Последняя заднемоторная Skoda 130 LR – открытие ралли Сан-Ремо-86
Если бы лет сорок назад вы спросили у меня, какой я куплю себе автомобиль, когда вырасту, то услышали четкий ответ – «Шкоду»! Правда, с этим имелись немалые сложности. Во-первых, в советскую страну автомобили этой марки официально не поставлялись, во-вторых, пока я вырос, «Шкоды» серии «742» (105, 120, 130 и другие) уже остались в прошлом. Все же внешность этих авто подкупала советского мальчика, не избалованного широким ассортиментом иномарок, который мы можем увидеть сегодня, просто выглянув в окно.
Особенно нравились мне Skoda 105 с прямоугольными фарами и передним поворотником как у ГАЗ-3102 (Skoda 120 с двойными фарами, кажется, выглядела не так шикарно). Не смущал и тот факт, что у автомобиля имелся под капотом скромный 1-литровый двигатель. Хотя выражение «под капотом» не слишком подходило к этому авто, ведь оно, подобно нашему «Запорожцу», имело заднемоторную конструкцию.
Моей радости не было предела, когда в середине 80-х появилась Skoda 130. Этот автомобиль имел гораздо более мощный двигатель, чем у его предшественников (1,3 л, мощностью 58 л.с.). А, главное, у него сохранилась внешность «105-го». Теперь я, молодой советский комсомолец мечтал о таком. Но, детские мечты часто не сбываются.
Ко времени когда я подрос, произошло очень много грандиозных событий: распад Союза и прекращение выпуска моей мечты (завод освоил переднеприводный Favorit). Да и вообще. Большинство из нас в кризисные 90-е мечтали не о красивом автомобиле, а о том, как выжить в условиях тотальных невыплат заработной платы. И все же эти автомобили достойны того, чтобы о них вспомнить. Тем более, что Skoda 130 LR добилась неплохих результатов и в раллийных гонках 80-х годов.
Впервые «130-е» поколение с двигателем большего объема представили публики в качестве прототипа в 1984 году. Это была новая модель Skoda, массовое производство которой началось в том же году. После этого представители завода в Млада-Болеславе расширили линейку, предложив еще несколько автомобилей на новой платформе. Пора подумать и о автоспорте, который в то время имел безумную популярность. Да и прошлые модели спорткаров от концерна Skoda ни разу не подводили своих владельцев. В общем, пришло время обновить «спортивных лошадок» чехословацкой команды.
Еще одним фактором, подвигнувшем чехословацких инженеров к поиску новых решений, стало изменение требований к автомобилям в тогдашней Группе 2. По новым правилам успешная в прошлом модель 130 RS больше не могла принимать участия в соревнованиях. Разработка спортивной версии130 LR началась практически сразу после того, как перемены отправили на «пенсию» 130 RS. Таким образом, цель была ясна – создать достойного преемника 130 RS, базирующегося на серийной модели Skoda 105/120. От нового автомобиля ожидалось решение непростых конструктивных задач:
✅ легкость
✅ быстрота
✅ маневренность
Дизайнерам гоночного отдела Skoda пришлось собраться вместе, а результатом стало несколько нововведений. 1,3-литровый мотор получил совершенно новую восьмиканальную головку блока цилиндров из алюминия, за основу которой взяли агрегат для будущей модели Favorit. Благодаря двум двойным карбюраторам Weber он выдавал фантастические 130 л. с. (т. е. ровно сто «лошадок» на литр). И это без турбонаддува! Затем мощность переходила на задние колеса через 5-ступенчатую механическую коробку передач и самоблокирующийся дифференциал.
130 лошадиных сил для того времени от атмосферного двигателя могли казаться запредельным результатом. Тем более, для двигателя относительно небольшого объема. Для сравнения, примерно таких же результатов добивались на советских «Ладах». Но, там присутствовал 1,5 / 1,6-литровый двигатель и применялся турбонаддув.
Type 130 LR был одобрен официальными лицами FIA незадолго до Рождества 1984 года. Развитие успеха своего предшественника было определенно непростой задачей, но Skoda 130 LR (Estelle) все же удалось занять первые три места на Валашском зимнем ралли. Это была элита чехословацкого автоспорта: экипажи Кржечек-Мотль, Хаугланд-Болин и Квайзар-Янечек.
