
Лада ВФТС: «группа Б» по-советски
Во времена СССР наши гонщики не имели возможности гоняться на Лянчах или Порше, поэтому использовали специально подготовленные Москвичи и Жигули. И если сперва автомобили московского автозавода выглядели конкурентоспособным, то со временем гонщики на Ладах начали опережать команды АЗЛК и Ижмаша.
По сути, единственными машинами, сумевшими оказать сопротивление гоночным Жигулям на территории стран варшавского договора, оказались чехословацкая заднемоторная Шкода 130LR и Полонез 2000С из Польши. Подготовкой тольяттинских автомобилей к соревнованиям занималось множество контор, например Вихур, но в приоритете у сильнейших спортсменов СССР был наш Вильнюсский завод спортивных автомобилей (VFTS).
Стасис Брундза, инженер-механик по образованию, первую половину семидесятых провел в Ижевске, выступая за заводскую команду. Но в 1975 году перебежал в стан «жигулистов».
VAZ-2105 VFTS. Современная реплика. Фото: Youtube.com
Почему Стасис предпочел Ладу? Дело в том, что спортивные Москвичи к середине семидесятых проигрывали ВАЗам по характеристикам. Брундза, семь лет проработавший заводским гонщиком и испытателем в Ижевске, знал об этом не понаслышке.
Дебютировавший в 1976 году ВАЗ-2103 Брундзы наделал немало шума! Шутка ли, на проходящем в Греции ралли Акрополис, Стасис сходу приехал шестым в абсолюте. Советским Жигулям удалось опередить такие машины как: BMW 2002 Ti, Audi 80 GT и Peugeot 504. Но самое главное – Ладе удалось финишировать! В отличие, например, от хорошо знакомых читателям гонщиков Тойоты: Уве Андерссона и Ханну Микколы, а также «шведского охотника» – Бьорна Вальдегаарда, пилотировавшего «Стратосферу» – Lancia Stratos.
ВАЗ-21011 в обвесе «под ВФТС». Фото: Youtube.com
Из «тройки» мог получился достойный раллийный болид, если бы не недостаток производительности. К решению этого вопроса в Вильнюсе подошли кардинальным способом: взяли легкий кузов «011», дополнив его мощным двигателем ВАЗ-2106. В результате на свет появилась Lada 1600 Rally, на которой Стасис финишировал десятым на гонках Акрополис 1978 года.
В 1982 году Брундза разработал новый вариант спортивных Жигулей, на этот раз на основе «пятерки» – ВАЗ-2105. Проект изначально создавался под требования Международной автоспортивной федерации (FISA) для «Группы Б», что позволяло добиться максимальных спортивных результатов. Кстати, вот технические характеристики автомобиля Lada VFTS:
✅ Габаритные размеры (ДхШхВ) – 4090х1725х1400 мм
✅ Снаряженная масса – 980 кг
✅ Максималка – 190 км/час
✅ Разгон до «сотни» – 8.4 сек
✅ Рабочий объем двигателя – 1600 см3
✅ Мощность – 160 л. с. при 7 000 об/мин.
Лада «Группы Б» получила увеличенную колею колес и широченные покрышки – 205/60 R13. Последние выступали за габариты автомобиля, поэтому пришлось установить на крылья расширители. Мотор Лады ВФТС лишь отдаленно напоминал стандартный «шестерочный»: эстонские мастера изменили фазы газораспределения, усилили цилиндро-поршневую группу деталями из титана, и увеличили степень сжатия.
Lada-2105 VFTS в действии. Фото: Youtube.com
После добавления пары карбюраторов Weber, из жигулевского мотора удалось выжать впечатляющие 160 лошадей, а отдельным экземплярам «зарядили» под капот по 180 «коней»! Такой результат достигался тщательной селективной сборкой и последующей тонкой настройкой мотора. Стасис Брундза попробовал установить на «пятерку» турбодвигатель, но дальше опытного образца дело не пошло. 240-сильный агрегат, кстати карбюраторный, показал себя достаточно мощным, но слишком «сырым».
