ВАЗ-2122 – почему одобренная всеми амфибия не пошла в серию
6 262

ВАЗ-2122 – почему одобренная всеми амфибия не пошла в серию

Появление на российских просторах «суперсовременного» ВАЗ-2101 вызвало определенный интерес у МО СССР. Военным требовалась легкая машина, способная преодолевать не только пересеченную местность, но и водные преграды. На Западе тоже пытались создать нечто плавающее: в Штатах на базе Ford M151, не отставала и ФРГ. Ульяновский автозавод разрабатывал проект «Ягуар» на базе УАЗ-469. В итоге советским Министерством обороны в 1973 году было сформировано техзадание по созданию машины «для командира роты». Проект засекретили и, недолго думая, назвали «Река». В документах джип именовали, как «автомобиль для рыбаков и охотников». Доля правды здесь присутствовала: после начала серийного производства рассчитывали начать выпуск и гражданской версии.


Над засекреченным внедорожником работали не только инженеры, но и дизайнеры. Им в конечном итоге, не сразу, удалось создать экстерьер автомобиля, который с первого взгляда никак нельзя было назвать плавающим. В то время амфибии напоминали лодки на колесах.

ВАЗ-2122 – почему одобренная всеми амфибия не пошла в сериюПервые прототипы имели брутальную, спартанскую внешность. Фото: YouTube.com

А здесь – обычная машина, унифицированная с «Нивой». От нее взяли платформу и движок, присвоив новинке индекс Э 2122 («Э» – экспериментальный).

Начало


Первая пара экземпляров получилось не очень: как по внешнему виду, так и техническим характеристикам. Топорный экстерьер вызывал породил соответствующее прозвище – «Крокодил». Многочисленные проблемы выявились сразу: плохо герметизированный корпус протекал, агрегаты, расположенные в глухом отсеке, перегревались. Двигатель оказался слишком мощным, оборотистым и приемистым: в «союзе» с рифлеными покрышками, специально изготовленными под амфибию, создавал серьезные перегрузки для трансмиссии. Последняя попросту ломалась.

Внутри первые прототипы напоминали «Ниву». Фото: YouTube.com

И все же очевидно: авто получилось: в его силах было преодолеть любой равнинный водоем. Достаточно врубить третью скорость, пониженную передачу и – вперед! Движителями являлись колеса, благодаря которым ВАЗ развивал на воде 4,3 км/ч.

Модернизация


Она была проведена очень тщательно. Подтверждением служит поэтапный выпуск шести (!) модификаций плавающего автомобиля на протяжении 10-ти лет. Что же усовершенствовали, а главное, как?

Мощность двигателя и трансмиссия


Вместо мотора в 1,6 л, «рвавшего» коробки, решили установить агрегат в 1300 «кубиков» от ВАЗ-21011. Правда, часть инженеров считала это явной перестраховкой.

Модернизированный вариант Э-2 1978 года с зеркалами от КАМАЗа. Фото: YouTube.com

Колеса поставили стандартные, от серийной «Нивы». Еще понизили передаточное число в основной паре до 4,44 вместо прежних 4,78. И результат не заставил себя ждать – все получилось, проблемы с трансмиссией исчезли, если не считать незначительного понижения скорости на воде до 4 км/ч.

Перегрев


Здесь потребовалось комплексное решение проблемы. Конструкторы поставили увеличенный радиатор, оснащенный дополнительным вентилятором. Кроме того, соорудили специальный «трубопровод», который направлял охлаждающий воздух к силовому агрегату, затем к «раздатке». Наружу использованный поток выходил через отверстие с левой стороны кузова. Передний редуктор разместили вне герметичной части корпуса: охлаждался от так же, как и на стандартной «Ниве».

Образец 1983 года – ВАЗ-2122 (третья модификация). Фото: YouTube.com

Не оставили в «покое» и воздухозаборник. В последнем прототипе его можно было переключать с места водителя. При форсировании водной преграды достаточно повернуть рукоятку и отверстие в решетке радиатора закрывалась. Одновременно раскрывалась прорезь наверху капота.

Испытания


Прототипы разных модификаций проверяли по «полной программе». Авто побывало в песках Кара-Кумов, заснеженной Ухте, поплавало в приволжских озерах под Тольятти.

В сибирской тайге «двадцать вторая» прокладывает путь «Ниве». Фото: YouTube.com

Особо стоит отметить испытания на высокогорье: в результате тестов выяснилось – при пониженном давлении в Памире тормозная жидкость закипала.

