
Iveco Bus (Irisbus): хорошие и разные автобусы, произведенные в Европе
Если вы вышли на улицу и не встретили там транспорт со значком IVECO, значит вы живете в глухом селе. Или вам попросту снится сон. Да, продукция этой международной компании сегодня очень распространена не только в Европе, но и в остальной части мира. Выносливые и долговечные малотоннажные и большегрузные грузовики бесконечно колесят по российским, украинским и белорусским дорогам. А вот с автобусами этой марки мы знакомы немного меньше. Что ж, попытаемся сегодня познакомиться поближе.
Все началось в 1975 году, когда итальянский производитель автобусов Fiat Bus создал новый бренд с незамысловатым названием «Корпорация промышленных автомобилей». Из англоязычной аббревиатуры получилось IVECO. Позже к проекту подтянулись местные, немецкие и французские «коллеги». Двадцать четыре года спустя, с подачи французской Renault Bus, теперь уже французско-итальянскую корпорацию решили переименовать в Irisbus. Кроме переименования, произошло слияние нескольких компаний, производящих в разных европейских странах автобусную продукцию:
✅ Renault Véhicules Industriels
✅ IVECO
✅ Fiat Industrial
✅ Karosa (с 2006 года)
В эту же компанию пытались добавить в 1999 году и прекрасно известный у нас Ikarus. Однако позже, в том же году, отказались от этой идеи. Кстати, в 2003 году название стало двойным – Irisbus IVECO. Причина банальна: компания вернулась к своему первоначальному вдохновителю. Но с сентября 2011 года итальянский завод закрыли и полные права на корпорацию вновь перекочевали во Францию.
Одна из последних самостоятельных моделей Karosa. Фото: youtube.com
С 2013 года и по настоящее время компания носит официальное название Iveco Bus и полностью принадлежит IVECO CNH Industrial. Бывшее название всей корпорации и ее продукции теперь просто относится к одному из филиалов компании и больше не используется в названиях выпускаемых моделей автобусов. Несмотря на превалирование французской стороны, двигатели на автобусы устанавливают «фиатовского» производства. В этой же стране расположен и основной исследовательский центр международной корпорации.
Судьба производителя в чем-то сходна с другими компаниями, выпускающими автобусную технику. Обычно все начинается с коммерческих грузопассажирских автомобилей и классических микроавтобусов. И только после этого компании «дорастают» до производства полноразмерных автобусов. Похожая ситуация сложилась и у сотрудничества итальянцев и французов.
Его «фишкой» стала рамная конструкция, размер и плотность которой зависела от назначения данной конкретной модели. Это позволило автомобилю выбиться в беспрецедентные лидеры по грузоподъемности среди малотоннажного транспорта. Одна из моделей Iveco Daily имеет, казалось бы, немыслимую грузоподъемность, сравнимую с нашим ЗИЛ – 4,7 тонны! Среди технических данных стоит отметить:
✅ задний или полный привод
✅ 4-цилиндровый рядный дизель
✅ впрыск топлива
✅ систему нейтрализации выхлопных газов
✅ 9 моделей силовых агрегатов мощностью от 106 до 205 л. с.
В то же время по рабочему объему имелось всего два варианта: 2,3- или 3-литровый. Их неизменными спутниками являлись 6-ступенчатые коробки передач (автомат или механика). Первые модификации оснащались рессорными подвесками. Со временем появились варианты задней пневмоподвески, имеющей функцию изменения высоты автомобиля. Он пережил шесть поколений и продолжает выпускаться в наше время. К примеру, белорусы использовали его принцип для своего «Немана». В Россию также в течение нескольких последних лет поступает в среднем полтысячи современных моделей Daily ежегодно.
