
УАЗ-3172 – одна из самых удачных моделей завода, которая не встала на конвейер
Проект Ульяновского автозавода, стартовавший в далекие 70-е, носил сразу два имени. Причем одно из них было рискованным для того времени – «Симбир»: по дореволюционному названию города, в котором родился Ленин. Второе наименование «Проект Вагон» и вовсе засекретили, т. к. машину предполагалось после начала масштабного производства передать военным.
Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.
Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.
Сзади – тоже все «круто»! Обратите внимание на дверные ручки. Фото: YouTube.com
Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.
Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:
✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км
Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.
Салон и приборная панель для того времени выглядели даже очень ничего. Фото: YouTube.com
Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.
Салон серийного УАЗика: как говорят в Одессе – почувствуйте разницу! Фото: YouTube.com
Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.
На пересеченной местности новому УАЗ за рубежом не было равных (испытания в 90-х). Фото: YouTube.com
Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.
Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.
Армейский вариант. Фото: YouTube.com
Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.
Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.
Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.
Конструкционные особенности
Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.

Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.
Силовой агрегат
Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:
✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км
Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.

Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.

Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.

Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.
Госиспытания и финал
Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.

Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.
Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...