Прекрасный спорткар заметили и гонщики из других стран. Особенную популярность он приобрел у скандинавских спортсменов. Многие из них своей успешной карьерой в ралли обязаны именно чехословацкой технике. Так и первый международный успех пришел к Skoda 130 LR, управляемой не чехом.
Его зафиксировали в конце 1985 года, когда состоялось британское ралли RAC. Превосходный гонщик Джон Хаугланд из Норвегии сумел занять 15-е место в общем зачете. Шустрая и маневренная, но в то же время надежная Skoda 130 LR также блистала на беспощадном ралли «Акрополис». Экипаж Кржечек-Мотль выиграл здесь в своем классе и занял 13-е место в общем зачете. Так заводская команда продолжила 17-летнюю беспроигрышную серию среди «одноклассников».
Skoda 130 LR, конечно же, пришлось нелегко в раллийных гонках, но она выстояла с честью. Сегодня печально известную группу B помнят в основном благодаря мощным монстрам, таким как Lancia Delta S4, Audi Quattro S1 или Peugeot 205 T16. Однако именно их потрясающие выступления ускорили завершение этой бурной эпохи автоспорта. Кажется невероятным, но среди них стартовала довольно скромная спецмодель из Чехословакии, Škoda 130 LR. Еще более нереальным казалась возможность ее успешного итогового результата.
Специальная Skoda 130 LR приняла участие в знаменитом ралли группы B, которое прославилось своими довольно щадящими требованиями к участвующим моделям. Именно поэтому вокруг имелось полно супермощных «зверей». Тем не менее Type 130 LR совершил немыслимый подвиг в 1986 году. Тогда, несмотря на жесточайшую конкуренцию, экипаж Кржечек-Мотль занял 6-е место в общем зачете на ралли Сан-Ремо. Правда в том, что в 1980-х годах миром правили сверхмощные машины, но малыш из Млада-Болеслава смог выстоять – и не раз! Этому поспособствовали несколько конструктивных моментов:
✅ хорошая управляемость
✅ высокое соотношение мощности к объему (100 л. с. / 1 л)
✅ легкость автомобиля (всего 730 кг)
Последний момент делал Skoda 130 LR едва ли не самой легкой раллийной моделью и давал немалые преимущества на скоростных участках. Интерьер мог показаться спартанским, но здесь не было лишнего пространства. Модель должна была компенсировать недостаток производительности по сравнению с сильными конкурентами небольшим весом. Этого удалось добиться, применив несколько технических «хитростей»:
✅ двери и передний капот изготовили из алюминия
✅ боковые и заднее стекла — из оргстекла
✅ в салоне установили только необходимое
✅ защитный каркас максимально облегчили
Для разнообразия его выполнили из дюралюминия, использовавшегося в то время в авиации. Учитывая, что некоторые из специальных автомобилей группы B того времени производили более 500 лошадиных сил, такие меры оказались совсем нелишними.
На ралли Сан-Ремо автомобиль показал прекрасный результат: 6 место в общем зачете. Однако самый грандиозный успех ждал его на турецком ралли, где австрийскому экипажу Калней-Тазрейтер удалось занять абсолютное 1 место! Таким образом, Skoda 130 LR оставила позади легендарные спорткары Audi Quattro, Peugeot 205 T16, MG Metro 6R4 и Renault 5 Turbo.
Однако это стало «лебединой песней» Skoda 130 LR. В конце сезона, после трагических аварий, FIA приняла решение упразднить группу B навсегда. После этого оставшиеся 130 LR еще два года участвовали в гонках на внутренних соревнованиях, таких как Кубок мира и дружбы. И здесь им удалось выиграть завершающий чемпионат. Модель стала последним автомобилем Skoda для соревнований с задним расположением двигателя. После этого больше внимания уделялось новому переднеприводному Favorit special с двигателем впереди.
Из первоначальных 200 автомобилей 130 LR в наше время уцелело всего несколько экземпляров. Иногда они принимают участие в любительских соревнованиях. Популярность раллийных Skoda 130 LR сегодня очень сильно растет, поэтому заводские авто переходят из рук в руки очень редко. А если и появится возможность купить его, то за огромные деньги.
