ГАЗ-3307 – замена легендарной «пятьдесят тройке»
Грузовики производства Горьковского автомобильного завода – это легенды. Одно из старейших предприятий, функционирующее до сих пор, продолжает радовать новыми машинами.
Современные среднетоннажные грузовики внешне не имеют общего с советскими моделями, но конструктивно на них все равно похожи. Если сравнить ГАЗон Next и ГАЗ-52/53, кажется, что первый автомобиль – это иномарка. Но если найти недостающее звено в цепи, то все становится на места.
Это ГАЗ-3307 – грузовик, ставший символом смены двух эпох. Машина не стала такой же легендарной, как предшествующая модель, она просто выполняла работу и продолжает это делать не только в России, но и в большинстве стран СНГ.
Среднетоннажные грузовики, чаще всего тронутые ржавчиной, встречаются даже в городах-миллионниках. Но больше их в сельской местности.
Конечно, высокий расход бензина – это серьезный недостаток, но его можно нивелировать установкой газового оборудования. Зато машины имеют высокую проходимость. Там, где иномарка застрянет, ГАЗ-3307 проедет. Для этого автомобиля главное – это наличие хоть какой-то дороги, а двухскатная ошиновка задней оси и клиренс сделают свою работу.
Мало кто знает, но разработка грузовых автомобилей, которые должны были заменить серию ГАЗ-52/53, началась еще во второй половине 70-х. Первые опытные прототипы появились в 1979 году.
Одной из задач, стоявшей перед горьковскими инженерами, было создание новой кабины, способной дать водителю уровень комфорта при эксплуатации в разных климатических условиях. Соответственно, упор делали на усовершенствование отопления и вентиляции.
Второй причиной, пожалуй, главной, стал расход бензина у ГАЗ-52/53. МАЗ и КАМАЗ доказали, что для советской экономики в разы выгоднее использовать дизельные грузовики. Поэтому параллельно шли разработки двигателя на тяжелом топливе.
Испытания ГАЗ-3307 затянулись на несколько лет. Только в 1986 году они завершились успешно и грузовик рекомендовали в серийное производство. Но прошло еще несколько лет, до тех пор, пока оно стартовало. Первые серийные ГАЗ-3307 выехали из заводских ворот в 1989 году.
Получается, что выпуск новых грузовиков совпал с перестроечной эпохой и ее дефицитами во всех сферах. Через несколько лет СССР развалился, но ГАЗ-3307 продолжили выпускать, причем до 1993 года параллельно с моделью предыдущего поколения.
Горьковский завод пытался бороться с конкурентами – сначала появились ГАЗ-3309 с двигателями на тяжелом топливе собственного производства, но по лицензии «Deutz». Эти моторы были проблемными и дорогими, поэтому от них быстро отказались. В дальнейшем решили использовать дизели ММЗ белорусского производства с индексом Д-245.
Но основная масса грузовиков выпускалась с бензиновыми двигателями. Закупали их, как правило, государственные предприятия – такие автомобили обходились дешевле. На расход бензина в этих случаях закрывали глаза. Хотя, нормы, конечно, для водителей были, причем жесткие. Но те умудрялись не только в них вписываться, а еще и сливать топлива для своих нужд или на продажу. Делалось это просто – приписками километража в путевках и корректировками одометра.
При разработке ГАЗ-3307 одной из основных задач инженеров было сделать новую, комфортную кабину. Это им удалось, но дизайн пострадал. В отличие от закругленных кабин ГАЗ-52/53, грузовик нового поколения выглядит как будто его вырубили топором. Это позволило упростить штамповку панелей и удешевить производство.
Зато появились отдельные сиденья для водителя и пассажира – они стали удобнее, а первое еще и получило регулировки в нескольких направлениях. Отопитель кабины более производительный – зимой внутри стало теплее.
