Iveco Bus (Irisbus): хорошие и разные автобусы, произведенные в Европе
Если вы вышли на улицу и не встретили там транспорт со значком IVECO, значит вы живете в глухом селе. Или вам попросту снится сон. Да, продукция этой международной компании сегодня очень распространена не только в Европе, но и в остальной части мира. Выносливые и долговечные малотоннажные и большегрузные грузовики бесконечно колесят по российским, украинским и белорусским дорогам. А вот с автобусами этой марки мы знакомы немного меньше. Что ж, попытаемся сегодня познакомиться поближе.
Все началось в 1975 году, когда итальянский производитель автобусов Fiat Bus создал новый бренд с незамысловатым названием «Корпорация промышленных автомобилей». Из англоязычной аббревиатуры получилось IVECO. Позже к проекту подтянулись местные, немецкие и французские «коллеги». Двадцать четыре года спустя, с подачи французской Renault Bus, теперь уже французско-итальянскую корпорацию решили переименовать в Irisbus. Кроме переименования, произошло слияние нескольких компаний, производящих в разных европейских странах автобусную продукцию:
✅ Renault Véhicules Industriels
✅ IVECO
✅ Fiat Industrial
✅ Karosa (с 2006 года)
В эту же компанию пытались добавить в 1999 году и прекрасно известный у нас Ikarus. Однако позже, в том же году, отказались от этой идеи. Кстати, в 2003 году название стало двойным – Irisbus IVECO. Причина банальна: компания вернулась к своему первоначальному вдохновителю. Но с сентября 2011 года итальянский завод закрыли и полные права на корпорацию вновь перекочевали во Францию.
С 2013 года и по настоящее время компания носит официальное название Iveco Bus и полностью принадлежит IVECO CNH Industrial. Бывшее название всей корпорации и ее продукции теперь просто относится к одному из филиалов компании и больше не используется в названиях выпускаемых моделей автобусов. Несмотря на превалирование французской стороны, двигатели на автобусы устанавливают «фиатовского» производства. В этой же стране расположен и основной исследовательский центр международной корпорации.
Судьба производителя в чем-то сходна с другими компаниями, выпускающими автобусную технику. Обычно все начинается с коммерческих грузопассажирских автомобилей и классических микроавтобусов. И только после этого компании «дорастают» до производства полноразмерных автобусов. Похожая ситуация сложилась и у сотрудничества итальянцев и французов.
Его «фишкой» стала рамная конструкция, размер и плотность которой зависела от назначения данной конкретной модели. Это позволило автомобилю выбиться в беспрецедентные лидеры по грузоподъемности среди малотоннажного транспорта. Одна из моделей Iveco Daily имеет, казалось бы, немыслимую грузоподъемность, сравнимую с нашим ЗИЛ – 4,7 тонны! Среди технических данных стоит отметить:
✅ задний или полный привод
✅ 4-цилиндровый рядный дизель
✅ впрыск топлива
✅ систему нейтрализации выхлопных газов
✅ 9 моделей силовых агрегатов мощностью от 106 до 205 л. с.
В то же время по рабочему объему имелось всего два варианта: 2,3- или 3-литровый. Их неизменными спутниками являлись 6-ступенчатые коробки передач (автомат или механика). Первые модификации оснащались рессорными подвесками. Со временем появились варианты задней пневмоподвески, имеющей функцию изменения высоты автомобиля. Он пережил шесть поколений и продолжает выпускаться в наше время. К примеру, белорусы использовали его принцип для своего «Немана». В Россию также в течение нескольких последних лет поступает в среднем полтысячи современных моделей Daily ежегодно.
А все могло бы оказаться гораздо интереснее, если б нижегородский совместный проект «Савеко» довели до логического конца. В России создавалось предприятие с годовой мощностью в 25 тысяч местных Iveco Daily. Все завертелось в 2007-м, а уже через два года компанию признали банкротом. Проект свернули, а разбирательства перешли в юридическую сферу. Сегодня на нереализованных мощностях происходит жалкое подобие первоначальных планов: переоборудование фургонов в туристический и специальный транспорт.
