Над засекреченным внедорожником работали не только инженеры, но и дизайнеры. Им в конечном итоге, не сразу, удалось создать экстерьер автомобиля, который с первого взгляда никак нельзя было назвать плавающим. В то время амфибии напоминали лодки на колесах.
Первые прототипы имели брутальную, спартанскую внешность. Фото: YouTube.com
А здесь – обычная машина, унифицированная с «Нивой». От нее взяли платформу и движок, присвоив новинке индекс Э 2122 («Э» – экспериментальный).
Начало
Первая пара экземпляров получилось не очень: как по внешнему виду, так и техническим характеристикам. Топорный экстерьер вызывал породил соответствующее прозвище – «Крокодил». Многочисленные проблемы выявились сразу: плохо герметизированный корпус протекал, агрегаты, расположенные в глухом отсеке, перегревались. Двигатель оказался слишком мощным, оборотистым и приемистым: в «союзе» с рифлеными покрышками, специально изготовленными под амфибию, создавал серьезные перегрузки для трансмиссии. Последняя попросту ломалась.
Внутри первые прототипы напоминали «Ниву». Фото: YouTube.com
И все же очевидно: авто получилось: в его силах было преодолеть любой равнинный водоем. Достаточно врубить третью скорость, пониженную передачу и – вперед! Движителями являлись колеса, благодаря которым ВАЗ развивал на воде 4,3 км/ч.
Модернизация
Она была проведена очень тщательно. Подтверждением служит поэтапный выпуск шести (!) модификаций плавающего автомобиля на протяжении 10-ти лет. Что же усовершенствовали, а главное, как?
Мощность двигателя и трансмиссия
Вместо мотора в 1,6 л, «рвавшего» коробки, решили установить агрегат в 1300 «кубиков» от ВАЗ-21011. Правда, часть инженеров считала это явной перестраховкой.
Модернизированный вариант Э-2 1978 года с зеркалами от КАМАЗа. Фото: YouTube.com
Колеса поставили стандартные, от серийной «Нивы». Еще понизили передаточное число в основной паре до 4,44 вместо прежних 4,78. И результат не заставил себя ждать – все получилось, проблемы с трансмиссией исчезли, если не считать незначительного понижения скорости на воде до 4 км/ч.
Перегрев
Здесь потребовалось комплексное решение проблемы. Конструкторы поставили увеличенный радиатор, оснащенный дополнительным вентилятором. Кроме того, соорудили специальный «трубопровод», который направлял охлаждающий воздух к силовому агрегату, затем к «раздатке». Наружу использованный поток выходил через отверстие с левой стороны кузова. Передний редуктор разместили вне герметичной части корпуса: охлаждался от так же, как и на стандартной «Ниве».
Образец 1983 года – ВАЗ-2122 (третья модификация). Фото: YouTube.com
Не оставили в «покое» и воздухозаборник. В последнем прототипе его можно было переключать с места водителя. При форсировании водной преграды достаточно повернуть рукоятку и отверстие в решетке радиатора закрывалась. Одновременно раскрывалась прорезь наверху капота.
Испытания
Прототипы разных модификаций проверяли по «полной программе». Авто побывало в песках Кара-Кумов, заснеженной Ухте, поплавало в приволжских озерах под Тольятти.
В сибирской тайге «двадцать вторая» прокладывает путь «Ниве». Фото: YouTube.com
Особо стоит отметить испытания на высокогорье: в результате тестов выяснилось – при пониженном давлении в Памире тормозная жидкость закипала.
На горных перевалах. Фото: YouTube.com
Вазовцы в срочном порядке разработали новый состав, который впоследствии заливали во все серийные модели в обязательном порядке.
А это уже в песках Туркмении. Фото: YouTube.com
В 1983 году советский джип прошел госиспытания и был рекомендован к серийному производству. Тем не менее, работы по совершенствованию машины продолжались.
