Веломобиль – транспорт для всей семьи
В подростковом возрасте я очень завидовал одному мальчику младшего возраста. Дело в том, что родители подарили ему настоящий автомобиль! Конечно, это не было транспортное средство с ДВС под капотом, нет. А всего лишь детский автомобиль на педалях. Тогда еще не существовало понятия «детский веломобиль», хотя между собой люди часто называли такой транспорт «детской машинкой на педалях».
В советское времена наличие такой игрушки у ребенка сильно поднимало его статус. И пусть у большинства из нас имелись свои двухколесные подростковые или взрослые велосипеды, но собственный автомобиль был только у него. Нам тоже хотелось попробовать проехаться на диковинной штуке, но к сожалению, детский транспорт имел возрастные (скорее, я бы сказал, ростовые) ограничения, под которые я уже не подпадал. Да, усевшись в кабину чувствовалась теснота и неудобство при вращении педалей. Просто мое время ездить на таких машинках уже безвозвратно прошло.
Тогда я не мог знать, что подобная конструкция создавалась вовсе не для детского развлечения. Оказывается, за много десятилетий до того, возникла целая индустрия производства транспортных средств, получивших название «веломобиль». И предназначались они не для маленьких детей, а для взрослых. Причем, в большинстве случаев, для людей с хорошо развитой мускулатурой. Ведь часто такой транспорт принимал участие в настоящих соревнованиях.
С одной стороны, хотелось чувствовать себя почти обладателем настоящего автомобиля. С другой – дешевизна, экологическая безопасность и польза для здоровья. Совместив все это воедино, первые конструкторы около 100 лет назад получили то, что сегодня всемирно известно как веломобиль.
Именно в те времена среди советских пионеров стала широко популяризироваться тема самостоятельного изготовления детских и подростковых автомобилей с педальным приводом. Чтобы делиться опытом в этом направлении, начали постоянно проводиться семинары. В основном, они проходили в советской столице. Там же в 1931 году прошел и Первый всесоюзный сбор. На него пригласили подростков – участников Добровольного общества содействия развитию автотранспорта, тракторного и дорожного дела.
Массовые мероприятия прекрасно пропагандировали идею конструирования и производства (в дальнейшей перспективе) детских педальных автомобилей. По сути, в послевоенное время, вплоть до 70-х годов, они были единственным вариантом такого необычного транспорта. К идее создания и выпуска веломобилей для взрослых обратились лишь несколько десятилетий спустя.
Все это время педальный автомобиль воспринимался в советском обществе не более чем детский игрушечный транспорт. Никому и в голову не приходило, что веломобиль можно сделать больших размеров и приспособить для эксплуатации взрослому человеку. Всем казалось это верхом неприличия. Можно смело сказать, что сломали эти стереотипы несколько знаковых событий:
✅ нефтяной кризис 1973 года
✅ жесткая конкуренция во всем между СССР и США
✅ появление американского веломобиля Pedicar
Инженер в области авиационной техники Роберт Бундшух проявил завидную проницательность, сконструировав в 1971 году вышеназванное транспортное средство. Во время топливного кризиса оно приобрело бешеную популярность во всех Соединенных Штатах. Американцы экономили, крутя педали своих «автомобилей», а советское руководство напряглось.
И дело было не только в жестком противостоянии двух разных политических систем. В нашей стране быстро смекнули, что если в богатой Америке веломобиль нашел своих почитателей, тем более это возможно в Советском Союзе. Ведь дефицит личного автотранспорта в СССР в то время достиг своего апогея. Вот партийные руководители и подумали: а не пересадить ли нам наших граждан на автомобили… с педалями? Особенно когда речь идет о коротких поездках внутри больших городов с хорошим асфальтовым покрытием.
Основной прицел на пользователей-горожан предполагал, что веломобиль будет храниться в тесных гаражах, в идеале – в еще более тесных квартирах. Поэтому на первое место выходила компактность конструкции (складная рама) и максимальная облегченность педального транспорта. С середины 70-х за дело принялись талантливые инженеры с разных уголков страны.
Пионером стал преподаватель Харьковского политеха Ю. Стебченко. Всего на пару месяцев позже, в начале следующего 1976 года, свой двухместный «Колибри-35» представил ведущий специалист столичного завода холодильных установок В. Ульяновский. В итоге именно его 35-килограммовая конструкция вскоре стала серебряным призером ВДНХ. Такая высокая оценка дала «зеленый свет» для ее серийного производства в следующем десятилетии.
Стоит отметить, что все первые модели имели линейный привод. Именно эта особенность, а также инертность советской промышленности стали причинами того, что серийное производство советских веломобилей в 80-х так и не удалось начать. Дело было в том, что в процессе эксплуатации проявилось низкое КПД конструкции, связанной с холостым обратным движением ног. В качестве альтернативы инженеры предложили привод в виде качающихся рычагов. Однако и у него проявились свои слабые стороны. Как результат, новые разработчики в конце десятилетия вернулись к первоначальному варианту линейного привода.