Особенно нравились мне Skoda 105 с прямоугольными фарами и передним поворотником как у ГАЗ-3102 (Skoda 120 с двойными фарами, кажется, выглядела не так шикарно). Не смущал и тот факт, что у автомобиля имелся под капотом скромный 1-литровый двигатель. Хотя выражение «под капотом» не слишком подходило к этому авто, ведь оно, подобно нашему «Запорожцу», имело заднемоторную конструкцию.
Skoda 105, в которую я влюбился еще в детстве. Фото: youtube.com
Моей радости не было предела, когда в середине 80-х появилась Skoda 130. Этот автомобиль имел гораздо более мощный двигатель, чем у его предшественников (1,3 л, мощностью 58 л.с.). А, главное, у него сохранилась внешность «105-го». Теперь я, молодой советский комсомолец мечтал о таком. Но, детские мечты часто не сбываются.
Ко времени когда я подрос, произошло очень много грандиозных событий: распад Союза и прекращение выпуска моей мечты (завод освоил переднеприводный Favorit). Да и вообще. Большинство из нас в кризисные 90-е мечтали не о красивом автомобиле, а о том, как выжить в условиях тотальных невыплат заработной платы. И все же эти автомобили достойны того, чтобы о них вспомнить. Тем более, что Skoda 130 LR добилась неплохих результатов и в раллийных гонках 80-х годов.
За несколько лет: от прототипа до спорткара
Впервые «130-е» поколение с двигателем большего объема представили публики в качестве прототипа в 1984 году. Это была новая модель Skoda, массовое производство которой началось в том же году. После этого представители завода в Млада-Болеславе расширили линейку, предложив еще несколько автомобилей на новой платформе. Пора подумать и о автоспорте, который в то время имел безумную популярность. Да и прошлые модели спорткаров от концерна Skoda ни разу не подводили своих владельцев. В общем, пришло время обновить «спортивных лошадок» чехословацкой команды.
Skoda 130 LR, сконструированная специально для раллийных гонок группы В, имела ряд особенностей. Похожую концепцию «все сзади» (двигатель + привод) в этой категории имел только легендарный Porsche 911.
Еще одним фактором, подвигнувшем чехословацких инженеров к поиску новых решений, стало изменение требований к автомобилям в тогдашней Группе 2. По новым правилам успешная в прошлом модель 130 RS больше не могла принимать участия в соревнованиях. Разработка спортивной версии130 LR началась практически сразу после того, как перемены отправили на «пенсию» 130 RS. Таким образом, цель была ясна – создать достойного преемника 130 RS, базирующегося на серийной модели Skoda 105/120. От нового автомобиля ожидалось решение непростых конструктивных задач:
✅ легкость
✅ быстрота
✅ маневренность
Дизайнерам гоночного отдела Skoda пришлось собраться вместе, а результатом стало несколько нововведений. 1,3-литровый мотор получил совершенно новую восьмиканальную головку блока цилиндров из алюминия, за основу которой взяли агрегат для будущей модели Favorit. Благодаря двум двойным карбюраторам Weber он выдавал фантастические 130 л. с. (т. е. ровно сто «лошадок» на литр). И это без турбонаддува! Затем мощность переходила на задние колеса через 5-ступенчатую механическую коробку передач и самоблокирующийся дифференциал.
130 лошадиных сил для того времени от атмосферного двигателя могли казаться запредельным результатом. Тем более, для двигателя относительно небольшого объема. Для сравнения, примерно таких же результатов добивались на советских «Ладах». Но, там присутствовал 1,5 / 1,6-литровый двигатель и применялся турбонаддув.
Skoda 130 RS, ушедшая в прошлое из-за смены правил соревнований. Фото: youtube.com
Type 130 LR был одобрен официальными лицами FIA незадолго до Рождества 1984 года. Развитие успеха своего предшественника было определенно непростой задачей, но Skoda 130 LR (Estelle) все же удалось занять первые три места на Валашском зимнем ралли. Это была элита чехословацкого автоспорта: экипажи Кржечек-Мотль, Хаугланд-Болин и Квайзар-Янечек.
Прекрасный спорткар заметили и гонщики из других стран. Особенную популярность он приобрел у скандинавских спортсменов. Многие из них своей успешной карьерой в ралли обязаны именно чехословацкой технике. Так и первый международный успех пришел к Skoda 130 LR, управляемой не чехом.
