
Последняя заднемоторная Skoda 130 LR – открытие ралли Сан-Ремо-86
Если бы лет сорок назад вы спросили у меня, какой я куплю себе автомобиль, когда вырасту, то услышали четкий ответ – «Шкоду»! Правда, с этим имелись немалые сложности. Во-первых, в советскую страну автомобили этой марки официально не поставлялись, во-вторых, пока я вырос, «Шкоды» серии «742» (105, 120, 130 и другие) уже остались в прошлом. Все же внешность этих авто подкупала советского мальчика, не избалованного широким ассортиментом иномарок, который мы можем увидеть сегодня, просто выглянув в окно.
Особенно нравились мне Skoda 105 с прямоугольными фарами и передним поворотником как у ГАЗ-3102 (Skoda 120 с двойными фарами, кажется, выглядела не так шикарно). Не смущал и тот факт, что у автомобиля имелся под капотом скромный 1-литровый двигатель. Хотя выражение «под капотом» не слишком подходило к этому авто, ведь оно, подобно нашему «Запорожцу», имело заднемоторную конструкцию.
Skoda 105, в которую я влюбился еще в детстве. Фото: youtube.com
Моей радости не было предела, когда в середине 80-х появилась Skoda 130. Этот автомобиль имел гораздо более мощный двигатель, чем у его предшественников (1,3 л, мощностью 58 л.с.). А, главное, у него сохранилась внешность «105-го». Теперь я, молодой советский комсомолец мечтал о таком. Но, детские мечты часто не сбываются.
Ко времени когда я подрос, произошло очень много грандиозных событий: распад Союза и прекращение выпуска моей мечты (завод освоил переднеприводный Favorit). Да и вообще. Большинство из нас в кризисные 90-е мечтали не о красивом автомобиле, а о том, как выжить в условиях тотальных невыплат заработной платы. И все же эти автомобили достойны того, чтобы о них вспомнить. Тем более, что Skoda 130 LR добилась неплохих результатов и в раллийных гонках 80-х годов.
Впервые «130-е» поколение с двигателем большего объема представили публики в качестве прототипа в 1984 году. Это была новая модель Skoda, массовое производство которой началось в том же году. После этого представители завода в Млада-Болеславе расширили линейку, предложив еще несколько автомобилей на новой платформе. Пора подумать и о автоспорте, который в то время имел безумную популярность. Да и прошлые модели спорткаров от концерна Skoda ни разу не подводили своих владельцев. В общем, пришло время обновить «спортивных лошадок» чехословацкой команды.
Еще одним фактором, подвигнувшем чехословацких инженеров к поиску новых решений, стало изменение требований к автомобилям в тогдашней Группе 2. По новым правилам успешная в прошлом модель 130 RS больше не могла принимать участия в соревнованиях. Разработка спортивной версии130 LR началась практически сразу после того, как перемены отправили на «пенсию» 130 RS. Таким образом, цель была ясна – создать достойного преемника 130 RS, базирующегося на серийной модели Skoda 105/120. От нового автомобиля ожидалось решение непростых конструктивных задач:
✅ легкость
✅ быстрота
✅ маневренность
Дизайнерам гоночного отдела Skoda пришлось собраться вместе, а результатом стало несколько нововведений. 1,3-литровый мотор получил совершенно новую восьмиканальную головку блока цилиндров из алюминия, за основу которой взяли агрегат для будущей модели Favorit. Благодаря двум двойным карбюраторам Weber он выдавал фантастические 130 л. с. (т. е. ровно сто «лошадок» на литр). И это без турбонаддува! Затем мощность переходила на задние колеса через 5-ступенчатую механическую коробку передач и самоблокирующийся дифференциал.
130 лошадиных сил для того времени от атмосферного двигателя могли казаться запредельным результатом. Тем более, для двигателя относительно небольшого объема. Для сравнения, примерно таких же результатов добивались на советских «Ладах». Но, там присутствовал 1,5 / 1,6-литровый двигатель и применялся турбонаддув.
Skoda 130 RS, ушедшая в прошлое из-за смены правил соревнований. Фото: youtube.com
Type 130 LR был одобрен официальными лицами FIA незадолго до Рождества 1984 года. Развитие успеха своего предшественника было определенно непростой задачей, но Skoda 130 LR (Estelle) все же удалось занять первые три места на Валашском зимнем ралли. Это была элита чехословацкого автоспорта: экипажи Кржечек-Мотль, Хаугланд-Болин и Квайзар-Янечек.
