по факту, модель эта появилась благодаря модернизации устаревшего ЗиЛ-158. Тогда у производителя ничего не получилось, пришлось создавать новую версию, но с учетом опытных экземпляров.
Автобусные парки Советского Союза все эти годы заваливали производителя письмами, упрашивая оставить старую машину на конвейере. ЛиАЗ-677 казался слишком сложным, что в перспективе обещало проблемы с ремонтом.
Но в итоге новые автобусы доказали свою эффективность, и производились не один десяток лет.
В 1982 году произошла модернизация, изменившая внешний вид. После этого машины получили название ЛиАЗ-677М.
Некоторые, возможно, слышали, как ЛиАЗ-677 называли «Скотовозом». Такая кличка прилипла к автобусу еще в первый год эксплуатации. Дело в том, что машина создавалась с целью максимально снять нагрузку с транспортных линий. Поэтому сидячих мест в ЛиАЗе было немного – всего 25.
Зато стоя ехать могли целых 80 пассажиров, за что машина и получила прозвище «Скотовоз». Общее число мест, таким образом, достигло 110 – отличные показатели вместительности даже в настоящее время! Еще стоит отметить просторную площадку для пассажиров сзади, с понижением уровня пола.
Хотя ездить на ЛиАЗ-677 неудобно, все равно, автобусы набивались битком. Зимой в салон машины заходить было приятно – человек сразу согревался. И дело тут даже не в большом количестве пассажиров, а в оригинальной системе отопления, которая работала очень эффективно.
Зато в летнюю жару салон ЛиАЗ-677 превращался в баню. Хотя печка перекрывалась, водительская кабина была открытая, и жар от двигателя все равно шел в салон.
Мотор на ЛиАЗ-677 тоже был легендарным. Это ЗиЛ-375Я7, он же 509. Мощный V8, взятый от УРАЛ-375 отличался надежностью и простотой в ремонте. Другой стороной медали была его не менее легендарная прожорливость.
Проблем с топливом в СССР до середины 1980-х годов не было, зато ЛиАЗ-677 давал возможность «кормить» бензином не только свой личный автомобиль, но еще и пару-тройку соседских, что выливалось в солидную прибавку к зарплате.
Особенно актуально это стало в эпоху перестройки и в начале 1990-х годов. Водители держались за свою работу до последнего – это было золотое дно!
Периодически инженеры-конструкторы Ликинского автобусного завода пытались внедрить на ЛиАЗ-677 дизельный двигатель.
В разное время использовали моторы на тяжелом топливе:
? ЯМЗ-233
? RABA
? Skoda-LIAZ
Все эти версии были экспериментальные, даже предсерийных модификаций не выпускалось.
Единственные ЛиАЗ-677 с дизельными моторами штучно переделывали на Тосненском автобусном заводе в 1990-х годах, но там разговор идет о бывших в употреблении машинах с изношенными бензиновыми двигателями.
Вряд ли пассажиры ЛиАЗ-677 догадывались о том, что автобус с самого начала выпуска оборудовали автоматической коробкой передач. Агрегат разрабатывался на Львовском заводе для своих моделей, но потом отказались.
А вот для ЛиАЗ-677 эта коробка оказалась кстати, видимо, решили сделать машину плавной и комфортной, чтобы все 80 стоящих пассажиров не летали по салону, наверное.
АКПП была двухскоростной, что гарантированно обеспечивало огромный расход бензина и так не экономному двигателю от Урал-375.
Кстати, в 90-х авторемонтные предприятия избавлялись от сломанных автоматических коробок передач, ставя на их место МКПП от грузовиков. С механикой ЛиАЗ-677 становился резвее, и расход бензина немного снижался.
Кстати, именно с автоматической коробкой передач связано это характерное бульканье, похожее на звон пустых бутылок. Это из-за износа подшипников промежуточной крестовины кардана и выходным на КПП. Звон этот начинался только по мере износа трансмиссии, но на езду не влиял, так что часто ездили так.
Кроме необычной для советских автобусов автоматической коробки передач, ЛиАЗ-677 имел еще одно новшество – пневморессорную подвеску. Вкупе с АКПП это давало высокий уровень комфорта.
Спереди стояло два пневмобаллона, сзади – четыре. Кроме того, в подвеске применялись рессоры и амортизаторы. Вышедшие из строя пневматические баллоны часто не меняли, поэтому автобусы иногда «козлили» на кочках так, что пассажиры сзади стукались головами о потолок.
В 1994 году выпуск ЛиАЗ-677 на Ликинском заводе был официально прекращен. Производитель начал осваивать новую модель под индексом 5256. Вот только более современный автобус оказался дорогим и сложным в производстве. Экономическая ситуация для всех предприятий бывшего Советского Союза была критической, поэтому Ликинский завод так и не модернизировали.
