
Михаэль Шумахер: три спидометра и часы на руле
Гонщики Формулы-1 восьмидесятых не пользовались спидометром. Неожиданное заявление, на самом деле имеющее под собой почву. Если заглянуть в кокпит болида тех лет, например, McLaren MP4-2 TAG Porsche, то можно увидеть такую картину: центральное место занимает тахометр, чуть выше расположились указатели температуры масла и воды, а ниже – указатель давления в турбокомпрессоре.
Скорость определяли по тахометру: чем больше обороты, тем быстрее едешь. Традиция сохранялась до конца первой турбоэры, и продолжилась в эпоху моторов 3.5 литра. Первым «бунтарем» решившим узнать скорость болида «онлайн», стал Шумахер, только что получивший статус первого номера команды Benetton.
Benetton B1992 и B193: найдите пять обличий! Фото: Youtube.com
Михаэль хотел знать, помогает ли ускорение на низкой передаче, достигать большей максималки. Тахометр для решения не подходил, так как «Солнечный мальчик» любил менять передаточные числа КПП, а значит этот способ не работал.
– Виллем Тойт
Как аппетит приходит во время еды, так и Михаэлю вскоре оказалось мало одного спидометра. Шумахер хотел знать «минималку» в поворотах, и «максималку» в конце прямой. То есть, теперь немцу нужно было три прибора измеряющих скорость!
Оказалось, что во время пилотажа в поворотах сложно отслеживать показания цифрового спидометра, ведь значения постоянно менялись. Шумахер попросил добавить еще два указателя: прибор слева должен был показывать показывать минимальную скорость в поворотах и сохранять это значение до следующего торможения, а справа Михаэль попросил добавить дисплей фиксирующий максималку.
Над рулем видно два дисплея, и еще один перекрыт зеркалом. Фото: Youtube.com
Как видите – никаких причуд, а только холодный расчет прагматичного гонщика, пытавшегося отыграть мгновения там, где другим и в голову не пришло бы их искать. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается победа.
В 1992 году Михаэлю захотелось узнавать собственное время на каждом секторе конкретного круга, причем не с пит-борда или по радио, а непосредственно на трассе! Тогдашняя бортовая электроника ничего подобного предложить не могла, поэтому Пэту Симмонсу пришла в голову идея установить в центре руля болида Benetton B193 Ford часы Casio F30. Вот что рассказал по этому поводу Пэт Симмонс:
По словам Симмонса, больше всего инженеров команды удивляло то, что Михаэль не просто справляется с часами во время движения, но и запоминает времена секторов, на нескольких кругах! Кстати, вот технические характеристики Benetton B193:
✅ Двигатель – Cosworth HBE
✅ Конфигурация – V8 75º
✅ Рабочий объем – 3.5 литра
✅ Мощность – 700 лошадей, при 13 200 об/мин
Итак, легенды гласят что с подачи Шумахера в Формуле-1 появился хронометраж, с дисплеем на руле, и спидометр. Но насколько эта информация достоверна? В том что касается тайминга, то только в той части, которая касается болидов Benetton и размещения прибора на руле. Бортовые компьютеры Williams и McLaren отображали время круга «онлайн» еще в начале девяностых.
А вот в том что касается спидометров, и их отсутствия на болидах Формулы-1, то это чистая правда. В восьмидесятых и начале девяностых спидометров в Королеве автогонок на самом деле не было: электронные приборы тогда показывали что угодно – давление наддува, обороты, расход топлива… но только не скорость!
Часы Casio F30 на руле Benetton Шумахера. Фото: Youtube.com
Поэтому с уверенностью можно заявить: легенды, рассказанные о Михаэле Шумахере, не врут! Шумахер не просто задал тренд на увеличение числа дисплеев, рычажков и кнопок, устанавливаемых на руле, Михаэль стоял во главе этой тенденции!
Скорость определяли по тахометру: чем больше обороты, тем быстрее едешь. Традиция сохранялась до конца первой турбоэры, и продолжилась в эпоху моторов 3.5 литра. Первым «бунтарем» решившим узнать скорость болида «онлайн», стал Шумахер, только что получивший статус первого номера команды Benetton.

