Мотоциклы Чезет – в СССР их любили чуть меньше, чем Явы
Самые лучшие советские мотоциклы – это конечно же Jawa. И не важно, что их в Советском Союзе не собирали, а привозили из Чехословакии. На самом деле, Ява была именно советским мотоциклом, ведь зарубежный завод более чем 90% своей продукции отправлял в СССР.
Кроме Jawa, в Чехословакии делали еще один интересный байк – Чезет, как его называли в Советском Союзе, или CZ 350, если правильно. Вот про этот мотоцикл мы вам сегодня и расскажем.
Сразу хотелось бы отметить, что такого модельного разнообразия, как среди Jawa, в СССР не поставлялось. По сути, «Большой Брат» получал только одну модель серии 472 в различных модификациях. Поставки начались в 1976 и закончились в 1989 году.
Мотоцикл в СССР шел с рабочим объемом 350 кубических сантиметров, двигатель был почти «явовский», конструктивно, по крайней мере.
История появления мотоциклов CZ чем-то сходна с такими же событиями в СССР после Великой Отечественной войны.
Завод Ceska zbrojovka Strakonice был известен на весь мир, как производитель отличного оружия:
Этим же завод занимается и сейчас, как российский «Концерн Калашников», только не в таких масштабах. Как россияне в свое время отказались от производства мотоциклов Иж, так и чехи от своих CZ.
Байки пользовались небольшим, но устойчивым спросом, и так продолжалось до начала Второй Мировой войны. Когда европейским странам понадобилось боевое оружие в огромном количестве, производство байков было остановлено.
Зато мотоциклы активно использовали на фронтах, где они завоевали славу надежной и беспроблемной техники.
После окончания войны завод вернулся к производству двухколесной техники. Но так как предприятия были национализированы, главным локомотивом чешского мотопроизводства выбрали Jawa. После этого все байки CZ стали унифицированными с Явами.
Несмотря на это, Cezet сохранил свои фамильные черты. Отличить его от Jawa не сложно, чуть ниже мы расскажем вам об основных особенностях двух самых популярных чешских мотоциклов.
В отличие от Явы, байков CZ в СССР было в разы меньше. Связано это с тем, что завод Ceska zbrojovka специализировался все-таки на оружии. Производство двухколесной техники для них было побочным.
Именно по этой причине в СССР сложилась парадоксальная ситуация. Jawa считалась лучшим мотоциклом. С другой стороны, CZ встречался в продаже реже, поэтому у молодежи пользовался большим спросом.
Cezet считались спортивными байками по нескольким причинам:
Да, Ceska zbrojovka выпускала и кроссовые модели. Только в СССР они поставлялись по линии мотоспорта, в магазинах купить их свободно было невозможно.
В Советском Союзе продавали мотоциклы CZ-350 типа 472. Первые модификации в страну не попали, поставки начались с 472.3 в 1976 и закончились на версии 472.6 в 1989 году. Стоил байк в 80-х дороже Явы. Например, в 1983 г. за Ява 350\634 – в магазине просили 950 р. CZ 350 стоил целых 1 050 рублей!
Сразу хотелось бы отметить, что сравнивать нужно CZ 472 и Jawa 634. Модель 638 получила новый двигатель, и сопоставлять его с Чезетом было бы неправильно.
Особенности CZ:
Разные у мотоциклов и рамы – у Jawa она мощнее, дуплексная, предназначенная для использования с коляской. У Cezet конструкция одинарная. Передняя и задние вилки отличаются, как и патрубки с глушителями.
Самое интересное, что CZ-350 больше подходит для сельских дорог именно за счет использования одинарной рамы. На первый взгляд это кажется странным, но объясняется достаточно просто – меньшая жесткость конструкции дарит более высокий уровень комфорта.
В общем, несмотря на то, что в СССР мотоцикл часто называли «Чезет-Ява», байк от Ceska zbrojovka имел свой дизайн и технические особенности.
Самым популярным мотоциклом бренда Чезет была модель 472.5. Поставки байков в СССР начались с версии 472.3. Через два года появилась улучшенная модификация 472.4, а потом и 472.5. Чехи прислушивались к отзывам покупателей, и старательно дорабатывали свой мотоцикл.
CZ-350 тип 472.5 получил ряд отличий и усовершенствований.
Самые заметные из них:
Прислушавшись к любителям мотопутешествий из СССР, производитель заменил бак на 13 л. на 18-литровый. Кроме малого объема, старая емкость была с острыми углами, что отрицательно сказывалось на комфорте при поездках на дальние дистанции.
Защитные дуги спереди и сзади спасают ноги водителя и сам мотоцикл при падениях. Плотная компоновка силовой части CZ-350 тип 472.5 смещала центр тяжести вниз.
Двигатель по техническим характеристикам такой же, как на Jawa 634 – с рабочим объемом 350 см3 и 22 л. с. Скорость – около 125 км/ч, тяга ровная в широком диапазоне оборотов. Но если сравнить модель с одноцилиндровым Иж Планета, то у того проходимость на низах заметно выше.
