ГАЗ-51 – рожденный дважды для восстановления Советского Союза после войны
Грузовые автомобили советской эпохи не отличались разнообразием брендов. В классе среднетоннажных моделей правили бал ГАЗ и ЗИЛ. Именно эти грузовики, последний из пары тогда назывался ЗИС, помогали восстанавливать разрушенную войной страну.
Сегодня мы расскажем про ГАЗ-51 – один из самых массовых советских грузовиков. Именно на этих машинах миллионы водителей помогали восстанавливать разрушенную войной страну, покоряли целину, строили новые заводы.
Серийные автомобили появились в 1946 году. Хотя, не все так однозначно. Этот грузовик разрабатывался еще в конце 1930-х, но из-за начала Великой Отечественной войны его дебют пришлось надолго отложить.
Модель оказалась настолько удачной, что ее выпускали почти 30 лет. Надежный и простой грузовик пользовался заслуженной любовью у водителей нескольких поколений.
Уже в середине 1930-х годов советским конструкторам стало ясно, что «полуторка» ГАЗ-АА нуждается в доработках. Автомобиль был прост и надежен, но грузоподъемности ему катастрофически не хватало.
В 1937 году на горьковском заводе (с 1935 по 1957 гг. он назывался ЗИМ) начали разрабатывать новую модель. Главная задача была поставлена четко – довести грузоподъемность до 2 тонн. Первый прототип нового грузовика сделали уже через пару лет, тогда же начались испытания.
В 1940 году грузовик с двигателем ГАЗ-11 продемонстрировали на выставке в Москве, после чего он был рекомендован к серийному производству. Модель внешне была похожа на европейские и американские авто, но нельзя сказать, чтобы ее скопировали.
Грузовик получил новый двигатель, не имеющий ничего общего с ГАЗ-М. Возможности последнего мотора советские конструкторы уже исчерпали, а его мощности не хватало для грузоподъемности в 2 тонны.
Силовой агрегат, получивший индекс ГАЗ-11, был скопирован с Dodge Series D5. Интересно, что его купили у американцев по линии НКВД, то есть через подставных лиц.
Серийное производство ГАЗ-51 должно было начаться в 1941 году, но начало Великой Отечественной войны нарушило все планы. Завод стал выпускать военную технику, запускать в серию новые модели гражданской направленности было просто невозможно.
К разработкам ГАЗ-51 вернулись в 1943 году. К тому времени стало ясно, что СССР победит в войне, поэтому нужно было начинать думать о восстановлении народного хозяйства.
Советский Союз уже успел познакомиться к тому времени с американскими автомобилями, поставляемыми по ленд-лизу. Стало ясно, что ГАЗ-51 в его довоенном виде уже устарел. Да и товарищ Сталин прямо намекал, что нужно увеличить грузоподъемность хотя бы до 2,5 тонн. Пришло дорабатывать модель.
Она получила ряд новшеств:
✅ Раму усилили
✅ Дизайн кабины изменили, а сама она стала более комфортной
✅ Увеличилась длина кузова и грузоподъемность
Что касается двигателя, то это тот же самый ГАЗ-11, но уже доработанный и испытанный за военные годы.
Экспериментальные ГАЗ-51, уже переделанные, появились в 1944 году. Их испытывали и сравнивали с американскими моделями, сразу дорабатывая. В 1945 году появились уже предсерийные грузовики, показанные членам правительства. «Верха» одобрили ГАЗ-51 в производство. Оно стартовало в 1946 году.
По сравнению с «полуторкой», ГАЗ-51 стал автомобилем более современным. Управлять этой машиной гораздо проще. Появились контрольные приборы, автоматическая регулировка углов опережения зажигания, новые тормозная система и ходовка.
Двигатель ГАЗ-11 был современным и прогрессивным для своих лет, его даже сравнивать нельзя с ГАЗ-М. Рабочий объем – 3,5 л. при мощности в 70 л. с. Расход топлива тоже радовал – до 25 литров на 100 км с полной загрузкой.
