
Михаэль Шумахер: три спидометра и часы на руле
Гонщики Формулы-1 восьмидесятых не пользовались спидометром. Неожиданное заявление, на самом деле имеющее под собой почву. Если заглянуть в кокпит болида тех лет, например, McLaren MP4-2 TAG Porsche, то можно увидеть такую картину: центральное место занимает тахометр, чуть выше расположились указатели температуры масла и воды, а ниже – указатель давления в турбокомпрессоре.
Скорость определяли по тахометру: чем больше обороты, тем быстрее едешь. Традиция сохранялась до конца первой турбоэры, и продолжилась в эпоху моторов 3.5 литра. Первым «бунтарем» решившим узнать скорость болида «онлайн», стал Шумахер, только что получивший статус первого номера команды Benetton.
Benetton B1992 и B193: найдите пять обличий! Фото: Youtube.com
Михаэль хотел знать, помогает ли ускорение на низкой передаче, достигать большей максималки. Тахометр для решения не подходил, так как «Солнечный мальчик» любил менять передаточные числа КПП, а значит этот способ не работал.
– Виллем Тойт
Как аппетит приходит во время еды, так и Михаэлю вскоре оказалось мало одного спидометра. Шумахер хотел знать «минималку» в поворотах, и «максималку» в конце прямой. То есть, теперь немцу нужно было три прибора измеряющих скорость!
Оказалось, что во время пилотажа в поворотах сложно отслеживать показания цифрового спидометра, ведь значения постоянно менялись. Шумахер попросил добавить еще два указателя: прибор слева должен был показывать показывать минимальную скорость в поворотах и сохранять это значение до следующего торможения, а справа Михаэль попросил добавить дисплей фиксирующий максималку.
Над рулем видно два дисплея, и еще один перекрыт зеркалом. Фото: Youtube.com
Как видите – никаких причуд, а только холодный расчет прагматичного гонщика, пытавшегося отыграть мгновения там, где другим и в голову не пришло бы их искать. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается победа.
В 1992 году Михаэлю захотелось узнавать собственное время на каждом секторе конкретного круга, причем не с пит-борда или по радио, а непосредственно на трассе! Тогдашняя бортовая электроника ничего подобного предложить не могла, поэтому Пэту Симмонсу пришла в голову идея установить в центре руля болида Benetton B193 Ford часы Casio F30. Вот что рассказал по этому поводу Пэт Симмонс:
По словам Симмонса, больше всего инженеров команды удивляло то, что Михаэль не просто справляется с часами во время движения, но и запоминает времена секторов, на нескольких кругах! Кстати, вот технические характеристики Benetton B193:
✅ Двигатель – Cosworth HBE
✅ Конфигурация – V8 75º
✅ Рабочий объем – 3.5 литра
✅ Мощность – 700 лошадей, при 13 200 об/мин
Итак, легенды гласят что с подачи Шумахера в Формуле-1 появился хронометраж, с дисплеем на руле, и спидометр. Но насколько эта информация достоверна? В том что касается тайминга, то только в той части, которая касается болидов Benetton и размещения прибора на руле. Бортовые компьютеры Williams и McLaren отображали время круга «онлайн» еще в начале девяностых.
А вот в том что касается спидометров, и их отсутствия на болидах Формулы-1, то это чистая правда. В восьмидесятых и начале девяностых спидометров в Королеве автогонок на самом деле не было: электронные приборы тогда показывали что угодно – давление наддува, обороты, расход топлива… но только не скорость!
Часы Casio F30 на руле Benetton Шумахера. Фото: Youtube.com
Поэтому с уверенностью можно заявить: легенды, рассказанные о Михаэле Шумахере, не врут! Шумахер не просто задал тренд на увеличение числа дисплеев, рычажков и кнопок, устанавливаемых на руле, Михаэль стоял во главе этой тенденции!
Скорость определяли по тахометру: чем больше обороты, тем быстрее едешь. Традиция сохранялась до конца первой турбоэры, и продолжилась в эпоху моторов 3.5 литра. Первым «бунтарем» решившим узнать скорость болида «онлайн», стал Шумахер, только что получивший статус первого номера команды Benetton.