Грузопассажирский Iveco Daily 2007 г. в. Фото: youtube.com
А все могло бы оказаться гораздо интереснее, если б нижегородский совместный проект «Савеко» довели до логического конца. В России создавалось предприятие с годовой мощностью в 25 тысяч местных Iveco Daily. Все завертелось в 2007-м, а уже через два года компанию признали банкротом. Проект свернули, а разбирательства перешли в юридическую сферу. Сегодня на нереализованных мощностях происходит жалкое подобие первоначальных планов: переоборудование фургонов в туристический и специальный транспорт.
Процесс начался с Cacciamali TCM 105, использовавшего итальянское шасси в 1996 году. Через два года модель передали Iveco. Так появился Europolis (Iveco 200), который выпускался в течение последующих четырех лет. После этого пошли эксперименты с гибридными силовыми установками и конструирование электробусов. Обновленные модели производились вплоть до 2010 года.
В начале тысячелетия выпуском такой современной техники занимался Iveco ALTRA. Именно там собирались автобусы с полным или частичным электроприводом. Некоторые из них использовали в туристических целях в горнолыжном Валь-д’Изер. Всего собрано 50 единиц транспорта с таким типом привода.
Irisbus Recreo со знаком «перевозка детей». Фото: youtube.com
Параллельно шел процесс создания модификации Irisbus Recreo. Она создавалась специально как транспорт для подвоза школьников в черте города и в сельской местности. Учитывая, что потребность в подобном спецтранспорте велика во всех странах, его выпускали на мощностях сразу трех заводов корпорации: основном производстве, во Франции и Чехии. Он пережил три модернизации и завершил свою историю в 2013 году.
Выпуск второго поколения, стартовавший в 2001 году, производился только на двух заводах (Renault Recreo существовал только в первом поколении). Автобус, который выпускали до 2007 года, имел следующие параметры:
✅ 6-цилиндровый дизельный мотор
✅ 6-ступенчатую механическую КПП
✅ максимальную скорость – 100 км / ч
Техника, производимая на чешских мощностях имела привычное для страны название – Karosa C935. В нем нашлось место и для передней оси от «земляка» LIAZ. В салоне установили стеклянную перегородку, отделившую водителя от пассажиров. Завершилась история Irisbus Recreo в 2013 году, когда прекратили выпуск последнего, третьего поколения автобусов этой модели.
С 1998 по 2011 год на заводских мощностях корпорации нашлось место и для комфортного туристического лайнера Irisbus Domino. Он оснащался дизельным ДВС с рабочим объемом 9,5 л и мощностью 352 л. с. 12-метровая конструкция компоновалась 53 комфортабельными сидениями. Последнее третье поколения «туриста» именовалось Irisbus New Domino. На него устанавливался двигатель соответствующий требованиям ЕВРО-5.
Irisbus Citelis, производившийся на французских мощностях с 2005 года, вырос до размера серии моделей. Их конструкция имела 10, 12 или 18 метров в длину, что было отражено в названии. На этом же шасси производилась сборка «двадцать четвертой» и «двадцать пятой» моделей «шкодовских» троллейбусов.
Irisbus Arway, собранный в Високе-Мито. Фото: youtube.com
Там же, на чешских мощностях с 2006 года начат выпуск междугородной модели Irisbus Arway. Автобусы собираются на заводе в городе Високе-Мито. В транспорте, рассчитанном на дальние поездки имеются системы кондиционирования и отопления. Также присутствует удобным пандус для посадки инвалидов-колясочников и внутрисалонная музыкальная система. Она продавалась для многих итальянских и испанских городов.
Последние модели компании, о которых хочется упомянуть, это городские и междугородные Irisbus Crossway и городские GX 127. Первые выпускаются с 2006 года, вторые – с 2012-го. Первые имеют пневмоподвеску и заднее расположение двигателя. У GX 127 218-сильный двигатель и 4 (6)-скоростная коробка передач.