На силовом агрегате ГАЗ-11 впервые для завода была применена герметичная система охлаждения. Из-за этого испарение воды снизилось в разы, что упростило эксплуатацию грузовика для водителя. Был и термостат, так что перегреть мотор стало сложнее.
Появилась двухфильтровая система смазки двигателя. У «полуторки» масло вообще не очищалось, если не считать сеточки возле насоса.
Имел двигатель ГАЗ-51 и ряд недостатков. Например, он не любил работы на высоких оборотах при полной загрузке. В таких случаях мотор страдал из-за масляного голодания и быстро выходил из строя. Чтобы избежать этого, конструкторы предусмотрели ограничитель оборотов в карбюраторе.
Двигатель работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Кстати, МКПП была без синхронизаторов, поэтому приходилось переключаться вверх с двойным выжимом сцепления. Водители давно уже не помнят про такую особенность грузовиков, но раньше это было в порядке вещей.
Подвески ГАЗ-51 даже сейчас не выглядят безнадежно устаревшими, а для 1946 года они были верхом инженерной мысли. Чего только стоили пара подрессорников на задней оси и гидравлические рычажные амортизаторы двухстороннего действия спереди.
На старте выпуска ГАЗ -51 Горьковскому автомобильному заводу приходилось экономить металл, которого не хватало. Поэтому кабины первых грузовиков делали деревянными. Из брусков собирали каркас, который обшивался фанерой, а сверху – брезент. Таким ГАЗ-51 был до 1950 года.
Потом кабины начали обшивать металлическими листами. От брезентовой крыши отказались. Только с 1954 года автомобили начали делать с цельнометаллическими кабинами. Появилось и штатное отопление.
Сейчас кажется, что в кабине ГАЗ-51 спартанская обстановка. Но водители, пересевшие на эти грузовики с «полуторок», были в восторге. Особенно приятно работать стало в цельнометаллических кабинах, но не из-за материала, а потому, что появилось отопление.
Начиная с 1948 года, ГАЗ-51 дорабатывали и улучшали. Это касалось внешности, грузовой платформы, технических характеристик.
Конструкторы старались уменьшать массу автомобиля – в 1962 году она уже составляла всего около 2,3 тонны, при грузоподъемности 2,5 т.
Что касается двигателя, то он все годы производства оставался одним и тем же, хотя подвергался многочисленным модернизациям. Более того, ГАЗ-11 перекочевал потом и на новый грузовик с индексом 52, хотя уже под другим названием.
На шасси ГАЗ-51 выпускали более 30 модификаций автомобилей. Среди них была целая линейка экспортных версий, в основном, для тропического климата. Грузовики, которые отправляли за границу, отличались высоким качеством сборки, гидроизоляцией проводки, да и детали для них выбирали лучшие.
Интересны седельные тягачи ГАЗ-51П – они неоднократно мелькали в советских фильмах того времени. Были и газобаллонные модели, причем заводские, правда, выпускали их недолго и только ограниченными партиями.
Собирали на шасси ГАЗ-51 и ряд пассажирских автобусов. Их использовали в основном для сельской местности. Ограниченной серией выпускали даже прогулочные модели без крыши – специально для курортных городов.
ГАЗ-51 собирали не только в Советском Союзе. Техническую документацию получили в Польше, Китае и Северной Корее. Последняя страна, по слухам, до сих пор выпускает свои копии советских грузовиков.
На городских улицах ГАЗ-51 сейчас встретить вряд ли получится. А вот в сельской местности они еще изредка попадаются. В продаже эти грузовики тоже встречаются, хотя выбор небольшой – около 10 экземпляров. Просят за них от 80 тысяч рублей.
Если есть желание, можно еще приобрести и восстановить ретро-технику недорого. Будет что показать детям и внукам.
Сегодня мы расскажем про ГАЗ-51 – один из самых массовых советских грузовиков. Именно на этих машинах миллионы водителей помогали восстанавливать разрушенную войной страну, покоряли целину, строили новые заводы.
