
ЗиЛ-170 – забытый предок КАМАЗа
Конец 60-х ознаменовался знаковым событием в советском автомобилестроении – на берегах Камы начали строить завод по выпуску тяжелых грузовиков. Но пока предприятия нет, за проектирование первого седельного тягача в 1967 году берется столичный ЗиЛ. Стране требовался надежный, мощный грузовик, работающий на дизельном топливе и предполагающий множество модификаций.
Главным конструктором завода на то время являлся Анатолий Кригер – большой знаток американских грузовиков, в частности, линейки International Harvester. И это была одна из причин, почему за основу взяли модель COF-220, к тому времени уже не выпускавшуюся (производился с 1962-й по 1966-й). Однако если взглянуть на картинку внизу, станет ясно, что от американского грузовика советские конструкторы взяли разве что концепцию. Рама, узлы и агрегаты разрабатывались с «нуля».
Прародитель ЗиЛ-170 и КАМАЗа – COF-220. Фото: YouTube.com
Даже кабины у машин разные: у ЗиЛ-170 она более квадратная, по моде того времени. К тому же автомобиль советского производства имел дизельный двигатель, на «американце» (да и большинстве тогдашних грузовиков) стоял карбюраторный.
Прототип был готов в начале 1968-го, а в следующем году грузовик успешно прошел испытания, намотав километры по маршруту от Углича до Рыбинска. В этом же, 1969-м, ЗиЛ-170 продемонстрировали на ВДНХ.
Ну чем не КАМАЗ? Фото: YouTube.com
Машина по тем временам впечатляла не только угловатым экстерьером, который бросался в глаза в первую очередь. Ведь большинство машин, в т. ч. грузовых в конце 50-х и начале 60-х имели скругленные формы. А тут этакий квадрат! Да еще в кабине некоторых модификаций спальник.
Из них стоит выделить мощный дизель, двухдисковое сцепление, оснащенное промежуточной плитой. Плюс, гидроусилитель руля, коробка-«пятиступка» с делителями, добавляющими еще 5 промежуточных скоростей, межосевой дифференциал с блокировкой. Особо стоит выделить усовершенствованную пневматическую тормозную систему с несколькими контурами. При отказе задних механизмов (например, если случилась разгерметизация) срабатывают энергоаккумуляторы, выполненные в виде пружин.
Прародитель ЗиЛ-170 и КАМАЗа – COF-220. Фото: YouTube.com
Добавление третьей оси обусловлено улучшением проходимости грузовика: какие были тогда дороги, на заводе хорошо знали! Всего, кроме основной модели (борт и шасси) было разработано несколько модификаций ЗиЛ-170 с разными индексами:
✅ «А» – автомобиль с удлиненной базой
✅ «С» – самосвал
✅ «Т» – тягач
В 1969-м индексация поменялась и ЗиЛ-170 «исчез». Вместо него появилась модель 5320: основной трехосный бортовой грузовик. Седельный тягач получил цифры 5410 и самосвал с укороченной базой – 5510.
К 1972-му утвердили окончательный дизайн кабины: в таком виде она будет выпускаться на Камском заводе в течение многих лет.
На новую машину устанавливался агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-740. Сначала это был опытный образец, но к 1973-му дизель уже подготовили к запуску в серию. Камский завод освоил производство силового агрегата в 1975-м и присвоил ему индекс КАМАЗ-740.
Первый КАМАЗ – почти полная копия ЗиЛ-170. Фото: YouTube.com
Почему же удачную разработку передали КАМАЗу? Все очень просто: Минавтопром решил, что капотные грузовики у ЗиЛа получаются лучше и распорядился свернуть работы по проектирование других типов машин. Действительно: вставший на конвейер в 1964-м ЗиЛ-130 стал самым массовым автомобилем в СССР. А что в итоге? Конструкторы, инженеры столичного ЗиЛа разработали и создали очень перспективный грузовик для того времени и «преподнесли его на блюдечке» только-только построенному КАМАЗу. Этот завод впоследствии стал самым крупным в СССР и успешно развивался, оставшись на «плаву» даже в 90-е. А вот ЗиЛ «благополучно» окончил свое существование. Вот если бы «сто семидесятый» выпускали в Москве, кто знает, как повернулась бы история…
Главным конструктором завода на то время являлся Анатолий Кригер – большой знаток американских грузовиков, в частности, линейки International Harvester. И это была одна из причин, почему за основу взяли модель COF-220, к тому времени уже не выпускавшуюся (производился с 1962-й по 1966-й). Однако если взглянуть на картинку внизу, станет ясно, что от американского грузовика советские конструкторы взяли разве что концепцию. Рама, узлы и агрегаты разрабатывались с «нуля».

