Лада ВФТС: «группа Б» по-советски
Во времена СССР наши гонщики не имели возможности гоняться на Лянчах или Порше, поэтому использовали специально подготовленные Москвичи и Жигули. И если сперва автомобили московского автозавода выглядели конкурентоспособным, то со временем гонщики на Ладах начали опережать команды АЗЛК и Ижмаша.
По сути, единственными машинами, сумевшими оказать сопротивление гоночным Жигулям на территории стран варшавского договора, оказались чехословацкая заднемоторная Шкода 130LR и Полонез 2000С из Польши. Подготовкой тольяттинских автомобилей к соревнованиям занималось множество контор, например Вихур, но в приоритете у сильнейших спортсменов СССР был наш Вильнюсский завод спортивных автомобилей (VFTS).
Стасис Брундза, инженер-механик по образованию, первую половину семидесятых провел в Ижевске, выступая за заводскую команду. Но в 1975 году перебежал в стан «жигулистов».
Почему Стасис предпочел Ладу? Дело в том, что спортивные Москвичи к середине семидесятых проигрывали ВАЗам по характеристикам. Брундза, семь лет проработавший заводским гонщиком и испытателем в Ижевске, знал об этом не понаслышке.
Дебютировавший в 1976 году ВАЗ-2103 Брундзы наделал немало шума! Шутка ли, на проходящем в Греции ралли Акрополис, Стасис сходу приехал шестым в абсолюте. Советским Жигулям удалось опередить такие машины как: BMW 2002 Ti, Audi 80 GT и Peugeot 504. Но самое главное – Ладе удалось финишировать! В отличие, например, от хорошо знакомых читателям гонщиков Тойоты: Уве Андерссона и Ханну Микколы, а также «шведского охотника» – Бьорна Вальдегаарда, пилотировавшего «Стратосферу» – Lancia Stratos.
Из «тройки» мог получился достойный раллийный болид, если бы не недостаток производительности. К решению этого вопроса в Вильнюсе подошли кардинальным способом: взяли легкий кузов «011», дополнив его мощным двигателем ВАЗ-2106. В результате на свет появилась Lada 1600 Rally, на которой Стасис финишировал десятым на гонках Акрополис 1978 года.
В 1982 году Брундза разработал новый вариант спортивных Жигулей, на этот раз на основе «пятерки» – ВАЗ-2105. Проект изначально создавался под требования Международной автоспортивной федерации (FISA) для «Группы Б», что позволяло добиться максимальных спортивных результатов. Кстати, вот технические характеристики автомобиля Lada VFTS:
✅ Габаритные размеры (ДхШхВ) – 4090х1725х1400 мм
✅ Снаряженная масса – 980 кг
✅ Максималка – 190 км/час
✅ Разгон до «сотни» – 8.4 сек
✅ Рабочий объем двигателя – 1600 см3
✅ Мощность – 160 л. с. при 7 000 об/мин.
Лада «Группы Б» получила увеличенную колею колес и широченные покрышки – 205/60 R13. Последние выступали за габариты автомобиля, поэтому пришлось установить на крылья расширители. Мотор Лады ВФТС лишь отдаленно напоминал стандартный «шестерочный»: эстонские мастера изменили фазы газораспределения, усилили цилиндро-поршневую группу деталями из титана, и увеличили степень сжатия.
После добавления пары карбюраторов Weber, из жигулевского мотора удалось выжать впечатляющие 160 лошадей, а отдельным экземплярам «зарядили» под капот по 180 «коней»! Такой результат достигался тщательной селективной сборкой и последующей тонкой настройкой мотора. Стасис Брундза попробовал установить на «пятерку» турбодвигатель, но дальше опытного образца дело не пошло. 240-сильный агрегат, кстати карбюраторный, показал себя достаточно мощным, но слишком «сырым».