Процесс начался с Cacciamali TCM 105, использовавшего итальянское шасси в 1996 году. Через два года модель передали Iveco. Так появился Europolis (Iveco 200), который выпускался в течение последующих четырех лет. После этого пошли эксперименты с гибридными силовыми установками и конструирование электробусов. Обновленные модели производились вплоть до 2010 года.
В начале тысячелетия выпуском такой современной техники занимался Iveco ALTRA. Именно там собирались автобусы с полным или частичным электроприводом. Некоторые из них использовали в туристических целях в горнолыжном Валь-д’Изер. Всего собрано 50 единиц транспорта с таким типом привода.
Параллельно шел процесс создания модификации Irisbus Recreo. Она создавалась специально как транспорт для подвоза школьников в черте города и в сельской местности. Учитывая, что потребность в подобном спецтранспорте велика во всех странах, его выпускали на мощностях сразу трех заводов корпорации: основном производстве, во Франции и Чехии. Он пережил три модернизации и завершил свою историю в 2013 году.
Выпуск второго поколения, стартовавший в 2001 году, производился только на двух заводах (Renault Recreo существовал только в первом поколении). Автобус, который выпускали до 2007 года, имел следующие параметры:
✅ 6-цилиндровый дизельный мотор
✅ 6-ступенчатую механическую КПП
✅ максимальную скорость – 100 км / ч
Техника, производимая на чешских мощностях имела привычное для страны название – Karosa C935. В нем нашлось место и для передней оси от «земляка» LIAZ. В салоне установили стеклянную перегородку, отделившую водителя от пассажиров. Завершилась история Irisbus Recreo в 2013 году, когда прекратили выпуск последнего, третьего поколения автобусов этой модели.
С 1998 по 2011 год на заводских мощностях корпорации нашлось место и для комфортного туристического лайнера Irisbus Domino. Он оснащался дизельным ДВС с рабочим объемом 9,5 л и мощностью 352 л. с. 12-метровая конструкция компоновалась 53 комфортабельными сидениями. Последнее третье поколения «туриста» именовалось Irisbus New Domino. На него устанавливался двигатель соответствующий требованиям ЕВРО-5.
Irisbus Citelis, производившийся на французских мощностях с 2005 года, вырос до размера серии моделей. Их конструкция имела 10, 12 или 18 метров в длину, что было отражено в названии. На этом же шасси производилась сборка «двадцать четвертой» и «двадцать пятой» моделей «шкодовских» троллейбусов.
Там же, на чешских мощностях с 2006 года начат выпуск междугородной модели Irisbus Arway. Автобусы собираются на заводе в городе Високе-Мито. В транспорте, рассчитанном на дальние поездки имеются системы кондиционирования и отопления. Также присутствует удобным пандус для посадки инвалидов-колясочников и внутрисалонная музыкальная система. Она продавалась для многих итальянских и испанских городов.
Последние модели компании, о которых хочется упомянуть, это городские и междугородные Irisbus Crossway и городские GX 127. Первые выпускаются с 2006 года, вторые – с 2012-го. Первые имеют пневмоподвеску и заднее расположение двигателя. У GX 127 218-сильный двигатель и 4 (6)-скоростная коробка передач.
Новый низкопольный автобус Iveco Urbanway увидел свет в 2013 году. Различные модели серии выпускаются как на французских, так и на чешских мощностях. Кроме дизеля, имеются также варианты установки газомоторного, гибридного или полностью электрического привода. На сегодняшний день Iveco Bus из экономических соображений производит выпуск ограниченного количества моделей. Чтобы как-то разнообразить ситуацию и привлечь клиента, применяется принцип модифицирования с варьированием длины конструкции, типа двигателя и вместимости салона.
