Картинг: как хобби американских летчиков стало массовым явлением в СССР
2 058

Картинг: как хобби американских летчиков стало массовым явлением в СССР

Недавно в городе, который приходилось посещать проездом, мы отправились на рынок. Неподалеку находилась огромная огороженная площадка с асфальтовым покрытием. Мы имели свои цели, поэтому не обратили на нее никакого внимания. Немного позже она сама заставила посмотреть в ее сторону. Оттуда исходили неприятные звуки работы маломощных сверхоборотистых двигателей. Кинув один взгляд, я понял, что здесь соревновались два спортсмена на картах.


В советское время очень популярным детским развлечением считалось катание на педальной машинке. Это был шик, который вызывал неизменную зависть у окружающих детей. Но, что делать советскому ребенку, когда он превратился в подростка, а любовь к такому виду транспорта не прошла? Во многих крупных советских городах существовали клубы картингистов, в которые принимали каждого желающего. Главное, чтобы он соответствовал возрастным и медицинским требованиям. Ведь это транспортное средство, несмотря на свой низкий рост, простую конструкции и маломощный двигатель, могло развивать достаточную скорость.

Картинг: как хобби американских летчиков стало массовым явлением в СССРШлем – неизменный атрибут картингистов всех времен. Фото: youtube.com

По этим причинам, в целях безопасности, каждый водитель карта одевал закрытый мотоциклетный шлем. Может это создавало некоторые неудобства, но кроме безопасности, увеличивало еще и престижность вождения карта. Советские мальчишки (иногда и девчонки тоже), имевшие возможность позаниматься в таких кружках, и сегодня, полвека спустя, с радостью вспоминают о тех временах. А откуда вообще взялось такое увлечение, граничащее с занятием спортом? Давайте попробуем вместе отследить историю картинга в нашей стране.

Путь от баловства до всемирно популярного увлечения


Картинг так сильно популяризировался в нашей стране, что в молодые годы я был уверен: это что-то наше, советское. Тем более, что множество популярных передач и материалов в советских журналах только укрепляли меня в такой уверенности. Знаете, было в конструкции карта что-то такое близкое. И простая конструкция, и двигатели небольшой мощности, и повсеместная популярность. Я думал, что партийное руководство страны во главе с «дорогим Леонидом Ильичом» сделало такой прекрасный подарок ее детям.

В 60-х международные соревнования по картингу стали регулярными. Фото: youtube.com

Гораздо позже я узнал как сильно ошибался. Как и многие другие популярные занятия, картинг уходил своими корнями за океан. Причем он не являлся какой-то специально организованной дисциплиной или новым проектом предприимчивого бизнесмена. Нет, все было гораздо прозаичнее и оттого намного интересней.

Молодые американские летчики, как и люди их возраста в любой стране, любили подурачиться в свободное от работы время. Но большую часть времени им приходилось проводить на летном поле. Поэтому и развлечения пришлось искать себе прямо здесь.

Все происходило во время Второй мировой войны и какие-то отвлеченные занятия помогали пережить получаемый в то время стресс. Для подвоза авиационных бомб к военным самолетам использовались специальные грузовые тележки. Они имели очень низкую посадку и на них американская летная молодежь дурачилась, соревнуясь на перегонки.

Внешний вид картинга не сильно изменился за шесть десятилетий. Фото: youtube.com

Возможно, такое развлечения просто осталось бы частью военной истории, если бы несколько лет спустя за дело не взялся Арт Инглс. Точно неизвестно, видел ли он такие «заезды» собственными глазами или узнал от других. Вот только человек, успевший побывать и механиком, и пилотом гоночных автомобилей, загорелся новой идеей. Уже в начале 50-х он создал первую конструкцию, получившую наименование «карт». В переводе на русский это означало «тележка». Таким образом отдали дань первым изобретателям, и подчеркнули особенности конструкции нового транспорта. Карт, представленный в 1956 году, имел такие особенности:

✅ стальную раму
✅ мотор от газонокосилки
✅ полупневматические шины

Первый выход в люди произошел на калифорнийском соревновании хот-родов, специальных скоростных автомобилей. Конструкцию новинка имела очень скромную, но это не помешало двум владельцам автомастерской обратить на нее внимание. Ими были Даффи Ливингстон и Рой Десброу. Очень скоро, получив разрешение от Арта, они начали конструировать карты (Go-Kart) и проводить на них любительские соревнования. К концу десятилетия их увлечение превратилось в прибыльный бизнес. В это же время ими приобретен участок земли, на котором устроили первый в мире картодром.

