ЗиЛ-170 – забытый предок КАМАЗа
Конец 60-х ознаменовался знаковым событием в советском автомобилестроении – на берегах Камы начали строить завод по выпуску тяжелых грузовиков. Но пока предприятия нет, за проектирование первого седельного тягача в 1967 году берется столичный ЗиЛ. Стране требовался надежный, мощный грузовик, работающий на дизельном топливе и предполагающий множество модификаций.
Главным конструктором завода на то время являлся Анатолий Кригер – большой знаток американских грузовиков, в частности, линейки International Harvester. И это была одна из причин, почему за основу взяли модель COF-220, к тому времени уже не выпускавшуюся (производился с 1962-й по 1966-й). Однако если взглянуть на картинку внизу, станет ясно, что от американского грузовика советские конструкторы взяли разве что концепцию. Рама, узлы и агрегаты разрабатывались с «нуля».
Даже кабины у машин разные: у ЗиЛ-170 она более квадратная, по моде того времени. К тому же автомобиль советского производства имел дизельный двигатель, на «американце» (да и большинстве тогдашних грузовиков) стоял карбюраторный.
Прототип был готов в начале 1968-го, а в следующем году грузовик успешно прошел испытания, намотав километры по маршруту от Углича до Рыбинска. В этом же, 1969-м, ЗиЛ-170 продемонстрировали на ВДНХ.
Машина по тем временам впечатляла не только угловатым экстерьером, который бросался в глаза в первую очередь. Ведь большинство машин, в т. ч. грузовых в конце 50-х и начале 60-х имели скругленные формы. А тут этакий квадрат! Да еще в кабине некоторых модификаций спальник.
Из них стоит выделить мощный дизель, двухдисковое сцепление, оснащенное промежуточной плитой. Плюс, гидроусилитель руля, коробка-«пятиступка» с делителями, добавляющими еще 5 промежуточных скоростей, межосевой дифференциал с блокировкой. Особо стоит выделить усовершенствованную пневматическую тормозную систему с несколькими контурами. При отказе задних механизмов (например, если случилась разгерметизация) срабатывают энергоаккумуляторы, выполненные в виде пружин.
Добавление третьей оси обусловлено улучшением проходимости грузовика: какие были тогда дороги, на заводе хорошо знали! Всего, кроме основной модели (борт и шасси) было разработано несколько модификаций ЗиЛ-170 с разными индексами:
✅ «А» – автомобиль с удлиненной базой
✅ «С» – самосвал
✅ «Т» – тягач
В 1969-м индексация поменялась и ЗиЛ-170 «исчез». Вместо него появилась модель 5320: основной трехосный бортовой грузовик. Седельный тягач получил цифры 5410 и самосвал с укороченной базой – 5510.
К 1972-му утвердили окончательный дизайн кабины: в таком виде она будет выпускаться на Камском заводе в течение многих лет.
На новую машину устанавливался агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-740. Сначала это был опытный образец, но к 1973-му дизель уже подготовили к запуску в серию. Камский завод освоил производство силового агрегата в 1975-м и присвоил ему индекс КАМАЗ-740.
Почему же удачную разработку передали КАМАЗу? Все очень просто: Минавтопром решил, что капотные грузовики у ЗиЛа получаются лучше и распорядился свернуть работы по проектирование других типов машин. Действительно: вставший на конвейер в 1964-м ЗиЛ-130 стал самым массовым автомобилем в СССР. А что в итоге? Конструкторы, инженеры столичного ЗиЛа разработали и создали очень перспективный грузовик для того времени и «преподнесли его на блюдечке» только-только построенному КАМАЗу. Этот завод впоследствии стал самым крупным в СССР и успешно развивался, оставшись на «плаву» даже в 90-е. А вот ЗиЛ «благополучно» окончил свое существование. Вот если бы «сто семидесятый» выпускали в Москве, кто знает, как повернулась бы история…
Главным конструктором завода на то время являлся Анатолий Кригер – большой знаток американских грузовиков, в частности, линейки International Harvester. И это была одна из причин, почему за основу взяли модель COF-220, к тому времени уже не выпускавшуюся (производился с 1962-й по 1966-й). Однако если взглянуть на картинку внизу, станет ясно, что от американского грузовика советские конструкторы взяли разве что концепцию. Рама, узлы и агрегаты разрабатывались с «нуля».
