
ГАЗ-51 – рожденный дважды для восстановления Советского Союза после войны
Грузовые автомобили советской эпохи не отличались разнообразием брендов. В классе среднетоннажных моделей правили бал ГАЗ и ЗИЛ. Именно эти грузовики, последний из пары тогда назывался ЗИС, помогали восстанавливать разрушенную войной страну.
Сегодня мы расскажем про ГАЗ-51 – один из самых массовых советских грузовиков. Именно на этих машинах миллионы водителей помогали восстанавливать разрушенную войной страну, покоряли целину, строили новые заводы.
Серийные автомобили появились в 1946 году. Хотя, не все так однозначно. Этот грузовик разрабатывался еще в конце 1930-х, но из-за начала Великой Отечественной войны его дебют пришлось надолго отложить.
Большинство автомобилей сейчас далеки от идеала. Фото: Youtube.com
Модель оказалась настолько удачной, что ее выпускали почти 30 лет. Надежный и простой грузовик пользовался заслуженной любовью у водителей нескольких поколений.
Уже в середине 1930-х годов советским конструкторам стало ясно, что «полуторка» ГАЗ-АА нуждается в доработках. Автомобиль был прост и надежен, но грузоподъемности ему катастрофически не хватало.
В 1937 году на горьковском заводе (с 1935 по 1957 гг. он назывался ЗИМ) начали разрабатывать новую модель. Главная задача была поставлена четко – довести грузоподъемность до 2 тонн. Первый прототип нового грузовика сделали уже через пару лет, тогда же начались испытания.
В 1940 году грузовик с двигателем ГАЗ-11 продемонстрировали на выставке в Москве, после чего он был рекомендован к серийному производству. Модель внешне была похожа на европейские и американские авто, но нельзя сказать, чтобы ее скопировали.
Справа довоенный прототип ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Грузовик получил новый двигатель, не имеющий ничего общего с ГАЗ-М. Возможности последнего мотора советские конструкторы уже исчерпали, а его мощности не хватало для грузоподъемности в 2 тонны.
Силовой агрегат, получивший индекс ГАЗ-11, был скопирован с Dodge Series D5. Интересно, что его купили у американцев по линии НКВД, то есть через подставных лиц.
Серийное производство ГАЗ-51 должно было начаться в 1941 году, но начало Великой Отечественной войны нарушило все планы. Завод стал выпускать военную технику, запускать в серию новые модели гражданской направленности было просто невозможно.
К разработкам ГАЗ-51 вернулись в 1943 году. К тому времени стало ясно, что СССР победит в войне, поэтому нужно было начинать думать о восстановлении народного хозяйства.
В 80-х годах эти автомобили часто выглядели невзрачно. Фото: Youtube.com
Советский Союз уже успел познакомиться к тому времени с американскими автомобилями, поставляемыми по ленд-лизу. Стало ясно, что ГАЗ-51 в его довоенном виде уже устарел. Да и товарищ Сталин прямо намекал, что нужно увеличить грузоподъемность хотя бы до 2,5 тонн. Пришло дорабатывать модель.
Она получила ряд новшеств:
✅ Раму усилили
✅ Дизайн кабины изменили, а сама она стала более комфортной
✅ Увеличилась длина кузова и грузоподъемность
Что касается двигателя, то это тот же самый ГАЗ-11, но уже доработанный и испытанный за военные годы.
Экспериментальные ГАЗ-51, уже переделанные, появились в 1944 году. Их испытывали и сравнивали с американскими моделями, сразу дорабатывая. В 1945 году появились уже предсерийные грузовики, показанные членам правительства. «Верха» одобрили ГАЗ-51 в производство. Оно стартовало в 1946 году.
По сравнению с «полуторкой», ГАЗ-51 стал автомобилем более современным. Управлять этой машиной гораздо проще. Появились контрольные приборы, автоматическая регулировка углов опережения зажигания, новые тормозная система и ходовка.
Задняя подвеска ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Двигатель ГАЗ-11 был современным и прогрессивным для своих лет, его даже сравнивать нельзя с ГАЗ-М. Рабочий объем – 3,5 л. при мощности в 70 л. с. Расход топлива тоже радовал – до 25 литров на 100 км с полной загрузкой.