Несмотря на то, что завод внедрял новые способы обработки кузовных панелей, гниют они куда быстрее, чем у моделей предыдущего поколения. Это связано с низким качеством металла, что актуально для отечественных машин из 90-х.
Изначально на ГАЗ-3307 устанавливали карбюраторный мотор, взятый от «пятьдесят тройки». Известный под индексом ЗМЗ-513.10 силовой агрегат имел рабочий объем 4,25 литра и выдавал мощность в 120 л. с.
Двигатель отличается простотой конструкции, так что отремонтировать его может любой опытный водитель, имея минимальные слесарные навыки и нехитрый набор инструментов. Мотор прекрасно работает на бензине марки А-76/80, но без проблем переводится на АИ-92 при соответствующей регулировке зажигания.
Поздние ГАЗ-3307, начиная с 2016 года, стали оснащаться инжекторными моторами ЗМЗ-524400. Эти силовые агрегаты имеют рабочий объем 4,67 литра и мощность 137 л. с. Отличаются экономичностью по сравнению с карбюраторными моторами. Хотя, 26 литров при постоянной скорости 80 км/ч по трассе тоже много.
ГАЗ-3307 изначально оснащались механическими четырехступенчатыми коробками передач, аналогичными моделям предыдущего поколения. Потом их заменили на 5-МКПП. С последними грузовики стали более скоростными и расход бензина немного снизился.
Традиционно для горьковских автомобилей, ГАЗ-3307 получил мощную штампованно-клепаную раму лонжеронного типа. Она в теории способна выдержать свыше максимальных 4,5 тонны. Так оно и есть, только бывшие граждане СССР привыкли грузить, пока за борта вываливаться не начнет. Рама такие вольности терпит до поры до времени, а потом лопается.
Рулевое управление ГАЗ-3307 простое – глобоидный червяк. Интересно, что для дизельной модификации было решено установить гидроусилитель. Да и рулевое там другого типа – винт/шариковая гайка.
Все тормоза ГАЗ-3307 барабанные, зато с гидровакуумным двухконтурным приводом. По факту, диски тут и не нужны, особенно если учитывать, по каким дорогам приходилось эксплуатировать грузовики. Барабаны защищают колодки от грязи.
В целом, водители говорят об ГАЗ-3307 в положительном ключе. Грузовик надежен и ремонтопригоден. Главное – регулярно его обслуживать и не лить самое дешевое масло в двигатель.
По сравнению с иномарками, отечественный грузовик тихоходный и жесткий. Подвеска зубодробительная, на плохих дорогах водитель, а особенно пассажир, подпрыгивают на колдобинах.
Минские дизели ММЗ тоже особой экономичностью не отличаются, но больше 20 литров в рабочем режиме они не расходуют. Поэтому спросом на вторичном рынке больше пользуются ГАЗ-3309 на тяжелом топливе.
ГАЗ-3307 актуален в частных хозяйствах, там, где грузовик нужен для коротких поездок и далеко не каждый день. Тогда расход бензина нивелируется простотой ремонта и обслуживания двигателя.
Много жалоб на ржавеющую кабину и кузов, если он цельнометаллический. Карбюраторный мотор зимой нужно долго прогревать, иначе грузовик не тянет. Коробка передач надежная, но шумит, иногда скрежещет, пугая избалованного иномарками водителя.
Как автомобиль для постоянной работы на дальние дистанции ГАЗ-3307 однозначно не подходит. А вот на селе – это еще неплохой вариант, способный помочь заработать. Да и будет владельцу чем заняться вечерами и в выходные дни – эта машина любит постоянный уход.
Современные среднетоннажные грузовики внешне не имеют общего с советскими моделями, но конструктивно на них все равно похожи. Если сравнить ГАЗон Next и ГАЗ-52/53, кажется, что первый автомобиль – это иномарка. Но если найти недостающее звено в цепи, то все становится на места.