Прародитель ЗиЛ-170 и КАМАЗа – COF-220. Фото: YouTube.com
Даже кабины у машин разные: у ЗиЛ-170 она более квадратная, по моде того времени. К тому же автомобиль советского производства имел дизельный двигатель, на «американце» (да и большинстве тогдашних грузовиков) стоял карбюраторный.
Первые образцы
Прототип был готов в начале 1968-го, а в следующем году грузовик успешно прошел испытания, намотав километры по маршруту от Углича до Рыбинска. В этом же, 1969-м, ЗиЛ-170 продемонстрировали на ВДНХ.
Ну чем не КАМАЗ? Фото: YouTube.com
Машина по тем временам впечатляла не только угловатым экстерьером, который бросался в глаза в первую очередь. Ведь большинство машин, в т. ч. грузовых в конце 50-х и начале 60-х имели скругленные формы. А тут этакий квадрат! Да еще в кабине некоторых модификаций спальник.
Технические новшества
Из них стоит выделить мощный дизель, двухдисковое сцепление, оснащенное промежуточной плитой. Плюс, гидроусилитель руля, коробка-«пятиступка» с делителями, добавляющими еще 5 промежуточных скоростей, межосевой дифференциал с блокировкой. Особо стоит выделить усовершенствованную пневматическую тормозную систему с несколькими контурами. При отказе задних механизмов (например, если случилась разгерметизация) срабатывают энергоаккумуляторы, выполненные в виде пружин.
Прародитель ЗиЛ-170 и КАМАЗа – COF-220. Фото: YouTube.com
Добавление третьей оси обусловлено улучшением проходимости грузовика: какие были тогда дороги, на заводе хорошо знали! Всего, кроме основной модели (борт и шасси) было разработано несколько модификаций ЗиЛ-170 с разными индексами:
✅ «А» – автомобиль с удлиненной базой
✅ «С» – самосвал
✅ «Т» – тягач
В 1969-м индексация поменялась и ЗиЛ-170 «исчез». Вместо него появилась модель 5320: основной трехосный бортовой грузовик. Седельный тягач получил цифры 5410 и самосвал с укороченной базой – 5510.
От американского грузовика скопировали разве что бездисковые колеса на пяти спицах. В советской литературе они «засветились» еще в 1967 году (техническая книга сдана в набор в 1966-м).
К 1972-му утвердили окончательный дизайн кабины: в таком виде она будет выпускаться на Камском заводе в течение многих лет.
Двигатель
На новую машину устанавливался агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-740. Сначала это был опытный образец, но к 1973-му дизель уже подготовили к запуску в серию. Камский завод освоил производство силового агрегата в 1975-м и присвоил ему индекс КАМАЗ-740.
Первый КАМАЗ – почти полная копия ЗиЛ-170. Фото: YouTube.com
Почему же удачную разработку передали КАМАЗу? Все очень просто: Минавтопром решил, что капотные грузовики у ЗиЛа получаются лучше и распорядился свернуть работы по проектирование других типов машин. Действительно: вставший на конвейер в 1964-м ЗиЛ-130 стал самым массовым автомобилем в СССР. А что в итоге? Конструкторы, инженеры столичного ЗиЛа разработали и создали очень перспективный грузовик для того времени и «преподнесли его на блюдечке» только-только построенному КАМАЗу. Этот завод впоследствии стал самым крупным в СССР и успешно развивался, оставшись на «плаву» даже в 90-е. А вот ЗиЛ «благополучно» окончил свое существование. Вот если бы «сто семидесятый» выпускали в Москве, кто знает, как повернулась бы история…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...