В это же время в ВИСИ (г. Вильнюс) появилась группа любителей веломобилей, состоявшая из преподавателей и студентов института. Им удалось сконструировать сразу 12 транспортных средств с различным типом приводов. Все же основным сосредоточением поклонников экзотического транспорта стал столичный КЭБ. Он появился в середине мая 1986 года как клуб по интересам. Вскоре он превратился в самый многочисленный в мире. Его энтузиасты пропагандируют преимущество биологического транспорта уже более 36 лет. В последнее советское десятилетие велофестивали стали регулярными, превратившись в начале 90-х в союзные чемпионаты.
Чаще всего современный веломобиль имеет рамную конструкцию трубчатого типа. Для дополнительной прочности ее выполняют из легированной стали. Если стоит задача максимального облегчения транспортного средства, то в ход идут алюминиевые сплавы и авиационная фанера. От классического велосипеда имеется целый ряд отличий:
✅ на порядок выше обтекаемость
✅ комфортная посадка водителя
✅ 3-колесная конструкция
✅ стационарная защита от непогоды
При этом сам кузов может быть классического закрытого типа или кабриолет. Существует и 3 разных типа приводных механизмов:
✅ ножной
✅ ручной
✅ полноприводный (или комбинированный)
Движение приводного механизма также осуществляется несколькими способами: по линии, по кругу или по эллипсу. На сегодняшний день популярная идея электроприводов уже нашла применение и в этой технике, как вспомогательная движущая сила. Для переключения передач обычно используется велосипедная планетарная втулка.
Современные модели производятся, в основном, для коммерческих целей. Хотя еще остались и любители-одиночки. Большое внимание в конструкции сейчас уделяется ее обтекаемости. По расчетам специалистов, именно она служит причиной того, что скорость обычного велосипеда ниже на 10-60 % от его более приземистого коллеги. Кстати, рекорд скорости на веломобиле «Вектор-Скиф», установленный в 1990 году В. Смирновым (75 км / ч), до сих пор остался лучшим достижением на постсоветском пространстве.
В советское времена наличие такой игрушки у ребенка сильно поднимало его статус. И пусть у большинства из нас имелись свои двухколесные подростковые или взрослые велосипеды, но собственный автомобиль был только у него. Нам тоже хотелось попробовать проехаться на диковинной штуке, но к сожалению, детский транспорт имел возрастные (скорее, я бы сказал, ростовые) ограничения, под которые я уже не подпадал. Да, усевшись в кабину чувствовалась теснота и неудобство при вращении педалей. Просто мое время ездить на таких машинках уже безвозвратно прошло.
Мечта детства советских ребят. Фото: youtube.com
Тогда я не мог знать, что подобная конструкция создавалась вовсе не для детского развлечения. Оказывается, за много десятилетий до того, возникла целая индустрия производства транспортных средств, получивших название «веломобиль». И предназначались они не для маленьких детей, а для взрослых. Причем, в большинстве случаев, для людей с хорошо развитой мускулатурой. Ведь часто такой транспорт принимал участие в настоящих соревнованиях.
Пионерское творчество или педальный транспорт своими руками
С одной стороны, хотелось чувствовать себя почти обладателем настоящего автомобиля. С другой – дешевизна, экологическая безопасность и польза для здоровья. Совместив все это воедино, первые конструкторы около 100 лет назад получили то, что сегодня всемирно известно как веломобиль.
Первые веломобили в СССР появились в начале 30-х годов прошлого столетия. Это время характерно высоким наращиванием технического потенциала и именно тогда родились многие перспективные разработки новых транспортных средств различных направлений.
Именно в те времена среди советских пионеров стала широко популяризироваться тема самостоятельного изготовления детских и подростковых автомобилей с педальным приводом. Чтобы делиться опытом в этом направлении, начали постоянно проводиться семинары. В основном, они проходили в советской столице. Там же в 1931 году прошел и Первый всесоюзный сбор. На него пригласили подростков – участников Добровольного общества содействия развитию автотранспорта, тракторного и дорожного дела.
Первые веломобили были очень простой конструкции. Фото: youtube.com
Массовые мероприятия прекрасно пропагандировали идею конструирования и производства (в дальнейшей перспективе) детских педальных автомобилей. По сути, в послевоенное время, вплоть до 70-х годов, они были единственным вариантом такого необычного транспорта. К идее создания и выпуска веломобилей для взрослых обратились лишь несколько десятилетий спустя.