На автомобилях VFTS в Союзе выступали, в основном, спортсмены из прибалтийских республик. Например, экипаж Эугениуса Тумалявичуса и Пранаса Видейки, братьев Харди и Удо Метц. В РСФСР на автомобилях из Вильнюса ездили команды из Лениграда, Тольятти, и очень редко — из Москвы. Приятным исключением были братья Николай и Игорь Больших. Вообще, заполучить болид производства Вильнюсской Фабрики Транспортных Средств мечтали почти все раллисты, но такое право было только у членов сборной страны.
Раллийный болид братьев Метц. Фото: Youtube.com
Как уже упоминалось выше, ВФТС был не единственным предприятием, готовящим Lada к соревнованиям. Например, в середине восьмидесятых в Тольятти построили ВАЗ-2105 ЛСГА 2000.
Лаборатория Спортивных и Гоночных Автомобилей транспортного управления ВАЗ располагала участками сборки автомобилей для ралли и кросса, кольцевых гонок и багги. А также помещением для разработки экспериментальных двигателей с двумя моторными стендами. В отличии от мегапопулярного ВФТС, в ЛСГА переделали кузов стандартной «пятерки», превратив его в подобие двухдверного купе – типа BMW M3 E30. Подвеска получила стойки Макферсон «по кругу», а дополняли картину реечное рулевое управление и дисковые тормоза на задней оси. Автомобиль получился очень легким: снаряженная масса составляла 830 кг против 980 у 4-дверного ВФТС.
В России, почему то, строят реплики ВФТС, а не ЛСГА. Фото: Youtube.com
Раллийный болид оснастили двигателем с увеличенным до 1.73 литра рабочим объемом, с двумя распредвалами в головке блока. При этом мощность составляла лишь 150 лошадей (напомним, что ВФТС выдавал 160). Передавать крутящий момент на задние ведущие колеса помогали металлокерамическое сцепление «Фихтель унд Сакс» и 5-и ступенчатая КПП. За ворота ЛСГА вышло всего два экземпляра этого автомобиля, но и их судьба обрывается в первой половине 90-х – по слухам машины сдали в утиль.
А на чем, помимо Шкод, Полонезов, Трабантов, Вартбургов и Лады-ВФТС, гонялись наши братья по соцлагерю?
Metalex начал модифицировать Жигули для гонок в первой половине семидесятых. К сезону 1974 года в Праге подготовили два прототипа ВАЗ-2101 MTX Rallye, с двигателями 1300 см3. В 1975 дебютировал ВАЗ-2103 МТХ Ралли, с мотором объемом 1.5 литра. Уже на первом этапе сезона, которым стало ралли Шумава, в стартовом списке было пять таких автомобилей. В следующем году родилась Lada MTX Rallye A5. Двигатель имел увеличенный до 1754 см3 рабочий объем, что вместе с другими доработками помогло поднять мощность до 130 л. с. При 6800 оборотах крутящий момент двигателя достигал 172 Н*м. Такие характеристики позволили автомобилю с четырехступенчатой коробкой передач развивать максималку до 180 км/ч.
Аутентичные Lada VFTS из Прибалтики. Фото: Youtube.com
В 1976 году пришло время Lada 1600 MTX Rallye. Основой для разработки стала модель ВАЗ-2106, с мотором объемом 1.6 литра и мощностью 129 лошадиных сил. В период с 1977 по 1982 Metalex выпустил 80 раллийных «шестерок».
В середине восьмидесятых гонщики на Lada VFTS регулярно выступали на международных соревнованиях и даже этапах чемпионата мира по ралли. Новая Зеландия, Греция, Финляндия. И это не говоря о странах соцлагеря и союзных республиках. Но в 1987 году Лада-2105 ВФТС, омологированная по «Группе Б», по сути стала невыездной, ведь чемпионаты Европы и мира проводили на автомобилях «группы А» и «N». По окончании срока действия омологации (31 декабря 1991 года) машина постепенно исчезла с раллийного небосвода, но легенда о VFTS не давала спокойно спать фанатам этой модели! К примеру, в Венгрии гоночные Жигули имеют культовый статус, и на них до сих пор массово участвуют в спортивных заездах.