Вибрации на скорости от 70 км/ч у Чезета чувствуется сильнее, чем у Явы – это последствия использования в конструкции одинарной рамы. Интересно, но после прохождения порога в 100 км/ч вибрации пропадают.
Большим минусом владельцы CZ-350 тип 472 любой модификации считали отсутствие резиновых цепных чехлов. Часто они ставили такую защиту от Явы 634. В противном случае цепь служила в два раза меньше, чем на Jawa.
Еще владельцы Чезетов жаловались на короткую газоотводную трубку от АКБ. Если она срабатывала, то электролит летел на глушители и колесо. Та же проблема была у Явы 634. Некоторые самостоятельно дорабатывали свои мотоциклы, удаляли эти отводы или удлиняли их.
Инструментальные ящики тоже вызывали нарекания, точнее, крепящие их винты, которые отворачивались самостоятельно при движении по плохим дорогам.
Несмотря на минусы, мотоциклы Чезет считались дефицитом. Некоторым потенциальным покупателям приходилось выискивать модели по разным советским городам и поселкам. Что примечательно – в сельской местности CZ-350 особым спросом не пользовались. Тут предпочитали надежные и простые Иж Планета и Минск.
Купить мотоцикл Чезет достаточно сложно. Какой-то коллекционной ценности они не представляют, но из-за редкости продают их дорого. Цены начинаются от 75 000 и заканчиваются на уровне 600 000 рублей за идеал.
Если поискать, то можно найти за 150 000 неплохие работоспособные экземпляры. В качестве коллекционных над ними придется поработать, а ездить на ободранном хламе – удовольствие сомнительное.
Покупка такого мотоцикла – это слишком дорогое развлечение. Любой советский байк сложно восстановить, а тут чешский и редкий. С Явой будет в несколько раз проще и дешевле.
Но если с Чезетом у вас связаны воспоминания юности – можно попробовать, у некоторых это получается!
Кроме Jawa, в Чехословакии делали еще один интересный байк – Чезет, как его называли в Советском Союзе, или CZ 350, если правильно. Вот про этот мотоцикл мы вам сегодня и расскажем.
Сразу хотелось бы отметить, что такого модельного разнообразия, как среди Jawa, в СССР не поставлялось. По сути, «Большой Брат» получал только одну модель серии 472 в различных модификациях. Поставки начались в 1976 и закончились в 1989 году.
Мотоцикл в СССР шел с рабочим объемом 350 кубических сантиметров, двигатель был почти «явовский», конструктивно, по крайней мере.
История бренда CZ
История появления мотоциклов CZ чем-то сходна с такими же событиями в СССР после Великой Отечественной войны.
Это последняя модификация Чезета, которая поставлялась в СССР. Фото: Youtube.com
Завод Ceska zbrojovka Strakonice был известен на весь мир, как производитель отличного оружия:
- ? Охотничьего
- ? Боевого
- ? Гражданского
Этим же завод занимается и сейчас, как российский «Концерн Калашников», только не в таких масштабах. Как россияне в свое время отказались от производства мотоциклов Иж, так и чехи от своих CZ.
Но в 1930 году, когда казалось, что никаких войн в Европе не предвидится, спрос на боевое оружие упал. Пришлось начать выпуск мотоциклов. Как и в случае с Иж после 1945 года, в Чехии было решено скопировать немецкий DKW NZ 350.
Байки пользовались небольшим, но устойчивым спросом, и так продолжалось до начала Второй Мировой войны. Когда европейским странам понадобилось боевое оружие в огромном количестве, производство байков было остановлено.
Тот самый DKW NZ 350 . Фото: Youtube.com
Зато мотоциклы активно использовали на фронтах, где они завоевали славу надежной и беспроблемной техники.
После окончания войны завод вернулся к производству двухколесной техники. Но так как предприятия были национализированы, главным локомотивом чешского мотопроизводства выбрали Jawa. После этого все байки CZ стали унифицированными с Явами.
Несмотря на это, Cezet сохранил свои фамильные черты. Отличить его от Jawa не сложно, чуть ниже мы расскажем вам об основных особенностях двух самых популярных чешских мотоциклов.
CZ в Советском Союзе
В отличие от Явы, байков CZ в СССР было в разы меньше. Связано это с тем, что завод Ceska zbrojovka специализировался все-таки на оружии. Производство двухколесной техники для них было побочным.
Именно по этой причине в СССР сложилась парадоксальная ситуация. Jawa считалась лучшим мотоциклом. С другой стороны, CZ встречался в продаже реже, поэтому у молодежи пользовался большим спросом.
Кроссовый CZ-125. Фото: Youtube.com
Cezet считались спортивными байками по нескольким причинам:
- ? Все они были только одиночками, без всяких там колясок
- ? В секциях по мотокроссу CZ считались лучшими
Да, Ceska zbrojovka выпускала и кроссовые модели. Только в СССР они поставлялись по линии мотоспорта, в магазинах купить их свободно было невозможно.
