ЛиАЗ-677 – один из самых популярных городских автобусов в СССР и России
Далеко не каждый рожденный в СССР вспомнит название этого автобуса. Но стоит посмотреть на фото, как нахлынут цунами мыслей, оставив на губах послевкусие советского мороженого. Да, сегодня мы расскажем про легенду – автобус ЛиАЗ-677.
Никто не догадается о том, что ЛиАЗ-677 можно считать рекордсменом в своем классе. Этот автобус был выпущен более чем в 200 000 экземпляров, оставив далеко позади венгерского конкурента – Икарус-260. Да, Ikarus этой модели было собрано чуть больше 50 000 штук. Еще меньше выпускалось автобусов Мерседес подобного класса – например, тираж Mercedes-Benz O305 составил около 16 000 машин.
Прошу иметь ввиду, что разговор идет о всех вариантах ЛиАЗ-677, включая и модифицированную версию с буквой «М» в названии.
Считается, что ЛиАЗ-677 разработан с «чистого листа». Можно сказать и так, но по факту, модель эта появилась благодаря модернизации устаревшего ЗиЛ-158. Тогда у производителя ничего не получилось, пришлось создавать новую версию, но с учетом опытных экземпляров.
Автобусные парки Советского Союза все эти годы заваливали производителя письмами, упрашивая оставить старую машину на конвейере. ЛиАЗ-677 казался слишком сложным, что в перспективе обещало проблемы с ремонтом.
Но в итоге новые автобусы доказали свою эффективность, и производились не один десяток лет.
В 1982 году произошла модернизация, изменившая внешний вид. После этого машины получили название ЛиАЗ-677М.
Некоторые, возможно, слышали, как ЛиАЗ-677 называли «Скотовозом». Такая кличка прилипла к автобусу еще в первый год эксплуатации. Дело в том, что машина создавалась с целью максимально снять нагрузку с транспортных линий. Поэтому сидячих мест в ЛиАЗе было немного – всего 25.
Зато стоя ехать могли целых 80 пассажиров, за что машина и получила прозвище «Скотовоз». Общее число мест, таким образом, достигло 110 – отличные показатели вместительности даже в настоящее время! Еще стоит отметить просторную площадку для пассажиров сзади, с понижением уровня пола.
Хотя ездить на ЛиАЗ-677 неудобно, все равно, автобусы набивались битком. Зимой в салон машины заходить было приятно – человек сразу согревался. И дело тут даже не в большом количестве пассажиров, а в оригинальной системе отопления, которая работала очень эффективно.
Зато в летнюю жару салон ЛиАЗ-677 превращался в баню. Хотя печка перекрывалась, водительская кабина была открытая, и жар от двигателя все равно шел в салон.
Мотор на ЛиАЗ-677 тоже был легендарным. Это ЗиЛ-375Я7, он же 509. Мощный V8, взятый от УРАЛ-375 отличался надежностью и простотой в ремонте. Другой стороной медали была его не менее легендарная прожорливость.
Проблем с топливом в СССР до середины 1980-х годов не было, зато ЛиАЗ-677 давал возможность «кормить» бензином не только свой личный автомобиль, но еще и пару-тройку соседских, что выливалось в солидную прибавку к зарплате.
Особенно актуально это стало в эпоху перестройки и в начале 1990-х годов. Водители держались за свою работу до последнего – это было золотое дно!
Периодически инженеры-конструкторы Ликинского автобусного завода пытались внедрить на ЛиАЗ-677 дизельный двигатель.
В разное время использовали моторы на тяжелом топливе:
? ЯМЗ-233
? RABA
? Skoda-LIAZ
Все эти версии были экспериментальные, даже предсерийных модификаций не выпускалось.
Единственные ЛиАЗ-677 с дизельными моторами штучно переделывали на Тосненском автобусном заводе в 1990-х годах, но там разговор идет о бывших в употреблении машинах с изношенными бензиновыми двигателями.
Вряд ли пассажиры ЛиАЗ-677 догадывались о том, что автобус с самого начала выпуска оборудовали автоматической коробкой передач. Агрегат разрабатывался на Львовском заводе для своих моделей, но потом отказались.
А вот для ЛиАЗ-677 эта коробка оказалась кстати, видимо, решили сделать машину плавной и комфортной, чтобы все 80 стоящих пассажиров не летали по салону, наверное.
АКПП была двухскоростной, что гарантированно обеспечивало огромный расход бензина и так не экономному двигателю от Урал-375.
Кстати, в 90-х авторемонтные предприятия избавлялись от сломанных автоматических коробок передач, ставя на их место МКПП от грузовиков. С механикой ЛиАЗ-677 становился резвее, и расход бензина немного снижался.
Кстати, именно с автоматической коробкой передач связано это характерное бульканье, похожее на звон пустых бутылок. Это из-за износа подшипников промежуточной крестовины кардана и выходным на КПП. Звон этот начинался только по мере износа трансмиссии, но на езду не влиял, так что часто ездили так.
Кроме необычной для советских автобусов автоматической коробки передач, ЛиАЗ-677 имел еще одно новшество – пневморессорную подвеску. Вкупе с АКПП это давало высокий уровень комфорта.