На автомобилях VFTS в Союзе выступали, в основном, спортсмены из прибалтийских республик. Например, экипаж Эугениуса Тумалявичуса и Пранаса Видейки, братьев Харди и Удо Метц. В РСФСР на автомобилях из Вильнюса ездили команды из Лениграда, Тольятти, и очень редко — из Москвы. Приятным исключением были братья Николай и Игорь Больших. Вообще, заполучить болид производства Вильнюсской Фабрики Транспортных Средств мечтали почти все раллисты, но такое право было только у членов сборной страны.
Как уже упоминалось выше, ВФТС был не единственным предприятием, готовящим Lada к соревнованиям. Например, в середине восьмидесятых в Тольятти построили ВАЗ-2105 ЛСГА 2000.
Лаборатория Спортивных и Гоночных Автомобилей транспортного управления ВАЗ располагала участками сборки автомобилей для ралли и кросса, кольцевых гонок и багги. А также помещением для разработки экспериментальных двигателей с двумя моторными стендами. В отличии от мегапопулярного ВФТС, в ЛСГА переделали кузов стандартной «пятерки», превратив его в подобие двухдверного купе – типа BMW M3 E30. Подвеска получила стойки Макферсон «по кругу», а дополняли картину реечное рулевое управление и дисковые тормоза на задней оси. Автомобиль получился очень легким: снаряженная масса составляла 830 кг против 980 у 4-дверного ВФТС.
Раллийный болид оснастили двигателем с увеличенным до 1.73 литра рабочим объемом, с двумя распредвалами в головке блока. При этом мощность составляла лишь 150 лошадей (напомним, что ВФТС выдавал 160). Передавать крутящий момент на задние ведущие колеса помогали металлокерамическое сцепление «Фихтель унд Сакс» и 5-и ступенчатая КПП. За ворота ЛСГА вышло всего два экземпляра этого автомобиля, но и их судьба обрывается в первой половине 90-х – по слухам машины сдали в утиль.
А на чем, помимо Шкод, Полонезов, Трабантов, Вартбургов и Лады-ВФТС, гонялись наши братья по соцлагерю?
Metalex начал модифицировать Жигули для гонок в первой половине семидесятых. К сезону 1974 года в Праге подготовили два прототипа ВАЗ-2101 MTX Rallye, с двигателями 1300 см3. В 1975 дебютировал ВАЗ-2103 МТХ Ралли, с мотором объемом 1.5 литра. Уже на первом этапе сезона, которым стало ралли Шумава, в стартовом списке было пять таких автомобилей. В следующем году родилась Lada MTX Rallye A5. Двигатель имел увеличенный до 1754 см3 рабочий объем, что вместе с другими доработками помогло поднять мощность до 130 л. с. При 6800 оборотах крутящий момент двигателя достигал 172 Н*м. Такие характеристики позволили автомобилю с четырехступенчатой коробкой передач развивать максималку до 180 км/ч.
В 1976 году пришло время Lada 1600 MTX Rallye. Основой для разработки стала модель ВАЗ-2106, с мотором объемом 1.6 литра и мощностью 129 лошадиных сил. В период с 1977 по 1982 Metalex выпустил 80 раллийных «шестерок».
В середине восьмидесятых гонщики на Lada VFTS регулярно выступали на международных соревнованиях и даже этапах чемпионата мира по ралли. Новая Зеландия, Греция, Финляндия. И это не говоря о странах соцлагеря и союзных республиках. Но в 1987 году Лада-2105 ВФТС, омологированная по «Группе Б», по сути стала невыездной, ведь чемпионаты Европы и мира проводили на автомобилях «группы А» и «N». По окончании срока действия омологации (31 декабря 1991 года) машина постепенно исчезла с раллийного небосвода, но легенда о VFTS не давала спокойно спать фанатам этой модели! К примеру, в Венгрии гоночные Жигули имеют культовый статус, и на них до сих пор массово участвуют в спортивных заездах.
