
ВАЗ-2122 – почему одобренная всеми амфибия не пошла в серию
Появление на российских просторах «суперсовременного» ВАЗ-2101 вызвало определенный интерес у МО СССР. Военным требовалась легкая машина, способная преодолевать не только пересеченную местность, но и водные преграды. На Западе тоже пытались создать нечто плавающее: в Штатах на базе Ford M151, не отставала и ФРГ. Ульяновский автозавод разрабатывал проект «Ягуар» на базе УАЗ-469. В итоге советским Министерством обороны в 1973 году было сформировано техзадание по созданию машины «для командира роты». Проект засекретили и, недолго думая, назвали «Река». В документах джип именовали, как «автомобиль для рыбаков и охотников». Доля правды здесь присутствовала: после начала серийного производства рассчитывали начать выпуск и гражданской версии.
Над засекреченным внедорожником работали не только инженеры, но и дизайнеры. Им в конечном итоге, не сразу, удалось создать экстерьер автомобиля, который с первого взгляда никак нельзя было назвать плавающим. В то время амфибии напоминали лодки на колесах.
Первые прототипы имели брутальную, спартанскую внешность. Фото: YouTube.com
А здесь – обычная машина, унифицированная с «Нивой». От нее взяли платформу и движок, присвоив новинке индекс Э 2122 («Э» – экспериментальный).
Первая пара экземпляров получилось не очень: как по внешнему виду, так и техническим характеристикам. Топорный экстерьер вызывал породил соответствующее прозвище – «Крокодил». Многочисленные проблемы выявились сразу: плохо герметизированный корпус протекал, агрегаты, расположенные в глухом отсеке, перегревались. Двигатель оказался слишком мощным, оборотистым и приемистым: в «союзе» с рифлеными покрышками, специально изготовленными под амфибию, создавал серьезные перегрузки для трансмиссии. Последняя попросту ломалась.
Внутри первые прототипы напоминали «Ниву». Фото: YouTube.com
И все же очевидно: авто получилось: в его силах было преодолеть любой равнинный водоем. Достаточно врубить третью скорость, пониженную передачу и – вперед! Движителями являлись колеса, благодаря которым ВАЗ развивал на воде 4,3 км/ч.
Она была проведена очень тщательно. Подтверждением служит поэтапный выпуск шести (!) модификаций плавающего автомобиля на протяжении 10-ти лет. Что же усовершенствовали, а главное, как?
Вместо мотора в 1,6 л, «рвавшего» коробки, решили установить агрегат в 1300 «кубиков» от ВАЗ-21011. Правда, часть инженеров считала это явной перестраховкой.
Модернизированный вариант Э-2 1978 года с зеркалами от КАМАЗа. Фото: YouTube.com
Колеса поставили стандартные, от серийной «Нивы». Еще понизили передаточное число в основной паре до 4,44 вместо прежних 4,78. И результат не заставил себя ждать – все получилось, проблемы с трансмиссией исчезли, если не считать незначительного понижения скорости на воде до 4 км/ч.
Здесь потребовалось комплексное решение проблемы. Конструкторы поставили увеличенный радиатор, оснащенный дополнительным вентилятором. Кроме того, соорудили специальный «трубопровод», который направлял охлаждающий воздух к силовому агрегату, затем к «раздатке». Наружу использованный поток выходил через отверстие с левой стороны кузова. Передний редуктор разместили вне герметичной части корпуса: охлаждался от так же, как и на стандартной «Ниве».
Образец 1983 года – ВАЗ-2122 (третья модификация). Фото: YouTube.com
Не оставили в «покое» и воздухозаборник. В последнем прототипе его можно было переключать с места водителя. При форсировании водной преграды достаточно повернуть рукоятку и отверстие в решетке радиатора закрывалась. Одновременно раскрывалась прорезь наверху капота.
Прототипы разных модификаций проверяли по «полной программе». Авто побывало в песках Кара-Кумов, заснеженной Ухте, поплавало в приволжских озерах под Тольятти.
В сибирской тайге «двадцать вторая» прокладывает путь «Ниве». Фото: YouTube.com
Особо стоит отметить испытания на высокогорье: в результате тестов выяснилось – при пониженном давлении в Памире тормозная жидкость закипала.
На горных перевалах. Фото: YouTube.com
Вазовцы в срочном порядке разработали новый состав, который впоследствии заливали во все серийные модели в обязательном порядке.
А это уже в песках Туркмении. Фото: YouTube.com
В 1983 году советский джип прошел госиспытания и был рекомендован к серийному производству. Тем не менее, работы по совершенствованию машины продолжались.
Это последний и самый удачный прототип амфибии по сути являлся итогом десятилетней работы коллектива инженеров, дизайнеров, водителей-испытателей. Представленный в 1985 году автомобиль на суше развивал скорость в 110 км/ч, воде – 4 км/ч. Всего тольяттинцы построили 21 единицу ВАЗ-Э2122. В 1987-м амфибия прошла очередные испытания и вновь ее рекомендовали для крупномасштабного производства.
В последней модификации (серия 600) панель приборов уже от ВАЗ-2105. Фото: YouTube.com
Военные были не то что довольны новой машиной, они оказались шокированы ее возможностями, начиная от офицеров и заканчивая солдатами-водителями. Машину испытывали на суше, в воде, перевозили ж/д транспортом и десантировали с самолета. Гражданские тоже считали ее очень удачной для поклонников активного отдыха. Но уже приближались 90-е…
Перед началом серийного производства планировали мелкомасштабное – в пределах 500 авто в год. Это требовало всего-то шести миллионов рублей: сумма, для ВАЗа, тем более, страны не такая уж и огромная. Но, как это ни странно звучит, завод, Минобороны к концу 80-х уже потеряли интерес к проекту «Река». В СССР набирали обороты горбачевские реформы, нацеленные на конверсию. В США, действия которых мы слепо копировали, отказались от уже неактуальной идеи «амфибии для командира роты». ВАЗ тогда активно сотрудничал с ведущими автомобилестроительными американским компаниями и военный джип как-то постепенно отошел на второй, пятый, десятый план.
Результат труда десятков людей оказался невостребованным. Фото: YouTube.com
А что Минобороны СССР? Оно в лице Дмитрия Устинова полуофициально отказалось финансировать проект.
В итоге результат десятилетнего труда коллектива завода пошел «коту под хвост»: машины разошлись по частным рукам и осели в музеях.
Они тоже были: в закрытии проекта виновата не только политика, из-за которой, кстати, остановили и работы по «Ягуару» от УАЗа. Главная проблема при разработке ВАЗ-2122, особенно сильно мучившая конструкторов – передвижение авто по воде. КПД движителя на колесах просто смешон: почти вся энергия мотора уходит на взбаламучивание пены. Данный способ обеспечивал тягу в 60 кгс. Для примера: столько же выдает подвесной лодочный моторчик в пяток «лошадей». Но он толкает катер вперед с помощью гребного винта.
КПД движка при плавании было очень низким. Фото: YouTube.com
Что получается в итоге при передвижении по воде? Двигатель работает на 80 %; мощности, можно сказать, надрывается. Тепловой режим повышенный, радиатор лишен обдува. Вывод очевиден: для стабильного и долгого плавания нужен водомет или хотя бы съемный гребной винт (возможно, в кольцевой насадке).
И все же, даже такая, с колесами-движителями машина, наверняка пригодилась бы рыбакам, охотникам. Ведь им нет нужды использовать амфибию на предельных режимах, чтобы уйти от преследователей или начать атаку.
Один из сохранившихся экземпляров (Рязань). Фото: YouTube.com
Одна из оставшихся амфибий долгое время использовалась В. Доманским, главным куратором проекта, в качестве личного автомобиля (сейчас он экспонируется в залах АвтоВАЗа). Еще один ВАЗ-2122 – в Рязанском военном автоинституте. Третий экземпляр находится в Каунасском музее (Литва). Судьба остальных машин неизвестна.
Над засекреченным внедорожником работали не только инженеры, но и дизайнеры. Им в конечном итоге, не сразу, удалось создать экстерьер автомобиля, который с первого взгляда никак нельзя было назвать плавающим. В то время амфибии напоминали лодки на колесах.

