Lancia Delta HF Integrale: отряд «дельта» в действии
Имя Lancia занимает особое место в сердцах фанатов автогонок, ведь этот итальянский производитель начал участие в соревнованиях с 1952 года. Некоторое время фирма из Турина даже пробовала себя в Формуле 1, впрочем, без особого успеха. Зато вскоре Lancia станет доминирующей силой в мире ралли, где Fulvia, Stratos, 037 и Delta Integrale завоевали десять мировых титулов! Достижение, позволяющее Lancia и по сей день оставаться конструктором с наибольшим количеством побед в чемпионатах мира.
История Delta восходит к 1979 году, когда дебютировала внешне ничем не примечательная машинка с кузовом хэтчбек. Несмотря на дизайн Giugiaro и победу в конкурсе «Европейский автомобиль года», откровенно говоря новая компактная Lancia была не более чем обычной семейной моделью. Следуя новому тренду только что возникшего «гольф-класса», конструкторы использовали переднеприводную компоновку с поперечно расположенным силовым агрегатом, и подвеску со стойками Макферсон. Машина не совершила технологического прорыва и не установила никаких новых стандартов в отрасли. Но как хорошее вино с возрастом становится лучше, так и Delta постепенно начала «раскрываться».
В 1984 году Lancia увеличила мощность 1.6-литрового двигателя до 130 лошадей, то есть на 20 больше, чем у тогдашнего Volkswagen Golf GTI. Неплохо, но для того чтобы возродить спортивный образ Lancia, мотору по-прежнему не хватало производительности. Особенно это бросалось в глаза на фоне Audi Quattro, предоставившим поклонникам 200-сильный турбодвигатель. И если в WRC итальянский завод использовал устрашающую Delta S4, к тому времени легко оставляющую за спиной германские машины, то на гражданке ответить Audi было нечем. Такая ситуация расстраивала фанатов марки, но внезапно произошли события, изменившие представление автолюбителей о том, какими должны быть заряженные машины гольф-класса.
В 1986 году случилась трагедия: Генри Тойвонен, выступавший за Lancia, погиб на ралли Тур де Корс. Справедливо опасаясь, что автомобили стали излишне быстроходными, руководство Международной Автоспортивной Федерации, в лице одиозного Жана Мари Баллестра, решает запретить болиды «Группы Б». Со следующего года главной действующей силой WRC станут серийные автомобили.
Для участия в Чемпионате мира от производителя требовалось изготовить 5000 омологационных экземпляров модели. Это исключало создание специально построенных болидов, которые Lancia использовала еще со времен Stratos. Теперь Турину волей-неволей пришлось переключиться на «гражданскую технику». В конечном итоге, новые правила FISA приведут к появлению на дорогах «карманных ракет»: Ford Escort Cosworth, Subaru Impreza WRX, Mitsubishi Lancer Evolution… И, разумеется, Lancia Delta Integrale!
Столь резкая смена регламента привела к недовольству боссов Peugeot, решивших покинуть чемпионат мира, а Audi не сумели построить нужное количество автомобилей для омологации. В отсутствии соперников, Delta HF 4WD доминировала в WRC выиграв 9 из 13 этапов! Lancia с легкостью победила командном зачете и подарила титул финскому гонщику Юхе Канккунену. Но как получилось, что итальянцы стали обладателями всепобеждающего «супероружия»?
По невероятному стечению обстоятельств, во второй половине восьмидесятых Lancia запускает в производство модификацию HF 4WD. Полноприводная трансмиссия модели концептуально повторяла Delta S4 – межосевой дифференциал Ferguson распределял крутящий момент между осями в соотношении 56:44. При пробуксовке одного из колес, «центр» блокировался, а дополнял картину задний самоблок Torsen. Силовой агрегат также подвергли модернизации, заменив на двигатель от Lancia Thema turbo. Двухлитровый мотор развивал мощность 165 лошадиных сил, оснащался двумя распредвалами и турбокомпрессором Garrett T2. С таким «сердцем» Delta HF 4WD развивала максималку 205 километров в час, а разгон с нуля до сотни занимал 6.4 секунды. Неплохая заготовка для гонок!
В 1988 году пилоты выступавшие на Integrale заняли три первых места в личном зачете и победили на 10 из 11 этапов мирового первенства! На этот раз Lancia короновала итальянца Массимо «Мики» Биазьона. Стать лучшим трудно, но еще сложнее удержаться на вершине! В команде осознавали что выиграли не только за счет скорости, но и из-за нерасторопности конкурентов, а значит Дельту нужно было развивать. Согласно правилам «Evolution», для внесения изменений в боевой автомобиль нужно было аналогичным образом модернизировать серийную машину.
