
«Космонавт Юрий Гагарин» – крупнейшее экспедиционное судно в мире
Как вы думаете, какое океаническое судно самое большое в истории человечества? В той, что признана официально, а не альтернативная, конечно. «Титаник», да и тот был слишком массивным, поэтому и утонул?
Водоизмещение британского пассажирского лайнера, к слову, составляло 28 тысяч тонн. Кажется, что крупнее никто и не делал никогда, но в мире есть суда побольше.
Пальма первенства принадлежит военным кораблям. Например, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение более 60 тысяч тонн. К слову, эту громадину в 2017 году поставили на прикол, обещали модернизировать и починить через несколько лет.
Российский авианосец «Адмирал Кузнецов». Фото: Youtube.com
Но сегодня мы не будем касаться военных моделей, а поговорим об научно-экспедиционном судне, хотя использовали его для других целей. Это корабль космического флота, превосходивший по водоизмещению «Титаник» почти в два раза – 45 тысяч тонн. Разговор пойдет об судне с гордым названием «Космонавт Юрий Гагарин».
История самого большого в мире экспедиционного корабля началась с того, что с морями и океанами не связано. Конец 1950-х годов в СССР ознаменовался высоким интересом к космосу. СССР и США желали первыми покорить неизведанное.
Советский Союз опередил бывших союзников, а ныне противников – в 1960 году из космоса благополучно вернулись собаки Белка и Стрелка. Но самое главное было впереди. В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим космический полет и вернувшимся на Землю.
А в США такого корабля в те годы не было! Фото: Youtube.com
При чем тут флот? А при том, что большую часть Земли покрывают океаны, поэтому непрерывную связь с «покорителями вселенной» проще всего поддерживать именно с кораблей. Наземная лаборатория не в состоянии перемещаться, а вот для судна в этом нет ничего необычного.
Приказом Никиты Сергеевича Хрущева, в СССР началась постройка космического флота. Уникальность проекта в том, что все суда отличались величиной, а оснащение у них было на уровне рассказов писателей фантастов.
Первые 5 кораблей советского космического флота были построены в 1967 году. Для ускорения процесса их не стали делать с нуля – взяли лесовозы.
Флагманом флота стал «Космонавт Юрий Гагарин». Завершили постройку в 1971 году. В качестве базы для экспедиционного судна использовался танкер.
Даже сейчас «Космонавт Юрий Гагарин» поражает воображение и это только при просмотре фото/видео материалов. К сожалению, до наших дней это судно не сохранилось, так что увидеть его в натуральную величину не удастся.
Немного потрепанный жизнью, но все еще на ходу. Фото: Youtube.com
Длина корабля составляла почти 232 метра при ширине в 32 м и водоизмещении 45 тысяч тонн. Полный экипаж – 136 человек, плюс более 200 членов экспедиции. Внешне судно можно было определить сразу по огромным антеннам, напоминающим спутниковые «тарелки» из 90-х.
Корабль был частично автономным – в плавании он мог находиться не менее 130 дней. И это если не экономить. Эта цифра могла быть в разы больше, если бы не ограничения по запасам топлива. Его, при таких габаритах, экономить было сложно.
Хотя на первый взгляд судно «щеголяет» только четырьмя антеннами, на самом деле их тут предусмотрено 75.
Создатели постарались максимально уменьшить бортовую качку – корабль получил пассивный успокоитель. «Космонавт Юрий Гагарин» был спроектирован таким образом, что он мог вести непрерывный сеанс связи с космосом, находясь в движении.
Потопить советское экспедиционное судно было даже в теории непросто. Его огромный корпус разделили на 8 отсеков. Каждый из них имел мощные переборки – они могли выдержать давление воды при получении пробоины.
Судно с высоты птичьего полета. Фото: Youtube.com
В высоту корабль состоял из 11 ярусов, причем они были включены в силовой каркас судна. Жилые отделения располагались сверху, а снизу в основном размещались ТАНКи для топлива, кладовые и лаборатории.
Кроме резервуаров для воды, корабль имел два опреснителя на борту. В случае необходимости, они могли выдавать до 40 тонн в сутки.
Чтобы максимально упростить передвижения экипажу, ученым и участникам экспедиции, все ярусы корабля соединялись не только трапами, но и лифтами, коих в общем количестве было 10 штук. Пара из них даже грузовые.
Оборудование на судне было самым современным. Фото: Youtube.com
Почти вся аппаратура, установленная на «Космонавт Юрий Гагарин», была целевая, то есть, предназначалась для беспрерывной связи с космическими объектами. Надо отметить, что все работало именно так, как и задумывали ученые и инженеры. Корабль мог одновременно управлять двумя космическими летательными аппаратами.
Благодаря оборудованию, судно могло поддерживать не только телеграфную, но и телефонную связь с астронавтами.
Самые мощные передатчики при работе выделяли много тепла. Для защиты от перегрева сконструировали охлаждающую систему, заправленную жидким азотом.
Хотя «Космонавт Юрий Гагарин» был скорее научным судном, комфорту на его борту могли позавидовать даже некоторые круизные лайнеры. Кроме огромной кают-компании, на корабле имелась пара комфортабельных салонов для отдыха.
Одна из столовых на корабле. Фото: Youtube.com
Чтобы команда, техники и ученые могли держать форму, на судне разместили два спортивных зала с тренажерами. На палубе первого яруса имелась огромная открытая галерея для прогулок. Был и кинозал, официально он предназначался для просмотра лекций, но там в основном смотрели художественные фильмы.
Для обеспечения экипажа и работников разнообразной пищей, на борту судна были предусмотрены две столовых, укомплектованных персоналом. Меню могли позавидовать даже некоторые советские рестораны.
«Космонавт Юрий Гагарин» имел мощную систему кондиционирования и отопления. Независимо от климата за бортом, во всех помещения поддерживалась постоянная температура от +21 до +25 градусов Цельсия.
Если в системе отопления не было ничего необычного, то кондиционеры для СССР 70-х считались диковинкой. На корабле они работали за счет заправки жидким азотом. Это вещество было доступно в неограниченном количестве. Добывали жидкий азот из атмосферного воздуха, путем прогонки через криогенную установку.
Общая мощность моторов судна составляла впечатляющие 19 000 л. с. Вместо аккумуляторов и генераторов корабль получил несколько полноценных электростанций. Они отличались высокой производительностью.
Размеры на фоне других судов впечатляют. Фото: Youtube.com
Первая имела четыре дизельных генератора, выдающих суммарно 6 000 кВт. Эта электростанция отвечала за работу всего специализированного оборудования и лабораторий. Мощности хватало на все с избытком.
Вторая электростанция работала исключительно на обеспечение судна, начиная от машинного отделения, заканчивая последней лампочкой в гальюне. Во время хода корабля запускались два двигателя общей мощностью на 1 500 кВт. В режиме стоянки хватало дополнительного дизель-генератора на 300 кВт.
На всякий случай предусмотрели и аварийную электростанцию, выдающую 400 кВт.
«Космонавт Юрий Гагарин» выполнял свою работы 20 лет, в период с 1971 по 1991 годы. За это время он успел обеспечить управление и связь с самыми известными советскими космическими кораблями.
После развала СССР, флот разделили между Россией и Украиной по принципу «в каком порту стоит, тому и принадлежит». «Космонавт Юрий Гагарин» был поставлен на прикол недалеко от Одессы.
Последний рейс советской легенды. Фото: Youtube.com
Судно если и охранялось, то на уровне среднестатистической стройки. Корабль оказался под прицелом банд мародеров. Их интересовало не оборудование, а цветные металлы, имеющиеся в нем.
С судна вынесли все ценное. В 1996 году власти Украины приняли решение продать корабль, вернее, то, что от него осталось, на металл. Примечательно, что запаса прочности советского судна хватило, чтобы его на буксире дотащили до индийского города Аланга.
Так мир лишился самого крупного экспедиционного корабля.
Водоизмещение британского пассажирского лайнера, к слову, составляло 28 тысяч тонн. Кажется, что крупнее никто и не делал никогда, но в мире есть суда побольше.
Пальма первенства принадлежит военным кораблям. Например, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение более 60 тысяч тонн. К слову, эту громадину в 2017 году поставили на прикол, обещали модернизировать и починить через несколько лет.

