
Итоги 30-летней истории: малоизвестные модели автобусов МАЗ
После того как 30 лет назад на Минском заводе создали специальное отделение АМАЗ, минские автобусы приобрели немалую популярность. Причем, она вышла далеко за пределы небольшого государства. Сейчас нет ничего удивительного в том, что довольно часто на городских и пригородных маршрутах России, Украины и других соседних стран можно увидеть автобусы с эмблемой «МАЗ». Они зарекомендовали себя очень положительно, немного «подвинув» местных конкурентов, таких как ЛАЗ или ЛиАЗ.
И все это несмотря на то, что в советский период истории на Минском автомобильном заводе были очень далеки от выпуска автобусов различного назначения. А во Львове и в Ликино-Дулево тогда вовсю выпускали вместительные модели городского, пригородного и междугородного назначения. Сегодня они являются неотъемлемой частью истории советского автобусостроения и у многих вызывают ностальгические воспоминания. То же самое можно сказать, к примеру, и о МАЗ «пятисотой» серии. Но ведь это совсем другой вид транспорта!
МАЗ-101, с которого началась история минских автобусов. Фото: youtube.com
Итак, внедрившись в новую для себя сферу, минские специалисты не только прекрасно освоились в ней. За три десятилетия в Беларуси изготовили множество автобусов самого различного назначения, в том числе самых неожиданных. Обратим внимание на некоторые из них.
Естественно, что на всей территории небольшого государства примерно одинаковый климат. Чего не скажешь о бескрайних российских просторах. Особые климатические условия территорий, находящихся за полярным кругом, требуют и специально сконструированного транспорта. В свое время для работы здесь чешские «Татры» комплектовались специальным «северным» оборудованием. Того же требуется и от «вахтовок» или пассажирского транспорта, используемых на Крайнем Севере.
На первых порах пытались доработать уже имеющиеся «ноль сороковые», даже привлекли специалистов ООО «Фалькат», отвечающих за автоподогрев салона. Со временем, пришли к выводу, что проще создать новый автобус, а не постоянно дорабатывать уже имеющиеся модели. Это было дорого, да и неудобно для обеих сторон. Тем более, что российские пользователи, из-за таких неудобств, могли и вовсе отказаться от белорусской техники.
«Арктика» хорошо зарекомендовала себя на Севере. Фото: youtube.com
Так «ноль сороковую» модель МАЗ, прибывшую в конце 90-х на Новый Уренгой, в начале нового тысячелетия сменила новая, способная выносить тяжелые условия эксплуатации. Толчком к этому стал заказ от ОАО «ГМК Норильский Никель». Так появилась «ноль семидесятая» модификация. В ней постарались учесть прошлые замечания и предложить следующие параметры:
✅ низкопольный салон
✅ 3 посадочные двери
✅ 23 посадочных места (общая вместимость – 123 человека)
✅ 236-сильный двигатель от Deutz
✅ 6-ступенчатая «механика»
Такому выбору в плане силового агрегата поспособствовал прошлый, «бамовский» опыт эксплуатации, в котором он проявил себя с самой лучшей стороны. Но белорусские специалисты двигались дальше и в новом «ноль семьдесят пятом» добавили еще больше «северной адаптации»:
✅ установлены стеклопакеты
✅ уменьшен размер остекления салона
✅ отказались от форточек
✅ повышено утепление рабочей зоны водителя и всего автобуса
Немного позже появилась перегородка между водителем и салоном. Все эти «подгонки» стали путем, ведущим к появлению «Арктики». Именно так назвали спецмодели для эксплуатации при сверхнизких температурах. Имелся от этого и побочный эффект: накопленные знания помогают белорусам создавать новые модели автобусов для эксплуатации в самых экстремальных условиях. Одним из таких можно считать «жаркий» МАЗ-131020.
В советское время часто звучал лозунг: «Поможем Африке!». Белорусы постарались воплотить его в жизнь. Это произошло, когда с конвейера предприятия сошел МАЗ-131020. Создатели автобуса хорошо помнили, что у Африки есть две ассоциации: жара и бедность. Поэтому для экспортного транспорта выбрали обычное грузовое шасси и самые дешевые комплектующие.
Белый автобус для темнокожих пассажиров. Фото: youtube.com
Основой послужил МАЗ-5336, а «сердцем» - 250-сильный классический ярославский мотор. Минчане учли все особенности последующей эксплуатации автобуса, обеспечив:
✅ удлиненное шасси
✅ максимальную ремонтопригодность кузова
✅ повышенную проходимость
✅ пассажирскую крышу
Последний элемент может показаться диким. Но в Африке это – обычное дело. Когда все места заняты, можно без проблем забраться по лестнице на крышу и устроиться там. Поэтому конструкторы так усилили ее, что наверху можно разместить и пассажиров, и их багаж. Общая допустимая нагрузка автобуса – 3 тонны.
Там может разместиться немереное количество худощавых африканцев! Еще одним элементом удешевления проекта является рабочее место водителя. Оно позаимствовано у заводских моделей 30-летней давности.
По этой лестнице можно легко забраться на «пассажирскую» крышу. Фото: youtube.com
Сначала автобус встретили прохладно. Потом два десятка «африканцев» закупили в Того под индексом SUB-131. Техника произвела такое приятное впечатление на непритязательных пользователей из «черного континента», что в Минск заявился руководитель Dangote Group. А это – нигерийская компания с оборотом более 4 млрд. долларов в год.
На ней задумали коренное обновление автопарка и МАЗ – потенциальный партнер африканцев в решении этого вопроса. К тому же, в Минске уже приготовили новый подарок для самого бедного континента. Это – пригородный автобус-внедорожник. Его наделили сразу несколькими необходимыми для такой эксплуатации элементами:
✅ высоким клиренсом
✅ мощным кондиционером
✅ упрощенным интерьером салона
В общем, белорусско-нигерийское сотрудничество только набирает обороты. А такие автобусы, выйдя они на улицы любого европейского города, привлекли бы к себе немалое внимание. Не меньшей похвалы заслужила и «Арктика». Имеется в относительно короткой истории АМАЗ и еще один интересный и необычный экземпляр.
В 2000 году предприятие, которому не исполнилось еще и десяти лет, запланировало бюджетную новинку. Это было «пробным камнем» предприятия в среднем сегменте автобусной техники. Чтобы он оказался на самом деле доступным по цене, использовали элементы от серийных грузовиков:
✅ шасси от МАЗ-4370
✅ двери тоже от «Зубренка»
✅ кабину от МАЗ-6430
✅ пассажирскую часть – оригинальной конструкции
Автобус имел очень необычный вид. Учитывая бюджетность проекта, он обязан был стать успешным. Тем более, что внутреннее устройство салона обеспечивало достаточный комфорт для пассажиров:
✅ анатомические сидения с подголовниками и подлокотниками
✅ откидывающиеся подножки
✅ индивидуальная вентиляция и подсветка
В общем, внутри автобус выглядел гораздо шикарней, чем снаружи. Ну, это как снаружи – «Запорожец», а внутри – двигатель от «Порше».
Правда, южные корейцы уже предлагали множество неплохих и доступных моделей автобусов. Но у белорусского варианта тоже нашлись свои поклонники. Вот только сами заводские инженеры считали «сто шестого» слишком «сырым».
Неосуществленный проект МАЗ-106. Фото: youtube.com
Не нравилось им и переднее расположение двигателя, и низкое остекление кабины, и форма бампера. Заводчане хотели переделать конструкцию, сделав автобус более практичным и похожим на других своих собратьев. МАЗ-106 так и остался в единственном варианте, а в серию три года спустя запустили уже «двести пятьдесят шестую» модель.
И все это несмотря на то, что в советский период истории на Минском автомобильном заводе были очень далеки от выпуска автобусов различного назначения. А во Львове и в Ликино-Дулево тогда вовсю выпускали вместительные модели городского, пригородного и междугородного назначения. Сегодня они являются неотъемлемой частью истории советского автобусостроения и у многих вызывают ностальгические воспоминания. То же самое можно сказать, к примеру, и о МАЗ «пятисотой» серии. Но ведь это совсем другой вид транспорта!