Так появился HF Integrale, отличавшийся расширенными колесными арками, в которых размещались широченные покрышки большего диаметра. Двигатель подвергли дальнейшим доработкам, доведя мощность до 185 лошадиных сил. В 1989 году был произведен апгрейд Дельты до Integrale 16V. Фишкой модели стала новая 16-клапанная головка, а турбокомпрессор Garrett T3 модернизировали для снижения запаздываний. В результате проведенных мероприятий обновленный мотор развивал 200 лошадей.
За это же время, двигатель в гоночной спецификации прогрессировал еще более впечатляющими темпами! Дебютировав с 240-силами, к сезону 1989 итальянцы довели отдачу до 295 лошадей, позволив Массимо Биазьону оформить свой второй чемпионский титул. Но в следующем сезоне пилоты Martini Lancia столкнулись с достойным соперником – Toyota, за которую выступал Карлос Сайнс. В итоге «Матадор» выбил титул из рук гонщиков Лянчи, весь сезон отбиравших очки друг у друга! Кстати, вот технические характеристики раллийной Lancia Delta HF Integrale, образца 1988-89 годов:
✅ Габариты (Д.Ш.В.) – 3900 мм, 1700 мм, 1360 мм
✅ Колесная база – 2480 мм
✅ Снаряженная масса – 1120 кг
✅ Двигатель – четырехцилиндровый, с турбонаддувом
✅ Рабочий объем – 2 литра
✅ Мощность – 295 лошадей, при 6500 об-мин
✅ Крутящий момент – 380 Нм, при 4000 об-мин
✅ Трансмиссия – полноприводная
✅ КПП – 6-ступенчатая
В следующем году соперничество достигло апогея. Эксперты единодушно считали что Сайнс и Celica, сумевшие прервать победную серию «Отряда Дельта», разовьют успех. Их мнение подтвердилось после того, как «Матадор» выиграл на открывающих сезон ралли Монте-Карло, и Португалии, возглавив личный зачет. Однако вскоре в доминировании Toyota возникли сомнения: в вотчине TTE – ралли Сафари, сенсационно победил Канккунен, выступавший на Delta HF Integrale!
Юха и Карлос обменивались ударами до конца сезона. «Летающий финн» приехал первым в Акрополисе, на Ралли 1000 озер и Австралии. На что испанец ответил победами на Тур де Корс, Новой Зеландии и Аргентине. Судьбу чемпионата предстояло решить в последней схватке года, на RAC-Rally. К тому времени разница между дуэлянтами составляла всего одно очко, а значит победитель забирал все. Так и вышло. Канккунен финишировал первым, завоевав свою третью чемпионскую корону, и принеся Delta пятый подряд кубок в зачете производителей.
В том сезоне периодически возникали слухи о «творческой интерпретации правил» как со стороны японцев, так и итальянцев, но доказать ничего не удалось. Также предполагалось, что двигатели Delta и Celica, развивали под 400 лошадей, в то время как регламент прямо запрещал превышать рубеж в три сотни!
После столь трудной победы, эксперты считали что дни Delta сочтены. Ограничения, накладываемые серийным кузовым казались непредодолимыми. Например, под капотом было слишком тесно, а аэродинамика «кирпича» уступала даже работающей с поднятыми фарами Celica. Но уходить из гонок «поджав хвост» Lancia не собиралась! Боссы Fiat и Martini выделили деньги на очередную эволюцию устаревшей и коммерчески неактуальной машины.
При создании Integrale Evoluzione точкой приложения сил стало улучшение управляемости. Для этого колею расширили на 54 и 60 мм спереди и сзади соответственно, изменили геометрию и ход подвески, также подвергли доработкам рулевое управление и тормоза. Мощность двигателя, по неофициальным оценкам, составляла 365 лошадиных сил. Integrale Evolution принесла Delta шестую победу среди производителей, правда пилоты Lancia, выигравшие половину этапов первенства, упустили титул в личном зачете.
Было очевидно что новая Delta способна одолеть Селику. В будущее превосходство итальянской техники поверил даже Карлос Сайнс, решивший расторгнуть уже подписанный контракт с Toyota, и перейти в Lancia. Но 1 октября 1992 года, как гром среди ясного неба, грянуло заявление Лянчи о том, что команда покидает чемпионат мира. А ровно через два месяца объявили об уходе в Martini. Оставшись без денег и заводской поддержки, Delta в одночасье растеряла былой потенциал: лучшим результатом, «Матадора» станет второе место в Акрополисе. Сезон 1993 года окажется последним в ралли не только для Дельты, но и Лянчи.
За семь лет Lancia Delta, в четырех эволюциях, одержала 46 побед в чемпионате мира, завоевав рекордные шесть титулов в зачете конструкторов! Результат, который не удалось превзойти и по сей день.
