Но это только кажется. Существует малая авиация, доступная без преувеличения каждому работающему россиянину. Конечно, некоторые из самых бюджетных летательных аппаратов годятся для полетов весьма условно, но и они способны подняться в небо, пусть только один раз.
Конечно, каждый будущий пилот мечтает летать долго, а количество «боевых» вылетов должно как минимум равняться числу посадок. Сегодня мы попробуем разобраться, какие средства малой авиации для этого действительно годятся, а что лучше обходить стороной.
Бывают и такие крохотные самолеты. Фото: Youtube.com
Сразу хотелось бы отметить, что вертолеты в рамках этой статье мы рассматривать не будем. Они стоят ощутимо дороже, чем одномоторные самолеты и другие летательные аппараты. Да и топлива среднестатистический вертолет сжигает гораздо больше. Объясняется это просто – двигатель «стрекозы» работает постоянно на высоких оборотах, а у самолета он подвергается таким нагрузкам только во время взлета.
Старые заводские самолеты
Это лучший вариант, но он же самый затратный. Предполагается приобрести фабричный самолет каких-нибудь древних годов выпуска. Лидером данной категории является Cessna-150 из 60-70-х.
Самолет легендарный, поэтому модель до сих пор в строю, несмотря на возраст. В России этот летательный аппарат найти сложно, в продаже встречаются более новые и дорогие Cessna-172. В Германии, например, такую модель можно купить от 1,5 млн рублей.
Самый популярный и бюджетный – Cessna-150. Фото: Youtube.com
Заводской самолет имеет массу достоинств. Самое главное – он надежен до безобразия, так как сконструирован специалистами и проверен десятилетиями эксплуатации. Управляется тот же Cessna-150 легко, никакой сложной электроники там не предусмотрено.
Нет проблем с деталями. Конечно, придется заказывать из-за границы, но там все есть на популярные модели. Такой самолет может легко развивать скорость более 200 км/ч, а дальность полета у него в районе 400 км.
Хватает у модели и минусов для простого россиянина. Во-первых, даже недорогой одномоторный самолет придется регистрировать, а владельцу требуется лицензия пилота. К этому прибавляются налог, затраты на топливо, да и для взлета нужен хоть какой-то аэродром.
Фабричные самолеты, даже бюджетные, полностью подтверждают концепцию того, что летать – это дорого.
Самодельные сертифицированные модели
При желании сэкономить, можно подобрать летательный аппарат, собранный увлеченными профессионалами. Это далеко не самоделка – скорее, мелкосерийная модель. Сделана она по всем канонам жанра, часто даже сертифицирована.
Птенец-3. Фото: Youtube.com
Насчет серийности, конечно, немного перебор, но под заказ такие летательные аппараты собирают одинаковые. Отличаются они доработками, так как постоянно модернизируются. В качестве примера можно привести серию «Птенец».
Что хорошего в самодельных, но сертифицированных летательных аппаратах. Во-первых, они стоят раза в два, а то и в три дешевле, чем заводские модели, даже самые простые. Во-вторых, легко управляются и развивают скорость до 150 км/ч.
Из минусов нужно отметить проблемы с запчастями и необходимость взлета с аэродрома. Впрочем, тот же «Птенец» имеет возможность установки на поплавки – тогда ему понадобится только водная гладь.
Спортивные планеры
Редкий тип летательного аппарата. Не имеет двигателя, нуждается в буксировщике. Раньше планеры запускались мотолебедками, но эта конструкция давно признана небезопасной. Поэтому эксплуатация обычно происходит в аэроклубах.
Л-13 «Бланик». Фото: Youtube.com
Главным планером СССР и России давно признан Л-13 «Бланик». Этот летательный аппарат чешского производства был некогда популярен.
Ряд достоинств планеров:
✅ Топливо не нужно
✅ Летит бесшумно – двигателей то нет
✅ Есть двухместные модели – тот же образцовый «Бланик»
Такие аппараты подходят новичкам, но при условии наличия самолетов-буксировщиков в шаговой доступности.
Наборы «сделай сам»
В продаже есть специальные сборные модели. Они могут быть разными, начиная от откровенно неудачных, до реплик популярных фирменных.
Главный плюс таких летательных аппаратов – это возможность приобщиться к прекрасному, а точнее, построить самолет самостоятельно. С одной стороны – это хорошо, с другой – влечет проблемы при эксплуатации, если сборщик будет неумелым или просто что-то забудет прикрутить.
Это качественный самодельный самолет. Фото: Youtube.com
Зато есть ряд наборов «сделай сам» в бюджетном сегменте, некоторые могут взлетать с неподготовленных площадок или являются амфибиями. Из минусов стоит отметить незаконность такой конструкции.
Возможность испытать самолет, собранный собственноручно – это вдохновляет. Вот только безопасно ли это на 100 %?
По статистике, 60 % покупателей сборных моделей самолетов бросают их, так и не доделав. Стоят потом эти детали в сараях и гаражах, занимая место. Еще процентов 5-10 не решаются совершить первый полет на собственноручно собранной технике.
Воздушные шары
Несмотря на то, что аэростаты кажутся чем-то жутко ненадежным и устаревшим, по сути, они безопасны, если соблюдать правила. Возможно, что кому-то будет достаточно таких полетов. Плюс воздушный шар может стать источником дополнительного дохода, хотя, для законной работы придется оформить горы документации.
Летать на воздушном шаре тоже интересно. Фото: Youtube.com
Есть минусы и у этих летательных аппаратов – управляемость заставляет желать лучшего, сильные ветра могут унести далеко и в непредсказуемом направлении. Загорится в воздухе – шансов уцелеть мало, хотя такое случается редко по статистике.
Мотодельтаплан
Бюджетная техника. От дельтаплана отличается наличием двигателя внутреннего сгорания. Приобрести можно в среднем за 300 000 рублей, иногда попадаются аппараты, которые хотят срочно продать – тогда в 100-150 тысяч можно уложиться.
Мотодельтаплан. Фото: Youtube.com
Хороший вариант для начинающих. Запчасти найти несложно, все ремонтируется в поле, заправляется автомобильным бензином. Есть двухместные варианты для тех, кто хочет летать с женой или подругой. Из минусов нужно отметить хрупкость и зависимость от погоды.
Есть еще одна модификация с крылом нежесткой конструкции, называемая паралетом. Летать на этой технике проще. Зато скорость однозначно ниже.
Про самоделки
Есть летательные средства, которые в принципе не поддаются классификации. Они все незаконные, что не мешает тысячам россиян регулярно покорять с их помощью небо. Роднит эту технику только одно – вся она самодельная.
Эти летательные аппараты продаются и не менее регулярно покупаются. Приобретение готовой техники подобного типа – это лотерея с непредсказуемым итогом. Невозможно предугадать, как поведет себя чудо конструкторской мысли конкретного индивидуума. По закону подлости, при покупке кажется надежной и выдерживает пробный полет.
Может сломаться при взлете – это значит, что повезло. В худшем случае крылья сложатся в полете – тогда останется только молиться и вспоминать, где парашют.
Самодельный самолет. Фото: Youtube.com
При ограниченном бюджете не стоит искать самоделку подешевле. Лучше обратить внимание на безмоторные летательные средства вроде планеров, дельтапланов и парапланов.
Конечно, комфорта от этой техники ждать не стоит, зато она бюджетная. Безмоторные летательные аппараты помогут понять, действительно ли хочется в небо, или это детская нереализованная мечта, которая разобьется о суровую реальность.
Получается, что полеты доступны для каждого. Главное, идти к мечте и не пасовать перед трудностями.