Прекрасный спорткар заметили и гонщики из других стран. Особенную популярность он приобрел у скандинавских спортсменов. Многие из них своей успешной карьерой в ралли обязаны именно чехословацкой технике. Так и первый международный успех пришел к Skoda 130 LR, управляемой не чехом.
На приборной панели, как и во всем салоне, только самое необходимое. Фото: youtube.com
Его зафиксировали в конце 1985 года, когда состоялось британское ралли RAC. Превосходный гонщик Джон Хаугланд из Норвегии сумел занять 15-е место в общем зачете. Шустрая и маневренная, но в то же время надежная Skoda 130 LR также блистала на беспощадном ралли «Акрополис». Экипаж Кржечек-Мотль выиграл здесь в своем классе и занял 13-е место в общем зачете. Так заводская команда продолжила 17-летнюю беспроигрышную серию среди «одноклассников».
Skoda 130 LR, конечно же, пришлось нелегко в раллийных гонках, но она выстояла с честью. Сегодня печально известную группу B помнят в основном благодаря мощным монстрам, таким как Lancia Delta S4, Audi Quattro S1 или Peugeot 205 T16. Однако именно их потрясающие выступления ускорили завершение этой бурной эпохи автоспорта. Кажется невероятным, но среди них стартовала довольно скромная спецмодель из Чехословакии, Škoda 130 LR. Еще более нереальным казалась возможность ее успешного итогового результата.
Экипаж Кржечек-Мотль на Сан-Ремо-86. Фото: youtube.com
Специальная Skoda 130 LR приняла участие в знаменитом ралли группы B, которое прославилось своими довольно щадящими требованиями к участвующим моделям. Именно поэтому вокруг имелось полно супермощных «зверей». Тем не менее Type 130 LR совершил немыслимый подвиг в 1986 году. Тогда, несмотря на жесточайшую конкуренцию, экипаж Кржечек-Мотль занял 6-е место в общем зачете на ралли Сан-Ремо. Правда в том, что в 1980-х годах миром правили сверхмощные машины, но малыш из Млада-Болеслава смог выстоять – и не раз! Этому поспособствовали несколько конструктивных моментов:
✅ хорошая управляемость
✅ высокое соотношение мощности к объему (100 л. с. / 1 л)
✅ легкость автомобиля (всего 730 кг)
Последний момент делал Skoda 130 LR едва ли не самой легкой раллийной моделью и давал немалые преимущества на скоростных участках. Интерьер мог показаться спартанским, но здесь не было лишнего пространства. Модель должна была компенсировать недостаток производительности по сравнению с сильными конкурентами небольшим весом. Этого удалось добиться, применив несколько технических «хитростей»:
✅ двери и передний капот изготовили из алюминия
✅ боковые и заднее стекла — из оргстекла
✅ в салоне установили только необходимое
✅ защитный каркас максимально облегчили
Для разнообразия его выполнили из дюралюминия, использовавшегося в то время в авиации. Учитывая, что некоторые из специальных автомобилей группы B того времени производили более 500 лошадиных сил, такие меры оказались совсем нелишними.
На ралли Сан-Ремо автомобиль показал прекрасный результат: 6 место в общем зачете. Однако самый грандиозный успех ждал его на турецком ралли, где австрийскому экипажу Калней-Тазрейтер удалось занять абсолютное 1 место! Таким образом, Skoda 130 LR оставила позади легендарные спорткары Audi Quattro, Peugeot 205 T16, MG Metro 6R4 и Renault 5 Turbo.
Последняя заднемоторная Skoda. Фото: youtube.com
Однако это стало «лебединой песней» Skoda 130 LR. В конце сезона, после трагических аварий, FIA приняла решение упразднить группу B навсегда. После этого оставшиеся 130 LR еще два года участвовали в гонках на внутренних соревнованиях, таких как Кубок мира и дружбы. И здесь им удалось выиграть завершающий чемпионат. Модель стала последним автомобилем Skoda для соревнований с задним расположением двигателя. После этого больше внимания уделялось новому переднеприводному Favorit special с двигателем впереди.
