Lancia Delta HF Integrale: отряд «дельта» в действии
10 144

Lancia Delta HF Integrale: отряд «дельта» в действии

Имя Lancia занимает особое место в сердцах фанатов автогонок, ведь этот итальянский производитель начал участие в соревнованиях с 1952 года. Некоторое время фирма из Турина даже пробовала себя в Формуле 1, впрочем, без особого успеха. Зато вскоре Lancia станет доминирующей силой в мире ралли, где Fulvia, Stratos, 037 и Delta Integrale завоевали десять мировых титулов! Достижение, позволяющее Lancia и по сей день оставаться конструктором с наибольшим количеством побед в чемпионатах мира.


История Delta восходит к 1979 году, когда дебютировала внешне ничем не примечательная машинка с кузовом хэтчбек. Несмотря на дизайн Giugiaro и победу в конкурсе «Европейский автомобиль года», откровенно говоря новая компактная Lancia была не более чем обычной семейной моделью. Следуя новому тренду только что возникшего «гольф-класса», конструкторы использовали переднеприводную компоновку с поперечно расположенным силовым агрегатом, и подвеску со стойками Макферсон. Машина не совершила технологического прорыва и не установила никаких новых стандартов в отрасли. Но как хорошее вино с возрастом становится лучше, так и Delta постепенно начала «раскрываться».

Lancia Delta HF Integrale: отряд «дельта» в действииLancia Delta HF Integrale в ливрее Martini. Фото: Youtube.com

В 1984 году Lancia увеличила мощность 1.6-литрового двигателя до 130 лошадей, то есть на 20 больше, чем у тогдашнего Volkswagen Golf GTI. Неплохо, но для того чтобы возродить спортивный образ Lancia, мотору по-прежнему не хватало производительности. Особенно это бросалось в глаза на фоне Audi Quattro, предоставившим поклонникам 200-сильный турбодвигатель. И если в WRC итальянский завод использовал устрашающую Delta S4, к тому времени легко оставляющую за спиной германские машины, то на гражданке ответить Audi было нечем. Такая ситуация расстраивала фанатов марки, но внезапно произошли события, изменившие представление автолюбителей о том, какими должны быть заряженные машины гольф-класса.

Кажется, ветер-то переменился...


В 1986 году случилась трагедия: Генри Тойвонен, выступавший за Lancia, погиб на ралли Тур де Корс. Справедливо опасаясь, что автомобили стали излишне быстроходными, руководство Международной Автоспортивной Федерации, в лице одиозного Жана Мари Баллестра, решает запретить болиды «Группы Б». Со следующего года главной действующей силой WRC станут серийные автомобили.

Для участия в Чемпионате мира от производителя требовалось изготовить 5000 омологационных экземпляров модели. Это исключало создание специально построенных болидов, которые Lancia использовала еще со времен Stratos. Теперь Турину волей-неволей пришлось переключиться на «гражданскую технику». В конечном итоге, новые правила FISA приведут к появлению на дорогах «карманных ракет»: Ford Escort Cosworth, Subaru Impreza WRX, Mitsubishi Lancer Evolution… И, разумеется, Lancia Delta Integrale!

Баллестр мешает карты


Столь резкая смена регламента привела к недовольству боссов Peugeot, решивших покинуть чемпионат мира, а Audi не сумели построить нужное количество автомобилей для омологации. В отсутствии соперников, Delta HF 4WD доминировала в WRC выиграв 9 из 13 этапов! Lancia с легкостью победила командном зачете и подарила титул финскому гонщику Юхе Канккунену. Но как получилось, что итальянцы стали обладателями всепобеждающего «супероружия»?

Первое время Lancia Delta обходилась без аэродинамических элементов. Фото: Youtube.com

По невероятному стечению обстоятельств, во второй половине восьмидесятых Lancia запускает в производство модификацию HF 4WD. Полноприводная трансмиссия модели концептуально повторяла Delta S4 – межосевой дифференциал Ferguson распределял крутящий момент между осями в соотношении 56:44. При пробуксовке одного из колес, «центр» блокировался, а дополнял картину задний самоблок Torsen. Силовой агрегат также подвергли модернизации, заменив на двигатель от Lancia Thema turbo. Двухлитровый мотор развивал мощность 165 лошадиных сил, оснащался двумя распредвалами и турбокомпрессором Garrett T2. С таким «сердцем» Delta HF 4WD развивала максималку 205 километров в час, а разгон с нуля до сотни занимал 6.4 секунды. Неплохая заготовка для гонок!

Интегральная революция


В 1988 году пилоты выступавшие на Integrale заняли три первых места в личном зачете и победили на 10 из 11 этапов мирового первенства! На этот раз Lancia короновала итальянца Массимо «Мики» Биазьона. Стать лучшим трудно, но еще сложнее удержаться на вершине! В команде осознавали что выиграли не только за счет скорости, но и из-за нерасторопности конкурентов, а значит Дельту нужно было развивать. Согласно правилам «Evolution», для внесения изменений в боевой автомобиль нужно было аналогичным образом модернизировать серийную машину.

