Сегодня мы расскажем про ГАЗ-51 – один из самых массовых советских грузовиков. Именно на этих машинах миллионы водителей помогали восстанавливать разрушенную войной страну, покоряли целину, строили новые заводы.
Серийные автомобили появились в 1946 году. Хотя, не все так однозначно. Этот грузовик разрабатывался еще в конце 1930-х, но из-за начала Великой Отечественной войны его дебют пришлось надолго отложить.

Модель оказалась настолько удачной, что ее выпускали почти 30 лет. Надежный и простой грузовик пользовался заслуженной любовью у водителей нескольких поколений.
Довоенный этап разработки
Уже в середине 1930-х годов советским конструкторам стало ясно, что «полуторка» ГАЗ-АА нуждается в доработках. Автомобиль был прост и надежен, но грузоподъемности ему катастрофически не хватало.
В 1937 году на горьковском заводе (с 1935 по 1957 гг. он назывался ЗИМ) начали разрабатывать новую модель. Главная задача была поставлена четко – довести грузоподъемность до 2 тонн. Первый прототип нового грузовика сделали уже через пару лет, тогда же начались испытания.
В 1940 году грузовик с двигателем ГАЗ-11 продемонстрировали на выставке в Москве, после чего он был рекомендован к серийному производству. Модель внешне была похожа на европейские и американские авто, но нельзя сказать, чтобы ее скопировали.

Грузовик получил новый двигатель, не имеющий ничего общего с ГАЗ-М. Возможности последнего мотора советские конструкторы уже исчерпали, а его мощности не хватало для грузоподъемности в 2 тонны.
Силовой агрегат, получивший индекс ГАЗ-11, был скопирован с Dodge Series D5. Интересно, что его купили у американцев по линии НКВД, то есть через подставных лиц.
Серийное производство ГАЗ-51 должно было начаться в 1941 году, но начало Великой Отечественной войны нарушило все планы. Завод стал выпускать военную технику, запускать в серию новые модели гражданской направленности было просто невозможно.
Второй этап развития
К разработкам ГАЗ-51 вернулись в 1943 году. К тому времени стало ясно, что СССР победит в войне, поэтому нужно было начинать думать о восстановлении народного хозяйства.

Советский Союз уже успел познакомиться к тому времени с американскими автомобилями, поставляемыми по ленд-лизу. Стало ясно, что ГАЗ-51 в его довоенном виде уже устарел. Да и товарищ Сталин прямо намекал, что нужно увеличить грузоподъемность хотя бы до 2,5 тонн. Пришло дорабатывать модель.
Она получила ряд новшеств:
✅ Раму усилили
✅ Дизайн кабины изменили, а сама она стала более комфортной
✅ Увеличилась длина кузова и грузоподъемность
Что касается двигателя, то это тот же самый ГАЗ-11, но уже доработанный и испытанный за военные годы.
Заимствования, в которых обвиняют конструкторов ГАЗ, действительно были – ориентировку взяли на Dodge WC-51, но только по ряду технических параметров. Внешне эти два грузовика вообще не похожи.
Экспериментальные ГАЗ-51, уже переделанные, появились в 1944 году. Их испытывали и сравнивали с американскими моделями, сразу дорабатывая. В 1945 году появились уже предсерийные грузовики, показанные членам правительства. «Верха» одобрили ГАЗ-51 в производство. Оно стартовало в 1946 году.
Особенности технических характеристик
По сравнению с «полуторкой», ГАЗ-51 стал автомобилем более современным. Управлять этой машиной гораздо проще. Появились контрольные приборы, автоматическая регулировка углов опережения зажигания, новые тормозная система и ходовка.