Даже кабины у машин разные: у ЗиЛ-170 она более квадратная, по моде того времени. К тому же автомобиль советского производства имел дизельный двигатель, на «американце» (да и большинстве тогдашних грузовиков) стоял карбюраторный.
Первые образцы
Прототип был готов в начале 1968-го, а в следующем году грузовик успешно прошел испытания, намотав километры по маршруту от Углича до Рыбинска. В этом же, 1969-м, ЗиЛ-170 продемонстрировали на ВДНХ.

Машина по тем временам впечатляла не только угловатым экстерьером, который бросался в глаза в первую очередь. Ведь большинство машин, в т. ч. грузовых в конце 50-х и начале 60-х имели скругленные формы. А тут этакий квадрат! Да еще в кабине некоторых модификаций спальник.
Технические новшества
Из них стоит выделить мощный дизель, двухдисковое сцепление, оснащенное промежуточной плитой. Плюс, гидроусилитель руля, коробка-«пятиступка» с делителями, добавляющими еще 5 промежуточных скоростей, межосевой дифференциал с блокировкой. Особо стоит выделить усовершенствованную пневматическую тормозную систему с несколькими контурами. При отказе задних механизмов (например, если случилась разгерметизация) срабатывают энергоаккумуляторы, выполненные в виде пружин.

Добавление третьей оси обусловлено улучшением проходимости грузовика: какие были тогда дороги, на заводе хорошо знали! Всего, кроме основной модели (борт и шасси) было разработано несколько модификаций ЗиЛ-170 с разными индексами:
✅ «А» – автомобиль с удлиненной базой
✅ «С» – самосвал
✅ «Т» – тягач
В 1969-м индексация поменялась и ЗиЛ-170 «исчез». Вместо него появилась модель 5320: основной трехосный бортовой грузовик. Седельный тягач получил цифры 5410 и самосвал с укороченной базой – 5510.
От американского грузовика скопировали разве что бездисковые колеса на пяти спицах. В советской литературе они «засветились» еще в 1967 году (техническая книга сдана в набор в 1966-м).
К 1972-му утвердили окончательный дизайн кабины: в таком виде она будет выпускаться на Камском заводе в течение многих лет.
Двигатель
На новую машину устанавливался агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-740. Сначала это был опытный образец, но к 1973-му дизель уже подготовили к запуску в серию. Камский завод освоил производство силового агрегата в 1975-м и присвоил ему индекс КАМАЗ-740.

Почему же удачную разработку передали КАМАЗу? Все очень просто: Минавтопром решил, что капотные грузовики у ЗиЛа получаются лучше и распорядился свернуть работы по проектирование других типов машин. Действительно: вставший на конвейер в 1964-м ЗиЛ-130 стал самым массовым автомобилем в СССР. А что в итоге? Конструкторы, инженеры столичного ЗиЛа разработали и создали очень перспективный грузовик для того времени и «преподнесли его на блюдечке» только-только построенному КАМАЗу. Этот завод впоследствии стал самым крупным в СССР и успешно развивался, оставшись на «плаву» даже в 90-е. А вот ЗиЛ «благополучно» окончил свое существование. Вот если бы «сто семидесятый» выпускали в Москве, кто знает, как повернулась бы история…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....