Серийные автомобили появились в 1946 году. Хотя, не все так однозначно. Этот грузовик разрабатывался еще в конце 1930-х, но из-за начала Великой Отечественной войны его дебют пришлось надолго отложить.
Большинство автомобилей сейчас далеки от идеала. Фото: Youtube.com
Модель оказалась настолько удачной, что ее выпускали почти 30 лет. Надежный и простой грузовик пользовался заслуженной любовью у водителей нескольких поколений.
Довоенный этап разработки
Уже в середине 1930-х годов советским конструкторам стало ясно, что «полуторка» ГАЗ-АА нуждается в доработках. Автомобиль был прост и надежен, но грузоподъемности ему катастрофически не хватало.
В 1937 году на горьковском заводе (с 1935 по 1957 гг. он назывался ЗИМ) начали разрабатывать новую модель. Главная задача была поставлена четко – довести грузоподъемность до 2 тонн. Первый прототип нового грузовика сделали уже через пару лет, тогда же начались испытания.
В 1940 году грузовик с двигателем ГАЗ-11 продемонстрировали на выставке в Москве, после чего он был рекомендован к серийному производству. Модель внешне была похожа на европейские и американские авто, но нельзя сказать, чтобы ее скопировали.
Справа довоенный прототип ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Грузовик получил новый двигатель, не имеющий ничего общего с ГАЗ-М. Возможности последнего мотора советские конструкторы уже исчерпали, а его мощности не хватало для грузоподъемности в 2 тонны.
Силовой агрегат, получивший индекс ГАЗ-11, был скопирован с Dodge Series D5. Интересно, что его купили у американцев по линии НКВД, то есть через подставных лиц.
Серийное производство ГАЗ-51 должно было начаться в 1941 году, но начало Великой Отечественной войны нарушило все планы. Завод стал выпускать военную технику, запускать в серию новые модели гражданской направленности было просто невозможно.
Второй этап развития
К разработкам ГАЗ-51 вернулись в 1943 году. К тому времени стало ясно, что СССР победит в войне, поэтому нужно было начинать думать о восстановлении народного хозяйства.
В 80-х годах эти автомобили часто выглядели невзрачно. Фото: Youtube.com
Советский Союз уже успел познакомиться к тому времени с американскими автомобилями, поставляемыми по ленд-лизу. Стало ясно, что ГАЗ-51 в его довоенном виде уже устарел. Да и товарищ Сталин прямо намекал, что нужно увеличить грузоподъемность хотя бы до 2,5 тонн. Пришло дорабатывать модель.
Она получила ряд новшеств:
✅ Раму усилили
✅ Дизайн кабины изменили, а сама она стала более комфортной
✅ Увеличилась длина кузова и грузоподъемность
Что касается двигателя, то это тот же самый ГАЗ-11, но уже доработанный и испытанный за военные годы.
Заимствования, в которых обвиняют конструкторов ГАЗ, действительно были – ориентировку взяли на Dodge WC-51, но только по ряду технических параметров. Внешне эти два грузовика вообще не похожи.
Экспериментальные ГАЗ-51, уже переделанные, появились в 1944 году. Их испытывали и сравнивали с американскими моделями, сразу дорабатывая. В 1945 году появились уже предсерийные грузовики, показанные членам правительства. «Верха» одобрили ГАЗ-51 в производство. Оно стартовало в 1946 году.
Особенности технических характеристик
По сравнению с «полуторкой», ГАЗ-51 стал автомобилем более современным. Управлять этой машиной гораздо проще. Появились контрольные приборы, автоматическая регулировка углов опережения зажигания, новые тормозная система и ходовка.
Задняя подвеска ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Двигатель ГАЗ-11 был современным и прогрессивным для своих лет, его даже сравнивать нельзя с ГАЗ-М. Рабочий объем – 3,5 л. при мощности в 70 л. с. Расход топлива тоже радовал – до 25 литров на 100 км с полной загрузкой.