Михаэль хотел знать, помогает ли ускорение на низкой передаче, достигать большей максималки. Тахометр для решения не подходил, так как «Солнечный мальчик» любил менять передаточные числа КПП, а значит этот способ не работал.
Одной из первых вещей о которой Михаэль попросил технический департамент, стал спидометр. Сначала мы смеялись над этим, ведь прежде гонщикам Формулы-1 хватало тахометра. Но Михаэль объяснил что хочет понять, помогает ли разгон на низшей передаче из «медленного» поворота достичь большей максималки, или разницу «съест» лишнее переключение?
– Виллем Тойт
Как аппетит приходит во время еды, так и Михаэлю вскоре оказалось мало одного спидометра. Шумахер хотел знать «минималку» в поворотах, и «максималку» в конце прямой. То есть, теперь немцу нужно было три прибора измеряющих скорость!
Одна голова хорошо, а три – лучше
Оказалось, что во время пилотажа в поворотах сложно отслеживать показания цифрового спидометра, ведь значения постоянно менялись. Шумахер попросил добавить еще два указателя: прибор слева должен был показывать показывать минимальную скорость в поворотах и сохранять это значение до следующего торможения, а справа Михаэль попросил добавить дисплей фиксирующий максималку.

Как видите – никаких причуд, а только холодный расчет прагматичного гонщика, пытавшегося отыграть мгновения там, где другим и в голову не пришло бы их искать. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается победа.
Шумахер и Casio
В 1992 году Михаэлю захотелось узнавать собственное время на каждом секторе конкретного круга, причем не с пит-борда или по радио, а непосредственно на трассе! Тогдашняя бортовая электроника ничего подобного предложить не могла, поэтому Пэту Симмонсу пришла в голову идея установить в центре руля болида Benetton B193 Ford часы Casio F30. Вот что рассказал по этому поводу Пэт Симмонс:
Михаэль хотел знать насколько улучшается в каждом секторе, но у B193 не было такого функционала. Тогда я поинтересовался: если мы прикрепим на руль часы, сможет ли он с ними справиться на ходу? Михаэль ответил утвердительно. В часовом магазине Оксфорда я купил Casio за £10: простенькие часы, но большими цифрами, и у них имелась функция секундомера. Мы отрезали ремешок, и приклеили часы к рулю.
По словам Симмонса, больше всего инженеров команды удивляло то, что Михаэль не просто справляется с часами во время движения, но и запоминает времена секторов, на нескольких кругах! Кстати, вот технические характеристики Benetton B193:
✅ Двигатель – Cosworth HBE
✅ Конфигурация – V8 75º
✅ Рабочий объем – 3.5 литра
✅ Мощность – 700 лошадей, при 13 200 об/мин
Итак, легенды гласят что с подачи Шумахера в Формуле-1 появился хронометраж, с дисплеем на руле, и спидометр. Но насколько эта информация достоверна? В том что касается тайминга, то только в той части, которая касается болидов Benetton и размещения прибора на руле. Бортовые компьютеры Williams и McLaren отображали время круга «онлайн» еще в начале девяностых.
А вот в том что касается спидометров, и их отсутствия на болидах Формулы-1, то это чистая правда. В восьмидесятых и начале девяностых спидометров в Королеве автогонок на самом деле не было: электронные приборы тогда показывали что угодно – давление наддува, обороты, расход топлива… но только не скорость!

Поэтому с уверенностью можно заявить: легенды, рассказанные о Михаэле Шумахере, не врут! Шумахер не просто задал тренд на увеличение числа дисплеев, рычажков и кнопок, устанавливаемых на руле, Михаэль стоял во главе этой тенденции!
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...