Итак, внедрившись в новую для себя сферу, минские специалисты не только прекрасно освоились в ней. За три десятилетия в Беларуси изготовили множество автобусов самого различного назначения, в том числе самых неожиданных. Обратим внимание на некоторые из них.
Минские автобусы для российского Заполярья
Естественно, что на всей территории небольшого государства примерно одинаковый климат. Чего не скажешь о бескрайних российских просторах. Особые климатические условия территорий, находящихся за полярным кругом, требуют и специально сконструированного транспорта. В свое время для работы здесь чешские «Татры» комплектовались специальным «северным» оборудованием. Того же требуется и от «вахтовок» или пассажирского транспорта, используемых на Крайнем Севере.
Все началось с отправки на Север обычного МАЗ-103040 с французским двигателем. Его эксплуатация выявила несоответствие температурному режиму (ниже -50°C). Возникали следующие проблемы: запотевание окон и сильный холод в салоне. Требовалось создание специальной «северной» модели автобуса. Им стала «Арктика».
На первых порах пытались доработать уже имеющиеся «ноль сороковые», даже привлекли специалистов ООО «Фалькат», отвечающих за автоподогрев салона. Со временем, пришли к выводу, что проще создать новый автобус, а не постоянно дорабатывать уже имеющиеся модели. Это было дорого, да и неудобно для обеих сторон. Тем более, что российские пользователи, из-за таких неудобств, могли и вовсе отказаться от белорусской техники.