Михаэль хотел знать, помогает ли ускорение на низкой передаче, достигать большей максималки. Тахометр для решения не подходил, так как «Солнечный мальчик» любил менять передаточные числа КПП, а значит этот способ не работал.
Одной из первых вещей о которой Михаэль попросил технический департамент, стал спидометр. Сначала мы смеялись над этим, ведь прежде гонщикам Формулы-1 хватало тахометра. Но Михаэль объяснил что хочет понять, помогает ли разгон на низшей передаче из «медленного» поворота достичь большей максималки, или разницу «съест» лишнее переключение?
– Виллем Тойт
Как аппетит приходит во время еды, так и Михаэлю вскоре оказалось мало одного спидометра. Шумахер хотел знать «минималку» в поворотах, и «максималку» в конце прямой. То есть, теперь немцу нужно было три прибора измеряющих скорость!
Одна голова хорошо, а три – лучше
Оказалось, что во время пилотажа в поворотах сложно отслеживать показания цифрового спидометра, ведь значения постоянно менялись. Шумахер попросил добавить еще два указателя: прибор слева должен был показывать показывать минимальную скорость в поворотах и сохранять это значение до следующего торможения, а справа Михаэль попросил добавить дисплей фиксирующий максималку.

Как видите – никаких причуд, а только холодный расчет прагматичного гонщика, пытавшегося отыграть мгновения там, где другим и в голову не пришло бы их искать. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается победа.
Шумахер и Casio
В 1992 году Михаэлю захотелось узнавать собственное время на каждом секторе конкретного круга, причем не с пит-борда или по радио, а непосредственно на трассе! Тогдашняя бортовая электроника ничего подобного предложить не могла, поэтому Пэту Симмонсу пришла в голову идея установить в центре руля болида Benetton B193 Ford часы Casio F30. Вот что рассказал по этому поводу Пэт Симмонс:
Михаэль хотел знать насколько улучшается в каждом секторе, но у B193 не было такого функционала. Тогда я поинтересовался: если мы прикрепим на руль часы, сможет ли он с ними справиться на ходу? Михаэль ответил утвердительно. В часовом магазине Оксфорда я купил Casio за £10: простенькие часы, но большими цифрами, и у них имелась функция секундомера. Мы отрезали ремешок, и приклеили часы к рулю.
По словам Симмонса, больше всего инженеров команды удивляло то, что Михаэль не просто справляется с часами во время движения, но и запоминает времена секторов, на нескольких кругах! Кстати, вот технические характеристики Benetton B193:
✅ Двигатель – Cosworth HBE
✅ Конфигурация – V8 75º
✅ Рабочий объем – 3.5 литра
✅ Мощность – 700 лошадей, при 13 200 об/мин
Итак, легенды гласят что с подачи Шумахера в Формуле-1 появился хронометраж, с дисплеем на руле, и спидометр. Но насколько эта информация достоверна? В том что касается тайминга, то только в той части, которая касается болидов Benetton и размещения прибора на руле. Бортовые компьютеры Williams и McLaren отображали время круга «онлайн» еще в начале девяностых.
А вот в том что касается спидометров, и их отсутствия на болидах Формулы-1, то это чистая правда. В восьмидесятых и начале девяностых спидометров в Королеве автогонок на самом деле не было: электронные приборы тогда показывали что угодно – давление наддува, обороты, расход топлива… но только не скорость!

Поэтому с уверенностью можно заявить: легенды, рассказанные о Михаэле Шумахере, не врут! Шумахер не просто задал тренд на увеличение числа дисплеев, рычажков и кнопок, устанавливаемых на руле, Михаэль стоял во главе этой тенденции!
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас