
Lancia Delta HF Integrale: отряд «дельта» в действии
Имя Lancia занимает особое место в сердцах фанатов автогонок, ведь этот итальянский производитель начал участие в соревнованиях с 1952 года. Некоторое время фирма из Турина даже пробовала себя в Формуле 1, впрочем, без особого успеха. Зато вскоре Lancia станет доминирующей силой в мире ралли, где Fulvia, Stratos, 037 и Delta Integrale завоевали десять мировых титулов! Достижение, позволяющее Lancia и по сей день оставаться конструктором с наибольшим количеством побед в чемпионатах мира.
История Delta восходит к 1979 году, когда дебютировала внешне ничем не примечательная машинка с кузовом хэтчбек. Несмотря на дизайн Giugiaro и победу в конкурсе «Европейский автомобиль года», откровенно говоря новая компактная Lancia была не более чем обычной семейной моделью. Следуя новому тренду только что возникшего «гольф-класса», конструкторы использовали переднеприводную компоновку с поперечно расположенным силовым агрегатом, и подвеску со стойками Макферсон. Машина не совершила технологического прорыва и не установила никаких новых стандартов в отрасли. Но как хорошее вино с возрастом становится лучше, так и Delta постепенно начала «раскрываться».
Lancia Delta HF Integrale в ливрее Martini. Фото: Youtube.com
В 1984 году Lancia увеличила мощность 1.6-литрового двигателя до 130 лошадей, то есть на 20 больше, чем у тогдашнего Volkswagen Golf GTI. Неплохо, но для того чтобы возродить спортивный образ Lancia, мотору по-прежнему не хватало производительности. Особенно это бросалось в глаза на фоне Audi Quattro, предоставившим поклонникам 200-сильный турбодвигатель. И если в WRC итальянский завод использовал устрашающую Delta S4, к тому времени легко оставляющую за спиной германские машины, то на гражданке ответить Audi было нечем. Такая ситуация расстраивала фанатов марки, но внезапно произошли события, изменившие представление автолюбителей о том, какими должны быть заряженные машины гольф-класса.
В 1986 году случилась трагедия: Генри Тойвонен, выступавший за Lancia, погиб на ралли Тур де Корс. Справедливо опасаясь, что автомобили стали излишне быстроходными, руководство Международной Автоспортивной Федерации, в лице одиозного Жана Мари Баллестра, решает запретить болиды «Группы Б». Со следующего года главной действующей силой WRC станут серийные автомобили.
Для участия в Чемпионате мира от производителя требовалось изготовить 5000 омологационных экземпляров модели. Это исключало создание специально построенных болидов, которые Lancia использовала еще со времен Stratos. Теперь Турину волей-неволей пришлось переключиться на «гражданскую технику». В конечном итоге, новые правила FISA приведут к появлению на дорогах «карманных ракет»: Ford Escort Cosworth, Subaru Impreza WRX, Mitsubishi Lancer Evolution… И, разумеется, Lancia Delta Integrale!
Столь резкая смена регламента привела к недовольству боссов Peugeot, решивших покинуть чемпионат мира, а Audi не сумели построить нужное количество автомобилей для омологации. В отсутствии соперников, Delta HF 4WD доминировала в WRC выиграв 9 из 13 этапов! Lancia с легкостью победила командном зачете и подарила титул финскому гонщику Юхе Канккунену. Но как получилось, что итальянцы стали обладателями всепобеждающего «супероружия»?
Первое время Lancia Delta обходилась без аэродинамических элементов. Фото: Youtube.com
По невероятному стечению обстоятельств, во второй половине восьмидесятых Lancia запускает в производство модификацию HF 4WD. Полноприводная трансмиссия модели концептуально повторяла Delta S4 – межосевой дифференциал Ferguson распределял крутящий момент между осями в соотношении 56:44. При пробуксовке одного из колес, «центр» блокировался, а дополнял картину задний самоблок Torsen. Силовой агрегат также подвергли модернизации, заменив на двигатель от Lancia Thema turbo. Двухлитровый мотор развивал мощность 165 лошадиных сил, оснащался двумя распредвалами и турбокомпрессором Garrett T2. С таким «сердцем» Delta HF 4WD развивала максималку 205 километров в час, а разгон с нуля до сотни занимал 6.4 секунды. Неплохая заготовка для гонок!
В 1988 году пилоты выступавшие на Integrale заняли три первых места в личном зачете и победили на 10 из 11 этапов мирового первенства! На этот раз Lancia короновала итальянца Массимо «Мики» Биазьона. Стать лучшим трудно, но еще сложнее удержаться на вершине! В команде осознавали что выиграли не только за счет скорости, но и из-за нерасторопности конкурентов, а значит Дельту нужно было развивать. Согласно правилам «Evolution», для внесения изменений в боевой автомобиль нужно было аналогичным образом модернизировать серийную машину.
