УАЗ-3172 – одна из самых удачных моделей завода, которая не встала на конвейер
Проект Ульяновского автозавода, стартовавший в далекие 70-е, носил сразу два имени. Причем одно из них было рискованным для того времени – «Симбир»: по дореволюционному названию города, в котором родился Ленин. Второе наименование «Проект Вагон» и вовсе засекретили, т. к. машину предполагалось после начала масштабного производства передать военным.
Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.
Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.
Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.
Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:
✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км
Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.
Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.
Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.
Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.
Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.
Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.
Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.
Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.
Конструкционные особенности
Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.
Сзади – тоже все «круто»! Обратите внимание на дверные ручки. Фото: YouTube.com
Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.
Силовой агрегат
Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:
✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км
Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.
Салон и приборная панель для того времени выглядели даже очень ничего. Фото: YouTube.com
Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.
Салон серийного УАЗика: как говорят в Одессе – почувствуйте разницу! Фото: YouTube.com
Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.
На пересеченной местности новому УАЗ за рубежом не было равных (испытания в 90-х). Фото: YouTube.com
Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.
Госиспытания и финал
Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.
Армейский вариант. Фото: YouTube.com
Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.
Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...