На силовом агрегате ГАЗ-11 впервые для завода была применена герметичная система охлаждения. Из-за этого испарение воды снизилось в разы, что упростило эксплуатацию грузовика для водителя. Был и термостат, так что перегреть мотор стало сложнее.
Появилась двухфильтровая система смазки двигателя. У «полуторки» масло вообще не очищалось, если не считать сеточки возле насоса.
Имел двигатель ГАЗ-51 и ряд недостатков. Например, он не любил работы на высоких оборотах при полной загрузке. В таких случаях мотор страдал из-за масляного голодания и быстро выходил из строя. Чтобы избежать этого, конструкторы предусмотрели ограничитель оборотов в карбюраторе.
Двигатель работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Кстати, МКПП была без синхронизаторов, поэтому приходилось переключаться вверх с двойным выжимом сцепления. Водители давно уже не помнят про такую особенность грузовиков, но раньше это было в порядке вещей.
Подвески ГАЗ-51 даже сейчас не выглядят безнадежно устаревшими, а для 1946 года они были верхом инженерной мысли. Чего только стоили пара подрессорников на задней оси и гидравлические рычажные амортизаторы двухстороннего действия спереди.
На старте выпуска ГАЗ -51 Горьковскому автомобильному заводу приходилось экономить металл, которого не хватало. Поэтому кабины первых грузовиков делали деревянными. Из брусков собирали каркас, который обшивался фанерой, а сверху – брезент. Таким ГАЗ-51 был до 1950 года.
Кабина ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Потом кабины начали обшивать металлическими листами. От брезентовой крыши отказались. Только с 1954 года автомобили начали делать с цельнометаллическими кабинами. Появилось и штатное отопление.
Сейчас кажется, что в кабине ГАЗ-51 спартанская обстановка. Но водители, пересевшие на эти грузовики с «полуторок», были в восторге. Особенно приятно работать стало в цельнометаллических кабинах, но не из-за материала, а потому, что появилось отопление.
Начиная с 1948 года, ГАЗ-51 дорабатывали и улучшали. Это касалось внешности, грузовой платформы, технических характеристик.
ГАЗ-51 медпомощь. Фото: Youtube.com
Конструкторы старались уменьшать массу автомобиля – в 1962 году она уже составляла всего около 2,3 тонны, при грузоподъемности 2,5 т.
Что касается двигателя, то он все годы производства оставался одним и тем же, хотя подвергался многочисленным модернизациям. Более того, ГАЗ-11 перекочевал потом и на новый грузовик с индексом 52, хотя уже под другим названием.
На шасси ГАЗ-51 выпускали более 30 модификаций автомобилей. Среди них была целая линейка экспортных версий, в основном, для тропического климата. Грузовики, которые отправляли за границу, отличались высоким качеством сборки, гидроизоляцией проводки, да и детали для них выбирали лучшие.
Интересны седельные тягачи ГАЗ-51П – они неоднократно мелькали в советских фильмах того времени. Были и газобаллонные модели, причем заводские, правда, выпускали их недолго и только ограниченными партиями.
Собирали на шасси ГАЗ-51 и ряд пассажирских автобусов. Их использовали в основном для сельской местности. Ограниченной серией выпускали даже прогулочные модели без крыши – специально для курортных городов.
ГАЗ-51 молоковоз. Фото: Youtube.com
ГАЗ-51 собирали не только в Советском Союзе. Техническую документацию получили в Польше, Китае и Северной Корее. Последняя страна, по слухам, до сих пор выпускает свои копии советских грузовиков.
На городских улицах ГАЗ-51 сейчас встретить вряд ли получится. А вот в сельской местности они еще изредка попадаются. В продаже эти грузовики тоже встречаются, хотя выбор небольшой – около 10 экземпляров. Просят за них от 80 тысяч рублей.
Если есть желание, можно еще приобрести и восстановить ретро-технику недорого. Будет что показать детям и внукам.
Сегодня мы расскажем про ГАЗ-51 – один из самых массовых советских грузовиков. Именно на этих машинах миллионы водителей помогали восстанавливать разрушенную войной страну, покоряли целину, строили новые заводы.
Серийные автомобили появились в 1946 году. Хотя, не все так однозначно. Этот грузовик разрабатывался еще в конце 1930-х, но из-за начала Великой Отечественной войны его дебют пришлось надолго отложить.

