
Karosa: история того, как карета превратилась в единственный чешский автобус
Сказка о том, как тыква превратилась в карету, а потом – наоборот, знакома каждому с детства. Сегодня мы расскажем вам реальную историю о том, как фирма по производству карет смогла значительно улучшить свой ассортимент. Вряд ли Йозеф Содомка, живший в конце XIX века, предполагал такое развитие событий. Созданная им фабрика в Высоке Мыто, относящемся сегодня к Пардубицкому краю, стала первой по производству карет в Восточной Чехии.
Спустя пару десятилетий его родина превратилась в независимое государство. А созданная им скромная компания, спустя еще три десятилетия, выросла в ведущего производителя автобусов Чехословацкой республики. Немного позже она и вовсе осталась единственной в этой нише. Такое же положение сохраняется и сегодня. Но не будем забегать вперед.
Так скромно начиналась история Karosa. Фото: youtube.com
Конечно, более ста лет назад каретный экипаж являлся единственным транспортом массовой перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Все кардинально поменялось после появления ДВС и автомобилей. Экипажи превратились в моторизованные, став прародителями современных автобусов. В новых условиях «держать нос по ветру» пришлось уже сыну Содомки.
С 1925 года, помимо сокращения производства конных карет, основное внимание уделили изготовлению кузовов для серийно выпускаемых отечественных автомобильных шасси. Кто бы мог представить, что в послевоенное время скромное предприятие вытеснит их из ниши производства автобусов. В это же время в Высоке Мыто начат выпуск различных прицепов и планеров.
1928 год можно считать официальной отправной точкой в производстве первых автобусных кузовов (правда, на шасси Tatra и Skoda). Компания получила известность благодаря собственным формам, качественной сборке и успехам на выставках (например, популярный кабриолет Tatra 600).
После войны поменялась власть в стране, и предприятие национализировали. После принято решение сократить сборку кузовов автомобилей, а компанию превратить в основного производителя автобусов социалистической Чехословакии. После этого прямым конкурентам, таким как Skoda или Praga выдали негласный запрет на конкуренцию с автобусным заводом, «назначенным» базовым в республике.
Такие кузова изготовляло предприятие 100 лет назад. Фото: youtube.com
Когда компания Sodomko пережила процесс национализации в 1948 году, то задумались о смене названия. Решили что имя бывшего хозяина не стоит использовать в народном предприятии. Новые власти воспользовались тем, что пражская компания Олдржиха Ухлика, которой принадлежали промышленные права на установленный бренд Karosa, также стала частью национализированной компании. Благодаря этому появилась возможность использовать его для компании, получившей центральный офис в Высоке Мыто.
Естественно, что при коммунистическом режиме такое положение предполагало государственную индульгенцию и многие другие положительные моменты. Все это создало максимально комфортные условия для развития предприятия в Высоке Мыто. В конце 1950-х компания начала выпускать первые очень популярные модели городских автобусов, которые были отмечены наградами на многих международных выставках (например, на брюссельском ЭКСПО в 1958 году).
Затем последовали модификации для междугородних перевозок и даже сочлененный вариант, который сохранился лишь в виде прототипа. Впоследствии автобус производился по лицензии в Польше (Jelcz). В 1962 году также зарегистрировали компанию THZ Poliсka, производящую противопожарное оснащение под брендом Karosa. Это продолжалось до 90-х годов, когда она превратилась в отдельное предприятие.
Конечно, компания, не имеющая опыта и узких специалистов не могла сразу же освоить полный цикл производства автобусной техники. Поэтому пришлось прибегнуть к помощи коллег-конкурентов. Первым пассажирским транспортом, выпуск которого Karosa начала в 1958 году, стал Skoda 706 RTO. Он простоял на конвейере предприятия 14 лет и позже был заменен первой собственной моделью компании. По сути, он являлся чешской «солянкой»:
✅ двигатель от Skoda
✅ шасси от LIAZ
✅ кузов и сборка – Karosa
Из-за своей причудливой формы, на родине автобус получил прозвище «окурка». Но, это не имело никакого отношения к выкуренным сигаретам, слово переводилось на русский как «огурец». Думаю, Отокару Диблику, занимавшемуся дизайном «706-го» это не очень понравилось. Хотя, человек с хорошим чувством юмора всегда способен посмеяться над собой.