Так появился HF Integrale, отличавшийся расширенными колесными арками, в которых размещались широченные покрышки большего диаметра. Двигатель подвергли дальнейшим доработкам, доведя мощность до 185 лошадиных сил. В 1989 году был произведен апгрейд Дельты до Integrale 16V. Фишкой модели стала новая 16-клапанная головка, а турбокомпрессор Garrett T3 модернизировали для снижения запаздываний. В результате проведенных мероприятий обновленный мотор развивал 200 лошадей.

«Люстра» использовалась для ночных спецучастков. Фото: Youtube.com

За это же время, двигатель в гоночной спецификации прогрессировал еще более впечатляющими темпами! Дебютировав с 240-силами, к сезону 1989 итальянцы довели отдачу до 295 лошадей, позволив Массимо Биазьону оформить свой второй чемпионский титул. Но в следующем сезоне пилоты Martini Lancia столкнулись с достойным соперником – Toyota, за которую выступал Карлос Сайнс. В итоге «Матадор» выбил титул из рук гонщиков Лянчи, весь сезон отбиравших очки друг у друга! Кстати, вот технические характеристики раллийной Lancia Delta HF Integrale, образца 1988-89 годов:

✅ Габариты (Д.Ш.В.) – 3900 мм, 1700 мм, 1360 мм
✅ Колесная база – 2480 мм
✅ Снаряженная масса – 1120 кг
✅ Двигатель – четырехцилиндровый, с турбонаддувом
✅ Рабочий объем – 2 литра
✅ Мощность – 295 лошадей, при 6500 об-мин
✅ Крутящий момент – 380 Нм, при 4000 об-мин
✅ Трансмиссия – полноприводная
✅ КПП – 6-ступенчатая

В следующем году соперничество достигло апогея. Эксперты единодушно считали что Сайнс и Celica, сумевшие прервать победную серию «Отряда Дельта», разовьют успех. Их мнение подтвердилось после того, как «Матадор» выиграл на открывающих сезон ралли Монте-Карло, и Португалии, возглавив личный зачет. Однако вскоре в доминировании Toyota возникли сомнения: в вотчине TTE – ралли Сафари, сенсационно победил Канккунен, выступавший на Delta HF Integrale!

Чемпионская машина из коллекции Массимо Биазьона. Фото: Youtube.com

Юха и Карлос обменивались ударами до конца сезона. «Летающий финн» приехал первым в Акрополисе, на Ралли 1000 озер и Австралии. На что испанец ответил победами на Тур де Корс, Новой Зеландии и Аргентине. Судьбу чемпионата предстояло решить в последней схватке года, на RAC-Rally. К тому времени разница между дуэлянтами составляла всего одно очко, а значит победитель забирал все. Так и вышло. Канккунен финишировал первым, завоевав свою третью чемпионскую корону, и принеся Delta пятый подряд кубок в зачете производителей.

В том сезоне периодически возникали слухи о «творческой интерпретации правил» как со стороны японцев, так и итальянцев, но доказать ничего не удалось. Также предполагалось, что двигатели Delta и Celica, развивали под 400 лошадей, в то время как регламент прямо запрещал превышать рубеж в три сотни!

Последний бой, он трудный самый


После столь трудной победы, эксперты считали что дни Delta сочтены. Ограничения, накладываемые серийным кузовым казались непредодолимыми. Например, под капотом было слишком тесно, а аэродинамика «кирпича» уступала даже работающей с поднятыми фарами Celica. Но уходить из гонок «поджав хвост» Lancia не собиралась! Боссы Fiat и Martini выделили деньги на очередную эволюцию устаревшей и коммерчески неактуальной машины.

Интерьер раллийной Lancia Delta. Фото: Youtube.com

При создании Integrale Evoluzione точкой приложения сил стало улучшение управляемости. Для этого колею расширили на 54 и 60 мм спереди и сзади соответственно, изменили геометрию и ход подвески, также подвергли доработкам рулевое управление и тормоза. Мощность двигателя, по неофициальным оценкам, составляла 365 лошадиных сил. Integrale Evolution принесла Delta шестую победу среди производителей, правда пилоты Lancia, выигравшие половину этапов первенства, упустили титул в личном зачете.

Было очевидно что новая Delta способна одолеть Селику. В будущее превосходство итальянской техники поверил даже Карлос Сайнс, решивший расторгнуть уже подписанный контракт с Toyota, и перейти в Lancia. Но 1 октября 1992 года, как гром среди ясного неба, грянуло заявление Лянчи о том, что команда покидает чемпионат мира. А ровно через два месяца объявили об уходе в Martini. Оставшись без денег и заводской поддержки, Delta в одночасье растеряла былой потенциал: лучшим результатом, «Матадора» станет второе место в Акрополисе. Сезон 1993 года окажется последним в ралли не только для Дельты, но и Лянчи.

Раллийный болид, и ее гражданская родственница. Фото: Youtube.com

За семь лет Lancia Delta, в четырех эволюциях, одержала 46 побед в чемпионате мира, завоевав рекордные шесть титулов в зачете конструкторов! Результат, который не удалось превзойти и по сей день.
Как вы считаете, какой ралликар «Группы А» был лучшим?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....