Спортивный Москвич 2140 – какие версии были, их отличие от серийных образцов
В странах бывшего СССР отношение к модели Москвич 2140 особое. В свое время это была одна из самых желанных машин. Ее выпускали с 1975 по 1988 годы, с конвейера сошло более двух миллионов единиц и многие до сих пор встречаются на дорогах страны. Сегодня мы рассмотрим спортивную версию Москвича, а точнее даже две. Уверен, вы узнаете много интересного и откроете культовую модель с новой стороны.
Те, кто давно следит за автоспортом, знают, что в свое время основными соперниками на раллийных трассах были Москвич 2140 и ВАЗ 2101. Машины модернизировали для участия в соревнованиях. Но дорабатывали их строго по омологации – особому регламенту, по которому обеспечивалась качественная подготовка автомобилей. Благодаря этому документу и сейчас реально собрать гоночную версию Москвича 2140, которая ничем не отличается от оригинала.
Давайте разберем вариант класса А2, оснащенный двигателем 1,6 л. Прежде всего усиливали кузов – снимали антикоррозийное покрытие, после чего дополнительно укрепляли швы, чтобы повысить жесткость конструкции.
У серийного Москвича 2140 был существенный недостаток – отсутствие лонжеронов в задней части кузова. Этот элемент устанавливали только на ИЖ 2715 (так называемый «Каблучок»), поэтому брали готовые элементы с грузовой версии и вваривали без каких-либо переделок. Это укрепляло заднюю часть, которая была слабым местом и без усиления деформировалась при прыжках.
Ещё одна интересная особенность – расширенный тоннель в передней части, чтобы установить коробку передач от ВАЗ, так как стандартные КПП не выдерживали высоких нагрузок. Для выступлений за рубежом использовали мелкосерйные модели коробок КП-9 (четырехступенчатая) и КП-10 (пятиступенчатая), на АЗЛК их разработали для следующих поколений Москвичей. Но агрегаты, которые маркировались 412-020, так и не пошли в серию, всего было собрано несколько десятков.
Модернизацию подвески начинали с передних рычагов. Усиливали места крепления элементов к балке, устанавливая жесткую распорку и приваривая ее, что предотвращало деформацию проушин. Также усиливали место крепления основного амортизатора, чтобы его не вырывало при больших раллийных нагрузках.
Одно из самых интересных решений в гоночном Москвиче 2140 – дополнительные амортизаторы. Всего их было не четыре, а восемь, что на порядок улучшало управляемость и надежность. Спереди дублирующие элементы крепили к нижнему рычагу, предварительно усиливая место монтажа уголком.
Также использовались улучшенные шаровые опоры и пружины повышенной жесткости от Москвича 21406, который в народе называли «колхозник». Что касается тормозной системы, она не требовала доработок, так как стандартные суппорты с фиксированной скобой и отдельным шлангом на каждый цилиндр без проблем выдерживали и повышенные нагрузки.
Заднюю подвеску для улучшения управляемости в ралли тоже усиливали. Во-первых, ставили двойные амортизаторы, закрепленные на особом кронштейне. Рессоры распаковывали и формировали аналогичные по показателям пакеты на стенде. Жесткость подбирали под полностью загруженное авто, чтобы задняя часть была ниже передней. За счет этого обеспечивалась хорошая управляемость на поворотах, при торможении ведущая ось не теряла сцепление с грунтом. Кроме того, рессоры стягивали жесткими хомутами, чтобы они не расходились под высокими нагрузками.
Для обеспечения неподвижность моста в задней части использовался особый механизм в виде двух тяг, закрепленных на кузове и соединенных подвижным сочленением на корпусе редуктора. Благодаря конструкции обеспечивалась неподвижность моста, а управление становилось очень острым – как на картинге. Также в редукторе устанавливалась дисковая блокировка дифференциала.
Как и в любом гоночном авто, топливные и тормозные магистрали прокладывались через салон. Это исключало их повреждение камнями и гравием и повышало безопасность.
Еще одна интересная особенность гоночных Москвичей – ступицы на четыре болта. Это было связано с тем, что кованые диски для таких машин ввозили из-за границы, а заказывали только ВАЗовский формат. Конструкцию переделывали на заводе, вместо стандартных устанавливали усиленные подшипники.
В авто класса А2 использовали штатный двигатель уфимского производства. За счет установки другого коленвала его объем увеличивался с 1500 до 1600 см3. Так как по омологации допускалось вносить изменения только в головку блока цилиндров, переделывали лишь ее и то строго в рамках установленных параметров. Наибольшее значение уделяли доработке распредвала, это была непростая задача в то время, так как технологический уровень оставлял желать лучшего. Но даже в тех условиях инженерам удавалось добиться того, что мотор выдавал 143 л. с. Согласитесь, для Москвича, разработанного еще в 70-х годах прошлого века это солидный показатель.
