Неизвестные, красивые, но не очень удачные «Икарусы»
В Советском Союзе очень быстро привыкли к новым автобусам из страны, входящей в соцлагерь – Венгрии. «Икарусы» можно было встретить везде – на столичных проспектах междугородних маршрутах и в областных центрах. Общее количество поставленных машин до развала СССР достигло 140 тысяч. Правда, в основном там ездили «обычные» автобусы, типа 250-й модели. Но энергия и фантазия венгерских конструкторов перехлестывали через край: завод постоянно удивлял европейский (и не только) мир новыми машинами.
Впервые необычный автобус показали широкой общественности в 1975 году на выставке BNV. Машина позиционировалась, как транспортное средство, гарантирующее наибольшую безопасность для пассажиров. 270-я модель должна была продемонстрировать миру достижения предприятия, а заодно «проложить дорогу» для разработки следующей, 300-й серии, масштабное производство которой планировалось на грядущее десятилетие.
Главная особенность автобуса, сразу же бросающаяся в глаза – ступенчатый кузов и мощный, массивный передний бампер, кстати, конструкция которого запатентована. Несмотря на оригинальный экстерьер, 80 % деталей использовалось от предыдущей, 200-й серии. Главная гордость конструкторов – трехступенчатый бампер. Первая секция состояла из пенопластовый кубиков, вторая представляла собой воздушную подушку. Третья ступень – вертикальные соты, сделанные из алюминия. Автобус с таким бампером, идущий со скоростью 30 км/ч при столкновении со стеной из бетона, гарантированно обеспечивал отсутствие травм у пассажиров. Все это подтверждалось лабораторными испытаниями или, как сейчас говорят, краш-тестами.
Еще одно новшество – расположение водительского места ниже пассажирского салона. Это позволяло шоферу видеть дорожную ситуацию на уровне легковых автомобилей. «Икарус-270» был изготовлен в единственном экземпляре, зато каком! Внутри – кондиционер, одежный шкаф, буфет, холодильник, туалет и умывальник. Да, автобус произвел фурор, но так и остался концептом: соцстраны не могли себе позволить содержать автопарк из таких роскошных машин. Однако опыт в плане безопасности был использован при создании автобусов следующих серий.
Туристическая машина была разработана на базе 255-й серии. По данным большинства источников, в СССР был «замечен» только один такой экземпляр, развозивший граждан в Сочи по маршруту Ривьера – Малый Ахун.
Тем не менее, кабриолет был ввезен в страну и ему назначили рейс в качестве эксперимента. Очевидно: Советский Союз пытался соответствовать тогдашним тенденциям – в Европе подобная техника встречалась очень часто.
Кабриолет отработал в Сочи до 1986 года. Потом ему приварили крышу и использовали в Ростовской области, как обычный рейсовый автобус. В 2002-м утилизировали.
При слове «Икарус» любой человек, заставший советскую эпоху, вспоминает красные или желтые комфортные автобусы. А что вы скажете, если узнаете, что венгерский завод занимался еще и изготовлением кузовов для т. н. рельсовых автобусов? Да, поезда под маркой «Икарус» были и являлись результатом соглашения с компанией Ganz-MÁVAG, занимавшейся производством локомотивов и подвижного состава.
Всего построили пару экземпляров: один из рельсобусов представлял собой две секции длиной по 12 м. В одной из них располагался дизель от Cummins. Практически весь кузов – копия автобуса 200-й серии. Только усилили кабину машиниста, а также торцы головного вагона, чтобы привести их в соответствии с железнодорожными требованиями. В 1987-м прототип продемонстрировали в Малайзии: предлагались трех- и пятивагонные составы. Туда их и продали.
В 1994-м была попытка нечто подобное реализовать в Россию. Это что-то типа трамвая, переделанного из Ikarus 260. Однако машины ездили только в одну сторону, что не понравилось заказчику. В конце концов их обратно переделали в автобусы и продали венгерской компании Tisza Volán Rt.
В СССР активно решали проблему перегруженности мегаполисов: строили новые ветки метро, дороги. Не хватало только объемного автобуса. И тогда «большой брат» сделал заказ на венгерский завод. «Икарус» под индексом 293 был готов к 1988-му году. Это трехсекционная махина длиной 22,7 м с форсированным двигателем Raba, выдававшим 250 «лошадей». Однако и такой мощности явно не хватало, что стало понятно после первых же испытаний.
По конструкции ничего особенного в гиганте не было: силовой агрегат и АКПП располагались в «тягаче». В прицепах ничего не было, если не считать механизма, благодаря которому водитель мог подруливать осью второй секции. Только делать это надо было специальным рычагом, что требовало определенных навыков. Но зато радиус поворота ограничивался 24 м, что всего лишь на 1,5 м больше, чем у обычной «гармошки». А что Советский Союз? К своему заказу страна отнеслась прохладно и, в конце концов отказалась от автобуса-гиганта. Но пустить его на металлолом венгры не решились. И удача повернулась к ним лицом – машиной заинтересовались в Иране. На заводе в спешном порядке модифицировали модель: поставили более мощный движок MAN, выдававший 280 л. с.