А здесь – обычная машина, унифицированная с «Нивой». От нее взяли платформу и движок, присвоив новинке индекс Э 2122 («Э» – экспериментальный).
Начало
Первая пара экземпляров получилось не очень: как по внешнему виду, так и техническим характеристикам. Топорный экстерьер вызывал породил соответствующее прозвище – «Крокодил». Многочисленные проблемы выявились сразу: плохо герметизированный корпус протекал, агрегаты, расположенные в глухом отсеке, перегревались. Двигатель оказался слишком мощным, оборотистым и приемистым: в «союзе» с рифлеными покрышками, специально изготовленными под амфибию, создавал серьезные перегрузки для трансмиссии. Последняя попросту ломалась.

И все же очевидно: авто получилось: в его силах было преодолеть любой равнинный водоем. Достаточно врубить третью скорость, пониженную передачу и – вперед! Движителями являлись колеса, благодаря которым ВАЗ развивал на воде 4,3 км/ч.
Модернизация
Она была проведена очень тщательно. Подтверждением служит поэтапный выпуск шести (!) модификаций плавающего автомобиля на протяжении 10-ти лет. Что же усовершенствовали, а главное, как?
Мощность двигателя и трансмиссия
Вместо мотора в 1,6 л, «рвавшего» коробки, решили установить агрегат в 1300 «кубиков» от ВАЗ-21011. Правда, часть инженеров считала это явной перестраховкой.