Из первоначальных 200 автомобилей 130 LR в наше время уцелело всего несколько экземпляров. Иногда они принимают участие в любительских соревнованиях. Популярность раллийных Skoda 130 LR сегодня очень сильно растет, поэтому заводские авто переходят из рук в руки очень редко. А если и появится возможность купить его, то за огромные деньги.
Особенно нравились мне Skoda 105 с прямоугольными фарами и передним поворотником как у ГАЗ-3102 (Skoda 120 с двойными фарами, кажется, выглядела не так шикарно). Не смущал и тот факт, что у автомобиля имелся под капотом скромный 1-литровый двигатель. Хотя выражение «под капотом» не слишком подходило к этому авто, ведь оно, подобно нашему «Запорожцу», имело заднемоторную конструкцию.

Моей радости не было предела, когда в середине 80-х появилась Skoda 130. Этот автомобиль имел гораздо более мощный двигатель, чем у его предшественников (1,3 л, мощностью 58 л.с.). А, главное, у него сохранилась внешность «105-го». Теперь я, молодой советский комсомолец мечтал о таком. Но, детские мечты часто не сбываются.
Ко времени когда я подрос, произошло очень много грандиозных событий: распад Союза и прекращение выпуска моей мечты (завод освоил переднеприводный Favorit). Да и вообще. Большинство из нас в кризисные 90-е мечтали не о красивом автомобиле, а о том, как выжить в условиях тотальных невыплат заработной платы. И все же эти автомобили достойны того, чтобы о них вспомнить. Тем более, что Skoda 130 LR добилась неплохих результатов и в раллийных гонках 80-х годов.
За несколько лет: от прототипа до спорткара
Впервые «130-е» поколение с двигателем большего объема представили публики в качестве прототипа в 1984 году. Это была новая модель Skoda, массовое производство которой началось в том же году. После этого представители завода в Млада-Болеславе расширили линейку, предложив еще несколько автомобилей на новой платформе. Пора подумать и о автоспорте, который в то время имел безумную популярность. Да и прошлые модели спорткаров от концерна Skoda ни разу не подводили своих владельцев. В общем, пришло время обновить «спортивных лошадок» чехословацкой команды.
Skoda 130 LR, сконструированная специально для раллийных гонок группы В, имела ряд особенностей. Похожую концепцию «все сзади» (двигатель + привод) в этой категории имел только легендарный Porsche 911.
Еще одним фактором, подвигнувшем чехословацких инженеров к поиску новых решений, стало изменение требований к автомобилям в тогдашней Группе 2. По новым правилам успешная в прошлом модель 130 RS больше не могла принимать участия в соревнованиях. Разработка спортивной версии130 LR началась практически сразу после того, как перемены отправили на «пенсию» 130 RS. Таким образом, цель была ясна – создать достойного преемника 130 RS, базирующегося на серийной модели Skoda 105/120. От нового автомобиля ожидалось решение непростых конструктивных задач:
✅ легкость
✅ быстрота
✅ маневренность
Дизайнерам гоночного отдела Skoda пришлось собраться вместе, а результатом стало несколько нововведений. 1,3-литровый мотор получил совершенно новую восьмиканальную головку блока цилиндров из алюминия, за основу которой взяли агрегат для будущей модели Favorit. Благодаря двум двойным карбюраторам Weber он выдавал фантастические 130 л. с. (т. е. ровно сто «лошадок» на литр). И это без турбонаддува! Затем мощность переходила на задние колеса через 5-ступенчатую механическую коробку передач и самоблокирующийся дифференциал.
130 лошадиных сил для того времени от атмосферного двигателя могли казаться запредельным результатом. Тем более, для двигателя относительно небольшого объема. Для сравнения, примерно таких же результатов добивались на советских «Ладах». Но, там присутствовал 1,5 / 1,6-литровый двигатель и применялся турбонаддув.

Type 130 LR был одобрен официальными лицами FIA незадолго до Рождества 1984 года. Развитие успеха своего предшественника было определенно непростой задачей, но Skoda 130 LR (Estelle) все же удалось занять первые три места на Валашском зимнем ралли. Это была элита чехословацкого автоспорта: экипажи Кржечек-Мотль, Хаугланд-Болин и Квайзар-Янечек.