В Советском Союзе продавали мотоциклы CZ-350 типа 472. Первые модификации в страну не попали, поставки начались с 472.3 в 1976 и закончились на версии 472.6 в 1989 году. Стоил байк в 80-х дороже Явы. Например, в 1983 г. за Ява 350\634 – в магазине просили 950 р. CZ 350 стоил целых 1 050 рублей!
Основные отличия Явы от Чезета
Сразу хотелось бы отметить, что сравнивать нужно CZ 472 и Jawa 634. Модель 638 получила новый двигатель, и сопоставлять его с Чезетом было бы неправильно.
Роднит два мотоцикла мотор, который вроде как одинаковый, но отличается мелкими деталями.
Особенности CZ:
- ? Конструкция заднего крепления к раме
- ? Другие картеры
- ? Наличие направляющих для кожухов цепи
Разные у мотоциклов и рамы – у Jawa она мощнее, дуплексная, предназначенная для использования с коляской. У Cezet конструкция одинарная. Передняя и задние вилки отличаются, как и патрубки с глушителями.
Отреставрировать мотоцикл так очень сложно. Фото: Youtube.com
Самое интересное, что CZ-350 больше подходит для сельских дорог именно за счет использования одинарной рамы. На первый взгляд это кажется странным, но объясняется достаточно просто – меньшая жесткость конструкции дарит более высокий уровень комфорта.
В общем, несмотря на то, что в СССР мотоцикл часто называли «Чезет-Ява», байк от Ceska zbrojovka имел свой дизайн и технические особенности.
CZ-350 тип 472.5
Самым популярным мотоциклом бренда Чезет была модель 472.5. Поставки байков в СССР начались с версии 472.3. Через два года появилась улучшенная модификация 472.4, а потом и 472.5. Чехи прислушивались к отзывам покупателей, и старательно дорабатывали свой мотоцикл.
CZ-350 тип 472.5 получил ряд отличий и усовершенствований.
Самые заметные из них:
- ? Бензобак
- ? Передняя вилка
- ? Защитные дуги спереди и сзади
- ? Удобное сиденье
- ? Большая фара
Прислушавшись к любителям мотопутешествий из СССР, производитель заменил бак на 13 л. на 18-литровый. Кроме малого объема, старая емкость была с острыми углами, что отрицательно сказывалось на комфорте при поездках на дальние дистанции.
Приборная панель Чезет-350. Фото: Youtube.com
Новая телескопическая вилка получила ход в 150 мм. и резиновые пыльники от влаги и грязи.
Защитные дуги спереди и сзади спасают ноги водителя и сам мотоцикл при падениях. Плотная компоновка силовой части CZ-350 тип 472.5 смещала центр тяжести вниз.
Двигатель по техническим характеристикам такой же, как на Jawa 634 – с рабочим объемом 350 см3 и 22 л. с. Скорость – около 125 км/ч, тяга ровная в широком диапазоне оборотов. Но если сравнить модель с одноцилиндровым Иж Планета, то у того проходимость на низах заметно выше.
Вибрации на скорости от 70 км/ч у Чезета чувствуется сильнее, чем у Явы – это последствия использования в конструкции одинарной рамы. Интересно, но после прохождения порога в 100 км/ч вибрации пропадают.
Карбюратор тут такой же, как на Яве 634. Фото: Youtube.com
Большим минусом владельцы CZ-350 тип 472 любой модификации считали отсутствие резиновых цепных чехлов. Часто они ставили такую защиту от Явы 634. В противном случае цепь служила в два раза меньше, чем на Jawa.
Еще владельцы Чезетов жаловались на короткую газоотводную трубку от АКБ. Если она срабатывала, то электролит летел на глушители и колесо. Та же проблема была у Явы 634. Некоторые самостоятельно дорабатывали свои мотоциклы, удаляли эти отводы или удлиняли их.
Инструментальные ящики тоже вызывали нарекания, точнее, крепящие их винты, которые отворачивались самостоятельно при движении по плохим дорогам.
Несмотря на минусы, мотоциклы Чезет считались дефицитом. Некоторым потенциальным покупателям приходилось выискивать модели по разным советским городам и поселкам. Что примечательно – в сельской местности CZ-350 особым спросом не пользовались. Тут предпочитали надежные и простые Иж Планета и Минск.
За сколько можно купить CZ-350 и стоит ли?
Купить мотоцикл Чезет достаточно сложно. Какой-то коллекционной ценности они не представляют, но из-за редкости продают их дорого. Цены начинаются от 75 000 и заканчиваются на уровне 600 000 рублей за идеал.
Если поискать, то можно найти за 150 000 неплохие работоспособные экземпляры. В качестве коллекционных над ними придется поработать, а ездить на ободранном хламе – удовольствие сомнительное.
Покупка такого мотоцикла – это слишком дорогое развлечение. Любой советский байк сложно восстановить, а тут чешский и редкий. С Явой будет в несколько раз проще и дешевле.
В красном цвете мотоцикл смотрится лучше всего. Фото: Youtube.com
Но если с Чезетом у вас связаны воспоминания юности – можно попробовать, у некоторых это получается!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....