Iveco Bus (Irisbus): хорошие и разные автобусы, произведенные в Европе
Если вы вышли на улицу и не встретили там транспорт со значком IVECO, значит вы живете в глухом селе. Или вам попросту снится сон. Да, продукция этой международной компании сегодня очень распространена не только в Европе, но и в остальной части мира. Выносливые и долговечные малотоннажные и большегрузные грузовики бесконечно колесят по российским, украинским и белорусским дорогам. А вот с автобусами этой марки мы знакомы немного меньше. Что ж, попытаемся сегодня познакомиться поближе.
Все началось в 1975 году, когда итальянский производитель автобусов Fiat Bus создал новый бренд с незамысловатым названием «Корпорация промышленных автомобилей». Из англоязычной аббревиатуры получилось IVECO. Позже к проекту подтянулись местные, немецкие и французские «коллеги». Двадцать четыре года спустя, с подачи французской Renault Bus, теперь уже французско-итальянскую корпорацию решили переименовать в Irisbus. Кроме переименования, произошло слияние нескольких компаний, производящих в разных европейских странах автобусную продукцию:
✅ Renault Véhicules Industriels
✅ IVECO
✅ Fiat Industrial
✅ Karosa (с 2006 года)
В эту же компанию пытались добавить в 1999 году и прекрасно известный у нас Ikarus. Однако позже, в том же году, отказались от этой идеи. Кстати, в 2003 году название стало двойным – Irisbus IVECO. Причина банальна: компания вернулась к своему первоначальному вдохновителю. Но с сентября 2011 года итальянский завод закрыли и полные права на корпорацию вновь перекочевали во Францию.
С 2013 года и по настоящее время компания носит официальное название Iveco Bus и полностью принадлежит IVECO CNH Industrial. Бывшее название всей корпорации и ее продукции теперь просто относится к одному из филиалов компании и больше не используется в названиях выпускаемых моделей автобусов. Несмотря на превалирование французской стороны, двигатели на автобусы устанавливают «фиатовского» производства. В этой же стране расположен и основной исследовательский центр международной корпорации.
Судьба производителя в чем-то сходна с другими компаниями, выпускающими автобусную технику. Обычно все начинается с коммерческих грузопассажирских автомобилей и классических микроавтобусов. И только после этого компании «дорастают» до производства полноразмерных автобусов. Похожая ситуация сложилась и у сотрудничества итальянцев и французов.
Его «фишкой» стала рамная конструкция, размер и плотность которой зависела от назначения данной конкретной модели. Это позволило автомобилю выбиться в беспрецедентные лидеры по грузоподъемности среди малотоннажного транспорта. Одна из моделей Iveco Daily имеет, казалось бы, немыслимую грузоподъемность, сравнимую с нашим ЗИЛ – 4,7 тонны! Среди технических данных стоит отметить:
✅ задний или полный привод
✅ 4-цилиндровый рядный дизель
✅ впрыск топлива
✅ систему нейтрализации выхлопных газов
✅ 9 моделей силовых агрегатов мощностью от 106 до 205 л. с.
В то же время по рабочему объему имелось всего два варианта: 2,3- или 3-литровый. Их неизменными спутниками являлись 6-ступенчатые коробки передач (автомат или механика). Первые модификации оснащались рессорными подвесками. Со временем появились варианты задней пневмоподвески, имеющей функцию изменения высоты автомобиля. Он пережил шесть поколений и продолжает выпускаться в наше время. К примеру, белорусы использовали его принцип для своего «Немана». В Россию также в течение нескольких последних лет поступает в среднем полтысячи современных моделей Daily ежегодно.
А все могло бы оказаться гораздо интереснее, если б нижегородский совместный проект «Савеко» довели до логического конца. В России создавалось предприятие с годовой мощностью в 25 тысяч местных Iveco Daily. Все завертелось в 2007-м, а уже через два года компанию признали банкротом. Проект свернули, а разбирательства перешли в юридическую сферу. Сегодня на нереализованных мощностях происходит жалкое подобие первоначальных планов: переоборудование фургонов в туристический и специальный транспорт.