Автобус «706-й» модели, который готовили для международного конкурса, получил люксовую начинку. Кроме 24 удобных сидений, в салоне имелись телевизор, кухня и туалет. 11,3-литровый, 160-сильный двигатель позволял автобусу разгоняться до 85 км / ч. Модель выпускалась в разных вариантах использования. Например, пригородная или междугородняя модификации имели большее количество сидений: от 38 до 42 пассажиров.
Karosa SM 11, давно ставший исторической моделью компании. Фото: youtube.com
Через три года на базе этой модели в Высоке-Мыто попытались создать первый прицеп модели NO 80. Он не вышел в серию, в отличие от своего польского коллеги, который позже использовали и чехословацкие автомобилисты.
Karosa SM 11 появилась как прототип в 1961 году. После трех лет доработок, улучшенную опытную модель передали на испытания. Их успешное завершение в 1965 году открыло путь серийному производству. За 16 лет чехословацкое предприятия собрало 9900 салонов этой модели. Чтобы не вызывать ассоциаций с «чужим» предшественником, автобус снабдили множеством инноваций:
✅ 2-осный кузов
✅ 3-дверная конструкция
✅ двигатель посередине, между осями
✅ пневмоподвеска
✅ снижение уровня пола, способствующее улучшения обзора
Буквенный индекс в названии SM означал «Шкода местскы», т. е. «городской автобус со шкодовским двигателем». В нашу страну массово такие модели не поступали (ставку делали на венгерский Ikarus). А вот несколько его экземпляров закупили как подъездной транспорт для столичного Шереметьево. Закончили большинство из них свою службу уже в Ставрополе. Причем салон одного из них до сих пор выполняет роль аэродромной бытовки.
Следующая модель, о которой хотелось бы упомянуть, соединила две эпохи. Ее выпуск начали в застойном 1974 году, а завершили через двадцать два года, когда появилась Чешская Республика. Это Karosa В 731. За такой долгий период выпустили почти пять тысяч экземпляров. Иногда этих «старичков» можно и сегодня встретить на дорогах Чехии или соседних стран.
Karosa B 841 стал одной из последних моделей компании XX века. Его выпуск продолжался в течение трех лет, так и оставив его в минувшем тысячелетии. В прошлом остался СССР и монополия на венгерскую технику. Поэтому чешские специалисты смогли собирать свои автобусы и экспортировать в бывшие советские республики.
Так выглядит салон Karosa B 841. Фото: youtube.com
Самым массовым потребителем стал омский муниципалитет, закупивший целую сотню автобусов этой модели. Такому развитию событий способствовало то, что в «841-м» улучшили изоляцию салона и механизмы фиксации входных дверей. Это подготовило его к более успешной, чем у предшественника эксплуатации при низких температурах.
Следующей заводской серией стала «900-я». Она состояла из нескольких моделей, выпускавшихся с середины 90-х до середины «нулевых». На пороге нового века Karosa вошла в холдинг Irisbus. Позже происходило много переподчинений и смен владельцев, но эта компания никогда больше не была чисто чешской.
Одна из моделей Citybus, принесшая компании европейскую известность. Фото: youtube.com
Проиграли ли чехи от этого? Думаю, нет. Ведь средненький по европейским меркам автобусный завод смог приобрести «новое дыхание». Судите сами. В «нулевых» компания предлагает качественные Citybus 12M и 18М. После этого – 3 модели Citelis. Вершиной стали городские Urbanway и междугородные Crossway. Хорошая динамика позволяет Чешской Республике с 2014 года выйти в европейские лидеры по количеству произведенных автобусов на душу населения. А компания, которая теперь именуется Iveco Czech Republic, считается одним из крупнейших в Европе автобусных предприятий.
