.d-md-none .d-lg-block bibimot

Спортивный Москвич 2140 – какие версии были, их отличие от серийных образцов

Спортивный Москвич 2140 – какие версии были, их отличие от серийных образцов
В странах бывшего СССР отношение к модели Москвич 2140 особое. В свое время это была одна из самых желанных машин. Ее выпускали с 1975 по 1988 годы, с конвейера сошло более двух миллионов единиц и многие до сих пор встречаются на дорогах страны. Сегодня мы рассмотрим спортивную версию Москвича, а точнее даже две. Уверен, вы узнаете много интересного и откроете культовую модель с новой стороны.


Гоночная версия модели 2140


Те, кто давно следит за автоспортом, знают, что в свое время основными соперниками на раллийных трассах были Москвич 2140 и ВАЗ 2101. Машины модернизировали для участия в соревнованиях. Но дорабатывали их строго по омологации – особому регламенту, по которому обеспечивалась качественная подготовка автомобилей. Благодаря этому документу и сейчас реально собрать гоночную версию Москвича 2140, которая ничем не отличается от оригинала.

Спортивный Москвич 2140 – какие версии были, их отличие от серийных образцовКадры с ралли 80-х годов. Фото: youtube.com

Давайте разберем вариант класса А2, оснащенный двигателем 1,6 л. Прежде всего усиливали кузов – снимали антикоррозийное покрытие, после чего дополнительно укрепляли швы, чтобы повысить жесткость конструкции.

Эту часть лонжерона вваривали для увеличения жесткости. Фото: youtube.com

У серийного Москвича 2140 был существенный недостаток – отсутствие лонжеронов в задней части кузова. Этот элемент устанавливали только на ИЖ 2715 (так называемый «Каблучок»), поэтому брали готовые элементы с грузовой версии и вваривали без каких-либо переделок. Это укрепляло заднюю часть, которая была слабым местом и без усиления деформировалась при прыжках.

Ещё одна интересная особенность – расширенный тоннель в передней части, чтобы установить коробку передач от ВАЗ, так как стандартные КПП не выдерживали высоких нагрузок. Для выступлений за рубежом использовали мелкосерйные модели коробок КП-9 (четырехступенчатая) и КП-10 (пятиступенчатая), на АЗЛК их разработали для следующих поколений Москвичей. Но агрегаты, которые маркировались 412-020, так и не пошли в серию, всего было собрано несколько десятков.

Усиленный передний рычаг. Фото: youtube.com

Модернизацию подвески начинали с передних рычагов. Усиливали места крепления элементов к балке, устанавливая жесткую распорку и приваривая ее, что предотвращало деформацию проушин. Также усиливали место крепления основного амортизатора, чтобы его не вырывало при больших раллийных нагрузках.

Дополнительный амортизатор спереди крепили так. Фото: youtube.com

Одно из самых интересных решений в гоночном Москвиче 2140 – дополнительные амортизаторы. Всего их было не четыре, а восемь, что на порядок улучшало управляемость и надежность. Спереди дублирующие элементы крепили к нижнему рычагу, предварительно усиливая место монтажа уголком.

Также использовались улучшенные шаровые опоры и пружины повышенной жесткости от Москвича 21406, который в народе называли «колхозник». Что касается тормозной системы, она не требовала доработок, так как стандартные суппорты с фиксированной скобой и отдельным шлангом на каждый цилиндр без проблем выдерживали и повышенные нагрузки.

Два амортизатора сзади. Фото: youtube.com

Заднюю подвеску для улучшения управляемости в ралли тоже усиливали. Во-первых, ставили двойные амортизаторы, закрепленные на особом кронштейне. Рессоры распаковывали и формировали аналогичные по показателям пакеты на стенде. Жесткость подбирали под полностью загруженное авто, чтобы задняя часть была ниже передней. За счет этого обеспечивалась хорошая управляемость на поворотах, при торможении ведущая ось не теряла сцепление с грунтом. Кроме того, рессоры стягивали жесткими хомутами, чтобы они не расходились под высокими нагрузками.

Хитроумная система стабилизации заднего моста. Фото: youtube.com

Для обеспечения неподвижность моста в задней части использовался особый механизм в виде двух тяг, закрепленных на кузове и соединенных подвижным сочленением на корпусе редуктора. Благодаря конструкции обеспечивалась неподвижность моста, а управление становилось очень острым – как на картинге. Также в редукторе устанавливалась дисковая блокировка дифференциала.

Как и в любом гоночном авто, топливные и тормозные магистрали прокладывались через салон. Это исключало их повреждение камнями и гравием и повышало безопасность.