Но сегодня мы не будем касаться военных моделей, а поговорим об научно-экспедиционном судне, хотя использовали его для других целей. Это корабль космического флота, превосходивший по водоизмещению «Титаник» почти в два раза – 45 тысяч тонн. Разговор пойдет об судне с гордым названием «Космонавт Юрий Гагарин».
Появление
История самого большого в мире экспедиционного корабля началась с того, что с морями и океанами не связано. Конец 1950-х годов в СССР ознаменовался высоким интересом к космосу. СССР и США желали первыми покорить неизведанное.
Советский Союз опередил бывших союзников, а ныне противников – в 1960 году из космоса благополучно вернулись собаки Белка и Стрелка. Но самое главное было впереди. В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим космический полет и вернувшимся на Землю.

При чем тут флот? А при том, что большую часть Земли покрывают океаны, поэтому непрерывную связь с «покорителями вселенной» проще всего поддерживать именно с кораблей. Наземная лаборатория не в состоянии перемещаться, а вот для судна в этом нет ничего необычного.
Приказом Никиты Сергеевича Хрущева, в СССР началась постройка космического флота. Уникальность проекта в том, что все суда отличались величиной, а оснащение у них было на уровне рассказов писателей фантастов.
Первые 5 кораблей советского космического флота были построены в 1967 году. Для ускорения процесса их не стали делать с нуля – взяли лесовозы.
Флагманом флота стал «Космонавт Юрий Гагарин». Завершили постройку в 1971 году. В качестве базы для экспедиционного судна использовался танкер.
Особенности
Даже сейчас «Космонавт Юрий Гагарин» поражает воображение и это только при просмотре фото/видео материалов. К сожалению, до наших дней это судно не сохранилось, так что увидеть его в натуральную величину не удастся.