Спереди стояло два пневмобаллона, сзади – четыре. Кроме того, в подвеске применялись рессоры и амортизаторы. Вышедшие из строя пневматические баллоны часто не меняли, поэтому автобусы иногда «козлили» на кочках так, что пассажиры сзади стукались головами о потолок.
В 1994 году выпуск ЛиАЗ-677 на Ликинском заводе был официально прекращен. Производитель начал осваивать новую модель под индексом 5256. Вот только более современный автобус оказался дорогим и сложным в производстве. Экономическая ситуация для всех предприятий бывшего Советского Союза была критической, поэтому Ликинский завод так и не модернизировали.
Новый автобус был дорогим, его покупали плохо. Зато на дешевый ЛиАЗ-677 спрос сохранился, хоть и небольшой. Старый конвейер по выпуску ЛиАЗ-677 передали в Орехово-Зуево на завод «Ремтехмаш».
Это предприятие не имело права делать автобусы, поэтому вся выпущенная техника оформлялась как восстановленная старая по документам. Многие таким образом обновляли автопарки. Они закупали новые кузова и двигатели с КПП у «Ремтехмаш», а потом оформляли машины, как прошедшие капитальный ремонт.
Конец выпуска ЛиАЗ-677 официально произошел в 2004, хотя новые кузова после этого реализовывались еще минимум год. В это время автобусы начали постепенно списывать, начиная с крупных городов.
Дольше всего в России ЛиАЗ-677 официально работали в Краснокаменске, Амурске, Арзамасе и Зеленогорске – до 2020 года. Возможно, что эти машины еще докатывают свой век в каких-нибудь небольших городах.
ЛиАЗ-677 для многих останется самой настоящей легендой и воспоминанием из счастливого и беззаботного детства, недоступного современному поколению. И тем, кому довелось кататься на нем домой и на работу, в кружок или на секцию, этот автобус будет напоминать о временах порой далеко не легких, но спокойных и счастливых!
Достойный Книги Гиннеса
Никто не догадается о том, что ЛиАЗ-677 можно считать рекордсменом в своем классе. Этот автобус был выпущен более чем в 200 000 экземпляров, оставив далеко позади венгерского конкурента – Икарус-260. Да, Ikarus этой модели было собрано чуть больше 50 000 штук. Еще меньше выпускалось автобусов Мерседес подобного класса – например, тираж Mercedes-Benz O305 составил около 16 000 машин.
Прошу иметь ввиду, что разговор идет о всех вариантах ЛиАЗ-677, включая и модифицированную версию с буквой «М» в названии.
Салон, знакомый с детства! Фото: Youtube.com
Единственным, кто смог обогнать ЛиАЗ-677 – это советский же ЛАЗ-695 в различных модификациях. Их за все годы выпустили более 250 000. Но так как машина поменьше, и относится к среднему классу, он не может быть конкурентом ЛиАЗу.
История создания
Считается, что ЛиАЗ-677 разработан с «чистого листа». Можно сказать и так, но по факту, модель эта появилась благодаря модернизации устаревшего ЗиЛ-158. Тогда у производителя ничего не получилось, пришлось создавать новую версию, но с учетом опытных экземпляров.
Первый серийный ЛиАЗ-677 сошел с конвейера в 1967 году. Выпуск был налажен на Ликинском заводе. Только в 1970 модели удалось вытеснить устаревший ЗиЛ-158В.
Автобусные парки Советского Союза все эти годы заваливали производителя письмами, упрашивая оставить старую машину на конвейере. ЛиАЗ-677 казался слишком сложным, что в перспективе обещало проблемы с ремонтом.
Та самая площадка сзади, куда помещалось очень много пассажиров. Фото: Youtube.com
Но в итоге новые автобусы доказали свою эффективность, и производились не один десяток лет.
В 1982 году произошла модернизация, изменившая внешний вид. После этого машины получили название ЛиАЗ-677М.
Почему «Скотовоз»?
Некоторые, возможно, слышали, как ЛиАЗ-677 называли «Скотовозом». Такая кличка прилипла к автобусу еще в первый год эксплуатации. Дело в том, что машина создавалась с целью максимально снять нагрузку с транспортных линий. Поэтому сидячих мест в ЛиАЗе было немного – всего 25.
Зато стоя ехать могли целых 80 пассажиров, за что машина и получила прозвище «Скотовоз». Общее число мест, таким образом, достигло 110 – отличные показатели вместительности даже в настоящее время! Еще стоит отметить просторную площадку для пассажиров сзади, с понижением уровня пола.
Хотя ездить на ЛиАЗ-677 неудобно, все равно, автобусы набивались битком. Зимой в салон машины заходить было приятно – человек сразу согревался. И дело тут даже не в большом количестве пассажиров, а в оригинальной системе отопления, которая работала очень эффективно.
Водительское место. Фото: Youtube.com
Зато в летнюю жару салон ЛиАЗ-677 превращался в баню. Хотя печка перекрывалась, водительская кабина была открытая, и жар от двигателя все равно шел в салон.