На приборной панели, как и во всем салоне, только самое необходимое. Фото: youtube.com
Его зафиксировали в конце 1985 года, когда состоялось британское ралли RAC. Превосходный гонщик Джон Хаугланд из Норвегии сумел занять 15-е место в общем зачете. Шустрая и маневренная, но в то же время надежная Skoda 130 LR также блистала на беспощадном ралли «Акрополис». Экипаж Кржечек-Мотль выиграл здесь в своем классе и занял 13-е место в общем зачете. Так заводская команда продолжила 17-летнюю беспроигрышную серию среди «одноклассников».
В Группе В среди европейских монстров
Skoda 130 LR, конечно же, пришлось нелегко в раллийных гонках, но она выстояла с честью. Сегодня печально известную группу B помнят в основном благодаря мощным монстрам, таким как Lancia Delta S4, Audi Quattro S1 или Peugeot 205 T16. Однако именно их потрясающие выступления ускорили завершение этой бурной эпохи автоспорта. Кажется невероятным, но среди них стартовала довольно скромная спецмодель из Чехословакии, Škoda 130 LR. Еще более нереальным казалась возможность ее успешного итогового результата.
Экипаж Кржечек-Мотль на Сан-Ремо-86. Фото: youtube.com
Специальная Skoda 130 LR приняла участие в знаменитом ралли группы B, которое прославилось своими довольно щадящими требованиями к участвующим моделям. Именно поэтому вокруг имелось полно супермощных «зверей». Тем не менее Type 130 LR совершил немыслимый подвиг в 1986 году. Тогда, несмотря на жесточайшую конкуренцию, экипаж Кржечек-Мотль занял 6-е место в общем зачете на ралли Сан-Ремо. Правда в том, что в 1980-х годах миром правили сверхмощные машины, но малыш из Млада-Болеслава смог выстоять – и не раз! Этому поспособствовали несколько конструктивных моментов:
✅ хорошая управляемость
✅ высокое соотношение мощности к объему (100 л. с. / 1 л)
✅ легкость автомобиля (всего 730 кг)
Последний момент делал Skoda 130 LR едва ли не самой легкой раллийной моделью и давал немалые преимущества на скоростных участках. Интерьер мог показаться спартанским, но здесь не было лишнего пространства. Модель должна была компенсировать недостаток производительности по сравнению с сильными конкурентами небольшим весом. Этого удалось добиться, применив несколько технических «хитростей»:
✅ двери и передний капот изготовили из алюминия
✅ боковые и заднее стекла — из оргстекла
✅ в салоне установили только необходимое
✅ защитный каркас максимально облегчили
Для разнообразия его выполнили из дюралюминия, использовавшегося в то время в авиации. Учитывая, что некоторые из специальных автомобилей группы B того времени производили более 500 лошадиных сил, такие меры оказались совсем нелишними.
На высшей ступени пьедестала
На ралли Сан-Ремо автомобиль показал прекрасный результат: 6 место в общем зачете. Однако самый грандиозный успех ждал его на турецком ралли, где австрийскому экипажу Калней-Тазрейтер удалось занять абсолютное 1 место! Таким образом, Skoda 130 LR оставила позади легендарные спорткары Audi Quattro, Peugeot 205 T16, MG Metro 6R4 и Renault 5 Turbo.
Последняя заднемоторная Skoda. Фото: youtube.com
Однако это стало «лебединой песней» Skoda 130 LR. В конце сезона, после трагических аварий, FIA приняла решение упразднить группу B навсегда. После этого оставшиеся 130 LR еще два года участвовали в гонках на внутренних соревнованиях, таких как Кубок мира и дружбы. И здесь им удалось выиграть завершающий чемпионат. Модель стала последним автомобилем Skoda для соревнований с задним расположением двигателя. После этого больше внимания уделялось новому переднеприводному Favorit special с двигателем впереди.
Из первоначальных 200 автомобилей 130 LR в наше время уцелело всего несколько экземпляров. Иногда они принимают участие в любительских соревнованиях. Популярность раллийных Skoda 130 LR сегодня очень сильно растет, поэтому заводские авто переходят из рук в руки очень редко. А если и появится возможность купить его, то за огромные деньги.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....