Задняя часть всегда была чуть ниже передней. Фото: youtube.com

Еще одна интересная особенность гоночных Москвичей – ступицы на четыре болта. Это было связано с тем, что кованые диски для таких машин ввозили из-за границы, а заказывали только ВАЗовский формат. Конструкцию переделывали на заводе, вместо стандартных устанавливали усиленные подшипники.

Двигатель с двумя карбюраторами Вебер. Фото: youtube.com

В авто класса А2 использовали штатный двигатель уфимского производства. За счет установки другого коленвала его объем увеличивался с 1500 до 1600 см3. Так как по омологации допускалось вносить изменения только в головку блока цилиндров, переделывали лишь ее и то строго в рамках установленных параметров. Наибольшее значение уделяли доработке распредвала, это была непростая задача в то время, так как технологический уровень оставлял желать лучшего. Но даже в тех условиях инженерам удавалось добиться того, что мотор выдавал 143 л. с. Согласитесь, для Москвича, разработанного еще в 70-х годах прошлого века это солидный показатель.

Кроме того, на двигателе устанавливали два карбюратора «Veber», а впускной коллектор (а если точнее, патрубки от карбюраторов до блока цилиндров) меняли в зависимости от трассы, что позволяло прибавить мощности на низах или верхах.

Блок двухлитрового двигателя Москвич. Фото: youtube.com

Также на Москвичах использовали двухлитровый агрегат с облегченным маховиком и шатунами, коваными поршнями и рядом других усовершенствований. За счет этого мощность вырастала до 170 л. с., что очень хорошо для машины, которая весит меньше тонны.

В современных версиях каркас сделан по актуальным требованиям, это единственное отличие. Фото: youtube.com

Внутри ставили спортивные кресла и каркас безопасности, соответствующий нормам для определенного класса машин. Панель приборов была простой – с ВАЗовскими спидометром, тахометром и указателем температуры охлаждающей жидкости. Датчики давления масла и топлива располагались посередине.

Так выглядела панель приборов в спортивном Москвиче. Фото: youtube.com

В целом, это была конкурентная машина с отличной эргономикой и почти эталонной управляемостью. Даже сейчас она способна подарить массу эмоций искушенному водителю.

Москвич 2140 SR – спортивная версия, которую так и не начали собирать


В конце 70-х годов инженеры АЗЛК разработали новую модификацию, аббревиатура SR означала Sport Racing. Стоит отметить, что к спортивным вариантам, описанным выше, это авто не имело никакого отношения. Более того – машина по двигателю и подвеске ничем не отличалась от модели 2140 SL, которая выступила основой.

Черная отделка отличала SR от SL. Фото: youtube.com

Изменения коснулись экстерьера. Прототип окрасили в ярко-зеленый цвет, за счет которого машина выделялась из потока. Кроме того, вместо хромированных элементов отделки использовали детали черного цвета (сейчас это назвали бы «Black edition», но тогда такого понятия не было). Темными были окантовки окон, радиаторная решетка и даже бамперы, что улучшило внешний вид. В передней части установили пластиковую губу и закрепили противотуманки.

На фарах появились очистители, а на штампованные колесные диски надели колпаки особой конфигурации. Еще одна особенность – полосы, проходящие по сторонам с буквами «SR» на задней двери. Были и еще некоторые отличия как снаружи, так и в салоне.

Декоративные полосы на боковой части. Фото: youtube.com

Машину отправили на автомобильную выставку в ГДР, с которой она почему-то не вернулась. После собрали ещё две единицы, но их судьба также неизвестна. К сожалению, модель не пустили в серию, она так и осталась концептом.

Некоторые энтузиасты занимаются постройкой гоночных Москвичей 2140. Тем более, что по омологациям сделать это несложно. И если обычная машина стоит 30-40 тысяч, то доработанная обойдется в два миллиона.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Что вы думаете о спортивном Москвиче 2140?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Toyota 222D: происшествие, которого не случилосьLancia «La Zero Trentasette»

Sir Vival – уникальный двухсекционный автомобиль, который должен был стать самым безопасным транспортным средством в мире

Sir Vival – уникальный двухсекционный автомобиль, который должен был стать самым безопасным транспортным средством в мире

Но ни оригинальнейшая конструкция, ни другие самые передовые технологии не стали залогом востребованности и популярности. Его обозвали «уродцем» и в серию не...
  • 1 753
Метропоезд Siemens M1 для Праги и Венесуэлы

Метропоезд Siemens M1 для Праги и Венесуэлы

Siemens M1 создавался специально для пражского метро. Его конструкция оказалась очень надёжной, поэтому составы находятся в эксплуатации по сей день....
  • 628