УАЗ-3172 – одна из самых удачных моделей завода, которая не встала на конвейер
Проект Ульяновского автозавода, стартовавший в далекие 70-е, носил сразу два имени. Причем одно из них было рискованным для того времени – «Симбир»: по дореволюционному названию города, в котором родился Ленин. Второе наименование «Проект Вагон» и вовсе засекретили, т. к. машину предполагалось после начала масштабного производства передать военным.
Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.
Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.
Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.
Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:
✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км
Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.
Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.
Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.
Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.
Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.
Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.
Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.
Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.
Конструкционные особенности
Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.
Сзади – тоже все «круто»! Обратите внимание на дверные ручки. Фото: YouTube.com
Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.
Силовой агрегат
Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:
✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км
Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.
Салон и приборная панель для того времени выглядели даже очень ничего. Фото: YouTube.com
Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.
Салон серийного УАЗика: как говорят в Одессе – почувствуйте разницу! Фото: YouTube.com
Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.
На пересеченной местности новому УАЗ за рубежом не было равных (испытания в 90-х). Фото: YouTube.com
Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.
Госиспытания и финал
Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.
Армейский вариант. Фото: YouTube.com
Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.
Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...