Кроме того, на двигателе устанавливали два карбюратора «Veber», а впускной коллектор (а если точнее, патрубки от карбюраторов до блока цилиндров) меняли в зависимости от трассы, что позволяло прибавить мощности на низах или верхах.
Также на Москвичах использовали двухлитровый агрегат с облегченным маховиком и шатунами, коваными поршнями и рядом других усовершенствований. За счет этого мощность вырастала до 170 л. с., что очень хорошо для машины, которая весит меньше тонны.
Внутри ставили спортивные кресла и каркас безопасности, соответствующий нормам для определенного класса машин. Панель приборов была простой – с ВАЗовскими спидометром, тахометром и указателем температуры охлаждающей жидкости. Датчики давления масла и топлива располагались посередине.
В целом, это была конкурентная машина с отличной эргономикой и почти эталонной управляемостью. Даже сейчас она способна подарить массу эмоций искушенному водителю.
В конце 70-х годов инженеры АЗЛК разработали новую модификацию, аббревиатура SR означала Sport Racing. Стоит отметить, что к спортивным вариантам, описанным выше, это авто не имело никакого отношения. Более того – машина по двигателю и подвеске ничем не отличалась от модели 2140 SL, которая выступила основой.
Изменения коснулись экстерьера. Прототип окрасили в ярко-зеленый цвет, за счет которого машина выделялась из потока. Кроме того, вместо хромированных элементов отделки использовали детали черного цвета (сейчас это назвали бы «Black edition», но тогда такого понятия не было). Темными были окантовки окон, радиаторная решетка и даже бамперы, что улучшило внешний вид. В передней части установили пластиковую губу и закрепили противотуманки.
На фарах появились очистители, а на штампованные колесные диски надели колпаки особой конфигурации. Еще одна особенность – полосы, проходящие по сторонам с буквами «SR» на задней двери. Были и еще некоторые отличия как снаружи, так и в салоне.
Машину отправили на автомобильную выставку в ГДР, с которой она почему-то не вернулась. После собрали ещё две единицы, но их судьба также неизвестна. К сожалению, модель не пустили в серию, она так и осталась концептом.
Некоторые энтузиасты занимаются постройкой гоночных Москвичей 2140. Тем более, что по омологациям сделать это несложно. И если обычная машина стоит 30-40 тысяч, то доработанная обойдется в два миллиона.
Гоночная версия модели 2140
Те, кто давно следит за автоспортом, знают, что в свое время основными соперниками на раллийных трассах были Москвич 2140 и ВАЗ 2101. Машины модернизировали для участия в соревнованиях. Но дорабатывали их строго по омологации – особому регламенту, по которому обеспечивалась качественная подготовка автомобилей. Благодаря этому документу и сейчас реально собрать гоночную версию Москвича 2140, которая ничем не отличается от оригинала.
Кадры с ралли 80-х годов. Фото: youtube.com
Давайте разберем вариант класса А2, оснащенный двигателем 1,6 л. Прежде всего усиливали кузов – снимали антикоррозийное покрытие, после чего дополнительно укрепляли швы, чтобы повысить жесткость конструкции.
Эту часть лонжерона вваривали для увеличения жесткости. Фото: youtube.com
У серийного Москвича 2140 был существенный недостаток – отсутствие лонжеронов в задней части кузова. Этот элемент устанавливали только на ИЖ 2715 (так называемый «Каблучок»), поэтому брали готовые элементы с грузовой версии и вваривали без каких-либо переделок. Это укрепляло заднюю часть, которая была слабым местом и без усиления деформировалась при прыжках.
Ещё одна интересная особенность – расширенный тоннель в передней части, чтобы установить коробку передач от ВАЗ, так как стандартные КПП не выдерживали высоких нагрузок. Для выступлений за рубежом использовали мелкосерйные модели коробок КП-9 (четырехступенчатая) и КП-10 (пятиступенчатая), на АЗЛК их разработали для следующих поколений Москвичей. Но агрегаты, которые маркировались 412-020, так и не пошли в серию, всего было собрано несколько десятков.
Усиленный передний рычаг. Фото: youtube.com
Модернизацию подвески начинали с передних рычагов. Усиливали места крепления элементов к балке, устанавливая жесткую распорку и приваривая ее, что предотвращало деформацию проушин. Также усиливали место крепления основного амортизатора, чтобы его не вырывало при больших раллийных нагрузках.
Дополнительный амортизатор спереди крепили так. Фото: youtube.com
Одно из самых интересных решений в гоночном Москвиче 2140 – дополнительные амортизаторы. Всего их было не четыре, а восемь, что на порядок улучшало управляемость и надежность. Спереди дублирующие элементы крепили к нижнему рычагу, предварительно усиливая место монтажа уголком.
Также использовались улучшенные шаровые опоры и пружины повышенной жесткости от Москвича 21406, который в народе называли «колхозник». Что касается тормозной системы, она не требовала доработок, так как стандартные суппорты с фиксированной скобой и отдельным шлангом на каждый цилиндр без проблем выдерживали и повышенные нагрузки.
