Михаэль Шумахер: три спидометра и часы на руле
Гонщики Формулы-1 восьмидесятых не пользовались спидометром. Неожиданное заявление, на самом деле имеющее под собой почву. Если заглянуть в кокпит болида тех лет, например, McLaren MP4-2 TAG Porsche, то можно увидеть такую картину: центральное место занимает тахометр, чуть выше расположились указатели температуры масла и воды, а ниже – указатель давления в турбокомпрессоре.
Скорость определяли по тахометру: чем больше обороты, тем быстрее едешь. Традиция сохранялась до конца первой турбоэры, и продолжилась в эпоху моторов 3.5 литра. Первым «бунтарем» решившим узнать скорость болида «онлайн», стал Шумахер, только что получивший статус первого номера команды Benetton.
Михаэль хотел знать, помогает ли ускорение на низкой передаче, достигать большей максималки. Тахометр для решения не подходил, так как «Солнечный мальчик» любил менять передаточные числа КПП, а значит этот способ не работал.
– Виллем Тойт
Как аппетит приходит во время еды, так и Михаэлю вскоре оказалось мало одного спидометра. Шумахер хотел знать «минималку» в поворотах, и «максималку» в конце прямой. То есть, теперь немцу нужно было три прибора измеряющих скорость!
Оказалось, что во время пилотажа в поворотах сложно отслеживать показания цифрового спидометра, ведь значения постоянно менялись. Шумахер попросил добавить еще два указателя: прибор слева должен был показывать показывать минимальную скорость в поворотах и сохранять это значение до следующего торможения, а справа Михаэль попросил добавить дисплей фиксирующий максималку.
Как видите – никаких причуд, а только холодный расчет прагматичного гонщика, пытавшегося отыграть мгновения там, где другим и в голову не пришло бы их искать. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается победа.
В 1992 году Михаэлю захотелось узнавать собственное время на каждом секторе конкретного круга, причем не с пит-борда или по радио, а непосредственно на трассе! Тогдашняя бортовая электроника ничего подобного предложить не могла, поэтому Пэту Симмонсу пришла в голову идея установить в центре руля болида Benetton B193 Ford часы Casio F30. Вот что рассказал по этому поводу Пэт Симмонс:
По словам Симмонса, больше всего инженеров команды удивляло то, что Михаэль не просто справляется с часами во время движения, но и запоминает времена секторов, на нескольких кругах! Кстати, вот технические характеристики Benetton B193:
✅ Двигатель – Cosworth HBE
✅ Конфигурация – V8 75º
✅ Рабочий объем – 3.5 литра
✅ Мощность – 700 лошадей, при 13 200 об/мин
Итак, легенды гласят что с подачи Шумахера в Формуле-1 появился хронометраж, с дисплеем на руле, и спидометр. Но насколько эта информация достоверна? В том что касается тайминга, то только в той части, которая касается болидов Benetton и размещения прибора на руле. Бортовые компьютеры Williams и McLaren отображали время круга «онлайн» еще в начале девяностых.
А вот в том что касается спидометров, и их отсутствия на болидах Формулы-1, то это чистая правда. В восьмидесятых и начале девяностых спидометров в Королеве автогонок на самом деле не было: электронные приборы тогда показывали что угодно – давление наддува, обороты, расход топлива… но только не скорость!
Поэтому с уверенностью можно заявить: легенды, рассказанные о Михаэле Шумахере, не врут! Шумахер не просто задал тренд на увеличение числа дисплеев, рычажков и кнопок, устанавливаемых на руле, Михаэль стоял во главе этой тенденции!
Скорость определяли по тахометру: чем больше обороты, тем быстрее едешь. Традиция сохранялась до конца первой турбоэры, и продолжилась в эпоху моторов 3.5 литра. Первым «бунтарем» решившим узнать скорость болида «онлайн», стал Шумахер, только что получивший статус первого номера команды Benetton.