Процесс начался с Cacciamali TCM 105, использовавшего итальянское шасси в 1996 году. Через два года модель передали Iveco. Так появился Europolis (Iveco 200), который выпускался в течение последующих четырех лет. После этого пошли эксперименты с гибридными силовыми установками и конструирование электробусов. Обновленные модели производились вплоть до 2010 года.
В начале тысячелетия выпуском такой современной техники занимался Iveco ALTRA. Именно там собирались автобусы с полным или частичным электроприводом. Некоторые из них использовали в туристических целях в горнолыжном Валь-д’Изер. Всего собрано 50 единиц транспорта с таким типом привода.
Параллельно шел процесс создания модификации Irisbus Recreo. Она создавалась специально как транспорт для подвоза школьников в черте города и в сельской местности. Учитывая, что потребность в подобном спецтранспорте велика во всех странах, его выпускали на мощностях сразу трех заводов корпорации: основном производстве, во Франции и Чехии. Он пережил три модернизации и завершил свою историю в 2013 году.
Выпуск второго поколения, стартовавший в 2001 году, производился только на двух заводах (Renault Recreo существовал только в первом поколении). Автобус, который выпускали до 2007 года, имел следующие параметры:
✅ 6-цилиндровый дизельный мотор
✅ 6-ступенчатую механическую КПП
✅ максимальную скорость – 100 км / ч
Техника, производимая на чешских мощностях имела привычное для страны название – Karosa C935. В нем нашлось место и для передней оси от «земляка» LIAZ. В салоне установили стеклянную перегородку, отделившую водителя от пассажиров. Завершилась история Irisbus Recreo в 2013 году, когда прекратили выпуск последнего, третьего поколения автобусов этой модели.
С 1998 по 2011 год на заводских мощностях корпорации нашлось место и для комфортного туристического лайнера Irisbus Domino. Он оснащался дизельным ДВС с рабочим объемом 9,5 л и мощностью 352 л. с. 12-метровая конструкция компоновалась 53 комфортабельными сидениями. Последнее третье поколения «туриста» именовалось Irisbus New Domino. На него устанавливался двигатель соответствующий требованиям ЕВРО-5.
Irisbus Citelis, производившийся на французских мощностях с 2005 года, вырос до размера серии моделей. Их конструкция имела 10, 12 или 18 метров в длину, что было отражено в названии. На этом же шасси производилась сборка «двадцать четвертой» и «двадцать пятой» моделей «шкодовских» троллейбусов.
Там же, на чешских мощностях с 2006 года начат выпуск междугородной модели Irisbus Arway. Автобусы собираются на заводе в городе Високе-Мито. В транспорте, рассчитанном на дальние поездки имеются системы кондиционирования и отопления. Также присутствует удобным пандус для посадки инвалидов-колясочников и внутрисалонная музыкальная система. Она продавалась для многих итальянских и испанских городов.
Последние модели компании, о которых хочется упомянуть, это городские и междугородные Irisbus Crossway и городские GX 127. Первые выпускаются с 2006 года, вторые – с 2012-го. Первые имеют пневмоподвеску и заднее расположение двигателя. У GX 127 218-сильный двигатель и 4 (6)-скоростная коробка передач.
Новый низкопольный автобус Iveco Urbanway увидел свет в 2013 году. Различные модели серии выпускаются как на французских, так и на чешских мощностях. Кроме дизеля, имеются также варианты установки газомоторного, гибридного или полностью электрического привода. На сегодняшний день Iveco Bus из экономических соображений производит выпуск ограниченного количества моделей. Чтобы как-то разнообразить ситуацию и привлечь клиента, применяется принцип модифицирования с варьированием длины конструкции, типа двигателя и вместимости салона.