История Delta восходит к 1979 году, когда дебютировала внешне ничем не примечательная машинка с кузовом хэтчбек. Несмотря на дизайн Giugiaro и победу в конкурсе «Европейский автомобиль года», откровенно говоря новая компактная Lancia была не более чем обычной семейной моделью. Следуя новому тренду только что возникшего «гольф-класса», конструкторы использовали переднеприводную компоновку с поперечно расположенным силовым агрегатом, и подвеску со стойками Макферсон. Машина не совершила технологического прорыва и не установила никаких новых стандартов в отрасли. Но как хорошее вино с возрастом становится лучше, так и Delta постепенно начала «раскрываться».
Lancia Delta HF Integrale в ливрее Martini. Фото: Youtube.com
В 1984 году Lancia увеличила мощность 1.6-литрового двигателя до 130 лошадей, то есть на 20 больше, чем у тогдашнего Volkswagen Golf GTI. Неплохо, но для того чтобы возродить спортивный образ Lancia, мотору по-прежнему не хватало производительности. Особенно это бросалось в глаза на фоне Audi Quattro, предоставившим поклонникам 200-сильный турбодвигатель. И если в WRC итальянский завод использовал устрашающую Delta S4, к тому времени легко оставляющую за спиной германские машины, то на гражданке ответить Audi было нечем. Такая ситуация расстраивала фанатов марки, но внезапно произошли события, изменившие представление автолюбителей о том, какими должны быть заряженные машины гольф-класса.
Кажется, ветер-то переменился...
В 1986 году случилась трагедия: Генри Тойвонен, выступавший за Lancia, погиб на ралли Тур де Корс. Справедливо опасаясь, что автомобили стали излишне быстроходными, руководство Международной Автоспортивной Федерации, в лице одиозного Жана Мари Баллестра, решает запретить болиды «Группы Б». Со следующего года главной действующей силой WRC станут серийные автомобили.
Для участия в Чемпионате мира от производителя требовалось изготовить 5000 омологационных экземпляров модели. Это исключало создание специально построенных болидов, которые Lancia использовала еще со времен Stratos. Теперь Турину волей-неволей пришлось переключиться на «гражданскую технику». В конечном итоге, новые правила FISA приведут к появлению на дорогах «карманных ракет»: Ford Escort Cosworth, Subaru Impreza WRX, Mitsubishi Lancer Evolution… И, разумеется, Lancia Delta Integrale!
Баллестр мешает карты
Столь резкая смена регламента привела к недовольству боссов Peugeot, решивших покинуть чемпионат мира, а Audi не сумели построить нужное количество автомобилей для омологации. В отсутствии соперников, Delta HF 4WD доминировала в WRC выиграв 9 из 13 этапов! Lancia с легкостью победила командном зачете и подарила титул финскому гонщику Юхе Канккунену. Но как получилось, что итальянцы стали обладателями всепобеждающего «супероружия»?
Первое время Lancia Delta обходилась без аэродинамических элементов. Фото: Youtube.com
По невероятному стечению обстоятельств, во второй половине восьмидесятых Lancia запускает в производство модификацию HF 4WD. Полноприводная трансмиссия модели концептуально повторяла Delta S4 – межосевой дифференциал Ferguson распределял крутящий момент между осями в соотношении 56:44. При пробуксовке одного из колес, «центр» блокировался, а дополнял картину задний самоблок Torsen. Силовой агрегат также подвергли модернизации, заменив на двигатель от Lancia Thema turbo. Двухлитровый мотор развивал мощность 165 лошадиных сил, оснащался двумя распредвалами и турбокомпрессором Garrett T2. С таким «сердцем» Delta HF 4WD развивала максималку 205 километров в час, а разгон с нуля до сотни занимал 6.4 секунды. Неплохая заготовка для гонок!
Интегральная революция
В 1988 году пилоты выступавшие на Integrale заняли три первых места в личном зачете и победили на 10 из 11 этапов мирового первенства! На этот раз Lancia короновала итальянца Массимо «Мики» Биазьона. Стать лучшим трудно, но еще сложнее удержаться на вершине! В команде осознавали что выиграли не только за счет скорости, но и из-за нерасторопности конкурентов, а значит Дельту нужно было развивать. Согласно правилам «Evolution», для внесения изменений в боевой автомобиль нужно было аналогичным образом модернизировать серийную машину.
Так появился HF Integrale, отличавшийся расширенными колесными арками, в которых размещались широченные покрышки большего диаметра. Двигатель подвергли дальнейшим доработкам, доведя мощность до 185 лошадиных сил. В 1989 году был произведен апгрейд Дельты до Integrale 16V. Фишкой модели стала новая 16-клапанная головка, а турбокомпрессор Garrett T3 модернизировали для снижения запаздываний. В результате проведенных мероприятий обновленный мотор развивал 200 лошадей.
