УАЗ-3172 – одна из самых удачных моделей завода, которая не встала на конвейер
68 110

УАЗ-3172 – одна из самых удачных моделей завода, которая не встала на конвейер

Проект Ульяновского автозавода, стартовавший в далекие 70-е, носил сразу два имени. Причем одно из них было рискованным для того времени – «Симбир»: по дореволюционному названию города, в котором родился Ленин. Второе наименование «Проект Вагон» и вовсе засекретили, т. к. машину предполагалось после начала масштабного производства передать военным.


Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.

Конструкционные особенности


Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.

УАЗ-3172 – одна из самых удачных моделей завода, которая не встала на конвейерСзади – тоже все «круто»! Обратите внимание на дверные ручки. Фото: YouTube.com

Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.

Силовой агрегат


Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:

✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км

Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.

Салон и приборная панель для того времени выглядели даже очень ничего. Фото: YouTube.com

Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.

Салон серийного УАЗика: как говорят в Одессе – почувствуйте разницу! Фото: YouTube.com

Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.

На пересеченной местности новому УАЗ за рубежом не было равных (испытания в 90-х). Фото: YouTube.com

Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.

Госиспытания и финал


Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.

Армейский вариант. Фото: YouTube.com

Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.

Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.
А вы что думаете об УАЗ-3172?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....