Все началось в 1975 году, когда итальянский производитель автобусов Fiat Bus создал новый бренд с незамысловатым названием «Корпорация промышленных автомобилей». Из англоязычной аббревиатуры получилось IVECO. Позже к проекту подтянулись местные, немецкие и французские «коллеги». Двадцать четыре года спустя, с подачи французской Renault Bus, теперь уже французско-итальянскую корпорацию решили переименовать в Irisbus. Кроме переименования, произошло слияние нескольких компаний, производящих в разных европейских странах автобусную продукцию:
✅ Renault Véhicules Industriels
✅ IVECO
✅ Fiat Industrial
✅ Karosa (с 2006 года)
В эту же компанию пытались добавить в 1999 году и прекрасно известный у нас Ikarus. Однако позже, в том же году, отказались от этой идеи. Кстати, в 2003 году название стало двойным – Irisbus IVECO. Причина банальна: компания вернулась к своему первоначальному вдохновителю. Но с сентября 2011 года итальянский завод закрыли и полные права на корпорацию вновь перекочевали во Францию.
Одна из последних самостоятельных моделей Karosa. Фото: youtube.com
С 2013 года и по настоящее время компания носит официальное название Iveco Bus и полностью принадлежит IVECO CNH Industrial. Бывшее название всей корпорации и ее продукции теперь просто относится к одному из филиалов компании и больше не используется в названиях выпускаемых моделей автобусов. Несмотря на превалирование французской стороны, двигатели на автобусы устанавливают «фиатовского» производства. В этой же стране расположен и основной исследовательский центр международной корпорации.
Как начиналась Iveco Bus?
Судьба производителя в чем-то сходна с другими компаниями, выпускающими автобусную технику. Обычно все начинается с коммерческих грузопассажирских автомобилей и классических микроавтобусов. И только после этого компании «дорастают» до производства полноразмерных автобусов. Похожая ситуация сложилась и у сотрудничества итальянцев и французов.
Одной из первых моделей совместного производства стал Iveco Daily. Он появился в 1978 году и со временем вырос в целое семейство. Все его модели – это либо малотоннажные грузовики, либо микроавтобусы.
Его «фишкой» стала рамная конструкция, размер и плотность которой зависела от назначения данной конкретной модели. Это позволило автомобилю выбиться в беспрецедентные лидеры по грузоподъемности среди малотоннажного транспорта. Одна из моделей Iveco Daily имеет, казалось бы, немыслимую грузоподъемность, сравнимую с нашим ЗИЛ – 4,7 тонны! Среди технических данных стоит отметить:
✅ задний или полный привод
✅ 4-цилиндровый рядный дизель
✅ впрыск топлива
✅ систему нейтрализации выхлопных газов
✅ 9 моделей силовых агрегатов мощностью от 106 до 205 л. с.
В то же время по рабочему объему имелось всего два варианта: 2,3- или 3-литровый. Их неизменными спутниками являлись 6-ступенчатые коробки передач (автомат или механика). Первые модификации оснащались рессорными подвесками. Со временем появились варианты задней пневмоподвески, имеющей функцию изменения высоты автомобиля. Он пережил шесть поколений и продолжает выпускаться в наше время. К примеру, белорусы использовали его принцип для своего «Немана». В Россию также в течение нескольких последних лет поступает в среднем полтысячи современных моделей Daily ежегодно.
Грузопассажирский Iveco Daily 2007 г. в. Фото: youtube.com
А все могло бы оказаться гораздо интереснее, если б нижегородский совместный проект «Савеко» довели до логического конца. В России создавалось предприятие с годовой мощностью в 25 тысяч местных Iveco Daily. Все завертелось в 2007-м, а уже через два года компанию признали банкротом. Проект свернули, а разбирательства перешли в юридическую сферу. Сегодня на нереализованных мощностях происходит жалкое подобие первоначальных планов: переоборудование фургонов в туристический и специальный транспорт.