Новый автобус был дорогим, его покупали плохо. Зато на дешевый ЛиАЗ-677 спрос сохранился, хоть и небольшой. Старый конвейер по выпуску ЛиАЗ-677 передали в Орехово-Зуево на завод «Ремтехмаш».
Это предприятие не имело права делать автобусы, поэтому вся выпущенная техника оформлялась как восстановленная старая по документам. Многие таким образом обновляли автопарки. Они закупали новые кузова и двигатели с КПП у «Ремтехмаш», а потом оформляли машины, как прошедшие капитальный ремонт.
Конец выпуска ЛиАЗ-677 официально произошел в 2004, хотя новые кузова после этого реализовывались еще минимум год. В это время автобусы начали постепенно списывать, начиная с крупных городов.
Дольше всего в России ЛиАЗ-677 официально работали в Краснокаменске, Амурске, Арзамасе и Зеленогорске – до 2020 года. Возможно, что эти машины еще докатывают свой век в каких-нибудь небольших городах.
ЛиАЗ-677 для многих останется самой настоящей легендой и воспоминанием из счастливого и беззаботного детства, недоступного современному поколению. И тем, кому довелось кататься на нем домой и на работу, в кружок или на секцию, этот автобус будет напоминать о временах порой далеко не легких, но спокойных и счастливых!
Достойный Книги Гиннеса
Никто не догадается о том, что ЛиАЗ-677 можно считать рекордсменом в своем классе. Этот автобус был выпущен более чем в 200 000 экземпляров, оставив далеко позади венгерского конкурента – Икарус-260. Да, Ikarus этой модели было собрано чуть больше 50 000 штук. Еще меньше выпускалось автобусов Мерседес подобного класса – например, тираж Mercedes-Benz O305 составил около 16 000 машин.
Прошу иметь ввиду, что разговор идет о всех вариантах ЛиАЗ-677, включая и модифицированную версию с буквой «М» в названии.
Салон, знакомый с детства! Фото: Youtube.com
Единственным, кто смог обогнать ЛиАЗ-677 – это советский же ЛАЗ-695 в различных модификациях. Их за все годы выпустили более 250 000. Но так как машина поменьше, и относится к среднему классу, он не может быть конкурентом ЛиАЗу.
История создания
Считается, что ЛиАЗ-677 разработан с «чистого листа». Можно сказать и так, но по факту, модель эта появилась благодаря модернизации устаревшего ЗиЛ-158. Тогда у производителя ничего не получилось, пришлось создавать новую версию, но с учетом опытных экземпляров.
Первый серийный ЛиАЗ-677 сошел с конвейера в 1967 году. Выпуск был налажен на Ликинском заводе. Только в 1970 модели удалось вытеснить устаревший ЗиЛ-158В.
Автобусные парки Советского Союза все эти годы заваливали производителя письмами, упрашивая оставить старую машину на конвейере. ЛиАЗ-677 казался слишком сложным, что в перспективе обещало проблемы с ремонтом.
Та самая площадка сзади, куда помещалось очень много пассажиров. Фото: Youtube.com
Но в итоге новые автобусы доказали свою эффективность, и производились не один десяток лет.
В 1982 году произошла модернизация, изменившая внешний вид. После этого машины получили название ЛиАЗ-677М.
Почему «Скотовоз»?
Некоторые, возможно, слышали, как ЛиАЗ-677 называли «Скотовозом». Такая кличка прилипла к автобусу еще в первый год эксплуатации. Дело в том, что машина создавалась с целью максимально снять нагрузку с транспортных линий. Поэтому сидячих мест в ЛиАЗе было немного – всего 25.
Зато стоя ехать могли целых 80 пассажиров, за что машина и получила прозвище «Скотовоз». Общее число мест, таким образом, достигло 110 – отличные показатели вместительности даже в настоящее время! Еще стоит отметить просторную площадку для пассажиров сзади, с понижением уровня пола.
Хотя ездить на ЛиАЗ-677 неудобно, все равно, автобусы набивались битком. Зимой в салон машины заходить было приятно – человек сразу согревался. И дело тут даже не в большом количестве пассажиров, а в оригинальной системе отопления, которая работала очень эффективно.
Водительское место. Фото: Youtube.com
Зато в летнюю жару салон ЛиАЗ-677 превращался в баню. Хотя печка перекрывалась, водительская кабина была открытая, и жар от двигателя все равно шел в салон.
Двигатель
Мотор на ЛиАЗ-677 тоже был легендарным. Это ЗиЛ-375Я7, он же 509. Мощный V8, взятый от УРАЛ-375 отличался надежностью и простотой в ремонте. Другой стороной медали была его не менее легендарная прожорливость.