По сути, единственными машинами, сумевшими оказать сопротивление гоночным Жигулям на территории стран варшавского договора, оказались чехословацкая заднемоторная Шкода 130LR и Полонез 2000С из Польши. Подготовкой тольяттинских автомобилей к соревнованиям занималось множество контор, например Вихур, но в приоритете у сильнейших спортсменов СССР был наш Вильнюсский завод спортивных автомобилей (VFTS).
«Вильнюсский волшебник»
Стасис Брундза, инженер-механик по образованию, первую половину семидесятых провел в Ижевске, выступая за заводскую команду. Но в 1975 году перебежал в стан «жигулистов».

Почему Стасис предпочел Ладу? Дело в том, что спортивные Москвичи к середине семидесятых проигрывали ВАЗам по характеристикам. Брундза, семь лет проработавший заводским гонщиком и испытателем в Ижевске, знал об этом не понаслышке.
Международный успех
Дебютировавший в 1976 году ВАЗ-2103 Брундзы наделал немало шума! Шутка ли, на проходящем в Греции ралли Акрополис, Стасис сходу приехал шестым в абсолюте. Советским Жигулям удалось опередить такие машины как: BMW 2002 Ti, Audi 80 GT и Peugeot 504. Но самое главное – Ладе удалось финишировать! В отличие, например, от хорошо знакомых читателям гонщиков Тойоты: Уве Андерссона и Ханну Микколы, а также «шведского охотника» – Бьорна Вальдегаарда, пилотировавшего «Стратосферу» – Lancia Stratos.

Из «тройки» мог получился достойный раллийный болид, если бы не недостаток производительности. К решению этого вопроса в Вильнюсе подошли кардинальным способом: взяли легкий кузов «011», дополнив его мощным двигателем ВАЗ-2106. В результате на свет появилась Lada 1600 Rally, на которой Стасис финишировал десятым на гонках Акрополис 1978 года.
Новая надежда
В 1982 году Брундза разработал новый вариант спортивных Жигулей, на этот раз на основе «пятерки» – ВАЗ-2105. Проект изначально создавался под требования Международной автоспортивной федерации (FISA) для «Группы Б», что позволяло добиться максимальных спортивных результатов. Кстати, вот технические характеристики автомобиля Lada VFTS:
✅ Габаритные размеры (ДхШхВ) – 4090х1725х1400 мм
✅ Снаряженная масса – 980 кг
✅ Максималка – 190 км/час
✅ Разгон до «сотни» – 8.4 сек
✅ Рабочий объем двигателя – 1600 см3
✅ Мощность – 160 л. с. при 7 000 об/мин.
Лада «Группы Б» получила увеличенную колею колес и широченные покрышки – 205/60 R13. Последние выступали за габариты автомобиля, поэтому пришлось установить на крылья расширители. Мотор Лады ВФТС лишь отдаленно напоминал стандартный «шестерочный»: эстонские мастера изменили фазы газораспределения, усилили цилиндро-поршневую группу деталями из титана, и увеличили степень сжатия.

После добавления пары карбюраторов Weber, из жигулевского мотора удалось выжать впечатляющие 160 лошадей, а отдельным экземплярам «зарядили» под капот по 180 «коней»! Такой результат достигался тщательной селективной сборкой и последующей тонкой настройкой мотора. Стасис Брундза попробовал установить на «пятерку» турбодвигатель, но дальше опытного образца дело не пошло. 240-сильный агрегат, кстати карбюраторный, показал себя достаточно мощным, но слишком «сырым».