Так появился HF Integrale, отличавшийся расширенными колесными арками, в которых размещались широченные покрышки большего диаметра. Двигатель подвергли дальнейшим доработкам, доведя мощность до 185 лошадиных сил. В 1989 году был произведен апгрейд Дельты до Integrale 16V. Фишкой модели стала новая 16-клапанная головка, а турбокомпрессор Garrett T3 модернизировали для снижения запаздываний. В результате проведенных мероприятий обновленный мотор развивал 200 лошадей.
«Люстра» использовалась для ночных спецучастков. Фото: Youtube.com
За это же время, двигатель в гоночной спецификации прогрессировал еще более впечатляющими темпами! Дебютировав с 240-силами, к сезону 1989 итальянцы довели отдачу до 295 лошадей, позволив Массимо Биазьону оформить свой второй чемпионский титул. Но в следующем сезоне пилоты Martini Lancia столкнулись с достойным соперником – Toyota, за которую выступал Карлос Сайнс. В итоге «Матадор» выбил титул из рук гонщиков Лянчи, весь сезон отбиравших очки друг у друга! Кстати, вот технические характеристики раллийной Lancia Delta HF Integrale, образца 1988-89 годов:
✅ Габариты (Д.Ш.В.) – 3900 мм, 1700 мм, 1360 мм
✅ Колесная база – 2480 мм
✅ Снаряженная масса – 1120 кг
✅ Двигатель – четырехцилиндровый, с турбонаддувом
✅ Рабочий объем – 2 литра
✅ Мощность – 295 лошадей, при 6500 об-мин
✅ Крутящий момент – 380 Нм, при 4000 об-мин
✅ Трансмиссия – полноприводная
✅ КПП – 6-ступенчатая
В следующем году соперничество достигло апогея. Эксперты единодушно считали что Сайнс и Celica, сумевшие прервать победную серию «Отряда Дельта», разовьют успех. Их мнение подтвердилось после того, как «Матадор» выиграл на открывающих сезон ралли Монте-Карло, и Португалии, возглавив личный зачет. Однако вскоре в доминировании Toyota возникли сомнения: в вотчине TTE – ралли Сафари, сенсационно победил Канккунен, выступавший на Delta HF Integrale!
Чемпионская машина из коллекции Массимо Биазьона. Фото: Youtube.com
Юха и Карлос обменивались ударами до конца сезона. «Летающий финн» приехал первым в Акрополисе, на Ралли 1000 озер и Австралии. На что испанец ответил победами на Тур де Корс, Новой Зеландии и Аргентине. Судьбу чемпионата предстояло решить в последней схватке года, на RAC-Rally. К тому времени разница между дуэлянтами составляла всего одно очко, а значит победитель забирал все. Так и вышло. Канккунен финишировал первым, завоевав свою третью чемпионскую корону, и принеся Delta пятый подряд кубок в зачете производителей.
В том сезоне периодически возникали слухи о «творческой интерпретации правил» как со стороны японцев, так и итальянцев, но доказать ничего не удалось. Также предполагалось, что двигатели Delta и Celica, развивали под 400 лошадей, в то время как регламент прямо запрещал превышать рубеж в три сотни!
После столь трудной победы, эксперты считали что дни Delta сочтены. Ограничения, накладываемые серийным кузовым казались непредодолимыми. Например, под капотом было слишком тесно, а аэродинамика «кирпича» уступала даже работающей с поднятыми фарами Celica. Но уходить из гонок «поджав хвост» Lancia не собиралась! Боссы Fiat и Martini выделили деньги на очередную эволюцию устаревшей и коммерчески неактуальной машины.
Интерьер раллийной Lancia Delta. Фото: Youtube.com
При создании Integrale Evoluzione точкой приложения сил стало улучшение управляемости. Для этого колею расширили на 54 и 60 мм спереди и сзади соответственно, изменили геометрию и ход подвески, также подвергли доработкам рулевое управление и тормоза. Мощность двигателя, по неофициальным оценкам, составляла 365 лошадиных сил. Integrale Evolution принесла Delta шестую победу среди производителей, правда пилоты Lancia, выигравшие половину этапов первенства, упустили титул в личном зачете.
Было очевидно что новая Delta способна одолеть Селику. В будущее превосходство итальянской техники поверил даже Карлос Сайнс, решивший расторгнуть уже подписанный контракт с Toyota, и перейти в Lancia. Но 1 октября 1992 года, как гром среди ясного неба, грянуло заявление Лянчи о том, что команда покидает чемпионат мира. А ровно через два месяца объявили об уходе в Martini. Оставшись без денег и заводской поддержки, Delta в одночасье растеряла былой потенциал: лучшим результатом, «Матадора» станет второе место в Акрополисе. Сезон 1993 года окажется последним в ралли не только для Дельты, но и Лянчи.