На горных перевалах. Фото: YouTube.com

Вазовцы в срочном порядке разработали новый состав, который впоследствии заливали во все серийные модели в обязательном порядке.

А это уже в песках Туркмении. Фото: YouTube.com

В 1983 году советский джип прошел госиспытания и был рекомендован к серийному производству. Тем не менее, работы по совершенствованию машины продолжались.

ВАЗ-2122.600


Это последний и самый удачный прототип амфибии по сути являлся итогом десятилетней работы коллектива инженеров, дизайнеров, водителей-испытателей. Представленный в 1985 году автомобиль на суше развивал скорость в 110 км/ч, воде – 4 км/ч. Всего тольяттинцы построили 21 единицу ВАЗ-Э2122. В 1987-м амфибия прошла очередные испытания и вновь ее рекомендовали для крупномасштабного производства.

В последней модификации (серия 600) панель приборов уже от ВАЗ-2105. Фото: YouTube.com

Военные были не то что довольны новой машиной, они оказались шокированы ее возможностями, начиная от офицеров и заканчивая солдатами-водителями. Машину испытывали на суше, в воде, перевозили ж/д транспортом и десантировали с самолета. Гражданские тоже считали ее очень удачной для поклонников активного отдыха. Но уже приближались 90-е…

Почему проект закрыли


Перед началом серийного производства планировали мелкомасштабное – в пределах 500 авто в год. Это требовало всего-то шести миллионов рублей: сумма, для ВАЗа, тем более, страны не такая уж и огромная. Но, как это ни странно звучит, завод, Минобороны к концу 80-х уже потеряли интерес к проекту «Река». В СССР набирали обороты горбачевские реформы, нацеленные на конверсию. В США, действия которых мы слепо копировали, отказались от уже неактуальной идеи «амфибии для командира роты». ВАЗ тогда активно сотрудничал с ведущими автомобилестроительными американским компаниями и военный джип как-то постепенно отошел на второй, пятый, десятый план.

Результат труда десятков людей оказался невостребованным. Фото: YouTube.com

А что Минобороны СССР? Оно в лице Дмитрия Устинова полуофициально отказалось финансировать проект.

Летом министр обороны отдыхал в санатории для VIP-персон «Волжский Утес». Ему показали ВАЗ-2122 в реальных условиях: на ходу и плаву. Машина Устинову понравилась. «Шесть миллионов – и запускаем через год серийное производство!» – так ответил на похвалу представитель ВАЗа. Министр сказал, что «таких денег» у него нет.


В итоге результат десятилетнего труда коллектива завода пошел «коту под хвост»: машины разошлись по частным рукам и осели в музеях.

Технические причины


Они тоже были: в закрытии проекта виновата не только политика, из-за которой, кстати, остановили и работы по «Ягуару» от УАЗа. Главная проблема при разработке ВАЗ-2122, особенно сильно мучившая конструкторов – передвижение авто по воде. КПД движителя на колесах просто смешон: почти вся энергия мотора уходит на взбаламучивание пены. Данный способ обеспечивал тягу в 60 кгс. Для примера: столько же выдает подвесной лодочный моторчик в пяток «лошадей». Но он толкает катер вперед с помощью гребного винта.

КПД движка при плавании было очень низким. Фото: YouTube.com

Что получается в итоге при передвижении по воде? Двигатель работает на 80 %; мощности, можно сказать, надрывается. Тепловой режим повышенный, радиатор лишен обдува. Вывод очевиден: для стабильного и долгого плавания нужен водомет или хотя бы съемный гребной винт (возможно, в кольцевой насадке).

Резюме


И все же, даже такая, с колесами-движителями машина, наверняка пригодилась бы рыбакам, охотникам. Ведь им нет нужды использовать амфибию на предельных режимах, чтобы уйти от преследователей или начать атаку.

Один из сохранившихся экземпляров (Рязань). Фото: YouTube.com

Одна из оставшихся амфибий долгое время использовалась В. Доманским, главным куратором проекта, в качестве личного автомобиля (сейчас он экспонируется в залах АвтоВАЗа). Еще один ВАЗ-2122 – в Рязанском военном автоинституте. Третий экземпляр находится в Каунасском музее (Литва). Судьба остальных машин неизвестна.
А вы что думаете о ВАЗ-2122?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....