Benetton B1992 и B193: найдите пять обличий! Фото: Youtube.com
Михаэль хотел знать, помогает ли ускорение на низкой передаче, достигать большей максималки. Тахометр для решения не подходил, так как «Солнечный мальчик» любил менять передаточные числа КПП, а значит этот способ не работал.
Одной из первых вещей о которой Михаэль попросил технический департамент, стал спидометр. Сначала мы смеялись над этим, ведь прежде гонщикам Формулы-1 хватало тахометра. Но Михаэль объяснил что хочет понять, помогает ли разгон на низшей передаче из «медленного» поворота достичь большей максималки, или разницу «съест» лишнее переключение?
– Виллем Тойт
Как аппетит приходит во время еды, так и Михаэлю вскоре оказалось мало одного спидометра. Шумахер хотел знать «минималку» в поворотах, и «максималку» в конце прямой. То есть, теперь немцу нужно было три прибора измеряющих скорость!
Одна голова хорошо, а три – лучше
Оказалось, что во время пилотажа в поворотах сложно отслеживать показания цифрового спидометра, ведь значения постоянно менялись. Шумахер попросил добавить еще два указателя: прибор слева должен был показывать показывать минимальную скорость в поворотах и сохранять это значение до следующего торможения, а справа Михаэль попросил добавить дисплей фиксирующий максималку.
Над рулем видно два дисплея, и еще один перекрыт зеркалом. Фото: Youtube.com
Как видите – никаких причуд, а только холодный расчет прагматичного гонщика, пытавшегося отыграть мгновения там, где другим и в голову не пришло бы их искать. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается победа.
Шумахер и Casio
В 1992 году Михаэлю захотелось узнавать собственное время на каждом секторе конкретного круга, причем не с пит-борда или по радио, а непосредственно на трассе! Тогдашняя бортовая электроника ничего подобного предложить не могла, поэтому Пэту Симмонсу пришла в голову идея установить в центре руля болида Benetton B193 Ford часы Casio F30. Вот что рассказал по этому поводу Пэт Симмонс:
Михаэль хотел знать насколько улучшается в каждом секторе, но у B193 не было такого функционала. Тогда я поинтересовался: если мы прикрепим на руль часы, сможет ли он с ними справиться на ходу? Михаэль ответил утвердительно. В часовом магазине Оксфорда я купил Casio за £10: простенькие часы, но большими цифрами, и у них имелась функция секундомера. Мы отрезали ремешок, и приклеили часы к рулю.
По словам Симмонса, больше всего инженеров команды удивляло то, что Михаэль не просто справляется с часами во время движения, но и запоминает времена секторов, на нескольких кругах! Кстати, вот технические характеристики Benetton B193:
✅ Двигатель – Cosworth HBE
✅ Конфигурация – V8 75º
✅ Рабочий объем – 3.5 литра
✅ Мощность – 700 лошадей, при 13 200 об/мин
Итак, легенды гласят что с подачи Шумахера в Формуле-1 появился хронометраж, с дисплеем на руле, и спидометр. Но насколько эта информация достоверна? В том что касается тайминга, то только в той части, которая касается болидов Benetton и размещения прибора на руле. Бортовые компьютеры Williams и McLaren отображали время круга «онлайн» еще в начале девяностых.
А вот в том что касается спидометров, и их отсутствия на болидах Формулы-1, то это чистая правда. В восьмидесятых и начале девяностых спидометров в Королеве автогонок на самом деле не было: электронные приборы тогда показывали что угодно – давление наддува, обороты, расход топлива… но только не скорость!
Часы Casio F30 на руле Benetton Шумахера. Фото: Youtube.com
Поэтому с уверенностью можно заявить: легенды, рассказанные о Михаэле Шумахере, не врут! Шумахер не просто задал тренд на увеличение числа дисплеев, рычажков и кнопок, устанавливаемых на руле, Михаэль стоял во главе этой тенденции!
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...