Раллийный болид, и ее гражданская родственница. Фото: Youtube.com
За семь лет Lancia Delta, в четырех эволюциях, одержала 46 побед в чемпионате мира, завоевав рекордные шесть титулов в зачете конструкторов! Результат, который не удалось превзойти и по сей день.
История Delta восходит к 1979 году, когда дебютировала внешне ничем не примечательная машинка с кузовом хэтчбек. Несмотря на дизайн Giugiaro и победу в конкурсе «Европейский автомобиль года», откровенно говоря новая компактная Lancia была не более чем обычной семейной моделью. Следуя новому тренду только что возникшего «гольф-класса», конструкторы использовали переднеприводную компоновку с поперечно расположенным силовым агрегатом, и подвеску со стойками Макферсон. Машина не совершила технологического прорыва и не установила никаких новых стандартов в отрасли. Но как хорошее вино с возрастом становится лучше, так и Delta постепенно начала «раскрываться».

В 1984 году Lancia увеличила мощность 1.6-литрового двигателя до 130 лошадей, то есть на 20 больше, чем у тогдашнего Volkswagen Golf GTI. Неплохо, но для того чтобы возродить спортивный образ Lancia, мотору по-прежнему не хватало производительности. Особенно это бросалось в глаза на фоне Audi Quattro, предоставившим поклонникам 200-сильный турбодвигатель. И если в WRC итальянский завод использовал устрашающую Delta S4, к тому времени легко оставляющую за спиной германские машины, то на гражданке ответить Audi было нечем. Такая ситуация расстраивала фанатов марки, но внезапно произошли события, изменившие представление автолюбителей о том, какими должны быть заряженные машины гольф-класса.
Кажется, ветер-то переменился...
В 1986 году случилась трагедия: Генри Тойвонен, выступавший за Lancia, погиб на ралли Тур де Корс. Справедливо опасаясь, что автомобили стали излишне быстроходными, руководство Международной Автоспортивной Федерации, в лице одиозного Жана Мари Баллестра, решает запретить болиды «Группы Б». Со следующего года главной действующей силой WRC станут серийные автомобили.
Для участия в Чемпионате мира от производителя требовалось изготовить 5000 омологационных экземпляров модели. Это исключало создание специально построенных болидов, которые Lancia использовала еще со времен Stratos. Теперь Турину волей-неволей пришлось переключиться на «гражданскую технику». В конечном итоге, новые правила FISA приведут к появлению на дорогах «карманных ракет»: Ford Escort Cosworth, Subaru Impreza WRX, Mitsubishi Lancer Evolution… И, разумеется, Lancia Delta Integrale!
Баллестр мешает карты
Столь резкая смена регламента привела к недовольству боссов Peugeot, решивших покинуть чемпионат мира, а Audi не сумели построить нужное количество автомобилей для омологации. В отсутствии соперников, Delta HF 4WD доминировала в WRC выиграв 9 из 13 этапов! Lancia с легкостью победила командном зачете и подарила титул финскому гонщику Юхе Канккунену. Но как получилось, что итальянцы стали обладателями всепобеждающего «супероружия»?

По невероятному стечению обстоятельств, во второй половине восьмидесятых Lancia запускает в производство модификацию HF 4WD. Полноприводная трансмиссия модели концептуально повторяла Delta S4 – межосевой дифференциал Ferguson распределял крутящий момент между осями в соотношении 56:44. При пробуксовке одного из колес, «центр» блокировался, а дополнял картину задний самоблок Torsen. Силовой агрегат также подвергли модернизации, заменив на двигатель от Lancia Thema turbo. Двухлитровый мотор развивал мощность 165 лошадиных сил, оснащался двумя распредвалами и турбокомпрессором Garrett T2. С таким «сердцем» Delta HF 4WD развивала максималку 205 километров в час, а разгон с нуля до сотни занимал 6.4 секунды. Неплохая заготовка для гонок!
Интегральная революция
В 1988 году пилоты выступавшие на Integrale заняли три первых места в личном зачете и победили на 10 из 11 этапов мирового первенства! На этот раз Lancia короновала итальянца Массимо «Мики» Биазьона. Стать лучшим трудно, но еще сложнее удержаться на вершине! В команде осознавали что выиграли не только за счет скорости, но и из-за нерасторопности конкурентов, а значит Дельту нужно было развивать. Согласно правилам «Evolution», для внесения изменений в боевой автомобиль нужно было аналогичным образом модернизировать серийную машину.