Модель оказалась настолько удачной, что ее выпускали почти 30 лет. Надежный и простой грузовик пользовался заслуженной любовью у водителей нескольких поколений.
Довоенный этап разработки
Уже в середине 1930-х годов советским конструкторам стало ясно, что «полуторка» ГАЗ-АА нуждается в доработках. Автомобиль был прост и надежен, но грузоподъемности ему катастрофически не хватало.
В 1937 году на горьковском заводе (с 1935 по 1957 гг. он назывался ЗИМ) начали разрабатывать новую модель. Главная задача была поставлена четко – довести грузоподъемность до 2 тонн. Первый прототип нового грузовика сделали уже через пару лет, тогда же начались испытания.
В 1940 году грузовик с двигателем ГАЗ-11 продемонстрировали на выставке в Москве, после чего он был рекомендован к серийному производству. Модель внешне была похожа на европейские и американские авто, но нельзя сказать, чтобы ее скопировали.

Грузовик получил новый двигатель, не имеющий ничего общего с ГАЗ-М. Возможности последнего мотора советские конструкторы уже исчерпали, а его мощности не хватало для грузоподъемности в 2 тонны.
Силовой агрегат, получивший индекс ГАЗ-11, был скопирован с Dodge Series D5. Интересно, что его купили у американцев по линии НКВД, то есть через подставных лиц.
Серийное производство ГАЗ-51 должно было начаться в 1941 году, но начало Великой Отечественной войны нарушило все планы. Завод стал выпускать военную технику, запускать в серию новые модели гражданской направленности было просто невозможно.
Второй этап развития
К разработкам ГАЗ-51 вернулись в 1943 году. К тому времени стало ясно, что СССР победит в войне, поэтому нужно было начинать думать о восстановлении народного хозяйства.

Советский Союз уже успел познакомиться к тому времени с американскими автомобилями, поставляемыми по ленд-лизу. Стало ясно, что ГАЗ-51 в его довоенном виде уже устарел. Да и товарищ Сталин прямо намекал, что нужно увеличить грузоподъемность хотя бы до 2,5 тонн. Пришло дорабатывать модель.
Она получила ряд новшеств:
✅ Раму усилили
✅ Дизайн кабины изменили, а сама она стала более комфортной
✅ Увеличилась длина кузова и грузоподъемность
Что касается двигателя, то это тот же самый ГАЗ-11, но уже доработанный и испытанный за военные годы.
Заимствования, в которых обвиняют конструкторов ГАЗ, действительно были – ориентировку взяли на Dodge WC-51, но только по ряду технических параметров. Внешне эти два грузовика вообще не похожи.
Экспериментальные ГАЗ-51, уже переделанные, появились в 1944 году. Их испытывали и сравнивали с американскими моделями, сразу дорабатывая. В 1945 году появились уже предсерийные грузовики, показанные членам правительства. «Верха» одобрили ГАЗ-51 в производство. Оно стартовало в 1946 году.
Особенности технических характеристик
По сравнению с «полуторкой», ГАЗ-51 стал автомобилем более современным. Управлять этой машиной гораздо проще. Появились контрольные приборы, автоматическая регулировка углов опережения зажигания, новые тормозная система и ходовка.

