Михаэль Шумахер: три спидометра и часы на руле
13 247

Михаэль Шумахер: три спидометра и часы на руле

Гонщики Формулы-1 восьмидесятых не пользовались спидометром. Неожиданное заявление, на самом деле имеющее под собой почву. Если заглянуть в кокпит болида тех лет, например, McLaren MP4-2 TAG Porsche, то можно увидеть такую картину: центральное место занимает тахометр, чуть выше расположились указатели температуры масла и воды, а ниже – указатель давления в турбокомпрессоре. 


Скорость определяли по тахометру: чем больше обороты, тем быстрее едешь. Традиция сохранялась до конца первой турбоэры, и продолжилась в эпоху моторов 3.5 литра. Первым «бунтарем» решившим узнать скорость болида «онлайн», стал Шумахер, только что получивший статус первого номера команды Benetton.  

Михаэль Шумахер: три спидометра и часы на рулеBenetton B1992 и B193: найдите пять обличий! Фото: Youtube.com

Михаэль хотел знать, помогает ли ускорение на низкой передаче, достигать большей максималки. Тахометр для решения не подходил, так как «Солнечный мальчик» любил менять передаточные числа КПП, а значит этот способ не работал.

Одной из первых вещей о которой Михаэль попросил технический департамент, стал спидометр. Сначала мы смеялись над этим, ведь прежде гонщикам Формулы-1 хватало тахометра. Но Михаэль объяснил что хочет понять, помогает ли разгон на низшей передаче из «медленного» поворота достичь большей максималки, или разницу «съест» лишнее переключение? 
 
– Виллем Тойт

Как аппетит приходит во время еды, так и Михаэлю вскоре оказалось мало одного спидометра. Шумахер хотел знать «минималку» в поворотах, и «максималку» в конце прямой. То есть, теперь немцу нужно было три прибора измеряющих скорость!

Одна голова хорошо, а три – лучше


Оказалось, что во время пилотажа в поворотах сложно отслеживать показания цифрового спидометра, ведь значения постоянно менялись. Шумахер попросил добавить еще два указателя: прибор слева должен был показывать показывать минимальную скорость в поворотах и сохранять это значение до следующего торможения, а справа Михаэль попросил добавить дисплей фиксирующий максималку.

Над рулем видно два дисплея, и еще один перекрыт зеркалом. Фото: Youtube.com

Как видите – никаких причуд, а только холодный расчет прагматичного гонщика, пытавшегося отыграть мгновения там, где другим и в голову не пришло бы их искать. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается победа.

Шумахер и Casio


В 1992 году Михаэлю захотелось узнавать собственное время на каждом секторе конкретного круга, причем не с пит-борда или по радио, а непосредственно на трассе! Тогдашняя бортовая электроника ничего подобного предложить не могла, поэтому Пэту Симмонсу пришла в голову идея установить в центре руля болида Benetton B193 Ford часы Casio F30. Вот что рассказал по этому поводу Пэт Симмонс:

Михаэль хотел знать насколько улучшается в каждом секторе, но у B193 не было такого функционала. Тогда я поинтересовался: если мы прикрепим на руль часы, сможет ли он с ними справиться на ходу? Михаэль ответил утвердительно. В часовом магазине Оксфорда я купил Casio за £10: простенькие часы, но большими цифрами, и у них имелась функция секундомера. Мы отрезали ремешок, и приклеили часы к рулю.  


По словам Симмонса, больше всего инженеров команды удивляло то, что Михаэль не просто справляется с часами во время движения, но и запоминает времена секторов, на нескольких кругах! Кстати, вот технические характеристики Benetton B193:

✅ Двигатель – Cosworth HBE 
✅ Конфигурация – V8 75º
✅ Рабочий объем – 3.5 литра
✅ Мощность – 700 лошадей, при 13 200 об/мин

Итак, легенды гласят что с подачи Шумахера в Формуле-1 появился хронометраж, с дисплеем на руле, и спидометр. Но насколько эта информация достоверна? В том что касается тайминга, то только в той части, которая касается болидов Benetton и размещения прибора на руле. Бортовые компьютеры Williams и McLaren отображали время круга «онлайн» еще в начале девяностых.

А вот в том что касается спидометров, и их отсутствия на болидах Формулы-1, то это чистая правда. В восьмидесятых и начале девяностых спидометров в Королеве автогонок на самом деле не было: электронные приборы тогда показывали что угодно – давление наддува, обороты, расход топлива… но только не скорость!

Часы Casio F30 на руле Benetton Шумахера. Фото: Youtube.com

Поэтому с уверенностью можно заявить: легенды, рассказанные о Михаэле Шумахере, не врут! Шумахер не просто задал тренд на увеличение числа дисплеев, рычажков и кнопок, устанавливаемых на руле, Михаэль стоял во главе этой тенденции! 
Как вы оцениваете технические «причуды» Шумахера?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....