По сути, единственными машинами, сумевшими оказать сопротивление гоночным Жигулям на территории стран варшавского договора, оказались чехословацкая заднемоторная Шкода 130LR и Полонез 2000С из Польши. Подготовкой тольяттинских автомобилей к соревнованиям занималось множество контор, например Вихур, но в приоритете у сильнейших спортсменов СССР был наш Вильнюсский завод спортивных автомобилей (VFTS).
«Вильнюсский волшебник»
Стасис Брундза, инженер-механик по образованию, первую половину семидесятых провел в Ижевске, выступая за заводскую команду. Но в 1975 году перебежал в стан «жигулистов».
VAZ-2105 VFTS. Современная реплика. Фото: Youtube.com
Почему Стасис предпочел Ладу? Дело в том, что спортивные Москвичи к середине семидесятых проигрывали ВАЗам по характеристикам. Брундза, семь лет проработавший заводским гонщиком и испытателем в Ижевске, знал об этом не понаслышке.
Международный успех
Дебютировавший в 1976 году ВАЗ-2103 Брундзы наделал немало шума! Шутка ли, на проходящем в Греции ралли Акрополис, Стасис сходу приехал шестым в абсолюте. Советским Жигулям удалось опередить такие машины как: BMW 2002 Ti, Audi 80 GT и Peugeot 504. Но самое главное – Ладе удалось финишировать! В отличие, например, от хорошо знакомых читателям гонщиков Тойоты: Уве Андерссона и Ханну Микколы, а также «шведского охотника» – Бьорна Вальдегаарда, пилотировавшего «Стратосферу» – Lancia Stratos.
ВАЗ-21011 в обвесе «под ВФТС». Фото: Youtube.com
Из «тройки» мог получился достойный раллийный болид, если бы не недостаток производительности. К решению этого вопроса в Вильнюсе подошли кардинальным способом: взяли легкий кузов «011», дополнив его мощным двигателем ВАЗ-2106. В результате на свет появилась Lada 1600 Rally, на которой Стасис финишировал десятым на гонках Акрополис 1978 года.
Новая надежда
В 1982 году Брундза разработал новый вариант спортивных Жигулей, на этот раз на основе «пятерки» – ВАЗ-2105. Проект изначально создавался под требования Международной автоспортивной федерации (FISA) для «Группы Б», что позволяло добиться максимальных спортивных результатов. Кстати, вот технические характеристики автомобиля Lada VFTS:
✅ Габаритные размеры (ДхШхВ) – 4090х1725х1400 мм
✅ Снаряженная масса – 980 кг
✅ Максималка – 190 км/час
✅ Разгон до «сотни» – 8.4 сек
✅ Рабочий объем двигателя – 1600 см3
✅ Мощность – 160 л. с. при 7 000 об/мин.
Лада «Группы Б» получила увеличенную колею колес и широченные покрышки – 205/60 R13. Последние выступали за габариты автомобиля, поэтому пришлось установить на крылья расширители. Мотор Лады ВФТС лишь отдаленно напоминал стандартный «шестерочный»: эстонские мастера изменили фазы газораспределения, усилили цилиндро-поршневую группу деталями из титана, и увеличили степень сжатия.
Lada-2105 VFTS в действии. Фото: Youtube.com
После добавления пары карбюраторов Weber, из жигулевского мотора удалось выжать впечатляющие 160 лошадей, а отдельным экземплярам «зарядили» под капот по 180 «коней»! Такой результат достигался тщательной селективной сборкой и последующей тонкой настройкой мотора. Стасис Брундза попробовал установить на «пятерку» турбодвигатель, но дальше опытного образца дело не пошло. 240-сильный агрегат, кстати карбюраторный, показал себя достаточно мощным, но слишком «сырым».
На автомобилях VFTS в Союзе выступали, в основном, спортсмены из прибалтийских республик. Например, экипаж Эугениуса Тумалявичуса и Пранаса Видейки, братьев Харди и Удо Метц. В РСФСР на автомобилях из Вильнюса ездили команды из Лениграда, Тольятти, и очень редко — из Москвы. Приятным исключением были братья Николай и Игорь Больших. Вообще, заполучить болид производства Вильнюсской Фабрики Транспортных Средств мечтали почти все раллисты, но такое право было только у членов сборной страны.