Спустя пару десятилетий его родина превратилась в независимое государство. А созданная им скромная компания, спустя еще три десятилетия, выросла в ведущего производителя автобусов Чехословацкой республики. Немного позже она и вовсе осталась единственной в этой нише. Такое же положение сохраняется и сегодня. Но не будем забегать вперед.

Конечно, более ста лет назад каретный экипаж являлся единственным транспортом массовой перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Все кардинально поменялось после появления ДВС и автомобилей. Экипажи превратились в моторизованные, став прародителями современных автобусов. В новых условиях «держать нос по ветру» пришлось уже сыну Содомки.
Рождение автобусов Karosa
С 1925 года, помимо сокращения производства конных карет, основное внимание уделили изготовлению кузовов для серийно выпускаемых отечественных автомобильных шасси. Кто бы мог представить, что в послевоенное время скромное предприятие вытеснит их из ниши производства автобусов. В это же время в Высоке Мыто начат выпуск различных прицепов и планеров.
1928 год можно считать официальной отправной точкой в производстве первых автобусных кузовов (правда, на шасси Tatra и Skoda). Компания получила известность благодаря собственным формам, качественной сборке и успехам на выставках (например, популярный кабриолет Tatra 600).
После войны поменялась власть в стране, и предприятие национализировали. После принято решение сократить сборку кузовов автомобилей, а компанию превратить в основного производителя автобусов социалистической Чехословакии. После этого прямым конкурентам, таким как Skoda или Praga выдали негласный запрет на конкуренцию с автобусным заводом, «назначенным» базовым в республике.

Когда компания Sodomko пережила процесс национализации в 1948 году, то задумались о смене названия. Решили что имя бывшего хозяина не стоит использовать в народном предприятии. Новые власти воспользовались тем, что пражская компания Олдржиха Ухлика, которой принадлежали промышленные права на установленный бренд Karosa, также стала частью национализированной компании. Благодаря этому появилась возможность использовать его для компании, получившей центральный офис в Высоке Мыто.
Естественно, что при коммунистическом режиме такое положение предполагало государственную индульгенцию и многие другие положительные моменты. Все это создало максимально комфортные условия для развития предприятия в Высоке Мыто. В конце 1950-х компания начала выпускать первые очень популярные модели городских автобусов, которые были отмечены наградами на многих международных выставках (например, на брюссельском ЭКСПО в 1958 году).
Затем последовали модификации для междугородних перевозок и даже сочлененный вариант, который сохранился лишь в виде прототипа. Впоследствии автобус производился по лицензии в Польше (Jelcz). В 1962 году также зарегистрировали компанию THZ Poliсka, производящую противопожарное оснащение под брендом Karosa. Это продолжалось до 90-х годов, когда она превратилась в отдельное предприятие.
Первые модели на чужом шасси и дальнейшее развитие
Конечно, компания, не имеющая опыта и узких специалистов не могла сразу же освоить полный цикл производства автобусной техники. Поэтому пришлось прибегнуть к помощи коллег-конкурентов. Первым пассажирским транспортом, выпуск которого Karosa начала в 1958 году, стал Skoda 706 RTO. Он простоял на конвейере предприятия 14 лет и позже был заменен первой собственной моделью компании. По сути, он являлся чешской «солянкой»:
✅ двигатель от Skoda
✅ шасси от LIAZ
✅ кузов и сборка – Karosa
Из-за своей причудливой формы, на родине автобус получил прозвище «окурка». Но, это не имело никакого отношения к выкуренным сигаретам, слово переводилось на русский как «огурец». Думаю, Отокару Диблику, занимавшемуся дизайном «706-го» это не очень понравилось. Хотя, человек с хорошим чувством юмора всегда способен посмеяться над собой.