На автомобилях VFTS в Союзе выступали, в основном, спортсмены из прибалтийских республик. Например, экипаж Эугениуса Тумалявичуса и Пранаса Видейки, братьев Харди и Удо Метц. В РСФСР на автомобилях из Вильнюса ездили команды из Лениграда, Тольятти, и очень редко — из Москвы. Приятным исключением были братья Николай и Игорь Больших. Вообще, заполучить болид производства Вильнюсской Фабрики Транспортных Средств мечтали почти все раллисты, но такое право было только у членов сборной страны.

Как уже упоминалось выше, ВФТС был не единственным предприятием, готовящим Lada к соревнованиям. Например, в середине восьмидесятых в Тольятти построили ВАЗ-2105 ЛСГА 2000.
Что такое ЛСГА:
Лаборатория Спортивных и Гоночных Автомобилей транспортного управления ВАЗ располагала участками сборки автомобилей для ралли и кросса, кольцевых гонок и багги. А также помещением для разработки экспериментальных двигателей с двумя моторными стендами. В отличии от мегапопулярного ВФТС, в ЛСГА переделали кузов стандартной «пятерки», превратив его в подобие двухдверного купе – типа BMW M3 E30. Подвеска получила стойки Макферсон «по кругу», а дополняли картину реечное рулевое управление и дисковые тормоза на задней оси. Автомобиль получился очень легким: снаряженная масса составляла 830 кг против 980 у 4-дверного ВФТС.

Раллийный болид оснастили двигателем с увеличенным до 1.73 литра рабочим объемом, с двумя распредвалами в головке блока. При этом мощность составляла лишь 150 лошадей (напомним, что ВФТС выдавал 160). Передавать крутящий момент на задние ведущие колеса помогали металлокерамическое сцепление «Фихтель унд Сакс» и 5-и ступенчатая КПП. За ворота ЛСГА вышло всего два экземпляра этого автомобиля, но и их судьба обрывается в первой половине 90-х – по слухам машины сдали в утиль.
А на чем, помимо Шкод, Полонезов, Трабантов, Вартбургов и Лады-ВФТС, гонялись наши братья по соцлагерю?
Металэкс
Metalex начал модифицировать Жигули для гонок в первой половине семидесятых. К сезону 1974 года в Праге подготовили два прототипа ВАЗ-2101 MTX Rallye, с двигателями 1300 см3. В 1975 дебютировал ВАЗ-2103 МТХ Ралли, с мотором объемом 1.5 литра. Уже на первом этапе сезона, которым стало ралли Шумава, в стартовом списке было пять таких автомобилей. В следующем году родилась Lada MTX Rallye A5. Двигатель имел увеличенный до 1754 см3 рабочий объем, что вместе с другими доработками помогло поднять мощность до 130 л. с. При 6800 оборотах крутящий момент двигателя достигал 172 Н*м. Такие характеристики позволили автомобилю с четырехступенчатой коробкой передач развивать максималку до 180 км/ч.

В 1976 году пришло время Lada 1600 MTX Rallye. Основой для разработки стала модель ВАЗ-2106, с мотором объемом 1.6 литра и мощностью 129 лошадиных сил. В период с 1977 по 1982 Metalex выпустил 80 раллийных «шестерок».
Закат
В середине восьмидесятых гонщики на Lada VFTS регулярно выступали на международных соревнованиях и даже этапах чемпионата мира по ралли. Новая Зеландия, Греция, Финляндия. И это не говоря о странах соцлагеря и союзных республиках. Но в 1987 году Лада-2105 ВФТС, омологированная по «Группе Б», по сути стала невыездной, ведь чемпионаты Европы и мира проводили на автомобилях «группы А» и «N». По окончании срока действия омологации (31 декабря 1991 года) машина постепенно исчезла с раллийного небосвода, но легенда о VFTS не давала спокойно спать фанатам этой модели! К примеру, в Венгрии гоночные Жигули имеют культовый статус, и на них до сих пор массово участвуют в спортивных заездах.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...