Так появился HF Integrale, отличавшийся расширенными колесными арками, в которых размещались широченные покрышки большего диаметра. Двигатель подвергли дальнейшим доработкам, доведя мощность до 185 лошадиных сил. В 1989 году был произведен апгрейд Дельты до Integrale 16V. Фишкой модели стала новая 16-клапанная головка, а турбокомпрессор Garrett T3 модернизировали для снижения запаздываний. В результате проведенных мероприятий обновленный мотор развивал 200 лошадей.

За это же время, двигатель в гоночной спецификации прогрессировал еще более впечатляющими темпами! Дебютировав с 240-силами, к сезону 1989 итальянцы довели отдачу до 295 лошадей, позволив Массимо Биазьону оформить свой второй чемпионский титул. Но в следующем сезоне пилоты Martini Lancia столкнулись с достойным соперником – Toyota, за которую выступал Карлос Сайнс. В итоге «Матадор» выбил титул из рук гонщиков Лянчи, весь сезон отбиравших очки друг у друга! Кстати, вот технические характеристики раллийной Lancia Delta HF Integrale, образца 1988-89 годов:
✅ Габариты (Д.Ш.В.) – 3900 мм, 1700 мм, 1360 мм
✅ Колесная база – 2480 мм
✅ Снаряженная масса – 1120 кг
✅ Двигатель – четырехцилиндровый, с турбонаддувом
✅ Рабочий объем – 2 литра
✅ Мощность – 295 лошадей, при 6500 об-мин
✅ Крутящий момент – 380 Нм, при 4000 об-мин
✅ Трансмиссия – полноприводная
✅ КПП – 6-ступенчатая
В следующем году соперничество достигло апогея. Эксперты единодушно считали что Сайнс и Celica, сумевшие прервать победную серию «Отряда Дельта», разовьют успех. Их мнение подтвердилось после того, как «Матадор» выиграл на открывающих сезон ралли Монте-Карло, и Португалии, возглавив личный зачет. Однако вскоре в доминировании Toyota возникли сомнения: в вотчине TTE – ралли Сафари, сенсационно победил Канккунен, выступавший на Delta HF Integrale!

Юха и Карлос обменивались ударами до конца сезона. «Летающий финн» приехал первым в Акрополисе, на Ралли 1000 озер и Австралии. На что испанец ответил победами на Тур де Корс, Новой Зеландии и Аргентине. Судьбу чемпионата предстояло решить в последней схватке года, на RAC-Rally. К тому времени разница между дуэлянтами составляла всего одно очко, а значит победитель забирал все. Так и вышло. Канккунен финишировал первым, завоевав свою третью чемпионскую корону, и принеся Delta пятый подряд кубок в зачете производителей.
В том сезоне периодически возникали слухи о «творческой интерпретации правил» как со стороны японцев, так и итальянцев, но доказать ничего не удалось. Также предполагалось, что двигатели Delta и Celica, развивали под 400 лошадей, в то время как регламент прямо запрещал превышать рубеж в три сотни!
Последний бой, он трудный самый
После столь трудной победы, эксперты считали что дни Delta сочтены. Ограничения, накладываемые серийным кузовым казались непредодолимыми. Например, под капотом было слишком тесно, а аэродинамика «кирпича» уступала даже работающей с поднятыми фарами Celica. Но уходить из гонок «поджав хвост» Lancia не собиралась! Боссы Fiat и Martini выделили деньги на очередную эволюцию устаревшей и коммерчески неактуальной машины.

При создании Integrale Evoluzione точкой приложения сил стало улучшение управляемости. Для этого колею расширили на 54 и 60 мм спереди и сзади соответственно, изменили геометрию и ход подвески, также подвергли доработкам рулевое управление и тормоза. Мощность двигателя, по неофициальным оценкам, составляла 365 лошадиных сил. Integrale Evolution принесла Delta шестую победу среди производителей, правда пилоты Lancia, выигравшие половину этапов первенства, упустили титул в личном зачете.
Было очевидно что новая Delta способна одолеть Селику. В будущее превосходство итальянской техники поверил даже Карлос Сайнс, решивший расторгнуть уже подписанный контракт с Toyota, и перейти в Lancia. Но 1 октября 1992 года, как гром среди ясного неба, грянуло заявление Лянчи о том, что команда покидает чемпионат мира. А ровно через два месяца объявили об уходе в Martini. Оставшись без денег и заводской поддержки, Delta в одночасье растеряла былой потенциал: лучшим результатом, «Матадора» станет второе место в Акрополисе. Сезон 1993 года окажется последним в ралли не только для Дельты, но и Лянчи.

За семь лет Lancia Delta, в четырех эволюциях, одержала 46 побед в чемпионате мира, завоевав рекордные шесть титулов в зачете конструкторов! Результат, который не удалось превзойти и по сей день.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....