ВАЗ-2122.600
Это последний и самый удачный прототип амфибии по сути являлся итогом десятилетней работы коллектива инженеров, дизайнеров, водителей-испытателей. Представленный в 1985 году автомобиль на суше развивал скорость в 110 км/ч, воде – 4 км/ч. Всего тольяттинцы построили 21 единицу ВАЗ-Э2122. В 1987-м амфибия прошла очередные испытания и вновь ее рекомендовали для крупномасштабного производства.
В последней модификации (серия 600) панель приборов уже от ВАЗ-2105. Фото: YouTube.com
Военные были не то что довольны новой машиной, они оказались шокированы ее возможностями, начиная от офицеров и заканчивая солдатами-водителями. Машину испытывали на суше, в воде, перевозили ж/д транспортом и десантировали с самолета. Гражданские тоже считали ее очень удачной для поклонников активного отдыха. Но уже приближались 90-е…
Почему проект закрыли
Перед началом серийного производства планировали мелкомасштабное – в пределах 500 авто в год. Это требовало всего-то шести миллионов рублей: сумма, для ВАЗа, тем более, страны не такая уж и огромная. Но, как это ни странно звучит, завод, Минобороны к концу 80-х уже потеряли интерес к проекту «Река». В СССР набирали обороты горбачевские реформы, нацеленные на конверсию. В США, действия которых мы слепо копировали, отказались от уже неактуальной идеи «амфибии для командира роты». ВАЗ тогда активно сотрудничал с ведущими автомобилестроительными американским компаниями и военный джип как-то постепенно отошел на второй, пятый, десятый план.
Результат труда десятков людей оказался невостребованным. Фото: YouTube.com
А что Минобороны СССР? Оно в лице Дмитрия Устинова полуофициально отказалось финансировать проект.
Летом министр обороны отдыхал в санатории для VIP-персон «Волжский Утес». Ему показали ВАЗ-2122 в реальных условиях: на ходу и плаву. Машина Устинову понравилась. «Шесть миллионов – и запускаем через год серийное производство!» – так ответил на похвалу представитель ВАЗа. Министр сказал, что «таких денег» у него нет.
В итоге результат десятилетнего труда коллектива завода пошел «коту под хвост»: машины разошлись по частным рукам и осели в музеях.
Технические причины
Они тоже были: в закрытии проекта виновата не только политика, из-за которой, кстати, остановили и работы по «Ягуару» от УАЗа. Главная проблема при разработке ВАЗ-2122, особенно сильно мучившая конструкторов – передвижение авто по воде. КПД движителя на колесах просто смешон: почти вся энергия мотора уходит на взбаламучивание пены. Данный способ обеспечивал тягу в 60 кгс. Для примера: столько же выдает подвесной лодочный моторчик в пяток «лошадей». Но он толкает катер вперед с помощью гребного винта.
КПД движка при плавании было очень низким. Фото: YouTube.com
Что получается в итоге при передвижении по воде? Двигатель работает на 80 %; мощности, можно сказать, надрывается. Тепловой режим повышенный, радиатор лишен обдува. Вывод очевиден: для стабильного и долгого плавания нужен водомет или хотя бы съемный гребной винт (возможно, в кольцевой насадке).
Резюме
И все же, даже такая, с колесами-движителями машина, наверняка пригодилась бы рыбакам, охотникам. Ведь им нет нужды использовать амфибию на предельных режимах, чтобы уйти от преследователей или начать атаку.
Один из сохранившихся экземпляров (Рязань). Фото: YouTube.com
Одна из оставшихся амфибий долгое время использовалась В. Доманским, главным куратором проекта, в качестве личного автомобиля (сейчас он экспонируется в залах АвтоВАЗа). Еще один ВАЗ-2122 – в Рязанском военном автоинституте. Третий экземпляр находится в Каунасском музее (Литва). Судьба остальных машин неизвестна.