Так «ноль сороковую» модель МАЗ, прибывшую в конце 90-х на Новый Уренгой, в начале нового тысячелетия сменила новая, способная выносить тяжелые условия эксплуатации. Толчком к этому стал заказ от ОАО «ГМК Норильский Никель». Так появилась «ноль семидесятая» модификация. В ней постарались учесть прошлые замечания и предложить следующие параметры:
✅ низкопольный салон
✅ 3 посадочные двери
✅ 23 посадочных места (общая вместимость – 123 человека)
✅ 236-сильный двигатель от Deutz
✅ 6-ступенчатая «механика»
Такому выбору в плане силового агрегата поспособствовал прошлый, «бамовский» опыт эксплуатации, в котором он проявил себя с самой лучшей стороны. Но белорусские специалисты двигались дальше и в новом «ноль семьдесят пятом» добавили еще больше «северной адаптации»:
✅ установлены стеклопакеты
✅ уменьшен размер остекления салона
✅ отказались от форточек
✅ повышено утепление рабочей зоны водителя и всего автобуса
Немного позже появилась перегородка между водителем и салоном. Все эти «подгонки» стали путем, ведущим к появлению «Арктики». Именно так назвали спецмодели для эксплуатации при сверхнизких температурах. Имелся от этого и побочный эффект: накопленные знания помогают белорусам создавать новые модели автобусов для эксплуатации в самых экстремальных условиях. Одним из таких можно считать «жаркий» МАЗ-131020.
Африканский МАЗ простой конструкции
В советское время часто звучал лозунг: «Поможем Африке!». Белорусы постарались воплотить его в жизнь. Это произошло, когда с конвейера предприятия сошел МАЗ-131020. Создатели автобуса хорошо помнили, что у Африки есть две ассоциации: жара и бедность. Поэтому для экспортного транспорта выбрали обычное грузовое шасси и самые дешевые комплектующие.

Основой послужил МАЗ-5336, а «сердцем» - 250-сильный классический ярославский мотор. Минчане учли все особенности последующей эксплуатации автобуса, обеспечив:
✅ удлиненное шасси
✅ максимальную ремонтопригодность кузова
✅ повышенную проходимость
✅ пассажирскую крышу
Последний элемент может показаться диким. Но в Африке это – обычное дело. Когда все места заняты, можно без проблем забраться по лестнице на крышу и устроиться там. Поэтому конструкторы так усилили ее, что наверху можно разместить и пассажиров, и их багаж. Общая допустимая нагрузка автобуса – 3 тонны.
У модели 43 сидячих места и максимальная вместимость – 65 пассажиров. Хотя, не будем забывать о крыше.
Там может разместиться немереное количество худощавых африканцев! Еще одним элементом удешевления проекта является рабочее место водителя. Оно позаимствовано у заводских моделей 30-летней давности.

Сначала автобус встретили прохладно. Потом два десятка «африканцев» закупили в Того под индексом SUB-131. Техника произвела такое приятное впечатление на непритязательных пользователей из «черного континента», что в Минск заявился руководитель Dangote Group. А это – нигерийская компания с оборотом более 4 млрд. долларов в год.
На ней задумали коренное обновление автопарка и МАЗ – потенциальный партнер африканцев в решении этого вопроса. К тому же, в Минске уже приготовили новый подарок для самого бедного континента. Это – пригородный автобус-внедорожник. Его наделили сразу несколькими необходимыми для такой эксплуатации элементами:
✅ высоким клиренсом
✅ мощным кондиционером
✅ упрощенным интерьером салона
В общем, белорусско-нигерийское сотрудничество только набирает обороты. А такие автобусы, выйдя они на улицы любого европейского города, привлекли бы к себе немалое внимание. Не меньшей похвалы заслужила и «Арктика». Имеется в относительно короткой истории АМАЗ и еще один интересный и необычный экземпляр.
Автобус с кабиной от обычного грузового МАЗ
В 2000 году предприятие, которому не исполнилось еще и десяти лет, запланировало бюджетную новинку. Это было «пробным камнем» предприятия в среднем сегменте автобусной техники. Чтобы он оказался на самом деле доступным по цене, использовали элементы от серийных грузовиков:
✅ шасси от МАЗ-4370
✅ двери тоже от «Зубренка»
✅ кабину от МАЗ-6430
✅ пассажирскую часть – оригинальной конструкции
Автобус имел очень необычный вид. Учитывая бюджетность проекта, он обязан был стать успешным. Тем более, что внутреннее устройство салона обеспечивало достаточный комфорт для пассажиров:
✅ анатомические сидения с подголовниками и подлокотниками
✅ откидывающиеся подножки
✅ индивидуальная вентиляция и подсветка
В общем, внутри автобус выглядел гораздо шикарней, чем снаружи. Ну, это как снаружи – «Запорожец», а внутри – двигатель от «Порше».
Да, туристическая начинка в бюджетном автобусе – это как раз то, чего не хватало россиянам на пороге тысячелетия.
Правда, южные корейцы уже предлагали множество неплохих и доступных моделей автобусов. Но у белорусского варианта тоже нашлись свои поклонники. Вот только сами заводские инженеры считали «сто шестого» слишком «сырым».

Не нравилось им и переднее расположение двигателя, и низкое остекление кабины, и форма бампера. Заводчане хотели переделать конструкцию, сделав автобус более практичным и похожим на других своих собратьев. МАЗ-106 так и остался в единственном варианте, а в серию три года спустя запустили уже «двести пятьдесят шестую» модель.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...