«Люстра» использовалась для ночных спецучастков. Фото: Youtube.com
За это же время, двигатель в гоночной спецификации прогрессировал еще более впечатляющими темпами! Дебютировав с 240-силами, к сезону 1989 итальянцы довели отдачу до 295 лошадей, позволив Массимо Биазьону оформить свой второй чемпионский титул. Но в следующем сезоне пилоты Martini Lancia столкнулись с достойным соперником – Toyota, за которую выступал Карлос Сайнс. В итоге «Матадор» выбил титул из рук гонщиков Лянчи, весь сезон отбиравших очки друг у друга! Кстати, вот технические характеристики раллийной Lancia Delta HF Integrale, образца 1988-89 годов:
✅ Габариты (Д.Ш.В.) – 3900 мм, 1700 мм, 1360 мм
✅ Колесная база – 2480 мм
✅ Снаряженная масса – 1120 кг
✅ Двигатель – четырехцилиндровый, с турбонаддувом
✅ Рабочий объем – 2 литра
✅ Мощность – 295 лошадей, при 6500 об-мин
✅ Крутящий момент – 380 Нм, при 4000 об-мин
✅ Трансмиссия – полноприводная
✅ КПП – 6-ступенчатая
В следующем году соперничество достигло апогея. Эксперты единодушно считали что Сайнс и Celica, сумевшие прервать победную серию «Отряда Дельта», разовьют успех. Их мнение подтвердилось после того, как «Матадор» выиграл на открывающих сезон ралли Монте-Карло, и Португалии, возглавив личный зачет. Однако вскоре в доминировании Toyota возникли сомнения: в вотчине TTE – ралли Сафари, сенсационно победил Канккунен, выступавший на Delta HF Integrale!
Чемпионская машина из коллекции Массимо Биазьона. Фото: Youtube.com
Юха и Карлос обменивались ударами до конца сезона. «Летающий финн» приехал первым в Акрополисе, на Ралли 1000 озер и Австралии. На что испанец ответил победами на Тур де Корс, Новой Зеландии и Аргентине. Судьбу чемпионата предстояло решить в последней схватке года, на RAC-Rally. К тому времени разница между дуэлянтами составляла всего одно очко, а значит победитель забирал все. Так и вышло. Канккунен финишировал первым, завоевав свою третью чемпионскую корону, и принеся Delta пятый подряд кубок в зачете производителей.
В том сезоне периодически возникали слухи о «творческой интерпретации правил» как со стороны японцев, так и итальянцев, но доказать ничего не удалось. Также предполагалось, что двигатели Delta и Celica, развивали под 400 лошадей, в то время как регламент прямо запрещал превышать рубеж в три сотни!
Последний бой, он трудный самый
После столь трудной победы, эксперты считали что дни Delta сочтены. Ограничения, накладываемые серийным кузовым казались непредодолимыми. Например, под капотом было слишком тесно, а аэродинамика «кирпича» уступала даже работающей с поднятыми фарами Celica. Но уходить из гонок «поджав хвост» Lancia не собиралась! Боссы Fiat и Martini выделили деньги на очередную эволюцию устаревшей и коммерчески неактуальной машины.
Интерьер раллийной Lancia Delta. Фото: Youtube.com
При создании Integrale Evoluzione точкой приложения сил стало улучшение управляемости. Для этого колею расширили на 54 и 60 мм спереди и сзади соответственно, изменили геометрию и ход подвески, также подвергли доработкам рулевое управление и тормоза. Мощность двигателя, по неофициальным оценкам, составляла 365 лошадиных сил. Integrale Evolution принесла Delta шестую победу среди производителей, правда пилоты Lancia, выигравшие половину этапов первенства, упустили титул в личном зачете.
Было очевидно что новая Delta способна одолеть Селику. В будущее превосходство итальянской техники поверил даже Карлос Сайнс, решивший расторгнуть уже подписанный контракт с Toyota, и перейти в Lancia. Но 1 октября 1992 года, как гром среди ясного неба, грянуло заявление Лянчи о том, что команда покидает чемпионат мира. А ровно через два месяца объявили об уходе в Martini. Оставшись без денег и заводской поддержки, Delta в одночасье растеряла былой потенциал: лучшим результатом, «Матадора» станет второе место в Акрополисе. Сезон 1993 года окажется последним в ралли не только для Дельты, но и Лянчи.
Раллийный болид, и ее гражданская родственница. Фото: Youtube.com
За семь лет Lancia Delta, в четырех эволюциях, одержала 46 побед в чемпионате мира, завоевав рекордные шесть титулов в зачете конструкторов! Результат, который не удалось превзойти и по сей день.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...