Urbanway удобной низкопольной конструкции. Фото: youtube.com
Новый низкопольный автобус Iveco Urbanway увидел свет в 2013 году. Различные модели серии выпускаются как на французских, так и на чешских мощностях. Кроме дизеля, имеются также варианты установки газомоторного, гибридного или полностью электрического привода. На сегодняшний день Iveco Bus из экономических соображений производит выпуск ограниченного количества моделей. Чтобы как-то разнообразить ситуацию и привлечь клиента, применяется принцип модифицирования с варьированием длины конструкции, типа двигателя и вместимости салона.
Все началось в 1975 году, когда итальянский производитель автобусов Fiat Bus создал новый бренд с незамысловатым названием «Корпорация промышленных автомобилей». Из англоязычной аббревиатуры получилось IVECO. Позже к проекту подтянулись местные, немецкие и французские «коллеги». Двадцать четыре года спустя, с подачи французской Renault Bus, теперь уже французско-итальянскую корпорацию решили переименовать в Irisbus. Кроме переименования, произошло слияние нескольких компаний, производящих в разных европейских странах автобусную продукцию:
✅ Renault Véhicules Industriels
✅ IVECO
✅ Fiat Industrial
✅ Karosa (с 2006 года)
В эту же компанию пытались добавить в 1999 году и прекрасно известный у нас Ikarus. Однако позже, в том же году, отказались от этой идеи. Кстати, в 2003 году название стало двойным – Irisbus IVECO. Причина банальна: компания вернулась к своему первоначальному вдохновителю. Но с сентября 2011 года итальянский завод закрыли и полные права на корпорацию вновь перекочевали во Францию.

С 2013 года и по настоящее время компания носит официальное название Iveco Bus и полностью принадлежит IVECO CNH Industrial. Бывшее название всей корпорации и ее продукции теперь просто относится к одному из филиалов компании и больше не используется в названиях выпускаемых моделей автобусов. Несмотря на превалирование французской стороны, двигатели на автобусы устанавливают «фиатовского» производства. В этой же стране расположен и основной исследовательский центр международной корпорации.
Как начиналась Iveco Bus?
Судьба производителя в чем-то сходна с другими компаниями, выпускающими автобусную технику. Обычно все начинается с коммерческих грузопассажирских автомобилей и классических микроавтобусов. И только после этого компании «дорастают» до производства полноразмерных автобусов. Похожая ситуация сложилась и у сотрудничества итальянцев и французов.
Одной из первых моделей совместного производства стал Iveco Daily. Он появился в 1978 году и со временем вырос в целое семейство. Все его модели – это либо малотоннажные грузовики, либо микроавтобусы.
Его «фишкой» стала рамная конструкция, размер и плотность которой зависела от назначения данной конкретной модели. Это позволило автомобилю выбиться в беспрецедентные лидеры по грузоподъемности среди малотоннажного транспорта. Одна из моделей Iveco Daily имеет, казалось бы, немыслимую грузоподъемность, сравнимую с нашим ЗИЛ – 4,7 тонны! Среди технических данных стоит отметить:
✅ задний или полный привод
✅ 4-цилиндровый рядный дизель
✅ впрыск топлива
✅ систему нейтрализации выхлопных газов
✅ 9 моделей силовых агрегатов мощностью от 106 до 205 л. с.
В то же время по рабочему объему имелось всего два варианта: 2,3- или 3-литровый. Их неизменными спутниками являлись 6-ступенчатые коробки передач (автомат или механика). Первые модификации оснащались рессорными подвесками. Со временем появились варианты задней пневмоподвески, имеющей функцию изменения высоты автомобиля. Он пережил шесть поколений и продолжает выпускаться в наше время. К примеру, белорусы использовали его принцип для своего «Немана». В Россию также в течение нескольких последних лет поступает в среднем полтысячи современных моделей Daily ежегодно.

А все могло бы оказаться гораздо интереснее, если б нижегородский совместный проект «Савеко» довели до логического конца. В России создавалось предприятие с годовой мощностью в 25 тысяч местных Iveco Daily. Все завертелось в 2007-м, а уже через два года компанию признали банкротом. Проект свернули, а разбирательства перешли в юридическую сферу. Сегодня на нереализованных мощностях происходит жалкое подобие первоначальных планов: переоборудование фургонов в туристический и специальный транспорт.