Сначала несколько месяцев «Икарус» тестировался в Тегеране, перевозя в день примерно по 3 тыс. пассажиров. Испытания прошли успешно и автобус трудился в иранской столице до 2009 года. Отправившись на «пенсию» 293-я модель нашла себе вечное пристанище в одном из музеев.
В 1983 году соцлагерь жил размеренной и спокойной жизнью. Суматоха, теракты – все это где-то там, на Западе. А в странах СЭВ объем авиаперевозок возрастал, особенно на внутренних линиях. В то время не было жестких проверок, металлодетекторов и т. п. В принципе, у пассажиров не было необходимости заходить в аэропорт: быстрее из гостиницы и сразу к трапу самолета. Идея нашла воплощение в автобусе Ikarus 695.01 – проект назывался «Пассажиры и багаж вместе». Цель разработки – сделать машину, который подвозил бы людей прямо к самолету из отеля. Представьте: человек вышел из гостиницы, зашел в автобус, а из него попадает прямо в салон лайнера.
Чтобы этого добиться, нужно было в конструкцию автобуса интегрировать трап. И венграм удалось это сделать красиво и элегантно! Они соорудили телескопическую систему (причем крытую), располагавшуюся на верхнем этаже. Трап поднимался на высоту, которая была необходима для большинства самолетов СССР, чтобы в них попали пассажиры.
Однако модель не имела успеха. Ведь туристы далеко не всегда селятся в одном и том же отеле и вылетают на одном и том же самолете. Прототип показывали в аэропортах, но начальство было недовольно машиной – дорого, сложно.
Автобус даже демонстрировали на одной из московских выставок в 1985 году, где он вызвал живейший интерес. Но на этом все и закончилось: техника уехала на родину, где и встала на вечный прикол.
Ikarus 270
Впервые необычный автобус показали широкой общественности в 1975 году на выставке BNV. Машина позиционировалась, как транспортное средство, гарантирующее наибольшую безопасность для пассажиров. 270-я модель должна была продемонстрировать миру достижения предприятия, а заодно «проложить дорогу» для разработки следующей, 300-й серии, масштабное производство которой планировалось на грядущее десятилетие.
Выглядит впечатляюще и по нынешним временам. Фото: YouTube.com
Главная особенность автобуса, сразу же бросающаяся в глаза – ступенчатый кузов и мощный, массивный передний бампер, кстати, конструкция которого запатентована. Несмотря на оригинальный экстерьер, 80 % деталей использовалось от предыдущей, 200-й серии. Главная гордость конструкторов – трехступенчатый бампер. Первая секция состояла из пенопластовый кубиков, вторая представляла собой воздушную подушку. Третья ступень – вертикальные соты, сделанные из алюминия. Автобус с таким бампером, идущий со скоростью 30 км/ч при столкновении со стеной из бетона, гарантированно обеспечивал отсутствие травм у пассажиров. Все это подтверждалось лабораторными испытаниями или, как сейчас говорят, краш-тестами.
Мощный бампер – глвная «достопримечательность» 270-го. Фото: YouTube.com
Еще одно новшество – расположение водительского места ниже пассажирского салона. Это позволяло шоферу видеть дорожную ситуацию на уровне легковых автомобилей. «Икарус-270» был изготовлен в единственном экземпляре, зато каком! Внутри – кондиционер, одежный шкаф, буфет, холодильник, туалет и умывальник. Да, автобус произвел фурор, но так и остался концептом: соцстраны не могли себе позволить содержать автопарк из таких роскошных машин. Однако опыт в плане безопасности был использован при создании автобусов следующих серий.
Кабриолет Ikarus
Туристическая машина была разработана на базе 255-й серии. По данным большинства источников, в СССР был «замечен» только один такой экземпляр, развозивший граждан в Сочи по маршруту Ривьера – Малый Ахун.
В 1960-м Правительство СССР издало указ, запрещающий эксплуатацию пассажирских транспортных средств с открытым верхом.
Тем не менее, кабриолет был ввезен в страну и ему назначили рейс в качестве эксперимента. Очевидно: Советский Союз пытался соответствовать тогдашним тенденциям – в Европе подобная техника встречалась очень часто.
Несмотря на запреты, автобус-кабриолет спокойно рассекал по советским курортам. Фото: YouTube.com
Кабриолет отработал в Сочи до 1986 года. Потом ему приварили крышу и использовали в Ростовской области, как обычный рейсовый автобус. В 2002-м утилизировали.