Если автобус был в полном порядке, расход бензина держался на уровне от 50 до 55 литров топлива на 100 км. Если с мотором были какие-то нелады, а такое случалось часто, то расход доходил и до 100 л.
Проблем с топливом в СССР до середины 1980-х годов не было, зато ЛиАЗ-677 давал возможность «кормить» бензином не только свой личный автомобиль, но еще и пару-тройку соседских, что выливалось в солидную прибавку к зарплате.
Особенно актуально это стало в эпоху перестройки и в начале 1990-х годов. Водители держались за свою работу до последнего – это было золотое дно!
Прожорливый двигатель меньше 50 литров бензина никогда не расходовал. Фото: Youtube.com
Периодически инженеры-конструкторы Ликинского автобусного завода пытались внедрить на ЛиАЗ-677 дизельный двигатель.
В разное время использовали моторы на тяжелом топливе:
? ЯМЗ-233
? RABA
? Skoda-LIAZ
Все эти версии были экспериментальные, даже предсерийных модификаций не выпускалось.
Единственные ЛиАЗ-677 с дизельными моторами штучно переделывали на Тосненском автобусном заводе в 1990-х годах, но там разговор идет о бывших в употреблении машинах с изношенными бензиновыми двигателями.
Автоматическая коробка передач
Вряд ли пассажиры ЛиАЗ-677 догадывались о том, что автобус с самого начала выпуска оборудовали автоматической коробкой передач. Агрегат разрабатывался на Львовском заводе для своих моделей, но потом отказались.
А вот для ЛиАЗ-677 эта коробка оказалась кстати, видимо, решили сделать машину плавной и комфортной, чтобы все 80 стоящих пассажиров не летали по салону, наверное.
Один из немногих сохранившихся экземпляров. Фото: Youtube.com
АКПП была двухскоростной, что гарантированно обеспечивало огромный расход бензина и так не экономному двигателю от Урал-375.
Кстати, в 90-х авторемонтные предприятия избавлялись от сломанных автоматических коробок передач, ставя на их место МКПП от грузовиков. С механикой ЛиАЗ-677 становился резвее, и расход бензина немного снижался.
Кстати, именно с автоматической коробкой передач связано это характерное бульканье, похожее на звон пустых бутылок. Это из-за износа подшипников промежуточной крестовины кардана и выходным на КПП. Звон этот начинался только по мере износа трансмиссии, но на езду не влиял, так что часто ездили так.
Подвеска
Кроме необычной для советских автобусов автоматической коробки передач, ЛиАЗ-677 имел еще одно новшество – пневморессорную подвеску. Вкупе с АКПП это давало высокий уровень комфорта.
Спереди стояло два пневмобаллона, сзади – четыре. Кроме того, в подвеске применялись рессоры и амортизаторы. Вышедшие из строя пневматические баллоны часто не меняли, поэтому автобусы иногда «козлили» на кочках так, что пассажиры сзади стукались головами о потолок.
Долгая жизнь модели
В 1994 году выпуск ЛиАЗ-677 на Ликинском заводе был официально прекращен. Производитель начал осваивать новую модель под индексом 5256. Вот только более современный автобус оказался дорогим и сложным в производстве. Экономическая ситуация для всех предприятий бывшего Советского Союза была критической, поэтому Ликинский завод так и не модернизировали.
Увидев такой автобус на улице, сразу возвращаешься в детство. Фото: Youtube.com
Новый автобус был дорогим, его покупали плохо. Зато на дешевый ЛиАЗ-677 спрос сохранился, хоть и небольшой. Старый конвейер по выпуску ЛиАЗ-677 передали в Орехово-Зуево на завод «Ремтехмаш».
Это предприятие не имело права делать автобусы, поэтому вся выпущенная техника оформлялась как восстановленная старая по документам. Многие таким образом обновляли автопарки. Они закупали новые кузова и двигатели с КПП у «Ремтехмаш», а потом оформляли машины, как прошедшие капитальный ремонт.
Конец выпуска ЛиАЗ-677 официально произошел в 2004, хотя новые кузова после этого реализовывались еще минимум год. В это время автобусы начали постепенно списывать, начиная с крупных городов.
Дольше всего в России ЛиАЗ-677 официально работали в Краснокаменске, Амурске, Арзамасе и Зеленогорске – до 2020 года. Возможно, что эти машины еще докатывают свой век в каких-нибудь небольших городах.
В центре билетная касса-копилка. Фото: Youtube.com
ЛиАЗ-677 для многих останется самой настоящей легендой и воспоминанием из счастливого и беззаботного детства, недоступного современному поколению. И тем, кому довелось кататься на нем домой и на работу, в кружок или на секцию, этот автобус будет напоминать о временах порой далеко не легких, но спокойных и счастливых!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...