Полноценные автобусы Iveco конца 90-х
Процесс начался с Cacciamali TCM 105, использовавшего итальянское шасси в 1996 году. Через два года модель передали Iveco. Так появился Europolis (Iveco 200), который выпускался в течение последующих четырех лет. После этого пошли эксперименты с гибридными силовыми установками и конструирование электробусов. Обновленные модели производились вплоть до 2010 года.
В начале тысячелетия выпуском такой современной техники занимался Iveco ALTRA. Именно там собирались автобусы с полным или частичным электроприводом. Некоторые из них использовали в туристических целях в горнолыжном Валь-д’Изер. Всего собрано 50 единиц транспорта с таким типом привода.

Параллельно шел процесс создания модификации Irisbus Recreo. Она создавалась специально как транспорт для подвоза школьников в черте города и в сельской местности. Учитывая, что потребность в подобном спецтранспорте велика во всех странах, его выпускали на мощностях сразу трех заводов корпорации: основном производстве, во Франции и Чехии. Он пережил три модернизации и завершил свою историю в 2013 году.
Выпуск второго поколения, стартовавший в 2001 году, производился только на двух заводах (Renault Recreo существовал только в первом поколении). Автобус, который выпускали до 2007 года, имел следующие параметры:
✅ 6-цилиндровый дизельный мотор
✅ 6-ступенчатую механическую КПП
✅ максимальную скорость – 100 км / ч
Техника, производимая на чешских мощностях имела привычное для страны название – Karosa C935. В нем нашлось место и для передней оси от «земляка» LIAZ. В салоне установили стеклянную перегородку, отделившую водителя от пассажиров. Завершилась история Irisbus Recreo в 2013 году, когда прекратили выпуск последнего, третьего поколения автобусов этой модели.
С 1998 по 2011 год на заводских мощностях корпорации нашлось место и для комфортного туристического лайнера Irisbus Domino. Он оснащался дизельным ДВС с рабочим объемом 9,5 л и мощностью 352 л. с. 12-метровая конструкция компоновалась 53 комфортабельными сидениями. Последнее третье поколения «туриста» именовалось Irisbus New Domino. На него устанавливался двигатель соответствующий требованиям ЕВРО-5.
Автобусы Irisbus (Iveco) XXI века
Irisbus Citelis, производившийся на французских мощностях с 2005 года, вырос до размера серии моделей. Их конструкция имела 10, 12 или 18 метров в длину, что было отражено в названии. На этом же шасси производилась сборка «двадцать четвертой» и «двадцать пятой» моделей «шкодовских» троллейбусов.

Там же, на чешских мощностях с 2006 года начат выпуск междугородной модели Irisbus Arway. Автобусы собираются на заводе в городе Високе-Мито. В транспорте, рассчитанном на дальние поездки имеются системы кондиционирования и отопления. Также присутствует удобным пандус для посадки инвалидов-колясочников и внутрисалонная музыкальная система. Она продавалась для многих итальянских и испанских городов.
Последние модели компании, о которых хочется упомянуть, это городские и междугородные Irisbus Crossway и городские GX 127. Первые выпускаются с 2006 года, вторые – с 2012-го. Первые имеют пневмоподвеску и заднее расположение двигателя. У GX 127 218-сильный двигатель и 4 (6)-скоростная коробка передач.

Новый низкопольный автобус Iveco Urbanway увидел свет в 2013 году. Различные модели серии выпускаются как на французских, так и на чешских мощностях. Кроме дизеля, имеются также варианты установки газомоторного, гибридного или полностью электрического привода. На сегодняшний день Iveco Bus из экономических соображений производит выпуск ограниченного количества моделей. Чтобы как-то разнообразить ситуацию и привлечь клиента, применяется принцип модифицирования с варьированием длины конструкции, типа двигателя и вместимости салона.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....