Ikarus – рельсобус
При слове «Икарус» любой человек, заставший советскую эпоху, вспоминает красные или желтые комфортные автобусы. А что вы скажете, если узнаете, что венгерский завод занимался еще и изготовлением кузовов для т. н. рельсовых автобусов? Да, поезда под маркой «Икарус» были и являлись результатом соглашения с компанией Ganz-MÁVAG, занимавшейся производством локомотивов и подвижного состава.
Пятивагонная версия рельсобуса. Фото: YouTube.com
Всего построили пару экземпляров: один из рельсобусов представлял собой две секции длиной по 12 м. В одной из них располагался дизель от Cummins. Практически весь кузов – копия автобуса 200-й серии. Только усилили кабину машиниста, а также торцы головного вагона, чтобы привести их в соответствии с железнодорожными требованиями. В 1987-м прототип продемонстрировали в Малайзии: предлагались трех- и пятивагонные составы. Туда их и продали.
Внутри – то ли как в автобусе, то ли трамвае. Фото: YouTube.com
В 1994-м была попытка нечто подобное реализовать в Россию. Это что-то типа трамвая, переделанного из Ikarus 260. Однако машины ездили только в одну сторону, что не понравилось заказчику. В конце концов их обратно переделали в автобусы и продали венгерской компании Tisza Volán Rt.
«Икарус-супергармошка»
В СССР активно решали проблему перегруженности мегаполисов: строили новые ветки метро, дороги. Не хватало только объемного автобуса. И тогда «большой брат» сделал заказ на венгерский завод. «Икарус» под индексом 293 был готов к 1988-му году. Это трехсекционная махина длиной 22,7 м с форсированным двигателем Raba, выдававшим 250 «лошадей». Однако и такой мощности явно не хватало, что стало понятно после первых же испытаний.
Супергармошка не прижилась в СССР. Фото: YouTube.com
По конструкции ничего особенного в гиганте не было: силовой агрегат и АКПП располагались в «тягаче». В прицепах ничего не было, если не считать механизма, благодаря которому водитель мог подруливать осью второй секции. Только делать это надо было специальным рычагом, что требовало определенных навыков. Но зато радиус поворота ограничивался 24 м, что всего лишь на 1,5 м больше, чем у обычной «гармошки». А что Советский Союз? К своему заказу страна отнеслась прохладно и, в конце концов отказалась от автобуса-гиганта. Но пустить его на металлолом венгры не решились. И удача повернулась к ним лицом – машиной заинтересовались в Иране. На заводе в спешном порядке модифицировали модель: поставили более мощный движок MAN, выдававший 280 л. с.
С большим трудом удалось пристроить автобус в Тегеране (видны надписи на арабском). Фото: YouTube.com
Сначала несколько месяцев «Икарус» тестировался в Тегеране, перевозя в день примерно по 3 тыс. пассажиров. Испытания прошли успешно и автобус трудился в иранской столице до 2009 года. Отправившись на «пенсию» 293-я модель нашла себе вечное пристанище в одном из музеев.
«Икарус-аэропорт»
В 1983 году соцлагерь жил размеренной и спокойной жизнью. Суматоха, теракты – все это где-то там, на Западе. А в странах СЭВ объем авиаперевозок возрастал, особенно на внутренних линиях. В то время не было жестких проверок, металлодетекторов и т. п. В принципе, у пассажиров не было необходимости заходить в аэропорт: быстрее из гостиницы и сразу к трапу самолета. Идея нашла воплощение в автобусе Ikarus 695.01 – проект назывался «Пассажиры и багаж вместе». Цель разработки – сделать машину, который подвозил бы людей прямо к самолету из отеля. Представьте: человек вышел из гостиницы, зашел в автобус, а из него попадает прямо в салон лайнера.
Так выглядел автобус-аэропорт на улицах города. Фото: YouTube.com
Чтобы этого добиться, нужно было в конструкцию автобуса интегрировать трап. И венграм удалось это сделать красиво и элегантно! Они соорудили телескопическую систему (причем крытую), располагавшуюся на верхнем этаже. Трап поднимался на высоту, которая была необходима для большинства самолетов СССР, чтобы в них попали пассажиры.
А так – на аэродроме. Фото: YouTube.com
На первом этаже были интересные инженерные решения. Например, выезжающие снизу боксы с багажом. Еще одна особенность – поворотная задняя ось. Благодаря ей, автобус мог четко состыковаться с самолетом, несмотря на приличную, в 18 м, длину.
Однако модель не имела успеха. Ведь туристы далеко не всегда селятся в одном и том же отеле и вылетают на одном и том же самолете. Прототип показывали в аэропортах, но начальство было недовольно машиной – дорого, сложно.
Грустный финал интересного проекта. Фото: YouTube.com
Автобус даже демонстрировали на одной из московских выставок в 1985 году, где он вызвал живейший интерес. Но на этом все и закончилось: техника уехала на родину, где и встала на вечный прикол.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....