Длина корабля составляла почти 232 метра при ширине в 32 м и водоизмещении 45 тысяч тонн. Полный экипаж – 136 человек, плюс более 200 членов экспедиции. Внешне судно можно было определить сразу по огромным антеннам, напоминающим спутниковые «тарелки» из 90-х.
Корабль был частично автономным – в плавании он мог находиться не менее 130 дней. И это если не экономить. Эта цифра могла быть в разы больше, если бы не ограничения по запасам топлива. Его, при таких габаритах, экономить было сложно.
Хотя на первый взгляд судно «щеголяет» только четырьмя антеннами, на самом деле их тут предусмотрено 75.
Создатели постарались максимально уменьшить бортовую качку – корабль получил пассивный успокоитель. «Космонавт Юрий Гагарин» был спроектирован таким образом, что он мог вести непрерывный сеанс связи с космосом, находясь в движении.
Особенности корпуса
Потопить советское экспедиционное судно было даже в теории непросто. Его огромный корпус разделили на 8 отсеков. Каждый из них имел мощные переборки – они могли выдержать давление воды при получении пробоины.

В высоту корабль состоял из 11 ярусов, причем они были включены в силовой каркас судна. Жилые отделения располагались сверху, а снизу в основном размещались ТАНКи для топлива, кладовые и лаборатории.
Кроме резервуаров для воды, корабль имел два опреснителя на борту. В случае необходимости, они могли выдавать до 40 тонн в сутки.
Оборудование
Чтобы максимально упростить передвижения экипажу, ученым и участникам экспедиции, все ярусы корабля соединялись не только трапами, но и лифтами, коих в общем количестве было 10 штук. Пара из них даже грузовые.

Почти вся аппаратура, установленная на «Космонавт Юрий Гагарин», была целевая, то есть, предназначалась для беспрерывной связи с космическими объектами. Надо отметить, что все работало именно так, как и задумывали ученые и инженеры. Корабль мог одновременно управлять двумя космическими летательными аппаратами.
Благодаря оборудованию, судно могло поддерживать не только телеграфную, но и телефонную связь с астронавтами.
Самые мощные передатчики при работе выделяли много тепла. Для защиты от перегрева сконструировали охлаждающую систему, заправленную жидким азотом.
Все для команды
Хотя «Космонавт Юрий Гагарин» был скорее научным судном, комфорту на его борту могли позавидовать даже некоторые круизные лайнеры. Кроме огромной кают-компании, на корабле имелась пара комфортабельных салонов для отдыха.

Чтобы команда, техники и ученые могли держать форму, на судне разместили два спортивных зала с тренажерами. На палубе первого яруса имелась огромная открытая галерея для прогулок. Был и кинозал, официально он предназначался для просмотра лекций, но там в основном смотрели художественные фильмы.
Для обеспечения экипажа и работников разнообразной пищей, на борту судна были предусмотрены две столовых, укомплектованных персоналом. Меню могли позавидовать даже некоторые советские рестораны.
«Космонавт Юрий Гагарин» имел мощную систему кондиционирования и отопления. Независимо от климата за бортом, во всех помещения поддерживалась постоянная температура от +21 до +25 градусов Цельсия.
Если в системе отопления не было ничего необычного, то кондиционеры для СССР 70-х считались диковинкой. На корабле они работали за счет заправки жидким азотом. Это вещество было доступно в неограниченном количестве. Добывали жидкий азот из атмосферного воздуха, путем прогонки через криогенную установку.
Двигатели
Общая мощность моторов судна составляла впечатляющие 19 000 л. с. Вместо аккумуляторов и генераторов корабль получил несколько полноценных электростанций. Они отличались высокой производительностью.

Первая имела четыре дизельных генератора, выдающих суммарно 6 000 кВт. Эта электростанция отвечала за работу всего специализированного оборудования и лабораторий. Мощности хватало на все с избытком.
Вторая электростанция работала исключительно на обеспечение судна, начиная от машинного отделения, заканчивая последней лампочкой в гальюне. Во время хода корабля запускались два двигателя общей мощностью на 1 500 кВт. В режиме стоянки хватало дополнительного дизель-генератора на 300 кВт.
На всякий случай предусмотрели и аварийную электростанцию, выдающую 400 кВт.
Карьера и бесславный конец
«Космонавт Юрий Гагарин» выполнял свою работы 20 лет, в период с 1971 по 1991 годы. За это время он успел обеспечить управление и связь с самыми известными советскими космическими кораблями.
После развала СССР, флот разделили между Россией и Украиной по принципу «в каком порту стоит, тому и принадлежит». «Космонавт Юрий Гагарин» был поставлен на прикол недалеко от Одессы.

Судно если и охранялось, то на уровне среднестатистической стройки. Корабль оказался под прицелом банд мародеров. Их интересовало не оборудование, а цветные металлы, имеющиеся в нем.
С судна вынесли все ценное. В 1996 году власти Украины приняли решение продать корабль, вернее, то, что от него осталось, на металл. Примечательно, что запаса прочности советского судна хватило, чтобы его на буксире дотащили до индийского города Аланга.
Так мир лишился самого крупного экспедиционного корабля.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...