Это ГАЗ-3307 – грузовик, ставший символом смены двух эпох. Машина не стала такой же легендарной, как предшествующая модель, она просто выполняла работу и продолжает это делать не только в России, но и в большинстве стран СНГ.
Такие водные преграды этому грузовику нипочем. Фото: Youtube.com
Среднетоннажные грузовики, чаще всего тронутые ржавчиной, встречаются даже в городах-миллионниках. Но больше их в сельской местности.
Конечно, высокий расход бензина – это серьезный недостаток, но его можно нивелировать установкой газового оборудования. Зато машины имеют высокую проходимость. Там, где иномарка застрянет, ГАЗ-3307 проедет. Для этого автомобиля главное – это наличие хоть какой-то дороги, а двухскатная ошиновка задней оси и клиренс сделают свою работу.
История появления модели
Мало кто знает, но разработка грузовых автомобилей, которые должны были заменить серию ГАЗ-52/53, началась еще во второй половине 70-х. Первые опытные прототипы появились в 1979 году.
Одной из задач, стоявшей перед горьковскими инженерами, было создание новой кабины, способной дать водителю уровень комфорта при эксплуатации в разных климатических условиях. Соответственно, упор делали на усовершенствование отопления и вентиляции.
ГАЗ-53 – модель предыдущего поколения. Фото: Youtube.com
Второй причиной, пожалуй, главной, стал расход бензина у ГАЗ-52/53. МАЗ и КАМАЗ доказали, что для советской экономики в разы выгоднее использовать дизельные грузовики. Поэтому параллельно шли разработки двигателя на тяжелом топливе.
Испытания ГАЗ-3307 затянулись на несколько лет. Только в 1986 году они завершились успешно и грузовик рекомендовали в серийное производство. Но прошло еще несколько лет, до тех пор, пока оно стартовало. Первые серийные ГАЗ-3307 выехали из заводских ворот в 1989 году.
Получается, что выпуск новых грузовиков совпал с перестроечной эпохой и ее дефицитами во всех сферах. Через несколько лет СССР развалился, но ГАЗ-3307 продолжили выпускать, причем до 1993 года параллельно с моделью предыдущего поколения.
Крах Советского Союза помешал новому автомобилю стать таким же успешным как ГАЗ-53. После того как в стране начали появляться дизельные грузовики иностранного производства, шансов на популярность у бензиновых моделей не было.
Горьковский завод пытался бороться с конкурентами – сначала появились ГАЗ-3309 с двигателями на тяжелом топливе собственного производства, но по лицензии «Deutz». Эти моторы были проблемными и дорогими, поэтому от них быстро отказались. В дальнейшем решили использовать дизели ММЗ белорусского производства с индексом Д-245.
Самосвал, кстати, переделанный самостоятельно. Фото: Youtube.com
Но основная масса грузовиков выпускалась с бензиновыми двигателями. Закупали их, как правило, государственные предприятия – такие автомобили обходились дешевле. На расход бензина в этих случаях закрывали глаза. Хотя, нормы, конечно, для водителей были, причем жесткие. Но те умудрялись не только в них вписываться, а еще и сливать топлива для своих нужд или на продажу. Делалось это просто – приписками километража в путевках и корректировками одометра.
Особенности внешности
При разработке ГАЗ-3307 одной из основных задач инженеров было сделать новую, комфортную кабину. Это им удалось, но дизайн пострадал. В отличие от закругленных кабин ГАЗ-52/53, грузовик нового поколения выглядит как будто его вырубили топором. Это позволило упростить штамповку панелей и удешевить производство.
Зато появились отдельные сиденья для водителя и пассажира – они стали удобнее, а первое еще и получило регулировки в нескольких направлениях. Отопитель кабины более производительный – зимой внутри стало теплее.
Салон ГАЗ-3307. Фото: Youtube.com
Несмотря на то, что завод внедрял новые способы обработки кузовных панелей, гниют они куда быстрее, чем у моделей предыдущего поколения. Это связано с низким качеством металла, что актуально для отечественных машин из 90-х.