На силовом агрегате ГАЗ-11 впервые для завода была применена герметичная система охлаждения. Из-за этого испарение воды снизилось в разы, что упростило эксплуатацию грузовика для водителя. Был и термостат, так что перегреть мотор стало сложнее.
Появилась двухфильтровая система смазки двигателя. У «полуторки» масло вообще не очищалось, если не считать сеточки возле насоса.
Имел двигатель ГАЗ-51 и ряд недостатков. Например, он не любил работы на высоких оборотах при полной загрузке. В таких случаях мотор страдал из-за масляного голодания и быстро выходил из строя. Чтобы избежать этого, конструкторы предусмотрели ограничитель оборотов в карбюраторе.
Двигатель работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Кстати, МКПП была без синхронизаторов, поэтому приходилось переключаться вверх с двойным выжимом сцепления. Водители давно уже не помнят про такую особенность грузовиков, но раньше это было в порядке вещей.
Подвески ГАЗ-51 даже сейчас не выглядят безнадежно устаревшими, а для 1946 года они были верхом инженерной мысли. Чего только стоили пара подрессорников на задней оси и гидравлические рычажные амортизаторы двухстороннего действия спереди.
Кабина и ее изменения
На старте выпуска ГАЗ -51 Горьковскому автомобильному заводу приходилось экономить металл, которого не хватало. Поэтому кабины первых грузовиков делали деревянными. Из брусков собирали каркас, который обшивался фанерой, а сверху – брезент. Таким ГАЗ-51 был до 1950 года.
Кабина ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Потом кабины начали обшивать металлическими листами. От брезентовой крыши отказались. Только с 1954 года автомобили начали делать с цельнометаллическими кабинами. Появилось и штатное отопление.
Сейчас кажется, что в кабине ГАЗ-51 спартанская обстановка. Но водители, пересевшие на эти грузовики с «полуторок», были в восторге. Особенно приятно работать стало в цельнометаллических кабинах, но не из-за материала, а потому, что появилось отопление.
Модернизации и модификации
Начиная с 1948 года, ГАЗ-51 дорабатывали и улучшали. Это касалось внешности, грузовой платформы, технических характеристик.
ГАЗ-51 медпомощь. Фото: Youtube.com
Конструкторы старались уменьшать массу автомобиля – в 1962 году она уже составляла всего около 2,3 тонны, при грузоподъемности 2,5 т.
Что касается двигателя, то он все годы производства оставался одним и тем же, хотя подвергался многочисленным модернизациям. Более того, ГАЗ-11 перекочевал потом и на новый грузовик с индексом 52, хотя уже под другим названием.
На шасси ГАЗ-51 выпускали более 30 модификаций автомобилей. Среди них была целая линейка экспортных версий, в основном, для тропического климата. Грузовики, которые отправляли за границу, отличались высоким качеством сборки, гидроизоляцией проводки, да и детали для них выбирали лучшие.
Интересны седельные тягачи ГАЗ-51П – они неоднократно мелькали в советских фильмах того времени. Были и газобаллонные модели, причем заводские, правда, выпускали их недолго и только ограниченными партиями.
Собирали на шасси ГАЗ-51 и ряд пассажирских автобусов. Их использовали в основном для сельской местности. Ограниченной серией выпускали даже прогулочные модели без крыши – специально для курортных городов.
ГАЗ-51 молоковоз. Фото: Youtube.com
ГАЗ-51 собирали не только в Советском Союзе. Техническую документацию получили в Польше, Китае и Северной Корее. Последняя страна, по слухам, до сих пор выпускает свои копии советских грузовиков.
На городских улицах ГАЗ-51 сейчас встретить вряд ли получится. А вот в сельской местности они еще изредка попадаются. В продаже эти грузовики тоже встречаются, хотя выбор небольшой – около 10 экземпляров. Просят за них от 80 тысяч рублей.
Если есть желание, можно еще приобрести и восстановить ретро-технику недорого. Будет что показать детям и внукам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...