Полноценные автобусы Iveco конца 90-х
Процесс начался с Cacciamali TCM 105, использовавшего итальянское шасси в 1996 году. Через два года модель передали Iveco. Так появился Europolis (Iveco 200), который выпускался в течение последующих четырех лет. После этого пошли эксперименты с гибридными силовыми установками и конструирование электробусов. Обновленные модели производились вплоть до 2010 года.
В начале тысячелетия выпуском такой современной техники занимался Iveco ALTRA. Именно там собирались автобусы с полным или частичным электроприводом. Некоторые из них использовали в туристических целях в горнолыжном Валь-д’Изер. Всего собрано 50 единиц транспорта с таким типом привода.
Irisbus Recreo со знаком «перевозка детей». Фото: youtube.com
Параллельно шел процесс создания модификации Irisbus Recreo. Она создавалась специально как транспорт для подвоза школьников в черте города и в сельской местности. Учитывая, что потребность в подобном спецтранспорте велика во всех странах, его выпускали на мощностях сразу трех заводов корпорации: основном производстве, во Франции и Чехии. Он пережил три модернизации и завершил свою историю в 2013 году.
Выпуск второго поколения, стартовавший в 2001 году, производился только на двух заводах (Renault Recreo существовал только в первом поколении). Автобус, который выпускали до 2007 года, имел следующие параметры:
✅ 6-цилиндровый дизельный мотор
✅ 6-ступенчатую механическую КПП
✅ максимальную скорость – 100 км / ч
Техника, производимая на чешских мощностях имела привычное для страны название – Karosa C935. В нем нашлось место и для передней оси от «земляка» LIAZ. В салоне установили стеклянную перегородку, отделившую водителя от пассажиров. Завершилась история Irisbus Recreo в 2013 году, когда прекратили выпуск последнего, третьего поколения автобусов этой модели.
С 1998 по 2011 год на заводских мощностях корпорации нашлось место и для комфортного туристического лайнера Irisbus Domino. Он оснащался дизельным ДВС с рабочим объемом 9,5 л и мощностью 352 л. с. 12-метровая конструкция компоновалась 53 комфортабельными сидениями. Последнее третье поколения «туриста» именовалось Irisbus New Domino. На него устанавливался двигатель соответствующий требованиям ЕВРО-5.
Автобусы Irisbus (Iveco) XXI века
Irisbus Citelis, производившийся на французских мощностях с 2005 года, вырос до размера серии моделей. Их конструкция имела 10, 12 или 18 метров в длину, что было отражено в названии. На этом же шасси производилась сборка «двадцать четвертой» и «двадцать пятой» моделей «шкодовских» троллейбусов.
Irisbus Arway, собранный в Високе-Мито. Фото: youtube.com
Там же, на чешских мощностях с 2006 года начат выпуск междугородной модели Irisbus Arway. Автобусы собираются на заводе в городе Високе-Мито. В транспорте, рассчитанном на дальние поездки имеются системы кондиционирования и отопления. Также присутствует удобным пандус для посадки инвалидов-колясочников и внутрисалонная музыкальная система. Она продавалась для многих итальянских и испанских городов.
Последние модели компании, о которых хочется упомянуть, это городские и междугородные Irisbus Crossway и городские GX 127. Первые выпускаются с 2006 года, вторые – с 2012-го. Первые имеют пневмоподвеску и заднее расположение двигателя. У GX 127 218-сильный двигатель и 4 (6)-скоростная коробка передач.
Urbanway удобной низкопольной конструкции. Фото: youtube.com
Новый низкопольный автобус Iveco Urbanway увидел свет в 2013 году. Различные модели серии выпускаются как на французских, так и на чешских мощностях. Кроме дизеля, имеются также варианты установки газомоторного, гибридного или полностью электрического привода. На сегодняшний день Iveco Bus из экономических соображений производит выпуск ограниченного количества моделей. Чтобы как-то разнообразить ситуацию и привлечь клиента, применяется принцип модифицирования с варьированием длины конструкции, типа двигателя и вместимости салона.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...