История Karosa, начатая с чужого автобуса, успешно продолжилась собственными моделями серии S. По лицензии они предоставлялись и польским партнерам, а выпуск продолжился до 1977 года.
Автобус «706-й» модели, который готовили для международного конкурса, получил люксовую начинку. Кроме 24 удобных сидений, в салоне имелись телевизор, кухня и туалет. 11,3-литровый, 160-сильный двигатель позволял автобусу разгоняться до 85 км / ч. Модель выпускалась в разных вариантах использования. Например, пригородная или междугородняя модификации имели большее количество сидений: от 38 до 42 пассажиров.

Через три года на базе этой модели в Высоке-Мыто попытались создать первый прицеп модели NO 80. Он не вышел в серию, в отличие от своего польского коллеги, который позже использовали и чехословацкие автомобилисты.
Настоящие Karosa социалистического периода
Karosa SM 11 появилась как прототип в 1961 году. После трех лет доработок, улучшенную опытную модель передали на испытания. Их успешное завершение в 1965 году открыло путь серийному производству. За 16 лет чехословацкое предприятия собрало 9900 салонов этой модели. Чтобы не вызывать ассоциаций с «чужим» предшественником, автобус снабдили множеством инноваций:
✅ 2-осный кузов
✅ 3-дверная конструкция
✅ двигатель посередине, между осями
✅ пневмоподвеска
✅ снижение уровня пола, способствующее улучшения обзора
Буквенный индекс в названии SM означал «Шкода местскы», т. е. «городской автобус со шкодовским двигателем». В нашу страну массово такие модели не поступали (ставку делали на венгерский Ikarus). А вот несколько его экземпляров закупили как подъездной транспорт для столичного Шереметьево. Закончили большинство из них свою службу уже в Ставрополе. Причем салон одного из них до сих пор выполняет роль аэродромной бытовки.
Следующая модель, о которой хотелось бы упомянуть, соединила две эпохи. Ее выпуск начали в застойном 1974 году, а завершили через двадцать два года, когда появилась Чешская Республика. Это Karosa В 731. За такой долгий период выпустили почти пять тысяч экземпляров. Иногда этих «старичков» можно и сегодня встретить на дорогах Чехии или соседних стран.
Последние чисто чешские автобусы
Karosa B 841 стал одной из последних моделей компании XX века. Его выпуск продолжался в течение трех лет, так и оставив его в минувшем тысячелетии. В прошлом остался СССР и монополия на венгерскую технику. Поэтому чешские специалисты смогли собирать свои автобусы и экспортировать в бывшие советские республики.

Самым массовым потребителем стал омский муниципалитет, закупивший целую сотню автобусов этой модели. Такому развитию событий способствовало то, что в «841-м» улучшили изоляцию салона и механизмы фиксации входных дверей. Это подготовило его к более успешной, чем у предшественника эксплуатации при низких температурах.
Следующей заводской серией стала «900-я». Она состояла из нескольких моделей, выпускавшихся с середины 90-х до середины «нулевых». На пороге нового века Karosa вошла в холдинг Irisbus. Позже происходило много переподчинений и смен владельцев, но эта компания никогда больше не была чисто чешской.

Проиграли ли чехи от этого? Думаю, нет. Ведь средненький по европейским меркам автобусный завод смог приобрести «новое дыхание». Судите сами. В «нулевых» компания предлагает качественные Citybus 12M и 18М. После этого – 3 модели Citelis. Вершиной стали городские Urbanway и междугородные Crossway. Хорошая динамика позволяет Чешской Республике с 2014 года выйти в европейские лидеры по количеству произведенных автобусов на душу населения. А компания, которая теперь именуется Iveco Czech Republic, считается одним из крупнейших в Европе автобусных предприятий.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...