Звездный час для картинга наступил в 1960 году. Именно тогда, по официальному заключению Международной федерации автоспорта, этот вид признан спортивным соревнованием.


Тогда же начинает выпускаться британский журнал «Karting». А количество картингостроительных компаний в этой стране превысило сотню. Казалось бы, развитие этого транспорта и дальше будет более чем успешным, но напомним, что стало причиной первоначального успеха:

✅ простая конструкция
✅ легкость в управлении
✅ доступная цена (100 – 200 долларов США)

Однако, после официального признания и перехода в профессиональную среду, все изменилось. Новые карты стали более мощными. Также усложнилась их конструкция, что обеспечивало большую безопасность эксплуатации. Как вы сами понимаете, все эти перемены значительно повлияли на цену конечного продукта.

Спустя всего два года карты превратились в высокоскоростных монстров. Они собирались из дорогих и высокопрочных материалов. С 1964 года картинг стал второй автоспортивной дисциплиной, по которой проводился чемпионат мира. Таким стало мировое признание, а вот на бытовом уровне карт больше не являлся транспортом, доступным почти каждому. Его популярность среди желающих приобрести необычную «тележку» снизилось, а большинство компаний-производителей попросту закрылось.

Популяризация картинга в советской стране


Впервые на территории СССР картинг сконструировал житель Харькова Эдуард Костенко. Это случилось в 1959 году, во время пика мирового развития картов и за два года до того, как в нашей стране началась «картингомания». После того как первый советский карт показали специалисту и, по совместительству, приятелю автора все было решено. Мастер спорта и рекордсмен СССР по скорости среди автомобилей с 1,5-литровым мотором Виталий Енин сразу влюбился в малыша и стал инициатором изготовления второго экземпляра.

Иногда за руль картинга садились даже дошкольники. Фото: youtube.com

Украина, по сути, стала отправной точкой истории картинга в СССР. Потому что следующие модели собрали одесские энтузиасты-досаафовцы. Все же официальным годом рождения картинга как вида спорта в нашей стране считается 1960 год. Тогда между соревнованиями по спидвею, произошла ситуация, похожая на ту, с которой я начал сегодняшний рассказ. На трассу выехали два карта, чтобы померяться силами в скоростном любительском заезде.

На следующий год энтузиасты получают отмашку сверху, и картинг становится официальным и массовым явлением в СССР. Весной 1962 года латвийские картингисты посетили с гастролями два основных украинских города: Киев и Харьков. Причем, в первом им не помешала и разыгравшаяся непогода. А в Харькове к гостям присоединился и местный любитель картинга. Конечно в союзной столице тоже не могли оставаться в стороне. Там провели первый заезд перед зрителями по ледяной дорожке. В общем, такой спидвей для картов!

Всесоюзный бум и современный картинг


После этого в стране, как грибы после дождя, стали образовываться клубы картингистов. А ведущая роль и дальше принадлежали союзной и латвийской столицам. Самым популярным местом соревнований в СССР стала аллея Лужников. В ответ рижане осенью 1962 года собрали у себя первые всесоюзные соревнования по картингу.

В наше время у него тоже есть немало поклонников. Фото: youtube.com

Спустя три года советские спортсмены уже участвовали в международных заездах. А еще спустя год на Таллинском авторемонтном заводе стартовал первый в стране серийный выпуск подобной техники. Такое успешное начало привело к буму картинга в будущем десятилетии. Этому способствовало несколько факторов:

✅ отсутствие коммерции и желания нажиться на выпуске картов
✅ невысокий уровень дохода советских людей (и нерентабельность дорогих конструкций)
✅ монолит общества, в котором пропагандируемое автоматически становилось массовым

Несмотря на катастрофическую нехватку картодромов их роль успешно выполняли велотреки или беговые дорожки. В это время в стране появилось множество заводов, выпускающих карты:

✅ Одесский завод ДОСААФ
✅ Ленинградский «Патриот»
✅ «КамАЗ»

О том, как самостоятельно собрать карт, неоднократно писалось в журнале «Юный техник». Так, к началу 90-х около 130 советских детей и взрослых занимались в 5000 секций картинга по всей стране.

В сегодняшней России все обстоит намного скромнее. В мегаполисах существует прокатный коммерческий картинг. Для безопасности водителей установлены маломощные 1-скоростные моторы. Для любителей с подготовкой имеется зимний картинг, по которому проходят регулярные соревнования. Так карт за свою долгую историю стал и спортом, и развлечением, и хобби.
Приходилось ли вам ездить на карте?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...