Колеса поставили стандартные, от серийной «Нивы». Еще понизили передаточное число в основной паре до 4,44 вместо прежних 4,78. И результат не заставил себя ждать – все получилось, проблемы с трансмиссией исчезли, если не считать незначительного понижения скорости на воде до 4 км/ч.
Перегрев
Здесь потребовалось комплексное решение проблемы. Конструкторы поставили увеличенный радиатор, оснащенный дополнительным вентилятором. Кроме того, соорудили специальный «трубопровод», который направлял охлаждающий воздух к силовому агрегату, затем к «раздатке». Наружу использованный поток выходил через отверстие с левой стороны кузова. Передний редуктор разместили вне герметичной части корпуса: охлаждался от так же, как и на стандартной «Ниве».

Не оставили в «покое» и воздухозаборник. В последнем прототипе его можно было переключать с места водителя. При форсировании водной преграды достаточно повернуть рукоятку и отверстие в решетке радиатора закрывалась. Одновременно раскрывалась прорезь наверху капота.
Испытания
Прототипы разных модификаций проверяли по «полной программе». Авто побывало в песках Кара-Кумов, заснеженной Ухте, поплавало в приволжских озерах под Тольятти.

Особо стоит отметить испытания на высокогорье: в результате тестов выяснилось – при пониженном давлении в Памире тормозная жидкость закипала.

Вазовцы в срочном порядке разработали новый состав, который впоследствии заливали во все серийные модели в обязательном порядке.

В 1983 году советский джип прошел госиспытания и был рекомендован к серийному производству. Тем не менее, работы по совершенствованию машины продолжались.
ВАЗ-2122.600
Это последний и самый удачный прототип амфибии по сути являлся итогом десятилетней работы коллектива инженеров, дизайнеров, водителей-испытателей. Представленный в 1985 году автомобиль на суше развивал скорость в 110 км/ч, воде – 4 км/ч. Всего тольяттинцы построили 21 единицу ВАЗ-Э2122. В 1987-м амфибия прошла очередные испытания и вновь ее рекомендовали для крупномасштабного производства.

Военные были не то что довольны новой машиной, они оказались шокированы ее возможностями, начиная от офицеров и заканчивая солдатами-водителями. Машину испытывали на суше, в воде, перевозили ж/д транспортом и десантировали с самолета. Гражданские тоже считали ее очень удачной для поклонников активного отдыха. Но уже приближались 90-е…
Почему проект закрыли
Перед началом серийного производства планировали мелкомасштабное – в пределах 500 авто в год. Это требовало всего-то шести миллионов рублей: сумма, для ВАЗа, тем более, страны не такая уж и огромная. Но, как это ни странно звучит, завод, Минобороны к концу 80-х уже потеряли интерес к проекту «Река». В СССР набирали обороты горбачевские реформы, нацеленные на конверсию. В США, действия которых мы слепо копировали, отказались от уже неактуальной идеи «амфибии для командира роты». ВАЗ тогда активно сотрудничал с ведущими автомобилестроительными американским компаниями и военный джип как-то постепенно отошел на второй, пятый, десятый план.

А что Минобороны СССР? Оно в лице Дмитрия Устинова полуофициально отказалось финансировать проект.
Летом министр обороны отдыхал в санатории для VIP-персон «Волжский Утес». Ему показали ВАЗ-2122 в реальных условиях: на ходу и плаву. Машина Устинову понравилась. «Шесть миллионов – и запускаем через год серийное производство!» – так ответил на похвалу представитель ВАЗа. Министр сказал, что «таких денег» у него нет.
В итоге результат десятилетнего труда коллектива завода пошел «коту под хвост»: машины разошлись по частным рукам и осели в музеях.
Технические причины
Они тоже были: в закрытии проекта виновата не только политика, из-за которой, кстати, остановили и работы по «Ягуару» от УАЗа. Главная проблема при разработке ВАЗ-2122, особенно сильно мучившая конструкторов – передвижение авто по воде. КПД движителя на колесах просто смешон: почти вся энергия мотора уходит на взбаламучивание пены. Данный способ обеспечивал тягу в 60 кгс. Для примера: столько же выдает подвесной лодочный моторчик в пяток «лошадей». Но он толкает катер вперед с помощью гребного винта.

Что получается в итоге при передвижении по воде? Двигатель работает на 80 %; мощности, можно сказать, надрывается. Тепловой режим повышенный, радиатор лишен обдува. Вывод очевиден: для стабильного и долгого плавания нужен водомет или хотя бы съемный гребной винт (возможно, в кольцевой насадке).
Резюме
И все же, даже такая, с колесами-движителями машина, наверняка пригодилась бы рыбакам, охотникам. Ведь им нет нужды использовать амфибию на предельных режимах, чтобы уйти от преследователей или начать атаку.

Одна из оставшихся амфибий долгое время использовалась В. Доманским, главным куратором проекта, в качестве личного автомобиля (сейчас он экспонируется в залах АвтоВАЗа). Еще один ВАЗ-2122 – в Рязанском военном автоинституте. Третий экземпляр находится в Каунасском музее (Литва). Судьба остальных машин неизвестна.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....