Раллийный болид братьев Метц. Фото: Youtube.com
Как уже упоминалось выше, ВФТС был не единственным предприятием, готовящим Lada к соревнованиям. Например, в середине восьмидесятых в Тольятти построили ВАЗ-2105 ЛСГА 2000.
Что такое ЛСГА:
Лаборатория Спортивных и Гоночных Автомобилей транспортного управления ВАЗ располагала участками сборки автомобилей для ралли и кросса, кольцевых гонок и багги. А также помещением для разработки экспериментальных двигателей с двумя моторными стендами. В отличии от мегапопулярного ВФТС, в ЛСГА переделали кузов стандартной «пятерки», превратив его в подобие двухдверного купе – типа BMW M3 E30. Подвеска получила стойки Макферсон «по кругу», а дополняли картину реечное рулевое управление и дисковые тормоза на задней оси. Автомобиль получился очень легким: снаряженная масса составляла 830 кг против 980 у 4-дверного ВФТС.
В России, почему то, строят реплики ВФТС, а не ЛСГА. Фото: Youtube.com
Раллийный болид оснастили двигателем с увеличенным до 1.73 литра рабочим объемом, с двумя распредвалами в головке блока. При этом мощность составляла лишь 150 лошадей (напомним, что ВФТС выдавал 160). Передавать крутящий момент на задние ведущие колеса помогали металлокерамическое сцепление «Фихтель унд Сакс» и 5-и ступенчатая КПП. За ворота ЛСГА вышло всего два экземпляра этого автомобиля, но и их судьба обрывается в первой половине 90-х – по слухам машины сдали в утиль.
А на чем, помимо Шкод, Полонезов, Трабантов, Вартбургов и Лады-ВФТС, гонялись наши братья по соцлагерю?
Металэкс
Metalex начал модифицировать Жигули для гонок в первой половине семидесятых. К сезону 1974 года в Праге подготовили два прототипа ВАЗ-2101 MTX Rallye, с двигателями 1300 см3. В 1975 дебютировал ВАЗ-2103 МТХ Ралли, с мотором объемом 1.5 литра. Уже на первом этапе сезона, которым стало ралли Шумава, в стартовом списке было пять таких автомобилей. В следующем году родилась Lada MTX Rallye A5. Двигатель имел увеличенный до 1754 см3 рабочий объем, что вместе с другими доработками помогло поднять мощность до 130 л. с. При 6800 оборотах крутящий момент двигателя достигал 172 Н*м. Такие характеристики позволили автомобилю с четырехступенчатой коробкой передач развивать максималку до 180 км/ч.
Аутентичные Lada VFTS из Прибалтики. Фото: Youtube.com
В 1976 году пришло время Lada 1600 MTX Rallye. Основой для разработки стала модель ВАЗ-2106, с мотором объемом 1.6 литра и мощностью 129 лошадиных сил. В период с 1977 по 1982 Metalex выпустил 80 раллийных «шестерок».
Закат
В середине восьмидесятых гонщики на Lada VFTS регулярно выступали на международных соревнованиях и даже этапах чемпионата мира по ралли. Новая Зеландия, Греция, Финляндия. И это не говоря о странах соцлагеря и союзных республиках. Но в 1987 году Лада-2105 ВФТС, омологированная по «Группе Б», по сути стала невыездной, ведь чемпионаты Европы и мира проводили на автомобилях «группы А» и «N». По окончании срока действия омологации (31 декабря 1991 года) машина постепенно исчезла с раллийного небосвода, но легенда о VFTS не давала спокойно спать фанатам этой модели! К примеру, в Венгрии гоночные Жигули имеют культовый статус, и на них до сих пор массово участвуют в спортивных заездах.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...