Прекрасный спорткар заметили и гонщики из других стран. Особенную популярность он приобрел у скандинавских спортсменов. Многие из них своей успешной карьерой в ралли обязаны именно чехословацкой технике. Так и первый международный успех пришел к Skoda 130 LR, управляемой не чехом.

Его зафиксировали в конце 1985 года, когда состоялось британское ралли RAC. Превосходный гонщик Джон Хаугланд из Норвегии сумел занять 15-е место в общем зачете. Шустрая и маневренная, но в то же время надежная Skoda 130 LR также блистала на беспощадном ралли «Акрополис». Экипаж Кржечек-Мотль выиграл здесь в своем классе и занял 13-е место в общем зачете. Так заводская команда продолжила 17-летнюю беспроигрышную серию среди «одноклассников».
В Группе В среди европейских монстров
Skoda 130 LR, конечно же, пришлось нелегко в раллийных гонках, но она выстояла с честью. Сегодня печально известную группу B помнят в основном благодаря мощным монстрам, таким как Lancia Delta S4, Audi Quattro S1 или Peugeot 205 T16. Однако именно их потрясающие выступления ускорили завершение этой бурной эпохи автоспорта. Кажется невероятным, но среди них стартовала довольно скромная спецмодель из Чехословакии, Škoda 130 LR. Еще более нереальным казалась возможность ее успешного итогового результата.

Специальная Skoda 130 LR приняла участие в знаменитом ралли группы B, которое прославилось своими довольно щадящими требованиями к участвующим моделям. Именно поэтому вокруг имелось полно супермощных «зверей». Тем не менее Type 130 LR совершил немыслимый подвиг в 1986 году. Тогда, несмотря на жесточайшую конкуренцию, экипаж Кржечек-Мотль занял 6-е место в общем зачете на ралли Сан-Ремо. Правда в том, что в 1980-х годах миром правили сверхмощные машины, но малыш из Млада-Болеслава смог выстоять – и не раз! Этому поспособствовали несколько конструктивных моментов:
✅ хорошая управляемость
✅ высокое соотношение мощности к объему (100 л. с. / 1 л)
✅ легкость автомобиля (всего 730 кг)
Последний момент делал Skoda 130 LR едва ли не самой легкой раллийной моделью и давал немалые преимущества на скоростных участках. Интерьер мог показаться спартанским, но здесь не было лишнего пространства. Модель должна была компенсировать недостаток производительности по сравнению с сильными конкурентами небольшим весом. Этого удалось добиться, применив несколько технических «хитростей»:
✅ двери и передний капот изготовили из алюминия
✅ боковые и заднее стекла — из оргстекла
✅ в салоне установили только необходимое
✅ защитный каркас максимально облегчили
Для разнообразия его выполнили из дюралюминия, использовавшегося в то время в авиации. Учитывая, что некоторые из специальных автомобилей группы B того времени производили более 500 лошадиных сил, такие меры оказались совсем нелишними.
На высшей ступени пьедестала
На ралли Сан-Ремо автомобиль показал прекрасный результат: 6 место в общем зачете. Однако самый грандиозный успех ждал его на турецком ралли, где австрийскому экипажу Калней-Тазрейтер удалось занять абсолютное 1 место! Таким образом, Skoda 130 LR оставила позади легендарные спорткары Audi Quattro, Peugeot 205 T16, MG Metro 6R4 и Renault 5 Turbo.

Однако это стало «лебединой песней» Skoda 130 LR. В конце сезона, после трагических аварий, FIA приняла решение упразднить группу B навсегда. После этого оставшиеся 130 LR еще два года участвовали в гонках на внутренних соревнованиях, таких как Кубок мира и дружбы. И здесь им удалось выиграть завершающий чемпионат. Модель стала последним автомобилем Skoda для соревнований с задним расположением двигателя. После этого больше внимания уделялось новому переднеприводному Favorit special с двигателем впереди.
Из первоначальных 200 автомобилей 130 LR в наше время уцелело всего несколько экземпляров. Иногда они принимают участие в любительских соревнованиях. Популярность раллийных Skoda 130 LR сегодня очень сильно растет, поэтому заводские авто переходят из рук в руки очень редко. А если и появится возможность купить его, то за огромные деньги.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...