Все началось в 1975 году, когда итальянский производитель автобусов Fiat Bus создал новый бренд с незамысловатым названием «Корпорация промышленных автомобилей». Из англоязычной аббревиатуры получилось IVECO. Позже к проекту подтянулись местные, немецкие и французские «коллеги». Двадцать четыре года спустя, с подачи французской Renault Bus, теперь уже французско-итальянскую корпорацию решили переименовать в Irisbus. Кроме переименования, произошло слияние нескольких компаний, производящих в разных европейских странах автобусную продукцию:
✅ Renault Véhicules Industriels
✅ IVECO
✅ Fiat Industrial
✅ Karosa (с 2006 года)
В эту же компанию пытались добавить в 1999 году и прекрасно известный у нас Ikarus. Однако позже, в том же году, отказались от этой идеи. Кстати, в 2003 году название стало двойным – Irisbus IVECO. Причина банальна: компания вернулась к своему первоначальному вдохновителю. Но с сентября 2011 года итальянский завод закрыли и полные права на корпорацию вновь перекочевали во Францию.
Одна из последних самостоятельных моделей Karosa. Фото: youtube.com
С 2013 года и по настоящее время компания носит официальное название Iveco Bus и полностью принадлежит IVECO CNH Industrial. Бывшее название всей корпорации и ее продукции теперь просто относится к одному из филиалов компании и больше не используется в названиях выпускаемых моделей автобусов. Несмотря на превалирование французской стороны, двигатели на автобусы устанавливают «фиатовского» производства. В этой же стране расположен и основной исследовательский центр международной корпорации.
Как начиналась Iveco Bus?
Судьба производителя в чем-то сходна с другими компаниями, выпускающими автобусную технику. Обычно все начинается с коммерческих грузопассажирских автомобилей и классических микроавтобусов. И только после этого компании «дорастают» до производства полноразмерных автобусов. Похожая ситуация сложилась и у сотрудничества итальянцев и французов.
Одной из первых моделей совместного производства стал Iveco Daily. Он появился в 1978 году и со временем вырос в целое семейство. Все его модели – это либо малотоннажные грузовики, либо микроавтобусы.
Его «фишкой» стала рамная конструкция, размер и плотность которой зависела от назначения данной конкретной модели. Это позволило автомобилю выбиться в беспрецедентные лидеры по грузоподъемности среди малотоннажного транспорта. Одна из моделей Iveco Daily имеет, казалось бы, немыслимую грузоподъемность, сравнимую с нашим ЗИЛ – 4,7 тонны! Среди технических данных стоит отметить:
✅ задний или полный привод
✅ 4-цилиндровый рядный дизель
✅ впрыск топлива
✅ систему нейтрализации выхлопных газов
✅ 9 моделей силовых агрегатов мощностью от 106 до 205 л. с.
В то же время по рабочему объему имелось всего два варианта: 2,3- или 3-литровый. Их неизменными спутниками являлись 6-ступенчатые коробки передач (автомат или механика). Первые модификации оснащались рессорными подвесками. Со временем появились варианты задней пневмоподвески, имеющей функцию изменения высоты автомобиля. Он пережил шесть поколений и продолжает выпускаться в наше время. К примеру, белорусы использовали его принцип для своего «Немана». В Россию также в течение нескольких последних лет поступает в среднем полтысячи современных моделей Daily ежегодно.
Грузопассажирский Iveco Daily 2007 г. в. Фото: youtube.com
А все могло бы оказаться гораздо интереснее, если б нижегородский совместный проект «Савеко» довели до логического конца. В России создавалось предприятие с годовой мощностью в 25 тысяч местных Iveco Daily. Все завертелось в 2007-м, а уже через два года компанию признали банкротом. Проект свернули, а разбирательства перешли в юридическую сферу. Сегодня на нереализованных мощностях происходит жалкое подобие первоначальных планов: переоборудование фургонов в туристический и специальный транспорт.