Нефтяной кризис и веломобили для взрослых
Все это время педальный автомобиль воспринимался в советском обществе не более чем детский игрушечный транспорт. Никому и в голову не приходило, что веломобиль можно сделать больших размеров и приспособить для эксплуатации взрослому человеку. Всем казалось это верхом неприличия. Можно смело сказать, что сломали эти стереотипы несколько знаковых событий:
✅ нефтяной кризис 1973 года
✅ жесткая конкуренция во всем между СССР и США
✅ появление американского веломобиля Pedicar
Инженер в области авиационной техники Роберт Бундшух проявил завидную проницательность, сконструировав в 1971 году вышеназванное транспортное средство. Во время топливного кризиса оно приобрело бешеную популярность во всех Соединенных Штатах. Американцы экономили, крутя педали своих «автомобилей», а советское руководство напряглось.
Pedicar, заставивший забеспокоится советских руководителей. Фото: youtube.com
И дело было не только в жестком противостоянии двух разных политических систем. В нашей стране быстро смекнули, что если в богатой Америке веломобиль нашел своих почитателей, тем более это возможно в Советском Союзе. Ведь дефицит личного автотранспорта в СССР в то время достиг своего апогея. Вот партийные руководители и подумали: а не пересадить ли нам наших граждан на автомобили… с педалями? Особенно когда речь идет о коротких поездках внутри больших городов с хорошим асфальтовым покрытием.
Конструкторы-самоучки и инертность советской промышленности
Основной прицел на пользователей-горожан предполагал, что веломобиль будет храниться в тесных гаражах, в идеале – в еще более тесных квартирах. Поэтому на первое место выходила компактность конструкции (складная рама) и максимальная облегченность педального транспорта. С середины 70-х за дело принялись талантливые инженеры с разных уголков страны.
Пионером стал преподаватель Харьковского политеха Ю. Стебченко. Всего на пару месяцев позже, в начале следующего 1976 года, свой двухместный «Колибри-35» представил ведущий специалист столичного завода холодильных установок В. Ульяновский. В итоге именно его 35-килограммовая конструкция вскоре стала серебряным призером ВДНХ. Такая высокая оценка дала «зеленый свет» для ее серийного производства в следующем десятилетии.
С самого начала веломобиль задумывался как «авто-обманка». Фото: youtube.com
Стоит отметить, что все первые модели имели линейный привод. Именно эта особенность, а также инертность советской промышленности стали причинами того, что серийное производство советских веломобилей в 80-х так и не удалось начать. Дело было в том, что в процессе эксплуатации проявилось низкое КПД конструкции, связанной с холостым обратным движением ног. В качестве альтернативы инженеры предложили привод в виде качающихся рычагов. Однако и у него проявились свои слабые стороны. Как результат, новые разработчики в конце десятилетия вернулись к первоначальному варианту линейного привода.
В это же время в ВИСИ (г. Вильнюс) появилась группа любителей веломобилей, состоявшая из преподавателей и студентов института. Им удалось сконструировать сразу 12 транспортных средств с различным типом приводов. Все же основным сосредоточением поклонников экзотического транспорта стал столичный КЭБ. Он появился в середине мая 1986 года как клуб по интересам. Вскоре он превратился в самый многочисленный в мире. Его энтузиасты пропагандируют преимущество биологического транспорта уже более 36 лет. В последнее советское десятилетие велофестивали стали регулярными, превратившись в начале 90-х в союзные чемпионаты.
Конструктивные особенности и современная история веломобилей
Чаще всего современный веломобиль имеет рамную конструкцию трубчатого типа. Для дополнительной прочности ее выполняют из легированной стали. Если стоит задача максимального облегчения транспортного средства, то в ход идут алюминиевые сплавы и авиационная фанера. От классического велосипеда имеется целый ряд отличий:
✅ на порядок выше обтекаемость
✅ комфортная посадка водителя
✅ 3-колесная конструкция
✅ стационарная защита от непогоды
При этом сам кузов может быть классического закрытого типа или кабриолет. Существует и 3 разных типа приводных механизмов:
✅ ножной
✅ ручной
✅ полноприводный (или комбинированный)
Движение приводного механизма также осуществляется несколькими способами: по линии, по кругу или по эллипсу. На сегодняшний день популярная идея электроприводов уже нашла применение и в этой технике, как вспомогательная движущая сила. Для переключения передач обычно используется велосипедная планетарная втулка.
Современный велоэлектромобиль SWIFT. Фото: youtube.com
Современные модели производятся, в основном, для коммерческих целей. Хотя еще остались и любители-одиночки. Большое внимание в конструкции сейчас уделяется ее обтекаемости. По расчетам специалистов, именно она служит причиной того, что скорость обычного велосипеда ниже на 10-60 % от его более приземистого коллеги. Кстати, рекорд скорости на веломобиле «Вектор-Скиф», установленный в 1990 году В. Смирновым (75 км / ч), до сих пор остался лучшим достижением на постсоветском пространстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...