Двигатель ГАЗ-11 был современным и прогрессивным для своих лет, его даже сравнивать нельзя с ГАЗ-М. Рабочий объем – 3,5 л. при мощности в 70 л. с. Расход топлива тоже радовал – до 25 литров на 100 км с полной загрузкой.
На силовом агрегате ГАЗ-11 впервые для завода была применена герметичная система охлаждения. Из-за этого испарение воды снизилось в разы, что упростило эксплуатацию грузовика для водителя. Был и термостат, так что перегреть мотор стало сложнее.
Появилась двухфильтровая система смазки двигателя. У «полуторки» масло вообще не очищалось, если не считать сеточки возле насоса.
Имел двигатель ГАЗ-51 и ряд недостатков. Например, он не любил работы на высоких оборотах при полной загрузке. В таких случаях мотор страдал из-за масляного голодания и быстро выходил из строя. Чтобы избежать этого, конструкторы предусмотрели ограничитель оборотов в карбюраторе.
Двигатель работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Кстати, МКПП была без синхронизаторов, поэтому приходилось переключаться вверх с двойным выжимом сцепления. Водители давно уже не помнят про такую особенность грузовиков, но раньше это было в порядке вещей.
Подвески ГАЗ-51 даже сейчас не выглядят безнадежно устаревшими, а для 1946 года они были верхом инженерной мысли. Чего только стоили пара подрессорников на задней оси и гидравлические рычажные амортизаторы двухстороннего действия спереди.
Кабина и ее изменения
На старте выпуска ГАЗ -51 Горьковскому автомобильному заводу приходилось экономить металл, которого не хватало. Поэтому кабины первых грузовиков делали деревянными. Из брусков собирали каркас, который обшивался фанерой, а сверху – брезент. Таким ГАЗ-51 был до 1950 года.

Потом кабины начали обшивать металлическими листами. От брезентовой крыши отказались. Только с 1954 года автомобили начали делать с цельнометаллическими кабинами. Появилось и штатное отопление.
Сейчас кажется, что в кабине ГАЗ-51 спартанская обстановка. Но водители, пересевшие на эти грузовики с «полуторок», были в восторге. Особенно приятно работать стало в цельнометаллических кабинах, но не из-за материала, а потому, что появилось отопление.
Модернизации и модификации
Начиная с 1948 года, ГАЗ-51 дорабатывали и улучшали. Это касалось внешности, грузовой платформы, технических характеристик.

Конструкторы старались уменьшать массу автомобиля – в 1962 году она уже составляла всего около 2,3 тонны, при грузоподъемности 2,5 т.
Что касается двигателя, то он все годы производства оставался одним и тем же, хотя подвергался многочисленным модернизациям. Более того, ГАЗ-11 перекочевал потом и на новый грузовик с индексом 52, хотя уже под другим названием.
На шасси ГАЗ-51 выпускали более 30 модификаций автомобилей. Среди них была целая линейка экспортных версий, в основном, для тропического климата. Грузовики, которые отправляли за границу, отличались высоким качеством сборки, гидроизоляцией проводки, да и детали для них выбирали лучшие.
Интересны седельные тягачи ГАЗ-51П – они неоднократно мелькали в советских фильмах того времени. Были и газобаллонные модели, причем заводские, правда, выпускали их недолго и только ограниченными партиями.
Собирали на шасси ГАЗ-51 и ряд пассажирских автобусов. Их использовали в основном для сельской местности. Ограниченной серией выпускали даже прогулочные модели без крыши – специально для курортных городов.

ГАЗ-51 собирали не только в Советском Союзе. Техническую документацию получили в Польше, Китае и Северной Корее. Последняя страна, по слухам, до сих пор выпускает свои копии советских грузовиков.
На городских улицах ГАЗ-51 сейчас встретить вряд ли получится. А вот в сельской местности они еще изредка попадаются. В продаже эти грузовики тоже встречаются, хотя выбор небольшой – около 10 экземпляров. Просят за них от 80 тысяч рублей.
Если есть желание, можно еще приобрести и восстановить ретро-технику недорого. Будет что показать детям и внукам.