Двигатели и трансмиссия
Изначально на ГАЗ-3307 устанавливали карбюраторный мотор, взятый от «пятьдесят тройки». Известный под индексом ЗМЗ-513.10 силовой агрегат имел рабочий объем 4,25 литра и выдавал мощность в 120 л. с.
Двигатель отличается простотой конструкции, так что отремонтировать его может любой опытный водитель, имея минимальные слесарные навыки и нехитрый набор инструментов. Мотор прекрасно работает на бензине марки А-76/80, но без проблем переводится на АИ-92 при соответствующей регулировке зажигания.
Это дизельная модификация. Фото: Youtube.com
Поздние ГАЗ-3307, начиная с 2016 года, стали оснащаться инжекторными моторами ЗМЗ-524400. Эти силовые агрегаты имеют рабочий объем 4,67 литра и мощность 137 л. с. Отличаются экономичностью по сравнению с карбюраторными моторами. Хотя, 26 литров при постоянной скорости 80 км/ч по трассе тоже много.
ГАЗ-3307 изначально оснащались механическими четырехступенчатыми коробками передач, аналогичными моделям предыдущего поколения. Потом их заменили на 5-МКПП. С последними грузовики стали более скоростными и расход бензина немного снизился.
Другие технические особенности
Традиционно для горьковских автомобилей, ГАЗ-3307 получил мощную штампованно-клепаную раму лонжеронного типа. Она в теории способна выдержать свыше максимальных 4,5 тонны. Так оно и есть, только бывшие граждане СССР привыкли грузить, пока за борта вываливаться не начнет. Рама такие вольности терпит до поры до времени, а потом лопается.
Рулевое управление ГАЗ-3307 простое – глобоидный червяк. Интересно, что для дизельной модификации было решено установить гидроусилитель. Да и рулевое там другого типа – винт/шариковая гайка.
Передняя подвеска ГАЗ-3307. Фото: Youtube.com
Все тормоза ГАЗ-3307 барабанные, зато с гидровакуумным двухконтурным приводом. По факту, диски тут и не нужны, особенно если учитывать, по каким дорогам приходилось эксплуатировать грузовики. Барабаны защищают колодки от грязи.
Отзывы владельцев
В целом, водители говорят об ГАЗ-3307 в положительном ключе. Грузовик надежен и ремонтопригоден. Главное – регулярно его обслуживать и не лить самое дешевое масло в двигатель.
По сравнению с иномарками, отечественный грузовик тихоходный и жесткий. Подвеска зубодробительная, на плохих дорогах водитель, а особенно пассажир, подпрыгивают на колдобинах.
Главный минус ГАЗ-3307 – это его расход топлива. У карбюраторных моделей он около 30 литров в среднем, инжекторная версия может вписаться в 25, но нужно постараться.
Минские дизели ММЗ тоже особой экономичностью не отличаются, но больше 20 литров в рабочем режиме они не расходуют. Поэтому спросом на вторичном рынке больше пользуются ГАЗ-3309 на тяжелом топливе.
Мощную раму желательно обрабатывать антикором. Фото: Youtube.com
ГАЗ-3307 актуален в частных хозяйствах, там, где грузовик нужен для коротких поездок и далеко не каждый день. Тогда расход бензина нивелируется простотой ремонта и обслуживания двигателя.
Много жалоб на ржавеющую кабину и кузов, если он цельнометаллический. Карбюраторный мотор зимой нужно долго прогревать, иначе грузовик не тянет. Коробка передач надежная, но шумит, иногда скрежещет, пугая избалованного иномарками водителя.
Как автомобиль для постоянной работы на дальние дистанции ГАЗ-3307 однозначно не подходит. А вот на селе – это еще неплохой вариант, способный помочь заработать. Да и будет владельцу чем заняться вечерами и в выходные дни – эта машина любит постоянный уход.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...