Полноценные автобусы Iveco конца 90-х
Процесс начался с Cacciamali TCM 105, использовавшего итальянское шасси в 1996 году. Через два года модель передали Iveco. Так появился Europolis (Iveco 200), который выпускался в течение последующих четырех лет. После этого пошли эксперименты с гибридными силовыми установками и конструирование электробусов. Обновленные модели производились вплоть до 2010 года.
В начале тысячелетия выпуском такой современной техники занимался Iveco ALTRA. Именно там собирались автобусы с полным или частичным электроприводом. Некоторые из них использовали в туристических целях в горнолыжном Валь-д’Изер. Всего собрано 50 единиц транспорта с таким типом привода.
Irisbus Recreo со знаком «перевозка детей». Фото: youtube.com
Параллельно шел процесс создания модификации Irisbus Recreo. Она создавалась специально как транспорт для подвоза школьников в черте города и в сельской местности. Учитывая, что потребность в подобном спецтранспорте велика во всех странах, его выпускали на мощностях сразу трех заводов корпорации: основном производстве, во Франции и Чехии. Он пережил три модернизации и завершил свою историю в 2013 году.
Выпуск второго поколения, стартовавший в 2001 году, производился только на двух заводах (Renault Recreo существовал только в первом поколении). Автобус, который выпускали до 2007 года, имел следующие параметры:
✅ 6-цилиндровый дизельный мотор
✅ 6-ступенчатую механическую КПП
✅ максимальную скорость – 100 км / ч
Техника, производимая на чешских мощностях имела привычное для страны название – Karosa C935. В нем нашлось место и для передней оси от «земляка» LIAZ. В салоне установили стеклянную перегородку, отделившую водителя от пассажиров. Завершилась история Irisbus Recreo в 2013 году, когда прекратили выпуск последнего, третьего поколения автобусов этой модели.
С 1998 по 2011 год на заводских мощностях корпорации нашлось место и для комфортного туристического лайнера Irisbus Domino. Он оснащался дизельным ДВС с рабочим объемом 9,5 л и мощностью 352 л. с. 12-метровая конструкция компоновалась 53 комфортабельными сидениями. Последнее третье поколения «туриста» именовалось Irisbus New Domino. На него устанавливался двигатель соответствующий требованиям ЕВРО-5.
Автобусы Irisbus (Iveco) XXI века
Irisbus Citelis, производившийся на французских мощностях с 2005 года, вырос до размера серии моделей. Их конструкция имела 10, 12 или 18 метров в длину, что было отражено в названии. На этом же шасси производилась сборка «двадцать четвертой» и «двадцать пятой» моделей «шкодовских» троллейбусов.
Irisbus Arway, собранный в Високе-Мито. Фото: youtube.com
Там же, на чешских мощностях с 2006 года начат выпуск междугородной модели Irisbus Arway. Автобусы собираются на заводе в городе Високе-Мито. В транспорте, рассчитанном на дальние поездки имеются системы кондиционирования и отопления. Также присутствует удобным пандус для посадки инвалидов-колясочников и внутрисалонная музыкальная система. Она продавалась для многих итальянских и испанских городов.
Последние модели компании, о которых хочется упомянуть, это городские и междугородные Irisbus Crossway и городские GX 127. Первые выпускаются с 2006 года, вторые – с 2012-го. Первые имеют пневмоподвеску и заднее расположение двигателя. У GX 127 218-сильный двигатель и 4 (6)-скоростная коробка передач.
Urbanway удобной низкопольной конструкции. Фото: youtube.com
Новый низкопольный автобус Iveco Urbanway увидел свет в 2013 году. Различные модели серии выпускаются как на французских, так и на чешских мощностях. Кроме дизеля, имеются также варианты установки газомоторного, гибридного или полностью электрического привода. На сегодняшний день Iveco Bus из экономических соображений производит выпуск ограниченного количества моделей. Чтобы как-то разнообразить ситуацию и привлечь клиента, применяется принцип модифицирования с варьированием длины конструкции, типа двигателя и вместимости салона.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...