Двигатель
Мотор на ЛиАЗ-677 тоже был легендарным. Это ЗиЛ-375Я7, он же 509. Мощный V8, взятый от УРАЛ-375 отличался надежностью и простотой в ремонте. Другой стороной медали была его не менее легендарная прожорливость.
Если автобус был в полном порядке, расход бензина держался на уровне от 50 до 55 литров топлива на 100 км. Если с мотором были какие-то нелады, а такое случалось часто, то расход доходил и до 100 л.
Проблем с топливом в СССР до середины 1980-х годов не было, зато ЛиАЗ-677 давал возможность «кормить» бензином не только свой личный автомобиль, но еще и пару-тройку соседских, что выливалось в солидную прибавку к зарплате.
Особенно актуально это стало в эпоху перестройки и в начале 1990-х годов. Водители держались за свою работу до последнего – это было золотое дно!
Прожорливый двигатель меньше 50 литров бензина никогда не расходовал. Фото: Youtube.com
Периодически инженеры-конструкторы Ликинского автобусного завода пытались внедрить на ЛиАЗ-677 дизельный двигатель.
В разное время использовали моторы на тяжелом топливе:
? ЯМЗ-233
? RABA
? Skoda-LIAZ
Все эти версии были экспериментальные, даже предсерийных модификаций не выпускалось.
Единственные ЛиАЗ-677 с дизельными моторами штучно переделывали на Тосненском автобусном заводе в 1990-х годах, но там разговор идет о бывших в употреблении машинах с изношенными бензиновыми двигателями.
Автоматическая коробка передач
Вряд ли пассажиры ЛиАЗ-677 догадывались о том, что автобус с самого начала выпуска оборудовали автоматической коробкой передач. Агрегат разрабатывался на Львовском заводе для своих моделей, но потом отказались.
А вот для ЛиАЗ-677 эта коробка оказалась кстати, видимо, решили сделать машину плавной и комфортной, чтобы все 80 стоящих пассажиров не летали по салону, наверное.
Один из немногих сохранившихся экземпляров. Фото: Youtube.com
АКПП была двухскоростной, что гарантированно обеспечивало огромный расход бензина и так не экономному двигателю от Урал-375.
Кстати, в 90-х авторемонтные предприятия избавлялись от сломанных автоматических коробок передач, ставя на их место МКПП от грузовиков. С механикой ЛиАЗ-677 становился резвее, и расход бензина немного снижался.
Кстати, именно с автоматической коробкой передач связано это характерное бульканье, похожее на звон пустых бутылок. Это из-за износа подшипников промежуточной крестовины кардана и выходным на КПП. Звон этот начинался только по мере износа трансмиссии, но на езду не влиял, так что часто ездили так.
Подвеска
Кроме необычной для советских автобусов автоматической коробки передач, ЛиАЗ-677 имел еще одно новшество – пневморессорную подвеску. Вкупе с АКПП это давало высокий уровень комфорта.
Спереди стояло два пневмобаллона, сзади – четыре. Кроме того, в подвеске применялись рессоры и амортизаторы. Вышедшие из строя пневматические баллоны часто не меняли, поэтому автобусы иногда «козлили» на кочках так, что пассажиры сзади стукались головами о потолок.
Долгая жизнь модели
В 1994 году выпуск ЛиАЗ-677 на Ликинском заводе был официально прекращен. Производитель начал осваивать новую модель под индексом 5256. Вот только более современный автобус оказался дорогим и сложным в производстве. Экономическая ситуация для всех предприятий бывшего Советского Союза была критической, поэтому Ликинский завод так и не модернизировали.
Увидев такой автобус на улице, сразу возвращаешься в детство. Фото: Youtube.com
Новый автобус был дорогим, его покупали плохо. Зато на дешевый ЛиАЗ-677 спрос сохранился, хоть и небольшой. Старый конвейер по выпуску ЛиАЗ-677 передали в Орехово-Зуево на завод «Ремтехмаш».
Это предприятие не имело права делать автобусы, поэтому вся выпущенная техника оформлялась как восстановленная старая по документам. Многие таким образом обновляли автопарки. Они закупали новые кузова и двигатели с КПП у «Ремтехмаш», а потом оформляли машины, как прошедшие капитальный ремонт.
Конец выпуска ЛиАЗ-677 официально произошел в 2004, хотя новые кузова после этого реализовывались еще минимум год. В это время автобусы начали постепенно списывать, начиная с крупных городов.
Дольше всего в России ЛиАЗ-677 официально работали в Краснокаменске, Амурске, Арзамасе и Зеленогорске – до 2020 года. Возможно, что эти машины еще докатывают свой век в каких-нибудь небольших городах.
В центре билетная касса-копилка. Фото: Youtube.com
ЛиАЗ-677 для многих останется самой настоящей легендой и воспоминанием из счастливого и беззаботного детства, недоступного современному поколению. И тем, кому довелось кататься на нем домой и на работу, в кружок или на секцию, этот автобус будет напоминать о временах порой далеко не легких, но спокойных и счастливых!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....