Двигатель ГАЗ-11 был современным и прогрессивным для своих лет, его даже сравнивать нельзя с ГАЗ-М. Рабочий объем – 3,5 л. при мощности в 70 л. с. Расход топлива тоже радовал – до 25 литров на 100 км с полной загрузкой.
На силовом агрегате ГАЗ-11 впервые для завода была применена герметичная система охлаждения. Из-за этого испарение воды снизилось в разы, что упростило эксплуатацию грузовика для водителя. Был и термостат, так что перегреть мотор стало сложнее.
Появилась двухфильтровая система смазки двигателя. У «полуторки» масло вообще не очищалось, если не считать сеточки возле насоса.
Имел двигатель ГАЗ-51 и ряд недостатков. Например, он не любил работы на высоких оборотах при полной загрузке. В таких случаях мотор страдал из-за масляного голодания и быстро выходил из строя. Чтобы избежать этого, конструкторы предусмотрели ограничитель оборотов в карбюраторе.
Двигатель работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Кстати, МКПП была без синхронизаторов, поэтому приходилось переключаться вверх с двойным выжимом сцепления. Водители давно уже не помнят про такую особенность грузовиков, но раньше это было в порядке вещей.
Подвески ГАЗ-51 даже сейчас не выглядят безнадежно устаревшими, а для 1946 года они были верхом инженерной мысли. Чего только стоили пара подрессорников на задней оси и гидравлические рычажные амортизаторы двухстороннего действия спереди.
Кабина и ее изменения
На старте выпуска ГАЗ -51 Горьковскому автомобильному заводу приходилось экономить металл, которого не хватало. Поэтому кабины первых грузовиков делали деревянными. Из брусков собирали каркас, который обшивался фанерой, а сверху – брезент. Таким ГАЗ-51 был до 1950 года.

Потом кабины начали обшивать металлическими листами. От брезентовой крыши отказались. Только с 1954 года автомобили начали делать с цельнометаллическими кабинами. Появилось и штатное отопление.
Сейчас кажется, что в кабине ГАЗ-51 спартанская обстановка. Но водители, пересевшие на эти грузовики с «полуторок», были в восторге. Особенно приятно работать стало в цельнометаллических кабинах, но не из-за материала, а потому, что появилось отопление.
Модернизации и модификации
Начиная с 1948 года, ГАЗ-51 дорабатывали и улучшали. Это касалось внешности, грузовой платформы, технических характеристик.

Конструкторы старались уменьшать массу автомобиля – в 1962 году она уже составляла всего около 2,3 тонны, при грузоподъемности 2,5 т.
Что касается двигателя, то он все годы производства оставался одним и тем же, хотя подвергался многочисленным модернизациям. Более того, ГАЗ-11 перекочевал потом и на новый грузовик с индексом 52, хотя уже под другим названием.
На шасси ГАЗ-51 выпускали более 30 модификаций автомобилей. Среди них была целая линейка экспортных версий, в основном, для тропического климата. Грузовики, которые отправляли за границу, отличались высоким качеством сборки, гидроизоляцией проводки, да и детали для них выбирали лучшие.
Интересны седельные тягачи ГАЗ-51П – они неоднократно мелькали в советских фильмах того времени. Были и газобаллонные модели, причем заводские, правда, выпускали их недолго и только ограниченными партиями.
Собирали на шасси ГАЗ-51 и ряд пассажирских автобусов. Их использовали в основном для сельской местности. Ограниченной серией выпускали даже прогулочные модели без крыши – специально для курортных городов.

ГАЗ-51 собирали не только в Советском Союзе. Техническую документацию получили в Польше, Китае и Северной Корее. Последняя страна, по слухам, до сих пор выпускает свои копии советских грузовиков.
На городских улицах ГАЗ-51 сейчас встретить вряд ли получится. А вот в сельской местности они еще изредка попадаются. В продаже эти грузовики тоже встречаются, хотя выбор небольшой – около 10 экземпляров. Просят за них от 80 тысяч рублей.
Если есть желание, можно еще приобрести и восстановить ретро-технику недорого. Будет что показать детям и внукам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...