Два амортизатора сзади. Фото: youtube.com
Заднюю подвеску для улучшения управляемости в ралли тоже усиливали. Во-первых, ставили двойные амортизаторы, закрепленные на особом кронштейне. Рессоры распаковывали и формировали аналогичные по показателям пакеты на стенде. Жесткость подбирали под полностью загруженное авто, чтобы задняя часть была ниже передней. За счет этого обеспечивалась хорошая управляемость на поворотах, при торможении ведущая ось не теряла сцепление с грунтом. Кроме того, рессоры стягивали жесткими хомутами, чтобы они не расходились под высокими нагрузками.
Хитроумная система стабилизации заднего моста. Фото: youtube.com
Для обеспечения неподвижность моста в задней части использовался особый механизм в виде двух тяг, закрепленных на кузове и соединенных подвижным сочленением на корпусе редуктора. Благодаря конструкции обеспечивалась неподвижность моста, а управление становилось очень острым – как на картинге. Также в редукторе устанавливалась дисковая блокировка дифференциала.
Как и в любом гоночном авто, топливные и тормозные магистрали прокладывались через салон. Это исключало их повреждение камнями и гравием и повышало безопасность.
Задняя часть всегда была чуть ниже передней. Фото: youtube.com
Еще одна интересная особенность гоночных Москвичей – ступицы на четыре болта. Это было связано с тем, что кованые диски для таких машин ввозили из-за границы, а заказывали только ВАЗовский формат. Конструкцию переделывали на заводе, вместо стандартных устанавливали усиленные подшипники.
Двигатель с двумя карбюраторами Вебер. Фото: youtube.com
В авто класса А2 использовали штатный двигатель уфимского производства. За счет установки другого коленвала его объем увеличивался с 1500 до 1600 см3. Так как по омологации допускалось вносить изменения только в головку блока цилиндров, переделывали лишь ее и то строго в рамках установленных параметров. Наибольшее значение уделяли доработке распредвала, это была непростая задача в то время, так как технологический уровень оставлял желать лучшего. Но даже в тех условиях инженерам удавалось добиться того, что мотор выдавал 143 л. с. Согласитесь, для Москвича, разработанного еще в 70-х годах прошлого века это солидный показатель.
Кроме того, на двигателе устанавливали два карбюратора «Veber», а впускной коллектор (а если точнее, патрубки от карбюраторов до блока цилиндров) меняли в зависимости от трассы, что позволяло прибавить мощности на низах или верхах.
Блок двухлитрового двигателя Москвич. Фото: youtube.com
Также на Москвичах использовали двухлитровый агрегат с облегченным маховиком и шатунами, коваными поршнями и рядом других усовершенствований. За счет этого мощность вырастала до 170 л. с., что очень хорошо для машины, которая весит меньше тонны.
В современных версиях каркас сделан по актуальным требованиям, это единственное отличие. Фото: youtube.com
Внутри ставили спортивные кресла и каркас безопасности, соответствующий нормам для определенного класса машин. Панель приборов была простой – с ВАЗовскими спидометром, тахометром и указателем температуры охлаждающей жидкости. Датчики давления масла и топлива располагались посередине.
Так выглядела панель приборов в спортивном Москвиче. Фото: youtube.com
В целом, это была конкурентная машина с отличной эргономикой и почти эталонной управляемостью. Даже сейчас она способна подарить массу эмоций искушенному водителю.
Москвич 2140 SR – спортивная версия, которую так и не начали собирать
В конце 70-х годов инженеры АЗЛК разработали новую модификацию, аббревиатура SR означала Sport Racing. Стоит отметить, что к спортивным вариантам, описанным выше, это авто не имело никакого отношения. Более того – машина по двигателю и подвеске ничем не отличалась от модели 2140 SL, которая выступила основой.
Черная отделка отличала SR от SL. Фото: youtube.com
Изменения коснулись экстерьера. Прототип окрасили в ярко-зеленый цвет, за счет которого машина выделялась из потока. Кроме того, вместо хромированных элементов отделки использовали детали черного цвета (сейчас это назвали бы «Black edition», но тогда такого понятия не было). Темными были окантовки окон, радиаторная решетка и даже бамперы, что улучшило внешний вид. В передней части установили пластиковую губу и закрепили противотуманки.
На фарах появились очистители, а на штампованные колесные диски надели колпаки особой конфигурации. Еще одна особенность – полосы, проходящие по сторонам с буквами «SR» на задней двери. Были и еще некоторые отличия как снаружи, так и в салоне.
Декоративные полосы на боковой части. Фото: youtube.com
Машину отправили на автомобильную выставку в ГДР, с которой она почему-то не вернулась. После собрали ещё две единицы, но их судьба также неизвестна. К сожалению, модель не пустили в серию, она так и осталась концептом.
Некоторые энтузиасты занимаются постройкой гоночных Москвичей 2140. Тем более, что по омологациям сделать это несложно. И если обычная машина стоит 30-40 тысяч, то доработанная обойдется в два миллиона.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...